Дидактический материал по химии для учащихся 8-х классов

Зайцева Яна Алексеевна

На странице представлены некоторые проверочные и контрольные работы по химии по каждому разделу. Материалы составлены на основании Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна и предназначены для учащихся 8 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка № 1

1) Объясните смысл данных записей:

Пример: 2Н2 – две молекулы водорода.

3S-

4H2O-

5O2-

2Fe-

2) Пользуясь таблицей Д.И.Менделеева, вычислите относительные молекулярные массы веществ:

Mr(Cu2O) =

Mr(KNO3) =

Карточка № 2

1) Объясните смысл данных записей:

Пример: 2Н2 – две молекулы водорода.

8P-

3H2SO4-

2N2-

4Na-

2) Пользуясь таблицей Д.И.Менделеева, вычислите относительные молекулярные массы веществ:

Mr(AlCl3) =

Mr(Na2SO4) =



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №1

«Введение. Первоначальные химические понятия»

1 вариант

2 вариант

1)Определите положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева следующих Х.Э:

N, W.

2)Прочитать формулы:

СО2, Н3РО4, Са(ОН)2.

3)Запишите формулами: две молекулы кислорода, четыре атома натрия, три молекулы воды, один атом углерода.

4)Расположить вещества в порядке увеличения их относительных молекулярных масс: MgO, K2CO3, HCl.

5) Вычислите массовые доли элементов в аммиаке: NH3.

6) Дайте определение относительной атомной массы.

1)Определите положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева следующих Х.Э:

Li, Au.

2)Прочитать формулы:

Na2O, H2SiO3, Cu(OH)2.

3)Запишите формулами: три молекулы хлора, два атома кремния, четыре молекулы воды, один атом калия.

4)Расположить вещества в порядке увеличения их относительных молекулярных масс: CaO, Na3PO4, HF.

5) Вычислите массовые доли элементов в сероводороде: H2S.

6) Дайте определение относительной молекулярной массы.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 2

Атомы химических элементов

1 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Из каких частиц состоит атомное ядро:

а) из протонов и электронов; б) из нейтронов и протонов;

в) только из протонов; г) только из нейтронов.

А2. Определите число протонов в атоме железа:

а) 56; б) 26; в) 30; г) 55.

А3. Тритий – это изотоп:

а) водорода; б) хлора; в) титана; г) гелия.

А4. Сколько общих электронных пар между атомами хлора в молекуле Cl2:

а) 4; б) 2; в) 1; г) 3.

А5. Определите тип химической связи в оксиде калия К2О:

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная;

в) металлическая; г) ионная.

А6. Какой из элементов в молекуле Н2S имеет меньшую электроотрицательность:

а) водород; б) сера; в) электроотрицательности атомов равны;

г) электроотрицательности атомов равны нулю.

А7. Ковалентная полярная связь образуется:

а) между атомами разных элементов;

б) между ионами разных элементов;

в) между атомами одних и тех же неметаллов;

г) между атомами разных неметаллов.

А8.  В пределах одной и той же группы:

а) усиливаются металлические свойства;

б) усиливаются неметаллические свойства;

в) ослабевают металлические свойства;

г) металлические свойства не изменяются.

А9.  Максимальное число электронов на втором энергетическом уровне атома равно:

а) 2; б) 8; в) 18; г) 32.

А10.  s-орбиталь имеет форму:

а) правильной восьмерки; б) неправильной восьмерки;

в) шара; г) цветка.

В1.  Соотнесите формулы соединений с соответствующим типом химической связи.

Формулы соединений:                                  Тип химической связи:                                                            

  1. CaF2                                                                       а) ковалентная неполярная
  2. H2O                                                      б) ковалентная полярная
  3. Na                                                         в) ионная
  4. N2                                                                             г) металлическая

В2. Соотнесите электронные формулы с атомами соответствующих химических элементов.

Электронные формулы:                                 Химические элементы:

  1. 1s22s1                                                           a) Ar
  2. 1s22s22p3                                                      б) Al
  3. 1s22s22p63s23p1                                            в) N
  4. 1s22s22p63s23p6                                            г) Li

C1. Определите символ и положение химического элемента № 17 в ПСХЭ Д.И. Менделеева (№ периода /малый, большой/; № группы, подгруппу /главная, побочная/). Составьте электронно-графическую формулу атома данного химического элемента.

С2*. Определите тип химической связи в молекуле NН3 и составьте схему образования данного типа химической связи.

Контрольная работа № 2

Атомы химических элементов

2 вариант

Часть А

Часть В и С

А1.  Понятие «атом» было введено в науку:

а) в 19 веке ирландским физиком Стони;

б) в конце 19 века английским физиком Томсоном;

в) в Античности;

г) в Средневековье.

А2.  Определите число нейтронов в атоме железа:

а) 30; б) 26; в) 56; г) 55.

А3.  Выберите химический элемент, не являющийся изотопом водорода:

а) протий; б) дейтерий; в) тритий; г) гелий.

А4.  Определите число неспаренных электронов на внешнем энергетическом уровне у атома серы:

а) 3; б) 2; в) 5; г) 8.

А5.  Какую связь образуют между собой атомы в молекуле I2:

а) ковалентную полярную; б) ковалентную неполярную;

в) металлическую; г) ионную.

А6.  В какой из молекул ковалентная химическая связь наиболее полярна:

а) HCl; б) НВr; в) HI; г) Н2.

А7.  Как называется способность атомов данного химического элемента оттягивать на себя электроны от других атомов:

а) металличность; б) валентность;

в) степень окисления; г) электроотрицательность.

А8.  В пределах одного периода:

а) ослабевают неметаллические свойства;

б) усиливаются неметаллические свойства;

в) усиливаются металлические свойства;

г) неметаллические свойства не изменяются.

А9.  Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне равно:

а) 1; б) 2; в) 18; г) 8.

А10. р-орбиталь имеет форму:

а) правильной восьмерки; б) неправильной восьмерки;

в) шара; г) цветка.

В1.  Соотнесите формулы соединений с соответствующим типом химической связи.

Формулы соединений:                                  Тип химической связи:                                                            

  1. O2                                                                              а) ионная
  2. Al                                                           б) ковалентная неполярная
  3. NaCl                                                       в) ковалентная полярная
  4. NH3                                                                           г) металлическая

В2. Соотнесите электронные формулы с атомами соответствующих химических элементов.

Электронные формулы:                                 Химические элементы:

  1. 1s1                                                              а) Cl
  2. 1s22s22p4                                                   б) Н
  3. 1s22s22p63s23p2                                         в) О
  4. 1s22s22p63s23p5                                         г) Si

C1. Определите символ и положение химического элемента №18 в ПСХЭ Д.И. Менделеева (№ периода /малый, большой/; № группы, подгруппу /главная, побочная/). Составьте электронно-графическую формулу атома данного химического элемента.

С2*. Определите тип химической связи в соединении CaCl2 и составьте схему образования данного типа химической связи.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 3 по теме: «Простые вещества»

1 вариант

2 вариант

1) Сравните Cu и Br по следующим признакам: а) строение атома; б) электроотрицательность; в) тип химической связи в простом веществе; г) агрегатное состояние; д) тепло- и электропроводность; е) металлический блеск.

2) Определите количество вещества, объем (н.у.) и число молекул в 34г H2S.

3) Какой газ NO, объемом 6 литров, или NO2, объемом 3 литра (н.у.) тяжелее? Во сколько раз?

4) а) Дайте определение понятию «моль». Как обозначается и в каких единицах измеряется количество вещества?

б) Напишите известные вам формулы для расчета количества вещества.

5)* Порция хлора имеет массу 3,55 г. Другая порция занимает объем (н.у.), равный 1,344 л. В каком образце содержится больше молекул хлора?

1) Сравните Al  и S по следующим признакам: а) строение атома; б) электроотрицательность; в) тип химической связи в простом веществе; г) агрегатное состояние; д) тепло- и электропроводность; е) металлический блеск.

2) Определите количество вещества, объем (н.у.) и число молекул в 28г CO.

3) Какой газ N2, объемом 4 литра, или O2, объемом 8 литров (н.у.) тяжелее? Во сколько раз?

4) а) Дайте определение понятию «молярный объем». Как обозначается и в каких единицах измеряется молярный объем?

б) Что понимается под нормальными условиями? Какой объем занимает 1 моль любого газа при нормальных условиях?

5)* Смешали 16,8 г азота и 15,68 л (н.у.) водорода. Какое суммарное число молекул обоих газов будет содержаться в данной смеси?



Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 4

Соединения химических элементов

1 вариант

2 вариант

1) Выписать формулы оксидов и назвать их:

НNO3, Al(OH)3, Cl2O7, Na2SO4, Ba(NO3)2, H3PO4, CuOH, CaCO3, Fe2O3, H2SiO3, LiOH, N2O5, CaO, H2SO3, B2O3

  1. Выписать формулы кислот и назвать их:

НNO3, Al(OH)3, Cl2O7, Na2SO4, Ba(NO3)2, H3PO4, CuOH, CaCO3, Fe2O3, H2SiO3, LiOH, N2O5, CaO, H2SO3, B2O3

2) Определить степени окисления всех элементов в молекулах оксидов.

2) Определить степени окисления всех элементов в молекулах кислот.

3) Рассчитайте массу сахара, который нужно растворить в 500 г воды, чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.

3) Определите массу соли, которую надо растворить в 270 г воды, чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 10%.

4) Вычислите объемную долю азота в смеси газов, содержащей 32л азота, 36л гелия и 14л водорода.

4) Вычислите объемную долю водорода в смеси газов, содержащей 10л водорода, 25л азота и 30л углекислого газа.

5) Дайте определение солям. Приведите 3 примера солей. На какие группы делятся соли по растворимости в воде. Приведите примеры солей на каждую группу.

5) Дайте определение основаниям. Приведите 3 примера оснований. На какие группы делятся основания по растворимости в воде. Приведите примеры оснований на каждую группу.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 5

Изменения, происходящие с веществами

1 вариант

Часть А

Часть В и С

А1. Какое явление не является признаком химической реакции:

а) появление осадка; б) выделение газа;

в) изменение объема; г) появление запаха.

А2. Закон сохранения массы веществ сформулировал:

а) М.В. Ломоносов; б) Д.И. Менделеев;

в) А. Лавуазье; г) А. Беккерель.

А3. Укажите физическое явление:

а) ржавление железа; б) плавление алюминия;

в) скисание молока; г) горение угля.

А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe(OH)2 + HCl → ? + H2O

а) FeCl; б) FeCl2; в) FeCl3; г) FeOHCl.

А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции       Р + О2 → Р2О5 равна:

а) 8; б) 9; в) 10; г) 11.

А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: 2AgNO3 + BaCl2 = 2AgCl↓ + Ba(NO3)2

а) соединение; б) разложение;

в) замещение; г) обмен.

А7. Реакции, при осуществлении которых атомы простого вещества заменяют атомы одного из элементов в сложном веществе, называются реакциями:

а) разложения; б) замещения;

в) соединения; г) обмена.

В1.  Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции.

Формулы исходных веществ:                             Тип  реакции:                                                        

  1. SO3 + H2O→                                                      а) разложение;
  2. Zn + H2SO4→                                                     б) соединение;
  3. Al(OH)3→                                                           в) замещение;
  4. FeSO4 + KOH →                                                 г) обмен.                  

В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций.

Формулы исходных веществ:       Формулы продуктов реакции:                        

  1. Zn + O2 →                                                a) BaO + CO2
  2. NaOH + Cu(NO3)2 →                              б) ZnO
  3. BaCO3 →                                                 в) FeCl2 + Cu
  4. Fe + CuCl2 →                                           г) NaNO3 + Cu(OH)2

                                                                                                д) FeCl3 + Cu

                                                                        e) NaNO3 + CuOH  

C1.  Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:

        

Са → СаO → Са(OH)2 → Са3(PO4)2 

                         

С2. Какой объем (н.у.) и количество вещества водорода выделится при взаимодействии 40 г натрия, содержащего 10% примесей, с соляной кислотой?

Контрольная работа № 5

Изменения, происходящие с веществами

2 вариант

Часть А

Часть В и С

А1.  К химическим явлениям относится:

а) скисание молока; б) появление росы на листьях растений;

в) плавление железа; г) сгибание алюминиевой фольги.

А2.  Укажите физическое явление:

а) горение угля; б) почернение медной пластины при нагревании;

в) измельчение руды; г) выделение газа при добавлении кислоты к кусочкам мрамора.

А3.  Реакции горения – это:

а) реакции, протекающие с выделением теплоты; б) реакции протекающие с выделением теплоты и света; в) реакции, протекающие с поглощением теплоты; г) реакции, протекающие с образованием осадка.

А4. Какое вещество скрывается за знаком вопроса в уравнении химической реакции: Fe2O3 + Mg → ? + Fe

а) Mg(OH)2; б) Mg2O; в) MgOH; г) MgO.

А5. Сумма коэффициентов в уравнении химической реакции

N2 + H2 → NH3 равна:                    

а) 6; б) 5; в) 4; г) 3.

А6. К какому типу относится химическая реакция, уравнение которой: СuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

а) разложение; б) замещение; в) соединение; г) обмен.

А7. Реакции, при которых из одного сложного вещества образуются 2 или более новых простых или менее сложных веществ, называются реакциями:

а) разложения; б) замещения; в)соединения; г) обмена.

В1.  Соотнесите формулы исходных веществ с соответствующим типом химической реакции.

Формулы исходных веществ:                     Тип реакции:

  1. H2 + S →                                                              а) соединение;
  2. NaNO3 →                                             б) замещение;
  3. Al2O3 + H2 →                                       в) обмен;
  4. CuSO4 + NaOH →                                          г) разложение.

В2. Соотнесите формулы исходных веществ с продуктами реакций.

Формулы исходных веществ:       Формулы продуктов реакции:                        

  1. Ag2O →                                                a) Mg3(PO4)2 + H2
  2. Mg + H3PO4 →                                    б) H3PO4
  3. P2O5 + H2O →                                      в) Ag + O2
  4. HNO3 + NaOH →                                г) Mg3(PO4)2 + H2O

                                                                                           д) NaNO3 + H2O

                                                                    e) Na(NO3)2 + H2О  

C1. Осуществите цепочку превращений и определите тип химической реакции:

        

Sr → SrO → Sr(OH)2 → SrCl2 

                         

С2. Какая масса и количество вещества воды выделится при разложении 30 г гидроксида алюминия, содержащего 15% примесей?



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №6

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР

1 вариант

2 вариант

1) Составьте уравнения ЭД предложенных веществ и назовите их: а) LiOH, б) Н2SO3, в) Fe2(SO4)3, г) KHSO4.

1) Составьте уравнения ЭД предложенных веществ и назовите их: а) КOH, б) Mg(OH)2, в) Na2CO3, г) CaOHCl.

2) Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Mg → MgO → MgCl2 → Mg(OH)2 → MgO

Уравнения реакций с участием электролитов запишите также в ионной форме.

2) Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Al → Al2O3 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3 → Al2O3

Уравнения реакций с участием электролитов запишите также в ионной форме.

3) В приведенной схеме расставьте коэффициенты на основе уравнений электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:

Са + N2 → Ca3N2.

3) В приведенной схеме расставьте коэффициенты на основе уравнений электронного баланса. Укажите окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления:

Fe + Br2 → FeBr3

4) Кислоты: физические свойства, классификация, химические свойства (типичные реакции).

4) Основания: физические свойства, классификация, химические свойства (типичные реакции). 



Предварительный просмотр:

Проверочная работа

Формы существования химического элемента

1 вариант

Распределите формулы веществ в три колонки: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества.

Si, H2O, Cl20, HNO3, Ag0, BaSO4, Mg, I20, FeCl3, H, C, S0.

Проверочная работа

Формы существования химического элемента

2 вариант

Распределите формулы веществ в три колонки: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества.

Zn0, Ba, KOH, F20, Ca(NO3)2, P, H20, Li, CuS, Mg0, I, HCOOH.

 Проверочная работа

Формы существования химического элемента

3 вариант

Распределите формулы веществ в три колонки: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества.

P2O5, Ca0, S, O20, As, Na2SiO3, P40, Ni, H3PO4, Cl, Fe(OH)3, Mn0.

Проверочная работа

Формы существования химического элемента

4 вариант

Распределите формулы веществ в три колонки: свободные атомы, простые вещества, сложные вещества.

C0, H2SiO3, S80, Ni(OH)2, Be, Al, MgBr2, N, Fe2O3, Fe0, Se, Br20



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме: «Строение атома, химическая связь»

Вариант 1

  1. Дополните электронную формулу атома …3s23p4.
  2. Определите химический элемент.
  3. Опишите его положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева (Z; № периода, большой или малый; № группы, подгруппа).
  4. Рассчитайте число протонов, электронов, нейтронов в атоме данного химического элемента.
  5. Составьте формулу вещества Н2R, где R - искомый элемент. Определите тип химической связи в этом соединении.
  6. Составьте схему образования данной химической связи.

Проверочная работа по теме: «Строение атома, химическая связь»

Вариант 2

  1. Дополните электронную формулу атома …3s2.
  2. Определите химический элемент.
  3. Опишите его положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева (Z; № периода, большой или малый; № группы, подгруппа).
  4. Рассчитайте число протонов, электронов, нейтронов в атоме данного химического элемента.
  5. Составьте формулу вещества RО, где R - искомый элемент. Определите тип химической связи в этом соединении.
  6. Составьте схему образования данной химической связи.