Научно-методическая деятельность

Дробаха Ольга Владимировна

 

Повышение квалификации

 

Учебный год

Тема

Место прохождения

Количество часов

2011-2012

 

 «Содержание и условия реализации ФГОС начального общего образования»

МОИПКРОиК

72 часа

2012-2013«Развитие начального общего образования»МОИПКРОиК180 ч.
2012-2013Модульные курсыПедагогический университет «Первое сентября»18ч.

 

Дополнительная подготовка

 

Учебный год

Тема

Место прохождения

документ

май 2011г.

Организация проектной деятельности

ЦЕНТР СОТ

сертификат участника дистанционного мастер-класса

февраль 2012г.

Социальные сервисы WEB 2.0 в образовании

ЦЕНТР СОТ

сертификат участия III межрегиональной Интернет-конференции

 

Работа в творческих, проектных, проблемных
 
 группах по актуальным вопросам совершенствования
 
 образования
 

С 2009 года возглавляю методическое объединение учителей начальных классов.

  • 2007-2009. Участник творческой группы «Интеграция: ее составляющие и пути реализации» по разработке интегрированных КИМов для учащихся 1-4 классов, приказ №212 от 20.09.2007 г. Гимназия
  • 2009-2010. Участник творческой группы по  ФГОС второго поколения «Программа формирования УУД», приказ № от 20.09.2009г. Гимназия
  • 2010-2012. Участник творческой группы «Разработка рабочих программ и планирования по предметам  по ФГОС НШ второго поколения». Гимназия
  • 2010-2012. Участник творческой группы «Организация дистанционного образования». Город

 

Использование современных образовательных технологий

 

Широко использую современные педагогические технологии развивающего обучения. Ведущими из них в своей профессиональной деятельности  считаю: технологию проблемного обучения, учебное исследование, ИКТ и технологию проектного обучения, коллективных творческих дел.

  • Технология учебного исследования

Известно, что знания, добытые учеником в процессе исследования, запоминаются лучше и на более длительное время. Поэтому на уроках при выделении и постановке проблемы создаются «исследовательские лаборатории», «научные сотрудники» которых выдвигают гипотезы и ведут поиск возможных вариантов решения. При этом отрабатываются любые, даже фантастические гипотезы. Использование данной технологии активизирует деятельность ребят, учит их рассматривать проблему с разных сторон, анализировать и обобщать данные, делать соответствующие выводы. (Например, учащиеся  1 класса  проводили исследование «Как записать римские числа с помощью трех цифр».) К преимуществам этой технологии относят также большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности и формирования УУД.  Решение проблемы или частичное исследование развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления.

  • Проектная технология

Чаще всего используется на уроках окружающего мира, трудового обучения, русского языка, а также при организации внеклассных мероприятий. Например, были созданы следующие проекты: «Покажи мне его зубы, и я скажу, что это за зверь», «Лужа – это водоем?», «У Солнышка в гостях», «Почему на Севере не растет хлопок?», «Какие у глагола секреты?» и  другие. Результаты работы учащиеся представляют в виде газет, рукописных книг, сообщений, презентаций, праздников и т.д. В последнее время активно участвуем с детьми в сетевых интернет-проектах. Данная технология позволила успешно развивать познавательные интересы детей, умение работать как со справочной литературой, так и в сети Интернет,  делая тем самым более продуктивным процесс обучения.

Основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформление конечных результатов.
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
 
  • Технология коллективных творческих дел

В технологии коллективных творческих дел такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий учителя  и учащихся. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий:  планирование  и  подготовка КТД, строгое распределение ролей на период его осуществления, определение места и времени его проведения,  проведение мероприятия,  подведение итогов КТД, определение  ближайших перспектив.

 
  •  Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день использование ИКТ на уроках представляется актуальным и необходимым, а также  обеспечивает повышение качества образования;  экономию времени при объяснении нового материала; представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде; воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала; постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Информационно-коммуникационные технологии  помогают реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся. Работая в такой среде, ученик получает как стандартные навыки работы с компьютером, так и содержательные знания из различных  дисциплин. Главное методическое достоинство такой среды состоит в том, что на смену пассивному усвоению знаний приходит их активный поиск.

Данные мониторинговых исследований, проводимые администрацией, психологами гимназии показали, что причиной повышения  качества образования учащихся (в течение года на 23%) и  мотивации обучения явилось систематическое использование ИКТ. Применение ИКТ создает комфортную обстановку на уроке, у учащихся возрастает активность, появляется желание самим творить и представлять результаты работы. Родители учащихся начальной школы заинтересовались такой формой работы и стали активными помощниками детей  и учителя.