Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на 2021- 2022 учебный год I период обучения.

Разработала календарный тематический план НОД по формированию звукопроизношения в старшей группе  детей с ТНР НА 2021-2022 уч.год. Новизной является конкретизация тематического плана с указанием темы занятия, даты проведения, содержания материала и методического обеспечения НОД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_2022_yanvar_2.docx55.3 КБ

Предварительный просмотр:

Календарный тематический план

коррекционной непосредственной образовательной деятельности

по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте

в старшей группе № 3 для детей с ТНР

на 2021 - 2022 учебный год

I период обучения (сентябрь – ноябрь)

 9 недель (18 занятий)      

Неделя

Лексические темы (интеграция образовательных областей)

Тема, цели, задачи, оборудование  НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте

(2 раза в неделю)

Методическое обеспечение

проектов

Сентябрь

1 – 3-я недели                            Педагогическая диагностика: изучение  импрессивной и экспрессивной речи у детей, состояния

(1.09.21 –                                   фонетико - фонематической стороны речи, развития связной речи

(17.09.21)

4 неделя (20.09.21 -24.09.21)

« Ставрополь. Национальные и культурные традиции»

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков

Цели:

Коррекционно – образовательная:

  • формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематические процессы
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей
  • развивать дыхание, голос

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать умение слушать друг друга

Оборудование :игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, зеркала (по количеству детей)

2. Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений
  • познакомить с понятием слово

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей
  • развивать слуховое внимание
  • развивать  артикуляционную и пальчиковую  моторику
  • развивать дыхание, голос и мимические мышцы

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом

Оборудование: ватные шарики, зеркала для каждого ребёнка, плакат с изображением ротовой полости

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» - конспекты фронтальных занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи детей.

стр.7-11

В.В .Коноваленко

« Фронтальные занятия в стр. гр. С ОНР 1 период»

С.29-31

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» - конспекты фронтальных занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи детей.

стр. 13- 19

Сентябрь

Неделя

Лексические темы (интеграция образовательных областей)

Тема, цели, задачи, оборудование  НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте

(2 раза в неделю)

Методическое обеспечение

проектов

5 неделя (27.09.21 -01.10.21)

Мой любимый детский сад. Игрушки

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

3.Тема:Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков и слов, близких по звуковому составу

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений
  • познакомить с понятием слово

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей
  • развивать слуховое внимание
  • развивать  артикуляционную и пальчиковую  моторику
  • развивать дыхание, голос и мимические мышцы

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом

Оборудование: Ширма, предметы, с которыми производятся разные действия, музыкальные инструменты, кружки красный и зеленый.

4.Тема:Понятие «Речевой звук»

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • формировать у детей понятие «Речевой звук»

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей
  • развивать слуховое внимание
  • развивать  артикуляционную и пальчиковую  моторику
  • развивать дыхание, голос и мимические мышцы

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом

Оборудование: Ширма, предметы, с которыми производятся разные действия, музыкальные инструменты, пиктограммы, маски зверей

Т.А. Ткаченко

«Если дошкольник плохо говорит» .

стр.62-63

Е.А. Пожиленко

«Волшебный мир звуков и слов» .

Стр.21-24

Октябрь

Неделя

Лексические темы (интеграция образовательных областей)

Тема, цели, задачи, оборудование  НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте

(2 раза в неделю)

Методическое обеспечение

проектов

1 неделя (04.10.21 -08.10.21)

Овощи. Фрукты

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

5.Тема: Звук и буква А.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);
  • Дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова).

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить понятие «слово», «гласный звук»;
  •  развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;
  • Развивать умение составлять небольшие предложения;
  • Развивать моторный праксис, просодические компоненты речи.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей умение слушать друг друга

Оборудование: дудочки для каждого ребенка, картинки со звуком А в начале слова; односюжетные картинки для составления предложений; зеркала для каждого ребенка, схема характеристики звука, картинка для звукоподражания, счетные палочки, буква А, корзина с муляжами овощей.

6.Тема: Звук и буква А.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Учить голосом выделять звук А в словах, определяя его место в слове;
  • Учить условно обозначать гласный звук фишкой красного цвета.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить понятие «слово», «гласный звук»;
  •  развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;
  • Развивать умение составлять небольшие предложения;
  • Развивать моторный праксис, просодические компоненты речи.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей умение слушать друг друга

Оборудование: дудочки для каждого ребенка, картинки со звуком А в начале слова; односюжетные картинки для составления предложений; зеркала для каждого ребенка, схема характеристики звука, картинка для звукоподражания, счетные палочки, буква А.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» - конспекты фронтальных занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи детей I периода обучения.

стр.27-32

В.Кузнецова

И.А..Тихонова

« Обучение грамоте детей с нарушением речи» с.5-6

З.Е.Агранович

« Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»

 с.12-15

И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва «Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет»

Стр.12-14

Неделя

Лексические темы (интеграция образовательных областей)

Тема, цели, задачи, оборудование  НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте

(2 раза в неделю)

Методическое обеспечение

проектов

2 неделя (11.10.21 -15.10.21)

         Грибы

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

7.Тема: Звук и буква У.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;  
  • Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;
  • Познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы).

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить понятие «слово»;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: дудочки для каждого ребенка, картинки со звуком А в начале слова; односюжетные картинки для составления предложений; зеркала для каждого ребенка, схема характеристики звука, картинка для звукоподражания, счетные палочки, буква У, цветные фишки для обозначения звука.

8.Тема:Звук и буква У.

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук»;  
  • Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;
  • Познакомить с буквой У (без установки на запоминание буквы).

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить понятие «слово»;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога.

Оборудование: Кукла Уля, картинки со звуком У в начале слова; односюжетные картинки для составления предложений; зеркала для каждого ребенка, схема характеристики звука,  счетные палочки, буква У, цветные фишки для обозначения звука.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» - конспекты фронтальных занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи детей I периода обучения.

стр.20-26

В.В .Коноваленко

« Фронтальные занятия в стр. гр. С ОНР 1 период»

С.31-32

В.Кузнецова

И.А..Тихонова

« Обучение грамоте детей с нарушением речи» с.4-5

Л.Н.Смирнова

« Обучение дошкольников чтению» 5-6

Е.А. Пожиленко

«Волшебный мир звуков и слов»

Стр.39-42

Неделя

Лексические темы (интеграция образовательных областей)

Тема, цели, задачи, оборудование  НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте

(2 раза в неделю)

Методическое обеспечение

проектов

3 неделя (18.10.21 -22.10.21)

Осень

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

9.Тема: Звуки и буквы У-А

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Коррекционно - развивающие:

  • закрепить понятие «слово», «гласный звук»;
  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование:зеркала для каждого ребенка,предметные картинки со звуками А и У в начале слов; односюжетные картинки для составления предложений; схема для характеристики звуков,  счетные палочки, буквыА и У, цветные фишки для обозначения звука.

10. Тема: Звуки и буквы А-У

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Учить  четко произносить звуки А-У.
  • Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах;

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить умение воспроизводить слоговые ряды со звуками
  •  А-У
  • Развивать внимание ,мышление, память
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: предметные картинки со звуками, зеркала для каждого ребенка, схема характеристики звука, картинка для звукоподражания, счетные палочки,  цветные фишки для обозначения звука, звуковой домик, символы звуков.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» - конспекты фронтальных занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи детей

 I периода обучения.

Стр33-38

В.В .Коноваленко

« Фронтальные занятия в стр. гр. С ОНР 1 период»

С.33-34

В.Кузнецова

И.А..Тихонова

« Обучение грамоте детей с нарушением речи» с.6-7

Неделя

Лексические темы (интеграция образовательных областей)

Тема, цели, задачи, оборудование  НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте

(2 раза в неделю)

Методическое обеспечение

проектов

4 неделя (25.10.21 -29.10.21)

ТВОРЧЕСКИЕ КАНИКУЛЫ

Ноябрь

1 неделя (01.11.21 -05.11.21)

Моя Россия. Моя  семья

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

11. Тема: Звук и буква О

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Познакомить детей со звуком О, способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
  • Познакомить с буквой О.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить понятие «гласный звук», «слово»;
  • автоматизировать звук И в слогах, словах и предложениях;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование:предметные картинки со звуком О в начале слова в ударной позиции; зеркала для каждого ребенка, сюжетная картина «Девочка охает» для звукоподражания, схема характеристики звука,  буква О, цветные фишки для обозначения звука, дидактическое пособие «Домик».

12.Тема: Звук и буква О

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Учить четко произносить звук О;
  • Учить выделять звук О в начале слов;
  • Учить анализу и синтезу звукосочетаний из трех гласных типа АОУ.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить умение воспроизводить слоговые ряды со звуком О;
  • развивать внимания, мышление, память;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: предметные картинки со звуком О в начале слова и без звука О, наборы для составления схем, буква О.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» - конспекты фронтальных занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи детей

 I периода обучения.

Стр. 45-50

В.Кузнецова

И.А..Тихонова

« Обучение грамоте детей с нарушением речи» с.4-5

Л.Н.Смирнова

« Обучение дошкольников чтению» 24-26

Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» .

стр.67-68

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко

«Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. I период».

Стр.51-52

Неделя

Лексические темы (интеграция образовательных областей)

Тема, цели, задачи, оборудование НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте

(2 раза в неделю)

Методическое обеспечение

проектов

2 неделя (08.11.21 -12.11.21)

Человек

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие

.13. Тема: Звуки и буквы У-О

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Учить детей давать сравнительную характеристику звукам О и У, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Коррекционно - развивающие:

  • закрепить понятие «слово», «гласный звук»;
  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова, середина, конец);
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику, зрительно- пространственное восприятие.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

 Оборудование: зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуками О и У в начале, середине, конце слов; односюжетные картинки для составления предложений;, схема для характеристики звуков,  счетные палочки, мяч, мешочек, пластмассовые буквы О и У, цветные фишки для обозначения звука.

 14.Тема: Звуки и буквы А-О-У

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Учить детей давать сравнительную характеристику звукам О.А, ,У, подбирать слова (картинки) на заданный звук.

Коррекционно - развивающие:

  • закрепить понятие «слово», «гласный звук»;
  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова, середина, конец);
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику, зрительно- пространственное восприятие.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

 Оборудование: зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуками О,А и У в начале, середине, конце слов; односюжетные картинки для составления предложений;, схема для характеристики звуков,  счетные палочки, мяч, мешочек, пластмассовые буквы О,А и У, цветные фишки для обозначения гласных.

И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва

 «Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет»

Стр.40-41

З.Е. Агранович «Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».

Стр.21-23

Неделя

Лексические темы (интеграция образовательных областей)

Тема, цели, задачи, оборудование  НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте

(2 раза в неделю)

Методическое обеспечение

проектов

3 неделя (15.11.20 -19.11.20)

Мой дом. Мебель

«Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

15. Тема: Звук и буква  И

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Познакомить детей со звуком И, способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
  • Познакомить с буквой И.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить понятие «гласный звук», «слово»;
  • автоматизировать звук И в слогах, словах и предложениях;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: предметные картинки со звуком И в начале слова в ударной позиции; зеркала для каждого ребенка, сюжетная картина «Девочка охает» для звукоподражания, схема характеристики звука,  буква И, цветные фишки для обозначения звука, дидактическое пособие «Домик».

16.Тема: Звук и буква И

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Учить четко произносить звук И;
  • Учить выделять звук И в начале слов;
  • Учить анализу и синтезу звукосочетаний из трех гласных типа АИУ.

Коррекционно - развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • закрепить умение воспроизводить слоговые ряды со звуком И;
  • развивать внимания, мышление, память;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: предметные картинки со звуком И в начале слова и без звука И, наборы для составления схем, буква И

З .Е .Агранович

« Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»

С.15-1

Е.В.Кузнецова

И.А.Тихонова

« Обучение грамоте детей с нарушением речи» с.7-9

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко

«Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. 1период»

Стр.34-35

Неделя

Лексические темы (интеграция образовательных областей)

Тема, цели, задачи, оборудование  НОД по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте

(2 раза в неделю)

Методическое обеспечение

проектов

4 неделя (22.11.21 -26.11.21)

Деревья. Кустарники «Речевое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

17. Тема:Звук и буква М

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Познакомить детей со звуком М, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.
  • Познакомить с понятием «согласный звонкий звук».
  • Познакомить с буквой М.

Коррекционно - развивающие:

  • упражнять детей в делении слов на слоги,
  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • развивать дыхание и голос;
  • закрепить понятие о месте звука в слове.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей навык самоконтроля над произношением поставленных звуков.

Оборудование: губные гармошки и зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуком М в названии; зеркала для каждого ребенка, схема характеристики звука, буква М, цветные фишки для обозначения звука, дидактическое пособие «Домик».

18. Тема:Звук и буква М

Цели:

Коррекционно – образовательные:

  • Учить четко произносить звук М, выделять его на слух и в произношении..
  • Ввести в пассивный и активный  словарь детей  понятие «согласный звонкий звук».
  • Учить определять место звука М в начале, середине, конце слова.
  • Учить анализировать слоги типа АМ, МА

Коррекционно - развивающие:

  • упражнять детей в делении слов на слоги,
  • развивать фонематическое восприятие детей;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную  моторику, зрительно- пространственное восприятие.

Коррекционно – воспитательная:

  • воспитывать у детей навык самоконтроля над произношением поставленных звуков.

Оборудование: губные гармошки и зеркала для каждого ребенка, предметные картинки со звуком М в названии; зеркала для каждого ребенка, схема характеристики звука, буква М, цветные фишки для обозначения звука, дидактическое пособие «Домик».

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» - конспекты фронтальных занятий по развитию фонетико – фонематической стороны речи детей

 I периода обучения.

Стр. 57-61

Л.Н.Смирнова

« Обучение дошкольников чтению» 7-8

З.Е. Агранович

«Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников»

Стр.23-27

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко

«Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. I период»

.

Стр.37-38

Е.В.Кузнецова

И.А.Тихонова

«Обучение грамоте детей с нарушениями речи»

С 22-23