Работа с педагогами

Диагностики, памятки, семинары, документация  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Благоприятный морально-психологический  климат в коллективе – основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.

Строительство психологического климата – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе:

  1. Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам, ученикам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких.
  2. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека.
  3. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием.
  4. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет кому порадоваться.
  5. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели.
  6. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению.
  7. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.

Желаем успеха!

МБОУ Березовская СОШ

Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Рекомендации педагогам

2015 г.



Предварительный просмотр:

Данный опросник позволяет оценить уровень психологического климата в коллективе по 13 основным показателям (свойствам):

  1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения.
  2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.
  3. В отношениях между группами внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.
  4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности.
  5. Успехи и неудачи товарищей вызывают сопереживание, искренне участие всех членов коллектива.
  6. С уважением относятся к мнению друг друга.
  7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как собственные.
  8. В трудные минуты коллектива происходит эмоциональное единение: «Один за всех, все за одного»
  9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.
  10. Коллектив активен и полон энергии.
  11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им.
  12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно.
  13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают «слабых», выступают в их защиту.

В зависимости от усредненной алгебраической суммы оценок, выводится шесть видов оценок психологического климата в коллективе:

- высокая степень благоприятности;

- средняя степень благоприятности;

- низкая степень благоприятности;

- начальная неблагоприятность;

- средняя неблагоприятность;

- сильная неблагоприятность.

В режиме "тестирование" испытуемые педагоги  оценивали по семибалльной шкале 13 свойств психологического климата в коллективе.

hello_html_m74e1e180.png

 Оценка психологического климата в коллективе

Проведенный анализ исследования показал, что существенных отклонений в показателях, характеризующих психологический климат в коллективе не выявлено. Оценить его можно на уровне выше среднего.

В целом коллектив активен, для него характерны доброжелательные взаимоотношения, уважение к мнению других. Небезразличны успехи неудачи товарищей, а также всего коллектива.

Наибольшим индексом выражены свойства (7, 4, 13, 12) «Достижения и неудачи переживаются как свои собственные», «Членам коллектива нравится вместе проводить время», «В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают «слабых», выступают в их защиту».

В связи с этим необходимо продолжать уделять особое внимание совместным организационным мероприятиям, традициям празднования юбилейных и праздничных дат, которые высоко оценивают члены коллектива.

Кроме того, проводилось исследование по методике «Оценка уровня творческого потенциала», которая позволила выявить достаточно высокий уровень творческого потенциала. Выше среднего, чуть выше среднего имеет половина коллектива, высокий уровень – 50%.

Выявление способности педагогов к саморазвитию и определение психологических барьеров педагогической деятельности по методике «Барьеры педагогической деятельности» позволило сделать следующие выводы.

1. Для всего коллектива главным стимулирующим фактором в развитии и обучении служит интерес к работе. Среди факторов, стимулирующих развитие, доминируют доверие и повышение профессиональной компетентности на курсах (94%), пример и влияние коллег – значимый фактор для 89%.

Довольно высокие показатели получили такие стимулы, как проводимая методическая работа в школе – 72%, пример руководителей – 72%.

Основными факторами, препятствующим развитию для большинства педагогов, являются ограниченные ресурсы, стеснённые жизненные обстоятельства. Для 33% значима роль собственной инерции как препятствующего фактора, а также разочарование от прошлых неудач.

2. Выявление способностей к саморазвитию позволило сделать выводы о том, что 72% педагогов занимаются свои профессиональным развитием и имеют положительные результаты, 87% педагогов обращают внимание на обратную связь, чтобы лучше узнать и оценить себя. 78% педагогов испытывают стремление изучить себя, 89% – много читают, анализируют свои чувства и верят в свои возможности.

Данные выводы дают основание предполагать, что при определённых условиях большинство членов коллектива способны выйти на уровень активного саморазвития. Педагогический коллектив в большинстве своём делает все возможное для своего активного развития и верит в свои возможности профессионального роста в условиях внедрения инновационных программ и технологий. Однако, предстоит изыскивать нетрадиционные формы работы с педагогическим коллективом с учётом выявленных факторов и в целях развития креативности мышления каждого члена коллектива.



Предварительный просмотр:

 «Профилактика суицидального риска  в образовательном учреждении» 

Цель: раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков.

Эпиграф (слайд 2)

«Мир, вероятно, спасти  уже не удастся,

но отдельного человека всегда можно»

(Иосиф Бродский)

Ход работы

(слайд3)Мы выбираем жизнь, они- смерть.

Мы пишем письма, они- предсмертные записки.

Мы строим планы на будущее, у них...

У них нет будущего.

Кажется, что мы и они — из разных миров.

Но как велика пропасть между нами,

читающими эти строки,

И теми, кто решился на самоубийство?

Как сильно нужно измениться человеку,

Чтобы сделать этот шаг?

Всего лишь- шаг.

Они не были рождены самоубийцами,

Но умерли с этим клеймом.

Они продолжают умирать.

Очень часто приходится сталкиваться с жалобами родителей и педагогов на «неуправляемость» детей и подростков. Иногда сами педагоги и родители просят проверить, все ли в порядке у ребенка с психикой. А на самом  деле все гораздо проще: двух-трехлетний малыш может разбить чашку или сломать игрушку. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть обругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок. И как это ни цинично и страшно, иной раз подростковые  суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью — наконец-то вы обратите на меня внимание.

   Некоторые специалисты сообщают о том, что  в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность. По данным Генеральной прокуратуры России 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых и сверстников, бестактным поведением взрослых, конфликты с одноклассниками, друзьями.

     Подростки часто романтизируют образ человека, способного к суицидальному поведению. Они не думают о необратимости факта смерти, психически здоровый, благополучный человек никогда так не поступит.

    (слайд 4) По официальной статистике , каждый год кончают жизнь самоубийством 1 мл. людей. Среди них:

  • 280 тысяч китайцев
  • 50 тысяч русских
  • 30 тысяч американцев
  • 25 тысяч японцев

(слайд 5) За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте 14-19 лет пытается  совершить попытку самоубийства. По абсолютному количеству подростковых суицидов Россия занимает 1 место.

Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны- девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают «щадящие способы», которые реже приводят к смерти. 60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период заметен  контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

    Самоубийство- последний шаг, к которому привели множество причин, и каждая причина, в свою очередь, является следствием бесчисленного множества других причин.

Информация к размышлению. (слайд 6)

  1. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков - семейные конфликты с родителями. 46%.
  2. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделимая любовь) этот показатель вырос в 1,5 раза и составил 24,1%.
  3. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%.

Настораживает тот факт, что 15% суицидов предпринимали повторные попытки самоубийств.

         (слайд 7)  Суицид- акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно.

Факторы суицидального риска: генетические , психолого-психиатрические, социально-средовые. (Методические рекомендации «Суицидальное поведение у детей и подростков» Курган, 2006 год  с.20)

(слайд 8)   Формы суицидальной активности:

  • суицидальные мысли
  • суицидальные поступки
  • завершенный суицид.

Виды суицидального поведения:

  • демонстративно-шантажное
  • самоповреждающее
  • истинное

(Методические рекомендации «Суицидальное поведение у детей и подростков» Курган, 2006 год  с.17)

(слайд 9) Выделяют пять ведущих мотивов суицидального поведения:

  1. «Призыв»- цель привлечь внимание окружающих, получить от них помощь и поддержку.
  2. «Протест»- выразить свой гнев, наказать окружающих, чаще совершаются на фоне межличностного конфликта, попытки носят импульсивный характер.
  3. «Избегание»- в ситуации беспомощности, безысходности на фоне крайне травматичной ситуации.
  4. «Самонаказание»- суицид совершат под влиянием стыда, вины, ненависти к себе.
  5. «Отказ»- в основе лежит стремление умереть.

(слайд 10) Причины суицидов среди детей:

  • дисгармония в семье
  • несформированное понимание смерти
  • отсутствие идеологии в обществе
  • саморазрушающее поведение
  • ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям
  • депрессия

(слайд 11) Группа риска:

  • незаконченная попытка суицида
  • суицидальные угрозы, прямые или завуалированные
  • тенденции к самоповреждению
  • суициды в семье
  • алкоголизм
  • употребление ПАВ
  • аффективные расстройства
  • хронические или смертельные болезни
  • семейные проблемы
  • сверхкритичные к себе подростки
  • лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат.
  • Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями.

(слайд 12)  5 основных критериев суицидального риска
* Подросток злоупотребляет алкоголем, наркотическими  веществами
* Имеется  акцентуации характера
* Ранее получал стационарное или амбулаторное психиатрическое лечение
* Проживает отдельно от родных
* Помимо данного эпизода у подростка уже был суицидальный эпизод  

В 90% случаев родители не знают о попытках самоубийства, которые предпринимают их дети. Фактически 35–70% таких детей вообще никому не рассказывают об этом.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки: (слайд 13)

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 Поведенческие признаки: (слайд 14)

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

 Ситуационные признаки (слайд 15)

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

                 Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию. (слайд 16)

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, что его беспокоит, в чем проблема. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы

          Важно не оставлять человека в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

«Некоторые из самоубийц умирают, молясь, чтобы их кто-то нашел, спас до того, как наступит конец».
Ди Снайдер


(Слайд 17)  Формы профилактики подростковой суицидности:

  • Неукоснительное соблюдение педагогической этики
  • Ранее выявление детей «группы риска» и наблюдение за ними
  • Активное сотрудничество с семьёй
  • Усилить внимание родителей к суицидальным психологическим факторам
  • Формирование у детей ценностного отношения к жизни

(Методические рекомендации «Суицидальное поведение у детей и подростков» Курган, 2006 год  с.21)

  Оказать помощь ребёнку, а также родителям, оказавшимся в трудной ситуации, могут по телефону доверия, который является бесплатным и анонимным.

                                              8-800-2000-122


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека всегда можно . Иосиф Бродский

Слайд 2

«Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении»

Слайд 3

Каждый год кончают жизнь самоубийством 1 000 000 человек. Среди них: - 280 тысяч китайцев, - 30 тысяч американцев, - 25 тысяч японцев, - 20 тысяч французов, - 50 тысяч русских

Слайд 4

число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. каждый двенадцатый подросток в возрасте 13-17 лет пытается совершить попытку самоубийства Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши

Слайд 5

Информация к размышлению. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков - семейные конфликты с родителями. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделенная любовь) На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение 15% подростков предпринимали повторные попытки самоубийств.

Слайд 6

Суицид – акт лишения себя жизни, при котором человек действует целенаправленно, преднамеренно, осознанно Факторы суицидального риска Генетические факторы Психолого – психиатрические факторы Социально – средовые факторы

Слайд 7

Формы суицидальной активности - суицидальные мысли: - суицидальные попытки - завершенный суицид Виды суицидального поведения - демонстративное-шантажное - самоповреждающее - истинное

Слайд 8

Выделяют 5 ведущих мотивов суицидального поведения «Призыв» «Протест» «Избегание» «Самонаказание» «Отказ»

Слайд 9

Причины суицидов среди детей : Дисгармония в семье Несформированное понимание смерти Отсутствие идеологии в обществе Саморазрушающее поведение Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям Депрессия

Слайд 10

Группа риска Незаконченная попытка суицида. Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные Тенденции к самоповреждению Суициды в семье Алкоголизм Употребление наркотиков и других токсических препаратов Аффективные расстройства Хронические или смертельные болезни Семейные проблемы Сверхкритичные к себе подростки Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями

Слайд 11

5 основных критериев суицидального риска * Подросток злоупотребляет алкоголем, наркотическими веществами * Имеется акцентуации характера * Ранее получал стационарное или амбулаторное психиатрическое лечение * Проживает отдельно от родных * Помимо данного эпизода у подростка уже был суицидальный эпизод

Слайд 12

Словесные признаки: Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”. Намёки о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”. Много шутят на тему самоубийства. Заинтересованность вопросами смерти.

Слайд 13

Поведенческие признаки: 1. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами. 2. Демонстрируют радикальные перемены в поведении. 3. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Слайд 14

Ситуационные признаки 1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении 3. Ощущает себя жертвой насилия 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Имеет склонность к самоубийству 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

Слайд 15

Советы Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Оцените серьезность намерений и чувств решившегося на самоубийство человека. Оцените глубину эмоционального кризиса. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве.

Слайд 16

Формы профилактики подростковой суицидности: Неукоснительное соблюдение педагогической этики Ранее выявление детей «группы риска» и наблюдение за ними Активное сотрудничество с семьёй Усилить внимание родителей к суицидальным психологическим факторам Формирование у детей ценностного отношения к жизни

Слайд 17

Детский телефон доверия 8-800-2000-122



Предварительный просмотр:

Социально-педагогический паспорт _______ класса

_________________ учебный год

Классный руководитель______________________________________

Всего

обуч-ся

Мальчики

Девочки

Количество семей

полных

неполных

многодетных

неблагополучных

опекаемых

(подопечных)

Многодетные (трое и больше детей до 18 лет):

ФИО обуч-ся, дата рождения

ФИО и дата рождения каждого ребенка и его занятость

Домашний адрес, телефон

Занятость родителей

Особые отметки (жилье, обеспеченность)

Неполные:

ФИО обуч-ся, дата рождения

ФИО родителя

Занятость

Домашний адрес, телефон

Количество детей до 18 лет

Полные:

ФИО обуч-ся, дата рождения

ФИО родителя

Занятость

Домашний адрес, телефон

Количество детей до 18 лет

Малообеспеченные:

ФИО обуч-ся, дата рождения

ФИО родителей

Занятость

Домашний адрес, телефон

Причина

Опекаемые (подопечные):

ФИО обуч-ся, дата рождения

ФИО опекуна (попечителя)

Занятость опекуна (попечителя)

Домашний адрес, телефон

Дети-инвалиды:

ФИО ребенка, дата рождения

ФИО родителей

Домашний адрес, телефон

Диагноз

Дети, не проживающие с родителями, кроме опекаемых (подопечных):

ФИО обуч-ся, дата рождения

Сведения о родителях

Домашний адрес, телефон

ФИО с кем проживает, занятость, почему не проживает с родителями

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (пед. запущенность, соц. запущенность, правонарушители, неадекватная реакция, антиобщественное поведение)

ФИО обуч-ся, дата рождения

Причина, контроль

Домашний адрес, телефон

Занятость детей во внеурочное время: (количественные данные)

ДЮСШ

ДШИ

Кружки и секции при школе

Другое

Обучающиеся, состоящие на учете:

Вид контроля:

Причина: