Шестиклассникам

Кондакова Татьяна Алексеевна

К книге надо относиться как к жизни. Её надо читать собственными глазами... Выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге... Литература открывает мир! В.Б. Шкловский

                 Вот ты уже в шестом классе, дорогой мой ученик! Работать теперь тебе придётся побольше: ты стал старше на целый год. Тебе предстоит проникнуть в художественный мир новых интересных произведений. Это особый мир. Он может быть похожим на тот, что тебя окружает, а может во всём отличаться от  него. Ты научишься быть не просто наблюдателем, а участником описываемых событий. А помогут тебе в этом изобразительно-выразительные средства, которые автор использует для создания своего произведения. Поэтому главное при чтении - внимательно вслушиваться в речь повествователя, стараться почувствовать смысл каждого слова. И тогда ты сможешь преодолеть любые трудности. В добрый час!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_-_sochinyaem_stihi.docx22.31 КБ
Файл analiz_stihotvoreniya_pushkina.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

25.10.2016

Творческий практикум: сочиняем стихи

I. Сначала повторим некоторые теоретические понятия и закрепим свои знания на практике.

  1. Вспомните, что называется рифмой.

Придумайте как можно больше рифм к словам: луна, дом, весна, аромат, поток, родник, ручей, он, это, с тобой, темно, смело, тайком, блестит, темнеет, погас.

Постарайтесь подобрать не только имена существительные, но и другие части речи. Найденные вами слова могут быть в другой форме и могут иметь другое количество слогов.

  1. Вспомните, что такое ритм. Попытайтесь восстановить стихотворение, помня о необходимости закономерного чередования ударных и безударных слогов. Для этого вставьте на месте пропусков недостающие слова (выберите их из предложенных в скобках):

      В тот год …(пасмурная, осенняя, неприятная) погода

      …(Была, установилась, стояла) долго на дворе,

      Зимы …(снежной, желала, ждала) ждала природа.

      Снег …(пошёл, выпал, повалил) только в январе

      На третье в ночь. …(Встав, пробудившись, проснувшись) рано,

      …(Утром, с радостью, в окно) увидела Татьяна

      Поутру …(заснеженный, побелевший, изменившийся) двор,

      Куртины, …(дома, кровли, крыльцо)  и забор.

      На стёклах …(красивые, причудливые, легкие) узоры,

      Деревья …(в блестящем, в зимнем, в пушистом) серебре,

      Сорок …(шустрых, смешных, весёлых) на дворе

      И мягко …(застеленные, покрытые, устланные) горы

      …(Зимы, зимним, пышным) блистательным ковром.

      Всё …(сверкает, светло, ярко), всё бело кругом.

  1. Вспомните, что такое стопа, размер стиха. Поставьте ударения во всех словах стихотворных строк. Нарисуйте схему стихов, обозначив безударные слоги дужкой ( ﮟ ), а ударные – чёрточкой с ударением ( ̶ʹ ). Каким метром написаны эти стихи?

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле! (А.К. Толстой)

С моста идёт дорога в гору.

А на горе – какая грусть! –

            Лежат развалины собора,

            Как будто спит былая Русь. (Н. Рубцов)

II. А теперь попробуем сочинять стихи.

  1. Найдите рифмующиеся слова, запишите эти рифмы:

прибой, грудь, луна, печаль, песком, прочь, покой, отдохнуть, полна, даль, морском, ночь.

  1. Придумайте стихотворные строчки с понравившимися рифмами: сначала двустишия, затем четверостишия. Помните о ритме и стихотворном размере.

  1. Попробуйте сочинить строфы с разными способами рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая рифма).

  1. Предположим, что все приведённые рифмы из одного стихотворения. Определите по рифмам его тему и попробуйте сочинить стихотворение из трёх строф.



Предварительный просмотр:

26.11.2016

Анализ стихотворения А.С. Пушкина

«Зимняя дорога» или «Зимнее утро»

(Для анализа выберите любое из двух стихотворений)

  1. Определите тему стихотворения. Выпишите слова, благодаря которым вы определили тему (опорные слова).
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Подтвердите свою мысль конкретными примерами из текста.
  3. Произведите анализ изобразительных средств, выпишите (при их наличии в стихотворении):

Эпитеты –

Сравнения –

Олицетворения –

Метафоры -

  1. Произведите анализ строфы:

- сколько строф в стихотворении?

- из скольких стихов состоит строфа?

- выпишите рифмующиеся слова из любой строфы;

- определите вид рифмы (парная, перекрёстная или кольцевая) и способ рифмовки (простая или сложная)

  1. Обозначьте ударные и безударные слоги и нарисуйте схему их чередования (на примере одной строфы).
  2. Определите размер стопы: двухсложная или трёхсложная.