Урок русского языка в 3 классе

Тема урока:парные согласные в середине слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_3_klass.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

3 класс (система Л.В.Занкова )

                                                               Учитель  Рашина Людмила Николаевна

                                             МБОУ СОШ №18, г. Белгород

Тема: Парные согласные звуки в середине слова.

Цели: организовать работу по усвоению правила правописания парных согласных в корне слова; способствовать совершенствованию умений наблюдать, сравнивать; прививать интерес к предмету, воспитывать добрые чувства и развивать творческий потенциал учащихся.

Ход урока

І. Организационный момент.

У. Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Посмотрели друг на друга, глазки на меня, улыбнулись…

Я желаю Вам успехов и удачи на уроке.

І І. Чистописание, сообщение целей урока.

У. Запишите, продолжите закономерность.

              в  ф  г  к  д  т

У. Догадались, над чем будем работать сегодня на уроке?

Д. Над парными согласными.

У. На какие две группы можно разделить парные согласные?

Д. На звонкие и глухие согласные.

І І І. Работа по теме урока.

1.На доске записаны слова:

Кровать, глазки, лошадка, глаз, кроватка, лошадь, дубки, тетрадка, дуб, тетрадь.

У. Разделите слова на две группы. На какие группы можно поделить слова?

Д. На слова с парными согласными в конце слова и на слова с парными согласными в середине слова.

Кровать          кроватка

Лошадь          лошадка

Тетрадь          тетрадка

Глаз                глазки

Дуб                 дубки

У. Понаблюдайте, как произносятся парные согласные в конце слова и в середине слова.

Д. Как глухие согласные.

У. Как проверить парный согласный в конце слова?

Д. Чтобы правильно написать  парный согласный в конце слова, его надо проверить. Для этого слово надо изменить так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

У. А можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова?

Д.Можно.

У. Проверьте.

2. Фронтальная работа.

Упр. 187., с. 98

У.  Понаблюдаем за словами. Как произносятся звуки на месте выделенных букв?

Д. Как глухие согласные.

У. Какие звуки – звонкие или глухие – произносятся после них?

Д. Глухой [к ].

У. Какой вывод можно сделать?

Д. Парные согласные перед глухими согласными произносятся как глухие согласные звуки.

У. Как правильно написать слова  с парными согласными в середине слова?

Д. Надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

3. Самостоятельная работа

Упр.188, с.98.

У. Сравните произношение согласных звуков на месте выделенных букв. Какие звуки следуют за ними? Подумайте, какое слово будет проверочным. Подчеркните его.

1 ряд списывает 1 строку

2 ряд – 2 строку

3 ряд – 3 строку

4. Знакомство с правилом

С.99

5. Коллективная работа.

У. Что такое антонимы?

Д. Антонимы – это слова, которые противоположные по значению.

Запись под диктовку. Подобрать антоним и проверочное слово

Один ученик работает у доски.

Высокий – низкий (низок)

Горький – сладкий (сладок)

Широкий – узкий (узок)

Далекий – близкий (близок)

ІV. Физкультминутка

Д. Если я назову слово, в котором есть парный согласный в середине слова, который надо проверять, вы потягиваетесь, поднимая руки вверх. Если в слове не надо проверять согласный, вы приседаете.

Корова, петушки, кружки, глаза, лошадка, труба, утюги, рыбка, шкафы, лопата, грядка.

V. Словарно-орфографическая работа.

Восстановите слова.

Фтбл (футбол), лгк (легко), ксмнвт (космонавт)

У. Объясните лексическое значение слов. Где можете найти информацию о значении словарных слов?

Д. Футбол – командная игра, в которой игроки стремятся ударами ноги забить мяч в ворота соперника.

Легко – незначительно по весу.

Космонавт – специалист, совершающий полет в космическом пространстве.

У. Что объединяет слова?

Д. Слова с парными согласными?

У. Какое слово лишнее?

Д. Легко – наречие, футбол, космонавт – имена существительные.

Д. Легко – можно проверить (легенький), футбол, космонавт – надо запомнить.

V. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа. Работа в парах.

(Карточки с заданием лежат на партах).

Проверка.

Дети читают предложения. На веерах показывают буквы, пропущенные в словах.

Красна ягодка, да на вкус горька.

Мягкие лапки, а на лапках царапки.

VІ. Работа по повторению

     1. Работа над пословицей

Нет лучшего дружка, чем родная матушка

У. Объясните пословицу. Найдите слова с изученными орфограммами.

   

2. Составление синонимического ряда слов.

У. Давайте вспомним, что такое синонимы?

Д. Синонимы – это слова близкие по значению

У. Составьте синонимический ряд с главным словом мать.

Д. Мама, мамаша, маменька, матушка, мамочка.

У. Давайте обратимся к толковому словарю и познакомимся с информацией  о лексическом значении слова «мать»

   

 3. Работа с толковым словарем В.И.Даля.

Дети читают в толковом словаре толкование слова мать.

Мать, мати, матерь, родительница, мама. Мать, в ласкательном виде, переиначено в разных местностях на разные лады: матушка, мамочка, мама, маменька. Матушкою чествуют попадью, и всякую женщину в летах.

4.Разбор слов по составу 

Мама, мамаша, маменька, матушка, мамочка.

У. Какой же корень в этих словах?

Д. мам

Д. мат

У. Перед нами возникла проблема. Кто прав? Давайте обратимся к этимологическому словарю.

Один ученик читает:

Мать. Общеславянское. Первоначальное mati изменилось на почве русского языка в мать в результате утраты конечного безударного и. В дальнейшем, вероятно, производное от детского лепетного мама.

4.Дифференцированная работа

а) Фонетический разбор слова мамочка (1 человек у доски)

б) Разбор слов по составу (1 человек работает по карточке)

в) Коллективная работа.

Составить предложение со словом мама.

Разобрать по членам предложения и по частям речи предложение

Дети поздравили маму с праздником.

VІІ. Аутотренинг-релаксация.

У. В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем.

VІІІ. Творческая работа.

У. На листиках-солнышках, которые лежат у вас на партах, напишите несколько строчек, в которых выразите свою любовь, нежность, признательность своим мамам. Когда будете писать свои послания, постарайтесь употребить слова с парными согласными звуками. Подарите эти «солнышки» самым близким, дорогим людям – мамам.

ІХ. Подведение итогов.

У. Над какими согласными мы сегодня работали?

Д. Над парными согласными.

У. На какие группы делятся парные согласные?

Д. На звонкие и глухие.

У. Когда проверяем парный согласный, где он находится в слове?

Д. Парные согласные надо проверять в середине и в конце слова.

У. Как проверить правописание парных согласных?

Д. Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный.

     (По ходу обсуждения составляется такая схема)

                                                         

         

   

Х. Домашнее задание

С. 100 . упр. 190. По выбору. Записать одну из загадок. В корнях выделенных слов подчеркните знакомые орфограммы.

                                           

 ХІ. Рефлексия.

У. Вот и окончился урок.

Продолжите данные предложения

Сегодня на уроке

Я научился…..

Было интересно... Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал…

Ребята, спасибо за урок.