Обобщение педагогического опыта

Карташова Наталья Анатольевна

Рассматривая и апробируя некоторые современные методики работы, больше всего меня заинтересовала  та,  которая способствует формированию у учащихся широкого спектра УУД, личностных результатов. И эта методика проектная. 

В обобщении своего опыта работы докажу, что любой урок можно превратить в интересное занятие с применением метода проектов, которое запомнится каждому ребенку, так как он становится участником творческого процесса где у него формируются все важные качества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме самообразования «Использование проектного метода  обучения младших школьников с целью развития личностных качеств»

Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно, решать разнообразные проблемы, обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом. Который не боится ставить перед собой цель и получать результат, продукт своей работы. Все эти качества закладываются в ребенка учителем. По моему мнению, современный учитель должен быть  педагогом-мастером и сам обладать теми качествами, которые он прививает своим ученикам.

Давайте с вами предположим, что формирование  в ребенке таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к творчеству зависят  от  грамотно и правильно применяемой методики работы  учителем на уроке с младшими школьниками.

Рассматривая и апробируя некоторые современные методики работы, больше всего меня заинтересовала  та,  которая способствует формированию у учащихся широкого спектра УУД, личностных результатов. И эта методика проектная. Конечно же данный метод не вытесняет классно – урочную систему обучения она применяется мною совместно с другими активными методами обучения.  

В связи с этим мною была выбрана тему самообразования «Использование проектного метода  обучения младших школьников с целью развития личностных качеств».

Мне хочется  напомнить вам о тех универсальных учебных действиях, которые удается сформировать у ребенка при систематическом и структурированном применении проектного метода на уроках и во внеурочное время.

- проектировочные –- исследовательские –- информационные –- коммуникативные –  экспериментальные - рефлексивные –- презентационные.  

И все это реально воплотить в жизнь при правильном применении данной методики. Главное не бояться и показать учащимся свою уверенность и стремление получить положительный результат в обучении.

Как же мною применяется проектный метод обучения на уроках и во внеурочное время. Итак, предмет математика.  Чаще всего работаю с краткосрочными проектами – до четырех уроков. На которых так же получается реализовать все этапы работы над проектом. В результате которых мы получаем такие продукты как книжки малышки, математические газеты, буклеты, презентации. Более удачными считаю такие темы как Задачи на движение, правильные многоугольники, таблица умножения и т.д.

А теперь окружающий мир. Сам курс  способствует развитию у учащихся самостоятельности, так как  учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, родителей, выполняют практические работы и простейшие опыты. Проводятся беседы, дидактические и ролевые игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием. Все это облегчает работу на уроках с проектом. Далее поэтапно собранный материал  объединяется в единый проект и  в дальнейшем оформляется для участие в конкурсах.

Если рассматривать применение метода проектов на уроках литературного чтения, это уроки-исследования (анализа) литературного произведения. Такие занятия строятся на наблюдении над текстами, поиске в них признаков, их анализ. Вся работа основывается на исследовательской деятельности учащихся. Некоторые проекты, выполненные на уроках, становятся основой для исследовательских работ.

Одним словом любой урок можно превратить в интересное занятие, с применением метода проектов которое запомнится каждому ребенку так как он становится участником творческого процесса где у него формируются все те качества о которых было сказано мною ранее.

Для меня, педагога начальных классов, уже более 7 лет занимающейся проектной деятельностью в урочное и внеурочное время такая работа стала уже смыслом жизни. К тому же, когда у детей наблюдается положительная динамика в обучении, понимаешь, что вся работа была выполнена не зря.

За время моей работы с детьми по проектно-исследовательской деятельности были достигнуты большие результаты:

С 2012 по 2014 год было создано более 50 проектов. 22 из них в школьных, окружных и районных конкурсах занимали призовые места. Среди них такие работы как  «Есть ли сходство обезьяны с человеком»

«Моя школа. Прошлое. Настоящее. Будущее», «Влияние раствора никотина на рост и развитие фасоли и лука»,

Проекты «Дом для птиц», «Накормим бездомных животных», «Мой прадед тоже был герой», удостоены наград в районных социально-значимых конкурсах.

С 2014 г мои ученики со своими научно-исследовательскими проектами стали постоянными участниками всероссийского конкурса исследовательских работ «Первые шаги» в рамках краевого конкурса «Будущее Алтая»,  с работами «Паводковые воды села Малоенисейского как следствие природных условий» - диплом лауреата 1 степени, «По следам мамонтов Сибири»,  диплом лауреата 1 степени, «Лукоморье, миф или реальность?», диплом 1 степени, «Ленточный бор достопримечательность Сибири».2 место.  

С 2016 года регулярно участвуем во всероссийском конкурсе исследовательских работ младших школьников «Юный академик» и «Как прекрасен этот мир» с такими работами как «Образ лошади в русской литературе» диплом лауреата, «Почему левша?» 2 место, «Ребятушки - домовятушки» 2 место.

И это только часть работ, которые были удостоены высоких наград.  

Конечно-же как педагог,  активно применяющая в своей работе с детьми проектный и исследовательский метод, стараюсь самообразовываться и повышать свою компетентность, а так же обобщать свой опыт в статьях и научно исследовательских работах.   В результате по данной теме мною было написано 5 научно – исследовательских работы, которые были проведены и апробированы на базе «МБОУ Малоенисейская СОШ»:

1.        Повышение познавательной активности младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности.  2013 год

2.        Организация исследовательской деятельности на уроках литературного чтения.  2014 год

3.        Методика использования проектной технологии при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе 2015 год

4.        Развитие компетенций проектной деятельности младших школьников при изучении многообразия растений в курсе «Окружающий мир» 2016-2017 год.

5. Влияние тревожности на успеваемость младших школьников.

Мой опыт работы был представлен на всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья – 2016» («Концепт», научно-методический электронный журнал) где я стала призером конкурса. Публикация на в сборнике  Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (АГГПУ, г. Бийск). 2015,2016, 2017 г.

Подводя итоги можно с уверенностью сказать, что применение методов проектов на уроках и во внеурочное время дает развитие как учителя, так и ученика.

Давайте вернемся с вами в самое начало моего выступления.  Я предположила, что от правильно выбранной технологии работы с младшими школьниками зависит формирование в них таких качеств как самостоятельность, инициативность, креативность, способность к творчеству. Реально ли получить такого выпускника 4 класса? Я считаю что реально.

Вы заметили, что сегодня в течение 7 минут, на ваших глазах был создан проект. Корни дерева это учитель со своими целями, перспективами, результатом, ствол это методика работы учителя, ветви это наши учащиеся, листья это те ууд которые формируются у учащихся учителем, цветы это проекты, а плоды это результат общей работы.   Данный проект доказывает, что не нужно бояться начинать что-то новое в работе,  применять интересные методики и технологии, ведь в результате может получиться очень интересный продукт



Предварительный просмотр:

Статья

Выявление и развитие одарённых детей

Наталья Анатольевна Карташова

Учитель начальных классов МБОУ «Малоенисейская СОШ»

с. Малоенисейское, Бийского района Алтайского края, РФ

Мир ребенка — это великое разнообразие. Все дети разные, непохожие друг на друга, кто – то очень способный и мотивированный к обучению, другой слишком активный или пассивный, третий живет в неблагоприятных условиях и от этого тревожный и эмоционально подавленный. Есть дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, но желающие познать этот мир полностью, у других детей нет родителей и всем им нужна помощь, поддержка и защита. Учитель, должен научиться совмещать в себе множество качеств, чтобы найти подход к этому разнообразию. Необходимо уметь понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни.   В данной статье делясь своим опытом работы, более подробно будет рассмотрен вопрос работы учителя с категорией обучающихся: «Одаренные дети».

Как правило, в каждом классе всегда есть отличники, но являются ли они одаренными? Это вопрос следует рассматривать более подробно. Каждому учителю известно, что именно успевающих по какому-либо предмету отправляют на олимпиады, а если ученик – отличник, то он постоянный участник многих олимпиад и конкурсов. Таких учащихся автоматически записывают в «одаренные», и они часто себя таковыми считают. До определенного времени они с удовольствием развивают в себе способности, данные от рождения. Учитель может заметить общую одаренность, когда количество усвоенных знаний перерастает в качественное интеллектуальное развитие. С другой стороны, может получить дальнейшее развитие одаренность в какой-либо области.

Что же такое “одаренные” дети и что такое “одаренность”. Ученые называют одаренностью генетически обусловленную исключительность. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [1]

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [4] В настоящее время существует множество возможностей развивать и работать с одаренными учащимися. Созданы специальные школы или специальные («гимназических», «лицейских» и др.) классы для одарённых детей. Это, безусловно, позитивное явление. Но если это сельская школа, которая находится в дали от большого города, тогда существует возможность и другого решения - не удалять одарённого ребёнка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его одноклассников.

Считаю, что выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.

Учителю необходимо отработать четкую систему работы с одаренными детьми.

Эта система работы включает в себя несколько компонентов: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); создание условий для развития детей. Все эти этапы входят в программу работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

Развитие одарённости младших школьников возможно при реализации следующих условий: своевременная диагностика возможностей ребёнка; адекватное содержание обучения; внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией; психологическое и педагогическое сопровождение учащегося; побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.[5]

В работе с одаренными и высокомотивированными учащимися самым важным считаю составление индивидуального образовательного маршрута с применением различных педагогических технологий. Методов и приёмов.  Только при выполнении всех этапов работы с такой категорией учащихся. можно получить высокий результат работы.

Используя метод педагогического наблюдения разделила детей по одаренности: социальную, иначе лидерскую, художественную, определяющую исключительные спортивные способности; академическую, которая проявляется в необычной способности к учению, интеллектуальную — это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты, творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. [2] И в дальнейшем продолжается работа с ними по направлениям. Такая плодотворная деятельность даёт положительные результаты и наблюдается хорошая динамика. Для развития академической и интеллектуальной одаренности выбрала проектный и исследовательский метод.  Для развития спортивной одаренности подобрали кружки по внеурочной деятельности и выбор спортивной школы. Творческие способности стараемся развивать совместно с родителями, применяя различные приемы как на уроках, так и во внеурочное время. Определяем для учащихся наиболее интеллектуальные формы работы.

В 2017-2018 учебном году в 3 а классе из 16 учащихся 3 отличника, все они имеют высокую мотивацию в обучении и 1 учащийся высокомотивированный, но имеют 1 четверку в четверти и у 2 детей ярко выраженная творческая одаренность.

В диаграмме 1 прослеживается количество детей в классе с высокой мотивацией к учебной деятельности и детей, одаренных в одной или нескольких предметных областях.                                      

  Диаграмма № 1

В 2018-2019 учебном году 17 человек. Так же сохранились отличники и высокомотивированные учащиеся. Диаграмма не поменялась.

В 2019-2020 учебном году в 1 классе 36 человек. У 5 ребят наблюдается высокая мотивация к обучению.

Составленная сводная диаграмма № 2 по всем видам одаренности за 3 учебных года позволяет сделать вывод, что системная работа с одаренными и высокомотивированными учащимися позволяет раскрыть способности детей и в дальнейшем развивать их.

Диаграмма № 2 «Сводная по разным видам одаренности»

В качестве примера рассмотрим лидерскую одаренность. Она наблюдается у 2 учащихся 3 а класса Полина С. и Артем Л. У детей высокий уровень интеллекта, наряду с этим хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям. [3] Мною были разработаны необходимые мероприятия для проявления и развития лидерских способностей. Одной из форм выявления и обучения лидерских способностей одаренных детей считаю организацию и проведение различных мероприятий в классе, где дети являются главными организаторами. В настоящее время организуют работу не только в классе, но и на уровне школы и села, в участия в социальных акциях и т.п.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо значимая задача обучения одаренных детей. За время работы мне удалось за способностями ребенка разглядеть его как человека, с его достоинствами и недостатками.

Список литературы

  1. Богоявленская Д. Б. (ответственный редактор), Шадриков В. Д. (научный редактор), Бабаева Ю. Д., Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., МеликПашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — с.
  2. Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе / М. А. Лемешевская// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 58-67. - Библиогр.: с. 67.
  3. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. Омарова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
  4. Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38. - Библиогр.: с. 38.
  5. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.