Организация работы с педагогами

На этой странице представлены разнообразные методические материалы для воспитателей детского сада. Читайте изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Обучение детей правилам дорожного движения»

Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим. И правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому задача всех, кто занимается с детьми – объяснить ПДД ребенку доступно. Однако при выборе формы обучения главное - донести до детей смысл, не исказив содержания.

Важно обратить внимание на используемые в правилах основные понятия и термины. Часто взрослые употребляют термины и понятия, давно изъятые из Правил дорожного движения (это «улица» вместо «дорога», «мостовая» - «проезжая часть», «машина» - «автомобиль» и т. д.)

В стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил, некоторые педагоги и авторы пособий обращаются к детям так называемым детским языком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Согласитесь, что опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики. Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком.

Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них:

Педагоги учат: обходи трамвай спереди, автобус сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а напротив, создает аварийную ситуацию. Так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, может произойти наезд. Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году!

Нужно объяснить детям, что идти нужно до ближайшего пешеходного перехода и переходить там. Если перехода нет, ждать, пока автобус или другое трансп. ср-во отъедет на безопасное расстояние или переходить в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

Учат: при переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри направо.

Это правило так же устарело и создает опасную ситуацию. В таких случаях необходимо учить: «Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны, и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию».

Учат: красный – стоп, желтый – приготовься, зеленый - иди.

Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. В ПДД сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что, когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот. Необходимо учить! Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый – не только приготовиться, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал так же является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый – разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.

Мы учим: не играй на дороге, а играй во дворе дома.

Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т. е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч.

Необходимо учить! Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

В настоящий момент начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.

На практике воспитатели очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени дорожным знакам, вовлекая дошкольников в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще в отрыве от реальной дорожной обстановки. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход», «Дети», «Велосипедная дорожка» и т. д.

Очень часто педагоги неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».

Этот знак – для водителей. Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как впереди школа, детский сад или другое учреждение.



Предварительный просмотр:

«Знакомим детей с миром природы»

Вариант 1. Экологическое воспитание

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека - залог выживания человечества в общем для всех нас доме - на планете Земля. Во-вторых, приобщение к природе дает возможность наилучшим образом приобщить ребенка к красоте, гуманности и здравому Смыслу... Малыш ближе нас к природе в прямом смысле этого слова хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и клубы выхлопного дыма плывут малышу прямо в лицо, и груды мусора из контейнера угрожающе нависают над головой...

Поняв особенности взаимоотношений малыша и природы, мы получаем неограниченные возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты, укрепить здоровье.

Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды, но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что это второе и значение слова «экология». А первое звучит так - «наука об отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Поэтому начнем с себя... Окружающий нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт, доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг взрослых: родителей и педагогов - ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.

Воспитание экологической культуры - долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира - вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

                Вариант 2. Маленькими шагами в прекрасный мир

Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые должны осознавать, что для детей это путешествие в большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе, потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных природоведческих знаний, в развитии умения познавать мир природы, приобщить   к элементарному труду по созданию благоприятных условий   жизни живых существ. На этой основе воспитывается заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому важно специально учить ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы.

Важно помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить- эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы. Задача взрослых - помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.

Вариант 3. Природа и дети

Что можно делать весной?

I. Составлять коллекцию запахов

Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребенка более внимательным и тонко чувствующим. Запах запоминается, остается с нами надолго, заставляет найти соответствующее слово и передать им свое восприятие запаха и состояния. Положите в закрывающиеся стеклянные баночки или коробочки с крышками кусочки коры, веточки, почки, опилки, кусочки щепы (в каждую баночку по одному материалу). Собирая материал и укладывая в коробочки, покажите детям, какое наслаждение вдыхать тонкий запах весенних почек, свежих опилок, кусочков коры. Через некоторое время (1-2 недели) отметьте, что запахи утратили свою свежесть, изменились, а некоторые почти исчезли. Сравните собранные в природе запахи с уже привычной давней «коллекцией» - лаврового листа, перца, ванили, корицы, гвоздики. Эти запахи обычно называют кулинарными. Дети отмечают, что кулинарные запахи не меняются, они стойкие. Овладевают ребята и другими новыми словами: нестойкие, тонкие, сильные, свежие, несвежие.

Осенью вы можете вместе с детьми приготовить собственные «сухие духи» на зиму. Для этого собирайте в маленькие марлевые мешочки высушенные лепестки любых цветов и листьев, играйте в парфюмеров, угадывайте запахи, сравнивайте и различайте. Коллекция запахов и коллекция точных слов значительно пополняется, обогащая интеллектуальные возможности детей. А сколько открытий сделают дети, если вы расскажете о лечении запахами, о целой науке и отрасли промышленности - парфюмерии, об удивительных свойствах и возможностях запахов! Поиграйте в игру «Вспомни запахи». Попросите детей закрыть глаза и ощутить мысленно:

  • Как пахнет лимон? Огурец?
  • Как пахнут твои новые ботинки?
  • Как пахнут сапожные щетки? Одежные? (Сумеешь отличить одежную щетку от сапожной по запаху?)
  • Как пахнет дым?
  • Есть ли запах у огня?
  • Как пахнет дождь? Трава после дождя?

     • Как пахнет твоя собака? Как пахнет котенок?

     • Как пахнет пирог?

     • Чем пахнет дома перед праздником?

     • Как пахнет в булочной? А в овощном магазине?
     • Как пахнет нарядное платье мамы?

     • Какие запахи тебе нравятся больше: весны или лета?

Это одновременно и аромотерапия, и воспитание чуткого ребенка, не только вглядывающегося, но и вслушивающегося, «внюхивающегося» в природу. Это упражнения на развитие органов обоняния.


2. Разводить сады и огороды на подоконнике

      Воспитатели, придерживающиеся привычной программы, делают

        с детьми каждую весну посадки на подоконнике. Секрет состоит в том, чтобы у каждого ребенка был свой собственный огород, свой собственный росточек. Индивидуальным огородом может стать прозрачный пластмассовый стаканчик, банка из-под молока, губка, прозрачный целлофановый пакет, т. е. любая вещь, в которую можно насыпать землю и полить ее водой. С помощью мам и пап решим проблему с семенами тыквы, гороха, укропа, редиски, любой травы, любого растения.

А теперь тот, у кого губка, станет хозяином сада с травой. Влажную губку прижмем к семенам (губка вберет их), положим на тарелочку и через несколько дней увидим маленькие росточки. На тарелке написать имя владельца: «Таня» или «Сад Тани». Это еще и обучение чтению методом «целых слов». А у Саши - прозрачный стакан с землей. В него мы посадим горошину и боб (предварительно замоченные). Причем посадим вдоль стенки, чтобы можно было наблюдать, как прорастают корешки. Также посадим в прозрачные банки и стаканы семена тыквы, арбуза, кабачка, любого другого растения, которое быстро дает ростки. И на стаканчик не забудем приклеить табличку - надпись: «Юра. Горох». Мелкие семена посеем в пакеты - коробочки из-под молока. Ростки интересно наблюдать сверху. А если есть что-то прозрачное и широкое, то, посеяв в него, можно будет наблюдать сразу и сверху, и снизу, как растет клевер или трава. В плоских ящичках можно увидеть только рост растений сверху, поэтому они менее интересны, а вот посадки в аквариуме дают возможность увидеть и появление корней, и дальнейший рост растения.

Пусть дети посадят семена и без земли, обернут изнутри стакан мокрой салфеткой и поместят арбузные или тыквенные семечки между стеклом и бумагой, нальют на дно немного воды (на 2 см). Опять новый опыт. Чей это будущий арбуз.

Кто-то захочет вырастить отростки и сам. Обрежем ножом часть стебля у герани или того растения, которое есть в группе. На баночке тоже появится надпись с именем садовода и названием растения. За ростом корней будет наблюдать вся группа. Пересадка в землю потребует помощи и. конечно, консультации воспитателя. Если у кого-то дома начали давать ростки корнеплоды, то попросите принести в группу свеклу с наметившимися листочками или морковку. Разрежьте их на 2-3 части и посадите. Можно разрезать картошку с глазками и посадить. Посадите лук в землю и в прозрачную воду, и в подкрашенную, и в камушки. Получится 4 экспериментальные площадки.

Принцип: наблюдаем, делаем открытия, общипываем, едим - пища и для ума, и для желудка.

У воспитателей и помощников тоже будут свои банки - огороды, надписанные четко и красиво. Дети обожают опыты с подкрашенной водой. Поставим любые ветки или стебли сельдерея, корни петрушки в три одинаковых стакана. А затем в одном подкрасим воду чернилами, в двух других пищевой краской - красной и желтой - и будем удивляться изменению цвета стебля. Дети вскоре подскажут вам новые опыты. И родителям посоветуют завести «лаборатории» на окне. А какие они станут внимательные на прогулке, как начнут присматриваться к растениям, корням, почкам! Какие сравнения и выводы сделают!

Что можно делать летом?

Летом пусть дети будут заняты выращиванием хоть одного, но собственного растения на собственном участке. Маленькие «собственники на землю» становились владельцами «усадьбы» размером чуть больше салфетки, где мог вырасти хотя бы один цветок. Но мой! Единственный и неповторимый! Поэтому я его люблю, ухаживаю за ним, начинаю понимать, что и у моего приятеля такие же чувства к своему цветку, что цветок моему другу так же интересе?! и дорог. Значит, я не дам в обиду свой цветок, но не сорву, не поломаю и чужой.

Так что уже весной подумайте, как провести «земельную реформу», чтобы участок распался на «наделы». Не обижайте и себя. Вам тоже необходим единственный цветок или куст помидоров. А если вдруг дети предложат объединить свои участки? Если захотят, пусть сами и договорятся об объединении, но только сами, без вас. Хотя вряд ли это случится. Чувство собственника победит (формирование независимой личности, свободной и умеющей отвечать за себя и за клочок своей земли).

Что можно делать осенью?

Осенью вы будете собирать урожай, готовить корм для птиц, сушить траву для животных в живом уголке и делать открытия. Осенью мы собираем листья, проглаживаем их утюгом и таким образом сохраняем и для композиций, и для гербариев. Искусство составления букетов «икебана» является частью обучающей программы. Оно не всегда называется «икебана», а описывается как «упражнение в составлении букетов и аранжировке цветов».

Маленьким детям нравится осенью проводить опыты-упражнения, связанные с сортировкой, просеиванием через сито мелких и крупных семян. Смешайте и насыпьте в емкость различные семена, дайте ребенку ситечко, и он будет поражен тем, как ситечко мелкие семечки просыпает, а крупные оставляет. Можно семена смешать с песком, но тогда ситечко надо взять мелкое, частое: песок высыплется, а семена «сортируются». Осенью можно на ручной мельнице из зерен смолоть муку. Для детей это открытие. Изделия из «своей муки» запомнятся навсегда.

Что можно делать зимой?

Зимой предстоит придумывать кормушки из различных материалов. И ход пойдут консервные банки, пластиковые бутылки и пакеты, всевозможные коробочки. Малыши приспособят даже поломанные игрушки. Л в корм пойдет все, что засушили, заготовили летом и осенью: семена трав, семечки, мелкие плоды. Подойдут и остатки от завтраков, обедов, особенно хлебные крошки, сухарики. Когда дети начнут наблюдать за птицами, сами собой начнутся «уроки созерцания». Придумают новую конструкцию кормушки: из еловой шишки с воткнутыми кусочками сала, кормушку - бусы из ягод рябины, клюквы. Изготовление таких кормушек развивает детскую руку и фантазию.

Что можно еще делать?

Подбирать литературу, которая поможет понять, объяснить, рассказать о том, что в наших условиях невозможно увидеть, фотоиллюстрации. Взгляд художника-натуралиста вместе с фотообъективом остановил мгновение жизни жуков, комаров, пчел, стрекоз, бабочек, рыбок, лягушек, птиц, ежиков, лисят, кошек. Не оторвать взгляд от фотографий, а текст под ними пока только для вас, но вскоре дети самостоятельно научатся каким-то образом читать заголовки.

Пусть каждый ребенок ощутит, что природа - источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов "Агрессивность в дошкольном возрасте"

Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди ранят друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя себя жестоко или агрессивно, наше поведение оказывается источником физических и духовных страданий наших близких.


Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве человека. Поэтому проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.

Агрессивное поведение ребенка раздражает взрослого человека. У таких детей часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому, что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствует выживанию. Поэтому взрослый человек (родитель, педагог, законный представитель ребенка) должны знать ключевые аспекты, играющие важную роль в возникновении у ребенка психологических проблем - эмоциональных и поведенческих.


Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого.

 Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.


Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, презрения, злости.

Волевой компонент - целеустремленность, решительность, инициативность.

Все эти компоненты связаны с физиологическими свойствами личности - темпераментом, экстраверсией и пр.


По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются: детские шалости, игры, подростковые споры, конфликты и драки.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, недостаточное развитие самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы.


Агрессивное поведение, уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять
вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь и косвенные формы.


Вербальная агрессия


Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб. ("А Артем не убрал за собой посуду", "А Таня меня ударила" и т. д.


Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого


Физическая агрессия


Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого - либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.


Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение.


Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям. Необходимо выявить ее мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременного явления, так и для разработки коррекционных программ.


Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: первый - семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление. Во - вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И, наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических.

В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению агрессивности детей.


Для большинства детей семья является главным источником живых примеров агрессивного поведения. Постоянная агрессия деформирует семью, ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности. Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение. Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им.


Особенности семей агрессивных детей


1. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.


2. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.


Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, предлагается
6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.


1. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.


2. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.


3. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.


4. Снижение уровня личностной тревожности.


5. Развитие позитивной самооценки.


6. На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.


Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способом разрядки гнева и агрессии


1. Комкать и рвать бумагу.


2. Топать ногами.


3. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.


4. Втирать пластилин в картонку или бумагу.


5. Посчитать до десяти


6. Вода хорошо снимает агрессию.


Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревоги


У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица и шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации.

Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Например, упражнение "Апельсин"


Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак о очень сильно напряжена 8 - 10 сек)
"Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая..., мягкая..., отдыхает... ."
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой.

Желательно делать упражнения 2 раза (при этом можно менять фрукты), если упражнение выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.



Предварительный просмотр:

Зимние игры и забавы

Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе, и зима — не исключение из этого правила. А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.

Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:

*  зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке;

*  по возможности используйте снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы; лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопатки, санки, листы фанеры, пластику для построек, печатки на снегу, подстилки для скольжения с ледяных горок и др.;

* не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы ребенок не вспотел (для бега нужно ограничивать пространство);

* в игре не должно быть трудновыполнимых движений;

игры со снегом рекомендуется проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;

  • для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки.

ИГРЫ СО СНЕГОМ

Только зимой можно использовать в играх такой замечательный строительный материал, как снег. После снегопада снег лучше сгрести и порыхлить, чтобы детям было легко его копать.

Игры со снегом для 3—4-летних детей достаточно просты: раскапывать снег, накладывать его в крупные формы, вместе со взрослым сделать несложную постройку — домик для кукол или животных. Малыши подвозят, подносят снег, складывают в кучу, утрамбовывают, пытаются самостоятельно что-нибудь придумать и построить. Эти попытки обязательно нужно поддерживать. Кроме того, дети могут лепить мелкие фигурки из снега, заранее подготовленного взрослым.

Детям 5—7 лет нужно показать новые способы обработки снега: на слежавшемся снегу чертят разные фигуры (круг, треугольник, квадрат и т.д.), дети по линиям надрезают снег и снизу осторожно вынимают получившуюся фигуру. Если эти фигуры слегка смочить водой, получится хороший строительный материал, из которого можно соорудить любые постройки.

Для игры дети самостоятельно лепят мелкие фигуры. Можно построить снежный городок, а затем организовать в нем зимний праздник, используя спортивные игры, лыжные эстафеты, гонки на санках.

На прогулке можно заняться не только подвижными играми, но и развитием наблюдательности, внимания, умения ориентироваться, например, играми-упражнениями.

ЗАПОМНИ, КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ И НАЗОВИ ИХ

Упражнение можно выполнить в двух вариантах.

I вариант

Вдоль ската горки через равное расстояние установить предметы (флажок, палку и др.). Ребенку дается задание — катясь с горки на санках, запомнить, как можно больше предметов.

II вариант

Бег по маршруту. Маршрут ограничивается 30 метрами. Упражнение выполняется по аналогии с I вариантом, только дети бегут.

УГАДАЙ, ЧЬИ СЛЕДЫ?

I вариант

Заранее с помощью трафарета нанести следы (человека, кошки, птицы, и т.д.). Рассмотреть с детьми эти следы, определить, кому они принадлежат, и предложить детям оставить свои следы на снегу. Сравнить.

 II вариант

Найдите вместе с детьми не запорошенную снегом лыжню. Попробуйте прочитать этот след: когда прошел лыжник и в какую сторону он шел (направление показывают отпечатки концов лыж и следы от палок).

Дополнительные задания

1.   Покажите ребенку веточку и предложите внимательно ее осмотреть в течение 30—40 секунд. Затем веточку спрячьте. Нужно как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.

2. Обратите внимание, что:

а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся стоящими дальше;

б) яркие предметы кажутся лежащими ближе, чем темные;

в) в пасмурный день, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.

ИГРЫ-ЭСТАФЕТЫ

КТО БЫСТРЕЕ СЛЕПИТ СНЕГОВИКА

Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Затем сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу.

Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде: «Приготовились! Начали!»

ФЛАЖКИ

Вдоль ската горки расставлены флажки. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.

КАТАНИЕ НА САНКАХ С ГОРЫ

На середине ската горы на высоте вытянутой руки ребенка укрепляется веревка. На эту веревку вешается колокольчик или цветные ленты. Скатываясь на санках, ребенок звонит в колокольчик или снимает ленты, флажки. Можно дать такое задание: взять флажок или ленту определенного цвета или во время скатывания с горки бросить снежок в ящик, стоящий сбоку.

КТО БЫСТРЕЕ СЛЕПИТ ДЕСЯТЬ СНЕЖКОВ

По команде дети начинают лепить снежки и складывать их около себя. Снежки должны быть аккуратные, круглые. Выигрывает тот, кто раньше слепит десять комков и поднимет последний комок над головой.

САМЫЕ БЫСТРЫЕ САНКИ

Двое-трое детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети начинают отталкиваться ногами и двигаться вперед. Расстояние от старта до финиша — 5 метров. Игру можно повторять 2—3 раза с разными участниками.

ЛЬДИНКА

Дети стоят по кругу. В середине круга находится водящий с льдинкой. Он старается ногой отбить льдинку так, чтобы попасть в ноги кому-нибудь из детей. Дети должны подпрыгнуть, чтобы льдинка не коснулась их ног. Ребенок, которого коснулась льдинка, делает любое движение. Выигрывают те дети, которых льдинка не коснулась ни разу, из них выбирается новый ведущий.

КТО НАБЕРЕТ БОЛЬШЕ СНЕЖКОВ?

На ограниченном пространстве педагог рассыпает снежки. У каждого ребенка есть емкость для сбора снежков. По сигналу дети начинают собирать их. Тот, кто за установленное время больше всех набрал снежков, считается победителем.

ПОПАДИ В ЛУНКУ

Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками определенного цвета. За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков, затем подсчитывают итог.

После активного движения необходим небольшой отдых.

В это время можно предложить детям отгадать загадки о зиме.

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой,

Двор в снегу, в снегу дома,

Ночью к нам пришла... (зима)

Какой это мастер

На стекло нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз)

Обгонять друг друга рады.

Ты смотри, дружок, не падай!

Хороши они, легки

Быстроходные ... (коньки)

Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски набил я планки,

Дайте снег, готовы... (санки)

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе.

Кто помог мне в этом? (лыжи)