Деловая игра для педагогов :"Кладовая слова"

Шабалина Светлана Витальевна

В процессе игры педагоги закрепляют речевые понятия и термины , разгадывают ребусы, упражняются в подборе антонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladovaya_slova.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов: «Кладовая слова»

  1. Деление на команды: педагоги по очереди называют два слова: колобок, курочка-Ряба и делятся на команды. Образуется две команды педагогов.
  2. Разминка. Игра «Положи клубок в кузовок» Дидактическая задача: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление; развивать сообразительность.

В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на -ок; назвавший слово, передает волшебный клубок другому участнику. Например: замок, платок, чулок, носок, шнурок, листок, комок, колобок, крючок, грибок, коробок, сынок, родничок, петушок, снежок, горшок, лучок, пучок, светлячок, белок, курок, исток, цветок, качок, котёнок, цыплёнок, отрок, кусок, слепок, мешок, каток, висок, кружок, внучок, песок, медвежонок, виток.

3.ИГРА «Составь слово и придумай на первый звук педагогическое слово» 

1 команда составляет слово-искорка, 2 команда – составляет слово –озарение.

И - индивидуальность, интеллектуальность

С - самореализация, самостоятельность, саморазвитие

К – креативность, конструктивность

О – одаренность, открытость

Р - реализация, результативность

К - контакт, компьютер

А - актуальность, активность.

О – оригинальность, оформление

З – задор, здоровье

А – алгоритм

Р - рациональность, риск, разработка

Е – единомышленники

Н – новаторство,

И – изобретательность, инициативность, инновация

Е - единство, естественный

4. «Подбери по смыслу»

Каждой команде раздаются по листу ватмана, клей и разрезанные на 2 части картинки – разноцветные мячики. В одной части - термин, а во второй части – его определение (ответ). Нужно найти соответствующие половинки мячей, сложить и наклеить их на лист ватмана. После окончания работы, правильность выполнения задания проверяется командой соперников.

АНТОНИМЫ – это слова противоположные по смыслу

ГЛАГОЛЫ ТОЧНЫЕ – это глаголы, точно отражающие действие (белка не ест, а грызет орех)

ГЛАГОЛЫ ПРИСТАВОЧНЫЕ – это глаголы, образованные с помощью приставки и наиболее точно определяющие действие (не идет, а заходит; не едет, а подъезжает)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ – это согласование слов в предложении в роде, числе, падеже; словоизменение и словообразование.

ЗВУКОНАПОЛНЯЕМОСТЬ – это количество и последовательность звуков в слове.

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ – это понимание речи.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ - это умение общаться и устанавливать речевой контакт.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ – это точность и объем словаря, использование грамматических конструкций.

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА – это когда одно слово имеет несколько значений (глазок - у картошки, у двери.)

ОБОБЩЕНИЕ – это объединение понятий, предметов по определённому признаку

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ – это прилагательные, которые обозначают такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени. По материалу (стеклянный, пространственные (сельский, временные (утренний).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ - это простые предложения, соединенные союзами, а, но, да, и.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ – это простые предложения, соединяющиеся союзами потому что, что, когда, где, так как.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ – это прилагательные, которые обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА РЕЧИ – это состояние психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия.

СЛОГИ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ – это слоги с двумя или несколькими согласными, стоящими рядом.

СИНОНИМЫ – это слова близкие по значению.

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА – это характеристика слова с точки зрения количества и последовательности слогов.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, к различению речевых звуков между собой.

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ – это активная речь.

5.Подвижная игра «Зоопарк» Цель: снятие напряжения, принятие друг друга, поддержка.

Ход: Педагоги встают в круг друг за другом. Представьте, что мы оказались с вами в зоопарке.

В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки

(при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

Затем он открывает ворота зоопарка

(ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночни­ка).

Приходят первые посетители

(при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают

(короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо

(двумя руками мять шею и лопатки).

Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду

(медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

Рядом находится вольер со слонами

(медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку

(делать ладонями движения, похожие на змеиные).

А здесь колибри прилетела в гнездо и устраива­ется там поудобнее

(запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку

(кончиками пальцев пробежать по спине)

6.Игра «Собери радугу». Первый звук-звук цвета радуги.1 команда: начало-конец; вопрос-ответ; холод-жара; добро-зло; радость-горе; тьма –свет; старт-финиш.  2 команда: длинный-короткий; трусливый-отважный; щедрость-жадность; восход-закат; умный-глупый; молодость-старость, старт-финиш.

7. Игра «Разгадай ребусы». 

 8. Конкурс «Расшифруйте русские народные сказки»

кивачкура («Рукавичка»),

- боклоко («Колобок»),

- битайло («Айболит»).

- очвокамйюд («Дюймовочка»),

- дыродйом («Мойдодыр»),

- нелофет («Телефон»).

- комерет («Теремок»),

- гукароснеч («Снегурочка»).

- ражахик («Жихарка»).

- зоркомо («Морозко»),

- пекар («Репка»),

- шакулоз(«Золушка»). кашечрохав («Хаврошечка»)

щеинакатар («Тараканище»)

9.Речедвигательный тренинг: изобрази стишок в движении.

Мы весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесём к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот раскроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я цифру три

Все с гримасами замри, (замирают с различными гримасами).

10.Игра: «Что общего? «У ведущего в руках мешочек, в котором находится кукольный театр. Инструкция педагогам: «Сейчас каждый из вас, возьмёт на ощупь и вытащит любую игрушку из мешочка. Ваша задача рассказать, чем вы схожи (характером, поведение, внутренние качества личности и т.п.) с этой игрушкой».