3. Материалы по организации предметно-пространственной среды

Жулина Наталья Владимировна

1.Организация предметно-пространственной среды в разных возрастных группах ДОУ по ФГОС

2.Организация развивающей предметно-пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребенку (по ФГОС ДО)

3.Требования к размещению оборудования в помещениях ДОО в соответствии с требованиями Сан Пин

4. Паспорт  Средней группы №1 «Страна чудес»

5.Предметно-пространственная  средыа  в старшей группе  №1 «Страна чудес»  Детский сад №2 «Ромашка» город Выкса

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация предметно-пространственной среды в разных возрастных группах ДОУ по ФГОС»

Слайд 2

Нормативные документы: Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 17 октября 2013 г. N 1155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 3

ФГОС к условиям реализации ООП ДО Настоящие Требования включают пять групп требований: психолого-педагогические условия предметно-пространственная среда кадровые условия материально-технические условия финансовые условия

Слайд 4

Понятие «предметно - пространственная среда» Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Слайд 5

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. П.3.1. Требования к предметно-пространственной среде образовательной Организации (Группы), которые включают:

Слайд 6

: 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей .

Слайд 7

3.3.4 . Развивающая предметно- пространственная среда должна быть: - содержательно-насыщенной, - трансформируемой, - полифункциональной, - вариативной, - доступной - безопасной. 3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Слайд 8

Предметно-пространственная среда ДОУ должна способствовать реализации основных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Слайд 9

Модель предметно-пространственной среды для детей 2-3 лет Особенности возраста : - активное познание окружающего мира; - освоение «орудийных» способов действий в быту, игре; - овладение активной речью; - появление сюжетно-отобразительной игры. Игрушки и материалы: для развития движений; для развития игровой деятельности; для экспериментирования (центр воды и песка); для детского творчества; развивающие игры и игрушки (сенсорный стол, дидактические игры).

Слайд 10

Игрушки и материалы: для стимулирования двигательной активности; игрушки, отражающие реальную жизнь, игровые атрибуты и предметы-заместители; для детского творчества; для экспериментирования; дидактические и развивающие игры, строительные наборы; - для социализации (картинки с изображением людей разного возраста, пола, с разным выражением эмоционального состояния, с разными особенностями внешности, прически, обуви, одежды). Модель предметно-пространственной среды для детей 3-4 лет Особенности возраста : - переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром; - проявления детской самостоятельности; - накопление чувственного опыта в совместной со взрослым предметно-познавательной деятельности.

Слайд 11

Модель предметно-пространственной среды для детей 4-5 лет Особенности возраста: - накопление опыта совместной со сверстниками деятельности - развитие познавательной активности и деятельности - попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Игрушки и материалы: - для обеспечения оптимальной двигательной активности; - для сюжетно-ролевых игр; для строительных игр; для сенсорного развития; для экспериментирования; для социально-личностного развития; Дидактические, развивающие игры.

Слайд 12

Модель предметно-пространственной среды для детей 5-7 лет Особенности возраста: - меняется психологическая позиция – дети начинают ощущать себя старшими в детском саду; - появляется интерес к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Игрушки и материалы: для режиссёрских игр; изобразительной деятельности; самостоятельной трудовой деятельности; познавательно-речевой деятельности; художественно-творческой деятельности; для активизации двигательной деятельности; - знаковый, символьный материал.

Слайд 13

Алгоритм преобразования предметно-пространственной среды в группе детского сада Шаг 1. Шаг 2. Шаг 3. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной общеобразовательной программы дошкольного образования Организации в соответствии с возрастными особенностями детей. Провести оценку и анализ предметно-пространственной среды группового помещения, определив дефицитарные области, выписать на листе бумаги: учебно-методические пособия, необходимые для воспитания и обучения; игры и игровые материалы для самостоятельной детской деятельности; специальное оборудование для детских видов деятельности. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы.

Слайд 14

Алгоритм преобразования предметно-пространственной среды в группе детского сада Шаг 4. Шаг 5 Шаг 6. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей. Составить схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Слайд 15

Алгоритм преобразования предметно-пространственной среды в группе детского сада Шаг 7 . Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.

Слайд 16

План – схема групповой комнаты 8 спальня 6 6 10 10 10 10 10 19 7 7 12 11 12 2 17 1 15 13 вход 9 3 4 5 14 мойка окно 16 18 4 1. Стеллаж для хранения познавательно-исследовательских материалов. 2. Уголок природы. 3. Полочка красоты 4. Подвесная полка - стеллаж для хранения продуктивных материалов. 5. Ленточный стол для продуктивной деятельности 6. Шкафы для хранения игровых материалов. 7. Двухсторонний стеллаж для сюжетных игр 8. Мягкие модули 9. Уголок для физкультурного оборудования 10. Уголок для девочек. 11. Кукольный дом (макет) 12. Стеллаж с полками для хранения конструктора. 13. Магнитная доска. 14. Шкаф для хранения пособий по учебной деятельности 15. Настенный ковролин. 16.Стол для игр с песком и водой. 17. Лаборатория. 18. Контейнер для хранения природного, бросового материалов. 19. Уголок для мальчиков. 4

Слайд 17

Разделение пространства группового помещения на 3 части: зона для активной деятельности зона для спокойной деятельности Рабочая (учебная) зона

Слайд 18

Активный сектор Центр игры. Центр двигательной деятель- ности. Центр музыкально -театрализован-ной деятельности Центр конструирова- ния

Слайд 19

Рабочий(учебный) сектор Центр продуктивной и творческой деятельности. Центр познавательной и исследовательской деятельности. Центр правильной речи и моторики.

Слайд 20

Спокойный сектор Центр книги Центр природы Центр отдыха

Слайд 22

Зачем нужна предметно-пространственная среда ребёнку? Развитие ребёнка происходит в деятельности, определяющей эффективность развития в каждом психологическом возрасте, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среде; Развивающая среда является источником становления субъектного опыта ребенка; В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Слайд 23

Зачем нужна предметно-пространственная среда воспитателю? Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечивается системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада. Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы. Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.

Слайд 24

Литература: 1 . СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций« Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 2. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.). 3. Методические рекомендации по предметно-развивающей среде в детском саду (сост. ОМЦ ЦОУО, 2010г.) 4. Журнал «Старший воспитатель»,2011 г., рубрика «Формируем предметно-развивающую среду». 5. "Дошкольное воспитание" № 12 \2010, рубрика "Предметно-развивающая среда", 6. "Дошкольное воспитание" № 3\2011, рубрика "Предметно-развивающая среда" 7. Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды можно найти на портале ЦОУО ДО г.Москвы в разделе «Руководителям дошкольных образовательных учреждений»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация развивающей предметно - пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребёнку (по ФГОС ДО) »

Слайд 2

2 Условия реализации Программы психолого-педагогические материально-технические финансовые кадровые развивающая предметно-пространственная среда

Слайд 3

Развивающая предметно-пространственная среда – одно из основных средств развития личности ребёнка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта, своеобразная форма его самообразования. 3 Роль педагога – открыть перед детьми весь спектр возможностей среды в целях эффективного развития каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов и уровня активности. Формирование среды – уникальное решение для каждой конкретной образовательной организации.

Слайд 4

4 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 5

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать : 5 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 6

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать : 6 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 7

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать : 7 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 8

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать : 8 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 9

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть : 9 содержательно насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 10

Насыщенность среды 10 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 11

Насыщенность среды (продолжение) 11 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 12

В целях содержательного насыщения пространства РППС должна обеспечить работу по 5 основным областям: 12

Слайд 13

13 Художественно-зстетическое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Деление по образовательным областям условно, поскольку решение конкретных задач одной области содействует косвенному решению другой.

Слайд 14

Социально-коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе… Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции … Развитие социального и эмоционального интеллекта… Формирование готовности к совместной деятельности Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе 14 Образовательные области

Слайд 15

15 Для социально-эмоционального развития детей в РППС должно быть предусмотрено: Оборудование зоны сюжетно-ролевых игр (в соответствии с возрастом и предпочтениями детей). Оформление уголка социально-эмоционального развития детей (с разнооб - разными играми, альбомами и пособиями). Оборудование для трудовой деятельности детей (коллективной и индиви - дуальной), уголок дежурства. Оформление уголка знакомства с разнообразными профессиями и трудом взрослых (альбомы, картинки, вернисажи и т.д.). Оборудование уголка безопасного поведения в быту, на улице, в природе (разнообразные пособия, коллекции, альбомы, литература и т.д ). Оформление « семейного» уголка (семейные альбомы, стенгазеты, фотогра-фии и др.). Прим. Поскольку ознакомление с Родиной у дошкольников начинается с семьи и ближайшего окружения, рядом с «семейным» уголком можно оформить уголок нравственно-патриотического воспитания.

Слайд 16

Познавательное развитие Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Развитие представлений о малой родине и Отечестве, о социокультур - ных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира 16 Образовательные области

Слайд 17

17 Для полноценного познавательного развития детей необходимо: Оформление познавательно-исследовательской зоны с о всем необходимым оборудованием (особенно, в старших группах). 2. Оборудование математического уголка с предметами разной формы, цвета, размера и т.д., пособиями, связанными с понятиями «часть –целое», «время», «пространство» (рабочие тетради, схемы, таблицы и т.д.). В младших группах необходимо оборудование уголка сенсорики . Оформление уголка нравственно-патриотического воспитания с разнообразными альбомами и видеофильмами о районе, родном городе, столице нашей Родины и её символике (гимн, герб, флаг), о руководителях города и государства (в соответствии с возрастом), о других городах страны. В этот уголок можно поместить предметы народного быта и творчества (особенно, нашего региона). Оформление в старших группах уголка «Земля – наш общий дом» (с разнообразными альбомами о природе Земли, её обитателях и т.д.). В этом уголке может быть размещена карта нашей области или страны с отметками, где побывали воспитанники группы, или с кем дружат из другого города.

Слайд 18

Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте 18 Образовательные области

Слайд 19

19 Организация РППС по образовательной области «Речевое развитие» предполагает: Оформление уголка книги с художественной литературой, которую читают детям в настоящее время и с которой предполагают познакомить дошкольников в будущем (для того, чтобы заинтересовать красочными иллюстрациями); подбором картинок сказок для самостоятельного рассказывания; портретами писателей и т.д Разнообразные выставки и вернисажи детского творчества по художественным произведениям. В этих выставках может принимать участие и семья (старшие дети, родители, бабушки и дедушки). Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, картонный, варежковый , игрушечный и т.д.) для разыгрывания детьми сказок, стихов, знакомых художественных произведений. Оборудование зоны подготовки детей к обучению грамоте (различные таблицы, азбуки, рабочие тетради для самостоятельного использования, малые доски для написания букв и отдельных слов и т.д.).

Слайд 20

Художественно - эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей 20 Образовательные области

Слайд 21

21 Оформление РППС по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие предполагает: Оборудование музыкального уголка в группах с магнитофоном, различными детскими музыкальными инструментами, картинками-нотами, картинками-песнями, картинками-танцами, портретами детских композиторов, элементами костюмов для танцевального творчества и т.д. В младших группах должен быть уголок ряжения , который используется и для социально-эмоционального развития детей. 2. Оформление уголка изобразительной деятельности с полным набором всего необходимого оборудования и материалов (доски, навесные обои для рисования, мелки, карандаши, кисточки, гуашь, акварельные краски, глина, сангина, столы для рисования на песке и многое другое). Для самостоятельного творчества необходимы разнообразные картинки, схемы, модели и т.д. Оборудование зоны конструктивно-модельной деятельности из разнообразного материала (покупных конструкторов, из бросового и природного материала) со схемами изготовления поделок, макетами и примерными образцами. Оформление музыкального зала со всем необходимым оборудованием.

Слайд 22

Физическое развитие Приобретение опыта двигательной деятельности Развитие физических качеств Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики Правильное выполнение основных движений Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта Овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, закаливании, при формировании полезных привычек и т.д.) 22 Образовательные области

Слайд 23

23 Для выполнения задач по образовательной области «Физическое развитие» необходимо: 1. Оборудование физкультурного зала всем необходимым для выполнения основных движений в соответствие с возрастом детей, т.е разных размеров и форм. Следует использовать как традиционное оборудование (гимнастические стенки, скамейки, кубы, обручи, мячи, ленты и т.д.), так и нетрадиционное, изготовленное по специальным образцам или выполненное самими педагогами (разнообразные балансиры, степы, маты и т.д.). 2. Физкультурное оборудование в группах должно не только соответствовать возрасту детей, быть разнообразным и находиться в безопасном месте, но и способствовать развитию движений малой подвижности не провоцировать дошкольников на бег, прыжки, подвижные игры с мячом и т.д. Обратите внимание детей на то, что в подвижные игры можно играть только на улице и в физкультурном зале!

Слайд 24

Трансформируемость среды 24 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 25

25 Следует учесть ! 1 . Нежелательно жёсткое зонирование оборудования . Уголки должны меняться, дополняться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, периода обучения и реализуемых образовательных задач. 2. Для мобильности и трансформируемости пространства разделение на зоны желательно проектировать с помощью лёгкой мебели, некрупных передвижных ширм, стенок на колёсиках, мягких модулей и другого лёгкого оборудова ния. 3. Отдельные уголки и зоны могут объединяться в Центры, которые также могут видоизменяться.

Слайд 26

Примерный перечень Центров для организации индивидуального подхода к детям 26

Слайд 27

Вариативность среды 27 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 28

Полифункциональность среды 28 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 29

Доступность среды 29 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 30

Безопасность среды 30 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 31

Факторы проектирования РППС : 31 - индивидуальные социально-психологические особенности ребенка ; - особенности эмоционально-личностного развития ребенка; -индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, потребности ребенка ; - любознательность, исследовательский интерес и творческие способности ребенка ; - возрастные и поло-ролевые особенности ребенка.

Слайд 32

При проектировании РППС соблюдайте следующие принципы. 32

Слайд 33

Это надо знать! 33 Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы Требования к развивающей предметно-пространственной среде


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к размещению оборудования в помещениях ДОО в соответствии с требованиями Сан Пин

Слайд 2

Сан Пин про РППС Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 " Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"" Дата подписания: 15.05.2013 Дата публикации: 19.07.2013 00:00 Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2013 г.

Слайд 3

VI. Требования к оборудованию и его размещению в помещениях дошкольных организаций 6.2. Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется. В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. В раздевальных возможна установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.

Слайд 4

6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов . 6.7. Для детей 1,5-3 лет в групповых следует предусмотреть спортивный уголок .

Слайд 5

6.8. При оборудовании групповой соблюдают следующие требования: - столы для занятий старших и подготовительных групп устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места; - для леворуких детей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места. Столы устанавливают следующим образом: - четырехместные столы - не более чем в 2 ряда с учетом обеспечения боковым освещением максимального количества детей; - двухместные столы - не более чем в 3 ряда; - расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м; - расстояние первого ряда столов от светонесущей стены должно быть 1 м; - расстояние от первых столов до настенной доски должно быть 2,5-3 м, при этом угол рассматривания должен составлять не менее 45 град. 6.10 . В дошкольных организациях используют игрушки, безвредные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

Слайд 6

6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. Высота их установки должна составлять 1-1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4-5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста . 6.14. Во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных организациях необходимо в составе групповых предусмотреть отдельные спальные помещения. Спальни оборудуют стационарными кроватями. Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину - 120 см; ширину - 60 см; высоту ограждения от пола - 95 см; ложе с переменной высотой от пола - на уровне 30 см и 50 см. Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см. Длина стационарной кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см. Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 м.

Слайд 7

6.18. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умывальники и огороженный трансформируемым ограждением душевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения закаливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают унитазы. Для душевого поддона высота установки составляет 0,3 м. Душевой поддон оборудуют гибким шлангом с душевой насадкой, расположенным над днищем поддона на высоте 1,6 м. 6.18.2. В туалетной младшей дошкольной группы в умывальной зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и холодной воды со смесителем, 4 детских унитаза.

Слайд 8

6.18.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закрывающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского унитаза должен быть 1,0 х 0,75 м, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. 6.18.4. При проектировании и реконструкции дошкольных организаций в старших и подготовительных группах следует предусмотреть раздельные туалетные комнаты для мальчиков и девочек.

Слайд 9

6.22. Унитазы оборудуются детскими сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредные для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами. 6.24. В туалетных помещениях устанавливают настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец и предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы, шкаф для уборочного инвентаря.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»

Паспорт

Средней группы №1 «Страна чудес»

4 - 5 лет.

Воспитатель:

Жулдина Наталья Владимировна.

городской округ город Выкса, 2015 год

Девизнашей группы

Мы веселые ребята,

Мы ребята дошколята.

Люби мы играть, смеяться,

Физкультурой заниматься.

Любим петь и рисовать,

Книги разные читать,

Наблюдать и удивляться.

И друг другу улыбаться.

Много разных дел у нас –

Наша группа просто класс!!!

F:\101MSDCF\DSC04273.JPG

Наша эмблема

C:\Users\admin\Desktop\028.jpg

Список детей группа №1 « Страна чудес»

Ф.И.ребёнка

Дата  

Рождения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

С

19

20

21

22

23

Образовательный паспорт средней  группы

 «Страна чудес»

Возрастная группа: средняя.

Формат услуг: реализация Основной Образовательной Программы  дошкольного образования.  

Инвариантная часть ООП: Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Вариативная часть:

Приоритетные направления: физкультурно - оздоровительное.

Воспитатели: Владычина Таисия Георгиевна, образование: Средне – специальное.  Муромское педагогическое училище, специальность –  воспитатель. Стаж работы –  30 лет.

Жулина Наталья Владимировна, образование:  образование: Средне – специальное.  Муромское педагогическое училище, специальность –  воспитатель. Стаж  работы - 10 лет.

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
•    Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

•    Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
•    Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
•    Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша
•    Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
•    Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Возрастная характеристика детей 4-5 лет.  По образовательным областям.

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

Физическое  развитие

В  этом  возрасте  продолжается   рост  всех  органов  и  систем,  сохраняется  потребность  в  движении.  Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми. Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию.        Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим. Уровень функциональных возможностей повышается.

Позитивные  изменения  наблюдаются  в  развитии  моторики.  Дошкольники  лучше удерживают  равновесие,  перешагивая  через  небольшие  преграды, нанизывает  бусины  (20 шт.)  средней  величины  (или  пуговицы)  на  толстую  леску.

В  4-5  лет  у  детей  совершенствуются  культурно-гигиенические  навыки  (хорошо  освоен  алгоритм  умывания,  одевания,  приема  пищи):  они  аккуратны  во  время  еды,  умеют  правильно  надевать обувь,  убирают  на  место   свою  одежду,  игрушки,  книги.  В  элементарном  самообслуживании  (одевание,  раздевание,  умывание  и  др.)  проявляется  самостоятельность  ребенка.

Социально-личностное  развитие

К  5  годам  у  детей  возрастает интерес и потребность в общении, особенно со сверстниками, осознание своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: особенно  заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие. У  детей  формируется  потребность  в  уважении  со  стороны  взрослого,   для  них  оказывается  чрезвычайно  важной  его  похвала.  Это  приводит  к  их  повышенной  обидчивости  на  замечания.  Повышенная  обидчивость  представляет  собой  возрастной  феномен. Совершенствуется  умение  пользоваться установленными  формами    вежливого  обращения.

В игровой деятельности появляются  ролевые  взаимодействия.  Они указывают  на  то,  что  дошкольники  начинают  отделять  себя  от  принятой  роли.  В  процессе  игры  роли  могут  меняться.  В  этом возрасте  начинают появляться  постоянные партнеры  по  игре.  В  общую  игру  может  вовлекаться  от  двух  до  пяти  детей, а продолжительность совместных  игр  составляет  в среднем  15-20 мин.

Ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, правила игры и т. п.)  -  проявление  произвольности.

У детей начинает формироваться способность контролировать свои эмоции в движении, чему способствует освоение ими языка эмоций (гаммы переживаний, настроений).      

Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которое лежит в основе нравственных поступков.

К  5-ти  годам  в элементарном выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными)  проявляется самостоятельность.

Познавательно-речевое  развитие

Изменяется  содержание  общенияребенка  и  взрослого.  Оно выходит  за  пределы  конкретной  ситуации,  в  которой оказывается  ребенок.  Ведущим  становится  познавательный  мотив.  Информация,  которую  ребенок  получает  в  процессе  общения,  может  быть  сложной  и  трудной  для  понимания,  но  она  вызывает  интерес.

В  речевом  развитии детей  4-5  лет  улучшается  произношение  звуков (кроме  сонорных)  и дикция.  Речь  становится  предметом  активности  детей.  Они  удачно  имитируют  голоса  животных,  интонационно  выделяют  речь  тех  или  иных  персонажей.  Интерес  вызывают ритмическая  структура  речи,  рифмы.  Развивается  грамматическая  сторона  речи.  Дети занимаются  словотворчеством   на  основе  грамматических  правил.  Речь  детей  при  взаимодействии  друг  с  другом  носит  ситуативный  характер,  а  при  общении  со  взрослым  становится  внеситуативной.

В  познавательном  развитии 4-5  летних  детей  характерна  высокая  мыслительная  активность.  5-ти летние  «почемучки»   интересуются  причинно-следственными  связями  в  разных  сферах  жизни  (изменения  в  живой  и  неживой  природе,  происхождение  человека),  профессиональной  деятельностью  взрослых  и  др.,  то  есть  начинает  формироваться  представление  о  различных  сторонах  окружающего  мира.  К  5-ти  годам  более  развитым  становится  восприятие. Дети  оказываются  способными  назвать  форму  на  которую  похож  тот  или  иной  предмет.  Они  могут  вычленять  в  сложных  объектах  простые  формы  и  из  простых  форм  воссоздавать  сложные  объекты.  Дети  способны  упорядочить  группы  предметов  по  сенсорному  признаку – величине, цвету;  выделить  такие  параметры,  как  высота, длина  и  ширина.  Совершенствуется  ориентация  в пространстве.  Возрастает объем  памяти.  Дети  запоминают  до  7-8  названий  предметов.  Начинает  складываться  произвольное  запоминание:  дети  способны  принять  задачу  на  запоминание,  помнят  поручения  взрослых,  могут  выучить  небольшое  стихотворение  и  т.д.  Начинает   развиваться  образное  мышление.  Дети  оказываются  способными  использовать  простыне  схематизированные  изображения  для  решения  несложных задач. Увеличивается  устойчивость  внимания.  Ребенку  оказывается  доступной  сосредоточенная  деятельность  в  течение  15-20 минут.

Усложняется  конструирование.  Постройки  могут  включать  5-6  деталей.  Формируются  навыки  конструирования  по  собственному  замыслу,  а  также  планирование  последовательности  действий.

Художественно-эстетическое  развитие

На  пятом  году  жизни  ребенок  осознаннее  воспринимает  произведения  художественно-изобразительно-музыкального  творчества,  легко  устанавливает  простые  причинные  связи  в  сюжете,  композиции  и  т.п.,  эмоционально  откликается  на  отраженные  в  произведении искусства  действия,  поступки,  события,  соотносит  увиденное со  своими  представлениями  о  красивом,  радостном,  печальном,  злом  и  т.д.  У ребенка  появляется  желание  делиться  своими  впечатлениями  от  встреч  с  искусством,  со  взрослыми  и  сверстниками.  Продолжает  развиваться  воображение.  Формируются  такие  его особенности,  как  оригинальность  и  произвольность.  Дети  могут  самостоятельно  придумать  небольшую  сказку  на  заданную  тему.

Значительное  развитие  получает  изобразительная  деятельность.  Рисунки становятся  предметным  и  детализированным. В  этом  возрасте  дети рисуют  предметы  прямоугольной,  овальной  формы,  простые изображения  животных. Дети  могут  своевременно насыщать  ворс кисти краской, промывать  по  окончании  работы.   Графическое  изображение  человека  характеризуется  наличием  туловища,  глаз,  рта,  носа,  волос,  иногда  одежды  и  ее  деталей.  Дети  могут вырезать ножницами  по  прямой,  диагонали,  к  5  годам  овладевают  приемами  вырезывания  предметов  круглой  и  овальной  формы.  Лепят предметы  круглой,  овальной,  цилиндрической  формы,  простейших  животных,  рыб, птиц.

К  5-ти  годам  ребенок  выполняет  элементарные  танцевальные  движения  (пружинка,  подскоки,  кружение  и т.д.).  Может  петь  протяжно,  при  этом  вместе  начинать  и  заканчивать  пение.  Развитию исполнительской  деятельности  способствует доминирование в данном  возрасте продуктивной  мотивации  (спеть  песню, станцевать  танец, сыграть  на  инструменте).  Дети  делают  первые  попытки  творчества.

1. Оборудование группы

Технические средства обучения

Noп/п

Наименование

 Имеется в наличии

1.

Магнитофон

1

2.

Доска магнитная

1        

3.

Телевизор

1

4.

Дивидиплейер

1

Материально – техническое   обеспечение  образовательной деятельности

Средний возраст 4-5 лет.

 Образовательная область  « Познавательное развитие»

1.Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

2.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал, набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для   определения по величине (6-8 элементов).

3.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

4.Блоки Дьенеша.

5.ПалочкиКюизенера.

6.Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов).

7.Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов).

8.Платформа с колышками  для воспроизведения форм.

9.Часы с круглым циферблатом и стрелками.

10.Набор кубиков с цифрами.

11.Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр.

12.Наборы моделей: деление на части.

13.Картина сезона, модели года и суток.

14.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на  них передвигающейся стрелкой.

15.Бумажная кукла с разной одеждой.

16.Картина сезона, модели года и суток.

17.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на  них передвигающейся стрелкой.

18.Бумажная кукла с разной одеждой.

19.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика , пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

20. Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.

21.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки  для игр с водой, формочки.

22.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).

23.Приборы: , лупа, песочные весы, компас, термометр.

Образовательная область « Художественно-эстетического развитие»

1.Инструменты: металлофон, барабан, бубен, гармошка, колокольчики, трещотка, треугольник.

2.Пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками.        

3.Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, глина.

4.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка.

5.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты, схемы, стек, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, палитра, банки, салфетки из ткани.

6.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска.

7.Ширма.

8.Маленькие ширмы для настольного театра.

7.Различные виды театра: плоскостной, кукольный .

9.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

10.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие).

11.Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие).

Образовательная область « Речевое развитие»

1.Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

2.Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

3.Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).

4.Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

5.Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

6.Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

7.Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей)

8.Набор карточек с изображением предмета и названием.

9.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

10.Детские книги по программе, любимые книжки детей.

11.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.

12.Альбомы: «Наша семья», «Улицы города», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».

13.Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки ; рассказы и стихотворения о  стране.

14.Декоративно-прикладное искусство.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Мячи большие, малые, средние.

2.Обручи.

3.Толстая веревка или шнур, скакалки.

4.Флажки.

5.Гимнастические палки.

6.Кольцеброс.

7.Ленточки, платочки.

8.Кегли.

9.Мешочки с грузом (малый и большой).

10.Дорожки ребристые

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

1.Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера, кукольный дом (для кукол среднего размера).

2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной  и столовой посуды.

3.Комплект кукольных постельных принадлежностей (3 шт.).

4.Куклы крупные (2 шт.) и средние                                                                                         5.Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» - «Салон «Очарование», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад».

6.Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, каска, фуражка/бескозырка и др.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ромашка» г.Выкса Предметно-пространственная среда в старшей группе №1 «Страна чудес» Детский сад №2 «Ромашка» город Выкса

Слайд 2

Познавательное развитие Центр математики «Я учусь считать» Центр конструктивной деятельности «Маленькие строители» Центр науки и экспериментирования «Начинающий исследователь» Центр экологии и труда «Экология и природа»

Слайд 3

Физическое развитие Двигательный центр «Юные спортсмены» Речевое развитие Речевой центр «Говорим красиво» Центр книги«Библиотека юного читателя»

Слайд 4

Художественно – эстетическое развитие Центр изобразительной деятельности «Талантливые пальчики» Центр музыки «Веселые нотки» Центр «В гостях у сказки»

Слайд 5

Социально – коммуникативное развитие Центр игры «Мы играем» Центр безопасности Центр краеведения Уголок дежурного