Рабочая программа по химии для среднего ( полного) образования ( базовый уровень) 10 – 11 классы

Рабочая программа курса химии  разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии   для 10 - 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О.С. Габриелян, 2008,  и государственного образовательного стандарта.

Курс общей химии для 10 - 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_himiya_10.docx79.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального  образования

                                Свердловской области

                                   МОУ СОШ №57

                  Рабочая программа по химии

             для среднего ( полного) образования

                           ( базовый уровень)

                                 10 – 11 классы

                                                                        Составитель: Батырева Л. В.

                                                                          учитель химии

                                        г. Екатеринбург, 2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса химии  разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), Программы курса химии   для 10 - 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор О.С. Габриелян, 2008,  и государственного образовательного стандарта.

Курс общей химии для 10 - 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;
  • Письмо Минобрнауки России  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт   http:/ www.vestnik.edu.ru).

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).

Программа рассчитана на 69 часов (1 час в неделю)

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

      Данная рабочая программа может быть реализована  при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.

Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в  тестовой формах

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ В ХИМИИ

Научные методы познания веществ и химический явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов[1].

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Современные представления о строении атома

Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Химическая связь

Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.

Вещество

Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.

Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.

Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

Золи, гели, понятие о коллоидах.

Химические реакции

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.

Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.

Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.

Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.

Проведение химических реакций в растворах.

Проведение химических реакций при нагревании.

Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов.

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. 

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Бытовая химическая грамотность.

       

  Основное содержание курса химии 10 класса

Тема 1. Введение.

Основные понятия: органическая химия, природные. Искусственные и синтетические органические вещества.

Тема 2. Строение органических соединений.

Основные понятия: гомолог, изомер, гомологический ряд, изомерия, химическое строение.

Тема 3. Углеводороды.

Основные понятия: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Гомологические ряды. Химические свойства углеводородов.

Тема 4. Кислородсодержащие органические соединения.

Основные понятия: Спирты, фенолы, альдегиды и кетоны. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы. Дисахариды и полисахариды. Функциональная группа. Качественная реакция.

Тема 5. Азотсодержащие органические соединения.

Основные понятия: Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты.

Тема 6. Биологически активные вещества.

Основные понятия: Ферменты. Витамины. Гормоны. Лекарства.

Тема 7. Искусственные и синтетические органические соединения.

Основные понятия: Полимеры. Пластмассы, волокна.

Структура программы по химии в 10 классе (1час в неделю, всего 35 ч.).

Название темы

Количество часов

1

Введение.

1 час.

2

Углеводороды

12 часов

3

Кислородсодержащие органические соединения.

11 часов.

4

Азотсодержащие органические соединения.

6 часов.

5

Биологически активные вещества .

2 часа.

6

Искусственные и синтетические органические   соединения

3 часа

ВСЕГО

35 часов

 Перечень практических работ

Тема

1.

Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по курсу органической химии.

2.

Практическая работа № 2. Определение пластмасс и волокон.

 Перечень проверочных работ  

Тема

Вид проверки

1.

Теория химического строения А.М. Бутлерова.

зачет

2.

Углеводороды.

Контрольная работа № 1

3.

Кислородсодержащие соединения.

Контрольная работа № 2

4.

Азотсодержащие соединения.

Контрольная работа №3

 Перечень лабораторных опытов

Тема

1.

Лабораторный опыт № 1.  Изготовление моделей молекул углеводородов

2.

Лабораторный опыт № 2.  Определение элементного состава органических соединений

3.

Лабораторный опыт № 3.  Получение и свойства этилена

4.

Лабораторный опыт № 4.  Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

5.

Лабораторный опыт № 5.  Свойства ацетилена

6.

Лабораторный опыт № 6.  Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

7.

Лабораторный опыт № 7.  Свойства глюкозы

8.

Лабораторный опыт № 8.  Свойства этилового спирта

9.

Лабораторный опыт № 9.  Свойства глицерина

10.

Лабораторный опыт № 10.  Свойства формальдегида

11.

Лабораторный опыт № 11.  Свойства уксусной кислоты

12.

Лабораторный опыт № 12.  Свойства жиров

13.

Лабораторный опыт № 13.  Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка

14.

Лабораторный опыт № 14.  Свойства глюкозы как альдегидоспирта

15.

16.

17.  

Лабораторный опыт № 15. Свойства крахмала, качеств. Реакция с иодом

 Лабораторный опыт №16. Свойства белков. Цветные реакции на белок.

Лабораторный опыт №17. Ознакомление с коллекцией полимеров

( пластмассы, волокна, каучуки)

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса.

В результате изучения химии ученик должен знать:

  • Понятия органическая химия, природные, искусственные и синтетические материалы;
  • основные положения ТХС, понятия изомер, гомолог, гомологический ряд, пространственное строение;
  • правила составления названий классов органических соединений;
  • качественные реакции на различные классы органических соединений;
  • важнейшие физические и химические свойства основных представителей изученных классов органических веществ;
  • классификацию углеводов по различным признакам;
  • характеристики важнейших классов кислородсодержащих веществ;
  • классификацию и виды изомерии;
  • правила техники безопасности.

Уметь:

  • Составлять структурные формулы изомеров;
  • называть основные классы органических веществ по международной номенклатуре;
  • строение, гомологические ряды основных классов органических соединений;
  • составлять уравнения химических реакций, решать задачи;
  • объяснять свойства веществ на основе их строения;
  • уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения;
  • определять возможность протекания химических реакций;
  • решать задачи на вывод молекулярной формулы вещества по значению массовых долей химических элементов и по массе продуктов сгорания;
  • проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников;
  • грамотно обращаться с химической посудой и оборудованием;
  • использовать полученные знания для применения в быту.

Календарно-тематическое планирование по химии в 10 классе.

(1 час в неделю. Всего - 35 часов)

№ п/п

Тема урока

Дата

Примечание

эксперимент

Планируемая

Фактическая

Тема  «Введение» (1 час)

1/1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Предмет органической химии.

Тема 1 «Теория   строения органических соединений» (2 часа)

1/2

Теория химического строения А.М. Бутлерова. Основные положения.

2/3

Теория химического строения А.М. Бутлерова.

Тема 2 «Углеводороды» (10 часов)

1/4

Природный газ. Характеристика алканов по составу, строению и свойствам.

2/5

Изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства. Применение.

Лаб. опыт №1, 2

3/6

Характеристика алкенов по составу, строению и свойствам.

4/7

Химические свойства и применение алкенов.

Лаб. опыт №3, 4

5/8

Алкадиены: состав, строение, свойства

6/9

Алкины. Ацетилен.

Лаб опыт №5

7/10

Арены. Бензол.

8/11

Нефть и способы ее переработки.

Коллекция «Нефть»

9/12

Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды»

10/13

Контрольная работа №1 «Углеводороды»

Тема 3 «Кислородсодержащие органические соединения» (11часов)

1/14

Спирты: состав, строение, физические свойства. Классификация спиртов.

2/15

Спирты: химические свойства. Отдельные представители спиртов: метанол и этанол. Получение и применение спиртов.

Лаб опыт №8, 9

3/16

Фенол: состав, строение, свойства, применение.

4/17

Альдегиды и кетоны.

  Лаб. Опыт №10

5/18

Карбоновые кислоты.

Лаб опыт №11

6/19

Сложные эфиры. Жиры.

Лаб опыт №12, 13

7/20

Углеводы. Глюкоза

8/21

Дисахариды. Сахароза

9/22

 Полисахариды. Крахмал и целлюлоза

10/23

Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения».

11/24

Контрольная работа №2 «Кислородсодержащие органические соединения».

Тема 4 «Азотсодержащие органические соединения» (6 часов)

1/25

Амины. Анилин.

2/26

Аминокислоты.

3/27

 Белки. Нуклеиновые кислоты.

4/28

Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотсодержащие органические соединения.

5/29

Контрольная работа №3 по теме «Азотсодержащие органические соединения».

6/30

Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений»

Тема 5 «Биологически активные вещества» (2 часа).

1/31

Ферменты.

2/32

Витамины, гормоны, лекарства.

Тема 6 «Искусственные и синтетические6 органические соединения» (3 часа).

1/33

Искусственные и синтетические органические вещества..

2/34

Полимеры

3/35

Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон»

Контрольных работ – 3        Практических работ – 2

   СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА химии 11 класс

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (3 ч)

 О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s- и р- орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

 Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.

 Тема 2. Строение вещества (13 ч) 

И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи. В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Р е а к ц и и, и д у щ и е б е з и з м е н е н и я с о с т а в а в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. Г а з о о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним. Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. Т в е р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. С о с т а в в е щ е с т в а и с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с дисперсными системами. Практическая работа №1. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 3. Химические реакции (8 ч)

 Р е а к ц и и, и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы. О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере синтеза аммиака или серной кислоты. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Г и д р о л и з  о р г а н и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза.

 Демонстрации. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие лития и натрия с водой. Образцы кристаллогидратов. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).

Лабораторные опыты. 2. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 3. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 4. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля. 5. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 6. Различные случаи гидролиза солей.

 Тема 4. Вещества и их свойства (11 ч)

М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. О с н о в а н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь между классами неорганических и органических соединений. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла и неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии.

Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Коллекция природных органических кислот. Взаимодействие концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II).

Лабораторные опыты. 7. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов. 8. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, с основаниями, с солями. 9. Получение и свойства нерастворимых оснований. 10. качественные реакции на хлориды, карбонаты, фосфаты, нитраты и сульфаты

 Практическая работа №2. Идентификация неорганических соединений..

В поурочное планирование внесены коррективы:

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева.

Уменьшено количество времени на 1 час

- исключено: положение водорода в периодической системе;

  Тема 2. Строение вещества.

Уменьшено количество часов на 1 час, т.к. исключена тема

- «Полимеры», (тема подробно изучалась в 10 классе)

- доля выхода продукта реакции от теоретически возможного (нет в минимуме содержания)

Тема 3. Химические реакции.

Увеличено количество часов на 1 час т.к., в эту тему включены вопросы, которые не изучались в курсе химии основной школы.

Исключено:

- роль воды в химической реакции, растворимость и классификация веществ по признаку растворимости (нет в обязательном минимуме содержания)

- химические свойства воды (тема  изучалась в основной школе);

- биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке (нет в минимуме содержания);

- электролитическое получение алюминия (нет в обязательном минимуме содержания);

Тема 4. Вещества и их свойства.

Исключено:

- взаимодействие натрия с этанолом и фенолом (тема изучалась в 10 классе)

- особенные свойства азотной и концентрированной серной кислоты; (нет в требованиях к уровню подготовки выпускников)

- лабораторные опыты: 7,8 (есть аналогичные демонстрации).

        Из авторской программы исключены некоторые демонстрации и лабораторные опыты из-за недостатка времени и реактивов.

                               Тематическое планирование

  № п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева

2

-

-

2.

Тема 2. Строение вещества

12

Пр. р. №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

К. р. №1

3.

Химические реакции

9

-

К. р. №2

4.

Вещества и их свойства

11

Пр. р. №2 «Решение экспериментальных. задач на идентификацию неорганических соединений»

К.р. №3

     

 Перечень практических работ

Тема

1.

Практическая работа № 1. . Получение, собирание и распознавание газов.

2.

Практическая работа № 2. Идентификация неорганических соединений.

7. Перечень проверочных работ  

Тема

Вид проверки

1.

Строение вещества

Контрольная работа № 1

2.

Химические реакции

Контрольная работа № 2

3.

Вещества и их свойства

Контрольная работа № 3

8. Перечень лабораторных опытов

Тема

1.

Лабораторный опыт № 1.  . 1. Ознакомление с дисперсными системами.

2.

Лабораторный опыт № 2.  Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

3.

Лабораторный опыт № 3. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

4.

Лабораторный опыт № 4. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.

5.

Лабораторный опыт № 5 Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.

6.

Лабораторный опыт № 6.  Различные случаи гидролиза солей.

7.

Лабораторный опыт № 7.  Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов.

8.

Лабораторный опыт № 8.  . Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, с основаниями, с солями.

9.

Лабораторный опыт № 9.  . Получение и свойства нерастворимых оснований.

10.

Лабораторный опыт № 10.  Качественные реакции на хлориды, карбонаты, фосфаты, нитраты и сульфаты


 Поурочное планирование 11 класс (базовый уровень 1 час в неделю)

№ п/п

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент.

Д. – демонстрационный

Л. – лабораторный

Требования к уровню подготовки выпускников

  дата

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (3часа)

1.

Строение атома

Ядро: протоны и нейтроны изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. s-, p- элементы.

Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов.

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, изотопы.

2.

Периодичес-

кий закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Значение периодического закона.

Д. Различные формы периодической системы химической системы Д.И.Менделеева.

Знать/понимать

- основные законы химии:

- периодический закон Д.И.Менделеева.

Уметь

- характеризовать:

элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева.

                                                                 

Тема 2. Строение вещества (12часов)

1 (4)

Ионная химическая связь

Ионная связь. Катионы и анионы. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток.

Д. Модели ионных кристаллических решеток (хлорид натрия)

Знать/понимать

- важнейшие  химические понятия: вещества немолекулярного строения (ионные кристаллические решетки);

ион, ионная химическая связь (вещества ионного строения);

Уметь

- определять: заряд иона, ионную связь в соединениях;

- объяснять: природу ионной связи.

2-3 (5-6)

Ковалентная химическая связь

Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Механизмы ее образования связи (обменный и донорно-акцепторный). Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток.

Степень окисления и валентность химических элементов.

Д. Модели атомных и молекулярных кристаллических решеток

Знать/понимать

- химические понятия: электроотрицательность, валентность, степень окисления, вещества молекулярного и атомного строения.

Уметь

- определять:

валентность и степень окисления химических элементов, ковалентную (полярную и неполярную) связь в соединениях.

- объяснять:

природу ковалентной связи.

4 (7)

Металлическая

химическая связь

Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с металлической связью.

Д. Модели металлических кристаллических решеток.

Знать/понимать

- химическое понятие:

металлическая связь, вещества металлического строения.

Уметь

- объяснять: природу металлической связи

- определять: металлическую связь.

5 (8)

Водородная химическая связь

Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи.

Д. Модель молекулы ДНК.

6 (9)

Газообразное состояние вещества

Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Их получение, собирание, распознавание.

Д. Модель молярного объема газов

Д. Три агрегатных состояния воды.

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

моль, молярная масса, молярный объем.

7 (10)

Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»

Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена.

Уметь

-выполнять химический эксперимент: по распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака, этилена

8 (11)

Жидкое и твердое состояние вещества

Вода, ее биологическая роль.  Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение крист. решетки, диффузия, диссоциация и гидратация. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Кислые соли. Минеральные воды. Жидкие кристаллы и их использование. Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Применение аморфных веществ

Л. Ознакомление с минеральными водами

9 (12)

Дисперсные системы

Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные системы. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели)

Д. Образцы различных дисперсных систем

10 (13)

Состав вещества. Смеси

Качественный и количественный состав вещества. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Молекулярная формула. Формульная единица вещества. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Массовая и объемная доля компонента в смеси. Решение задач

Знать/понимать

- важнейшие  химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

- основные законы химии:

закон постоянства состава веществ

11 (14)

Обобщение  и систематизация знаний по теме 2

 Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Выполнение упражнений и решение задач

Л. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств

Знать/понимать

- теорию химической связи

Уметь

- объяснять: природу химической связи, зависимость свойств веществ от их состава и строения

- определять: тип химической связи в соединениях 

12 (15)

Контрольная работа №1 по теме  2 «Строение вещества»


Тема 3. Химические реакции

   

 1-2

(16-17)

Классификация химических реакций  в неорганической  и органической химии

Реакции, протекающие без изменения состава веществ: аллотропия,. аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода; изомеры,. изомерия, реакции изомеризации. Причины многообразия веществ: аллотропия и изомерия, гомология.

Реакции, идущие с изменением состава веществ:

реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Реакции соединения, протекающие при производстве серной кислоты.

Экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.    

Д. Превращение красного фосфора в белый.

Д. Модели молекул

н-бутана и изобутана, гомологов бутана.

Л. Реакции обмена идущие с образованием осадка, газа и воды.

Знать/понимать

- химические понятия:

аллотропия, изомерия, гомология, углеродный скелет,

тепловой эффект реакции

 - основные теории химии:

строения органических соединений

3 (18)

Скорость химической реакции

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы

Д. Зависимость скорости химических реакций от природы веществ, концентрации и температуры.

Л. Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью катализатора (MnO2)и каталазы сырого картофеля.  

Д. Модель «кипящего слоя»

Знать/понимать

- химические понятия: скорость химической реакции, катализ.

Уметь

- объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

4 (19)

Обратимость химических реакций

Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения веществ на примере производства серной кислоты

Знать/понимать

 - важнейшее химическое понятие: химическое равновесие

Уметь

- объяснять: зависимость положения химического равновесия от различных факторов

5 (20)

Роль воды в химических реакциях

Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, диссоциация электролитов в водных растворах. Степень электролитической диссоциации, Сильные и слабые электролиты. Кислоты, основания, соли в свете ТЭД

Д. Растворение окрашенных веществ в воде: сульфата меди (II),перманганата калия, хлорида железа (III)

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация,

- основные теории химии:

теория электролитической диссоциации

Уметь

- определять: заряд иона

6 (21)

Гидролиз

Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Определение характера среды. Индикаторы.

Л. Различные случаи гидролиза солей

Уметь

- определять:

характер среды в водных растворах неорганических соединений

7 (22)

Окислительно-восстановительные реакции

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза

Д. Простейшие окислительно - восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II)

Знать/понимать

- важнейшие химические понятия:

степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь

- определять:

степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель

8 (23)

Обобщение и систематизация знаний по

теме 3

Выполнение упражнений и решение задач

9 (24)

Контрольная работа №2 по

теме 3 «Химические реакции»

                                                                     Тема 4. Вещества и их свойства (10 часов)

1-2 (25-26)

Металлы

Положение металлов в ПСХЭ Д.И.  Менделеева. Общие физические свойства металлов.  Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой, кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов, взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, способы защиты от коррозии. Сплавы.

Д. Образцы металлов.

Д. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой.

Д. Взаимодействие железа с серой, меди с кислородом.

Д. Горение железа и магния в кислороде. 

Знать

- важнейшие вещества и материалы:

основные металлы и сплавы.

Уметь

- характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов;

общие химические свойства металлов;

- объяснять: зависимость свойств металлов от их состава и строения

3 (27)

Неметаллы

Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общая характеристика подгруппы галогенов.  Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом)

Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами). Благородные газы

. Л. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями. Д. Возгонка йода.

Д.  Изготовление йодной спиртовой настойки.

Д. Взаимодействие хлорной воды с раствором бромида (йодида) калия

Уметь

- характеризовать: элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов; общие химические свойства неметаллов;

- объяснять: зависимость свойств неметаллов от их состава и строения

4 (28)

Кислоты

Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями, спиртами.

Л. Испытание растворов кислот индикаторами

Л. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями, солями.

Знать/понимать

- важнейшие вещества и материалы: серная, соляная ,азотная, уксусная кислоты

Уметь

- характеризовать:

общие химические свойства кислот

-называть: кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре:

- определять: характер среды водных растворов кислот

5 (29)

Основания

Основания неорганические и органические. Классификация оснований. Химические свойства неорганических оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований.

Л. Испытание растворов оснований индикаторами.

Л. Получение и свойства нерастворимых оснований.

Уметь

- характеризовать: общие химические свойства оснований;

- называть основания  по «тривиальной» и международной номенклатуре;

- определять: характер среды водных растворов щелочей

6 (30)

Соли

Классификация солей: средние, кислые, основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами, солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, фосфат кальция, карбонат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-.сульфат-, карбонат- ионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III)

Д. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция, гидроксокарбонат меди (II)

Л. Испытание растворов солей индикаторами

Д. Качественные реакции на катионы и анионы

Уметь

- характеризовать: общие химические свойства солей;

- называть: соли по «тривиальной» и международной номенклатуре;

- определять: характер среды водных растворов солей

7 (31)

Практическая работа №2.

Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений

Распознавание неорганических и органических соединений

Правила безопасности при работе с едкими горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах, проведение реакций при нагревании.

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.

Бытовая химическая грамотность.

Уметь

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений

8 (32)

Обобщение и систематизация знаний по теме 4

Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Уметь

- характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов и  основных классов неорганических и органических соединений 

9 (33)

Контрольная работа №3 по теме 4

«Вещества и их свойства»

10-11 (34-35)

Анализ контрольной работы


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,  молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы;  серная,  соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Контроль предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и  контрольных работ. К основным формам контроля, используемые мною, являются: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы, оценка рефератов и докладов. Организация самоконтроля и взаимоконтроля знаний во время занятий. Шкала оценки знаний – пятибалльная

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:   отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые обучающийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:  работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:   задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:   имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:  задача не решена.


 
Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Учебно – методическое и материально – техническое  обеспечение

                     образовательного процесса

                             Учебно – методическое обеспечение

Основная литература:

  • Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
  • Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян.  – М: «Дрофа», 2010. – 191
  • Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2010.
  • Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253
  • Габриелян О.С. «Химия.  10 класс». Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2010
  • Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2008.
  • Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2012.
  • Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 класс. Базовый уровень: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. – М.: Дрофа, 2014.

Дополнительная литература:

  • Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 399;
  • Репетитор по химии / под ред. А.С. Егорова. – Изд. 30-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 762;
  • ЕГЭ 2010. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 111;
  • Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 2016;
  • Единый государственный экзамен 2016. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2016;
  • Химия. ЕГЭ – 2016. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни; учебно – методическое пособие / Под ред. В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2015. –
  • Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2015. – 256;  
  •   Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 2015. – 367;    
  • Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 2010
  • «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
  • http://him.1september.ru/index.php 

        *     http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку.

      . *  www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

         * www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  • http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
  • http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)

*     http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен

       *  http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»

     

                                Материально - техническое обеспечение

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

                                         1.Телевизор

                                         2. Видеомагнитофон

                                         3.  Комплект видеофильмов по химии

 2. Коллекции - раздаточный материал

  1. Алюминий
  2. Волокна
  3. Каменный уголь
  4. Каучук
  5. Металлы
  6. Минералы и горные породы – сырье для химической промышленности
  7. Нефть и важнейшие продукты ее переработки
  8. Пластмассы
  9. Раздаточный материал к коллекции "Минералы и горные породы"
  10. Стекло и изделия из стекла
  11. Топливо

3.Химические реактивы ( кислоты, основания, соли и т. д.)

4. Модели кристаллических решеток ( магния, меди, графита, алмаза и др.)

5.  Наборы посуды и принадлежностей для химического эксперимента

6. Пособия на печатной основе

- таблицы по неорганической химии

- таблицы по органической химии

- таблицы по химическим производствам

7.      Стационарные наглядные пособия

       - периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

       - таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде

       - электрохимический ряд напряжений металлов

       - ряд электроотрицательности неметаллов

       - окраска индикаторов в различных средах

       - порядок заполнения  электронами уровней и подуровней в атоме

       - портреты ученых – химиков

8.    Приборы

       - прибор для опытов с электрическим током

       - весы технические с разновесами

       - прибор для окисления спирта в альдегид

       - прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ

9.    Раздаточный материал

       - карты-инструкции для практических работ по неорганической химии

        - карты-инструкции для практических работ по неорганической химии

        - дидактический материал для разного вида самостоятельных и проверочных работ

10.    Аптечка

11.    Противопожарный инвентарь

12.    Доска для сушки посуды

13.    Защитные средства

14.    Подъемный столик

15.    Сейф и шкафы для хранения реактивов и оборудования


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.