Элективный курс " Глобальные проблемы современности"

Афанасьева Людмила Павловна

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную обрахзовательную траекторию для каждого школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №4»

«Рассмотрена»                                                                       «Согласована»                                                                     «Утверждена»

МО учителей-предметников                                                Зам директора Аксенова Е.Е.                                             Директор Пронина Л.В.

________________________                                                 ______________________                                                  ______________________

«_____»_____________2013                                                «_____»____________2013                                                «______»__________2013

Рабочая учебная программа по элективному курсу « Глобальные проблемы человечества» 9 класс

Срок реализации программы- 2013-2014г.

Программа составлена  на основе программы элективного курса  « Глобальные проблемы человечества» 9 класс, в рамках предпрофильной  подготовки учащихся по географии. Автор –составитель Н.В. Болотникова издательство « Учитель» 2006 год.

 

Составитель рабочей программы- учитель географии  и биологии первой квалификационной категории  Афанасьева Л.П.

Югорск 2013г

                            Пояснительная записка.

    Программа курса “ Глобальные проблемы человечества” предназначена для учащихся 9 класса, базируется на знаниях физической и экономической географии курса основной школы, предшествует изучению курса социально-экономической географии мира.

     Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с глобальными общечеловеческими, общепланетарными проблемами, затрагивающими основы существования цивилизации.

     Рассматривая истоки этих глобальных проблем современности, остроту и взаимосвязь, региональные географические особенности их проявления, роль географии в решении этих проблем, учащиеся получают первоначальные знания по проблеме глобализации.

     Данный курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической, социальной географии.

     Курс “ Глобальные проблемы человечества” может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей. Содержание курса может способствовать реализации углубленного осознанного выбора профиля предметов, формированию всесторонне образованной личности, дает учащимся объективную картину мира, помогает овладеть основами географической культуры.

     Предполагается при изучении курса работа с разными источниками информации, усиление практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.

     

               Данный курс нацелен на реализацию следующих целей:

1 Научить работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать материал, формулировать выводы, уметь их аргументировать.

2 Сформировать представление о глобальных проблемах человечества и путях их решения.

3 Придать практическую направленность изучаемому материалу, предложив возможность учащимся самостоятельно разработать свои варианты и модели решения проблем.

4 Формировать понимание общечеловеческой ответственности и ответственности каждого конкретного человека за мир, в котором он живет, за судьбу будущих поколений.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.
  • Формирование глобального мышления
  • Развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера
  • Формирование учащихся специальных и общенаучных умений
  • Правильное понимание места и роли России в мире.

Учебно-тематическое планирование

п\п

Название раздела, темы

Всего часов

Дата

В том числе

Форма контроля

лекции

практикумы

семинары

1

2

3

4

5

6

7

7

1

Геоглобалистика и география.

1

1

Выборочная проверка записи лекции

2

Демографическая проблема

1

1

Участие в семинаре

3

Север- Юг: проблема отсталости

1

1

Тестирование

4

Продовольственная проблема

1

1

Участие в семинаре

5

Энергетическая и сырьевая проблема

1

1

Результат практической работы

6

Проблемы Мирового океана

1

1

Результат практической работы

7

Глобальный этнический кризис

1

1

Тестирование

8

Глобальные проблемы человечества( деловая игра)

1

1

Участие в деловой игре

9

Подведение итогов

1

Конференция

                           

Перечень учебно-методических средств обучения

1.Гладкий, Ю.Н, Соколов. О.В.Пособие для поступающих в вузы.- М.: Просвещение, 1999

2. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии – М.: Просвещение 1991

3. Лавров С.Б. Гладкий Ю.Н. Глобальная география М.:- Дрофа, 1998

4. Максаковский, В.П. Географическая картина мира- Ярославль: Верх- Волж. кн изд-во 1996

5. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: пособие для учащихся 7-11 – М.: Мнемозина 1998г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глобальные проблемы человечества. 9 класс Предпрофильная подготовка «Мыслить глобально, действовать локально

Слайд 2

Понятие о глобальных проблемах (классификация) МИРА И РАЗОРУЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И СЫРЬЕВАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВОГО ОКЕАНА МИРНОЕ ОСВОЕНИЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ОТСТАЛОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

Слайд 3

Демографическая проблема: 1) Можно ли решить демографическую проблему силами развивающихся стран? 2) Ответственны ли развитые страны за глобальную демографическую ситуацию?

Слайд 4

Продовольственная проблема: Каковы причины голода? Можно ли решить проблему голода в развивающихся странах за счет поставки продовольствия из развитых стран? Можно ли считать продовольственную проблему глобальной, если она не затрагивает все страны мира?

Слайд 5

Энергетическая и сырьевая проблемы: Практическая работа « Преимущества, недостатки различных видов энергии.» Диспут « Выгоден ли России, имеющий большие запасы топлива, мировой энергетический кризис?»

Слайд 6

Проблемы Мирового океана Практическая работа : « Популярные районы океанического туризма и отдыха» Дискуссия «Почему загрязнение Мирового океана грозит жизни на суше?

Слайд 7

Заключение В результате изучения курса можно увидеть много общего в картине современного мира. Современная эпоха – это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более целостного мира. Центром и связующим звеном всего комплекса глобальных проблем современности является человек и его будущее.