Методическое объединение

Реализация педагогических инициатив носит системный характер и направлена на формирование образовательного пространства для эффективного обучения детей с нарушениями речи и дальнейшую успешную их социализацию в обществе. Вхожу в состав рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ; являюсь секретарем психолого-медико-педагогического консилиума на базе ДОУ. Участвую в трансляции передового педагогического опыта на заседаниях методического объединения, на интерактивной площадке учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

к выступлению на методическом объединении

учителей-логопедов МБДОУ № 24 «Космос»

Слайд 1. Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи «Технологии формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста».

Слайд 2. Выделяют три вида слуха: физиологический, музыкальный и собственно тот, который нас сегодня интересует – фонематический.

Слайд 3. Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Р.Е.Левина, В.К.Орфинская, О.В.Правдина, Т.В.Туманова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.). Но, тем не менее, нами была предпринята еще одна попытка разработки и систематизации практического материала, направленного на развитие и коррекцию фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи.  

Слайд 4. Вся работа естественно велась в соответствии с принципами логопедии, которые мы все знаем. Их вы видите сейчас на слайде.

Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития фонематического восприятия у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.

Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения, основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление данного механизма, формирование у ребенка полноценных фонематических противопоставлений.

Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Формирование фонематического восприятия должно опираться на предшествующие его появлению в онтогенезе процессы. Последовательность выработки фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза.

Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину) предполагает постепенное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Они претерпевают постепенное обобщение, сокращение и свертывание.

Принцип комплексного  подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.

Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Упражнения и игры предлагаются в строгой последовательности и условно, если мы представим себе лестницу, по которой мы поднимаемся вверх, подразделяются на шесть «ступенек».

Слайд 5.

1-я «ступенька» - узнавание неречевых звуков; 2-я различение высоты, силы, тембра голоса; 3-я «ступенька» - различение слов, близких по звуковому составу; 4-я различение слогов; 5-я различение звуков; 6-я «ступенька» - анализ звукового состава слова. Вот так выглядит наша воображаемая «Фонематическая лестница».

Слайд 6-7.

И так 1-я «ступенька» - узнавание неречевых звуков.

Цель первого этапа - развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.

  На этом этапе можно рекомендовать игры и упражнения на различение звуков окружающих шумов. Предложите малышу послушать звуки за окном: закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется? и т.д.

Также предлагаются игры на различение звучания музыкальных инструментов, игрушек и других различных предметов, а также голосов природы.

Игра «Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, лист бумаги, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: сначала логопед показывает и называет предметы, демонстрирует ребенку их звучание. Затем  за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит.

На слайде вашему вниманию представлены ещё несколько вариантов игр, их подробное описание вы найдете в распечатках, которые получите в конце нашей встречи.

Хочется отметить, что очень важно отнестись к упражнениям первой «ступеньки» серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для детей. И сделать наши занятия не скучными на данном этапе работы помогут игры, предлагаемые логопедическим порталом «Мерсибо» (к ноутбуку приглашается один желающий педагог имеющий стикер красного цвета для участия в игре «Неречевые звуки»).

Слайд 8.

Второй этап работы и вторая наша с вами «ступенька» это различение высоты, силы и тембра голоса. На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игра «Далеко — близко»

Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как — когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.

Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «близко» — «далеко».

Дальнейшее усложнение игры состоит в том, что ребенок будет различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Взрослый объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Ребенок должен мяукнуть, изображая страх.

Аналогично можно играть, различая, где гудит пароход («у-у-у») — далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет — большая («у-у-у» произносит низким голосом) или маленькая («у-у-у» произносит высоким голосом); кто плачет - мальчик («а-а-а» низким голосом) или девочка («а-а-а» высоким голосом).

Кроме того, на этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе (слово предоставляется Лидии Юрьевне, которая проводит с педагогами игру «Угадай, как надо делать»).

Игра «Угадай, как надо делать»

Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы («Наши ноги ходили по дороге») или даже стишки:

Капля раз, капля два,
Капля медленно сперва-
Кап, кап, кап, кап
(медленные хлопки).
Стали капли поспевать.
Капля каплю догонять-
Кап, кап, кап, кап.
(хлопки чаще)
Зонтик поскорей раскроем,
От дождя себя укроем
(руки над головой).

На логопедических занятиях можно использовать и драматизацию.

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося реплики то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?» Малыш угадывает медведей.

Спросите, например:

- что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?

Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, он не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах.

С детками постарше можно драматизировать эту сказку.

В игре с ребенком 2−4 лет взрослый руководит ходом игры, беря на себя роль ведущего. Дети 5−7 лет, выучив правила игры, могут играть в нее самостоятельно.

Слайд 9.

3-я «ступенька» – различение слов, близких по звуковому составу.

Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звучащему слову. Малыш к концу второго года жизни становится настоящим выдумщиком, сочиняя целые песенки, состоящие из набора разных звуков и слов, близких по звучанию. Он вслушивается в их сочетание, наслаждаясь звучанием. Тем самым, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.

Так почему же не воспользоваться природной одаренностью детей к рифмованию слов?!

Игра «Не ошибись»

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, постепенно переходя к более сложным.

Усложнение этой игры состоит в том, что ребенок должен реагировать на неверно сказанное слово не хлопком, а поднятием кружка из цветного картона. Сначала взрослый предлагает детям, услышав неверное слово, поднимать красный кружок; в дальнейшем — красный, если заметят ошибку, и зеленый, если слово произнесено верно. Последний вариант игры в большей степени способствует развитию у детей внимания.

Можно использовать стишки для включения в них недостающего слова, что развивает в детях чувство ритма и рифмы, способствует пополнению словарного запаса, улучшает фонематические представления ребенка.

В Африке найдем не раз мы кокос и (ананас).
Спорят брошки и заколки: у кого острей (иголки).
Ослик любит очень золотую (осень).

        Ну то, что дети обладают природной одаренностью к рифмованию мы с вами уже выяснили, а сейчас мы предлагаем попробовать поиграть в рифмы вам, дорогие коллеги (педагоги со стикерами зеленого цвета проходят за стол №1, синего - №2. Проводится игры «Подбери рифму»).

Слайд 10.

4-я «ступенька»- различение слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно для игр на различение слогов брать звукоподражания. В такие игры с интересом будут играть как совсем малыши, так и детки постарше.

Игра «Кто как кричит?»

Взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушайте, кто как кричит и повтори».

— Девочка заблудилась в лесу и кричит: «Ау!» — Малыш плачет: «Уа!» — Филин сидит на суку: «фу- фу!» — Довольный поросенок лежит в луже: «Уф- уф!»
«Запомнил, кто как кричит? Теперь я буду показывать картинку, а ты говори».

Другой вариант игры: картинки у ребенка. Взрослый произносит слоги, а малыш поднимает соответствующую картинку.

Игра «Будь внимателен»

Взрослый произносит несколько слогов (на-на-па), а ребенок определяет, что здесь лишнее (па). Затем ряды усложняются (на-но-на); ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т.д.

Слайд 11.

5-я «ступенька» - различение звуков.

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, сом, лом, том). Такой звук – называется фонемой (отсюда и «фонематический слух»).

Каждый помнит такую характеристику звука, как – согласные и гласные звуки. Начинать нужно с различения гласных звуков.

Взрослый дает ребенку картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у-у; девочка плачет а-а-а-а; птичка поет и-и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Аналогичным образом проводится работа по различению согласных звуков.

Игра «Прогулка на велосипедах».

- взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Подкачаем еще насосом: ссс... (дети имитируют) Слышите, воздух шипит: шшш…»

- будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: ссс..., а если с изображением шины — шшш...

Подобным образом проводится игра «Жук и комар» со звуками ззз и жжж.

Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. Их дети должны хорошо различать, тогда им будет легче овладеть правописанием.

Слайд 12-13.

6 этап — анализ звукового состава слова и самая верхняя ступенька нашей «фонематической лестницы».

Термином «фонематический (звуковой) анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные — это выделение звука на фоне слова. Вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова) относится к сложной форме. Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким). Способность к элементарному анализу появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. А сложные формы возникают лишь в процессе специального обучения, да и то, только после того, как ребенок овладеет навыками элементарного анализа звукового состава слова.

Работа начинается с анализа гласных звуков.

Лучше всего дети слышат и выделяют ударный гласный из начала слова: назови первый звук в слове: улей, аист, Ира, Оля.

Дайте ребенку несколько одинаковых кружков. Взрослый произносит один, два и три гласных звука: а, ау, ауи. Ребенок откладывает на столе столько кружков, сколько звуков произнес взрослый.

Приступая к анализу согласных звуков должна соблюдаться последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук.

Подберите картинки так, чтобы слово оканчивалось на согласный звук, положите в конверт. Ребенок вынимает картинки по одной, громко их называет, выделяя последний звук. Затем малыш называет звук отдельно (жук, лук, кот).

Игра «Мяч не трогать иль поймать — постарайся отгадать».

Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если он услышит в конце слова заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука не окажется.

Только после того, как малыш научится без труда выполнять такие задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа: это определение места звука в слове (начало, середина, конец); определение последовательности звуков в слове, их количества.

Кроме того на данном этапе в помощь учителю-логопеду предлагается масса других игр, как настольно-печатных, так и компьютерных. Все они помогают детям справиться с нелегкой задачей.

Коллегам предлагаются игры: «Звуковая меморина», «Две принцессы», «Находчивая буква». Участвуют педагоги получившие красные стикеры.

Благодарим за внимание!