Работа с детьми, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке

Карпова Лена Семеновна

Дети «группы риска» –это обучающиеся, у которых в течение длительного времени (более трёх месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально – эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах, проявляющие признаки асоциального поведения.

Работа классного руководителя по выявлению «трудных» учащихся.

Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска, по какой причине.

Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.

Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).

Шаг 4. Составить карту учащегося.

Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.

Каждому классному руководителю необходимо:

  • составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
  • вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями

Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет.

Решение об этом принимает Совет профилактики школы.

Формы работы с детьми "группа риска" и их родителями:

- посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами);

- внеклассная деятельность в школе;

- экскурсии;

- туристические походы;

- участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др. ; 

- индивидуальные беседы с родителями; 

- тематические родительские собрания;

- привлечение родителей к организации дел в классе, школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о работе с детьми «группа риска»

МБОУ «______________________________»

Информация ученика ___ класса

Ф.И. __________________________

Индивидуальная работа

Тема

Дата

Примечание

Индивидуальная беседа «Как провел лето»

Сентябрь

Летом ________ посетил лагерь «______», помогал родителям по домашнему хозяйству, по ремонту дома. Родители контролировали вечернее времяпровождение ребенка

Индивидуальная беседа «Вредные и опасные привычки»

Октябрь

Дать представление о вредных привычках и их влиянии на здоровье, развитие личности и поведение человека,   Формировать сознательное отношение учащегося к своему здоровью;

Пропаганда здорового образа жизни; 

ТБ во время осенних каникул

Ноябрь

Техника безопасности и правила поведения учащихся во время осенних каникул.

Индивидуальная беседа «Культура речи.  Ненормативная лексика»

Ноябрь

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека. 

ТБ во время каникул

Декабрь

Техника безопасности и правила поведения учащихся во время зимних каникул.

Индивидуальная беседа «Самоконтроль и требовательность к себе»

Январь

Расширить представление у ученика о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Примерная тематика классных часов

Тема классных часов

Дата

1 сентября – День Знаний. Учитель перед именем твоим…

 «Внимание Дети!»

«Трезвость – выбор сильных»

«Что такое безопасность»

«Нет тебя дороже…» (День матери)

«Мы за здоровый образ жизни. Вредные привычки»

 «Взаимоотношение в классе»

«Безопасный интернет»

«Сообщи, где торгуют смертью»

«Я и мои права»

« Моя будущая профессия»

«Как мы можем защитить природу»

«День борьбы против СПИДА»

 «День Конституции Российской Федерации»

«Кому я доверяю?»

«Новый 2019 год»

«Великие люди России»

«Ориентация в жизни»

 «В мире профессий»

Работа с родителями

Тема

Дата

Примечание

Посещение- рейд на дому

Конец августа

Ребенок готов к новому учебному году,  родители приобрели новые учебные принадлежности, канцтовары, школьную форму.

Индивидуальная беседа «Ответственность родителей за своих детей во внеурочное время»

Сентябрь

Родительское собрание «Успеваемость учащихся, планы на новый уч.год»

Сентябрь

Посещение – рейд на дому

Октябрь

Успеваемость ребенка

Ноябрь

Рейд родителей класса во время каникулов

Ноябрь

Общешкольное родительское собрание «Ответственность родителей за обучение и воспитание детей»

Ноябрь

Родительское собрание «Первые проблемы подросткового возраста»

Декабрь

Участие родителя в проведении новогоднего праздника

Декабрь

Участие учащегося на мероприятии

Название мероприятия

Дата

Уровень

Примечание



Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

НАБЛЮДЕНИЙ

_____________________________________________________________

Фамилия, имя

учащегося ____ класса

классный руководитель______________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный дневник предназначен для работы учителей или ассистентов в коррекционных классах. С его помощью педагог сможет прослеживать развитие детей по определённому предмету, используя методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, а также психологические методы для своевременной коррекции мыслительного процесса учащихся.

Коррекционный дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогами.

Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия.

Цель: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего обучения и развития, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, подготовка к восприятию нового учебного материала, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков.

Задачи:

-  ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях

 развитие мотивации учебной деятельности

- развитие функции самоконтроля

 повышение работоспособности и самостоятельности

 формирование адекватной самооценки

формирование и развитие логического мышления

 развитие навыков планирования собственной деятельности

 развитие внимания и памяти

 развитие навыков контроля и словесного отчёта

Предмет коррекции: развитие мыслительных процессов у учащихся.

Объект коррекции: дети с задержкой психического развития.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ФИО ученика (цы)

______________________________________________________________________

Класс _______________

Дата (число, месяц, год) и место рождения

_______________________________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Семья ребенка:__________________________________________________________

Мать_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Отец______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Группа здоровья ребенка, заболевания:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение ПМПК ______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Параметры

Мнение

ученика

Мнение

родителей

Мнение

учителя

Предметы, изучаемые с

удовольствием

Предметы,

вызывающие

трудности

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА УЧАЩЕГОСЯ

Нравственное воспитание

Да (+)

Нет (-)

Сквернословит

Грубит

Дисциплинирован

Уважает старших

Курит

Соблюдает правила школы

Помогает одноклассникам

Вежлив

Следит за внешним видом

Проявляет самостоятельность

Соблюдает личную гигиену

Критичен

Любит животных

Учебная деятельность

Учится хорошо

Учится с желанием

Выполняет домашние задания

Содержит в порядке учеб. принадлежности

Активен на уроках

Опаздывает

Прогуливает

Соблюдает дисциплину на уроках

Отношение к труду

Любит уроки труда

Готов помочь

Легко овладевает трудовыми навыками

Аккуратен в работе


КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ

Содержание наблюдений

Не наблюдается

Иногда

Часто

1

Учебная деятельность:

равнодушие

нежелание учиться

низкая успеваемость

затруднение в освоении учебных программ

систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.

2

Взаимоотношения со сверстниками.

Положение в классе:

изоляция

противопоставление себя коллективу

положение вожака микрогруппы, состоящих из трудных учащихся.

Отношение к другим детям:

жестокое обращение со слабыми и младшими;

пренебрежительное отношение к сверстникам;

принадлежность к различным молодежным группам.

3

Взаимоотношения со взрослыми.

С учителями:

конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;

грубость;

бестактность;

ложь.

С родителями:

конфликтный характер;

ложь;

грубость, хамство.

4

Проведение свободного времени:

не занимается в кружках и секциях;

проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);

употребляет спиртные напитки;

курит;

зарабатывает себе на жизнь;

5

Отношения к труду, профессиональная ориентация.

Выбор профессии (для старшеклассников):

незнание своих возможностей и способностей

профессиональная неопределенность

неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии

Отношение к труду:

отрицательное отношение

невыполнение трудовых обязанностей в школе и дома

недобросовестное отношение

6

Поведение и поступки.

В школе:

прогулы;

нарушения требований школьной дисциплины;

нецензурная брань

жаргонная речь

порча школьного имущества

срыв уроков

драки

В семье:

побеги из дома

невыполнение домашних обязанностей

Противоправные поступки:

бродяжничество

попрошайничество

азартные игры

употребление наркотиков

проституция

воровство

вымогательство

порча имущества

нанесение телесных повреждений (драка)

ТАБЛИЦА СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ

Заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой:

Деятельность ребенка

Делает +

Делает не всегда +-

Делает, но редко -+

Не делает -

Сентябрь

Декабрь

Май

Маршрутная деятельность

Знает, где раздевалка; приходя в школу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку

Берет свой портфель и идет в свой класс

В классе находит свое место; достает из портфеля необходимые вещи, в соответствии с уроком; портфель помещает на соответствующее место

В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя

После урока меняет учебники и тетради для следующего урока

Во время перемены вместе с другими учениками под руководством учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столовую, в спортзал, в другие классы, после уроков – в раздевалку

После уроков собирает все вещи в портфель

Другое

Витальная деятельность

(навыки самообслуживания)

Во время урока (или на перемене) может попроситься в туалет

Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены

Моет руки перед едой и после туалета

Находясь в столовой, ест

Другое

Коммуникативная деятельность

Выполняет инструкции учителя

Может повторять действия за учителем

Смотрит на учителя

Задает вопросы

Отвечает на вопросы

Поднимает руку, когда знает ответ

Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски

Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учителем

На перемене общается со сверстниками

Другое

Учебная деятельность

Может самостоятельно писать

Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте

Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием

Рисует

Пользуется красками, фломастерами, мелками

Другое

Этика отношений

Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией

Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты»

Ждет, когда надо ждать всех

Помогает другим, по просьбе

Помогает другим, без просьбы, по ситуации

Поздравляет, выражает радость успеху других

Переживает за других в случае грустной ситуации

Другое

Осознавание себя и смысла учебы

Радуется похвале

Понимает и серьезен, когда его действия критикуют

Стремится исправить свое поведение или оценку

Выражает разную степень интереса к темам и урокам

Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать)

Другое

ДАННЫЕ НА УЧАЩИХСЯ ПО УРОВНЮ ОВЛАДЕНИЯ ЖИЗНЕННЫМИ НАВЫКАМИ

Дневник состоит из двух разделов, которые соответствуют тем задачам, которые он выполняет. В первом отмечают степень овладения жизненными навыками учеником. Наиболее полные знания об этом имеют классные руководители, воспитатели, а также, по ряду навыков, школьные логопеды и психологи. При необходимости, к этой работе можно привлечь и других специалистов, работающих с ребенком, а также родителей, выяснив необходимую информацию с помощью бесед, анкет, тестов и т.п. При этом рассматриваются все необходимые условия, обеспечивающие полноценное владение навыком, что позволяет более точно проводить работу по его формированию.

Рекомендуется пользоваться следующими критериями при характеристике уровня овладения ребенком каждым элементом навыка:

оценка

критерии

0

никогда не проявляется/не сформировано

1

редко проявляется/начинает формироваться (овладевает)

2

часто проявляется/сформировано (овладение) недостаточно

3

всегда проявляется/сформировано(владеет) в пределах возрастной нормы

Оценки выставляются в начале учебного года и по его окончании (в таблице: «н» - начало года, «к» - конец года).

Кроме этой таблицы, на каждого ребенка заполняется еще одна, в которой представлена информация по факторам, чаще всего мешающим овладению жизненными навыками (таблица 2).

Жизненные навыки

Необходимые условия овладения навыком

Оценка сформированности

н

к

Навыки межличностного общения

стремится общаться со сверстниками

стремится общаться со взрослыми

хорошо владеет диалогической речью

Навыки ведения переговоров/отказа

знает основные признаки конфликтной ситуации

знает основные способы выхода из конфликтной ситуации

использование навыка в практике поведения

Навык сопереживания

знает стандартные ситуации, при которых люди нуждаются в поддержке

знает возможные формы поддержки

При необходимости оказывает возможную помощь

знает стандартные ситуации, при которых можно радоваться успехам кого-то

знает возможные формы проявления радости

При необходимости сопереживает

Сотрудничество и коллективная/групповая работа

хорошо работает в коллективе/группе

переоценивает свои возможности при работе в группе/коллективе

Навыки принятия решения/ решение проблем

знает основные формы сбора информации

При необходимости способен собрать нужную информацию

понимает последствия совершаемых действий(для себя/других)

умеет находить несколько вариантов решения

умеет выделять наиболее оптимальные варианты решения проблемы

Навыки увеличения уверенностии способностей самоконтроля, принятия ответственности, изменения или достижения изменений

имеет чувство собственного достоинства

уверен в своих возможностях

понимает свои сильные и слабые стороны

учитывает свои сильные и слабые стороны при решении жизненных задач

способен принимать на себя ответственность

Навыки управления чувствами/эмоциями

умеет осознавать появление чувства

гнева,

злости,

обиды,

горя,

тревоги

знает способы управления чувствами

гнева,

злости,

обиды,

горя,

тревоги

способен регулировать у себя чувства

гнева,

злости,

обиды,

горя,

тревоги

Навыки управления стрессом

умеет планировать свое время, эффективно его распределять (контроль времени)

решая жизненные задачи, исходит из понятий добра, милосердия, любви и т.п. (позитивное мышление)

знает способы, как снять напряжение (элементы методик релаксации)

в случае необходимости может снять напряжение

Навыки пропаганды/защиты интересов

(9-12 кл.)

знает основные способы влияния на навыки и убеждения

способен влиять на навыки и убеждения

может отстаивать собственные интересы

Навыки критического мышления

(9-12 кл.)

знает основные признаки конфликтной ситуации

знает основные способы выхода из конфликтной ситуации

Правильно выходит из конфликтной ситуации

Факторы, мешающие овладению жизненным навыком

н

к

наблюдаются тревожные состояния

наблюдаются проявления агрессии

наблюдается враждебное отношение к окружающим

бывает частая смена настроения

плаксивость

замкнутость

излишняя обидчивость

протестные реакции

неуверенное поведение

СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

Дата

Наблюдение

Меры

Дата

Наблюдение

Меры



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ожулунская средняя общеобразовательная школа»

Классный руководитель:

Карпова Лена Семеновна

Работа классного руководителя с детьми,

находящихся в кризисном состоянии,

нуждающихся в психолого-педагогической поддержке («группа риска»)

Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило мне определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности:

 слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий при выполнении определѐнной задачи, невозможность выделить в объекте достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость, несобранность, быстрая утомляемость.

Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат каждого участника образовательного процесса.

Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска. Ведущая роль принадлежит классному руководителю, целью которой является - оказание квалифицированной помощи обучающемуся в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с учащимся.

Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие:

  • выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

  • непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».

Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом:

  • выявление детей группы риска;
  • диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
  • составление определенной программы профилактики или коррекции;
  • воплощение программы в жизнь;
  • подведение итогов, коррекция полученных результатов.

Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:

1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива:

личные дела учащихся;

результаты медицинского обследования;

психолого-педагогические характеристики;

результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;

результаты диагностирования педагога-психолога;

жизнедеятельность учащихся в школе;

в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся.

2 этап - Выявление учащихся группы риска:

составляет карту класса по выявлению детей группы риска; выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;

         составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.

3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка;

 выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»;

 классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

 перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребѐнка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

воспитание нравственно-правовой убежденности;

                                 формирование адекватной самооценки, способности

                                 критически относиться к самому себе;

 развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

 включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

 организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

 предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);

                                 обеспечение благоприятного социально-психологического климата;        

                                 способствование заполнению пробелов в знаниях.

Программа индивидуального сопровождения ребенка «группы риска» может включать в себя:

 взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;

 организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);

                                  помощь в преодолении учебных затруднений;

 помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;

 сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);

                                 организацию и предоставление бесплатного питания в школе;

 защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны родителей и представителей ближайшего окружения.

5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий;

 классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения).

На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:

  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание

  1. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств

  1. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями

  1. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности

индивида

  1. Метод  порицания  –  реакция  на  нежелательные  деятельность  и

поведение

  • своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска» и их семьям, классный руководитель взаимодействует с социальным педагогом, педагогом-психологом, учителями, с медицинским работником и представителями администрации.

6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов;

Классный руководитель представляет данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям:

участие учащегося в общественной жизни класса;

приемлемые (позитивные) качества личности;

взаимоотношения со сверстниками;

досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);

каково влияние семьи;

имеют ли место конфликты в классе и их причины;

 эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).

Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме, где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.

При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.

Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей.

  • Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

  • Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

  • Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Документация классного руководителя

для работы с детьми "группы риска"

Выявление обучающихся "Группы риска"

Класс:

Классный руководитель:

1. Учащиеся, имеющие пропуски уроков и учебных дней:

По уважительным причинам

По неуважительным причинам

Фамилии учащихся

Количество пропусков

Фамилии учащихся

Количество пропусков

2. Учащиеся, имеющие проблемы:

в учебной сфере (укажите предметы и предполагаемую причину учебных затруднений):  

социально-эмоциональные:

Проблемы поведения

Проблемы в общении

Другие проблемы

в социальной сфере:

Кризисная ситуация в семье

Социально-уязвимые семьи (семьи с низким достатком )

"Поздние

дети"

Жесткий стиль семейного воспитания (применение к детям физических наказаний и др.)

Недостаток внимания к ребенку со стороны родителей

3. Семьи, не поддерживающие контакт со школой:   _________________________________

Дата__________________

Классный руководитель        ____________/________________/

Психолог ____________/________________/

Социальный педагог____________/________________/

Общие сведения об обучающемся и его семье

  1. ФИО ученика :
  2. Класс:
  3. Дата (число, месяц, год) и место рождения:
  4. Домашний адрес:
  5. Семья ребенка:

Мать: __________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

            Отец ____________________________________________________________________

(ФИО, место работы, контактный телефон, образование)

Жилищно-бытовые условия _________________________________________________

Взаимоотношения в семье ___________________________________________________

Наличие отклонений от норм поведения в семье_________________________________

  1. Группа здоровья ребенка, заболевания: _______________________________________
  2. Характер ребёнка _________________________________________________________
  3. Качества личности (положительные, отрицательные) ____________________________

__________________________________________________________________________

  1. Положение ребенка в коллективе__________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Учебная деятельность:

           успеваемость ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

     уровень знаний ___________________________________________________________

           мотивация обучения ________________________________________________________

           посещаемость уроков_______________________________________________________

           способности к обучению ____________________________________________________

           познавательный интерес ____________________________________________________

  1. Трудовая деятельность:

           наличие трудовых навыков _________________________________________________

     предпочитаемые виды труда _________________________________________________

     участие в трудовых делах ___________________________________________________

  1. Внеурочная дтельность______________________________________________________
  2. Личный вклад в жизнь класса, школы _________________________________________
  3. Круг общения (по возможности Ф.И. друзей):

             в школе __________________________________________________________________

       вне  школы ______________________________________________________________

  1. Относился ли ранее к «группе риска» (с какого года, причина)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Состоял ли ранее на внутришкольном профилактическом учёте (дата постановки на учет, причина) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Состоит ли на учёте  в Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина)  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Вызывался ли на заседание  Комиссии по делам несовершеннолетних (дата, причина) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Вызов на Совет  по профилактике асоциального поведения (дата, причина)____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 «____» _____________________20 ___г.

                  Классный руководитель:     ___________________________/______________/                                        

Сводная ведомость  занятости во внеурочное время

______________________________________________________________

фамилия, имя учащегося

Сроки

Кружок, секция, клуб и т.д.

Место расположения кружка, секции, клуба и т.д.

1 полугодие

Осенние каникулы

Зимние каникулы

2 полугодие

Весенние каникулы

Летние каникулы

Анализ работы

классного руководителя _______ класса

______________________________________________________________________

(Ф.И.О. педагога)

с состоящими в «Группе риска»

  1. Результаты учебы

Фамилия, имя учащегося

Предмет

Прогуляно

«2»

Если не аттестован,

уроков

указать причину

  1. Когда вызывались родители ученика по вопросам неуспеваемости к классному руководителю

__________________________________________________________________________

(фамилия и имя ученика; дата)

___________________________________________________________________________

  1. Укажите даты бесед с родителями учеников по вопросам нарушения дисциплины

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(фамилия и имя ученика; дата беседы)

  1. Укажите даты вызовов родителей  учеников по вопросам нарушения дисциплины к

Администрации школы

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(фамилия и имя ученика, дата вызова, кто вызывает)

  1. Укажите даты и темы профилактических бесед с учениками

__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  1. По каким вопросам обращались в школьную комиссию по профилактике правонарушений и защите прав ребенка

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________де фиксируется профилактическая работа с учениками, состоящими на внутришкольном контроле (показать при сдаче отчета)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

________________ /_______________________________________ /

(подпись)        (расшифровка подписи)

«____»___________________ 20 ____ г.

(дата)

Справка о проверке посещаемости учащихся

Класс

____________________________________________________________________________

Классный руководитель

____________________________________________________________________________

Дата проведения контроля

____________________________________________________________________________

Дата сдачи справки

____________________________________________________________________________

В результате контроля обнаружено:

Фамилия и

Фамилия и

Меры,

Замечания

Роспись

принятые

Уроки

имена

имена

учителя

учителя

классным

опоздавших

отсутствующих

руководителем

Подпись классного руководителя

____________________________________________________________

Мониторинг асоциальных семей и учащихся

Класс

____________________________________________________________________________

Классный руководитель

____________________________________________________________________________

Дата

_____________________________________________________________________________

Внутришкольный учет

Учет классного руководителя

Фамилия и

(причины постановки,

(причины постановки,

имена учащихся

рекомендации)

рекомендации)

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Подпись социального педагога

_________________________________________________________

Подпись классного руководителя

_______________________________________________________________