"Я - учитель"

Хлопунова Ольга Владимировна

Эссе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-_uchitel.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Я-учитель»

Автор: О.В. Хлопунова, учитель английского языка

 МБОУ «Шильнебашская СОШ»

Понимание важности профессии учитель пришло ко мне не сразу. Подобно тому, как не сразу приходит чувство материнства к женщине. Мать, давшая жизнь ребенку, постепенно обнаруживает в себе эти эмоции: сначала забота и любовь, осознание ответственности за жизнь и здоровье малыша, затем требовательность к себе, к своему  поведению, которое должно служить примером для ребенка. Так постепенно мать учится у жизни, воспитывает в себе определенные черты характера, которые делают ее хорошим родителем.

Когда подавала документы в педагогический ВУЗ, не думала о высоких словах, о великом призвании. Все было просто. Углубленное изучение английского языка в школе предопределило мое будущее.

Первые шаги в качестве учителя во время педагогической практики, воспитателя в летнем лагере, а затем и дипломированного специалиста убедили меня в правильности моего выбора. Я чувствовала, что мне нравится работать и общаться с детьми, придумывать для них интересные занятия. Я чувствовала, как дети тянутся ко мне, и хотелось и дальше оставаться творческим учителем, добиться высоких результатов в профессии.

Шли годы, дни, похожие один на другой, уроки, планы, родители, линейки, проблемы…. И вот наступил момент истины, когда, устав ходить по кругу, задаешься вопросом, в чем смысл бытия в школе. В чем смысл профессии учитель? И как ни странно ответ мне дала моя ученица. Как-то на уроке мы говорили о том, кто кем планирует стать. Она достаточно лаконично сформулировала свою точку зрения, сказав, что хочет быть учителем,  поскольку, это очень важная профессия для общества. Конечно, эта мысль идет красной нитью в классической педагогической литературе, в работах В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Д.С. Лихачева. Но именно на том уроке слова моей ученицы, словно зерно, упавшее в благодатную почву, разрешили все мои сомнения, показали мне цель моей дальнейшей деятельности.

Здесь слово «общество» является ключевым. Учитель – это проводник социума между прошлым и будущим. Интересно, что в переводе с греческого  «педагог» означает поводырь, ведущий ребенка. Мировоззрение учителя имеет большое влияние на образ, картину жизни последующего поколения. Это наглядно прослеживается на примере судеб даже небольшой группы людей, воспитанной одной средой. История знала немало примеров, когда студенты, молодежь, вдохновленные идеями своих преподавателей, меняли ход ее событий. От школы, как и от семьи, зависит, какие идеалы возьмут с собой во взрослую жизнь их ученики, в обществе каких граждан мы будем жить завтра: высокоинтеллектуальных, социально-устроенных, гуманных или циничных, равнодушных друг к другу, духовно-нищих людей с потребительским отношением к природе и старшему поколению. Отсюда, к учителю предъявляется требование быть не только квалифицированным специалистом, виртуозно владеющим своим мастерством, но и человеком высоко-моральных принципов.

На сегодняшний день, будучи преподавателем педагогического ВУЗа, стараюсь донести эту мысль до начинающих учителей. Порой обидно видеть нежелание большинства студентов работать в школе. К сожалению, средства массовой информации допустили подрыв авторитета учителя и воспитателя.

Как школьного педагога, сегодня, меня волнует вопрос, какие существуют действенные методы и приемы работы с современными детьми. Общепризнано, что учащиеся, с которыми мы работаем сегодня, отличаются от предыдущих поколений учеников своим мышлением и поведением, своими ценностями и потребностями. Странно чувство, разбавленное, не побоюсь этого слова страхом, возникает, когда видишь перед собой первоклассника с глазами все повидавшего в жизни старика, которого сложно чем бы то ни было удивить. Если в классической литературе по методике обучения иностранным языкам Г.И. Роговой, И.Л. Бим, мы читаем, что первые уроки английского языка для учащихся – это уроки открытия, соприкосновения с новым для ученика миром другого языка и культуры. И поэтому с большим интересом дети начинаю изучать язык. То, сегодня, появилось много публикаций на тему, как повысить мотивацию к изучению языка на начальном этапе. Звучит странно, но такова реальность.

Исследователи уже дали имя поколению сегодняшних детей - Интернет-поколение, поколение Y, имя, сравнимое с названием новой планеты.  Они характеризуют их, как технологически продвинутых; мало читающих; предпочитающих развлечения и игры труду; всегда желающих знать отзыв о своей работе; быстро переключающихся с одной деятельности на другую; целеустремленных и самоуверенных; знающих свои права; не стыдящихся плагиата; не воспринимающих авторитет учителя, администрации; делающих то, что они хотят. Учитель, который идет в ногу со временем – это исследователь. Он понимает, что традиционный путь обучения, при котором учитель выполняет доминирующую роль в классе, не эффективен  по отношению к  новому поколению учащихся. Появилась потребность развивать новые стратегии обучения, дабы вовлечь современных учеников в образовательный процесс. Отсюда и, качество работы учителя зависит от способности адаптироваться к меняющимся потребностям современного ученика.

Важным, также считаю воспитание в детях толерантности, то есть приобщение к нравственным ценностям, особенностям этнического мировоззрения, культуре иного народа. Школа, являясь общественным институтом, играет особую роль в противодействии насилию и отчужденности. Необходимо включать в содержание обучения материалы, нацеленные на воспитание граждан открытых восприятию других культур, способных уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их мирными средствами. Одним из аспектов цели обучения иностранным языкам является формирование межкультурной компетенции, то есть способности реализовывать себя в рамках диалога культур. Изучая иностранный язык, учащиеся усваивают не только лексико-грамматический материал, но и образ сознания иного лингвосоциума, противопоставленный собственной картине мира. Приобщаясь к иной культуре, учащиеся глубже понимают родную культуру, осознают свою принадлежность к определенному этносу, региону своего проживания и государству в целом. Согласно статистике, современное общество многокультурно.  Только в Татарстане проживает свыше 173 национальностей. Действительность такова, что на уроке присутствуют учащиеся, которые представляют в среднем более 5 этнокультур. Для учителя иностранного языка это является основанием не ограничивать учебно-познавательную деятельность учеников лингвокультурными границами страны изучаемого языка. В условиях билингвизма межкультурная компетенция формируется на базе более чем двух языков и культур. Уделяя должное внимание родной этнокультуре учащихся, изучающих второй язык, учитель, с одной стороны, формирует способность к межкультурному общению, и способствует воспитанию в духе толерантности, с другой стороны. Обучая ценностным ориентирам другой культуры, раскрывая ее уникальность, учитель формирует этнотолерантное сознание, уважение к иному образу действительности.

 Сегодня предъявляются высокие требования к уровню владения иностранным языком. Хотелось бы, чтобы мои ученики имели возможность применить полученные знания на практике, активно пользоваться ими. Однако, может случиться, что для большинства из них английский останется всего лишь школьным предметом, врежется в память всего лишь одной фразой: «London is the capital of Great Britain».  Но мне бы хотелось, чтобы уроки английского были яркой вспышкой в их воспоминаниях, чтобы они научили их быть космополитами, людьми Мира, любить свою страну и уважать другие народы, быть способными контактировать в любой ситуации общения. В этом, как мне кажется, есть в первую очередь предназначение предмета иностранный язык.