Практические работы по географии

Афанасьева Людмила Павловна

Задания для практических работ по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа №1

Составление характеристики карты атласа по плану.

Цели работы:  закрепить умения читать карту, уметь классифицировать карты по

                          разным признакам; определять способы изображения географической

                          информации.

Последовательность выполнения работы

1 Выполните описание одной- двух карт атласа  по следующему плану:

-Название карты

-К картам какого масштаба относится?

-Какова карта по охвату территории?

-К какой группе по содержанию относится карта?

-Какие способы изображения географической информации использованы на карте? Каким способом что нанесено? ( значки, ареалы, послойная окраска, качественный фон, знаки движения, изолинии).

-Чем может быть полезна данная карта, какую информацию с ее помощью вы можете получить?

Практическая работа № 2

Определение взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и размещением

полезных ископаемых участка суши.

Цели работы: отработать умения проводить сопряженный анализ физической карты и

                          карты строения земной коры.

Последовательность выполнения работы

 

1 По заданию учителя опишите  по плану одну- две крупные формы рельефа и обоснуйте наличие на их территории тех или иных полезных ископаемых.

2                                                        План:

а) Географическое положение формы рельефа( на каком материке расположена, в какой его части, между какими меридианами и параллелями)

б) Какие формы рельефа окружают описываемую форму?

в) Какова высота формы рельефа( указать диапазон с использованием шкалы высот, наивысшая точка)

г) Какая тектоническая структура соответствует описываемой форме рельефа?

д) Какие полезные ископаемые встречаются на данной форме рельефа?

е) Вывод .    

Практическая работа №3

Описание климата в точке по картам атласа.

Цель работы: 1 закрепить знания о климатических поясах.

                          2 показать умения анализировать климатическую карту и составлять

                          описание климата данного пункта.

Последовательность выполнения работы

1) Найти на карте ближайшие к точке изотермы января и июля, записать их как средние многолетние температуры лета и зимы( в зависимости от полушария) для данного пункта.

2) По ближайшим к точке стрелкам, показывающим направление ветров в январе и июле, определить направления ветров. При этом необходимо обратить внимание, откуда дуют ветры для определения основных влагонесущих потоков воздуха.

3) По цветовой окраске определить среднегодовое количество осадков ( в мм/ в год) в интервале от и до по шкале в условных обозначениях карты. Используя сведения об основных  влагонесущих потоках, определите характер выпадения осадков в течение года( в какой сезон выпадает существенная доля осадков, выпадают ли они равномерно в течение года или их количество столь мало, что они выпадают спорадически).

4) Найти описываемую точку на карте климатических поясов и областей, определить, в каком климатическом поясе и области лежит пункт, и сделать вывод о климате пункта, сравнивая типичное описание климата для данного пояса и области с конкретными данными, полученными при выполнении практической работы.

Практическая работа №4

Описание климата африканских городов.

Цели работы: 1 научиться анализировать климатограммы, составлять описание

                           климата по плану.

                          2 оценить климатические условия жизни одного из африканских

                          городов.

                         

Последовательность  выполнения работы:

1) Найти на карте ближайшие к точке изотермы января и июля, записать их как средние многолетние температуры лета и зимы( в зависимости от полушария) для данного пункта.

2) По ближайшим к точке стрелкам, показывающим направление ветров в январе и июле, определить направления ветров. При этом необходимо обратить внимание, откуда дуют ветры для определения основных влагонесущих потоков воздуха.

3) По цветовой окраске определить среднегодовое количество осадков ( в мм/ в год) в интервале от и до по шкале в условных обозначениях карты. Используя сведения об основных  влагонесущих потоках, определите характер выпадения осадков в течение года( в какой сезон выпадает существенная доля осадков, выпадают ли они равномерно в течение года или их количество столь мало, что они выпадают спорадически).

4) Найти описываемую точку на карте климатических поясов и областей, определить, в каком климатическом поясе и области лежит пункт, и сделать вывод о климате пункта, сравнивая типичное описание климата для данного пояса и области с конкретными данными, полученными при выполнении практической работы.

Практическая работа № 5

Описание рек Африки по плану.

Цели работы: 1 описать крупные речные системы Африки, показать зависимость их

                           от рельефа и климата.

                           2 проверить и оценить свое умение пользоваться картой как важнейшим

                           источником знаний для решения поставленных задач.

                               Последовательность выполнения работы.

 Дайте характеристику одной из рек Африки по плану.

1 В какой части материка протекает.

2 Где начинается.( координаты истока).

3 В каком направлении течет.

4 По какой местности протекает( используйте шкалу высот).

5 Каков характер течения( горный или равнинный).

6 Как по временам года изменяется режим.

7 Какие принимает притоки.

8 Куда впадает( координаты устья).

Практическая работа №6

Описание природных зон Африки.

Цели работы: 1 составить описание одной из природных зон Африки по плану.

                          2 проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие

                          источники географической информации.

Последовательность  выполнения работы

Используя план характеристики, составьте описание одной из природных зон Африки.

1 Название природной зоны.

2 Географическое положение( в какой части материки расположена, между какими меридианами и параллелями).

3 На каких формах рельефа расположена природная зона.

4 В каком климатическом поясе и области.

5 Каковы климатические условия природной зоны ( средние температуры зимы и лета, среднегодовое количество осадков, направление господствующих ветров летом и зимой).

6 Зональный тип почв.

7 Характерные представители растительного и животного мира.

8 Хозяйственная деятельность человека, экологические проблемы.

Практическая работа №7

Описание стран Африки по плану.

Цели работы: 1 составить описание природных условий, населения и хозяйственной

                          жизни одной из африканских стран.

                          2 учиться использовать карты атласа и другие источники географической

                          информации для решения поставленных задач.

Последовательность выполнения работы.

Используя прием наложения карт( карты атласа подобрать самостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.

1 Официальное название страны и ее столица.

2 ФГП ( в какой части материка расположена, с какими странами граничит, положение по отношению к морям и океанам)

3 Особенности природы ( рельеф – общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот; климат- климатические пояса, средние температуры, годовое количество осадков).

4 Природные богатства( ресурсы).

5 Природные зоны, почвы, крупные реки и озера.

6 Общие сведения о населении( численность, плотность, размещение по территории страны).

7 Краткие сведения о хозяйственной деятельности населения. Воздействие человека на природу.

Практическая работа №8

Описание климата южноамериканских городов.

Цели работы: 1установить особенности климата южноамериканских городов.

                          2 совершенствовать свое умение описывать особенности климата по

                          типовому план

Последовательность  выполнения работы:

1) Найти на карте ближайшие к точке изотермы января и июля, записать их как средние многолетние температуры лета и зимы( в зависимости от полушария) для данного пункта.

2) По ближайшим к точке стрелкам, показывающим направление ветров в январе и июле, определить направления ветров. При этом необходимо обратить внимание, откуда дуют ветры для определения основных влагонесущих потоков воздуха.

3) По цветовой окраске определить среднегодовое количество осадков ( в мм/ в год) в интервале от и до по шкале в условных обозначениях карты. Используя сведения об основных  влагонесущих потоках, определите характер выпадения осадков в течение года( в какой сезон выпадает существенная доля осадков, выпадают ли они равномерно в течение года или их количество столь мало, что они выпадают спорадически).

4) Найти описываемую точку на карте климатических поясов и областей, определить, в каком климатическом поясе и области лежит пункт, и сделать вывод о климате пункта, сравнивая типичное описание климата для данного пояса и области с конкретными данными, полученными при выполнении практической работы.

Практическая работа№9

Описание крупных речных систем Южной Америки.

Цели работы: 1 описать крупные речные системы Южной Америки, показать их

                           зависимость от рельефа и климата.

                          2 проверить и оценить свое умение пользоваться картой как важнейшим

                          источником знаний для решения поставленных задач.

Последовательность выполнения работы:

1 Составьте описание крупных речных систем Южной Америки по предложенному плану.

План

Южная Америка

( указать речную систему)

1 В какой части материка располагается речная система?

2 Исток, направление течения, устье, длина главной реки

3 К бассейну какого океана принадлежит речная система?

4 Главные притоки

5 Зависимость от рельефа( характер течения, пороги и водопады, работа реки)

6 Зависимость от климата( источники питания, многоводность, колебания уровня воды в реке)

7 Возможности освоения бассейнов рек

8 Трудности хозяйственного освоения.

Форма фиксации результатов – по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание речной системы, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подпишите название главной реки у истока и устья; 2) подпишите, к бассейну какого океана принадлежит речная система; 3) подпишите главные притоки; 4) нанесите пороги и водопады, если таковые имеются; 5) укажите источники питания, многоводность, режим реки( колебания уровня воды по сезонам года); 6) условными знаками( знаки легенды карты придумайте сами) покажите возможности и трудности хозяйственного освоения этих рек.

Практическая работа №10

Описание одной из природных зон Южной Америки по плану.

Цели работы: 1 составить описание одной из природных зон  Южной Америки по плану.

                          2 проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие

                          источники географической информации.

Последовательность  выполнения работы

Используя план характеристики, составьте описание одной из природных зон Южной Америки.

1 Название природной зоны.

2 Географическое положение( в какой части материки расположена, между какими меридианами и параллелями).

3 На каких формах рельефа расположена природная зона.

4 В каком климатическом поясе и области.

5 Каковы климатические условия природной зоны ( средние температуры зимы и лета, среднегодовое количество осадков, направление господствующих ветров летом и зимой).

6 Зональный тип почв.

7 Характерные представители растительного и животного мира.

8 Хозяйственная деятельность человека, экологические проблемы.

Практическая работа №11

Описание стран Южной Америки по плану.

Цели работы: : 1 составить описание природных условий, населения и хозяйственной

                          жизни одной из африканских стран.

                          2 учиться использовать карты атласа и другие источники географической

                          информации для решения поставленных задач.

Последовательность выполнения работы.

Используя прием наложения карт( карты атласа подобрать самостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.

1 Официальное название страны и ее столица.

2 ФГП ( в какой части материка расположена, с какими странами граничит, положение по отношению к морям и океанам)

3 Особенности природы ( рельеф – общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот; климат- климатические пояса, средние температуры, годовое количество осадков).

4 Природные богатства( ресурсы).

5 Природные зоны, почвы, крупные реки и озера.

6 Общие сведения о населении( численность, плотность, размещение по территории страны).

7 Краткие сведения о хозяйственной деятельности населения. Воздействие человека на природу.

 

                           

Практическая работа №12

Сравнение климата отдельных частей материка Северная Америка, расположенных в одном климатическом поясе.

Цели работы: 1 показать разнообразие климата одного климатического пояса, выявить

                          причины, обусловившие это различие.

                          2 оценить климатические условия для жизни и хозяйственной деятельности

                          населения

                          3 проверить и оценить свое умение самостоятельно анализировать

                          тематические карты, проводить сравнение климатов, выделять черты

                          сходства и различия.  

Последовательность выполнения работы

Вариант 1                                                                                                         Вариант  2

Сравнить климат полуостровов                                              Сравнить климат полуостровов

Аляска и Лабрадор                                                                                Флорида и Калифорния.

1 Используя прием наложения карт( физическая карта Северной Америки, климатическая карта Северной Америки, климатические пояса и области мира) , сравните климат двух предложенных территорий.

2 Результаты сравнения можно отразить в виде таблицы в тетради или на контурной карте

Вариант  1

Территория

Средняя t

Годовое количество осадков, мм.

Режим осадков

Климатическая область

Тип климата

января

июля

П-ов Аляска

П-ов Лабрадор

Причины, обусловившие различие климата в пределах одного климатического пояса:

Как повлияли различия климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения сравниваемых территорий:

Вариант  2

Территория

Средняя t

Годовое количество осадков, мм.

Режим осадков

Климатическая область

Тип климата

января

июля

П-ов Флорида

П-ов Калифорния

Причины, обусловившие различие климата в пределах одного климатического пояса:

Как повлияли различия климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения сравниваемых территорий:

Практическая работа №13

Сравнение природных зон по 40-ой параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании, в степени их антропогенного изменения.

Цели работы: 1 Сравнить природные зоны в Евразии и Северной Америке по 40-ой

                           параллели. Выявить черты сходства и различия в чередовании зон,

                           степени их антропогенного изменения.

                           2 Проверить и оценить умение выявлять причины, обусловившие

                           чередование природных зон и различие в их расположении на материках

                           Евразия и Северная Америка.

Последовательность выполнения работы

1 Пользуясь картами природных зон Евразии и Северной Америки, выпишите в тетрадь все природные зоны этих материков с запада на восток по 40-ой параллели.

Евразия:-------------------------------------------------------------------------------------

Северная Америка:-----------------------------------------------------------------------

2 Подчеркните природные зоны, имеющиеся только на одном из материков.

3 Сделайте вывод о причинах отсутствия той или иной природной зоны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

4 По линии 40-ой параллели на материках Евразия и Северная Америка есть сходные природные зоны, например жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Какие вы видите различия в характере расположения этих природных зон? Каковы причины этих различий? Краткий вывод запишите в тетрадь.

5 Сделайте общий  вывод: от каких причин зависит характер расположения природных зон.

Практическая работа №14

Составление « каталога» стран Европы и Азии, группировка их по разным признакам.

Цели работы: 1 Составить « каталог» стран Европы и Азии, сгруппировав их по

                          различным признакам.

                          2 Учить классифицировать объекты.

Последовательность выполнения работы

1 Сгруппируйте страны Европы и Азии по различным признакам, отражающим их своеобразие.

2 Результаты работы оформите в виде таблицы. В качестве примера впишите несколько стран( не более 5).

Отличительные признаки

Страны Европы

Страны Азии

1 По размеру территории:

самые большие по площади государства

« карликовые» государства

2 По численности населения:

страны с наибольшей численностью населения

страны с наименьшей численностью населения

3 По плотности населения:

самые густонаселенные страны

страны с самой низкой плотностью населения

4 По особенностям географического положения:

приморские

полуостровные

островные

страны-архипелаги

страны, лишенные выхода к морю

Практическая работа №15

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии.

Цели работы: 1 Составить описание одной их стран зарубежной Европы и одной

                           из стран зарубежной Азии.

                          2 Проверить и оценить умение использовать карты атласа и

                          другие источники географической информации для решения

                          поставленных задач.

Вариант1- Швеция                                                            Вариант2- Саудовская Аравия

Последовательность выполнения работы

Используя прием наложения карт( карты атласа подобрать самостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.

План описания страны

1 Название страны и ее столица.

2 Физико-географическое положение страны:

В какой части материка расположена страна или занимает островное положение?

С какими странами граничит?

Положение страны по отношению к морям?

3 Природные условия:

Особенности рельефа( общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые.

Климатические условия в разных частях страны( климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различие климата по территории и по сезонам.

Крупные реки и озера.

Почвы.

Природные зоны и их основные особенности. Растительность и животный мир.

4 Население и хозяйственная жизнь:

Численность населения и размещения по территории страны, примерная плотность населения.

Состав населения( основные народы).

Особенности быта населения( жилища, традиции).

Хозяйственная жизнь населения ( добываемые полезные ископаемые, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются, какие породы животных разводятся).

Влияние хозяйственной деятельности населения на окружающую природную среду. Меры по рациональному использованию и охране природы.

Практикум №1

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы.

Цели работы:  в процессе самостоятельной  работы изучить минеральные ресурсы

                          земного шара, закрепить новое понятие « ресурсообеспеченность».

Порядок выполнения работы:

1 Составьте схему « Виды природных ресурсов»( можно устно, фронтально).

2 Сопоставьте карты атласа 7 класса « Строение земной коры» и карту « Минеральные ресурсы» 10 класс.

3 Проанализируйте  карту атласа « Минеральные ресурсы» по следующим вопросам:

а) какие условные обозначения выделены на карте? На какие три группы разделены минеральные ресурсы? Какие виды минеральных ресурсов вам незнакомы?

б) какие диаграммы-врезки помещены на данной карте? какими полезными ископаемыми наиболее богата Америка, Азия, Африка, Европа, Австралия, Океания?

в) где на земном шаре можно выделить районы наибольшего скопления разнообразных ископаемых?

г) какой вывод можно сделать об основных закономерностях размещения минеральных ресурсов?

4 Оцените по статистическим данным обеспеченности мира отдельными видами минерального сырья: определите величину минеральных ресурсов( запасов), размеров добычи по данным последних лет; обеспеченность этими видами ресурсов ( количество лет, на которое должно хватить данного вида сырья). Статистические данные берутся из учебника географии 10 класс Гладкий, Лавров, задание 5 стр. 22.

5 Выделите на карте в атласе страны, обладающие разнообразными минеральными ресурсами и их значительными запасами ( Россия, США, Канада, Австралия, Китай, ЮАР), а также районы нового освоения: Северное море, Аляска, Север и Запад Канады и Австралии.

Практикум № 2

Земельные, водные и лесные ресурсы мира.

Цели работы: в процессе самостоятельной групповой работы, познакомиться с

                          земельными, водными и лесными ресурсами мира.

                          заслушать выступления представителей от каждой группы.

                          обсудить ответы на поступившие вопросы

                          при отчете группы делать короткие записи, выделяя главное

                          в содержании материала.

Порядок выполнения работы:

Задания для изучающих земельные ресурсы

1 Вспомните, что включает понятие « земельные ресурсы»

2 Сопоставьте почвенную карту атласа 7 класса и карту земельных ресурсов атласа 10 класса. Какую информацию можно получить, сопоставив эти карты?

3 Составьте вопросы для анализа карты « Земельные ресурсы».

4 Используя текст учебника, охарактеризуйте состояние земельных ресурсов мира.

5 Какие пути по сохранению земельного фонда планеты вы можете предложить?

Задания для изучающих водные ресурсы

1 Сопоставьте карты атласа 7 класса « Климат мира» с картой атласа 10 класса « Водные ресурсы». Какую информацию можно получить, сопоставив эти карты?

2 На основе материала учебника дайте характеристику состояния водных ресурсов планеты.

3 Какими данными необходимо дополнить карту атласа « Водные ресурсы», чтобы она вызывала беспокойство за состояние водных ресурсов?

4 Предложите возможные пути решения проблемы пресной воды.

Задания для изучающих лесные ресурсы Земли.

1 На основе работы с учебником изучите состояние лесных ресурсов планеты.

2 Составьте карту « Лесные ресурсы мира и их экологическая оценка». Какую информацию она может содержать? Какие условные знаки можно использовать для данной карты?

3 Предложите пути рационального использования лесных ресурсов планеты.

Практикум №3

Урбанизация как всемирный процесс.

Цели работы: на основе самостоятельной работы с учебником, картами атласа

                          изучить размещение населения на планете, особенности

                          формирование городского населения.

Порядок выполнения работы:

1 По карте атласа « Плотность населения мира» 10 класс, выявить районы наибольшей концентрации населения на земном шаре. Сопоставьте эту карту с картами атласа 10 класс « Земельные ресурсы» и « Машиностроение и металлообработка». Какой вывод можно сделать  о причинах неравномерности размещения населения в мире?

2 Выполните следующие задания:

а) найдите в тексте учебника определения понятия « урбанизация», выделите его существенные признаки.

б) какой уровень урбанизации считается высоким? Какие регионы мира имеют показатели свыше 70% городского населения?

в) сравните темпы урбанизации в отдельных регионах земного шара, где показатель наиболее высок?

3 Изучите по тексту учебника формы урбанизации, запишите ее основные виды.

4 Найдите на карте и обозначьте на контурной карте в атласе 12 крупнейших агломераций мира: ( данные на 2000 год) Токио( 27,9 млн.ч), Бомбей (18,1 млн.ч), Сан- Паулу ( 17,8 млн.ч), Шанхай ( 17,2 млн.ч), Нью-Йорк ( 16,6 млн.ч), Мехико ( 16.4 млн.ч), Пекин (14,2 млн.ч), Джакарта ( 14,1 млн.ч), Лагос ( 13,5 млн.ч), Лос-Анджелес ( 12,7 млн.ч), Калькутта ( 12,7), Тяньцзинь( 12,4 млн.ч).Какую закономерность можно проследить в их размещении? Как ее можно объяснить.

Практикум №4

География сельского хозяйства.

Цели работы: 1 изучить на основе самостоятельной работы с учебником, картами атласа

                           особенности географии сельского хозяйства.

                           2 отразить результаты работы краткими записями в тетради ( тезисы,

                           схемы, диаграммы, таблицы).  

Порядок выполнения работы:

1 На основе работы с текстом учебника составьте схему структуры сельского хозяйства.

2 По итогам анализа карты атласа « Сельское хозяйство» сделайте вывод о том, какую информацию она дает.

3 Определите размещение главных районов сельскохозяйственного производства.

4 Изучите схему « Изменения в сельскохозяйственном производстве под влиянием НТР»

Перенесите схему в тетрадь. Устно обсудите данные направления развития АПК в мире

Углубление                                                           Усиление разрыва в приоритетах развития

специализации.                            НТР                  АПК:

  1. для « сытых» регионов- борьба за

 качество продукции (« чистоту»)

  1. для « голодных» регионов- за

количество.

Интенсификация сельского хозяйства

 5 Объясните выражение « индустриальная технология западного типа в сельском хозяйстве»; выделите ее характерные черты;

6 Почему эта технология не получает внедрения в странах остро нуждающихся в продовольствии?

7 Объясните, почему при низкой доле сельского хозяйства в отраслевой структуре ( менее 1\10) в нем занята большая часть активного населения мира.

8 Изучите условия производства, главные районы размещения и основных экспортеров следующих культур: зерна, сахарных культур, волокнистых культур, масличных культур, кофе, чая, какао-бобов, животноводства( на выбор одну из подотраслей).

Практикум №5

Состав, географическое положение, природные ресурсы Европы.

Цели работы:1 на основе самостоятельной работы с текстом учебника и картами атласа

                          изучить состав, природноресурсный потенциал, особенности

                          географического положения Европы.

                         2 сделать вывод о влиянии данных факторов на развитие хозяйства

                         региона.

Порядок выполнения работы:

1 Ознакомьтесь с составом региона: выделите среди стран государства с самой значительной и самой маленькой территорией; с различными формами государственного устройства; а также субрегионы Европы- Северную, Среднюю, Южную и Восточную.

2 Выделите на контурной карте минеральные ресурсы мирового и европейского значения.

а) Европа импортирует до 3\4 потребляемого сырья ( у США этот показатель около 1\4, а Япония вынуждена на 84% снабжать свою промышленность за счет импорта).

б) в период НТР изменилась оценка месторождений: учитывается качество руд, способность к обогащению, дешевизна добычи. В результате европейский уголь уступил позиции американскому и австралийскому.

в) мировое значение приобрели рекреационные ресурсы Европы. Выделите на карте наиболее известные районы с природно-климатическими ресурсами( приморские, приозерные, горные, бальнеологические), историко-культурные объекты( города-музеи), страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства в Европе: Испанию, Францию, Италию, Грецию, Швейцарию, Югославию, Австрию.

Практикум №6

Сельское хозяйство Европы.

Цели работы: 1 выявить особенности сельскохозяйственного производства, природные

                                 предпосылки для его развития и размещения.  

                               2 подготовить выступление от групп на тему: « Какую продукцию

                               может предложить изученный регион на аграрный рынок.

Порядок выполнения работы.

Задания для группы, изучающей сельское хозяйство Северной Европы.

1 Изучите карту атласа « Земельные ресурсы». Какая наблюдается закономерность в размещении земель, наиболее благоприятных для сельского хозяйства?

2 Сопоставьте карту атласа « Земельные ресурсы» с физическое и картой Северной Европы и агроклиматической картой. Используя легенду карты, определите возможное направление развития сельского хозяйства в данных природно- климатических условиях.

3 Сопоставьте полученную информацию с данными карты сельского хозяйства и экономической карты Северной Европы в атласе.

4 По карте « Сельское хозяйство» выделите территории наиболее интенсивного сельскохозяйственного производства. Сопоставьте  Северную Европу со Средней Европой по этому показателю.

5 Северная Европа обеспечивает себя сельскохозяйственными продуктами, выращиваемыми в этом регионе. Какую продукцию сельского хозяйства, рыболовства могут предложить или купить страны этого региона на общеевропейской ярмарке?

Задания для группы, изучающей сельское хозяйство Средней Европы.

1 Изучите карту « Земельные ресурсы» Средней Европы. Чем объяснить большие различия в их структуре.

2 Где, на ваш взгляд, расположены главные массивы обрабатываемых земель? Отберите и обоснуйте верный ответ: 1) на Среднеевропейской равнине, 2) на Средне и Нижнедунайской низменностях.

3 Изменяются ли агроклиматические условия в Средней Европе? Какой показатель, на ваш взгляд, более полно позволит обосновать ответ? Отберите его из предложенных:

а) обеспеченность растений теплом( длительность вегетационного периода)

б) различия в обеспеченности влагой

в) различия в зимних температурах

4 Используя карту « Сельское хозяйство» в атласе, сопоставьте размещение районов с высоким уровнем интенсификации производства Средней и Южной Европы. Сделайте вывод.

5 Эталоном интенсивного ведения сельского хозяйства могут служить Нидерланды. Какие примеры вы можете привести в доказательство этого утверждения.

6 Какое главное направление получило животноводство в Средней Европе?

7 Определите главные зерновые и технические культуры.

8 С какими видами сельскохозяйственной продукции могут выйти страны Средней Европы на « ярмарку»?.

Задания для групп, изучающих сельское хозяйство Южной Европы.

1 Чем отличаются агроклиматические условия Южной и Средней Европы?

2 Чем вызваны различия в структуре земельных ресурсов отдельных районов Южной Европы: Пиренейского, Апеннинского и Балканского полуостровов? Постройте свой ответ на основе сопоставления карт. Какие из них вы отберете?

3 На основе анализа карт дополните приведенные ниже предложения:

1) Для южноевропейского типа сельского хозяйства характерно преобладание…….

2) Главное место в растениеводстве занимают такие зерновые культуры как ,……..

3) Международная специализация стран Южной Европы определяется такими главными сельскохозяйственными культурами, как:

а)…….., б)…….., в)…….., г)………

4 На основе сопоставления экономических карт определите, есть ли сходство в сельскохозяйственной специализации Южной Европы, Северной Африки и Юго-Западной Азии.

5 Что определяет конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции Южной Европы на мировом рынке?.

Задания для группы, изучающей  сельское хозяйство  Восточной Европы.

1 Сопоставьте агроклиматические условия Восточной и Средней Европы. Сделайте вывод о сходстве или различии предпосылок для ведения сельского хозяйства этих двух субрегионов.

2 Есть ли различия в структуре земельных угодий Восточной и Средней Европы? Аргументируйте свой ответ.

3 Какие территории Восточной Европы можно отнести к районам интенсивного сельскохозяйственного производства?

4 Сопоставьте сельскохозяйственную специализацию двух стран в северной и южной части субрегиона, например Польши и Болгарии.

5 Какую продукцию могут предложить страны Восточной Европы на аграрный рынок региона?.

Практикум №7

Транспортная инфраструктура Европы.

Цели работы:1 выявить на основе самостоятельной работы с картами атласа особенности

                          развития транспорта Европы.

Порядок выполнения работы.

1 Транспортная инфраструктура Европы обладает рядом специфических черт. Какие из приведенных положений могут подтвердить правильность приведенного тезиса? Отберите верные ответы:

а) исключительная густота сети дорог( первое место в мире), б) представлены все виды связи, в) короткие расстояния, г) наличие международных магистралей широтного и меридионального направления, д) напряженные морские паромные связи, е) наличие транспортных узлов регионального и международного значения, ж) высокая доля международных и транзитных перевозок.

2 Среди широтных международных магистралей необходимо выделить:

а) Лиссабон- Мадрид-…….- Берлин- Москва.

Среди меридиональных- такие, как:

б) Лондон-….- Марсель;  в) Гамбург-….- Рим;  г) Берлин-…..-…..- Стамбул, и др.

3 Среди речных магистралей международного значения выделяются: а) …… и б)…….

4 Дунай протекает через территорию таких стран, как:

1)….., 2)……, 3)….., 4)….., 5)……, 6)……, 7)……, 8)….., и служит естественной границей таких стран, как а) Венгрия и …., б) Румыния и ……, в) Украина и ……

5 На реке Дунае расположены такие крупные речные порты как Реттенсбург, Линц,…. Братислава,…,…, Руссе, Измаил( Украина).

6 Рейнская ось, являясь стержнем территориальной структуры хозяйства стран Западной Европы, «нанизала»:  1) такие промышленные районы, как Нижнерейнский и ….., 2) такие крупнейшие транспортные и промышленные узлы, как Кельн,…. Самый крупный речной порт мира….., самый большой порт мира……

7 Среди крупнейших портов Европы, имеющих грузооборот свыше 50 млн. т в год, нужно выделить: 1)…., 2)….., 3)….., 4)……, 5)……, 6)….., 7)….., 8) Милфолд-Хейвен ( Великобритания).

Практикум №8

Географические различия.

Цели работы: выявить географическое своеобразие отдельных стран Европы на основе

                          их экономико-географической характеристики.  

Группировка стран для дальнейшей сравнительной характеристики( например Франция и Италия, Австрия и Венгрия, Дания и Швеция).

Порядок выполнения работы.

Вариант -1

Выполните работу по плану.

а) сравните ЭГП двух стран

б) природно-ресурсные предпосылки для развития хозяйства

в) черты сходства и различия географии населения; уровень жизни.

г) место стран в международном географическом разделении труда.

д) особенности размещения хозяйства

е) роль столиц в хозяйственной жизни страны.

Вариант-2

1 С учетом имеющихся географических знаний дать рекламу мест, по которым проходит путь.

2 Придумать девиз выбранному маршруту.

Примерные маршруты.

1 Исландия- Согне-фьорд- проливы Балтики- шесть городов-портов.

2 Париж-Гренобль- Женева-Альпы-Инсбрук-Вена.

3 Нант-Луара-Рона-Лазурный берег-Монако-Флоренция-Рим-Ватикан-Афины.

4 Амстердам-Кельн-Бонн-Юг ФРГ- Альпы-Лихтенштейн.

5 Кадис-Андалузская низменность-Севилья-Кордова-Толедо-Мадрид_Пиренеи-Андорра-Гаронна-Бордо.

6 Лондон-Брюссель-Франкфурт-на-Майне-Штудгарт-Страсбург-Базель-Милан.

7 Варшава-Краков-Закопане-от Татр к Судетам-Яблонец-Карлови-Вари-Хеб-Пльзень-Прага-Дрезден-Лейпциг.

8 Варна-Велико-Тырново-Габрово-София-Железные Ворота-Белград-Будапешт-озеро Балатон-Дьер-Братислава.

Практикум №9

Типичные виды хозяйственной деятельности в Азии.

Цели работы:1 познакомиться с некоторыми видами хозяйственной деятельности в Азии

                          на основе групповой формы работы.

                         2 выступить от группы одному учащемуся, но остановиться лишь на

                         узловом вопросе, опуская детали.

                         3 следить за выступлениями учащихся, вносить дополнения, задавать

                         вопросы.

Порядок выполнения работы.

Задания для первой группы.

Юго-Западная Азия.

1 Найдите на карте атласа следующие государства: Саудовскую Аравию, Оман, Объединенные Арабские Эмираты ( ОАЭ), Бахрейн, Катар, Кувейт, Ирак, Иран и их столицы.

2 Используя таблицу, подсчитайте, какое количество нефти дает изучаемый вами регион. Постройте столбиковые диаграммы, показывающие размеры добычи нефти первых десяти стран, выделите цветом среди них государства Юго-Западной Азии.

Десять первых стран мира по добычи нефти в 1996 г.

Страна

Добыча, млрд. м

Саудовская Аравия

410

США

335

Россия

290

Иран

185

Китай

155

Норвегия

155

Венесуэла

150

Мексика

140

Великобритания

130

ОАЭ

115

3 Проанализируйте по карте атласа « Энергетика», куда направляются главные потоки морских перевозок нефти из Юго-Западной Азии. Где выгодно по пути их следования вести нефтепереработку? Проверьте свои предположения по комплексным экономическим картам.

4 Используя дополнительную литературу, выявите изменения происходящие в странах субрегиона за последние десятилетия.

5 Слушая выступление своих товарищей, подумайте, у каких азиатских субрегионов более прочные и перспективные позиции в мировом хозяйстве. Как на их фоне выглядит группа рассматриваемых вами государств?

6 Подготовьте выступление от группы.

Задания для второй группы.

Юго-Восточная Азия.

1 Изучите по карте, какие страны входят в этот субрегион, выделите их столицы.

2 Проанализируйте агроклиматическую карту атласа. Какие условия благоприятствуют сельскому хозяйству.

3 Где наиболее значительные массивы обрабатываемых земель? Каким географическим областям они приурочены? ( Ответ постройте по итогам анализа карты « Земельные ресурсы»).

4 По комплексной карте Юго-Восточная Азии:

а) определите главные районы размещения зерновых( риса, кукурузы). Подумайте, какая прослеживается при этом закономерность;

б) выделите главные районы выращивания технических культур; по условным знакам познакомьтесь с их разнообразием. Какие из перечисленных технических культур вам незнакомы?

5 На примере Индонезии, Мьянмы, Таиланда, Филиппин, Вьетнама, Малайзии укажите экспортную продукцию сельского хозяйства и лесной промышленности. Источником для работы могут служить справочник « Страны мира», карты атласа. Результаты работы отразить в виде таблицы или схемы..

Задания для третьей группы.

Восточная и Юго-Восточная Азия.

1 Покажите на карте НИС первого поколения( 4 « дракона»)- Гонконг, Сингапур, Тайвань, Республика Корея- и НИС последующего поколения- Малайзию, Филиппины, Таиланд( страны АСЕАН). Оцените их ЭГП.

2 Проанализируйте приведенные диаграммы для Гонконга, Сингапура и Республики Корея. Выделите общие черты.

                 Сингапур

              Гонконг

            Республика Корея

   

Изучите схему « Факторы, определившие хозяйственные успехи НИС»

4 Используя рефераты или подборку материалов периодической печати, выявите особенности развития обрабатывающей промышленности Республики Корея и Малайзии. Составьте таблицу экспортных товаров для каждой страны.

5 При выступлении других групп:

а) сопоставьте развитие хозяйства стран НИС- Таиланда, Сингапура Гонконга, Тайваня, Филиппин;

б) выявите, в каких НИС Восточной и Юго-Восточной Азии сельское хозяйство имеет экспортное значение.

6 Подготовьте краткое выступление по вашей теме.

 

Задания для четвертой группы.

Сингапур.

1 Определить площадь, население Сингапура. Можно ли его считать микрогосударством? Можно ли его сравнить с малыми странами Европы?

2 Составьте круговую диаграмму национального состава населения Сингапура: 77%-китайцы, около 15% малайцев, остальные- главным образом выходцы из Южной Азии.

Официальными языками являются малайский, китайский, английский, тамильский. Как объяснить такой этнический калейдоскоп Сингапура?

3 Оцените ЭГП Сингапура. Как оно повлияло на его хозяйственную деятельность?

4 По отраслевым картам атласа определите, какие грузы идут через Сингапур. По комплексной карте « Юго-Восточная Азия» выявите структуру его обрабатывающей промышленности.

5 Используя дополнительный материал ответьте на следующие вопросы:

а) почему Сингапур можно привести в качестве примера страны с высоким уровнем развития сферы услуг?

б) как изменилась структура внешней торговли государства?

6 При заслушивании выступлений других групп проследите, есть ли сходство в моделях развития Сингапура и других стран Азии или это уникальный путь.

7 Подготовьте краткое выступление от своей группы по названной теме.

Практикум №10

Китай.

Цели работы: 1. самостоятельно изучить особенности географии Китая.

                          2. составить схемы, диаграммы, географический конспект

                           на контурной карте.

Порядок выполнения работы.

1 Нанесите на контурную карту границы Китая, подпишите государства, с которыми он граничит.

2 Оцените ЭГП страны. Выделите две, на ваш взгляд, наиболее характерные его черты.

3 Какие сухопутные магистрали связывают Китай с соседними странами? Выделите на контурной карте значком(Х) места их пересечения с государственной границей.

4 Нанесите на контурную карту пять наиболее крупных портов Китая.

5 Одна из особенностей Китая- резкий контраст между Западом и Востоком по природным условиям, размещению населения и хозяйства. Какие карты атласа это могут подтвердить? С учетом их проведите примерную границу этих двух частей страны.

6 Нанесите на контурную карту самые крупные города Китая: Шанхай( около 12 млн. человек), Пекин ( около 9 млн. человек), Тяньцзинь ( около 8 млн. человек), Шэньян, Чунцин, Гуаньчжоу. Какие из этих городов вы уже выделили как порты? Подчеркните их волнистой чертой. С какими из городских агломераций изученных стран можно сравнивать по численности Шанхай, Пекин, Тяньцзинь?

7 Главным районом тяжелой индустрии Китая является Северо- Восток с центром Шеньян. Составьте схему его территориально-производственных связей на основе анализа мировых карт и комплексной карты Китая в атласе. С какими изученными районами мира можно провести аналогию?

8 Рассмотрите схему, отражающую особенности китайской модели развития экономики

Подумайте, что из опыта Китая используется нашей страной.

9 Постройте столбиковые диаграммы, отражающие рост производства сельскохозяйственной продукции за период реформы по двум из предложенных показателей.

                                                                                    1978г.                 1988г.

Зерно, млн.т………………………………………   305                      394

Хлопок-волокно, млн.т………………………….    2,2                       4,2

Сахарный тростник, млн.т………………………    21,1                     49,1

Сахарная свекла , млн.т.…………………………   2,7                        13,3

Чай, тыс.т.………………………………………..    266                      540

Фрукты, млн.т……………………………………    6,6                       16,8

Мясо (свинина, говядина, баранина), млн.т……   8,6                        21,9

10 Изучите по картам, как меняется сельскохозяйственная специализация с севера на юг от Харбина до Цунцина. Запишите, как меняется состав: а) зерновых и б) технических культур.

11 Изучите размещение пяти свободных зон Китая , отметьте их на своих контурных картах: три вблизи Гонконга, одна- зона Сяомынь у Тайваньского пролива, одна- остров Хайнань. Какова особенность их ЭГП?

Практикум№11

ЭГП США и Канады. Природно-ресурсный потенциал. Население.

Цель работы:1 на основе работы со статистическими и графическими материалами

                          выявить особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала,

                          географию населения США и Канады.

Порядок выполнения работы.

Варианты порайонного деления США.

1 Принятое деление в американской статистике.

Запад

Север

Юг

2 Научно-популярное районирование.

Дальний Запад

Средний Запад

Ближний Запад

Северо-восток

Юг

3 Районы Бюро Цензов США.

Тихоокеанские штаты.

Горные штаты.

С-З центр

С-В центр

Новая Англия

Ю-З центр

Ю-В центр

Средне-Атлантические штаты

Южно-Атлантические штаты

1) Выделите на контурной карте границы СЩА и Канады, сопоставьте размеры территорий двух стран. Выделите главные черты ЭГП двух стран.

2) Сопоставьте тектоническую карту ( атлас 7 класс) и карту полезные ископаемые мира. Выделите районы наиболее богатые минеральными ресурсами: нефть юга Калифорнии, Аляски, уголь Аппалачей, рудные богатства Горного Запада США, Севера и Запада Канады, особое значение руд Лабрадора, концентрация месторождений полезных ископаемых в провинции Альберта.

3) Оцените условия для сельскохозяйственного производства, выделите наиболее благоприятные районы для его развития на основе анализа карт атласа ( агроклиматической, почвенной).

4) Охарактеризуйте население США и Канады. Проанализируйте карту « Народы мира по языковым семьям и группам», выделите крупные народы и национальные меньшинства. Определите уровень урбанизации, особенности размещения населения. Штриховкой на контурной карте выделите урбанизированные районы и крупнейшие городские агломерации Монреаля, Торонто, Нью-Йорка, Вашингтона, Филадельфии, Чикаго, Детройта, Лос-Анджелеса., Сан-Франциско.

Практикум №12

Состав, природные ресурсы, население Латинской Америки.

Цели работы: 1 на основе работы с разными источниками информации познакомиться

                           составом региона, дать оценку природно-ресурсного потенциала, выявить

                           особенности географии населения Латинской Америки.

                           2 составить по итогам проведения занятия схему, диаграммы, картосхему

                           уметь показывать размещение географических объектов .

Порядок выполнения работы.

1 Латинская Америка объединяет 42 страны. Какие из них на ваш взгляд, можно отнести к: а) странам Средней Америки, б) Андским странам, в) Востоку?.

2 Какие группы стран имеют более выгодное ЭГП? Почему?

3 Какие из стран не имеют выхода к океану?

4 Изучите мировую карту « Транспорт».Где сосредоточены основные узлы морских перевозок Латинской Америки? Сопоставимы ли они  по грузонапряженности с только  изученным Азиатским регионом?

5 Покажите крупнейшие морские порты Латинской Америки. Какова их специализация по грузам?

6 Проанализируйте карту минеральных ресурсов. Какие виды минеральных ресурсов получили здесь наибольшее распространение?

7 Выделите на карте страны с большими запасами нефти, газа, угля, железной и марганцевой руд, цветных металлов( меди, бокситов, свинца, цинка, олова, серебра, драгоценных камней).

8 Проанализируйте карты атласа « Земельные ресурсы» и « Агроклиматические ресурсы». Где складываются наиболее благоприятные условия для развития сельского хозяйства?

9 Какая карта может подтвердить неравномерность размещения населения региона? Какой имеется разрыв в показателях плотности населения?

10 Выделите городские агломерации и города с населением более 5 млн. человек.

11 Изучите предложенную схему» Последствия урбанизации в Латинской Америке». Подумайте, характерно ли данное явление для изученных стран Азии.

12 Составьте диаграммы, показывающие долю отдельных городов Латинской Америки в промышленном производстве страны: Монтевидео-75%, Бэнос-Айрес- 70%, Лима-65%, Сан-Паулу- 30%.

13 Какие государственные языки преобладают в странах Латинской Америки? Почему?

14 Укажите страны с высокой долей коренного населения.

Практикум №13

Состав региона, ресурсы, население Африки.

Цели работы: 1 на основе карт, статистических данных, дополнительных данных учителя

                          выявить особенности состава региона, природноресурсного потенциала,

                          населения Африки по сравнению с изученной Латинской Америкой.

                          2. продолжить работу по свертыванию информации, составлению

                          диаграмм, таблиц.

Порядок выполнения работы:

1 Используя статистические данные, выделите в Африке государства, наиболее значительные по площади, сравните с наиболее крупными государствами Латинской Америки. Постройте столбиковые диаграммы.

2 В Латинской Америке только две страны не имеют выхода к океану ( назовите их). Подсчитайте, сколько таких государств в Африке. Какие их этих государств в Африке. Какие их этих государств велики по территории?

3 На какой период в Африке приходится мощная волна освобождения от колониальной зависимости? Сравните по этому показателю Африку и Латинскую Америку.

4 Сопоставьте минеральные ресурсы Африки и Латинской Америки. Случайно или нет сходство набора полезных ископаемых?

5 Проанализируйте карту « Земельные ресурсы» в атласе, сопоставьте Африку и Латинскую Америку по этому показателю.

6 Проанализируйте карту атласа « Агроклиматические ресурсы». В чем сходство и различие Африки и Латинской Америки по двум главным показателям- обеспеченности теплом и влагой?

7 Используя данные учебника, сопоставьте численность и долю городского населения двух регионов. Какой вывод можно сделать?

8 Сопоставьте показатели городов с численностью свыше 3 млн. человек между двумя регионами.