12.11.2021 литература 16 гр

Татьяна Васильевна Янченко

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12.11.2021.literatura_16_gr.docx55.31 КБ

Предварительный просмотр:

12.11.2021 Литература 16 группа

         Тема:    Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891 гг.)

Основные этапы жизни и творчества.

Цель урока: знакомство с биографией писателя и основными вехами творчества.

Оборудование: портрет И. А. Гончарова кисти друга И. А. Гончарова Н. А. Майкова;

стенд, посвящённый жизни и творчеству писателя;

образец таблицы, которую учащиеся будут заполнять.

Ход урока.

  1. Оформление тетрадей.

Эпиграфы:

   В таланте Гончарова главную роль

играет «изящность и тонкость

 кисти», «верность рисунка»,

преобладание художественного

изображения над прямой авторской

мыслью и приговором.

В. Г. Белинский

   Мне житьё и писанье – не то,

что Тургеневу, Островскому,

людям свободным и обеспеченным…

 Какое беспредельное и глубокое море

 – литература.   …Литератору, если

он претендует не на дилетантизм в ней,

 а на серьёзное значение, надо положить

 в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!

И. А. Гончаров

План.

  1. Биографическая и творческая справка.

                               2. Общая характеристика романа «Обломов».

3. Знакомство с биографией И. А. Гончарова. (Сообщения учащихся и учителя с одновременным составлением учащимися хронологической таблицы.)

Сильный ученик на протяжении ур. составляет викторину, которую проведёт в конце.

Дата

Жизненные факты

Произведение

6 (18) июня 1812 в Симбирске

Рождение

1822 – 1830 (8 лет)

Московское коммерческое училище

1831

Московский университет

1832

Встреча с Пушкиным

Весна 1835 г.

Петербург. Департамент внешней торговли Министерства финансов

Романтические стихи. Повести. Статьи, фельетоны, заметки.

Март – апрель 1847 г. (автору 35 лет)

«Обыкновенная история» (работал около 10 лет);

Приступил к «Обломову»

Июль 1849 г.

Симбирск у родных

Задумал «Обрыв»

Лето 1852 г.

Плавание на фрегате «Паллада»

Книга очерков «Фрегат «Паллада»

1855

Старший цензор

1857 (около 2-х месяцев)

Лечение на заграничном курорте Мариенбаде

Семь недель пишет «Обломов»

1859

«Обломов» в № 1 – 4 «Современника»

5 лет

Совет Главного управления по делам печати

1868

Отставка

1869 г.

«Обрыв» (20 лет работы)

1891

Сжёг автографы произведений. Смерть.

  •      Рассказ учителя. Гончаров отца почти не помнил – Александр Иванович умер, когда Ване было всего  7 лет.
  •      Гончаров боготворил свою мать, Авдотью Матвеевну, которая любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование 4-х детей (2 мальчика – Николай и Иван и 2 девочки – Александра и Анна) другу семьи отставному морскому офицеру Николаю Николаевичу Трегубову, который был дворянином, и ввёл семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типичное помещичье воспитание.  

   

  •      Сам Н. Н. Трегубов оказал огромное влияние на формирование духовных потребностей и интеллектуальное развитие Гончарова. Крёстный «был вполне просвещённый человек,- вспоминал Гончаров,- не жалел денег на выписку из столиц журналов, книг, брошюр». В библиотеке крёстного ещё маленьким мальчиком Гончаров пристрастился к чтению. Трегубов воспитал в будущем писателе любовь к морю, мечту о морском путешествии и оставил много света и радости в душе Гончарова.

    

  • В 1822 г. поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в  нём протест против унижения человеческой личности. Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование.

 

   В Московский университет поступил в 1831 г., где в это время учились Белинский, Огарёв, Лермонтов, Аксаков.

     Незабываемое впечатление на юношу произвела встреча с А. С. Пушкиным, посетившим университет в 1832 году. Уже на склоне лет писатель живо воссоздал её в очерке «В университете»: «Когда он вошёл с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга… его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование». 

   В Московском университете  Гончаров слушал лекции лучших российских профессоров«Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого»,- писал Гончаров в воспоминаниях.

     Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков.

   

  •      Весной 1835 г. Гончаров переселился в Петербург и поступил на службу в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Он получил место рядового канцелярского чиновника – переводчика иностранной переписки. Только после 16 лет службы Гончаров стал младшим столоначальником. Он не стремился к карьере на этом поприще, но жизнь складывалась так, что нужно было служить. Через много лет, в 1874 г. Гончаров писал А. А. Толстой: «…хотелось мне всегда и призван я был писать, а между тем должен был служить… всегда делал то, чего не умел или не хотел делать». Многолетняя служба в Департаменте внешней торговли, где писатель мог наблюдать нравы людей нового, буржуазного толка, пригодилась ему в работе над характером Андрея Штольца («Обломов»).

   

  •      В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьёй известного художника Майкова (портрет А. И. Гончарова  кисти Н. А. Майкова), сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. В этом доме выходил рукописный альманах «Подснежник», в нём-то и дебютировал Гончаров романтическими стихами. Кружок Майкова посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет («Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, - вспоминал впоследствии писатель,- потом переводил Гёте, Шиллера и др.»)
  • Из этого периода до нас дошли немногие повести и стихи. В это время он внимательно следит за критической деятельностью Белинского, сам увлекается публицистикой, в «Современнике» печатаются анонимно его статьи, фельетоны, заметки. Под влиянием Белинского проникается антикрепостническими идеями.
  • Рассказ ученика об «Обыкновенной истории» (стр. 85 - 88). Л Н. Толстой так отзывался об «Обыкновенной истории» в письмах В. В. Арсеньевой: «Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но, зато, свой собственный становится умнее и яснее». После публикации «Обыкновенной истории» Гончаров занял в русской литературе, по словам Белинского, «одно из самых видных мест».
  • Цикл очерков «Фрегат «Паллада». Рассказ ученика (стр. 88 – 91).

Дополнения учителя. Плавание на «Фрегате «Паллада».  Мечта о путешествии зародилась у Гончарова в детстве под влиянием бесед с Трегубовым: «хотелось самому туда, где учитель указывает пальцем быть экватору, полюсу, тропикам».    Такая возможность представилась писателю в 40-летнем возрасте. Русское правительство отправило фрегат «Паллада» к берегам Японии для установления торговых и дипломатических отношений между 2-мя странами. 10 месяцев через Атлантический, Индийский и Тихий океаны плыл фрегат в Японию.

           Всё это время Гончаров подчинялся морскому распорядку, совершенно иному, непривычному укладу жизни. «Робко ходит в первый раз человек на корабле: каюта ему кажется гробом, а между тем, едва ли он безопаснее в многолюдном городе, не шумной улице, чем на крепком парусном судне, в океане»,- писал он в книге очерков путешествия.

     По окончании путешествия Гончаров напишет: «Это вглядывание, вдумыванье в чужую жизнь целого народа или одного человека отдельно, даёт наблюдателю такой общечеловеческий и честный урок, какого ни в книгах, ни в каких школах не отыщешь». Впечатления о плавании Гончаров описал в книге очерков «Фрегат «Паллада» (издана в 1858 г.)

     Современники вспоминали, что небольшая квартира Гончарова на Моховой была наполнена множеством вещей, которые писатель привёз из путешествия. Везде, где останавливался фрегат, он старался приобрести что-нибудь наиболее характерное, свойственное только для данной страны. В 2-томном издании путевых заметок «Фрегат «Паллада» Гончаров постоянно отмечает необыкновенное мастерство народных умельцев, которые только при помощи ножа и самых простых приспособлений создают настоящие произведения искусства.

     

  •      Возвращаясь из путешествия через Сибирь, писатель заехал в Симбирск повидаться с родными. Он подарил им множество диковинных, заморских вещей и, в частности, сестре Анне Александровне Музалевской – редкую океанскую раковину. Эту раковину бережно хранили потомки. Теперь она находится в  музее И. А. Гончарова в Симбирске.
  •      Кабинет Гончарова украшали лакированные японские фаянсовые тарелки и шкатулки. Гончаров восхищался их изяществом и писал: «Лак необыкновенно густ, черен, не сходит, говорят, десятки лет и чист, как зеркало. Таких лакированных вещей нигде нет». 
  • Учитель. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу – на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника», часто присутствует на редакционных обедах, устраиваемых Некрасовым, на которых обычно читались и обсуждались произведения писателей, выступали музыканты и артисты.
  • В 1852 г. опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. Сообщение ученика (стр. 91).

Дополнение учителя. Этим романом писатель показал, какое пагубное влияние оказывали крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку. Мы видим, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Образами Обломова и Захара Гончаров убеждает, что крепостнические порядки духовно опустошают человека, лишают его воли и стремлений.

«Обломов»

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

 

 2)    Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в…  кисель».

   

   Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

   

31-я часть романа малодейственна (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней показана эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии). В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Но Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь.

    Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него.

  • В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой  нормой.

   Для Штольца норма – деловая буржуазная жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её.

   

  •  В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

     

4) Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

   В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви.

     Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

     

     5) 4 – я часть романа посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

 

      В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кротокблагодарен. Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

     6Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

   7)  Место действия романа – Петербург (только в 9 главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

     

8) Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

   9) В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

     

    10) 6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

     11Кульминация – 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

   12)  В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост… < после – приставка, обозначающая: следующий после чего – л., вслед за чем–нибудь).

13) Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги.

   

     14) В эпилоге (11 глава 4-й части) Гончаров говорит о смерти Обломова. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

     

      Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

   15)  По поводу сюжета существуют 2 точки зренияПервая утверждает, что в романе 2 сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление остаётся.

     Вторая точка зрения профессора А. Г. Цейтлина, - считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

   

     16)  Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает употреблять украшающие эпитеты и метафоры, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40 – 50 – х г.г.

    17) Многообразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык  в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Ольга и Обломов, оценка снегопада в день разрыва героев). Вся языковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

     

     18) Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценён современниками. И. С. Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.

1 часть. Введение в роман. «Сон». Экспозиция. Пролог к роману.

Эволюция Обломова

2 часть (1 – 2 гл.). «Собственно роман». Экспозиция

Русско-немецкое воспитание Штольца

2 часть (3 -5 гл.) «Пробуждение». Завязка

Узел событий. Знакомство с Ольгой. Любовь к Ольге.

2 часть (6 – 11 гл.) «Восхождение героя». Развитие действия.

Чувство крепнет. Письмо к Ольге.

2 часть. (12 гл.) Кульминация.

Объяснение в любви.

3 часть. «Испытания любви».  Развязка. (11 -12 гл.). Погружение в сон. «Нисхождение героя.

Несостоятельность и банкротство Обломова.

4 часть.

Выборгская обломовщина. Взаимоотношения Ольги и Штольца.

4 часть. Перетекание сна в вечный сон. Эпилог.

Смерть Обломова.

19) 5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г. публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 29 лет.

20) При жизни Гончарова вышло 2 издания ПСС. В 1891 г. Гончаров сжёг автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александрово-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м г. жизни он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодёжь. Похоронен был на крутом берегу речки, протекающей у кладбища.

21) Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошёл 3-мя романами, названия которых начинаются на «Об…».

22) Ответы на вопросы викторины по прослушанному материалу (один из сильных учащихся вопросы составляет на протяжении урока)

Примерные вопросы:

- Происхождение писателя? (купеческого рода)

- Сколько братьев и сестёр имел И. А.? (1 брат и 2 сестры)

- Кто был крёстным отцом и другом семьи Гончаровых? (Трегубов)

- Его профессия? (морской офицер)

- Любовь к чему воспитал Трегубов в будущем писателе? (к морю)

- С кем встретился в 1832 г. в  Московском университете  И. А.? (Пушкиным)

- В каком городе  провёл служебную часть своей жизни  И. А.? (Петербурге)

-  Кем служил 16 лет? (переводчиком)

- Назови 3 романа на «Об…», написанных Гончаровым.

 - Кто положительно отозвался о романах? (Л. Н. Толстой, Белинский, Добролюбов, Дружинин, Тургенев)

- Какое совершил  путешествие И. А. на фрегате «Паллада»? (кругосветное)

- Где похоронен И. А. Гончаров? (Александрово – Невской лавре)

- Сколько частей в романе «Обломов»? (4)

- Идея романа? (как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу)

- Чем отличается воспитание Штольца от воспитания Обломова? (русско-немецкое)

- Героиня романа? (Ольга Ильинская)

23) Дом. задание: 1) 1 – 10 главы, индивидуальные задания:

– Кто такой И. И. Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия). (По 1-й главе)

- Приёмы характеристики Манилова  («Мёртвые души», 2 глава) и Обломова:

а) портрет;

б) обстановка комнаты;

в) личность раскрывается через вещи, которые его окружают.

- Кто такой Захар? Его характер, отношение к Обломову. Обязанности Захара. Какова идейно-композиционная роль Захара в романе? Из-за чего ссорятся Обломов и Захар? (1, 7-8,10 гл.)

- Парад гостей. Рассказать, кто они, из занятия, отношения с Обломовым, оценка Обломовым их жизнедеятельности (2 – 4 главы).

- Кто такой Обломов? Его жизнь в Петербурге (прошлое) (5 гл.)

- Образование Обломова, его отношение к науке. Отношение к имению, хозяйственным вопросам. (6 глава)

- 9 глава «Сон Обломова» Описание Обломовки. Семилетний Обломов в доме родителей. Распорядок дня, отношение близких, восприятие окружающего мира; занятия родителей. Начальное образование.

-  Парад гостей:

1. - Волков (2 глава):

  • «духовное» его увлечение
  • Почему в описании Волкова преобладают глаголы конкретного действия? Найти их.
  • 2.       Судьбинский. (2 глава)
  • Почему этот герой легко мог бы «вписаться» в галерею гоголевских чиновников? (Каково его «духовное» увлечение? Смысл его жизни? Какую он принёс новость?)

3. Беллетрист Пенкин? (2 глава)  Чем он занимается? Каково его «духовное» увлечение?   

  1. Приятель Обломова – Алексеев. 2 гл., конец 4 гл. Какого гоголевского героя из «Мёртвых душ напоминает? Что рассказано о его фамилии? Какой образ жизни ведёт?
  1. Тарантьев. 3, 4 главы. Какого гоголевского персонажа напоминает? Как Гончаров характеризует его? Какие слова употребляет? Привести примеры. 

Урок 2.

Тема: «Обломов». Образ главного героя. Понятие «обломовщина».

 Цели урока: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Ход урока.

  1. Знакомство с различными трактовками главного героя романа («дружининская» и «добролюбовская» точки зрения). Сообщение учеников.  Вряд ли ещё какой-нибудь русский роман истолковывался столь противоречивым образом, как этот. Добролюбов считал героя Гончарова прямым порождением и воплощением самодержавно-крепостнической действительности. Его современник Дружинин был убеждён, что «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви».
  1.    В свете этих диаметрально противоположных трактовок Обломова и обломовщины присмотримся внимательно к тексту очень сложного и многослойного содержания гончаровского романа.
  1. Кто такой Илья Ильич Обломов (портрет, квартира, интерьер; проблемы, которые вывели героя из душевного равновесия.) (По 1 главе).           

      1 –я часть создавалась в 1846-9 годах. 40-е годы – расцвет гоголевского направления в литературе, время, когда гоголевские эстетические открытия стали школой для замечательных писателей-реалистов: А. И. Герцена («Кто виноват?»), И. С. Тургенева («Записки охотника»), М. Е. Салтыкова-Щедрина («Запутанное дело»), Ф. М. Достоевского («Бедные люди»), Н. А. Некрасова. Гоголевский роман, по определению А. И. Герцена, «роман иронии, отрицания, протеста, а может быть, и ненависти», преломился в этих глубоко индивидуальных созданиях.

     1-я часть романа «Обломов» обнаруживает как раз прямую зависимость поэтики Гончарова от гоголевской.

   

      Композиция 1-х 5-ти глав романа почти повторяет построение глав-портретов «Мёртвых душ».

 

  •      1) Открывается роман развёрнутым описанием внешнего вида героя: «стр. 20/1» Уже в этой развёрнутой зарисовке, как и в такой детали: «20/2» - улавливается непосредственное сходство с гоголевским Маниловым, черты лица которого были не лишены приятности, но поражала их нечёткость, расплывчатость.

     Приёмы характеристики Манилова и Обломова одинаковы. Это особенно бросается в глаза при разности характеристик по существу:

  О Манилове: «358/2». Об Обломове: «20/3».

     2) Как и в главе о Манилове вслед за портретом Ильи Ильича описывается обстановка его комнаты: личность раскрывается через вещи, её окружающие. Для гоголевского человека, полностью «овеществлённого», этот приём оказывается на редкость эффективным. Аморфному характеру Манилова соответствовала неожиданная незавершённость всех ансамблей в его гостиной (урод-подсвечник рядом с прекрасными собратьями, кресло, покрытое рогожей, рядом с зачехлёнными).

   «21/1». Тяжёлые, неграциозные стулья, шаткие этажерки, сломанный диван…

   Последний штрих «в перекличке» маниловской и обломовской обстановок почти нарочит: у Манилова на столе книжка, которую он читал 2 года, с закладкой на 14 странице; страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. «Сон души» бездельников-мечтателей запечатлён в этой выразительной детали.

   Обломов, подобно персонажам Гоголя, первоначально полностью раскрывается через  быт.

3) Символичен образ халата (с. 20) в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина.

        На всех вещах заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах – слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу – оттуда вылетела бы мухаХарактер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу. Завершается экспозиция 1-й части романа горестным всхлипом Обломова: «29/1». Этот всхлип вызывает смех. Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателя.

   

    4) Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощённости мелочами, - они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег, переезда на квартиру.

     

«Пошлость пошлого человека», которую не уставал обличать Гоголь, Гончаров обнажает в своем герое с редкой беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов, застилают весь свет для Обломова, бездельника, ленивца.

       

   Обломов развратил Захара. «Ты больше Обломов, чем я»,- бросает герой Захару: И. И. и З. суть лишь разные модификации обломовского типа.

   

5) Остановлюсь на одной особой детали, которая становится лейтмотивом всего произведения. Многие романы знамениты своим началом («Евгений Онегин», «Анна Каренина»). Чтение 1-го абзаца. Лежал. Стр. 82-83. – Читатель узнаёт, что доктор прописал Обломову  движение. Иначе его ждёт болезнь, даже смерть. Это и произошло в конце концов. Это физическое состояние. Физическая смерть, но тема движения имеет и метафорический смысл: движение связывается с «действовать». Зато к Захару строг: «с. 24».

  1. Но для писателя важно не только уловить самый тип – он хочет обосновать его художественные признаки.

     Парад гостей во 2 главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга – они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. По-гоголевски характеристики гостей одноплановы, вещны. Каждый из них – напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Смысл жизни здесь сводится к:

  • С. 29. Волков? С 93 учебника, ч. 2. (Франт, светские успехи, - «духовное» его увлечение, пустое светское тщеславие – смысл его жизни.) В описании Волкова преобладают глаголы конкретного действия (вошёл, вынул, провёл, обмахнул), которые придают авторскому повествованию динамичность. В портретной же характеристике Обломова преимущественны глаголы «недейственной» семантики, обозначающие в основном состояние.
  • «33» - таков Судьбинский. С 93 учебника, ч. 2. Этот герой легко мог бы «вписаться» в галерею гоголевских чиновников. (Карьера - «духовное» увлечение «пошлого человека» с казённой квартирой и выгодная женитьба – смысл его жизни.) Принёс новость по «разряду практической стилистики»: «отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»
  • Беллетрист Пенкин? («Игра в обличительство» - «духовное» увлечение этого «пошлого человека». Сочинительство в модном духе и на любую тему)
  • Приятели Обломова – Алексеев и Тарантьев – своего ода «двойники» героя, каким он показан в самом начале романа – байбака, увальня. Неспособность Обломова к реальному действию повторена в Алексееве – «человеке без поступков», и в Тарантьеве, который «46/2-47».

   Оба персонажа имеют гоголевских «прототипов». Неопределённость характера Манилова  («Ни то ни сё», «ни в городе Богдан ни в селе Селифан») перерастает в полную бесхарактерность Алексеева с. 40.  У него «40/1». Нет практически имени, фамилии. Тарантьев, грубиян, хам «46/1». «50/1» - накидывается он на бессловесного Алексеева. Не родной ли брат Собакевича этот Тарантьев?! Гончаров характеризует его как «три пустые телеги едут по мосту», «мастер говорить», резкие просторечные слова употребляет: образина, старый пёс, шельма.

  Вывод. Авторская мысль, вызвавшая к жизни «демонстрацию» гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова: «167/1!» Они «лжеактивны», ведут образ существования лишь на первый взгляд несхожий с бытом неподвижно-дремотной Обломовки. В своей основе и эта совершенно бездуховная жизнь – та же «обломовщина», но лишь на столично-цивилизованный лад. «157/1» (гл. 4) – восклицает при полном одобрении автора Илья Ильич.

 

      Хотя идейный мотив, связанный с обличением «обломовского» в герое, господствует в 1-й части романа, он получает своё социальное наименование – во 2-й.

      В споре со Штольцем (начало 2-й части) Обломов высказывает свой жизненный идеал, «161/1»: деревня, покой, прогулки по аллеям парка, приготовление к обеду. Послеобеденный отдых – чтение книг, беседы с друзьями. «163/1» - восклицает Обломов  «163/2». «168»,- задумался после ухода друга Обломов.

   

    Понятия «хлестаковщина», «чичиковщина» родились в критике из впечатления, которое гоголевские персонажи оставляли в сознании читателей. Гончаров же сам сближает героя и явление, как бы предвосхищая итоги читательского опыта.

 

 Опыт натуральной школы с её антикрепостническим пафосом (стихи Некрасова, повести Панаева, рассказы Тургенева) Гончаров по-своему синтезировал, обобщил. Пороки крепостничества свёл воедино, объяснил через одно понятие – обломовщина.

     

Но «обломовщина» – социально-нравственное понятиеатрофия (Словарь: истощение, умерщвление какого-либо органа) воли, тяга к покою, инертность, нравственное иждивенчество.

     С. «92», - надеется Обломов. Упования на «может быть», на «авось», на  «как-нибудь» лежат в основе обломовского «порядка жизни». 92/2

   

 Обломовская пассивность питается постоянным сознанием, что кто-то за него всё сделает – значит, и уметь что-либо делать нет необходимости.

     Глубокая проявленность нравственного содержания обломовщины делает роман Гончарова чрезвычайно современным.

     Нравственные недуги обломовщины заявляли о себе не только в недавнем прошлом, но и заявляют сегодня безынициативностью, равнодушием. Просто ленью.

     Д. з. 1) Пересказ-анализ 5 главы. Кто такой Обломов. Его жизнь в Петербурге (5 гл.) Где учился, служил? Каково его отношение к начальнику? Увлекался светом? Почему оказался на диване?

2) 6 глава. - Образование Обломова.

- Его отношение к учёбе, науке. Отношение к имению, к хозяйственным вопросам.

- Что потрясло его эмоциональную натуру в молодости? Что возбудило высокие мечты, отвратило от пошлых забот о служебной карьере?

- Чем неожиданно авторское резюме в конце главы? В чём его неожиданность?

4) 9 глава «Сон Обломова»

- Почему в начале главы звучит выпад против моря?    

Идиллический пейзаж Обломовки: природа и человек слиты. (Роль неба)

- Какова среднерусская природа? (холмы, реки)

- О чём здесь заботится природа?

- Какие здесь бывают грозы?

- Есть ли страшные бури,  разрушения?

- Каков природный ландшафт в Обломовке?

Каковы характеры людей, взращённые матерью-природой, в Обломовке?

 Характерные черты Обломовки:

- Что делает похожей Обломовку на островок золотого века?

- Как совершается там годовой круг (95/5);

- Есть ли связь с внешним миром?

- Как обломовцы воспринимают время и пространство?    

- Отношение к чужакам.

 

   -   Как происходит воспитательный надзор за сыном?  

 

Символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающий сон. Пересказать его кратко.

   - Гончаров, чтобы изобразить лень и апатию во всей её широте и закоренелости, опирается на язык. В целях воспроизведения однообразной, спокойной, сонной жизни обломовцев, использует пространные конструкции, характеризующиеся замедленным ритмом, предполагающие перечисление однородных членов предложения. Найдите примеры.

И здесь преимущественно глаголы недейственной семантики Привести примеры.     

Полным контрастом этой статичной картине выступает описание поведения Илюши во время «всеобщего послеобеденного сна». Докажите. Найдите примеры.

  Каковы первейшие жизненные потребности обломовцев?

Пересказать эпизод с поеданием пирога.

Причастность обломовцев к миру сказки, легенды, мифа. Какие сказки слышал Илюша в детстве? В чём их особенность? Как воспринимал их ребёнок? Что сказки, мифы заронили в душу Илюши?

 - Отношение обломовцев к труду.

     -  Какой характер носит любовь в Обломовке? 

   - Обряды, обычаи обломовцев. Особое отношение к времени суток.

 Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, что мать строго наказывала?  

-  Особое отношение у обломовцев к приметам: Если в зимний вечер погаснет свеча…?    

Домашнее задание:

Биография писателя. содержание романа знать