Работа с родителями

Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в соответствии с планом работы методической службы ДОУ через разнообразные формы сотрудничества: участие в родительских собраниях, «Круглые столы», проведение групповых консультаций по вопросам организации коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приемами постановки звуков; индивидуальные консультации; заполнение тетрадей для домашней работы; мастер-классы, Дни открытых дверей, семинары- практикумы,  оформление информационных стендов, участие в конкурсах. Разработанная мной адаптированная программа содержит план работы с родителями обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Перспективный план работы учителя-логопеда  с  

                       родителями на  2018– 2019 учебный год

Цель:

выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка, а также объединить усилия для коррекционного воздействия и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.

Задачи:

  • изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями;

  • установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

  • повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;

  • привлечь родителей к участию в педагогическом процессе;

  • формировать навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений;

  • воспитывать привычку обращаться к учителю-логопеду за помощью в вопросах коррекции и воспитания детей с проблемами речевого развития;

  • систематизировать и пополнять практический материал, которым могли бы воспользоваться родители в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Формы и методы работы

Направление, тематика, содержание деятельности

Сроки

1

Анкеты

Знакомство с индивидуальными особенностями ребёнка для повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы (ознакомительная).

сентябрь

2

Беседы:

Ознокамительные

Установление доверительных отношений между семьёй и учителем-логопедом, создание полноценных условий для эмоционально-психического здоровья детей.

ноябрь

Индивидуальные

Тематические

Сбор анамнестических данных детей.

Беседы по результатам комплексного психолого-логопедического обследования детей.

Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год.

Совместное нахождение методов и способов логопедической помощи ребёнку.

Влияние среды общения на развитие ребёнка. Выявление потребностей детей в условиях семейного воспитания.

сентябрь

ноябрь-декабрь

3

Родительские собрания

  1. Знакомство с графиком работы логопеда. Требования, особенности и специфика занятий. Знакомство с результатами диагностики. Основные направления корркционно-логопедической работы.
  2. Подведение итогов за первое полугодие. Кратко осветить динамику речевого продвижения каждого ребёнка.  Оценить роль каждой семьи в системе комплексного воздействия.
  3. Подвести итоги всей коррекционной работы с детьми, дать рекомендации к их дальнейшему обучению. Предложить ряд игр и упражнений, которые можно проводить с детьми в летний период.

сентябрь

январь

май

4

Индивидуальные практикумы

- по правильному проведению комплексов артикуляционной гимнастики;

- по проведению пальчиковой гимнастики;

- по выполнению домашних заданий логопеда;

- по выполнению с детьми звукового анализа слов;

- по выполнению детьми анализа предложений;

-по составлению рассказа с использованием условных обозначений.

в течение года

5

Наглядная агитация

Оформление стенда логопеда по темам:

- «Для чего нужны занятия с логопедом?»

- «Каким бывает недоразвитие речи?»

- «О леворуких детях»

- «Как помочь ребёнку развить связную речь?»

- «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?»

в течение года

6

Консультации

«Тревожат ли Вас речевые проблемы ребёнка?»

«Формирование графических навыков»

«О шнурках и их пользе»

«Воспитание культуры речи дошкольников»

«Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте»

«Что необходимо для правильного звукопроизношения?»

«Как заниматься с ребёнком?»

«Фонематический слух-основа правильной речи»

«Исправление произношения шипящих звуков»

«Пальцы помогают думать и говорить»

«Развитие речи детей и ознакомление с художественной литературой»

в течение года

7

Домашние тетради

Совместная работа с родителями по коррекции речевых нарушений у детей. Нацеливание родителей на необходимость помогать дома детям правильно произносить те или иные звуки и выполнять коррекционные задания.

в течение года

8

Педагогическая библиотека

Ознакомление родителей с популярной педагогической, логопедической и психологической литературой по различным проблемам

по запросу родителей

в течение года





Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

 «РОСТОЧЕК: МИР СПАСУТ ДЕТИ»

ПРОЕКТ

Логопедическая гостиная «Мы вместе»

ФИО разработчиков:

Казакова Ирина Михайловна, учитель-логопед,

Петухова Ирина Сергеевна, учитель-логопед,

Хисамутдинова Айгуль Раиловна, учитель-логопед

г.Сургут, 2019

ПРОЕКТ

Логопедическая гостиная «Мы вместе»

Пояснительная записка

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей, в том числе и «Коммуникация». Данная область подчеркивает основную функцию речи – быть средством общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и эмоциональных контактов, совместной деятельности.

В период дошкольного детства семья оказывает  первостепенное воздействие на ребенка, в том числе посещающего ДОУ. Серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности имеет главное значение в речевом развитии ребенка. Многие родители не придают должного значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, иногда открыто игнорируют, «не замечают» выраженные речевые трудности детей и тем более не спешат обсуждать их с педагогами ДОУ. Родители не хотят заниматься со своими детьми, и тому есть ряд причин, одной из главных — отсутствие соответствующих знаний.

Родители - естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много в их руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребенку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие. Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон "Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка" как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Контингент участников проекта: учитель-логопед, родители.

Цель: включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства

Задачи:

  • установить партнерские отношения с родителями дошкольников
  • повысить компетентность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики
  • побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных видах деятельности.

Содержание проекта.

Тема проекта выбрана не случайно. Так как многолетний опыт работы показывает, что родители все больше отдаляются от воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и применяемые формы работы не дают желаемого результата, нами было принято решение о поиске новых современных форм сотрудничества с родителями. Главной   целью было заинтересовать и привлечь родителей к образовательному процессу группы.

Начали выстраивать своё общение с родителями, таким образом, чтобы для них было четко понятно, что наше взаимодействие – необходимое условие полноценного речевого развития их детей, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. А повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития дошкольников значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Понятие «взаимодействие с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Реализация проекта проходила в три этапа:

  • 1-й этап – подготовительный (информационно-аналитический).
  • 2-й этап – основной (практический).
  • 3-й этап – заключительный.

На первом этапе проекта   были изучены передовые опыты работников дошкольных учреждений по направлению «Взаимодействие с родителями» и пришли к выводу, что в любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы. С целью выявления уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей и круга вопросов, которые для родителей актуальны,  оформили информационную корзину «Грамотейка-Болтунишка».

Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировали особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявили уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития и ряд вопросов волнующих родителей. Далее приступили к подбору методов и форм своего общения с каждым родителем.

Реализация проекта на втором этапе строилась на непрерывной связи с родителями и осуществлялась с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Одной из самых эффективных и познавательных форм работы с семьей, это родительские собрания. Однако все мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов, монологов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Форму проведения родительского собрания выбирали в нетрадиционной форме педагогического просвещения родителей,  клуб «Логопедическая гостиная».

        Заседания посещают родители (законные представители) дедушки, бабушки дошкольников старшего возраста. Заседания клуба проводятся 1 раз в 2 месяца, в удобное для родителей время. Длительность встреч не ограничена. Заседания клуба проводились преимущественно в форме семинаров – практикумов, мини-практикумов, круглых столов, бесед и др. Проведение заседаний клуба по темам «Развитие мелкой моторики», «Развитие фонематического восприятия» и др. организовывались совместно с детьми в форме практикумов, соревнований, открытых занятий с дошкольниками, логопедических гостиных. Это позволило родителям увидеть проблемы в речевом развитии своего ребенка и на практике овладеть приемами и методами их коррекции в домашних условиях. Общение родителей между собой во время заседаний клуба позволило обогатить их опыт коррекционной работы, распространить наиболее удачный опыт семейного воспитания, организации коррекционной работы, психологически настроиться на работу по преодолению речевого нарушения в домашних условиях.

        Для побуждения участников к более осознанному и активному участию в проводимых мероприятиях в конце каждой встречи  предлагали родителям высказать или написать обратную связь, используя метод незаконченных предложений. Полученная таким образом информация позволили вносить коррективы в содержание последующих встреч.

Между проведением клуба «Логопедическая гостиная выпускали информационный журнал «Учимся, играя», который содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома.

Так же был оформлен информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации образовательного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т. п.) решает и другие задачи. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Логопед рекомендует», как заниматься дома по лексической теме и т. д. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д.

Сочетая в   работе традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, можно отметить, что эффективность коррекционно – образовательного процесса значительно повысилась. Кроме того, родители стали более заинтересованы в успехах своего ребенка и более информированы, с точки зрения вопросов его речевого развития.

Ожидаемые результаты

Повышение логопедической компетентности родителей, активизация их сознательного взаимодействия с ребенком по преодолению речевых нарушений и как следствие частичная коррекция речевых дефектов дошкольников.

Самостоятельное использование родителями   материалов с библиотеки игр и упражнений «Домашняя игротека»

Возрастание авторитета ДОУ среди родителей воспитанников, увеличение доли участия семьи в воспитательном процессе.

Полученные результаты

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты:

- родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками наших встреч и помощниками учителя-логопеда и своих детей

- сформировалось желание помогать ребенку

- повысилась грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики

- заинтересованность в успехах своего ребенка и информированность с точки зрения вопросов его речевого развития

Список используемой литературы

  • Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  • Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
  • Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей) — Москва, 2006.

Сидельникова Г. Элементы психотерапии в работе логопеда. — Дошкольное воспитание. 1998. № 3

Приложение 1.

Примерное календарно – тематическое планирование.

Срок проведения

Название, тема встречи

Форма проведения

Ответственный

Октябрь

Организационная встреча. Ознакомление с программой клуба. Выявление запроса родителей. Знакомство участников клуба. Причины речевых нарушений. Роль семьи в развитии речи детей.

Беседа

Анкетирование

Учитель- логопед

Декабрь

Развитие мелкой моторики рук c использованием нестандартного оборудования. Речевое дыхание. Артикуляционная гимнастика.

Практикум для родителей и детей

Учитель- логопед  

Февраль

Фонематический слух – основа правильной речи.

Практикум для родителей и детей.

Учитель- логопед  

Март

Обогащаем словарь детей.

Консультация с элементами практикума

Учитель- логопед  .

Апрель

Игры с мячом для развития лексико-грамматических категорий. Игры для развития психических процессов.

Игровой практикум для детей и родителей

Учитель- логопед  .

   

По итогам каждого мероприятия родители получали памятку, буклет с рекомендациями по организации коррекционной работы с ребенком по обсужденной на заседании теме, с практическими упражнениями, играми, заданиями для дошкольников для преодоления недоразвития того или иного компонента речи. По окончании работы клуба у каждого участника  в наличии была серия буклетов «Домашний логопед», содержание которой поможет родителям осуществлять коррекцию, развитие и совершенствование речи ребенка в домашних условиях.

Приложение 2.

Анкета для родителей

1.Обращаете ли Вы внимание на речь вашего ребёнка? __________________________________________________________________

2.Какие речевые проблемы Вас беспокоят в настоящее время? __________________________________________________________________

3.Обращались ли Вы раньше к каким-либо специалистам? (логопед, психолог, невропатолог, отоларинголог) __________________________________________________________________

4. Как Вы предпочитаете узнать о речевом развитии ребёнка, об игровых методах и приёмах, которые можно использовать дома? (отметьте галочкой)

Консультация___

Мастер-класс___

Семинар-практикум___

Письменные рекомендации___

Индивидуальная беседа___

4. Как Вы занимаетесь с ребёнком по развитию речи дома?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 3.

C:\Users\Владимир\Desktop\image.jpg

C:\Users\Владимир\Desktop\image (4).jpgC:\Users\Владимир\Desktop\image (1).jpg



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

        У многих современных  родителей  отсутствуют элементарные психолого-педагогические знания и желание разобраться в сложном мире  ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении  детей  во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение  родителей .

        Для проведения анализа, корректировки и прогнозирования  развития   работы  логопеда с  родителями   детей, имеющих нарушения речи, разработаны критерии оценки   уровня  коррекционно-логопедической компетентности  родителей:

1. Понимание целей коррекционно-логопедической работы.

2. Понимание основных специальных терминов, используемых логопедом.

3.Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений.

4. Способность заинтересовать  ребенка  в систематических занятиях.

5. Умение оценить продуктивность и эффективность своей работы.

6.Наличие устойчивой внутренней мотивации во взаимодействии с логопедом.

7. Адекватность оценки  родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития.

        В соответствии с выделенными критериями  определены  уровни    коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

        Высокий  уровень  коррекционно-логопедической компетентности   родителей. Четкое, осознанное понимание целей и задач логопедической работы. Понимание основных специальных терминов, используемых логопедом. Достаточное представление о нормальном ходе  речевого   развития  ребенка. Желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений. Способность заинтересовать  ребенка  в систематических занятиях и умение проконтролировать результативность совместной работы. Наличие устойчивой мотивации для взаимодействия с логопедом. Адекватная оценка родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития.

        Средний  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей. Неполное понимание необходимости оказания логопедической помощи и ориентирование в логопедической терминологии. Желание самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений хаотично. Стараются создать условия в семье, позволяющие решать коррекционные задачи по преодолению  речевых  нарушений. Нет устойчивой мотивации для взаимодействия с логопедом. Низкая оценка  родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития 

        Низкий  уровень  коррекционно-логопедической  компетентности родителей. Отсутствие желания участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, считают необязательным свое содействие со специалистом. Полное непонимание специфики логопедической работы, специальной терминологии. Не желают самостоятельно пополнять запас специальных знаний и умений. При организации самостоятельных занятий с ребенком  раздражительны, невнимательны, пассивны, занятия не имеют системы. Отсутствие мотивации к изменению сложившейся ситуации. Завышенная оценка  родителями  состояния речи своего  ребенка  в данный период его  развития.

        Выявляя  родительскую  компетентность в процессе логопедической коррекции речи, разработан диагностический инструментарий:

1) вопросник, выявляющий  родительское  отношение к имеющимся у  ребенка   речевым  нарушениям (Приложение 1);

2)  анкета   для    родителей  (Приложение 2).

Приложение 1

Вопросник  для   родителей

Уважаемые  родители!

Прочитайте  вопросы  и ответьте на них «ДА», «НЕТ», «НИКОГДА»

1. Нравится ли вам ваш  ребенок?   ______________________________

2. Слушаете ли вы, что рассказывает вам малыш?   ____________________

3. Смотрите ли вы на ребенка, когда он говорит?    _________________________

4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение интереса к тому, что он говорит?  _________

5. Исправляете ли вы речь ребенка? _____________________

6. Разрешаете ли вы ребенку совершать ошибки?  _________________

7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли вы его?  __________________

8. Смеетесь ли вы вместе с малышом?  ________________

9. Есть ли у вас определенное время для чтения и бесед с ребенком?  ___________________

10. Поддерживаете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях?  _____________________

11. Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры?  __________________

12. Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги?  ________________________

13. Есть ли у ребенка дома место, где он может уединиться?   _________________________

14. Подаете ли вы ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?  _____________________

15. Обсуждаете ли вы что-нибудь из прочитанного вами с ребенком?  ___________________

16. Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет что-то сказать: у врача, в магазине?  ____________________

17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? ___________________

18.Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?   ________________

19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?  ____________________

20. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки по городу?  __________________

21. Устраивает ли вас речь малыша?  ____________________

22. Нужна ли вам помощь логопеда в проведении домашних занятий с ребенком?  _________

23.Пытались ли вы самостоятельно научить ребенка выговаривать нарушенный звук?  ______

24. Нужно ли вам объяснение некоторых логопедических терминов?  __________________

25. Читаете ли вы специальную логопедическую литературу?   __________________

 

За каждый ответ «да» - ставится 4 балла, «нет» - 2 балла, «никогда» - 0 баллов.

Полученные результаты складываются.

 

Ключ:

80 баллов – Высокий  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

 

40 баллов – Средний  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

 

Меньше 20 баллов – Низкий  уровень  коррекционно-логопедической компетентности  родителей.

Приложение 2

 Анкета   для   родителей 

1. Фамилия, имя  ребенка  ____________________________________________

2. Дата рождения __________________________________________________

3. Домашний адрес_________________________________________________

4. ФИО мамы______________________________________________________

    Место работы____________________________________________________

5. ФИО папы______________________________________________________

    Место работы__________________________________________________

6. Дородовой период

    Протекание беременности (токсикоз, ушибы, заболевания, отечность)

    ________________________________________________________________

    Протекание родов (преждевременные, после срока, быстрые, затяжные,

    стимулированные, как шел ребенок)________________________________

    Какая по счету беременность______________________________________

7. Послеродовой период

    Состояние ребенка сразу после родов (сразу ли закричал, асфиксия)

    ________________________________________________________________

8. Раннее психомоторное развитие:

    Когда появились первые зубы______________________________________

    Когда начал:

    держать голову__________________________________________________

    сидеть_________________________________________________________

    стоять__________________________________________________________

    До какого возраста сосал соску____________________________________

    Перенесенные заболевания ( желудочно-кишечные инфекции, заболевания ЦНС,        пневмония, операции, травмы)_____________________________

    ________________________________________________________________

9. Речевая среда (есть ли в семье заикающиеся, лица с дефектом речи, двуязычие)________________________________________________________

    Когда появились:

    гуление_________________________________________________________

    лепет___________________________________________________________

    первые слова____________________________________________________

    первые фразы____________________________________________________

10.Что беспокоит Вас в речи ребенка?

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Общее состояние здоровья (соматически ослабленный, хронические заболевания)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

__________________________________________________________________

14. Вы следите за тем, как говорит Ваш  ребенок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Вы исправляете ошибки в речи своего  ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дата заполнения «____»_________201_г.

 

Подпись  родителей _________________