Индивидуально-профилактическая работа с детьми


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты - Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

628  140 Ханты – Мансийский автономный округ – Югра (Тюменская область)                                                  т/ф. 8(34674)2-13-60

п. Березово                                                                                                                                                 Email:86sch-berezovo@mail.ru

ул. Собянина, 50

«___»__________  2015 г.                                                                                                    

Исх. № ______

План мероприятий

индивидуально-профилактической работы

с обучающимся ____ «____» класса

на ________________________ 2015 г.

Направление

Содержание работы

Срок исполнения

Социально-

психологическое

сопровождение

Родительское собрание «Установление благополучных детско-родительских отношений»

Классный час «Как прожить без конфликтов?»

Совместный классный час с родителями и детьми «8+23»

Анкета «Оценки и самооценки знаний, умений и качеств личности в области самосовершенствовании личности»

Анкета «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе»

Посещение по месту жительства с целью установления психологического микроклимата в семье. (акт ЖБУ)

Родительское собрание «Суицид-геройство или слабость?»

Совет Профилактики

Консультация «Выбор за тобой!»

Беседа с матерью «Успеваемость и мотивация к учебной деятельности ребенка»

Диагностика «Уровень тревожности»

Итоговое родительское собрание с детьми «Наши достижения!»

На летний период (июнь, июль) был трудоустроен в КМЦ «Звездный»

Консультация «Все в твоих руках!»

Акция в классе «Дари добро»

Совет Профилактики «Твои права, твои обязанности!»

Родительский лекторий «Установление благополучных детско-родительских отношений»

Классный час «Профилактика вредных привычек»

Диагностика уровня мотивации к учебной деятельности обучающихся

Родительский лекторий «Уют и комфорт в вашем доме!»

Учебно-воспитательная деятельность

Ежедневный контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью подростка.

(соц.педагог, педагог-психолог, кл. руководитель)

Внеурочная деятельность

Музееведение

1 раз в неделю

Волонтерский клуб



Предварительный просмотр:

КАРТА РИСКА СУИЦИДА

_____________________________________________________

(Ф.И., класс)

Фактор риска

Не выявлен

Слабо

выражен

Сильно выражен

  1. Биографические данные
  1. Ранее имела место попытка суицида

       -0.5

         +2

          +3

  1. Суицидальные попытки  у родственников

-0.5

+1

+2

  1. Развод или смерть одного из родителей

-0.5

+1

+2

4.Недостаток «тепла» в семье в детстве

-0.5

+1

+2

5.Полная или частичная безнадзорность в детстве

-0.5

+0.5

+1

  1. Актуальная конфликтная ситуация

А) вид конфликта:

  1. Конфликт с администрацией

-0.5

+0.5

+1

  1. Конфликт с учителями

-0.5

+0.5

+1

  1. Продолжительный конфликт с друзьями

-0.5

+0.5

+1

  1. Личностный конфликт

-0.5

+0.5

+1

Б) поведение в конфликтной ситуации

  1. Высказывания  угрозой суицида

-0.5

+2

+3

В) характер конфликтной ситуации

  1. Подобные конфликты имели место раньше

-0.5

+0.5

+1

  1. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни  

-0.5

+0.5

+1

  1. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации; ожидание его последствий

-0.5

+0.5

+1

Г) эмоциональная окраска конфликтной ситуации:

  1. Чувство обиды, жалости к себе

-0,5

+1

+2

  1. Чувство  усталости, бессилия,  апатия

- 0,5

+1

+2

  1. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации

-0,5

+1,5

+2

3.Характеристика личности

А) волевая сфера личности:

  1. Самостоятельность, независимость в принятии решений

-1,0

       +0,5

+1

  1. Решительность

-0,5

+0,5

+1

  1. Настойчивость

-0,5

+0,5

+1

  1. Сильно выраженное желание достичь своей цели

-1,0

        +0,5

+1

Б) эмоциональная сфера личности

  1. Болезненное самолюбие, ранимость

-0,5

+1,5

+2

  1. Доверчивость

-0,5

+0,5

+1

  1. Эмоциональная  вязкость, «застревание», неумение отвлечься

-0,5

+1

+2

  1. Эмоциональная неустойчивость

-0,5

+2

+3

  1. Импульсивность

-0,5

+0,5

+1

  1. Эмоциональная зависимость, необходимость близких эмоциональных контактов

-0,5

+0,5

+2

  1. Низкая способность к созданию защитных механизмов

-0,5

+1

+2

  1.  Бескомпромиссность

-0,5

+0,5

+1,5

Итого баллов:____________________

Вывод____________________________________________________

Ключ  к «Карте риска суицида»

Менее 9 баллов  - риск суицида незначителен

9.1-15.50 баллов – риск суицида присутствует

Более 15.51 балла – риск суицида значителен



Предварительный просмотр:

Классный час

по профилактике правонарушений

среди несовершеннолетних в 7-8 классах


«Мы в ответе за свои поступки»

Цели проведения:

-профилактика правонарушений несовершеннолетних;

  • пропаганда правовых знаний;

-формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;

- формирование навыков критического анализа сложных ситуаций;

- формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям

- развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию

Ход классного часа

        1.Социальный педагог: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки» (слайд 2)

Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого :

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают».

        Тема «преступление и подросток» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудноисправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.

        Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.

Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение? Так что такое правонарушение? (слайд 3)

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание. (слайд 4)

ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

        2. Социальный педагог:

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.

Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, а социальный педагог поправляет и дополняет примеры)

плохо учатся, а потом бросают школу;

курят и выпивают;

грубят и сверстникам и взрослым;

унижают маленьких и слабых;

лгут даже без причины;

стараются выяснить отношения только с помощью силы;

играют в карты;

разрисовывают стены;

портят школьное имущество и многое другое.

        Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.

Почему такое происходит?

        Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.

Одна из задач такого классного часа предупредить вас об опасностях в игре с законом. (слайд 5)

3.Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность

наступает с 14 лет

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Я бы хотела немного остановиться на уголовной ответственности, за какие правонарушения наступает ответственность с 14 лет. (слайд 6)

4. Социальный педагог:

Рассмотрим и обсудим несколько правонарушений (по мере называния вывешиваются на доске) (слайд 7)

«Хулиганство» Ст. 213 УК РФ

«Мошенничество» Ст. 159 УК РФ;

«Вымогательство» Ст. 163 УК РФ;

«Распитие спиртных напитков» Ст. 162 УК РФ;

1) «Хулиганство»

В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим на соседнем ряду и оскорбил их. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно.

Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное правонарушение.

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

«Хулиганство (Ст. 213 УК РФ), т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, наказывается:

- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет;

С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет».

А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения

говорится: «Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток».

2) «Мошенничество»

инсценировка

На скамейке сидят две девочки.

1-я девочка: Ой, Ленка, откуда у тебя столько денег? Неужели предки дали?

2-я девочка: Скажешь тоже, предки! Откуда у них деньги? Они уже 3 месяца зарплату не получают, я им сама деньжат подбрасываю, а они радуются, что в старом пальто деньги забыли.

1-я девочка: А где же ты их взяла?

2-я девочка: Тебе скажи, завтра вся школа знать будет.

1-я девочка: Лен, ну я же твоя лучшая подруга, скажи, мне ведь тоже деньги нужны...

Лена оценивающе смотрит на Катю.

2-я девочка: Вообще-то мне нужна помощница... Ну, смотри, если проболтаешься, нам не поздоровится!

1-я девочка: Клянусь, я никому не скажу!

Девочки шепчутся.

1-я девочка: Слушая, а если они пожалуются?

2-я девочка: Что, уже струсила? Никто еще не жаловался... И потом, мы же в другой район поедем, а там нас никто не знает.

1-я девочка: Ну, хорошо, я согласна.

Девочки уходят.

На скамейке сидит девочка, играет в электронную игру, к ней подходят Катя и Лена, разговаривают преувеличенно громко, садятся на скамью.

1-я девочка: Да ты что? Украли?

2-я девочка: Я тебе говорю, чуть уши не оторвали...

1-я девочка: Ужас! А ты в милицию обращалась?

2-я девочка: Да ты что? Кто ж их теперь найдет? Да и не будет милиция из-за одной сережки шум поднимать. (Обращается к 3-й девочке) Ведь правда же милиция не поможет.

3-я девочка: А что случилось?

1-я девочка: У нее вчера сережки украли.

3-я девочка: Дорогие?

2-я девочка: А то? Знаешь, такой цветочек с камушком, мне мама подарила. Ой, вот точно как у тебя.

3-я девочка: Мне тоже мама подарила.

1-я девочка: Ладно, рассказывай, мама... А может ты и украла...

3-я девочка: Да вы что, девочки!

2-я девочка: Подожди, может мы зря человека обвиняем, а сережки-то и не похожи, покажи-ка их поближе...

Девочка снимает сережку

1-я девочка: Похожа?

2-я девочка: Вроде похожа.

1-я девочка: Надо маме показать, давай у нее спросим?

2-я девочка: Ты что, с ума сошла, ты мою мать не знаешь? Она же грозилась отлупить того, кого в таких сережках увидит, а она сначала делает, а потом спрашивает.

3-я девочка: Девочки, это мои сережки, хотите – пойдемте к моей маме.

2-я девочка: Ага, ненормальных нашла.

1-я девочка: А давайте вот что сделаем, Лена, ты отдай ей в залог свое кольцо, только учти, оно жутко дорогое, а мы сбегаем, покажем твоей маме сережки, да не волнуйся, мы вон в том доме живем.

2-я девочка: Только учти, если попытаешься с кольцом удрать – мы тебя из под земли достанем…

3-я девочка: Хорошо, хорошо, я вас здесь буду ждать.

Девочки уходят.

Девочка на скамейке смотрит на часы, волнуется, затем начинает плакать и уходит.

На сцене Катя и Лена.

2-я девочка: Вот видишь, как просто.

1-я девочка: Да, а эта дурра и не знает, что подъезд сквозной.

2-я девочка: теперь в скупку, рублей 200 дадут за сережки.

1-я девочка: Точно, сережка-то дорогая.

2-я девочка: И никто ничего не узнает…

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь в этой сценке, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

«Мошенничество (ст. 159 УК РФ), т.е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребление доверием, - наказывается:

  • штрафом,
  • обязательными работами,
  • исправительными работами».
    Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

3) «Вымогательство»

инсценировка

3 мальчика сидят на скамейке.

1-й мальчик: Стремно как-то, пойти некуда...

2-й мальчик: Бабки были бы, веселее было?

3-й мальчик: А то?! Взяли бы бутылочку...

1-й мальчик: Может занять у кого-нибудь?

2-й мальчик: А отдавать чем будем?

1-й мальчик: Нет, занимать надо так, чтобы не отдавать.

3-й мальчик: как это? ...

1-й мальчик: А вот смотри… видишь, пацан идет, сейчас у него займем...

Входит мальчик.

1-й мальчик: Эй, шкет, стой! Деньги есть?

4-й мальчик: Нету.

2-й мальчик: А не врешь?

4-й мальчик: Честно, нету денег.

1-й мальчик: Сейчас проверим твою честность, выворачивай карманы.

4-й мальчик: Не буду, не имеете права.

2-й мальчик: А по репе?..

Мальчик покорно выворачивает карманы, в одном несколько монет.

1-й мальчик: Ну, вот видишь, а ты говорил «нету денег».

4-й мальчик: Так тут всего рубль, что на него купишь?

2-й мальчик: Это не важно, ты нас обманул (возвращает деньги)! На, забирай свою мелочевку, а завтра принесешь нам 10 рублей, понял?

4-й мальчик: Почему я вам должен деньги приносить?

3-й мальчик: А разве тебя не учили, что взрослых нельзя обманывать? Вот за обман денежку и принесешь. Понял?

4-й мальчик: Не принесу!

1-й мальчик: Не принесешь - в репу, мы ведь знаем, где ты живешь.

2-й мальчик: А если кому пожалуешься, мы тебя так отделаем, что и мамочка не узнает.

Уходят, насвистывая.

(Учащимся задается вопрос, о каком правонарушении шла речь, они пробуют дать название правонарушению, комментируют какое должно последовать наказание, классный руководитель обращается к статье и делает вывод)

«Вымогательство (ст. 163 УК РФ), т.е. требование передачи чужого имущества или права на имущество ... под угрозой применение насилия, либо уничтожения или повреждения чужого имущества... наказывается:

  • ограничением свободы;
  • арестом;
  • лишением свободы».

4. «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде (Ст. 162 УК РФ).

1)Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих».

Бывают такие ситуации, когда употребление алкоголя является преступлением.

Рассмотрим, как алкоголь изменяет жизнь.

Сравните их, что нет в жизни пьяного человека, к каким правонарушениям это приводит?

В жизни многих людей бывают ситуации, когда вам предложили выпить какой-нибудь алкогольный напиток и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о последствиях. То есть нужно уметь отказаться.

Попробуйте сформулировать причины отказа (объяснение причины отказа, предложить замену, сделать вид, что не слышал, просто сказать»нет» и уйти)

Когда вам предлагают выпить, обычно в качестве повода для выпивки приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «ЗА», а затем отказаться от предложенного напитка

О последствиях пьянства и алкоголизма можно говорить много. Нет оправдания пьяницам! Эти люди вредят и самим себе, и семье, и государству.

5.Задания для учащихся в группах - разбор ситуаций (слайд 5)

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (Гражданско-правовое)

№2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (административное)

№3. Учащиеся 7б класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонко все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (уголовное)

№4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

Какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? Какое наказание можно ожидать? (административное)

        А теперь посмотрите на экран, я подготовила вам небольшие рекомендации: как избежать правонарушений.

6.»Мозговой штурм». Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)

пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.

стремление к примитивному времяпровождению.

зависть

преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.

жадность.

резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность;

неуверенность в завтрашнем дне.

стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.

Низкий материальный уровень жизни населения.

Низкий уровень правовой культуры граждан. 

 Алкоголизм и наркомания

Ответственное отношение к учебе, знаниям.

Обладание внутренним миром

Общение и искусством, природой

доброта

Делается вывод:

Что приводит к правонарушениям? Все ли делают так?

Большинство людей обладает духовностью, т.е. подразумевается наличие в человеке души, умение ее слушать, обладание внутренним миром.

Бездуховность – одна из причин, которая приводит детей к правонарушениям.

Как же формируется бездуховность?

Первый источник – пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Пустое сознание может давать телу только самые примитивные команды – пей, ешь, получи удовольствие. Сведения по различным наукам, общение с искусством, природой – основа духовности.

Второй источник – стремление к примитивному времяпровождению.

Третий источник – преобладание материальных потребностей над духовными, т.е. приобретение различных вещей и других материальных ценностей.

Общеизвестным признаком бездуховности являются зависть и жадность.

        У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло. И никакая милиция, никакие суды не заставят человека быть добрым. Они могут под страхом наказания заставить его не совершать противозаконных действий, но заставить его быть добрым, они не смогут.         Поэтому добро – это душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души – есть страх перед наказанием, но нет добра. Человек без души – животное.

Злость – спутник несчастий. Древняя пословица гласит: злой плачет от зависти, добрый от радости.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, вы не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

        Удачи вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мы в ответе за свои поступки» Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. Екатерина Великая

Слайд 2

«Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают» Л.Н. Толстого

Слайд 3

ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Слайд 5

Уголовная ответственность наступает с 14 лет за:

Слайд 7

поступки житейские Унижение Грубость Порча вещей Порча вещей Ложь Драка Опоздание шалость необратимые Убийство Неправильное лечение Казнь Предательство Отречение Употребление наркотиков

Слайд 8

Ситуации из жизни. 1. Твой одноклассник забыл дома ручку, ты ему одолжил. После уроков выяснилось, что ручка сломана. Ваши действия. 2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Ваши действия. 3. После уроков Петя предложил Вите вместе побить Колю. На что Витя ответил…



Предварительный просмотр:

унижение

грубость

порча вещей

потеря чего-либо

ложь

драка

опоздание

шалость

убийство

казнь

неправильное лечение

предательство

отречение

проклятие

употребление

наркотиков

унижение

грубость

порча вещей

потеря чего-либо

ложь

драка

опоздание

шалость

убийство

казнь

неправильное лечение

предательство

отречение

проклятие

употребление наркотиков


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Воспитание характера

Классный руководитель. Тема сегодняшнего разговора: «Наука побеждать». Так называется книга нашего выдающегося соотечественника.

- Знаете ли вы, что это за книга и кто ее автор?

(Дети высказываются.)

Автор этой книги - великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он хорошо усвоил науку побед - не проиграл ни одного сражения. А вся жизнь А.В. Суворова - это наука о том, как побеждать самого себя.

- Нужна ли человеку такая наука?

(Дети высказываются.)

Нужно ли человеку побеждать себя? На этот вопрос помогут ответить эпиграфы

Все победы в жизни начинаются с победы над собой.

Конфуций

Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени.

Л.Н. Толстой

Ставьте перед собой высокие цели и думайте о себе как о человеке, способном достичь этих целей.

И. П. Павлов

2.  Уроки Суворова

Наука побеждать себя известна всем великим людям. Послушайте, как постиг эту науку Суворов.

В детстве Александр Суворов был хилым и болезненным мальчиком. Может быть, поэтому его кумиром стал древнегреческий оратор Демосфен, о котором Саша прочитал у древнегреческого философа Плутарха. Демосфен тоже был хил и слаб, но благодаря своей воле, целеустремленности, трудолюбию стал выдающимся оратором, великим государственным деятелем Греции. А юный Саша Суворов захотел стать великим полководцем. Среди его идеалов были великие полководцы - Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь. Образцом патриота и полководца стал для него и царь Петр I. С юных лет начал Саша Суворов готовить себя к военному делу. «Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружья не подымешь!» Однако мальчик не отказался от своей мечты. Он составил план самовоспитания. Чтобы стать полководцем, нужно тренировать ум и тело, укреплять характер и волю.

Он закалял свое здоровье, изнуряя себя физическими упражнениями; даже в холод носил легкую одежду, обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость.

Много работал Суворов и над развитием своего ума. Еще до поступления на военную службу он изучал разные науки, овладел восьмью иностранными языками; любил литературу, сам писал стихи. Основное внимание Суворов уделял военным наукам: читал книги о великих полководцах, изучал основы военной инженерии. В 15 лет он стал служить в полку простым солдатом, продолжая тренировать свой ум и тело. Суворов охотно шел на дежурство, в караулы, тщательно отрабатывал военные упражнения; сам вызывался выполнять трудные поручения, никогда не нанимал солдат, которые выполняли бы за него служебные обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Более того, он часто добровольно подменял на дежурствах своих товарищей. Солдатская служба приучила его к терпению, дисциплине, самоотверженности. Эти качества помогли ему в осуществлении его мечты - он стал не просто военачальником, а выдающимся полководцем*.

- Этот отрывок я назвала «Уроки Суворова». Что же это за уроки? Чему учит нас этот отрывок? {Как стать великим, как работать над собой, как воспитывать себя.)

- Здесь говорится о том, как Суворов работал над собой, как он сам себя воспитывал, готовил к службе. С чего началось это самовоспитание? (С постановки цели.)

- Какую цель поставил перед собой юный Саша Суворов? (Стать полководцем.)

- Кого он выбрал в качестве образца для подражания и почему? (Древнегреческого оратора Демосфена, потому что он тоже был слабый и хилый, но в результате работы над собой смог стать выдающимся человеком.)

- Как Суворов стал идти к своей цели? (Составил план самовоспитания.)

- Какие пункты входили в этот план? (Тренировка ума, тела, укрепление характера, воли.)

- Какие качества характера выработал Суворов на солдатской службе? (Терпение, дисциплина, самоотверженность.)

Уроки Суворова - это уроки самовоспитания. Под самовоспитанием понимают сознательную самостоятельную работу человека над формированием сильных волевых качеств и искоренением нежелательных черт своего характера или нехороших привычек. Волшебное слово «самовоспитание» означает, что человек может и должен сделать себя сам.

 Высокие и низкие цели

 Итак, самовоспитание начинается с постановки цели. «Человек без цели - самоубийца» - к такому выводу пришел великий русский ученый И.П. Павлов. Ведь цель определяет смысл и направленность человеческой жизни. Но цели у человека могут быть самые разные: купить диск с новой игрой, разбогатеть, попасть на передачу «Поле чудес», отомстить за обиду.

- Станем ли мы ради таких целей работать над собой, захотим ли ради этого стать лучше?

(Дети высказываются.)

Сильнее всего побуждают к самовоспитанию общественно значимые цели. Например, великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще юношей поставил себе цель - доставление наивозможно большей пользы окружающим, и эта цель дала ему колоссальную энергию для научных открытий на благо всего человечества.

У Суворова целью и смыслом жизни было служение России.

У великого русского святого Серафима Саровского, как и у любого христианина, тоже была великая цель - жить по христианским заповедям и уподобиться Иисусу Христу.

Такие цели называют высокими. Они дают направление и смысл всей человеческой жизни.

- Как вы думаете, если человек выбирает высокую цель в жизни, например принести наибольшую пользу людям, обязательно ли ему быть ученым, как Вернадский? (Нет, он может стать хорошим врачом, учителем, рабочим, инженером, хлеборобом, строителем, просто хорошим человеком, главное - самоотверженно и честно выполнять свой долг.)

- Есть ли у вас такие цели?

- Задумывались ли вы о том, ради чего стоит жить?

- Какие высокие цели могли бы поставить перед собой наши современники?

(Дети высказываются.)

Если человек ставит перед собой высокую цель, то кем бы он ни стал, на любом поприще он будет стремиться честно, выполнять свой долг, чтобы достичь своей цели.

3. Делать жизнь с кого?

Итак, цель определена, но как ее достигнуть? Тут многим на помощь приходит опыт других людей, которые становятся образцами для подражания.

Суворова вдохновил жизненный подвиг Демосфена, для многих молодых ученых образцом целеустремленности, честности, трудолюбия стал ученый Вернадский. Для миллионов христиан идеалом является Иисус Христос.

- Как вы считаете, обязательно ли иметь образец для подражания? И где его найти? Есть ли у вас такой образец?

(Дети высказываются.)

Образцом для подражания может быть герой книги, фильма, а может быть и реальный человек, достигший успеха в жизни, или человек, который отличается высокими моральными качествами. Пример этого человека будет вдохновлять, вселять веру в свои силы.

4. Самовоспитание и характер

 Самовоспитание - это изменение себя, своего характера. Слово «характер» в переводе с древнегреческого означает «чеканка», «печать». Характер складывается из недостатков и достоинств. Это очень хорошо видно на планете Маленького принца. Помните эту сказку?

...На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

- Что автор подразумевает, рассказывая нам о планете, о хороших и вредных семенах? (Планета - это человек, хорошие и вредные семена - хорошие и плохие качества его характера.)

- В русском языке есть такое выражение - «искоренять недостатки». Можно ли объяснить его смысл с помощью этого отрывка? (Недостатки нужно вырывать с корнем, пока они не превратились в привычку и не завладели человеком.)

- Кто чеканит, печатает характер человека? (Сам человек.)

Да, человек сам чеканит и кует свой характер. В этом и заключается сущность самовоспитания. Чем старше человек, тем сложнее изменить ему свой характер. Пока ваш характер еще не закостенел, вы можете избавиться от черт, которые в будущем способны испортить жизнь вам и вашим близким, и воспитать те, которые помогут вам стать счастливыми.

III. Игра «Угадай!»

 Хорошие и дурные качества вырастают из мелких поступков, как из семян. Кроме нас, никто не прополет сорняки нашей души. Никто не любит жадных, ленивых, злых, несправедливых и завистливых людей. Сколько пословиц, поговорок высмеивает эти человеческие пороки! Сколько афоризмов, мудрых мыслей посвящено их разоблачению!

- Угадайте слова, пропущенные в этих афоризмах и пословицах:

• Злой плачет от... (зависти), добрый - от жалости (русская народная пословица).

• Ничего не делайте под воздействием... (гнева),... (раздражения) или ... (зависти) (Александр Невский).

• Среди влияний, укорачивающих жизнь, главное место занимают... (страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть) (Вильгельм Гуфеланд).

- Назовите качества, противоположные тем, что назвал Вильгельм Гуфеланд. (Доброжелательность, миролюбие, уравновешенность, оптимизм, доброта, великодушие, любовь, бодрость и т. п.)

Самовоспитание заключается в том, чтобы искоренить недостатки и заменить их противоположными достоинствами.

IV. Информационная минутка «Качества характера»

 Чтобы искоренить недостатки, нужно их в себе увидеть, так же как и достоинства. Процесс самовоспитания начинается с критического взгляда на самого себя. На этой основе формулируется программа внутренней работы. Не надо бояться недостатков - они были даже у великих людей. Так, например, Л.Н. Толстой записывает в дневнике: «Главные мои недостатки: 1) Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); 2) Неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбие, тщеславие; 3) Привычка к праздности. Буду стараться постоянно наблюдать за этими тремя основными пороками и записывать всякий раз, что буду впадать в них».

К сожалению, многие люди совсем не знают себя и даже не задумываются о том, какие у них недостатки и достоинства. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова свыше полутора тысяч слов для обозначения качеств характера. Все эти качества можно сгруппировать в 4 блока:

1. Качества, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу.

2. Отношение человека к самому себе.

3. Отношение человека к труду, к результатам труда.

4. Волевые черты характера.

V. Упражнение «Самоанализ»

 Сейчас вы будете делать упражнение, которое поможет вам увидеть свои сильные и слабые стороны. На слайде таблица. В правой колонке перечислены человеческие достоинства, положительные качества, в левой - недостатки, отрицательные качества человека. В течение 7 минут просмотрите эти списки, выпишите те качества которые у вас есть и допишите которых здесь нет.

Достоинство

Недостаток

 

доброжелательность

злорадство

 

тактичность (деликатность)

бестактность

 

общительность

замкнутость

 

честность

лживость

 

доброта

жестокость

 

справедливость

несправедливость

 

вежливость

грубость

 

искренность

лицемерие

 

коллективизм

эгоизм (себялюбие)

 

отзывчивость

черствость

 

бескорыстие

жадность

 

уважение к людям

высокомерие

 

ответственность за свои поступки

безответственность

 

трудолюбие

лень

 

пунктуальность (точность, аккуратность)

неаккуратность

 

Достоинство

Недостаток

организованность

неорганизованность

рассудительность

безрассудство

решительность

нерешительность

верность данному слову

необязательность

сильная воля

слабоволие

смелость

трусость

сдержанность

раздражительность

умение довести работу до конца

неусидчивость

самостоятельность

несамостоятельность

дисциплинированность

расхлябанность

терпение

нетерпеливость

выдержка

несдержанность

уравновешенность

вспыльчивость

скромность

тщеславие (стремление к славе, к почитанию)

самокритичность

хвастливость

В этом списке, конечно, перечислены далеко не все положительные и отрицательные качества человека. Но, если вы смогли увидеть в себе хотя бы некоторые из своих недостатков, возможно, вам захочется избавиться от них. И в этом поможет самовоспитание.

VII. Заключительное слово «Поверить в себя»

 В заключение сегодняшнего разговора - слова великого русского ученого-физиолога Ивана Петровича Павлова, который хорошо знал, как работает человеческий организм. Поэтому его совет для тех, кто занимается самовоспитанием, очень важен. Этот совет записан на доске. (Читает.)

Другими словами, для достижения успеха очень важно поверить в себя.



Предварительный просмотр:

В мире прав и обязанностей

Цель: Формирование правовой грамотности обучающихся.

Задачи:

1. Знакомство с основными правами и обязанностями несовершеннолетних посредством игры;

2. Воспитание толерантного отношения к окружающим;

3. Умение применять знание прав и обязанностей на практике.

Возраст: 14-15 лет

Оборудование:

интерактивная доска;

проектор;

колонки;

ноутбук.

Необходимые материалы для команд: 

ручки,

листы с заданиями;

буклеты с правами и обязанностями.

Ход мероприятия

Добрый день, участники и гости нашей игры!

Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить и проверить, знаем ли мы законы. Один из важнейших принципов, на котором строится свободное общество, - это господство законов. Как сказал великий мыслитель прошлого Цицерон, “законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели”.

Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы являетесь детьми, ваши права регулирует Конвенция о правах ребенка (Ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет).

Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»

(слайд 2)

Посмотрите внимательно на перечисленные права. Выберите номера тех прав, которые прописаны в конвенции о правах ребенка.

1. Право на выражение своего мнения (ст. 13)

2. Право на образование (ст. 28)

3. Право на общение с родителями и другими родственниками (СК ст. 55)

4. Право на имя (ст. 3)

5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)

6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7)

7. Право жить и воспитываться в семье (СК ст. 54)

8. Право на бесплатное медицинское обслуживание (Конституция РФ ст. 41)

(Правильные ответы подчеркнуты))

Конкурс 2 «Нарушенные права»

(слайд 3)

Государства-участники, которые приняли в Конвенцию следят за тем, чтобы ни одно из прав ребенка, прописанных в Конвенции не было нарушено.

Посмотрите на картинку (фрагмент «Сказки о царе Салтане…»), а затем выберите и подчеркните правильный ответ на следующие вопросы:

Был ли приказ царя Дадона поместить Гвидона и царевну в Бочку и бросить их в море справедливым наказанием? (Нет)

Какие права Гвидона и царевны нарушил царь?

 на брак

на жизнь и свободу

 На получение образования

 На справедливое рассмотрение обвинения

(Правильные ответы подчеркнуты)

Конкурс 3 «Права или обязанности»

(Слайд 4)

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников прописаны в Уставе школы. Из перечня на слайде выберите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.

1. Получение бесплатного общего образования (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)

3. Соблюдение устава (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства (Право)

6. Добросовестно учиться (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)

8. Уважение чести обучающихся сотрудников школы (Обязанность)

9. Выбор формы образования (Право)

10. Носить школьную форму (Обязанность)

11. Посещать мероприятия в школе (Право)

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав. Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности.

(ответы написаны с скобках)

Конкурс 4 «Знаете ли вы закон?»

(слайд 5)

Существует 4 вида ответственности.

Перед вами 8 ситуаций. Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой ситуации.

Ученик рисует на парте (Гражданско-правовая)

Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)

Избиение одноклассника (Уголовная)

Кража мобильного телефона (Уголовная)

Прогул в школе (Дисциплинарная)

Переход дороги в неположенном месте (Административная)

Мальчик разбил мячом окно (Гражданско-правовая)

Нецензурная брань в общественном месте (Административная)

(ответы написаны с скобках)

Конкурс 5 «Что лишнее»

(слайд 6)

Ответственность за различные правонарушения прописаны в Кодексах, законах и других документах. Вам необходимо из следующих нормативных документов выбрать один лишний и объяснить, почему он не подходит.

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный кодекс

  • Гражданский кодекс
  • Жилищный кодекс
  • Уголовный кодекс
  • Конкурс 6 «Ответственность несовершеннолетних»

(слайд 7)

Одним из видов ответственности несовершеннолетних является уголовная. Она наступает с 14 лет за 20 видов правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16 лет?

1. Побои

2. Убийство

3. Кража

4. Грабеж

5. Клевета

6. Мошенничество

7. Терроризм

8. Неправомерное завладение а/м

9. Умышленное причинение вреда здоровью

10. Контрабанда

(Правильные ответы подчеркнуты)

Конкурс 7 «Что нарушено»

(слайд 8)

В предыдущем конкурсе вы видели несколько статей Уголовного кодекса РФ. Сейчас вашему вниманию будет представлен фрагмент фильма Первого канала «Дедовщина в школе». Ваша задача определить, какие преступления были совершены старшеклассниками.

Ответ:

вымогательство

грабеж

умышленное причинение вреда здоровью.

Конкурс 8 «Всегда ли правы старшие»

(Слайд 9)

Прочитайте ситуацию, а затем, используя статьи Конвенции о правах ребенка ответьте на вопросы.

Ситуация

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем мне она, если я шофёром буду? Да придераетесь вы к нам, двойки ни за что ставите. Пусть нам другого учителя найдут, посправедливее.

Учитель. Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший – меня за вашу двойку знаете, как наказали? Не разрешили в кино сходить.

Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Вопросы:

1. Кто прав, кто виноват в этой ситуации?

2. Какая Статья Конвенции подходит для разрешения конфликта?

3. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?

Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным.Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах.

Ответ:

(Здесь закон на стороне Марьи Ивановны. Так как пострадала репутация других людей.. Статья 13)

Конкурс 9 «Виды наказаний»

(слайд 10)

За совершенные преступления и правонарушения предусмотрена ответственность и наказания. Отметьте, какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РФ.

Лишение свободы

Каторга

Исправительные работы

Ссылка

Избиение плетьми

Смертная казнь

Высылка

Штраф

Арест

(Правильные ответы подчеркнуты)

Конкурс 10 «Что я знаю»

(слайд 11, 12)

Это заключительный конкурс. Ваша задача – разгадать кроссворд из те слов, определения которых вы уже слышали сегодня в ходе занятия.

По горизонтали:

3.По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.

4. То, но что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течении 11 лет

5. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.

6. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

По вертикали:

1. Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.

2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.

Ответы:

По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность

По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.

Подведение итогов. Сенквейн

(слайд 13)

Заключительное слово

(слайд 14)

Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду-победительницу. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.

Сейчас я хочу вам раздать буклеты, в которых прописаны ваши права, обязанности и ответственность. И в заключении нашей игры хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей!»

)

(Подведение итогов, слово жюри. Награждение команд)

(слайд 15)

Список литературы

1. Антонов В.В. Изучаем права человека. – М., 1996.

2. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. – Ростов н/Д, 2006.

3. Еременко Н.И. Элективный курс «Основы правоведения». 9 класс. – Волгоград, 2005

4. Летнева О.В. Правовое воспитание школьников. – Волгоград., 2005.

5. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: Профилактика асоциального поведения. – СПб., 2006.

6. Мушинский В.О. Основы правоведения. – М., 1996.

7. Никитин А.Ф. Политика и право: Учеб. Пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1995.

8. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно- деятельностных игр / авт.-сост. В.В. Гордеева. – Волгоград, 2007.

9. Программа информационной поддержки Российской науки и образования «КонсультантПлюс: Высшая школа».

10. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений / авт.-сост. Е.Ю. Ляпина. – Волгоград, 2007.

11. www.docvideos.ru

12. www.unlim-video.ru