Статья: "Родители и образовательная организация-сотрудничество для будущего".

Шабалина Светлана Витальевна

В статье рассматриваются проблемы  современной семьи и принципы сотрудничества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

«РОДИТЕЛИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: СОТРУДНИЧЕСТВО ДЛЯ БУДУЩЕГО»

Шабалина Светлана Витальевна

Учитель-логопед

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение №139

г. Иркутск

«Сотрудничество- надолго остающееся богатство

 не только для родителя и ребёнка,

но и для общества в целом»

Э. Эриксон. 

В данной статье представлена проблема взаимодействия современной дошкольной образовательной организации и семей воспитанников в процессе воспитания и развития ребёнка-дошкольника. Обосновывается актуальность и необходимость поддержки воспитывающих взрослых со стороны образовательной организации в соответствии с положениями ФГОС ДО. Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, семья, взаимодействие, сотрудничество, поддержка, образовательная деятельность.

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной и речевой деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья-ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка, и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребёнком родным языком- средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирование его гармоничной личности.

К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребёнка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приёмами воспитания и развития ребёнка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребёнка.

Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена родительской заботой и любовью к ребёнку, а в детском саду ребёнок окружён лаской и вниманием воспитателей и педагогов. Родительская любовь и забота помогают ребёнку приобрести уверенность, психологическую защищенность, жизненный опыт. В общении со взрослыми ребёнок учится познавать мир, приобретает знания и умения, накапливает социальный опыт, усваивает нормы и правила поведения в современном обществе. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческим. [1, с.71]

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребёнка. Успешное осуществление этой ответственной и важной работы невозможно осуществить без педагогического сотрудничества и взаимодействия: детский сад- родители- ребёнок.

Семья и детский сад- два   воспитательных и образовательных института социализации детей. Вместе они решают две важные задачи: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.  Функции семьи и детского сада различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. [2, С.66] Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко изучается и обсуждается педагогами и психологами - практиками. Исследования, проведённые Т. Данилиной    выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьёй, такие как: нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т.Н. Дороновой, Г.В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. [3, с. 13]

В чем заключается понятие «взаимодействие»?  Взаимодействие- это обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение. Термин «взаимодействие»  был раскрыт в работах Т.А. Марковой. Взаимодействие-это единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания на основе единого понимания целей и задач воспитания и образования детей. В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций участников в совместной воспитательно-образовательной деятельности, уважительное отношение друг к другу с учётом индивидуальных возможностей и способностей детей.

Принципы работы с родителями:

- сотрудничество- учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

Индивидуализация- ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребёнка;

-непрерывность и эффективность обратной связи- осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность- координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

Процесс сотрудничества должен строится на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимодоверии, взаимопознании, взаимовлиянии друг на друга только с положительной и позитивной стороны. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует крепким, сплочённым, взаимодоверительным взаимоотношениям в процессе воспитательно- образовательной деятельности с конкретным ребёнком.

Понятие «Содружество» подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Учёт интересов и взглядов на проблему воспитания, партнёрство и сотрудничество- всё это предполагает внедрение во взаимодействие с родителями-личностно-ориентированную модель общения.   Личностно- ориентированная модель общения предполагает установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду для формирования умения делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.  А чтобы эффективно взаимодействовать, необходимо  использовать современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменениями социально- политических и экономических условий развития нашей страны.[4,c.25] Выстраивая взаимодействие с родителями, можно использовать как традиционные формы: родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы: устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры, совместный с детьми день выходного дня, день открытых дверей, консультативный день,  почта пожеланий, мини-библиотека, информационные газеты и журналы :»ОКНО-очень короткие новости»; «ЖЗД-жизнь замечательных детей».В нашем детском саду проводятся родительские гостиные, устные журналы, экскурсии, участие родителей в конкурсах, выставках. Родительские собрания проходят в форме диалога, родители принимают участие в дискуссиях, в работе круглых столов.

Литература:

  1. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю.  М.  Тонкова, Н.  Н.  Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы международной заочной научной конференции. —Пермь: Меркурий, 2012. —С. 71-74.      
  2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ.  2002.No 4.С. 66-67.
  3.  Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.  Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.: Мозаика –Синтез, 2007. 167с.
  4. 4. Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников.  Оценка деятельности ДОУ родителями// Дошкольная педагогика. 2007, №7. С. 70.