Пятиклассникам

Кондакова Татьяна Алексеевна

Книги открывают перед человеком неведомые миры. Д. Гершель

Книги — лучшие друзья. К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни. Они никогда не изменят. А. Доде

Дорогой пятиклассник! С этого года ты изучаешь новый предмет - Литературу. В начальной школе ты учился читать, а теперь тебе предстоит увлекательное путешествие в мир величайшего достижения человечества - в мир литературы. Ты познакомишься с замечательными произведениями русских и зарубежных писателей, сможешь погрузиться в удивительный мир книги. Но это не всё.  Ты познакомишься с секретами писательского мастерства и можешь попробовать самостоятельно создавать различные тексты. На этой страничке ты будешь находить полезные для работы материалы, советы, рекомендации. Успехов тебе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как написать сочинение по пословице или поговорке.

  1. Прежде чем приступить к написанию сочинения, следует собрать материал для него.
  1. Просмотри все предложенные пословицы и поговорки и попробуй объяснить их смысл. (За помощью можно обратиться к литературным источникам или Интернет-ресурсам).
  2. Попробуй вспомнить ситуации из своего жизненного опыта (из опыта своей семьи, своих друзей и родных), где было бы уместно применить эти пословицы и поговорки.
  3. Выбери для своего сочинения пословицу, которая соответствует наиболее интересной ситуации из тех, что ты вспомнил.
  4. Найди в литературных источниках или в Интернете историю происхождения выбранной пословицы.

  1. Материал собран – теперь приступай к написанию сочинения по плану (сначала в черновике):
  1. Вступление. История происхождения пословицы.
  2. Основная часть.

А) Толкование пословицы в том значении, в котором она употребляется в нашей речи.

Б) Изложение случая (жизненной ситуации), к которому применима эта пословица.

  1. Заключение. Вывод – краткий ответ на вопрос, почему здесь уместна данная пословица или поговорка.

  1. При оформлении записей в сочинении следуй приведённым ниже рекомендациям.

Заглавие:  Текст выбранной пословицы

                                            (сочинение по пословице)

Начало сочинения (вступления): Каково происхождение пословицы: «Текст»?                                                                     

                                                                      или:

                                 Первоначальный смысл выражения: «Текст пословицы» - заключается в следующем (следует понимать так).

                         (Далее излагается история возникновения пословицы)

Начало основной части: Когда мы вспоминаем эту пословицу?

                                                                   или:

                                            Что же означает эта пословица сегодня?

                                                                  или:

                                             Смысл пословицы заключается в том, что…

Переход к изложению ситуации: Мне удалось убедиться в справедливости этой народной мудрости на собственном примере (на примере моей семьи, друга и т.д.)

                                                             или:

         В моей жизни был такой случай (такая ситуация)…

Заключение: Этот случай помог мне убедиться в справедливости пословицы:

                                                               «Текст пословицы»

                                                                                      или:

                                                  Так я смог (смогла) понять, что …(текст пословицы)    

                                                                                     или:

                                                  Это был тот случай (та ситуация), когда говорят: …(текст пословицы)

  1. Прежде чем переписывать сочинение набело, проверь, чтобы оно соответствовало данным рекомендациям. Вспомни известные тебе правила правописания слов и проверь написанное. А после того, как перепишешь в беловик, проверь ещё раз.

                                                Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

26.10.15

Список книг для самостоятельного чтения в 5 классе.

  1. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
  2. Русские народные сказки: «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» и др.
  3. Сказки народов мира.
  4. А.Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
  5. В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке».
  6. В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
  7. А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города».
  8. Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч».
  9. Ю.К. Олеша. «Три толстяка».
  10. Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».
  11. А.С. Некрасов. «Приключения Барона Врунгеля».
  12. Х.К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля»,  «Истинная правда», «Штопальная игла».
  13. Сказки Ш. Перро.
  14. Сказки братьев Гримм.
  15. Р. Киплинг. «Маугли».
  16. Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес».
  17. В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос».
  18.  О. Уайльд. «Звёздный мальчик».
  19. Д.Лондон. «Белый клык».
  20. О.Генри. «Вождь краснокожих».
  21. Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».
  22. Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».
  23. А.И. Куприн. «Тапер», «Ю-Ю», «Грачи».
  24. К.М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей).
  25. Ю.П.Казаков. «Арктур -  гончий пес».  



Предварительный просмотр:

10.12.2015г.

Рекомендации к сочинению на тему «Противостояние добра и зла»

по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Сегодня ты, дорогой пятиклассник, пишешь своё первое сочинение по литературному произведению. Тебе предстоит сложная работа. В течение нескольких уроков мы собирали материал, составляли план, а теперь тебе надо применить все знания, полученные в ходе подготовки к сочинению, и оформить свои мысли в виде связного текста.

Внимательно прочти мои рекомендации и постарайся следовать им в своей работе.

  1. Во вступлении поразмышляй о добре и зле, независимо от сказки Андерсена. Примерные вопросы для рассуждения:

                  - что такое добро и что такое зло?

                  - какие жизненные явления, человеческие качества можно отнести к категории добра, а какие – к категории зла?

                  - каковы отношения между добром и злом в жизни?

                  - какие проявления добра и зла ты увидел в сказке Андерсена «Снежная королева»?

Переход к основной части – «мостик» - ответ на вопрос: какие герои сказки являются носителями добра и зла?

Варианты формулировки «мостика»: а) носителем добра в сказке является (имя героя или героини), а носителем зла – (имя героя или героини); или б) Андерсен показывает противостояние добра и зла на образах (имена героев); или в) в сказке Андерсена добро воплощается в образе (имя героя), а зло – в образе (имя героя) и т.п.

Для написания вступления обращайся к материалам уроков МРиСЭ и к записям о добре и зле на уроках литературы.

Объём вступления – 3-5 предложений.

  1. В основной части следует рассказать и поразмышлять о поединке Герды и Снежной королевы. Обязательно используй материалы текста, собранные на уроках литературы (записи в тетради, примеры в заданиях 6,12 на стр. 166 учебника).

                       Примерный план

  1. Причины конфликта между волшебницей и девочкой (очень кратко).
  2. Какими автор изобразил Снежную королеву и Герду?

- внешность персонажей;

- цели и поступки каждой героини (кратко);

- какие черты характера Снежной королевы и Герды раскрываются в их поступках?

- как автор относится к героиням и выражает своё отношение к ним (показать на конкретных примерах из текста)?

  1. Чем заканчивается поединок Герды и Снежной королевы? (очень кратко).

При написании основной части не увлекайся пересказом, «всматривайся» в каждое слово текстового материала и, хорошо подумав,  делай выводы.

Каждую новую мысль начинай излагать с красной строки.

  1. В заключении надо сделать вывод. Построй рассуждение, опираясь на следующие вопросы:
  1. Почему маленькой девочке удалось победить всемогущую волшебницу?
  2. Чем завершилось противостояние добра и зла в сказке?
  3. Чему учит сказка Х.К. Андерсена?

Удачи тебе, мой ученик!



Предварительный просмотр:

29.01.2016

И.С. Тургенев. «Муму» (Работа с текстом)

Вы прочитали рассказ И.С. Тургенева. Конечно же, каждый из вас испытал чувство жалости к Муму. А как вы отнеслись к поступку Герасима? Наверное, неоднозначно. Вам предстоит дать оценку всем событиям, о которых рассказывает автор, а также персонажам. Прежде чем сделать выводы, давайте попробуем проанализировать прочитанное. Отвечая на предложенные вопросы, анализируйте текстовый материал в соответствии с указанными страницами учебника.

  1. Анализ образа Герасима

Гл. 1

     - Каков внешний облик Герасима? Какие эпитеты и сравнения использует автор при описании внешности и характера героя? – стр. 25

     - Как характеризует Герасима описание его каморки? – стр. 27

     - Как перенёс Герасим переселение в город? Какими изобразительными средствами показаны его переживания? – стр. 26

     - Как Герасим относится к работе? – стр. 26

     - Как сложились взаимоотношения Герасима с окружающими? - стр.2

     - Что можно сказать о характере героя? – стр. 26-27

Гл. 2

     - Как в поведении Герасима проявилась его любовь к Татьяне?

     - Какие черты характера проявляются в его отношении к Татьяне? – стр. 29-30, 36-37

Гл. 3

     - Как характеризует Герасима его дружба с Муму?– стр. 37-38

Гл.4, 5

     - Какие переживания вызывает у Герасима исчезновение Муму? Как воспринимает он её возвращение? – стр. 43-44.

     - Что значила Муму в жизни Герасима?

Гл. 6

     - Потеря Муму – это горе для Герасима? – стр. 49-51

     - Почему он сам вызвался уничтожить собачку?

Гл.7

     - Почему Герасим, выполнив приказ барыни, ушёл от  неё в деревню?

     - Какие чувства владеют Герасимом, когда он возвращается домой? Как  переданы его ощущения в описании природы? – стр. 52-53

     - Если Герасим всё равно ушёл, то почему он не взял Муму с собой?

     - Каким показан герой в родной деревне? - стр. 53,54

     

Сравните описание Герасима в первой и последней главах и ответьте на вопросы: изменился ли герой, если изменился, то как? Чем это можно объяснить?

  1. Анализ образа барыни

               Гл.1

                     - Как Тургенев изображает барыню и что рассказывает о её жизни? – стр. 25

               Гл.2

                    - Как характеризует барыню её отношение к крепостным? – стр.28.

               Гл.4                    

                    - Почему барыня названа «причудливой старухой»?

                    - Какие черты характера барыни раскрываются в её отношении к Муму? – стр. 39, 40-42

              Гл. 5, 7

                    - Как барыня восприняла возвращение Муму? – стр.45-46

                    - Смирилась ли она с уходом Герасима? Почему? – стр. 53-54

              Отвечая на вопросы, помните, что любое ваше мнение должно быть аргументировано, т.е. подтверждено примерами из текста. Правильные ответы на вопросы помогут вам в дальнейшем понять замысел автора.

Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

15.02.2016

Размышляем над рассказом И.С. Тургенева «Муму»

Мы с вами подробно изучили рассказ И.С. Тургенева «Муму», и теперь вам предстоит сложная работа – написать сочинение. Вы уже знаете главные требования к этой письменной работе. Во-первых, ваше высказывание должно соответствовать теме, поэтому старайтесь отвечать строго на поставленные вопросы и не уходить от темы в сторону. Во-вторых, каждая мысль должна быть подтверждена примером из текста, т.е. аргументирована.

Предстоящее сочинение не совсем обычное, так как оно будет основано на ваших размышлениях. Предлагаю вам ответить на вопросы и оформить ваши ответы в виде связного текста. А чтобы создать такой текст, надо придумать предложения-«мостики» («связки») между предложениями-ответами. Итак, вопросы.

  1. Почему Герасим ушёл от барыни? (Здесь может быть названа не одна причина).
  2. Каким было душевное состояние героя, когда он возвращался домой (VII глава)?
  3. Какими эпитетами и сравнениями автор передаёт это состояние? (Обязательно приведите примеры).
  4. Насколько описание природы соответствует настроению Герасима? (Подтвердите примерами).
  5. Насколько финал истории о Герасиме соответствует тому, что вспоминает родственница И.С. Тургенева о реальном человеке - немом Андрее?
  6. Почему Тургенев изменил этот финал? (Вспомните его «Аннибалову клятву»).
  7. Как вы оцениваете этот поступок Герасима (уход от барыни)?

В качестве вступления к сочинению вы можете очень кратко написать о том, кто такой Герасим, и сообщить о его уходе. Ответ на последний – седьмой – вопрос оформите как заключение.

С красной строки излагайте каждую новую мысль, а не каждое предложение!

Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

30.05.2016

Список книг для чтения летом

  1. Прочитать обязательно

  1. Былина «Илья Муромец  Соловей-разбойник»
  2. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  3. А.С. Пушкин. «Дубровский»
  4. Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»
  5. В.Г. Короленко. «Дети подземелья»
  6. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»
  7. В.Г. Распутин. «Уроки французского»
  8. Джеймс Олдридж. «Последний дюйм»

  1. Книги для дополнительного чтения из русской литературы. (Будет просто замечательно, если вы прочтёте всё, что рекомендовано. Если не найдёте такой возможности, то познакомьтесь хотя бы с 5-7 произведениями из этого раздела по своему выбору).

  1. 1-2 былины (любые)
  2. В.А. Жуковский. 1-2 баллады (любые)
  3. М.Ю. Лермонтов. 2-3 баллады (любые)
  4. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»
  5. К.М. Станюкович. «Куцый»
  6. А.И. Свирский. «Рыжик»
  7. А.Р. Беляев. «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
  8. К. Булычёв. Рассказы
  9. В.Г. Губарев. «Путешествие на утреннюю звезду»
  10. Ф. Искандер. «Праздник ожидания праздника»

  1. Книги для дополнительного чтения из зарубежной литературы. (Из этого раздела следует прочитать не менее 4-5 произведений по выбору)

  1. Л. Буссенар. «Капитан Сорви-голова»
  2. Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»
  3. Ч. Диккенс. «Оливер Твист»
  4. А.К. Дойл. «Затерянный мир»
  5. Р. Стивенсон. «Остров сокровищ»
  6. М. Твен. «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Принц и нищий»
  7. А. Линдгрен. «Расмус-бродяга»
  8. Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и обратно»