Методическая копилка

Шакирова Гульнара Ягъфаровна

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Мебель»

Цель:

- совершенствование лексико-грамматических компонентов речи по теме «Мебель».

Задачи:

- уточнение, расширение, активизация словаря по теме «Мебель»,

- употребление в речи слов-антонимов,

- совершенствование навыка словообразования (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного и множественного числа),

- развитие слухового внимания, фонематического восприятия,

- развитие тонкой моторики, координации речи с движением,

- совершенствование умения отвечать полным предложением.

Оборудование: «волшебная» палочка, атрибуты превращения (очки, папка, пиджак); мяч; картинки с изображением мебели; вывеска «Мебельная фабрика».

Предшествующая работа:

Беседа о мебели, игра «Сделай заказ», разучивание пальчиковой гимнастики «Мебель».

Словарная работа:

- объяснение слова подлокотники.

Ход.

1. Организационный игровой момент.

Воспитатель показывает детям «волшебную» палочку и говорит, что может превратиться в кого угодно, например, в директора мебельной фабрики.

Дети закрывают глаза, а воспитательговорит волшебные слова, одновременно надевая очки, пиджак и беря в руки папку для документов.

- Раз, два, три – повернись

И в директора превратись!

2. Сообщение темы.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на фабрику, чтобы вы посмотрели, как работают ее работники и что выпускает фабрика. А в нашем зале заседаний вы сможете сделать заказ на изготовление мебели, составляя рассказы-описания.

3. Развитие грамматических навыков.

- Чтобы попасть на фабрику, нам нужно оформить пропускной билет. А пропуском будут служить ваши ответы на вопросы директора, т.е. мои. Каждой паре один вопрос – нужно назвать лишний предмет, отвечаем вместе:

Слива – груша – шкаф

Воробей – ворона – стол

Свитер – пальто – кровать

Баклажан – кабачок – полка

Трамвай – автобус – тумбочка

Тополь – береза – стул

Кукла – неваляшка – кресло

Тарелка – половник – диван

Как одним словом мы назовем слова, которые оказались лишними? (мебель)

Может быть кто-то догадался, на какую фабрику мы с вами пришли? (Мебельную)

Я вас приглашаю в сборочный цех.

В «сборочном цехе», где собирают мебель из готовых деталей, дети играют в игру «Узнай целое по частям». Они играют с конструктором – собирают мебель, а затем называют, из каких частей состоит их предмет мебели.

- сидение, 4 ножки, спинка (стул);

- крышка, 4 ножки… (стол);

- сидение, спинка, 4 ножки, подлокотники (кресло);

- матрас, 2 спинки, 4 ножки (кровать);

- крышка, 2 боковые стенки, задняя стенка, ящик, дверца (тумбочка).

- В «конструкторском» отделе работают конструкторы и дизайнеры. Они придумывают разные модели мебели и украшения для них. Для каждой комнаты готовится определенная модель. Скажите, ребята, а какие комнаты есть в квартире? (прихожая, гостиная, спальня, кухня, детская). Давайте в зале заседаний мы обсудим, какая мебель есть в разных комнатах.

Какая мебель стоит у вас в гостиной? (стенка, диван, кресла, журнальный столик)

Аналогично дети называют мебель, которая стоит в спальне: спальный гарнитур, кровать, тумбочка, полки, пуфик, шкаф для одежды, трюмо, трельяж. Кухонная мебель: кухонный гарнитур, обеденный стол, табуретка, стулья.

Д/и на внимание: «Чего не стало?» на экране с картинками мебели.

Пальчиковая гимнастика:

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет,

Много мебели назвал, десять пальчиков зажал.

Игра с мячом: «Скажи наоборот»

1.     Старая мебель

2.     Тяжелая

3.     Большая комната

4.     Взрослая

5.     Мягкий диван

6.     Грязная

7.     Высокий шкаф

8.     Широкая кровать

9.     Маленький стул

10.                       Стол жесткий, а кресло … мягкое

11.                       Детская

12.                       Легкий стул

13.                       Узкая полка

14.                       Старое кресло

15.                       Тумбочка низкая, а шкаф … высокий.

16.                       Старинная – модная, современная

17.                       Маленький диван

Давайте теперь пройдем в «приемную». Здесь вы сможете сделать заказ на изготовление мебели по вашему желанию. Но сначала давайте выясним, как же будут предметы мебели называться ласково? На столах лежат картинки, каждый ребенок берет одну и называет ласково.

Упражнение «Назови ласково»:

- стол – столик, стул – стульчик, полка – полочка, шкаф – шкафчик, кровать – кроватка, кресло – креслице, диван – диванчик, комод – комодик, тумба – тумбочка;

- столы – столики, стулья – стульчики, полки – полочки, шкафы – шкафчики, кровати – кроватки, диваны – диванчики, комоды – комодики, тумбы – тумбочки.

А теперь, кто хочет, может сделать заказ на изготовление мебели по вашему желанию.

Игра «Сделай заказ».

Давайте вспомним план для рассказа-описания. Сначала мы называем предмет. Затем говорим, из какого материала он сделан, далее, какого он цвета, из каких деталей состоит; поскольку мы будем говорить о мебели, то нам нужно сказать в какую комнату можно поставить этот предмет, и, наконец, для какой цели используют этот предмет. (План для рассказа-описания на экране)

Ребята, нам пора с вами возвращаться в группу, вы закройте глаза, а я совершу превращение в воспитателя.

Итог деятельности. На какую фабрику мы с вами сегодня ходили? Что выпускает фабрика? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? Что для вас было сложным, трудным? Все молодцы.

Конспект НОД в старшей группе

«Песок и глина»

 

Программное содержание:

•           Познакомить детей с особенностями песка и глины, их свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду – песок; пластичность, вязкость, удерживание воды на поверхности, сухая размачивается, становится как камень – глина).

•           Развивать умение анализировать объект и представлять его в системе взаимосвязей: строение, функционирование, назначение.

•           Развивать умение планировать свою деятельность, добиваться результатов в ходе экспериментирования.

•           Расширять кругозор.

•           Воспитать стремление проявлять самостоятельность, доводить начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей:познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура.

Материал: глина, песок на каждого ребенка; емкости для песка и для глины на каждого ребенка; одноразовые ложки, лупы, магниты, по 2 стаканчика с водой на каждого ребенка;проектор, ноутбук, экран; влажные салфетки; маленькие игрушки от киндер-сюрприза на каждого ребенка; аудиозапись «Шум ветра». Для моделирования: глина, дощечки, стеки.

Предварительная работа:

• Чтение: Ю. Измайлов «Караван», О. Дыбина «Неизведанное рядом», В. Степанов «Путешествие в Азию», В. Флинт «Животные пустыни».

 

Ход НОД

I. Организационный момент

–  Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Раз, два, три покрутись и в исследователей превратись (Дети крутятся вокруг себя).

– С чем мы будем проводить опыты, попробуйте отгадать:

В руках у вас лопата, ведерко и совок.

Вы любите, ребята пересыпать… (песок)

Белая, красная и голубая,

Когда я сухая, как камень тверда я.

Размочишь водой, буду влажной и мягкой (глина).

– Молодцы, верно отгадали. Это песок и глина. А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру.

II. Основная часть

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься? Итак, приступим.

Первый эксперимент: Что такое песок, из чего он состоит?

• рассмотреть через лупу

• обследовать сухой песок пальцами

• опустить магнит в песок, что на нем появилось? (мелкие частички металла, рассмотреть их через лупу).

- Скажите, ребята, что же такое песок? Из чего он состоит?

Вывод: песок – это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла.

Песок состоит из зёрнышек — песчинок. Зёрнышки бывают разной величины: одни - покрупнее, другие помельче. Песчинки ничем не скреплены между собой. Песок сыпуч.

Чаще всего встречается песок жёлтый. Его можно увидеть на обрывистом берегу реки, в овраге. Им посыпают дорожки садов, парков, бульваров. Но бывает песок и другого цвета: белого, розового, серого и даже черного (слайды на экране).

Второй эксперимент, что такое глина?

Рассмотреть кусочки глины.

Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.

Глина тоже бывает разного цвета: коричневого, жёлтого, белого, красного, серого, чёрного. Чаще всего встречается светло-коричневая глина. (Показ детям видов глины). Её можно увидеть в канаве, яме, на обрывистом берегу реки, в овраге (показ слайдов).

Динамическая пауза

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны.)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево.)

Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Третий эксперимент

Взять ложечки и насыпать песок из контейнера в стаканчик.

- Легко ли сыпется песок? (его движение напоминает движение воды)

Возьмите кусочки сухой глины и попробуйте их насыпать.

- А как сыпется глина (комочками)

- Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить, сколько прошло времени?

Песочные часы. Когда песок из одной емкости пересыплется в другую пройдет 5 мин.

- Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему?

Вывод: песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга. Глина состоит из мельчайших, как пыль, частичек, которые скреплены между собой. Чтобы отделить их друг от друга, надо растолочь сухой комок глины.

Четвертый эксперимент

Показать картинку с изображением пустыни.

- В пустыне не бывает зимы, там очень жарко, мало воды, почти нет растений. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются вглубь песка, а когда наступает ночь, выползают целыми и невредимыми. В пустыне бывают песочные бури. Сейчас я вам покажу, как это происходит. Ребята, попробуйте спрятать своих зверюшек в песок от песочной бури. А теперь в глину.

Вывод: песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются и двигаются. Кусочки глины сдуваются труднее, потому что тяжелее.

- почему при сильном ветре неудобно играть с песком?

Динамическая пауза аудио запись «Шум ветра»

Когда скажу песок, вы как песчинки кружитесь, скажу глина – собираетесь в комочек (делаете круг, руки кладете на плечи, 3-5 раз)

Пятый эксперимент

В стаканчик  с водой опустите ложечку песка. Не размешивайте. Что происходит?

Песок оседает, на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать, пыль осядет, окрашивая воду.

Тоже самое проделать с глиной. Оставить на некоторое время.

Вывод: песок тяжелый- он опускается на дно баночки, пыль легкая, она осталась на поверхности. При намокании песок меняет цвет.

Шестой эксперимент

Пропускает ли песок воду.

Полить песок и глину одновременно водой. Что происходит? Вода проходит сквозь песок быстрее. Глина намокает медленнее. Меняет цвет.

Пальчиковая гимнастика.

Мирись.

-Кто кого обидел первый? Хлопаем в ладоши.

-Он меня, и он меня. Показываем указательные пальцы левой и правой рук.

-Кто кого ударил первый?

-Он меня и он меня. Пошевелить указательными пальцами поочерёдно.

-Вы же раньше так дружили! Хлопаем в ладоши.

-Я дружил, И я дружил. Пошевелить указательными пальцами.

-Что же вы не поделили?

-Я забыл, и я забыл. Пошевелить указательными пальцами.

Мирись - 3 раза. Сцепить указательные пальцы.

И больше не дерись.

Седьмой эксперимент

Намочите свой песок. Слепите из него что-нибудь. Как вы думаете, можно ли будет играть ими после высыхания песка? Почему?

Возьмите глину слепите любую поделку, игрушку. Какая на ощупь глина? После высыхания можно будет играть вашими поделками? Почему?

Детям предлагается отправиться из лаборатории в группу.

III.Итог.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что мы там делали? Что нового мы узнали? Из чего состоит песок? Из чего состоит глина? Что вам показалось сложным? Все сегодня молодцы! Давайте подарим друг другу улыбки!

НОД по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной группе на тему:

"В гостях у профессора Меркина"

 

Цель: Познакомить детей со способом измерения объема с помощью мерки, показать, как зависит результат измерения от выбора мерки.

Задачи:

Обучающие: вырабатывать практические навыки измерения объема с помощью мерки. Подвести детей к выводу, что объём не зависит от формы предмета. Повторить: состав натурального ряда от 1 до 10.

Развивающие: Формировать у ребёнка познавательные интересы и познавательные действия через его включение в различные виды деятельности.

Воспитывающие: Учить детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок.

Демонстрационный материал: 2 банки с крупой (в одной банке 6 стаканчиков риса, в другой- 6 стаканчиков пшена), пустая миска, стакан, чайная ложка, 2 кувшина с водой (разных по форме и объему).

Раздаточный материал: У каждого на столе 2 стаканчика. (В одном 8 ложечек крупы, другой пустой); чайная ложка – мерка, квадрат.

Ход деятельности:

Воспитатель: Хорошо когда при встрече

                         Мы знакомым и родным

                         С добрым утром, добрый вечер

                         Доброй ночи говорим!

Ребята, а сейчас какое время суток? Значит как мы поприветствуем наших гостей? (воспитатель  показывает детям конверт с письмом).
- Сегодня утром я получила письмо. Хотите узнать, что там написано? (Да).
- Тогда слушайте: Звуковое письмо «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне на ковре-самолете. Ваш друг Профессор Меркин».
- Ребята, какое загадочное письмо. О чем нам хочет рассказать Профессор? Полетим к нему в гости? (Да, полетим).
- Тогда садитесь на ковер, закрывайте глаза, возьмитесь за руки и представьте, что мы летим над лугом, лесом, полем, озером (воспитатель в это время переодевается в «Профессора», звучит спокойная музыка). Дети садятся на ковер-самолет и произносят слова:

«На остров летит ковер-самолет

Не долгим будет волшебный полет

-Заводи мотор Тр-р-р…

-Мотор заработал Р-р-р

-Ковер-самолет полетел У-у-у…»

- Вот и прилетели. Открываем глаза.
(воспитатель в образе Профессора встречает детей).
Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте! Ребята, а вы откуда? А вы знаете куда прилетели?
-  Вы прилетели к профессору Меркину. Профессор – это я. Я сегодня как раз проводил опыты по измерению.

Воспитатель: посмотрите, что у меня есть? Что вы видите в банках?

Дети: В одной - рисовая крупа, в другой - пшенная.

Воспитатель: Как вы думаете, какой крупы больше: риса или пшена? Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Дети: Надо измерить объем риса и объем пшена и результаты измерения сравнить (узнать сколько поместилось в 1банке риса, а во второй-пшена).

Воспитатель: Что необходимо для измерения? Чем будем измерять объем?

Дети: Надо выбрать мерку.

Воспитатель: как вы думаете, чем можно измерить объем крупы?

Дети: Стаканом или ложкой.

Воспитатель: Чем удобнее нам сейчас измерять крупу: стаканом или ложкой? (Уточнить ответы детей)

Посмотрите, у нас в банке очень много крупы, поэтому её лучше измерить более крупной меркой - стаканом. Ложкой нам придется очень долго измерять. Чем будет служить стакан?

Дети: Меркой

Воспитатель: Сначала мы с вами измерим объем пшена. Для того чтобы не забыть результат измерения, будем записывать результат на доске. (Вызвать два человека, один измеряет, другой записывает результат измерения на доске, отмерив 2-3 стакана спрашивает) Всё ли пшено измерили?

Дети: Нет только его часть.

Воспитатель: До каких пор надо продолжать измерение?

Дети: Пока не будет измерено все пшено.

(Окончив измерения)

Воспитатель: Сколько стаканов у нас получилось?

Дети: 6 стаканов

(результат измерения остается на доске. Затем измеряется объем риса и результат записывается на доске. После окончание измерения).

Воспитатель: Сколько у нас пшена? (6 стаканов) А сколько риса? (5 стаканов) Какой крупы оказалось больше, а какой меньше? Почему вы так думаете? Что мы сейчас делали? (измеряли объем) Что надо сделать для того, чтобы что-нибудь измерить?

Дети: Выбрать, какой меркой будем измерять.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю самим измерить объем. Хотите? Посмотрите на свои столы, что вы видите? (Стаканчик с крупой, пустой стаканчик, ложечка, квадраты). Значит, объем чего мы будем измерять? (крупы). Какую мерку вы выберете?

Дети: Ложку.

Воспитатель: Почему не стакан?

Дети: У нас мало крупы, и поэтому удобно будет измерять маленькой меркой, а не большой. (Дети приступают к измерению объема).

Воспитатель: Чтобы не забыть, сколько ложек вы отмерили, надо отсыпав ложку откладывать квадратик.

(Необходимо подчеркивать, что измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным. После выполнения задания спросить, сколько крупы у них оказалось).

Физкультминутка.

- Давайте отдохнём. Поиграем с мячом (на ковре).

Дети встают в круг, бросают друг другу мяч и при этом называют числа от 1 до 10. Затем числа называются в обратном порядке. Далее воспитатель, бросая мяч, задает вопросы детям:

Назови «соседей» чисел: 4, 2, 6.

- Назови число большее на 1, чем 5; больше на 2, чем 3; меньше на 1, чем 3 и т. д.

Профессор: 
- Ай-яй-яй! Произошло досадное недоразумение. Я забыл подписать сосуды с живой и мертвой водой. Как же узнать, где живая, а где мертвая вода? Ах, да! Я вспомнил, что живой воды было больше. Как вы думаете, ребята, в каком кувшине живая вода? А эти кувшины какие? (разные)
- Вы я вижу, ребята сообразительные, и поможете мне с этим ответственным делом.
- Как узнать, проверить, сколько воды в этих сосудах?
- А на самом деле, воду надо измерить мерками и сравнить количество мерок.

Воспитателем (профессором) имитируется ситуация: говорит, что измерит первый сосуд стаканом, а второй другой меркой, и тогда сравнит результаты. Спрашивает у детей, прав ли он?
- А можно ли измерить жидкость из одного сосуда стаканчиком, а из другого баночкой?
- Конечно же нет, друзья мои. Измерение будет неверным. Сравнивать по объему можно тогда, когда мерки одинаковые.
- Приступим к измерению.

- Чем будем измерять?

- Стаканами! (Дети видят, что на подносе много стаканов).

Воспитатель ставит кувшины на разные столы, просит детей разлить воду по стаканам. Так как кувшины полные, налить в первые стаканы воспитатель помогает детям. Далее каждый из детей сам заполняет по одному стакану. Воспитатель обращает внимание детей на то, что наливать необходимо полностью, но не через край. Когда вся вода перелита в меры, воспитатель:

– Посчитаем, сколько стаканов получилось.

Показывают и считают вслух дети, стоящие за одним столом.

- Один стакан, два стакана, три стакана, четыре стакана, пять стаканов. Всего пять стаканов!

Далее аналогично считают стаканы дети, стоящие за другим столом.

Профессор: что же у нас получилось? Скажите-ка мне, чем мы сейчас с вами занимались?
Дети: Искали, в какой сосуд уместится больше воды (там живая вода).
Профессор: 

- Зависит ли объем сосуда от его цвета? Формы? Высоты?
- Правильно, не зависит.
- Что важно, когда мы сравниваем объем?
- Когда мы сравниваем объем важно, чтобы мерки были одинаковыми.

- К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. А вы ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у меня в гостях?
- А теперь садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в детский сад.
(Дети садятся на коврик, закрывают глаза. Воспитатель в это время снимает костюм «Профессора», звучит спокойная музыка).

Итог: ребята, чем мы с вами сегодня занимались? Кому было сложно? Что показалось трудным? Вы все сегодня молодцы! За отличную работу профессор передал вам вот такие медали ученых!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Электроприборы»

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и  правилах пользования;

- уметь называть действия, совершаемые приборами, рассказывать о них, выделяя главные признаки.

 Развивающие:

- развивать мыслительную активность, любознательность;

 Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами

Оборудование: мультимедийное оборудование, мяч, наложенные картинки, презентация.

Ход деятельности.

Включается фрагмент из мультфильма «Золушка», в котором показана работа бедной девушки по дому.

Воспитатель. Про бедную Золушку сказку читаю.

                          Но как ей помочь, к сожаленью, не знаю.

                          Не справиться девушке с тяжкой работой,

                          А ей на балу оказаться охота.

Посмотрите, ребята как трудна работа Золушки. У нее нет тех помощников, которые сейчас есть у людей. Как вы думаете, что это за помощники?

Дети. Бытовые электроприборы.

Воспитатель. В наше время электроприборы окружают нас повсюду, они, как добрые волшебники, помогают нам везде, где только можно.

Сейчас я буду загадывать загадки, и если вы правильно отгадаете, то этот электроприбор появится на экране (презентация).

1. То назад, то вперед,
    Ходит, бродит пароход.
    Остановишь - горе,
    Продырявишь море.
                                        (Утюг)
2. Он сосет и пыль, и сор,
    Чистит кресла и ковер.
     В доме мусор соберет,
     И ни разу не чихнет.
                                       (Пылесос)
3. Соберу рубашки, майки,
    И скажу ей: «Постирай-ка»
    В барабане покрути,
    Белье чистым возврати.
                                       (Стиральная машина)
4. Чудо-печка, чудеса!
     Разогреет все сама!
                                       (Микроволновка)
5. Полюбуйся, посмотри -
    Полюс северный внутри!
    Там сверкает снег и лед,
    Там сама зима живет.
                                       (Холодильник)
6. Чудо ящик - в нем окно.
    В том окошечке-кино!
                                       (Телевизор)

7. Этот электроприбор идеальный

    Греет воду моментально.

    Стоит лишь его включить-

    Вскоре чай нам можно пить!

                                       (Электрочайник)

8. Грязные тарелки на кухне стоят,

    И сами в нее забраться хотят.

    С работой управится быстро -

    Посуду отмоет до блеска и чисто!

                                       (Посудомоечная машина)

Развитие слухового внимания, автоматизация поставленных звуков

– Давайте поздороваемся с нашими друзьями.

Вжи-вжа-вжу – поздоровались мы с утюгом.
Хла-хло-хлу – поздоровались  с холодильником.
Джа-джо-джу – поздоровались  со стиральной машиной.
Фра-фро-фру – поздоровались  с пылесосом.
Тра-тро-тру – поздоровались  с электрочайником…

Воспитатель. Все загадки отгадали

                          Правильно все отвечали.

                          А теперь пора за дело.

Упражнение на развитие зрительного восприятия «Что спрятано на картинке».

На столах лежат изображения электроприборов. Но пока не понятно, где какой. Посмотрите внимательно, какие электроприборы есть на картинке. Дети рассматривают наложенные картинки и определяют, что на них изображено.

Воспитатель. А теперь посмотрим,  что же у вас получилось.

Дети называют электроприбор, и рассказывают, для чего служит, как правильно обращаться.

Электрочайник - вскипятить воду. Не наливать воду во включенный электрочайник, проверять уровень воды перед включением.

Пылесос - убирает квартиру. Нужно следить за тем, чтобы пылесос не перегревался и не забивался крупными предметами.

Стиральная машина - стирает одежду. Не кидать в машину посторонние предметы, не включать машину без разрешения взрослых.

Холодильник – сохраняет продукты. Нельзя оставлять холодильник открытым, иначе он сломается и продукты испортятся.

Утюг – гладить одежду. Не прикасаться к нагретому утюгу, подбирать для каждой ткани подходящую температуру.

Микроволновая печь – приготовление и разогрев пищи. Вынимать еду осторожно, чтобы не обжечься. Правильно устанавливать температуру нагрева.

Посудомоечная машина – мыть посуду. Не бросать в машину посторонние предметы, не трогать включенную посудомоечную машину.

 Игра-упражнение «Пылесос и пылинки»

- Ребята, представьте, что вы пылинки, весело танцующие в луче солнца. «Пылинки» кружатся вокруг себя и, кружась всё медленнее и медленнее, оседают на пол. Вдруг заработал пылесос. (Педагог изображает звук пылесоса.) Он собирает пылинки. Кого он коснётся, тот встаёт и уходит.

Педагог объясняет, что когда «пылинки» садятся на пол, спины и плечи следует расслабить и, сгибаясь вперёд – вниз, опустить руки и наклонить голову.

Дидактическая игра «Закончи предложение» (с мячом).

Мама стирает бельё в …    (стиральной машине).

Папа чистит ковер …   (пылесосом).

Маша гладит бельё … (утюгом).

Бабушка на кухне достаёт продукты из …   (холодильника).

Даша готовит обед на …   (плите).

Дети смотрят мультфильмы по …   (телевизору).

Вера делает уроки под настольной … (лампой).

Мама взбивает крем … (миксером).

Мама сушит мокрые волосы… (феном).

Холодильник сохраняет продукты, а пылесос … (чистит ковер).

Стиральная машина стирает вещи, а плита … (готовит).

Миксер взбивает крем, а утюг …  (гладит белье).

Лампа освещает комнату, а электрический чайник … (кипятит воду)

Плита готовит, а холодильник… (сохраняет продукты)

Утюг гладит, а фен… (сушит волосы)

Швейная машина шьет, а посудомоечная машина… (моет посуду)

Пылесос  чистит ковер, а миксер… (взбивает)

Просмотр фрагмента мультфильма «Спасик и его друзья»

Беседа с детьми по просмотренному мультфильму:

Что будет, если человек засунет палец или металлический предмет в розетку?

Что будет, если электроприборы не выключать?

Чем опасен перегруз сети? Может произойти замыкание, что приведёт к пожару

Что будет, если включить неисправный электроприбор?

Воспитатель. Главное правило пользования электроприборами для детей.

Дети. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.

Воспитатель. Если вы будете соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов, то электричество будет всегда вашим другом, а бытовые электроприборы станут надежными помощниками.

Итог: ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали? Кому было сложно? Что показалось трудным? Вы все сегодня молодцы!

Конспект НОД по познанию «Животные Севера»

в подготовительной группе

 

Цель: Систематизировать и закрепить представления детей о животных холодных стран, их повадки, поведение, образ жизни.

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера; познакомить с некоторыми особенностями приспособления животных к зиме. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

3. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать, стремление помогать в трудных условиях (помощь людей животным).

Оборудование: экран, мяч, глобус, разрезные картинки, трафареты животных Севера на каждого ребенка, тазик с водой, посуда с подсолнечным маслом, лист белой бумаги и расчески на каждого ребенка, кисточки, краски.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Но куда отправимся, вы узнаете, поиграв в игру "Найди четвёртого лишнего"

Дидактическая задача: развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Развивать речь, внимание.

Материал: таблицы, разделенные на 4 клетки с изображением животных Севера (на экране).

Игровые действия: знать названия и особенности внешнего вида животного, уметь обобщать понятия при выделении лишнего в таблице.

Ход игры.

Педагог предлагает детям рассмотреть таблицу и ответить на вопросы.

- Как называются эти животные?

- Кто здесь лишний? Почему?

- Что общего у этих животных?

Ребята, скажите, как назвать одним словом животных, которые оказались лишними? Может быть, вы догадались, куда мы с вами отправимся? На северный полюс (В Арктику) Воспитатель просит показать детей это место на глобусе. Ребята, а что вы знаете о Севере? Какая погода характерна для Севера? (Морозная, холодная, студеная) Почему там всегда холодно? (Дует ледяной ветер – дыхание океана). Раз там холодно, давайте оденемся перед полетом (имитация одевания зимней одежды). Мы сейчас представим с вами, что мы летим на самолете.

Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете… »

Закрываем глаза, открываем и вот мы уже оказываемся на Северном полюсе.

Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1-2 месяцев тает снег. 

Кругом большие льдины, плавают айсберги. И кого же мы тут встретим, узнаем, если соберем картинки. Дети играют в игру «Собери картинку» по подгруппам –4 подгруппы по 4 человека.

Медведь. Кто это? Назовите внешние признаки. Чем питается? Просмотр фрагмента мультфильма «Умка».

А теперь скажите, почему белый медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на сильный мороз и не болеет никогда простудой? Хотите, открою секрет белого медведя?
Показ опыта с водой и маслом.
(Ребенок в емкость опускает ладонь - она мокрая, потом обмазывает руку маслом и опускает ее опять в воду - ладонь практически сухая). Вот поэтому белый медведь и не болеет, потому что у него мех водоотталкивающий.

Как вы думаете, кто еще, как и медведь обладает толстым слоем подкожного жира? (моржи, тюлени)

Морж. Какой морж? Посмотрите, что есть у моржа.

Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Чем питается? Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.

Тюлень.

Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?

Дети: Это тюлень.

Назовите внешние признаки. Чем питаются? Показ видео тюленей. Кого вы увидели? (детеныша, щенок или тюлененок) Почему он белый?

Физминутка

Топай мишка, хлопай мишка

Приседай со мною мишка

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись!

Северный олень. Дети: Это - олень.

Воспитатель: назовите внешние признаки. Чем питается? Как передвигается? Просмотр видео. Почему олени могут так легко передвигаться по сугробам?

У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта.

Воспитатель: Ребята, а давайте движением изобразим белого медведя:

Воспитатель: На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете)

Воспитатель: Вот мы и прилетели в детский сад. Раздеваемся (имитация). Проходите, ребята, садитесь (садятся за столы).

 Изодеятельность детей.

Посмотрите на свои столы. Как вы думаете, что мы с вами будем сейчас делать? Я вам покажу, как можно нарисовать метель. Подумайте и выберите, какое животное вы бы хотели встретить на севере. А теперь возьмём свои фигурки и положим их на лист бумаги. Бумагу можно брать белого или чёрного цвета, в зависимости от задумки. А дальше — посмотрите. Я возьму расчёску и кисточку, окуну в воду, наберу цвет и проведу кисточкой по расчёске. И посмотрите, краска разбрызгивается на листе бумаги, как во время сильной метели. Можно брать по очереди то белую, то синюю краску. Затем поднимаем с листа бумаги фигурку животного и смотрим, что получается.

Молодцы, оставьте свои рисунки сохнуть, и подойдите ко мне.

Сегодня медведь очень доволен своими….. (медвежатами)

Тюлень – своими… (тюленятами)

Морж доволен своими … (моржатами)

Олень доволен своими…. (оленятами)

А я довольна своими ребятами! Вы все молодцы!

Итог: А вам понравилась экскурсия на Крайний Север? С кем мы там познакомились? Что для вас было сложным? Как вы думаете, кто сегодня хорошо занимался? А кому было трудно? Все молодцы!