Технологическая карта занятия по развитию речи: "Путешествие в сказку "Федорино горе".

Шабалина Светлана Витальевна

В ходе коррекционного занятия дети упражняются в словообразовании и словоизменении слов, развивают связную речь, составляя сказку по мнемотаблице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx36.92 КБ
Файл posuda.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи.

ФИО педагога

Шабалина Светлана Витальевна

Возрастная группа

Разновозрастная группа для детей с ТНР

Тема занятия

Коррекционное занятие по развитию речи. Лексическая тема: «Путешествие в сказку «Федорино горе»

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Цель

Формировать лексико-грамматическую сторону речи   и связную речь  у детей по лексической теме: «Посуда» через дидактические игры  и метод наглядного моделирования в коммуникативной деятельности.

Задачи

Обучающая:

Отрабатывать навык словоизменения

и словообразования по теме.

Развивающая:

Развивать связную речь  по лексической теме.

Воспитательная:

Воспитывать интерес, любознательность к дидактическим играм.

Оборудование

Волшебная палочка, платок, фартук, мяч ,пиктограммы-символы, предметные картинки по теме, мнемотаблица,разрезные картинки.

Используемые методы  

Дидактическая игра, метод наглядного моделирования

Предварительная работа

беседа, лексико-грамматические игры.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемый результат

1.Вводная часть

(мотивационный и ориентировочный блоки)

  1. Отгадывание загадки.

— Ребята, сегодня нам предстоит интересное и увлекательное путешествие в сказку. Отгадав загадку, вы узнаете в какую сказку мы с вами совершим путешествие:

 Разбежалась вся посуда

Нет тарелок, вилок нет,

И попрятались кастрюли,

Не сварить никак обед!

- Ребята, как называется сказка? Кто автор этой сказки? Кто главный герой этой сказки? Что произошло с Федорой? Почему? -Ребята, вы хотите помочь Федоре вернуть посуду?

Слушают загадку и отгадывают.

Отвечают на вопросы

Устанавливают причинно-следственные связи, делают предположение, какая сказка.

Формулируют тему занятия.

2.Основная часть

(информационный и аналитический блоки)

- Отправляемся в путь. Но как мы попадем в сказку? С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова. Предлагаю вам закрыть глаза, обернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс! Педагог надевает платок и фартук, берет на себя роль Федоры.

-Федора: Здравствуйте, гости дорогие!

-Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости.

2.Образование антонимов: Д/игра с мячом «Скажи наоборот». Посуда была у Федоры, посуде с ней было горе: Федора её не любила - пачкала, а не (Мыла),

Теряла, а не (хранила), оставляла мокрой, а не (сушила),

Не ставила, а (бросала)- вот посуда и убежала. Её вы Федоре вернуть помогите, задания Федоры решите.

3.Лексико – грамматические игры: на доске размещаются пиктограммы - символы, ориентируясь на них, дети придумывают слова.

а) Игра «Жадина». На столах у детей лежат предметные картинки по теме «Посуда». Назовите картинки, добавив слова: мой, моё, мои, моя. (Мой стакан, моя тарелка).

б) Игра «Назови ласково». нож-ножичек, ложка - ложечка, вилка - вилочка. Дети изменяют слова по тем же картинкам, которые лежат у них на столах.

в) Игра «Один - много». Называние предметов   в единственном и множественном числе. (Стакан - стаканы, ложка - ложки и т.д.)

4.Психогимнастика. Представьте себе, что вы - пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться). И вот нет терпения! Кипит вода, пар из носика валит! Слышится свист.

5.Составление сказки по мнемотаблице: «Жил-был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.»  

6.Д/игра «Разрезные картинки «Из разрезанных частей дети на доске выкладывают красивый цветной чайник и дарят его Федоре.

Высказываются.

Упражняются в словообразовании.

Упражняются в согласовании существительных и местоимений.

Упражняются в словообразовании существительных уменьшительно-ласкательной формы.

Упражняются в употреблении существительных ед. и мн. числа.

Играют, выполняют действия согласно речевому образцу.

Рассказывают сказку по мнемотаблице.

Складывают из разрезанных частей чайник.

Предлагают варианты решения проблемы.

Употребляют в речи антонимы.

Согласовывают существительные с местоимениями, образовывают словосочетания. 

Образовывают существительные уменьшительно-ласкательной формы.

Образовывают существительные множ. числа.

Снятие телесного напряжения, развитие общей    моторики, воображения.

Развивают связную речь.

Развивают мелкую моторику пальцев рук; зрительное и пространственное восприятие.

3.Заключительная часть(оценочный и рефлексивный блоки)

Ритуал прощания, все дети берутся за руки и говорят волшебные слова: «добро побеждает зло». Ведь и сказка Чуковского заканчивается тем, что Федора становится доброй и заботливой. Дети отвечают на вопросы: Что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным? Благодарит за занятие.

Дети высказываются.

Дети делятся своими мнениями и впечатлениями.

                                                      



Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по развитию речи.

ФИО педагога

Шабалина Светлана Витальевна

Возрастная группа

Разновозрастная группа для детей с ТНР

Тема занятия

Коррекционное занятие по развитию речи. Лексическая тема: «Путешествие в сказку «Федорино горе»

Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Цель

Формировать лексико-грамматическую сторону речи   и связную речь  у детей по лексической теме: «Посуда» через дидактические игры  и метод наглядного моделирования в коммуникативной деятельности.

Задачи

Обучающая:

Отрабатывать навык словоизменения

и словообразования по теме.

Развивающая:

Развивать связную речь  по лексической теме.

Воспитательная:

Воспитывать интерес, любознательность к дидактическим играм.

Оборудование

Волшебная палочка, платок, фартук, мяч ,пиктограммы-символы, предметные картинки по теме, мнемотаблица,разрезные картинки.

Используемые методы  

Дидактическая игра, метод наглядного моделирования

Предварительная работа

беседа, лексико-грамматические игры.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предполагаемый результат

1.Вводная часть

(мотивационный и ориентировочный блоки)

  1. Отгадывание загадки.

— Ребята, сегодня нам предстоит интересное и увлекательное путешествие в сказку. Отгадав загадку, вы узнаете в какую сказку мы с вами совершим путешествие:

 Разбежалась вся посуда

Нет тарелок, вилок нет,

И попрятались кастрюли,

Не сварить никак обед!

- Ребята, как называется сказка? Кто автор этой сказки? Кто главный герой этой сказки? Что произошло с Федорой? Почему? -Ребята, вы хотите помочь Федоре вернуть посуду?

Слушают загадку и отгадывают.

Отвечают на вопросы

Устанавливают причинно-следственные связи, делают предположение, какая сказка.

Формулируют тему занятия.

2.Основная часть

(информационный и аналитический блоки)

- Отправляемся в путь. Но как мы попадем в сказку? С помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова. Предлагаю вам закрыть глаза, обернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: крибле, крабле, бумс! Педагог надевает платок и фартук, берет на себя роль Федоры.

-Федора: Здравствуйте, гости дорогие!

-Дети: Здравствуй, бабушка Федора! Мы пришли к тебе в гости.

2.Образование антонимов: Д/игра с мячом «Скажи наоборот». Посуда была у Федоры, посуде с ней было горе: Федора её не любила - пачкала, а не (Мыла),

Теряла, а не (хранила), оставляла мокрой, а не (сушила),

Не ставила, а (бросала)- вот посуда и убежала. Её вы Федоре вернуть помогите, задания Федоры решите.

3.Лексико – грамматические игры: на доске размещаются пиктограммы - символы, ориентируясь на них, дети придумывают слова.

а) Игра «Жадина». На столах у детей лежат предметные картинки по теме «Посуда». Назовите картинки, добавив слова: мой, моё, мои, моя. (Мой стакан, моя тарелка).

б) Игра «Назови ласково». нож-ножичек, ложка - ложечка, вилка - вилочка. Дети изменяют слова по тем же картинкам, которые лежат у них на столах.

в) Игра «Один - много». Называние предметов   в единственном и множественном числе. (Стакан - стаканы, ложка - ложки и т.д.)

4.Психогимнастика. Представьте себе, что вы - пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду. Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить (можно даже удивиться). И вот нет терпения! Кипит вода, пар из носика валит! Слышится свист.

5.Составление сказки по мнемотаблице: «Жил-был чайник. У него была семья - посуда. Чайник был пузатый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с одной ноздрёй. Чайник был железный и очень полезный. Люди его любили, и чай из него пили.»  

6.Д/игра «Разрезные картинки «Из разрезанных частей дети на доске выкладывают красивый цветной чайник и дарят его Федоре.

Высказываются.

Упражняются в словообразовании.

Упражняются в согласовании существительных и местоимений.

Упражняются в словообразовании существительных уменьшительно-ласкательной формы.

Упражняются в употреблении существительных ед. и мн. числа.

Играют, выполняют действия согласно речевому образцу.

Рассказывают сказку по мнемотаблице.

Складывают из разрезанных частей чайник.

Предлагают варианты решения проблемы.

Употребляют в речи антонимы.

Согласовывают существительные с местоимениями, образовывают словосочетания. 

Образовывают существительные уменьшительно-ласкательной формы.

Образовывают существительные множ. числа.

Снятие телесного напряжения, развитие общей    моторики, воображения.

Развивают связную речь.

Развивают мелкую моторику пальцев рук; зрительное и пространственное восприятие.

3.Заключительная часть(оценочный и рефлексивный блоки)

Ритуал прощания, все дети берутся за руки и говорят волшебные слова: «добро побеждает зло». Ведь и сказка Чуковского заканчивается тем, что Федора становится доброй и заботливой. Дети отвечают на вопросы: Что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным? Благодарит за занятие.

Дети высказываются.

Дети делятся своими мнениями и впечатлениями.