Для педагогов

Стаценко Татьяна Петровна

Предварительный просмотр:

Взаимодействие психолога и логопеда

В современном мире проблема обучения и воспитания детей с различными нарушениями речи стоит крайне остро. Сегодня они составляют достаточно многочисленную группу среди детей дошкольного возраста, при этом их количество увеличивается с каждым годом.

Общее недоразвитие речи и другие речевые нарушения могут спровоцировать различные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка: низкая познавательная активность, проблемы с коммуникацией со своими сверстниками, недостаточная ориентированность в явлениях окружающей среды, бедность содержания игровой и художественно-творческой деятельности, низкий словарный запас и т.д. Помимо этого, на фоне проблем с речью часто развиваются психоэмоциональные расстройства, ведь ребенок чувствует себя «не таким, как все», а другие дети в этом возрасте могут не понимать всей серьезности этой проблемы, и будут всячески подначивать или дразнить ребенка с речевым дефектом.

https://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/fd868b03cc992675d4c91921e797e7eb.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/177

У детей с нарушениями речи при нормальном уровне развития интеллекта наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: недостаточное внимание, ребенок быстро отвлекается и переключается на другое занятие, он плохо запоминает информацию, истощаемость психических процессов, связная речь затруднена. Такие дети, как правило, либо излишне импульсивны и агрессивны, либо апатичны, заторможены и замкнуты. Наблюдается резкая смена настроения и другие негативные проявления.

Соответственно, помимо коррекции и развития речи, у таких детей необходимо развивать память, мышление, воображение и эмоциональную сферу. Прослеживается очевидная необходимость взаимодействия нескольких специалистов в коррекционной работе. В частности, речь идет о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

https://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/72d6ae7a806c8d65b5d69538eefa4e0d.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/305

Логопед и психолог: разные задачи, но общие цели

Ставки психолога-педагога и учителя-логопеда есть практически в каждом ДОУ. Как правило, они входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ограниченными возможностями.

Именно взаимодействие логопеда и психолога является необходимым условием результативной работы по полноценному развитию личности ребенка, а также укреплению его физического и психического здоровья.

Эти специалисты преследуют в своей работе разные задачи, но способы их достижения часто оказываются идентичными. Важно учитывать, что в любом ДОУ наверняка есть группа детей, которые в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.

Задачи логопеда следующие:

  • развитие звуковой стороны речи;
  • помощь в пополнении словарного запаса и освоении грамоты;
  • обучение связному выражению своих мыслей;
  • развитие слухового внимания и мелкой моторики;
  • формирование навыков, необходимых для дальнейшего обучения в школе.

Задачи психолога:

  • развитие высших психических функций: память, внимание, мышление;
  • совершенствование зрительно-моторной координации;
  • развитие эмоционально-личностной сферы;
  • формирование волевых качеств и самоконтроля;
  • обеспечение комплексной психологической поддержки.

Как мы видим, задачи этих специалистов разные, но цель одна – социальная адаптация и интеграция ребенка, имеющего речевой дефект, в среду нормально развивающихся сверстников.

https://fs-thb01.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/7a2c1d986c30c7b7e63daa3155dc1d15.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/230

Реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия учителя-логопеда и психолога-педагога в тех случаях, когда в основе сложностей воспитания и обучения детей лежат следующие проблемы:

  • незрелость высших психических функций, которая сочетается недоразвитием речи;
  • недостаточность речевого развития сопровождается снижением самоконтроля и учебной мотивации;
  • речевые нарушения сопровождаются тревожными расстройствами.

Особенности планирования совместной работы

Сотрудничество логопеда и психолога лучше начинать как можно раньше – еще до комплектования логопедических групп.

Уже при проведении обследования происходит выявление детей с речевыми нарушениями и психологическими проблемами. Педагог-психолог должен присутствовать на заседании ПМПк для разъяснения какой-либо ситуации по конкретному ребенку, требующей компетенции психолога, а также для наблюдения за детьми в новой для них ситуации. На этом этапе диагностируется эмоционально-волевая сфера, что дает представление о фактическом уровне развития интеллектуальной, коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка.

Затем проводится совместное совещание, в ходе которого логопед и психолог обсуждают основные рабочие моменты, а также составляют план совместной работы на весь год. Важным этапом является создание единой картотеки заданий, которую могли бы использовать оба специалиста.

В частности, задания для развития внимания и памяти могут составляться на основе материала, направленного на автоматизацию конкретного звука. В качестве примера можно взять задание из картотеки на автоматизацию звука [Ш]. Задача заключается в том, чтобы найти лишнее слово и объяснить почему оно лишнее.

Пример: шапка, шуба, шарф, рубашка, шмель. Лишнее слово – шмель, потому что это насекомое, а все остальные слова – это предметы одежды. Кроме того, у детей вызывают большой интерес задания, в которых необходимо устранить ошибки в построении предложений.

К примеру, дети должны исправить ошибки в предложениях, выделяя звук Л: «Салат торчал из вилки». «Вода пила слона». «Елка ходила около косули» и т.д.

https://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/225f04de07ec779df4ea36e120d15abf.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/282

Что необходимо учитывать в совместной работе

Основу организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога определяют следующие принципы:

  1. Системная работа. Развитие ребенка должно быть комплексным, поэтому нельзя развивать только одну функцию.
  2. Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.
  3. Ориентированность на каждого конкретного ребенка. Работа с ребенком должна строиться на основании его возрастных и личностных особенностей.
  4. Правильный подход к нагрузкам и требованиям. Каждый ребенок индивидуален, поэтому важно адекватно оценить ту нагрузку, которая оказывается в процессе занятий. Важно действовать постепенно, переходя от простых заданий к более сложным.

Другой вопрос касается функционала каждого специалиста, который часто может совпадать, несмотря на свои задачи, которые есть как у логопеда, так и у психолога.

Одна из таких смежных областей – это развитие познавательной сферы, которым занимаются оба специалиста. И может сложиться такая ситуация, когда этому вопросу не будет уделяться достаточного внимания по причине того, что один специалист будет думать, что данный вопрос решает его коллега. Может быть и обратная ситуация, когда логопед и психолог уделяет повышенное внимание развитию познавательной сферы, что идет во вред их основным задачам и обязанностям.

Подобные ситуации случаются только тогда, когда нет отлаженного взаимодействия между двумя специалистами. Если же они четко наметили план совместной работы, то такие ошибки исключены.

И логопед, и психолог занимаются развитием речевых и высших психических функций, но каждый со своей стороны. Задача логопеда – развивать речь с использованием приемов активизации памяти, мышления и внимания. Он может использовать элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики. Психолог тоже воспринимает речь как средство интеллектуального развития, и помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные на логопедических занятиях.

https://fs-thb03.getcourse.ru/fileservice/file/thumbnail/h/435dcfc61a8d5d4bc41ba42422d7c64c.jpg/s/f1200x/a/27502/sc/275

Какие задачи позволяет решить
организация взаимодействия психолога и логопеда в ДОУ

Совместная работа двух специалистов позволяет решать несколько задач:

  • Обеспечение единства коррекционно-развивающего пространства.
  • Полноценное профессиональное взаимодействие в педагогическом процессе.
  • Обновление содержания коррекционной работы с детьми-логопатами.
  • Высокий уровень и творческий характер деятельности специалистов.

Нехватка воспитателей и психологов-педагогов в дошкольных образовательных учреждениях часто приводит к тому, что логопеду приходится брать на себя дополнительные обязанности, что объясняется элементарным отсутствием смежных специалистов.

Но если в учреждении такой проблемы нет, то логопеду нет необходимости брать на себя дополнительные функции. Лучше всего сфокусироваться на выполнении своих прямых должностных обязанностей, не возлагая на себя выполнение задач психолога. Это не только вопрос этики, но и эффективности работы каждого из специалистов.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 67»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения.

Игровой тренинг для педагогов ДОУ

Выполнила:

                                                                                                                              учитель-логопед

Стаценко Т.П.

г.Энгельс

2015г.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произносительным нормам. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации. Среди расстройств языка и речи у детей нарушения звуковой ее стороны являются наиболее распространенными.

Актуальным становится, то что нарушения звукопроизношения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, которые могут вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Отсюда - необходимость повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формирования звукопроизношения детей.          

 Учёные доказали, что с анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны, а значит, мне представляется возможным оптимизировать логопедическое воздействие путём включение в систему работы над звукопроизношением заданий на развитие тонких координированных движений рук. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как "орган речи", такой же, как артикуляционный аппарат.

М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.  Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

И.И.Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Собственно, она является её частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной, другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше. Если этот факт упущен то может развиться вторичное нарушение – общее недоразвитие речи или боязнь речевого общения.

Прежде чем приступить к работе по коррекции звукопроизношения посредством развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, считаю, что, в начале необходимо их обследовать, изучить их личностные качества и учитывать то обстоятельство, что у некоторых из них помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно – психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям), а так же провести диагностику и определить уровень сформированности мелкой моторики, используя тест Н. Озерецкого, и пробы для определения ведущей руки.

Основными задачами обучения являются:

-развитие мелкой моторики;

-развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;

-коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

-формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи; -развивать умение действовать по словесным инструкциям педагога, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение

-самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями;

-совершенствование движений рук;

-развитие психических процессов;

-консультирование педагогов и родителей по формированию речевого развития.

Успешность логопедической работы будет зависеть так же от принципов работы:  

-комплексность взаимодействия при речевых нарушениях;

-дифференцированный подход   в устранении речевых нарушений;

-поэтапный подход речевого воздействия;

-учет ведущего вида деятельности при коррекции звукопроизношения.

На каждом этапе логопедической коррекционной работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается сопутствующей группой методов и средств. Так, для этапа постановка звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используется беседа, пересказ, рассказ, т.е. словесные методы работы.

1.Подготовительный этап:

Основная цель его - включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: педагог должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми. Важной является задача формирования производных форм деятельности и осознанного отношения к занятиям. Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научиться выполнять инструкции педагога, активно включаться в общение. Решению этих задач может способствовать активное включение в практику рисуночных методик. Рисуночные методики можно использовать с разными целями:

-для установления контакта с ребенком;

-пробуждения интереса к себе, к взаимодействию;

-сплочения группы детей, участвующих в занятиях;

-изучения динамики коррекционного процесса и т.д.

Рисуночные методики могут быть элементом занятия. Одним из главных преимуществ использования рисуночных методик в моей работе становится возможность приблизить развивающую среду к ситуации стихийного формирования речи - когда ребенок говорит, чтобы выразить себя, найти контакт, изучить что-то, т.е. когда речь ребенка встроена в его общее развитие и жизнь. Навыки и знания, полученные в ходе спонтанного формирования, имеют более широкий спектр применения, быстрее автоматизируются, но остаются открытыми для анализа и рефлексии.

Оптимальным путем освоения рисуночных методик в практике представляется изучение базовых рисуночных упражнений. Их можно модифицировать относительно разных целей в своей работе. Например, рисуночное упражнение "Свободный полет" (закорючки).

Это упражнение упоминается в работах многих западных и отечественных психологов (Е.Е. Кравцова, К. Виттакер). Оно позволяет установить контакт с замкнутым ребенком, постепенно разговорить его, включить механизмы использования речи.

Я прошу ребенка нарисовать на чистом листе бумаги любую линию, и затем дорисовывать ее до чего-нибудь осмысленного. Потом я и ребенок предлагаем рисовать друг другу разные закорючки и без слов продолжать их, а затем описывать рисунки друг друга. Важно использовать два карандаша разного цвета, чтобы видеть исходную линию и то, что дорисовывает партнер по игре. Условия можно варьировать.

К специальным логопедическим задачам подготовительного этапа относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. На данном этапе работы я предлагаю проводить сопряжённую гимнастику, объединяющую традиционные артикуляционные упражнения и моторный пальцевый тренинг.

                Сопряженная гимнастика для постановки звуков[ р], [р’]

Текст произносит взрослый

(желательны «подсказки» детей)

» Движения или статическая поза РУК

Движения или статическая поза ЯЗЫКА

1. Чтобы четко говорить, Надо язычку с пальцами дружить

Ритмично сжимать и разжимать кулачки

2. Наступило утро, выглянуло солнышко

Пальцы разжаты и подняты вверх

Губы в улыбке, зубы видны

3. И друзья пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним

Язык движется вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

4. Увидели большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх

Язык высовывается и напряженно тянется к носу

5. . Вот его крона

Пальцы чуть согнуты

Язык в позе чашечки

6. . На дереве сидит птица Тук-тук-тук, Тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук. Это дятел на сосне Долбит клювом по коре

На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот. Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы. Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»

7. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие

Щепоть одной руки показывает толстую нож-ку, а лодонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики)

Язык сначала мягко приса-сывается к твердому нёбу, напряжённо (гриб растёт)

8. Собираем их в корзину

Переплетаем пальцы «корзинкой»

Язык – «чашечкой»

9. Идём по лесу дальше

Смотри Упр. №3

10. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки

Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх

Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу

11. Дома сварим из них варенье — во какое!

Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения

Улыбнуться и облизать верхнюю губу«вкусное варенье»

12. Поэтому соберём их в корзины

Пальцы рук переплетены «корзинкой».

Язык «Чашечка»

13. Тяжело нести корзины. Увидели лошадку. На лошадке ехали. Гоп-гоп! Гоп-гоп! Радостные ехали, Гоп-гоп! Гоп-гоп!

Хлопки: два коротких, один длинный

Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки

14. Приехали домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»)

Язык присасывается к нёбу(крыша домика)

15 Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке: Громко хлопаем в ладошки, Головой слегка качаем, Руки кверху поднимаем.

Соединить ладоши вместе. Хлопать в ладоши. Головой кивать вперёд. Руки поднять вверх

Улыбнуться, рот открыт. Присосать широкий язык к нёбу. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот

16. А в это время пошёл дождь: «Весёлый дождик». Дождик капнул на ладошку- Т-д, т-д…. На цветок- т-д, т-д… И на дорожку т-д, т-д… Застучал по крыше он – т-д, т-д…. И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д….

Правой рукой изобразить падающие капельки дождя. Левой рукой изобрази цветок. Из левой руки сделай дорожку. Изобрази левой рукой крышу домика. Дождик пошёл сильнее

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы

Спасибо нашим пальчикам. Спасибо язычку. Красиво, чётко, правильно Я говорить хочу

Сжимать и разжимать пальцы в кулак. Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Цель данного этапа заключается в том, чтобы сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференцировать). Постановка звука достигается применением технических приемов, подробно описанных в специальной литературе. Традиционно выделяются три способа: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный.

Для работы на уровне произношения изолированного звука, звукосочетания я предлагаю использовать прием рисования вальдорфских форм.

Рисовать можно ручкой, фломастером на листе бумаги, пальчиком на ладони другой рук, на песке. Например: произносим звук громче - спираль раскручивается, звук тише - закручивается, звук от громкого к тихому, спираль переходит из раскрутившейся в закрутившуюся Кроме того, такое рисование можно использовать и в психорегулирующих целях т.е. рисование вальдорфских форм, непоседливому ребенку лучше рисовать закручивающуюся спираль, а тихоне, нерешительному и замкнутому – раскручивающуюся спираль.

С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи - речевого звука - в более сложные последовательные речевые структуры - в слова и фразы. Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Для оптимизации процесса задания по автоматизации правильно сформированных у детей звуков речи в словах, предложениях, самостоятельной речи сочетались с пальчиковыми играми и упражнениями. Использовались следующие виды заданий (речевой материал подбирался с учётом фонетического дефекта, по устранению которого проводилась работа): игра "Волшебный мешочек" (определить на ощупь и назвать, какие предметы находятся в мешке или найти одинаковые предметы в разных мешочках); пальчиковые игры с палочками; элементы Пальчиковой азбуки и др.

На этапе автоматизации звука используются игры с прищепками, игры с мелкими предметами и песком.

С учётом характера речевого нарушения, в ряде случаев проводилась работа по разграничению поставленного звука с другими звуками, т. е. по дифференциации. В основе этого процесса лежит дифференцировочное торможение. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Работа по дифференциации заключалась в тренировочных упражнениях с использованием заданий и игр, развивающих мелкую моторику: контуров и вкладышей, шнуровок и др.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель его - сформировать у ребенка умение и навык безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Для достижения цели на занятиях широко применялись тексты, а не отдельные слова, использовались различные формы и виды речи, творческие упражнения (например, "Теневой театр" или "Пальчиковый театр": с помощью разнообразных пальчиковых поз и серий движений обыгрывается сюжет рассказа, сказки.

Как показала практика, реализация данной методики коррекционной работы с дошкольниками, а именно, одновременная работа над исправлением звукопроизношения и развитием мелкой моторики, повышает результативность и сокращает сроки коррекции звукопроизношения.

Но картина не будет полной если в коррекционном процессе нет взаимодействия с семьёй, в концепции дошкольного воспитания семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

В формировании связной речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая помогает соблюдать нормы литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки, фразеологизмы) .

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, т. к. оно, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, методику и ритм родного языка.

Художественная система русского фольклора своеобразна, чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.

Среди выразительных средств языка определённое место занимают фразеологизмы, использование которых придаёт речи особую яркость, лёгкость, меткость и образность. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора оказывает влияние на развитие понимания роли выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов) в художественном тексте.

В старшем дошкольном возрасте ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных слов, выражений, песенок персонажей.

Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. И даже если они повторяют интонации воспитателя, это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

Народные сказки, песенки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи, знакомят детей с красочностью и образностью родного языка.

Для чтения детям старшего дошкольного возраста рекомендуются рассказы и стихотворения.

Содержание стихотворений воспитывает у слушателей чувство симпатии, умение эмоционально откликаться на прочитанное. Несложное содержание, близкое личному опыту ребёнка, выраженное в простой, доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Дети, повторяя их, улавливают созвучность, музыкальность стиха.

Старших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся чёткой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребёнка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.



Предварительный просмотр:

«Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка.

Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

СЛОВА-ПАРАЗИТЫ

Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое…

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители –

Видишь ли…

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот». Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на туже букву. Значение слова не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Спросите у друзей, какое слово-паразит есть у вас. Им со стороны всегда лучше видно. Вы удивитесь, когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или слишком часто употребляете «блин».

Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:

• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.

• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

• Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль воспитателя в формировании речи у детей второй группы раннего возраста МДОУ «Детский сад № 67» Учитель-логопед Стаценко Т.П. Барнаул, 2017

Слайд 2

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Что такое речь?

Слайд 3

Роль воспитателя в формировании речи у детей второй группы раннего возраста Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни проводит именно с ними. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение.

Слайд 4

Какие же требования надо предъявлять к речи воспитателя? Смысловое содержание обращённой к ребёнку речи должно быть близким и понятным детям. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. Монотонная, невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций, а вместе с этим и не повышает их речевой культуры.

Слайд 5

Наряду с требованиями к образцу воспитателя необходимо сказать и о требованиях воспитателя к детям. Воспитателю надо не только дать речевой образец детям, но и проверить, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения). Необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей). Нужно систематически контролировать речь детей прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки. Серьёзное внимание нужно уделять речи детей и в повседневной жизни и на занятиях.

Слайд 6

Методы развития речи во второй группе раннего возраста Наглядные Наблюдение, рассматривание игрушек, различных предметов, иллюстраций. Словесные Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание потешек , пересказ, беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Словесные Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обогащающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические Дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики (также пальчиковая игра), дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика, подвижные игры с речевым сопровождением, ,

Слайд 7

Практические Дидактические игры, игры на развитие мелкой моторики (также пальчиковая игра), подвижные игры с речевым сопровождением, сюжетно-ролевая игра, театрализованная деятельность и другое.

Слайд 8

Игры на развитие мелкой моторики рук.

Слайд 9

Пальчиковая гимнастика

Слайд 10

Мышка плохо лапки мыла: Лишь водичкою смочила, Мылить мылом не старалась, И на лапках грязь осталась. Полотенце в чёрных пятнах! Как же это неприятно! Попадут микробы в рот. Может заболеть живот. Так что, дети, вы старайтесь! Чаще с мылом умывайтесь! Режимные моменты

Слайд 11

Опытная деятельность

Слайд 12

Игры малой подвижности

Слайд 13

Театрализованная деятельность

Слайд 14

« Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности». К. Д. Ушинский.

Слайд 15

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр: