Взаимодействие с семьей

Юрова Юлия Андреевна

        Взаимодействие семьи и детского сада

            по формированию здорового образа жизни дошкольников


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и детского сада

по формированию здорового образа жизни дошкольников

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от отсутствия условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

      С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В “Концепции дошкольного воспитания  подчеркивается: “Семья и детский сад в

 хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения  детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип

 параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе, которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов”.

 Формами  работы с родителями по физическому воспитанию являются: родительские всеобучи. Эффективной  формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейном  клубе «Здоровье и семья – лучшие друзья». Они  позволяют осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

        Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в нем заинтересованы все участники. Эта заинтересованность касается содержательной и эмоциональной стороны общения. В каждой семье есть газеты, книги, радио, телевизор, поэтому  дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях в семейном клубе, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Поэтому при подготовке к занятиям обращается внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и доказательность положений,  динамизм, умение

 считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения. Небольшое количество участников (на одном занятии не более 6-8 семей) способствует активному заинтересованному контакту с каждым, совместному поиску наиболее эффективных

 решений проблемы для конкретного ребенка.

        Занятия в семейном клубе значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным. Кроме того, постоянное наблюдение и страховка позволяют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Не менее важно, что занятия в семейном клубе позволяют ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Такой круг общения создает широкую среду развития, помогает каждому ребенку стать полноценным членом сообщества.

А в случае участия педагога и психолога будет происходить коррекция сложившихся семейных отношений между детьми и родителями.

       Задачи совместной физкультурно-оздоровительной деятельности детей и родителей:

  •     содействие вербальному и невербальному общению детей и родителей;
  •     обогащение двигательного опыта детей и развитие психо-физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы;
  •     развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
  •     формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка;
  •     повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей;

    развитие у детей и взрослых творчества в движении;

  •     содействие формированию гармоничных отношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону.

      Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:

  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами

 и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

  • Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.

      В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного

 развития;

  • участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
  • целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую обще гигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК);        ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ,

       Для реализации этих задач широко используются:

     -  информация в родительских уголках, в папках-передвижках,

    -  работа консультационной службы «Семья»;

    -  устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

    -  семинары-практикумы;

  - деловые игры и тренинги с прослушиванием  записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;

 - “открытые дни” для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в спортивном зале, в бассейне, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;

    -  совместные спортивные мероприятия района, округа;

    Семьи нашего учреждения являются активными участниками  и победителями районных и окружных спортивных мероприятий: «Папа, мама, я – спортивная семья», «За здоровьем всей семьей» и т.д.

        Еще одной формой эффективного взаимодействия с родителями является проведение совместных спортивных проектов.

Это комплекс мероприятий, действий, помогающих детям лучше узнать обозначенную проблему, проявить гражданскую позицию, отношение к чему-либо.  Цели и задачи проектов:

  • поиск и совершенствование форм работы с семьями воспитанников;
  • популяризация семейных праздников и традиций;
  • поддержка творческих и спортивных достижений семей;
  • пропаганда опыта достойных семейных отношений;
  • выявление семей, сохраняющих традиции семейного воспитания, развивающие увлечения и таланты своих членов.

Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников позволяет реализовывать принцип единства требований к физическому воспитанию в ДОУ и семье, учитывать личностно-ориентированную направленность, активно вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения как участников единого образовательного пространства, оптимизировать разработку и внедрение совместных видов деятельности ДОУ и родителей.



Предварительный просмотр:

«Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Обеспечить ребенку здоровье в дошкольном возрасте — значит заложить фундамент в развитии здорового поколения в будущем.

Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых-родителей, старших братьев и сестер для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, подвижными играми.

Уникальность семейного воспитания обусловлена особой значимостью родных людей в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. В дошкольных учреждениях используются разнообразные формы работы с семьей. Но проблема в том, что родители не всегда приходят на встречи с педагогами, а если и приходят, то чаще выступают в роли зрителей и реже в качестве участников. Эффективно использовать такие формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.

Таким образом, активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.

При работе по организации совместной двигательно-игровой деятельности взрослых и детей используются следующие принципы:

Систематичность и последовательность. Регулярность проведения совместной двигательно-игровой деятельности, а также определенная последовательность ее содержания позволяет чаще встречаться детям с родителями, а родителям видеть радость в глазах у детей, желание заниматься физкультурой.

Сознательность и активность. Понимание значимости занятий стимулирует заинтересованное и активное посещение их как детьми, так и родителями. А так же способствует постепенному подведению к осознанию значимости совместной двигательно-игровой деятельности в формировании общности и единства семьи и возможности видеть детям в родителях друзей и партнеров, желание быть рядом друг с другом, прикоснуться друг к другу, что и является фундаментом гармонизации детско-родительских отношений. Именно совместная двигательно-игровая деятельность порождает сострадование и содействие, доброжелательность и отзывчивость, согласованность действий и способствует возникновению чувства общности в семье.

Доступность и индивидуальный подход. Суть предлагаемого принципа состоит в создании благоприятных условий для самовыражения, максимальной реализации потенциальных возможностей, стимулирования воображения, желания включаться в совместную двигательно-игровую деятельность вместе с взрослыми. Это позволяет ребенку осознать свое «Я» в семье, свои способности, выразить себя в деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество, что порождает содержательный диалог между взрослыми и детьми, взаимодействие поколений.

Обратная связь. Данный принцип предполагает создание комфортных условий, атмосферы доверия, сотрудничества. От того насколько доступно взрослому и наглядно для ребенка, настолько и удается им выразить себя, проявить свои чувства.

Безоценочность. Любая оценка способствует фиксированию собственных качеств, достоинств и недостатков. Именно этим обусловлен запрет на любое оценочное выражение отношения педагога к семье. Положительная оценка обеспечивает эмоциональный комфорт детей и взрослых, способствует развитию межличностных отношений.

Вся работа по этой теме проходит в четыре этапа:

первый этап - знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.

второй этап - знакомство с жизнью семьи, ее интересами и проблемами, трудностями в воспитании здорового ребенка. Эффективность взаимодействия педагогов с родителями во многом зависит от изучения семейной атмосферы. Для этого необходимо использовать следующие методы: анкеты, вопросы.

третий этап - формирование установки на сотрудничество, для этого необходимо использовать информационные методы: тренинги, «беседы-размышления», консультации, видеоматериалы, психолого-педагогическую литературу для самостоятельного изучения.

четвертый этап - организация совместной двигательно-игровой деятельности, способствующей овладению взрослыми физическими упражнениями.

В результате организации совместной двигательно-игровой деятельности родителей и детей появляется: стремление родителей в установлении доверительно партнерских отношений с детьми; улучшение состояния здоровья и повышение уровня физической подготовленности детей.

В рамках ГЭП «Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения через создание единого здоровьесберегающего пространства округа стал функционировать семейный спортивный клуб «Здоровье и семья – лучшие друзья»». Созданию данного клуба предшествовало изучение семейной среды,  компетентности родителей в вопросах оздоровления  детей.

  Это одна из форм сотрудничества, где знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активизируются взаимодействия педагога, родителя и ребёнка.  На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области физического воспитания детей.

Семейный спортивный клуб «Здоровье и семья – лучшие друзья» был организован для детей среднего и  старшего дошкольного возраста.

   Цель работы  клуба - формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений.

 Моя задача - помочь приобрести родителям и детям целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности, способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге родителя и ребенка, развитию и совершенствованию двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, формировать умение эмоционально выражать себя в движении.

   Совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт. Гармонизация отношений между детьми и родителями на занятиях в  клубе  достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие средства: гимнастика вдвоем с элементами лечебной физкультуры; дыхательные упражнения, подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж; музыкально-ритмические упражнения; релаксационные упражнения.

   Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения. Родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность гармонизации детско-родительских отношений.

   Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и специалистов детского сада позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым.

   Для родителей и детей, посещающие клубы проводятся большие семейные праздники. С помощью этих мероприятий у детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными.  С помощью взрослого, ребенок осознает: для того чтобы быть здоровым нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

С целью ознакомления родителей со здоровье сберегающими технологиями предлагаются буклеты, которые содержат описание упражнений и различные советы по организации занятий по физической культуре в домашних условиях.   Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признании сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника.

С чего же мы начали свою работу?

  1. С выступления на общем родительском собрании (анкетирование по группам)

Анкета для членов спортивного семейного клуба

«Здоровье и семья – лучшие друзья»

  1. Фамилия, имя, отчество родителей

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Укажите возрастную категорию

25-30 лет

30-40лет

40-50лет

мама

папа

  1. Хотела бы Ваша семья быть активным

   участником спортивного семейного клуба

                  Да                     Нет

  1. Наши предложения:

Название

мероприятий

Варианты

ответов

   да

  нет

Оздоровительные спортивные и подвижные игры, эстафеты

Лечебная физкультура

Настольный теннис

Степ - аэробика

Ваши предложения:_________________________

_________________________________________

_________________________________________

  1. Удобное время встреч в спортивном семейном клубе

 

16.00-17.00

17.00-18.00

18.00-19.00

Ваши пожелания:____________________

  1. Ваши спортивные интересы:

В анкетировании приняли участие 51 человек – родители воспитанников. Вот как они ответили на поставленные вопросы:

Хотела бы Ваша семья быть активным участником спортивного семейного клуба? Да-72%, нет – 28%;

Какие предложенные нами мероприятия Вам интересны – оздоровительные спортивные, подвижные игры, эстафеты? Да – 100%; лечебная гимнастика? Да – 100%; настольный теннис? Да – 70%, нет 30%; степ – аэробика – 60%, нет – 40%.

Удобное время встреч? С 16.00 – 17.00, да -20%, нет – 80%; с 17.00 – 18.00, да – 80%, нет – 20%; с 18.00 – 19.00, да – 83%, нет – 17%

Вывод напрашивается сам собой: действительно, большинство семей готовы принять активное участие в физкультурно-оздоровительной работе вместе с детьми, объединить интересы семьи и потребности ребенка в двигательной активности.

По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи:

- оказание помощи родителям воспитанников и объединение интересов и потребностей в двигательной активности;

- увлечь родителей в проблему своих детей, подобрать упражнения, соответствующие возрасту и уровню развития;

- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-поддерживать их уверенность в собственных возможностях;

- найти новых детей, вырастить здоровых детей.

  1. С объявления:

Уважаемые родители!

В детском саду начинает работу спортивный семейный клуб 

«Здоровье и семья – лучшие друзья».

Мы уверены, что наш клуб поможет:

  • объединить интересы семьи и потребности ребенка в двигательной активности

  •  подобрать каждому ребенку упражнения, соответствующие возрасту и уровню развития

  • объединить по интересам семья разных возрастных групп детского сада

  • найти новых друзей

  • вырастить здоровых  детей

Встречи нашего клуба будут проходить в спортивном зале детского сада вместе с вашими детьми.

Спортивный клуб вы можете посещать не только со своими детьми – воспитанниками, но и с более старшими детьми своей семьи.

Скучать не придется!

Первые занятия мы начали с родителями. На нем мы познакомили родителей с положением о «семейном спортивном клубе», решили организационные вопросы: выбор Совета клуба, определили время встреч, обсудили правила для членов клуба. Так же обсудили положение о конкурсе на лучшую эмблему клуба, значка, девиза. Родители выступали и со своими вопросами и предложениями: форма одежды родителей, какое будет первое занятие, можно ли показать свои семейные спортивные достижения и т.д.

Затем мы провели двигательные задания для родителей.

Вот и наконец, наступил день занятий детей и родителей. И вот, что у нас получилось. Видео

Но останавливаться и отчаиваться мы не стали, а просто продолжали работать. Фоторепортаж

Так мы проработали в течение 2 лет. Родители участвовали в спортивных мероприятиях детского сада, района, округа, где занимали призовые места.

В 2012 году работу семейного спортивного клуба мы продолжили с родителями и детьми раннего возраста. Цель клуба – адаптация ребенка к детскому саду. Это не только занятия физической культурой, но и взаимодействие родителей и детей с другими специалистами. Совместное интегрированное занятие инструктора по физической культуре и педагога-психолога мы предлагаем Вашему вниманию. Видео. Родители  и дети продолжают посещать семейный  спортивный клуб, консультироваться у специалистов. А наш клуб пополняется родителями и детьми от 1 года до 2 лет. Фрагменты занятий предлагаем Вам посмотреть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровье – это та вершина, на которую каждый человек должен взойти сам.

Слайд 2

Семья – первый социальный институт в жизни ребёнка

Слайд 4

Формы работы с семьей по физическому воспитанию

Слайд 5

Мы с мамой занимаемся в спортивном клубе!

Слайд 7

Семьи - участники и победители районных и окружных спортивных соревнований

Слайд 13

Спортивные проекты детского сада


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: