3 класс


Предварительный просмотр:

F:\3 класс\X0I4vFP9No4.jpg

F:\3 класс\X0I4vFP9No4.jpg

F:\3 класс\ONM2qysOTEk.jpg

F:\3 класс\ONM2qysOTEk.jpg

F:\3 класс\E8jTjm9mGe8.jpg

F:\3 класс\E8jTjm9mGe8.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Экологические задачи с ответами

Задача 1. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время?

http://www.plantopedia.ru/upload/plantopedia/01_Plantopedia/acerPOU100507_040.JPG     https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTa7o4_nww3l9DVvHn-1X9kKMoS7V2OkDiXSGUdYjype1duKk2j6w

Ответ.  Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков.

Задача 2. Родина сирени – Персия. В Карелии сирень хорошо растет, но осенью, когда другие деревья и кустарники сбрасывает листву, сирень продолжает стоять зеленая, с листьями. Почему сирень не сбрасывает листья одновременно с другими растениями?

http://samsebeemu.ru/wp-content/uploads/2012/05/0_44132_61856890_XL.jpg       Сирень обыкновенная 'Мадам Лемуан'

Ответ. В Персии климат гораздо теплее, чем в Карелии и  средней полосе России, поэтому там сирень долго не сбрасывает листья. Это качество передается по наследству. По этой причине  даже не севере России сирень долго стоит с листьями.

Задача 3.  На моховых болотах можно встретить хищное растение – росянку. Пищей росянки служат мелкие насекомые. При этом выделяется пищеварительный сок, и насекомое «переваривается», питательные вещества всасываются растением. Объясните, с чем связан такой способ питания?

http://hnb.com.ua/artimages/300x/da786e800399b7ec0b9751e8a75f0544.jpg      Картинки по запросу росянка фото

Ответ. Почва моховых болот очень бедна перегноем, поэтому растения получают мало органических веществ, в том числе содержащих азот. Соединения  азота нужны для образования белков в организме. Росянка, «переваривая» животные белки, преодолевает, таким образом, белковый голод. Это своеобразное приспособление к условиям среды обитания.

Задача 4. Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса?

                 http://www.darwinmuseum.ru/redbook/map/bio-2.jpg                    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/20/Aspen_trees_grove.jpg/220px-Aspen_trees_grove.jpg

Ответ. Ель хорошо растет под пологом светолюбивой березы. Но в силу того, что ель долговечнее и выше березы, она (ель), в конце концов, перегонит березу по высоте и затенит ее. Таким образом, произойдет смена пород, и на месте березового леса вырастет еловый.  Это может быть примером межвидовой борьбы «за место под Солнцем».

Задача 5. В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов (в кедровом лесу, например, в одном куб. метре приземного  слоя воздуха найдено 1 400 бактерий и спор плесневых грибов, а на высоте 1, 5 метра – всего 700). Как объяснить этот факт?

        Картинки по запросу кроны деревьев       http://znamenka.at.ua/Boloto/pic_0029.jpg

Ответ. Ближе к кроне больше фитонцидов, выделяемых листьями и хвоей. Они губительно действуют на микроорганизмы. Отсюда вывод, чем больше деревьев с хорошо развитой кроной, тем чище и безопасней воздух.

Задача 6. На полянах и прогалинах ольшаников развивается хороший травостой. «Где ольха – там и трава» - гласит народная мудрость. Объясните это явление.

 http://dendrology.ru/books/item/f00/s00/z0000033/pic/000477.jpg  https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSQwvbYHBc_I-zSkiANqmJzWW1QjQzKQrDmbzaHn9eHJ3bJ6Fxp  Картинки по запросу ольха         

Ответ. На корнях ольхи поселяются клубеньковые бактерии, способные фиксировать азот воздуха. С ольхой клубеньковые бактерии находятся в симбиотических отношениях. Почва около ольхи обогащена солями азота, что и способствует росту не только самой ольхи, но и густой трявяной растительности.

Задача 7. Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель; лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это может быть связано?          

http://woodyworld.ru/wp-content/uploads/2013/03/1314596074.jpg                   http://goodlinez.ru/sites/default/files/hvojnye-ratenija3.jpg

Ответ. Разная устойчивость к газам и пыли связана с продолжительностью жизни хвои и листьев.

Задача 8. Многоярусный смешанный лес с богатым подлеском (кустарниками) оказывает благоприятное воздействие на водный режим, в то время как однородный хвойный лес – скорее неблагоприятное. Почему?

http://bloglandshafta.com/wp-content/uploads/2012/04/fs520x520px-3541248244c23bda70ff03429169511.jpg      Картинки по запросу очень густой еловый лес

Ответ. В хвойном лесу корни развиваются в одних горизонтах. Опадающая хвоя покрывает всю поверхность почвы, такой лес плохо аккумулирует влагу, сравнительно велик поверхностный сток.

Задача 9. Отдельные экземпляры ели используются в производстве музыкальных инструментов: они имеют равнослойную древесину. В каких условиях могут вырасти такие ели?

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT5X8tGV8blj0W6BG8QqBToor7C8D090ThwKbpksp6XN9Bq_-YF     http://www.ua.all.biz/img/ua/catalog/2483252.jpeg       http://hofner-paesold.ru/img/h225.jpg

Ответ. Равнослойные годичные кольца образуются у ели только в очень густом еловом лесу.

Задача 10. Растения болот (клюква, багульник, пушица и другие) живут в условиях большой влажности, но, тем не менее, имеют ряд признаков растений засушливых мест обитания (например, мелкие, кожистые листья). Как можно объяснить такие особенности строения листьев растений болот?

http://altaymix.ru/files/catalog/pic_rasteniya/klukva.jpg  http://emedicinehealth.ru/wp-content/uploads/2013/03/169317_134f4d2e1.jpg  http://herbologia.ru/storage/1cd9534d8a4d85843bcd45a35a508d5a.jpeg

Ответ. Вода в болотах холодная, поэтому всасывание ее корнями затруднено. Следовательно, растение постоянно испытывает водное «голодание». (Подобное происходит со всеми растениями осенью, даже в условиях частых дождей). Листья для сокращения испарения у болотных растений мелкие, часто покрыты восковым налетом.

Задача 11. Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы (подгон) или же в качестве  подгона используют сами дубки, но часто посаженные. Какая особенность дуба учитывается при этом? Какое значение для человека имеет такой прием?

http://img-fotki.yandex.ru/get/3505/alexeyyaroshenko.3/0_28dac_179fc7f0_L.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/1/alexeyyaroshenko.0/0_85c_e1f31cea_XL.jpg  http://cs421417.vk.me/v421417521/3a44/-Zqk4SlPnVw.jpg

Ответ. Дуб – светолюбив, он не выносит затенения сверху. При боковом же затенении боковые сучья отмирают, и дуб усиленно растет вверх. Формируется древесина высокого качества (без сучков).

Задача 12. В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений?

http://city-izhevsk.ru/uploads/posts/2010-01/1262969103_cement.jpg         http://keep4u.ru/imgs/b/081015/cf/cf1e30a669ed65bdef.jpg

Ответ. Цементный завод – сильнейший источник пыли. В результате оседания пыли на листья у растений затрудняются процессы дыхания и фотосинтеза – основных физиологических процессов, происходящих в зеленых растениях.

Задача 13. После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

http://www.u-f.ru/sites/default/files/imagecache/750x450/news/8_dek_2013_-_1442/1.jpg      http://img-fotki.yandex.ru/get/4130/65435673.25c/0_9a542_3bf7bfb2_orig

Ответ. Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется.

Задача 14. Профессор А.Г. Банников утверждает: «При локальных подъемах численности вредителей леса кабаны их настолько подавляют, что устраняют вспышку… Кабаны способствуют… возобновлению древесных пород. В этом отношении велика роль кабана в моховых ельниках, кедровниках и дубовых лесах». Объясните слова ученого.

http://nexplorer.ru/load/Image/0514/1157682_298687826952743_1726771526_n.jpg   http://zoofayna.ru/wp-content/uploads/2011/06/dikie_kabanu.jpg

Ответ. Взрыхляя большие площади земли в поисках пищи, кабаны способствуют заделке семян в почву. Поедая беспозвоночных животных, в том числе вредителей, они предотвращают вспышку роста их численности.

Задача 15. Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого восстановления  хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с деревьями специальные грибы. Так же поступают и в Австралии  при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение?

http://funposter.ru/wp-content/gallery/sosnovyj-les/11.jpg     https://img-fotki.yandex.ru/get/15504/247143137.22/0_11c5ce_595a1214_orig

Ответ. Эти грибы опутывают корни деревьев своей разветвленной грибницей и помогают им усваивать питательные вещества из почвы, получая от дерева взамен органические вещества. Вот такой симбиоз.

Задача 16. Некоторые виды форелей живут в водоемах со слабо проточной водой, но метать икру уходят в быстро текущие реки. Можно ли разводить этих рыб в прудовом хозяйстве? Если да, то как? Если нет, то почему?

http://www.unser-inn.at/bilder/galerie/tiere-pflanzen/Bachforelle_01.jpg       http://belorechie.net/uploads/posts/2011-11/1322348396_forel2.jpg

Ответ. Можно при условии искусственного разведения. В быстро текущих реках в воде больше кислорода, поэтому при развитии икры необходимо создать такие условия (обеспечить аэрацию воды).

Задача 17. «Каждая птица – это, по сути дела, настоящий летающий зоопарк», - пишет английский ученый Шипли. Поясните мысль ученого.

http://3.bp.blogspot.com/-AXyHRco5wVs/UTzWbX-HcRI/AAAAAAAAACM/htXksZCZzxM/s1600/7.jpg        http://compulenta.computerra.ru/upload/iblock/92e/92e8ef421b43ca13f23b1baa84e94ea8_resized_width_8d96a37b4e895d2649fa8db18397ba41_500_q95.jpg

Ответ. На птицах паразитируют различные насекомые и животные: блохи, клещи, пухоеды, кожееды, паразитические черви и другие.

Задача 18. Опытные рыболовы летом пытаются ловить рыбу, такую как голавль, форель, хариус, у подветренного берега. Почему?

http://fishing.lugansk.ua/wp-content/uploads/2011/12/golavl_01_1.jpg       http://xapuyc.ru/pavodok/7535-06.jpg

             Голавль                                                                  Хариус

Ответ. Ветер сдувает с кустов насекомых, которыми эти рыбы питаются.

Задача 19. Знаменитые французские исследователи Жак Ив Кусто и Филипп Кусто пишут: «когда вдоль кипящих жизнью кораллов скользит грозный силуэт акулы, это не вызывает паники среди рыб, они просто освобождают дорогу «господину» и внимательно следят за ним. Также ведут себя зебры и антилопы в африканской саванне на виду у льва. Можно подумать, что рыбы и зебры прошли одну школу, брали уроки жизни у одного учителя». Так ли это?

 http://www.korabli.eu/images/oboi/podvodnyy-mir/akuly/full/akula_6.jpg         http://art-wall.ru/aw/bb502.jpg

Ответ. Да, это именно так. Этот учитель – Природа, которая наделила столь несхожие между собой существа единством жизненных проявлений. По поведению хищника животные улавливают степень опасности.

Задача 20. Опытные рыболовы знают, что плеск весел, стук по борту лодки отпугивает многих рыб, но громкий разговор на берегу рыб не беспокоит. Почему?

http://www.ebftour.ru/images/import/news/97db34ba2be49a08b2569ba3c333d642.jpg        http://www.mansana.com/img/countries/excursions/384.jpg

Ответ. Звуковая волна плохо проникает из воздуха в воду, колебания же воды и звук хорошо передается по толще воды, и легко улавливается рыбами.



Предварительный просмотр:

Контрольные работы по математике

(УМК «Школа России» 3класс)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1.

I вариант

1. Мама купила 3 пакета картофеля по 5 кг в каждом. Сколько килограммов картофеля купила мама?

2. 3 мальчика разделили поровну между собой 18 орехов. Сколько орехов получил каждый?

3. Решите уравнения:

х + 36 = 56                         х – 13 = 20

4. Решите примеры:

8 · 2                6 · 3                15 : 5

21 : 3                3 · 8                12 : 6

18 : 2                4 · 3                2 · 9

5. Найдите значение выражений:

60 – (24 + 3) : 3 =                24 : 3 + 9 · 2 =

6.* Я живу в семье с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. Сколько тапочек для всех членов моей семьи должно быть у нас дома, если у каждого члена семьи будет по одной паре тапочек?

II вариант

1. В телевикторине участвовали 3 команды по 6 человек в каждой. Сколько всего человек участвовало в этой телевикторине?

2. Из 24 кубиков Лена построила 3 одинаковые башни. Сколько кубиков в каждой башне?

3. Решите уравнения:

х + 48 = 96                        х – 23 = 8

4. Решите примеры:

12 : 3                8 · 2                24 : 8

5 · 3                18 : 3                3 · 7

14 : 2                2 · 5                27 : 9

5. Найдите значение выражений:

(71 – 65) · 3                        18 : 3 + 8 · 2

6.* За столом сидела вся наша семья: я, мама, папа, брат и бабушка. Каждый из нас съел по 2 пирожка. На сколько меньше стало пирожков?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2.

I вариант

1. В саду росло 4 гладиолуса, а лилий – на 8 больше. Во сколько раз меньше росло в саду гладиолусов, чем лилий?

2. Найдите значение выражений:

47 + 5 · 3 – 18 =                        (36 : 6 + 3) · 2 =

3. Найдите площадь и периметр прямоугольника со сторонами 7 см и 5 см.

4. Решите уравнения:

х · 4 = 36                                        х : 6 = 9

5. Сравните:

3 дм 4 см … 4 дм 3 см                63 см … 7 дм

40 см … 4 дм                                2 см … 9 мм

6. Каждые понедельник, среду и четверг папа покупает по одной газете. Сколько газет папа купит за 8 недель?

II вариант

1. Хозяйка купила 3 кг яблок, а груш – на 6 кг больше. Во сколько раз больше купила хозяйка груш, чем яблок?

2. Найдите значение выражений:

(3 · 8 – 20) · 6 =                38 + 3 · 4 – 17 =

3. Длина прямоугольника 8 дм, а ширина 6 дм. Найдите его площадь и периметр.

4. Сравните:

7 · х = 28                                48 : х = 6

5. Сравните:

6 мм … 4 см                        8 дм 2 см … 2 дм 8 см

70 см … 7 дм                        34 см … 4 дм

6. Каждые вторник, четверг и субботу Алёша смотрит по одному новому мультфильму. Сколько новых мультфильмов Алёша посмотрит за 6 недель?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3.

I вариант

1. В 4 наборах 32 листа цветной бумаги. В скольких наборах находятся 72 листа бумаги?

2. Вставьте в «окошки» знаки «·» или « и пропущенные числа так, чтобы примеры стали верными:

3. Найдите значение выражений:

45 : (33 – 24) · 6                                63 + 27 : (30 : 10)

4. Площадь прямоугольника 42 см2, его ширина 6 см. Найдите длину и периметр этого прямоугольника.

5. Найдите значение выражения а + 27, если а = 8, а = 12, а = 16, а = 4.

6. В нашем доме живут Катя, Маша и Лена. Вчера я видел Катю и Машу. Одной из них 9 лет, другой – 8. Сегодня я видел Машу и Лену. Одной из них 10 лет, другой – 9. Кому сколько лет?

II вариант

1. На 3 костюма идёт 9 м ткани. Сколько метров ткани пойдёт на 6 таких костюмов?

2. Вставьте в «окошки» знаки «·» или «:» и пропущенные числа так, чтобы примеры стали верными:

3. Найдите значение выражений:

60 – 18 : 2 · 3                                96 – (35 – 5) : 6

4. Площадь прямоугольника 72 см2, его длина 8 см. Найдите ширину и периметр этого прямоугольника.

5. Найдите значение выражения 36 + в, если в = 9, в = 5, в = 29, в = 17.

6. Цветки картофеля бывают открыты от 6 ч утра до 14 ч дня, цветки льна – от 6 ч до 16 ч, а цветки календулы от 9 ч до 15 ч. В какие часы эти цветки раскрыты одновременно?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4.

I вариант

1. Решите примеры.

7 · 12 =                                96 : 3 =

25 · 3 =                                76 : 2 =

18 · 5 =                                70 : 14 =

4 · 21 =                                84 : 28 =

2. Решите задачу.

Школьники посадили 4 ряда яблонь по 15 деревьев в каждом ряду и 3 ряда слив по 10 деревьев в каждом ряду. На сколько больше посадили яблонь, чем слив?

3. Решите задачу.

Длина прямоугольника 15 см, ширина 7 см. Найдите площадь и периметр этого прямоугольника.

4. Сравните.

8 дм 3 см … 3 дм 8 см                                1 м … 6 дм

61 см … 7 дм                                        4 м 5 дм … 45 дм

5. Решите уравнения.

х · 14 = 84                                96 : х = 24

II вариант

1. Решите примеры.

14 · 7 =                                90 : 15 =

3 · 26 =                                46 : 2 =

19 · 5 =                                92 : 4 =

48 · 2 =                                72 : 24 =

2. Решите задачу.

Группа экскурсантов разместилась в 2 катерах по 16 человек в каждом и в 3 лодках по 8 человек в каждой. На сколько больше человек было в катерах, чем в лодках?

3. Решите задачу.

Длина прямоугольника 18 см, ширина 5 см. Найдите площадь и периметр этого прямоугольника.

4. Сравните.

7 дм 2 см … 2 дм 7 см                                53 см … 5 дм

8 дм … 1 м                                                9 м 4 дм … 94 дм

5. Решите уравнения.

х : 23 = 4                        16 · х = 64        

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5.

I вариант

1. Выполните деление с остатком и проверку к нему.

75 : 8                        85 : 20                        51 : 7

2. Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства.

3. Найдите значения выражений.

56 : 2 – 36 : 12                                (39 + 33) : 24 · 9

48 + 32 : (64 : 8)                         93 – 3 · 8 : 6

4. Решите задачу.

Стекольщику нужно было вставить 96 стёкол. Он уже вставил в 14 окон по 3 стекла в каждое. Сколько стёкол осталось вставить стекольщику?

5. Решите задачу.

На тарелке было 48 блинов. Сколько блинов съели, если на тарелке осталось в 3 раза меньше блинов, чем было?

II вариант

1. Выполните деление с остатком и проверку к нему.

57 : 8                        74 : 7                        69 : 20

2. Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства.

3. Найдите значения выражений.

80 + (24 – 4 · 5)                                42 : 3 + 72 : 24

78 – 8 · 8 : 2                                        24 + 36 : (54 : 9)

4. Решите задачу.

В большой корзине было 95 тюльпанов. Продавец сделал из них 12 букетов, по 7 тюльпанов в каждом букете. Сколько осталось тюльпанов?

5. Решите задачу.

На столе стояло 52 стакана с соком. Сколько стаканов с соком выпили, если на столе осталось в 4 раза меньше стаканов с соком, чем было первоначально?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6.

I вариант

1. а) Вставьте в «окошки» пропущенные числа.

б) Запишите цифрами:

9 сот. 2 дес.                                8 сот.

4 сот. 3 ед.                                5 сот. 1 дес. 7 ед.

в) Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

510, 742.

2. Решите задачу.

3 набора красок стоят 72 рубля. Сколько стоят 4 таких набора красок?

3. Решите примеры.

549 + 1                        702 – 700                        60 : (26 + 4) · 2

800 – 1                        930 – 600                        42 + 54 : 3 · 2

600 + 50                        320 + 70                        71 – (28 – 17) · 6

4. Заполните пропуски нужными числами.

5. Начертите отрезок АВ = 6 см, а отрезок ВС в 2 раза длиннее. На сколько см длина отрезка ВС больше длины отрезка АВ?

II вариант

1. а) Вставьте в «окошки» пропущенные числа.

б) Запишите цифрами:

7 сот.                                5 сот 7 дес.

4 сот. 2 дес. 3 ед.                6 сот. 9 ед.

в) Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

490, 351.

2. Решите задачу.

72 стула расставили в 6 рядов, поровну в каждый ряд. Сколько стульев в 4 таких рядах?

3. Решите примеры.

659 + 1                        805 – 800                        96 : (41 – 9) · 3

900 – 1                        760 – 500                        36 + 60 : 4 · 2

400 + 80                        980 – 30                        72 – (44 + 16) : 4

4. Заполните пропуски нужными числами.

5. Начертите отрезок СД = 9 см, а отрезок АК в 3 раза короче. На сколько см длина отрезка СД больше длины отрезка АК?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7.

I вариант

1. а) Запишите число, в котором:

5 ед. III разряда и 2 ед. I разряда

7 ед. II разряда и 3 ед. I разряда

4 ед. III разряда

6 ед. III разряда и 9 ед. II разряда

б) Сравните числа:

567 … 601           300 … 299           110 … 101

2. Сравните (>, <, =).

5 м 4 дм … 540 см                        8 м 1 см … 8 м 1 дм

9 дм 2 см … 1 м                        604 см … 4 м 6 см

3. Решите примеры.

170 -80 =                560 : 4 =

640 : 8 =                        2 · 70 =

90 + 70 =                30 · 5 =

4. Решите задачу.

В соревнованиях участвуют 310 мальчиков и 270 девочек. Гимнастов среди них было 250 человек, а остальные пловцы. Сколько пловцов участвуют в соревнованиях?

5. Решите примеры столбиком.

535 + 65                        756 – 628

198 + 672                963 – 817

189 + 467                707 – 629

II вариант

1. а) Запишите число, в котором:

9 ед. III разряда

7 ед. III разряда и 4 ед. II разряда

5 ед. II разряда и 2 ед. I разряда

8 ед. III разряда и 6 ед. I разряда

б) Сравните числа:

401 … 386           699 … 700           220 … 202

2. Сравните (>, <, =).

702 см … 2 м 7 см                        6 м 9 дм … 690 см

8 дм 3 см … 1 м                        4 м 5 см … 4 м 5 дм

3. Решите примеры.

150 – 70 =                         560 : 8 =

440 : 20 =                        80 · 5 =

80 + 40 =                        20 · 6 =

4. Решите задачу.

В музей поехали 250 первоклассников и 320 второклассников. Мальчиков среди них было 300 человек. Сколько девочек поехало в музей?

5. Решите примеры столбиком.

652 + 265                        683 – 134

363 + 498                        712 – 243

548 + 152                        622 – 355

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  

I вариант

1. Решите задачу.

С одного участка школьники собрали 160 кг моркови, а с другого – в 2 раза больше. Четвёртую часть всей моркови они израсходовали на корм кроликам. Сколько кг моркови израсходовали на корм кроликам?

2. Найдите значение выражений.

18 + 36 : 9 + 6 · 8 – 50

400 – (80 + 180 : 3) + 60

3. Решите примеры столбиком.

138 + 567        152 · 6

447 – 189        867 : 3

4. Переведите.

125 см = … м … дм … см                        700 см2 = … дм2

847 дм = … м … дм                                7 м 3 см = … см

5. Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см. Найдите его площадь и периметр.

II вариант

1. Решите задачу.

С одного участка школьники собрали 240 кг капусты, а с другого – в 2 раза меньше. Четвёртую часть всей капусты они израсходовали на корм кроликам. Сколько кг капусты израсходовали на корм кроликам?

2. Найдите значение выражений.

(18 + 36) : 9 + 6 · 8 – 50

720 : (2 + 7) + (140 – 90)

3. Решите примеры столбиком.

523 + 197                279 · 3

831 – 369                792 : 2

4. Переведите.

8 м 4 см = … см                 631 дм = … м … дм

920 см2 = … дм2                 275 см = … м … дм … см

5. Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Найдите его площадь и периметр.



Предварительный просмотр:

Контрольные работы по русскому языку (3 класс)

 

 Словарный диктант №1

        Праздник, альбом, погода, заря, восток, овощи, овёс, пшеница, огород, вместе, понедельник, ракета.

Словарный диктант №2

        Обед, пирог, ужин, помидор, огурец, столица, четверг, шоссе, компьютер, вторник, среда, трактор.

 

Словарный диктант №3

        Самолёт, трамвай, комната, север, берег, однажды, чувство, лестница, пятница, коллектив, килограмм, интересный, аккуратный, вокруг.

Словарный диктант №4

        Герой, завтрак, квартира, воскресенье, сирень, животное, поэт, гвоздика, одуванчик, песок, кровать, вторник, ромашка, растение.

Контрольный диктант №1

 «Повторение и систематизация изученного во 2 классе. Правописание слов с изученными орфограммами»

Осенний лес

    Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чашу.

   Слова для справок: сбросили, рябчик.

    Задания (на выбор учителя или учащихся):

1) подчеркнуть главные члены в любом предложении;

2) выделить корень в любом из выделенных слов;

3) подобрать к любому из выделенных слов 1—2 однокоренных и обозначить корень; 4) придумать 2—3 однокоренных слова, записать их и выделить в них корень;

5) найти в тексте два однокоренных слова и выделить в них корень.

Контрольный диктант №2

«Правописание частей слова»

Помоги птицам!

   Трещал сильный мороз. Ребята вышли на улицу. На березках висели кормушки. Мальчики положили туда кусочки сала. Скоро прилетели синички и воробьи. Они радостно защебетали. В стороне кружилась маленькая птичка с красной грудкой. Таня разбросала на снежок горстку семян. Снегирь подлетел и стал клевать вкусные зернышки. (47 слов.)

    Задания (на выбор учителя):

1) разобрать предложение (любое из первых трех) по членам предложения: подчеркнуть главные члены и выписать словосочетания;

2) разобрать любое слово по составу (кормушки, зернышки, маленькая, вкусные);

3) найти слово с приставкой и выделить ее;

4) выписать слово, в котором гласную или согласную в корне надо проверять; подчеркнуть в проверяемом слове орфограмму или орфограммы  и рядом написать проверочное;

5) подчеркнуть в словах первого предложения изученные орфограммы.

Контрольный диктант №3

«Части речи. Правописание слов с изученными орфограммами»

   Зимняя ночь. Маленькая сторожка лесника. Вокруг густой лес. Виталик смотрел из окна на лесную сказку. На звездное небо выплыл светлый месяц. Он осветил лесную окрестность. Снег заискрился блестками. На полянку вышли могучие олени. Ветвистые рога украшали их головы. Из ноздрей клубился пар. Лесные красавцы стали есть свежее сено. (48 слов.)

    Задания (на выбор учителя):

1) подобрать заголовок к тексту;

 2) выписать любое прилагательное в единственном числе и определить его род, выделить окончание;

3) в пятом предложении над каждым словом указать известные части речи, подчеркнуть главные члены;

4) разобрать по составу слова голубенький, ветвистые.

Контрольный диктант №4

 «Части речи. Правописание слов с изученными орфограммами»

Весной

   Весеннее солнце пригрело зимой. Зазвенела веселая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Они чертили по земле крыльями и затевали шумные игры. Скоро прилетят на свою родину журавли. (65 слов.)

    Задания (на выбор учителя):

1) указать над словами части речи (третье или четвертое предложение);

2) определить время глагола (в первом, третьем и последнем предложениях);

3) разобрать слова по составу: прилетят, говорливые, подснежники;

4) разобрать по членам предложения седьмое предложение;

 5) выписать глаголы, которые отвечают на вопрос ч т о с д е л а л и ?;

6) подчеркнуть орфограммы в пятом предложении.

Контрольная работа №1

 «Состав слова. Правописание частей слова»

I вариант

   1. Прочитай предложения:

    1. Дикая утка вывела из осоки своих утят. 2. Цветет над водою водяная кашка. 3. Снежинки родились высоко над землей в снежных облаках. 4. Со своей волчихою голодной выходит на дорогу волк.

Задания:

1) выпиши однокоренные слова, выдели в них корень;

2) выпиши слова определенной структуры:

2.  Образуй однокоренные слова от данных слов: 

1) при помощи приставок (ходить, писать);

 2) при помощи суффиксов (туман, береза, двор);

3) при помощи суффикса и приставки (сад, сказ).

3. Разбери слова по составу: беленький, моряки, перестрелка, медведица, увидит, заморозки.

4. Запиши предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы:

    1. (В)теплые страны (у)л.тают журавли. 2. Тихо падают (с)бере. лист.я.3. Около н.ры играют л.сята. 4. Над душ.стой кашкой круж.лась пч.ла. 5. (В)траве сверкали капли р.сы.

II вариант

1. Прочитай предложения:

    1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. 2. Скворчиха быстро влетела в скворечник. Скворец сел на ветку и запел. 3. Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. 4. Гусь степенный в луже моет свой гусиный красный нос.

Задания: 

1) выпиши однокоренные слова, выдели в них корень;

2) выпиши слова определенной структуры:

     2.  Образуй однокоренные слова от данных слов:

1) при помощи приставок (лить, плыть);

2) при помощи суффиксов (лес, глаз, стол);

 3) при помощи суффикса и приставки (снег, мороз).      

 3. Разбери слова по составу: гнездышко, старушка, подкормка, посмотрим, длинный, перелески.

4. Запиши предложения раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы:

1. (Под)н.гами шурш.т сухая листва. 2. (В)воздухе л.тят паутинки. 3. В.дяной паук (с)мастерил домик (из)воздуха. 4. Вспыхнул первый луч со.нца. 5. (За)булькали на д.рогах весе..ие руч.и.

Контрольная работа №2

 «Имя существительное»

I вариант

   1. Подчеркни в словах изученные орфограммы, укажи морфологические признаки имён существительных (одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, число, род):

Россия -

объявление -

килограмм -

муравьи -

разъезд -

орешек -

коллектив -

2.  Определи падеж имён существительных в предложениях: 

1) Пчёлы выползли из улья. 2) Ребята разъезжали по озеру на плоту. 3) В тростнике плавал белый лебедь.

3. Подбери к данным именам существительным однокоренные имена существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами: 

Берёза – берёзонька

горох –

огурец –

петух –

сердце –

молоток –

пирог –

4. Подбери к каждому имени существительному синоним:

Путь – дорога

труд -

друг –

зной –

детвора –

холод –

II вариант

1. Подчеркни в словах изученные орфограммы, укажи морфологические признаки имён существительных(одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное, число, род):

Комната -

сердце -

Москва -

заморозки -

съезд -

замочек -

медведь -

2.  Определи падеж имён существительных в предложениях: 

1) Мы шли от колодца к огороду по узкой тропе. 2) Олени уходили в глушь леса. 3) В окно трамвая влетел жёлтый осенний листок.

 3. Подбери к данным именам существительным однокоренные имена существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами: 

Берёза – берёзонька

медведь –

морковь –

заяц –

солнце –

топор –

лодка –

4. Подбери к каждому имени существительному синоним:

Путь – дорога

луна -

неправда –

родник –

метель –

бездельник –

Контрольная работа №3

 «Имя прилагательное»

I вариант

   1. Подчеркни в словах изученные орфограммы, подбери к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу существительное:

Солёный …

морозные …

резкий …

классный …

известная …

сладкое…

2.  Выпиши из предложений словосочетания с именами прилагательными. Определи их число и род (в единственном числе): 

1) Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна (С.Есенин).  2) И сверкает на морозе серебристый гладкий лёд (С.Маршак). 3) Чудная картина, как ты мне родна!(А.Фет).

3. К данным словам подобрать однокоренные имена прилагательные с любым из суффиксов: - ов-, -н-, -ск-, -ист-, -оньк-, -еньк-, -оват-, -лив-:

Урожай – урожайный, сентябрь - …, пух -  …, сон - …, старик - …, берёза - …, холод - ….

4. Подбери к каждому имени прилагательному антоним:

Тяжёлый – лёгкий

большой -

близкий –

старый –

горький –

печальный –

5. Выпиши те словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении:

1) богатый урожай, богатый голос; 2) воздушная струя, воздушное печенье; 3) кудрявые волосы, кудрявая берёза.

II вариант

   1. Подчеркни в словах изученные орфограммы, подбери к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу существительное:

Осенний …

гибкая …

субботнее …

морковный …

прелестный …

счастливые…

     2.  Выпиши из предложений словосочетания с именами прилагательными. Определи их число и род (в единственном числе): 

1) Раннее утро. Голубой расцвет. (В.Шишков). 2) Что, дремучий лес, призадумался? (А.Кольцов). 3) Сыплет дождик большие горошины, рвётся ветер (Н.Заболоцкий).

 3. К данным словам подобрать однокоренные имена прилагательные с любым из суффиксов: - ов-, -н-, -ск-, -ист-, -оньк-, -еньк-, -оват-, -лив-:

Урожай – урожайный, декабрь - …, камень -  …, забота - …, синева - …, красный - …, осина - ….

4. Подбери к каждому имени прилагательному антоним:

Тяжёлый – лёгкий

плохой -

глупый –

высокий –

здоровый –

жёсткий –

5. Выпиши те словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении:

1) злой человек, злая вьюга; 2) горькое лекарство, горькая доля; 3) золотое кольцо, золотые руки.

Контрольная работа №4

«Глагол»

I вариант

   1. Подбери к данным словам однокоренные глаголы:

Подарок - подарить

помощь -

сторож –

обед –

дежурный –

весёлый –

полёт -

2.  Подчеркни изученные орфограммы, выдели в глаголах приставки, а в именах существительных - корень: 

Забивать молотком, посадить овёс, переходить дорогу, подъехать к берегу, нарисовать картину.

3. Выпиши глаголы, укажи время:

1) Скорый поезд прибыл в Москву. 2) Ярко светит весеннее солнышко. 3) В мае зазвучат в лесу птичьи песни. 4) Под лежачий камень вода не течёт. 5) Весной снег быстро растаял.

4. Подбери к данным глаголам глаголы с приставками:

Летать - улетать

плыть -

учить –

везти –

жалеть –

пить –

5. Выпиши те словосочетания, в которых глаголы употреблены в переносном значении:

1) летит время, летят самолёты; 2) играть на скрипке, нельзя играть с огнём; 3) бежит мальчик, бежит река.

II вариант

      1. Подбери к данным словам однокоренные глаголы:

Подарок - подарить

просьба -

больной –

решение –

морозный –

зелёный –

строитель –

 2.  Подчеркни изученные орфограммы, выдели в глаголах приставки, а в именах существительных - корень: 

Прочитать про медведя, подарить мальчику, вычистить посуду, подвести к магазину, въехать в деревню.

 3. Выпиши глаголы, укажи время:

1) Утренняя роса покрыла луговые травы. 2) Пушистые серёжки висят на осине. 3) Скоро прилетят на родину скворцы. 4) Умелые руки не знают скуки. 5) По небу плыло пушистое облако.

4. Подбери к данным глаголам глаголы с приставками:

Летать - улетать

ехать -

ходить –

нести –

читать –

лить –

5. Выпиши те словосочетания, в которых глаголы употреблены в переносном значении:

1) шепчет листва, шепчет подруга; 2) мчится поезд, мчатся года; 3) перейти улицу, перейти к новой теме.

Контрольное тестирование по теме «Имя существительное»

вариант I

А1. Что обозначают имена существительные?

1) признак                     3) предмет

2) действие                   4) количество

А2. На какие вопросы отвечают имена существительные?

1) где? как?                    3) какой? как?

2) что делать?                4) кто? что?

А3. Найди ошибочное утверждение.

1) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

2) Имена существительные изменяются по родам.

3) Имена существительные изменяются по числам.

4) Имена существительные изменяются по падежам.

А4. Найди имя существительное.

1) спортивный             3) читать

2) тринадцать              4) космонавт

                                                                                                         

А5. Отметь существительное, соответствующее схеме                                      

  1. подъезд
  2. разговоры
  3. дорожка
  4. посадка

В1. В какой строке приведены существительные только среднего рода?

1) край, колос, праздник, бабочка, метро, кофе, плечо

2) тарелка, лампа, бабушка, стрекоза, погода, дочь

3) гнездо, яблоко, крыло, пальто, полотенце, облако

4) конструктор, дедушка, проспект, учебник, учитель

В2.  В каком варианте падежные вопросы поставлены ошибочно?

1) родительный падеж — где? как?

2) винительный падеж — кого? что?

3) предложный падеж — о ком? о чём?

4) творительный падеж — кем? чем?

В3. Сколько существительных в стихотворении?

Белка щёлкает орешки

На дубу без всякой спешки.

Чистит десять штук за час,

Будет на зиму запас.

     1) 5                 2) 6                        3) 8                   4) 10

С1. В каком предложении выделенное существительное употреблено в творительном падеже?

1) Лесник расчищал в лесу просеку.

2)  К обеду ребята наловили много рыбы.

3)  Бабушка сварила вкусную уху.

4) Неожиданно из куста вылетела птичка и закружилась над нашими головами.

С2. В какой строке во все слова необходимо вставить Ь?

1) овощ.., мяч.., ёрш.., дич.., ноч.., крепыш..

2) реч.., вещ.., доч.., помощ.., мыш.., тиш..

3) печ.., малыш.., гараж.., лещ.., врач..

4) ёж.., карандаш.., чиж.., камыш.., калач..

вариант II

А1. Что обозначают имена существительные?

1) признак                      3) действие

2) предмет                      4) количество

А2. На какие вопросы отвечают имена существительные?

1) как? где?                    3) кто? что?

2) что делать?                4) какой? как?

А3. Найди ошибочное утверждение.

1) Имена существительные изменяются по числам.

2) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

3) Имена существительные изменяются по падежам.

4) Имена существительные изменяются по родам.

А4. Найди имя существительное.

1) увлекательный                   3) писать

2) двенадцать                          4) машинист

А5. Отметь существительное, соответствующее схеме             

  1. сумочка
  2. переход
  3. газетка
  4. походка

В1. В какой строке приведены существительные только мужского рода?

1) край, колос, праздник, бабочка, метро, кофе, плечо

2) тарелка, лампа, бабушка, стрекоза, погода, дочь

3) гнездо, яблоко, крыло, пальто, полотенце, облако

4) конструктор, дедушка, проспект, учебник, учитель

В2.  В каком варианте падежные вопросы поставлены ошибочно?

1) дательный падеж — кому? чему?

2) винительный падеж — кого? что?

3) предложный падеж — о ком? о чём?

4) творительный падеж — кого? чего?

В3. Сколько существительных в стихотворении?

У зайчика короткий хвост,

Чуткий нос и малый рост.

А на выпуклой макушке

Вверх торчат прямые ушки.

1) 5               2) 6               3) 8              4) 10

С1. В каком предложении выделенное существительное употреблено в родительном падеже?

1) Иду я с ружьём по лесу.

2) Мы просидели в палатке до ночи.

3)  В спальне на кровати сидела бабушка.

4) Остров покрылся зеленью.

С2. В какой строке во все слова не надо вставлять Ь?

1) ёж..,   карандаш.., чиж.., камыш.., калач..

2) овощ..,   мяч.., ёрш..,   дич..,   ноч..,   крепыш..

3) реч..,    вещ..,   доч..,   помощ..,   мыш..,   тиш..

4) печ..,    малыш..,   гараж..,   лещ..,   врач..

Контрольное тестирование (итоговое)

вариант I

1. Укажи слово, в котором звуков меньше, чем букв.

  1. Человек                          
  2. 2)чувство                  
  3.  3)черепаха        
  4.  4)Яков

2. Отметь словосочетание, в котором ударение падает на второй слог глагола.

  1. парить в бане
  2. парить в воздухе (о птице)
  3. бегать по траве
  4. думать о друге

3. Отметь слово, имеющее значение сильный дождь.

1)  Ураган                      

 2)  ливень                          

 3)  буря                    

 4)  смерч

4. Укажи пару прилагательных, не являющихся синонимами.

  1. маленький — крошечный
  2. вежливый — любезный
  3. большой — огромный
  4. яркий — тусклый

5. Отметь предложение, содержащее фразеологизм.

  1. Раскалённое железо хорошо меняет форму.
  2. Мой друг довёл меня до белого каления глупыми вопросами.
  3. Раскалённое солнце садилось за горизонт.
  4. Для выпечки блинов необходима раскалённая сковорода.

6. Укажи слово с приставкой.

1)  Беседа              

2)  бесполезный              

 3)  белить              

 4)  беседка

7. Отметь слово, соответствующее схеме                                  

1)  Подъезд          

 2)  разговоры          

 3)  дорожка                

 4)  бесцветный

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква «а»?

1)  пр...шло          

2)  подг…товка          

3)  д…зволил                

4)  з...капал

9. Укажи раздельное написание.

1)  (с)пасибо                

2)  (по)мощь              

3)  (от)несли              

4)  (по)оврагам

10. В каком ряду оба слова пишутся с разделительным Ь?

  1. от...явленный, прол...ёт
  2. печен...е, пал...то
  3. подоб...ёт, крыл...я
  4. в...езд, гус...ком (идти)

11. Выбери букву, которую нужно вставить в слова д...бро, д...лина, ук...лоть, м...лоденький.

  1. а                2)о                            3)е                           4)и

12. Отметь словосочетание, в котором на месте пропуска ничего не пишется.

  1. прелес...ное дитя
  2. рез...ное оконце
  3. влас...ный голос
  4. говорил радос...но

13. Какое слово является проверочным для существительного моро...цы?

  1. розы
  2. моросить
  3. морозный
  4. морока

14. В каком ряду оба слова пишутся с двойными согласными?

  1. билет(н, нн)ая (касса), ва(н, нн)а
  2. воскре(с, сс)ный (день), хо(к, кк)еист
  3. су(б, бб)отник, дли(н, нн)ый
  4. И(н, нн)а, мали(н, нн)а

15. В предложении Дружным чириканьем провожали воробьи весенний день именем существительным является слово

1)  Весенний                

2)  провожали              

3)  чириканьем                  

4)  дружным

16. Укажи ряд, в котором оба существительных среднего рода единственного числа.

  1. метро, забор
  2. мороз, иней
  3. кино, шоссе
  4. светофор, морковь

17. В каком имени существительном на конце не пишется Ь?

  1. мощ...          
  2. плющ..                        
  3. рож...                            
  4. глуш...

18. В каком из словосочетаний имя прилагательное употреблено в форме мужского рода?

1)   нов... полотенце            

2)   нов... пальто          

3)   нов... куртка              

4)   нов... листок

19. Отметь предложение, в котором род прилагательного не определяется.

  1. Сильный дождь начался неожиданно.
  2. Ночное небо было затянуто тучами.
  3. Зелёные травы были в росе.
  4. Мы посмотрели интересный фильм.

20. Выбери прилагательное, подходящее по форме к существительному метро.

  1. Глубокая                
  2. новое                
  3. красивые                    
  4. чистый

21. Отметь словосочетание, в котором глагол употреблён в форме множественного числа.

1)   решает задачу          

2)   перевозит груз      

3)   рисуют на песке      

4)   громко кричит

22. Укажи предложение, в котором глагол употреблён в форме настоящего времени.

  1. Поплавок запрыгал по воде.
  2. Дёргается тонкая удочка.
  3. Вот и поймалась рыбка.
  4. Рыбак закинул удочку ещё раз.

23. В каком предложении НЕ с глаголом пишется слитно?

  1. (Не) имей сто рублей, а имей сто друзей.
  2. За один раз дерева (не) срубить.
  3. В дом чужого (не) пущу, без хозяина грущу.
  4. Учитель (не)доумевал по поводу отказа ученика от участия в конкурсе.

24. Укажи повествовательное, невосклицательное предложение.

  1. Ветер приносит с лугов цветочный аромат.
  2. Хорошо живёт на свете Винни-Пух!
  3. Почему у ёжика столько иголок?
  4. Принеси, пожалуйста, мне воды.

25. В предложении Солнце уже довольно высоко стояло на чистом, небе грамматической основой является

  1. стояло высоко                
  2. солнце стояло
  3. уже довольно
  4. на чистом небе

26. В предложении До самых бровей нахлобучила зима белоснежные шапки на ели и сосны словосочетанием является

1)   зима нахлобучила          

2)   шапки на ели      

3)   нахлобучила на ели        

4)   до бровей

27. Укажи предложение без однородных членов.

  1. Стоят лесные богатыри чинно и спокойно.
  2. В траве гудят жуки и мошки.
  3. И соловей эту песню пропел.
  4. Бабочки, стрекозы кружились над душистыми цветами.

28. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?

А)Они живут на печке.

Б) У кошки шесть котят.

В)Она кормит их своим молоком.

Г) Слепые котята пищат и ищут мать.

  1. Г, В, Б, А
  2. Б, А, Г, В
  3. В, Б, А, Г
  4. А, Б, В, Г

29. Запиши пропущенные буквы в клеточки по порядку.

З...лёные ёлочки выг...баютп св...и к...лючие ве...ки.

30. Укажи имя прилагательное.

1)   Тенёк                    

2)   затенять                  

3)   тенистый                    

4)   тень

31.* Прочитай текст.

Электромагнитные волны улавливает особый прибор. Он изобретён русским учёным Поповым. Прибор теперь называется радиоприёмником. Попов построил первую в мире радиостанцию. Началось применение радиосвязи на морских судах. Радиосигналы помогают спасать тысячи людей.

( По JI. Гумилевскому )

Выпиши в таблицу слова, соответствующие заданию.

Безударная проверяемая гласная в корне глагола

Глаголы в настоящем времени

Сложные слова

32.* Подбери синоним к слову изобретён и составь с ним предложение.

___________________

33.* Найди и выпиши из текста задания №31* слово, имеющее значение колебательное движение в какой-либо среде. С какими словами оно может сочетаться? Составь с ним словосочетания и запиши их.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

вариант II

1. Укажи слово, в котором все согласные твёрдые.

  1. часики
  2. морозы
  3. дыхание
  4. решётки

2. Отметь слово, в котором ударение падает на третий слог.

  1. бронзовый
  2. высокий
  3. выскочка
  4. выражение

3. Укажи значение слова заголовок.

  1. содержание литературного произведения
  2. название произведения
  3. основная мысль произведения
  4. часть произведения

4. Найди синоним к слову пёстрый.

  1. разноцветный
  2. тусклый
  3. серый
  4. тёмный

5. Дополни фразеологизм после ... в четверг.

  1. снега
  2. дождичка
  3. работы
  4. прогулки

6. Укажи слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

  1. котёнок
  2. водитель
  3. щётка
  4. речной

7. Отметь слово, соответствующее   схеме.

1)добрый          

2)сумочка            

3)газетка            

4)довоенный

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

  1. закрепление
  2. п...чувствовать
  3. н…дводный
  4. н…вредил

9. Укажи раздельное написание.

  1. (у)крашение
  2. (у)зверька
  3. (у)пал
  4. (у)равнение

10. В каком ряду оба слова пишутся с разделительным Ь?

  1. прут...я, л...вята
  2. в...юга, ш...ю
  3. поп...ёт, сил...ный
  4. мален...кий, гост...я

11. Выбери букву, которую нужно вставить в слова в...лежник, тр...вянистый, нападение, вд...ли.

  1. е                2) и              3) о                 4)а

12. Отметь словосочетание, в котором на месте пропуска пишется буква «т».

  1. ранняя вес...на
  2. гряз...ные ботинки
  3. неумес.-.ное замечание
  4. полез...ный совет

13. Какое слово является проверочным для существительного перегоро...ка?

  1. город
  2. горка
  3. городки
  4. городить

14. В каком ряду оба слова пишутся с двойными согласными?

  1. Ро(с, сс)ия, ра(с, сс)каз
  2. тро(л, лл)ейбусный (парк), ряби(н, нн)овые (бусы)
  3. гра(н, нн)ица, ра(с, сс)матривать
  4. ра(с, сс)колоть, ма(с, сс)а

15. В предложении Здесь берёт начало великая русская река Волга именем существительным является слово

  1. берёт
  2. здесь
  3. начало
  4. великая

16. Укажи ряд, в котором оба существительных мужского рода единственного числа.

  1. стол, столешница
  2. изморозь, карандаш
  3. города,стол
  4. москвич, огурец

17. В каком имени существительном пишется на конце Ь?

  1. тиш…
  2. нож…
  3. грач…
  4. уж…

18. В каком из словосочетаний имя прилагательное употреблено в форме среднего рода?

  1. хорош... ученик
  2. хорош... папка
  3. хорош... дело
  4. хорош... осанка

19. Отметь предложение, в котором род прилагатель ного не определяется.

  1. Перед нами была высокая гора.
  2. Мы попали в старый город.
  3. Старику помогала тонкая трость.
  4. Весёлые клоуны пели песню.

20. Выбери прилагательное, подходящее по форме к существительному погода.

  1. весенняя
  2. хмурый
  3. печальное
  4. осенние

21. Отметь словосочетание, в котором глагол употреблён в форме единственного числа.

  1. учились писать
  2. говорили тихо
  3. ровно дышал
  4. увидели радугу

22.  Укажи предложение, в котором глагол употреблён в форме настоящего времени.

  1. Почтовый ящик не открылся.
  2. Мне придёт письмо.
  3. Я стою на деревянной скамейке.
  4. Бабочка вспорхнула с цветка.

23. В каком предложении НЕ с глаголом пишется слитно?

  1. В хмурый день наш кот Васька (не) лежит на крыльце.
  2. Прошли годы, но ничего (не) изменилось на нашей улице.
  3. Алёше в этот день (не) здоровилось.
  4. (Не) ищи красоты, ищи добра.

24. Укажи вопросительное предложение (знаки препинания не расставлены).

  1. Где находят корм зимующие птицы
  2. В саду шуршит сухой лист
  3. Хороша ель в лесу зимой
  4. Надо бороться с грязью и пылью

25. В предложении Нежно светится под кустом серебристый ландыш грамматической основой является

  1. светится под кустом
  2. серебристый ландыш
  3. светится ландыш
  4. нежно светится

26.  В предложении Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчишку словосочетанием является

  1. охотник в траве
  2. наткнулся на маленького
  3. в густой траве
  4. охотник наткнулся

27. Укажи предложение с однородными членами.

  1. Звенит золотой голосок малиновки.
  2. Не трещат в высокой траве кузнечики.
  3. Алиса сплела венок из маргариток.
  4. По дороге шла молодая женщина в белом платье и шляпке.

28. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?

А) Целый месяц лечили ворону.

Б) Мальчик принёс ворону домой.

В) У вороны было сломано крыло.

Г) У леса Костя увидел большую ворону.

  1. Г, В, Б, А
  2. Б, А, Г, В
  3. В, Б, А, Г
  4. А, Б, В, Г

29. Запиши пропущенные буквы в клеточки по порядку.

На в...ршине пологого х...лма в...днелась не- б...лыиая дер...венька.

30. Укажи имя прилагательное.

  1. стоять
  2. стойкий
  3. стойка
  4. стой

31.* Прочитай текст.

Прекрасна Волга летом под яркими лучами солнца. Тёплый ветер дует с заливных лугов и несёт оттуда запах свежего сена. На пристанях пассажирам предлагают душистую лесную землянику. В июне вечерние зори догорают медленно. Воды уснувшей реки отражают голубые и розовые краски.      

По Д. Мамину-Сибиряку )

 Выпиши в таблицу слова, соответствующие типам орфограмм и заданий.

Безударная проверяемая гласная

в корне прилагательного

Глаголы в настоящем времени во множественном числе

Непроизносимая согласная

32.* Подбери синоним к слову прекрасная. Какими частями речи они являются?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

33.* Найди и выпиши из текста задания №31* слово, имеющее значение порт, причал. С какими именами прилагательными оно сочетается? Запиши построенные тобой словосочетания.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

1.У жука 6 лапок. Сколько всего лапок у четырёх жуков?

2. 12 кустов астр посадила на 4 клумбы поровну. Сколько кустов астр на каждой клумбе?

3. Купили 16 попугаев. Их разместили в клетки по 8 попугаев. Сколько клеток понадобилось?

1.У паука 8 лапок. Сколько всего лапок у трёх пауков?

2. Почтальон опустил 12 писем в 6 ящиков поровну. Сколько писем в каждом ящике?

3.Электрик ввинтил 15 лампочек по 5 в каждую люстру. Сколько было люстр?

1.В трёх пакетах по 4 кг овощей. Сколько всего кг овощей в этих пакетах.

2. 18 пассажиров посадили в 6 машин поровну. Сколько пассажиров в каждой машине?

3.В вазы поставили 21 розу по 3 розы в каждую. Сколько ваз потребовалось?

1.В двух рядах по 8 кустов смородины. Сколько всего кустов смородины?

2.Четыре девочки съели поровну 20 груш. Сколько груш съела каждая девочка?

3.Света разложила 14 рисунков в папки по 7 рисунков в каждую. Сколько папок было у Светы?

1.В четырёх домах по 4 подъезда. Сколько всего подъездов в этих домах?

2.На 3 костюма идёт 12 метров ткани. Сколько метров ткани идёт на один костюм?

3.У плотника 24 дощечки. Сколько скворечников можно сделать из этих дощечек, если на один скворечник идёт 8 дощечек?

1.В магазине было 7 ящиков конфет по 5 кг в каждом. Сколько всего кг конфет было в магазине?

2. 24 человека разбили на 3 группы поровну. Сколько человек в каждой группе?

1.Утром  на  одном  кусте  распустилось  14 роз, а  на  другом  на  5 роз  меньше. Сколько  роз  распустилось  на  двух  кустах?

2.В  саду  росло  10 деревьев.  Из  них  8 яблонь, а  остальные  груши.  На  сколько  больше  яблонь, чем  груш росло  в  саду?

3.Во  дворе  гуляло  7 кур  и  4 петуха.  Когда  несколько  птиц  ушло, то  осталось  5. Сколько  птиц  ушло?

4.В  живом  уголке  живут  мыши,  черепахи  и  хомяки. Всего  13 мышей, 7 черепах, а  хомяков  на  6 меньше, чем  черепах  и  мышей  вместе.  Сколько  всего  животных  в  живом  уголке?

1.В  магазине  было 40 кг  картофеля. Когда  несколько  кг  продали, то  осталось  10 кг. Сколько  кг  картофеля  продали?

2.Папа  поймал  20  окуней, а  его  сын  8 окуней. На  сколько  окуней  больше  поймал  папа, чем  его  сын?

3.В  одной  вазе  было  12 слив, а  в другой  18 слив. 15 слив  съели. Сколько  слив  осталось?

4.На  одной  полке  было  40 книг, а  на  другой  на  5  книг  меньше. Сколько  книг  было  на  двух  полках?

Карточка № 3.

1.В  вазе  было  15  груш. Когда  несколько  положили, то  стало  20.  Сколько  груш  положили  в  вазу?

2.Маме  40 лет, а  папе  43 года.  На  сколько  лет  мама  младше  папы?

3.Мама  испекла  пироги. Когда сыну  дала  7 пирогов, дочке  8 пирогов, то осталось  6 пирогов.  Сколько  пирогов  испекла  мама?

4.В  одном  доме  живут  30 человек, а  в  другом  на  6 человек  больше. Сколько  человек  живут  в  двух  домах?



Предварительный просмотр:

F:\3 класс\XNH5IUhV7ZA.jpg

F:\3 класс\XNH5IUhV7ZA.jpg

F:\3 класс\uQzXnn5o7wA.jpg

F:\3 класс\uQzXnn5o7wA.jpg

F:\3 класс\mMEzO6HnNps.jpg

F:\3 класс\mMEzO6HnNps.jpg

F:\3 класс\cqUVucxv8p8.jpg

F:\3 класс\cqUVucxv8p8.jpg



Предварительный просмотр:

Викторина «Эти удивительные животные»

(  3 класс)

Цели и задачи:

1)Расширение кругозора детей;

2) Воспитание чувства прекрасного, доброты, милосердия.

3)Воспитание у детей любви к животным, к природе.

4)Развитие товарищества, дружбы.

Оборудование: презентация с картинками животных, короткие ролики о их жизни.

Ход занятия.

Учитель: Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру- викторину «Эти удивительные животные». Узнаем много нового о животных.

На протяжении многих столетий человек наблюдает за жизнью животных, пытаеся разгадать их секреты и тайны.

Мы хотим лучше узнать их образ жизни и никогда не перестаём удивляться. Ведь они такие забавные, эти животные.

-Пугливые и беззаботные,

-Коварные и благородные ,

-Смешные и славные,

- Эти забавные животные!  

Начинаем 1 тур.

  1. Рыжая плутовка обошла всех ловко. В гости к курочкам пришла , утащила петушка (лиса.).

Каждый из вас знает кумушку-лису. Обычно в сказках ее называют Патрикеевной. А назвали ее в честь князя Патрикея Наримунтовича. Он прославился своей хитростью. А поскольку лиса очень хитрая, вот она и получила это отчество.

Вопрос: Может ли лиса отличать опасные капканы от консервных банок?  ( да ).

Живя часто поблизости людей она научилась отличать капкан от  банок . Обоняние и тонкий слух помогают лисе не только скрываться от врагов , но и добывать себе пищу.

Вопрос: Какая основная пища у лисы? (Грызуны).  

Существует мнение , что основная еда лисы- зайцы. Да, она не прочь отведать зайчатинки, но догнать зайца очень трудно. Поэтому весь рацион состоит из мышей.

Вопрос: По какому признаку можно обнаружить присутствие лисы в норе? (по запаху).

Обнаружить присутствие лисы  в норе можно по сильному запаху. Лиса сильно захламляет свою нору  и около нее.

Вопрос: Зачем лисе нужен хвост?  (укрыть нос в стужу).

В сильный мороз лиса прячет свой нос в хвост. Он согревает так лису.

Веселая  физминутка.

Начинаем 2 тур.

  1. Кто за печкою сидит и тихонечко пищит? (мышь.)

Мыши и крысы живут рядом с человеком .Они быстро размножаются.- 4 раза в год по 15-18 мышат. Вот какая у них большая семья.

Вопрос: Что предпочитают мыши? ( сало, зерно, книга)

 

Вопрос: Что будут делать крысы, если обнаружат бутылку с маслом?

(Достанут хвостом).

Чтобы добраться до содержимого, крысы не станут опрокидывать  бутылку. Просто одна крыса опустит свой хвост в бутылку  и даст его полизать другой.  А потом они поменяются.

Сейчас мы с вами поиграем в загадки. 

  1. Листопаднички – кто они? (зайцы.)
  2. У кого зубы каждый месяц вырастают на 3 см? ( у зайца и белки.)
  3. Чем стрекочут  кузнечики? ( трут о ноги крыло.)
  4. Косой ли заяц? (нет.)
  5. Что делают зимой ежи? (спят.)
  6. Какой цветок называют цветком влюбленных? (ромашку.)

Начинаем 3 тур.     

Нужно нарисовать своего любимого животного.

Начинаем 4 тур. 

- Отгадайте мою загадку:

Эта птичка так красива,

Говорлива и умна.

Только я приду из школы

Сразу спросит : -Как дела? (попугай.).

Попугаи могут жить в домах. Это самые красивые птицы на земле. У них необычная окраска. Они бывают разных размеров. Попугаи хорошо различают цвета и вкус плодов

Вопрос: где любят сидеть попугаи на теле человека?   (На голове).

Начинаем 5 тур.

- Если среди животных устроить соревнование едоков, то кто же станет победителем?

- Может быть слон?

Он самый крупный среди сухопутных животных. За 1 день он съедает около 140кг травы и листьев, а сам весит 5 тонн. Значит он ест меньше своего веса.

- А может быть волк?

Он хищник всетаки, говорят волчий аппетит. Да нет, волк малоежка, ухватит 2-3 кг мяса и сыт.

- А может быть ежик?

Он спит 240 дней в году. Ночью охотиться, а днем спит. В поисках пищи проходит 3 км. Любимое лакомство - змеи. Съест половину своего веса и сыт.

Вопрос: Кто же самый прожорливый? (бурозубка.)

Это самый маленький зверь на  земле .Рост у него- 4 см, вес – 2 грамма, а ест он 120 раз в сутки.В 5 раз больше , чем весит . Вот это аппетит!

Вопрос: Назовите животных из мультфильма.

- 38 попугаев?

-Вини-пух?        

-Каникулы в Простоквашино?

- Колобок?

Подведение итогов. 

- Что интересного узнали?

- Что  понравилось?

Дерево, трава, цветы и птицы

Не всегда умеют защититься!

Если уничтожены будут они

На планете мы останемся одни!