Личностно-ориентированные игровые технологии по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Коровина Ирина Владимировна

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целост­ная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализа­ции своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в раз­нообразных жизненных ситуациях.

В традиционных дидакти­ческих системах основой любой педагогической технологии яв­ляется объяснение, а в личностно-ориентированном образова­нии — понимание и взаимопонимание. При объяснении — только одно сознание, один субъект, монолог; при понима­нии — два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение — всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание — это общение, сотрудничество, равенство во вза­имопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социаль­ного контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

 

   Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это клю­чевые слова в характеристике технологий личностно-ориенти­рованного образования. Поддержка основывается на трех прин­ципах, сформулированных Ш. А. Амонашвили: любить ребен­ка, очеловечить среду, в которой он живет; прожить в ребенке свое детство.

 При рассмотрении сущности личностно-ориентированно­го подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановиться на ряде понятий, понимание которых при осу­ществлении педагогических действий является главным ин­струментом  педагога:

Индивидуальность — неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в ка­честве субъекта развития в течение жизни.

Личность — постоянно изменяющееся системное качест­во, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность че­ловека.

Самоактуализация — стремление человека стать тем, чем он может быть; полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей.

Самовыражение - процесс и результат развития и про­явления индивидом присущих ему качеств и способ­ностей.

Субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и пре­образовании себя и окружающей действительности.

Субъектный опыт - опыт жизнедеятельности, приобретае­мый ребенком в конкретных условиях семьи, образова­тельного учреждения. К моменту поступления в школу ре­бенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.

Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с дру­гими людьми, отношения к себе и окружающим.

Выбор — осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей актив­ности.

Педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их инди­видуальных проблем, связанных с физическим и психиче­ским здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопреде­лением.

Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Можно выделить три важнейших интегрированных свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии.

1.Социально-педагогическая ориентация — осознание педагогом необходимости отстаивания интересов и прав  ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.

2.Рефлексивные способности, которые помогут педагог остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Н навредить!»

3.Методологическая культура — система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры    является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.

   Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает  одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к  завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может  выражать свои мысли и желания. Также  речь включается в качестве важного  компонента - средства общения, познания, творчества.  К концу обучения  ребенок:

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует  в совместных играх;

- договаривается, учитывая интересы и чувства других, сопереживает  неудачам и радуется успехам других,

- старается разрешать конфликты;

- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?);

- пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и  поступкам людей;

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном  и культурном мире, в котором он живет.

 Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может  быть достигнут без освоения речевой культуры.

 Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что  наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

 Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового  анализа слов, обеднение словарного запаса ребёнка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

  Я работаю в логопедической группе, моя педагогическая деятельность направлена  на оказание коррекционной помощи детям в возрасте от 5  до 7 лет с  общим недоразвитием речи.  В 2017 году была разработана  личностно-ориентированная  игровая  технология  по речевому развитию старших дошкольников с ОНР,  учитывая  принцип комплексно-тематического планирования  (согласно рекомендациям учителя-логопеда)  и следующие разделы:

I.   Правильное звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте.

II.   Лексико-грамматический  строй речи.

III. Пальчиковая гимнастика, логоритмика.

IV. Развитие мелкой моторики.

V. Подвижные и хороводные игры.

Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения  пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной  социализации воспитанников.

Задачи:

1. Формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха, подготовка к обучению грамоте.

2. Развитие общей и мелкой моторики, памяти, внимания, логического мышления.

3. Обогащение словарного запаса и расширение кругозора детей.

4. Овладение грамматикой родного  языка.

5. Совершенствование связной речи.

Основные формы организации работы с детьми:

  • индивидуальные  занятия;
  • подгрупповые занятия.

Методическое обеспечение  образовательной технологии:

1.Новиковская  О.А. «Логопедическая  грамматика для детей: 2-4 лет; 4 -6 лет; 6 -8 лет» СПб «Сова» 2007.

2. Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики». СПб. «Д.-Пресс» 2014.

3. Теремкова Н.Э.  "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР" (4 альбома), издательство "СИНЕРГИЯ".  

4. Хабарова Т. В.  Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб • ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

 Учебно-дидактическое обеспечение:

1. Перспективный план игр и упражнений.

2. Консультации для родителей.     

3. Картотеки  игр и упражнений  по направлениям коррекционной работы.

4.  Настольно-печатные игры:

"Что где находится?"

"Истории в картинках".

"Звуковые домики" (авторская игра)

"Подбери по смыслу"

 "Слова и числа"

"Четвертый лишний"

Лото по лексическим темам.

5.Демонстрационный материал по лексическим темам:

 «Осень. Деревья. Грибы».

«Зима. Новый  год».

«Весна».

"Одежда.  Обувь.  Головные  уборы».

«Домашние  животные  и  птицы».

«Дикие  животные».

«Дом.  Квартира».

«Транспорт».

«Профессии».

 «Семья.  8 Марта».

"Овощи.  Фрукты».

«Детский  сад.  Игрушки».

«Птицы».

«Наши  защитники».

 «Мебель. Посуда».

«Азбука».

«Как выращивают хлеб".

"Как шили одежду".

6. Картинки с изображением артикуляционной  гимнастики.

7. Игры на развитие  мелкой и общей моторики по лексическим темам.

 

Эффективность образовательной технологии (положительная динамика результата):

1. Закрепление  навыка  произношения формируемого звука  в разных видах самостоятельной речи детей  и  коммуникативных ситуациях.

2.  Автоматизация   поставленных звуков  посредством работы с  текстами:  пересказы, рассказы,  стихи.

3. Овладение комплексом пальчиковой и артикуляционной  гимнастики.

4. Усвоение грамматических норм родного языка.

5. Активизация, уточнение, обогащение словарного запаса.

6. Расширение знаний детей об окружающем мире, приобретение необходимых социальных навыков: внимание друг к другу, умение излагать свои мысли.

7. Повышение уровня самоорганизации ребёнка.

8. Активизация родителей в вопросах  речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: