Классное руководство

Дробаха Ольга Владимировна

Я в качестве классного руководителя строю свою целенаправленную, системную, планируемую работу на основе общегимназической программы воспитания. Усилиями всех участников образовательного процесса - классным руководителем, детьми, родителями – была создана воспитательная система класса, в процессе взаимодействия участников сформировалась цель системы - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Задачи, которые я сталю: развивать положительную мотивацию обучения, вести постоянную работу по формированию детского ученического коллектива. Ведется постоянная работа по созданию благоприятной социально-психологической обстановке в классе, регулировании межличностных отношений, формированию потребности в здоровом образе жизни, по формированию  у родителей потребности в сотрудничестве с учителями, с ребенком, друг с другом, а также обеспечивается творческое сотрудничество на уровне «ученик – ученик», «учитель – ученик», «ученик – родитель». 

Для достижения поставленных целей и задач в работе активно используется методика коллективного творческого дела (КТД), ведется успешное сотрудничество с ДЮСШ №4, детской библиотекой №1, ДТ «Лапландия». 

Направления и формы работы классного руководителя с обучающимися: 

  1. учебно-познавательное: классные часы («О профессиях нужных и разных» и др.), устные журналы («Из истории математики» и др.), деловые игры («Хочу! Могу! Надо!» и др.), предметные олимпиады, викторины («Герои Заполярья» и др.), встречи с интересными людьми (с геологом, полярником и др.);
  2. гражданско-патриотическое: встречи с ветераном Великой Отечественной войны, над которым шефствует класс, экскурсии по городу, в Краеведческий музей, экскурсии в школьный музей «История освоения Арктики» им. О.Ю. Шмидта, участие в субботниках, выпуск стенгазет («Наши права и обязанности» и др.);
  3. спортивно-оздоровительное: поездки на турбазу, в тропическую купальню, туристические походы, сотрудничество с ДЮСШ №4, участие в спортивных мероприятиях («Мама, папа, я – спортивная семья», городской атлетический пробег и др.), в Днях здоровья, в Днях семейного отдыха;
  4. художественно-эстетическое: посещение театров, музеев, библиотек, концертов артистов областной филармонии, участие в конкурсах («Меломан», «О папе с любовью» и др.), проведение праздников («А на дворе у нас зима» и др.).

Классный коллектив находится на стадии формирования. Дети в курсе событий гимназии, являются активными участниками не только классных, но и общешкольных мероприятий. Этому способствуют и шефские связи в гимназии (старшеклассники шефствуют над ребятами младших классов). Большая часть ребят (84%) занимается в системе дополнительного образования вне школы, что оказывает влияние на формирование групп ребят по интересам. Эти учащиеся оказывают помощь в подготовке классных праздников и других мероприятий, что поднимает их на более высокий уровень.

В классном коллективе здоровый психологический климат, о чем также свидетельствуют исследования психолога гимназии и данные диагностики "Исследование социально-психологического климата в классе" от 2011г. - очень благоприятный соц.-психол. климат.

Учащиеся относятся друг к другу уважительно, с пониманием, переживают удачи и неудачи класса, болеют за свой коллектив, любят вместе проводить время в школе и вне ее. Диагностика "Оценка уровня воспитанности учащихся" (Н.П.Капустин) от 2012г. показала, что высокий уровень у 63% учащихся, хороший уровень - у 33%, средний уровень - у 4%, низкий уровень не наблюдается.

Жизнь дружного коллектива представлена в «Фотолетописи» на сайте класса, которую совместно ведут классный руководитель, учащиеся и родители.

Краткая справка о формах самоуправления в классе

 Одновременно с посвящением в гимназисты первоклассники из 1 Б класса стали гражданами «Республики Трех Роз - РТР» - это добровольное самодеятельное самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов, объединяющее учащихся 1 – 11 классов гимназии.

Каждый класс – это город Республики Трех Роз одного из трех округов (округ Белой Розы – учащиеся начальных классов, округ Желтой Розы – учащиеся 5-7 классов, округ Красной Розы – учащиеся 8-11 классов) со своим названием и органами самоуправления.

Учащиеся нашего класса, как и ученики других классов, сами дали название городу, избрали его главу и состав мэрии, каждый гражданин выбрал себе дело по душе. Так дети знакомятся с системой поручений. Одним из приемов организации коллективной жизни является чередование традиционных поручений (службы чистоты, порядка, библиотечная, по спорту и культуре, по хозяйству, «Консультант», редколлегия), которые выполняются ребятами по очереди. Поручение включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально-значимую деятельность.

Сведения из путеводителя по РТР: «Город «Росток» был основан в 2011 году. Он находится в Республике Трех Роз, в округе Белой Розы. В городе несколько улиц: Справочная улица, Научный бульвар, площадь Творцов, проспект Умельцев. По итогам переписи 2011 года население составляет 25 человек: 9 мальчиков и 16 девочек. Средний возраст жителей 7 лет.  Девиз жителей города: «Росток тянется к свету, а мы - к знаниям!» Глава города – мэр – Долинина Диана, ей помогает заместитель – Гулевкая Виктория. Службы города трудятся в рабочем режиме благодаря главам служб. Все новости в городе и за его пределами жители узнают из классного уголка «Жизнь города». «Росток» налаживает дружественные связи с другими городами республики, имеет город-побратим в лице шефского города «Молодежь XXI века» из округа Желтой Розы. Атмосфера в городе благоприятна для проживания. Климат мягкий, иногда проносятся грозы с громами и молниями, но они носят кратковременный характер. Город «Пятерочка» гостеприимен и всегда открыт для гостей и туристов».

Каждый глава службы создает свои команды из числа учащихся класса, таким образом, все обучающиеся задействованы в работе органов классного самоуправления. Оценивается деятельность по выполнению поручений на собрании горожан (на классных часах, классных собраниях). Здесь  дети учатся анализировать и оценивать работу друг друга и свою собственную.  Критерии оценки поручений выбирают сами ребята на классном собрании. Мэр  города представляет отчет о проделанной работе на общешкольных линейках «Лидер», на собраниях министерств РТР.

Каждый гражданин республики - активный участник общественной  жизни. Жители «Росток» участвуют во всех делах РТР. Вот некоторые из них: акции «Помоги солдату», «Поздравь ветерана», игра «Хочу! Могу! Надо!» Горожане делятся своими идеями, творческими планами. Недаром девиз РТР: «Мир создается нами!»

Организация самоуправления в классе содействует развитию ребенка, организует эффективное функционирование классного коллектива, формирует у учащихся готовность и способность принимать на себя разные социальные роли. Участие в работе по самоуправлению формирует у ребят такие качества, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, толерантность.

Краткая справка о формах, методах, направлениях работы с родителями

Работа с родителями строится на основе взаимодействия с семьей, т.е. на заинтересованности обеих сторон  в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.

 Задача совместной деятельности учителя и родителя – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы. Наше взаимодействие строится на следующих принципах: 1) взаимное доверие и уважение; 2) взаимная поддержка и помощь; 3) терпение и терпимость по отношению друг к другу.

Работа ведется в тесном контакте с психологом, школьным медицинским работником, воспитателем группы продленного дня, с учителями-предметниками, с администрацией. Диагностика "Изучение удовлетворенности родителей работой ОУ" показала высокий уровень удовлетворенности.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; анализ различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; совместное планирование воспитательной работы в классе.


Направления работы


Формы работы


Изучение семей учеников


  • посещение семей
  • анкетирование, формирование банка данных о семье и семейном воспитании
  • сочинение о семье, творческие работы «Моя семья» и т.п.

Педагогическое просвещение родителей


  • родительские собрания (классные/общешкольные; тематические/итоговые)
  • тематические консультации (групповые/индивидуальные)
  • «уголок» для родителей с полезной информацией
  • День открытых дверей
  • ведение экрана достижений учащегося

Участие родителей в жизни класса, школы


  • КТД, праздники, спортивные мероприятия, поездки, экскурсии, культпоходы и т.п.
  • Дни здоровья, Дни семейного отдыха
  • выставки творческих работ родителей и детей «Мастерим вместе»
  • ведение фотолетописи класса
  • субботники родителей по благоустройству класса

Работа с родительским активом


  • заседания Родительского клуба и Попечительского совета гимназии
  • заседания Родительского комитета
  • создание летописи родителей школы  (страница в летописи школы о родителях класса)

Индивидуальная работа с родителями


  • индивидуальные беседы с родителями
  • психолого-педагогические консультации
  • индивидуальные поручения
  • объявление благодарности родителям