Взаимодействие с семьей
Взаимодействие семьи и детского сада
по формированию здорового образа жизни дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Взаимодействие семьи и детского сада по формированию здорового образа жизни дошкольников | 22.36 КБ |
Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры | 28.2 КБ |
Здоровый образ жизни | 2.76 МБ |
Индивидуальный лист заданий | 198.57 КБ |
Физо | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие семьи и детского сада
по формированию здорового образа жизни дошкольников
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от отсутствия условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В “Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: “Семья и детский сад в
хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип
параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе, которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов”.
Формами работы с родителями по физическому воспитанию являются: родительские всеобучи. Эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейном клубе «Здоровье и семья – лучшие друзья». Они позволяют осуществить полноценный индивидуальный подход к физическому и психическому развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.
Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в нем заинтересованы все участники. Эта заинтересованность касается содержательной и эмоциональной стороны общения. В каждой семье есть газеты, книги, радио, телевизор, поэтому дело не в количестве информации, предлагаемой родителям на занятиях в семейном клубе, а в степени ее новизны, актуальности и неординарности подачи. Поэтому при подготовке к занятиям обращается внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и материалов, но и на аргументированность и доказательность положений, динамизм, умение
считаться с позицией другого человека, конструктивно использовать возникающие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения. Небольшое количество участников (на одном занятии не более 6-8 семей) способствует активному заинтересованному контакту с каждым, совместному поиску наиболее эффективных
решений проблемы для конкретного ребенка.
Занятия в семейном клубе значительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Помощь родителей и их индивидуальный контроль за своим ребенком делают этот процесс весьма эффективным. Кроме того, постоянное наблюдение и страховка позволяют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Не менее важно, что занятия в семейном клубе позволяют ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Такой круг общения создает широкую среду развития, помогает каждому ребенку стать полноценным членом сообщества.
А в случае участия педагога и психолога будет происходить коррекция сложившихся семейных отношений между детьми и родителями.
Задачи совместной физкультурно-оздоровительной деятельности детей и родителей:
- содействие вербальному и невербальному общению детей и родителей;
- обогащение двигательного опыта детей и развитие психо-физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы;
- развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
- формирование у родителей практических умений в области физического воспитания ребенка;
- повышение уровня педагогической и психологической культуры родителей;
развитие у детей и взрослых творчества в движении;
- содействие формированию гармоничных отношений между детьми и родителями, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику:
- Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами
и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
- Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного
развития;
- участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
- целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую обще гигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК); ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ,
Для реализации этих задач широко используются:
- информация в родительских уголках, в папках-передвижках,
- работа консультационной службы «Семья»;
- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
- семинары-практикумы;
- деловые игры и тренинги с прослушиванием записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
- “открытые дни” для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в спортивном зале, в бассейне, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;
- совместные спортивные мероприятия района, округа;
Семьи нашего учреждения являются активными участниками и победителями районных и окружных спортивных мероприятий: «Папа, мама, я – спортивная семья», «За здоровьем всей семьей» и т.д.
Еще одной формой эффективного взаимодействия с родителями является проведение совместных спортивных проектов.
Это комплекс мероприятий, действий, помогающих детям лучше узнать обозначенную проблему, проявить гражданскую позицию, отношение к чему-либо. Цели и задачи проектов:
- поиск и совершенствование форм работы с семьями воспитанников;
- популяризация семейных праздников и традиций;
- поддержка творческих и спортивных достижений семей;
- пропаганда опыта достойных семейных отношений;
- выявление семей, сохраняющих традиции семейного воспитания, развивающие увлечения и таланты своих членов.
Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников позволяет реализовывать принцип единства требований к физическому воспитанию в ДОУ и семье, учитывать личностно-ориентированную направленность, активно вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения как участников единого образовательного пространства, оптимизировать разработку и внедрение совместных видов деятельности ДОУ и родителей.
Предварительный просмотр:
«Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»
Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Обеспечить ребенку здоровье в дошкольном возрасте — значит заложить фундамент в развитии здорового поколения в будущем.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. В силу большой подражательности детей дошкольного возраста велика роль постоянного примера окружающих его взрослых-родителей, старших братьев и сестер для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой, подвижными играми.
Уникальность семейного воспитания обусловлена особой значимостью родных людей в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. В дошкольных учреждениях используются разнообразные формы работы с семьей. Но проблема в том, что родители не всегда приходят на встречи с педагогами, а если и приходят, то чаще выступают в роли зрителей и реже в качестве участников. Эффективно использовать такие формы, на которых знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.
Таким образом, активизируя роль родителей через организацию совместной деятельности детей и взрослых, можно достичь наилучших результатов в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.
При работе по организации совместной двигательно-игровой деятельности взрослых и детей используются следующие принципы:
Систематичность и последовательность. Регулярность проведения совместной двигательно-игровой деятельности, а также определенная последовательность ее содержания позволяет чаще встречаться детям с родителями, а родителям видеть радость в глазах у детей, желание заниматься физкультурой.
Сознательность и активность. Понимание значимости занятий стимулирует заинтересованное и активное посещение их как детьми, так и родителями. А так же способствует постепенному подведению к осознанию значимости совместной двигательно-игровой деятельности в формировании общности и единства семьи и возможности видеть детям в родителях друзей и партнеров, желание быть рядом друг с другом, прикоснуться друг к другу, что и является фундаментом гармонизации детско-родительских отношений. Именно совместная двигательно-игровая деятельность порождает сострадование и содействие, доброжелательность и отзывчивость, согласованность действий и способствует возникновению чувства общности в семье.
Доступность и индивидуальный подход. Суть предлагаемого принципа состоит в создании благоприятных условий для самовыражения, максимальной реализации потенциальных возможностей, стимулирования воображения, желания включаться в совместную двигательно-игровую деятельность вместе с взрослыми. Это позволяет ребенку осознать свое «Я» в семье, свои способности, выразить себя в деятельности, проявить самостоятельность, инициативность, творчество, что порождает содержательный диалог между взрослыми и детьми, взаимодействие поколений.
Обратная связь. Данный принцип предполагает создание комфортных условий, атмосферы доверия, сотрудничества. От того насколько доступно взрослому и наглядно для ребенка, настолько и удается им выразить себя, проявить свои чувства.
Безоценочность. Любая оценка способствует фиксированию собственных качеств, достоинств и недостатков. Именно этим обусловлен запрет на любое оценочное выражение отношения педагога к семье. Положительная оценка обеспечивает эмоциональный комфорт детей и взрослых, способствует развитию межличностных отношений.
Вся работа по этой теме проходит в четыре этапа:
первый этап - знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
второй этап - знакомство с жизнью семьи, ее интересами и проблемами, трудностями в воспитании здорового ребенка. Эффективность взаимодействия педагогов с родителями во многом зависит от изучения семейной атмосферы. Для этого необходимо использовать следующие методы: анкеты, вопросы.
третий этап - формирование установки на сотрудничество, для этого необходимо использовать информационные методы: тренинги, «беседы-размышления», консультации, видеоматериалы, психолого-педагогическую литературу для самостоятельного изучения.
четвертый этап - организация совместной двигательно-игровой деятельности, способствующей овладению взрослыми физическими упражнениями.
В результате организации совместной двигательно-игровой деятельности родителей и детей появляется: стремление родителей в установлении доверительно партнерских отношений с детьми; улучшение состояния здоровья и повышение уровня физической подготовленности детей.
В рамках ГЭП «Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения через создание единого здоровьесберегающего пространства округа стал функционировать семейный спортивный клуб «Здоровье и семья – лучшие друзья»». Созданию данного клуба предшествовало изучение семейной среды, компетентности родителей в вопросах оздоровления детей.
Это одна из форм сотрудничества, где знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активизируются взаимодействия педагога, родителя и ребёнка. На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области физического воспитания детей.
Семейный спортивный клуб «Здоровье и семья – лучшие друзья» был организован для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель работы клуба - формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений.
Моя задача - помочь приобрести родителям и детям целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности, способствовать обогащению и углублению знаний друг о друге родителя и ребенка, развитию и совершенствованию двигательных навыков и качеств, психических процессов, рефлексии, формировать умение эмоционально выражать себя в движении.
Совместные физкультурные занятия способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт. Гармонизация отношений между детьми и родителями на занятиях в клубе достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Также на занятиях используются следующие средства: гимнастика вдвоем с элементами лечебной физкультуры; дыхательные упражнения, подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж; музыкально-ритмические упражнения; релаксационные упражнения.
Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения. Родители сосредоточены полностью на своих детях, и это дает возможность гармонизации детско-родительских отношений.
Совместные физкультурные занятия, тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и специалистов детского сада позволяют повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане педагогического просвещения родителей, пропаганды здорового образа жизни, оказания психологической поддержки и помощи детям и взрослым.
Для родителей и детей, посещающие клубы проводятся большие семейные праздники. С помощью этих мероприятий у детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными. С помощью взрослого, ребенок осознает: для того чтобы быть здоровым нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
С целью ознакомления родителей со здоровье сберегающими технологиями предлагаются буклеты, которые содержат описание упражнений и различные советы по организации занятий по физической культуре в домашних условиях. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей по вопросам физического воспитания строится на признании главенствующей роли родителя как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, взаимного уважения, а также признании сильных сторон семьи и детского сада, что ведет к достижению единой цели – гармоничному развитию дошкольника.
С чего же мы начали свою работу?
- С выступления на общем родительском собрании (анкетирование по группам)
Анкета для членов спортивного семейного клуба
«Здоровье и семья – лучшие друзья»
- Фамилия, имя, отчество родителей
______________________________________________________
______________________________________________________
- Укажите возрастную категорию
25-30 лет | 30-40лет | 40-50лет | |
мама | |||
папа |
- Хотела бы Ваша семья быть активным
участником спортивного семейного клуба
Да Нет
- Наши предложения:
Название мероприятий | Варианты ответов | ||
да | нет | ||
Оздоровительные спортивные и подвижные игры, эстафеты | |||
Лечебная физкультура | |||
Настольный теннис | |||
Степ - аэробика |
Ваши предложения:_________________________
_________________________________________
_________________________________________
- Удобное время встреч в спортивном семейном клубе
16.00-17.00 | |
17.00-18.00 | |
18.00-19.00 |
Ваши пожелания:____________________
- Ваши спортивные интересы:
В анкетировании приняли участие 51 человек – родители воспитанников. Вот как они ответили на поставленные вопросы:
Хотела бы Ваша семья быть активным участником спортивного семейного клуба? Да-72%, нет – 28%;
Какие предложенные нами мероприятия Вам интересны – оздоровительные спортивные, подвижные игры, эстафеты? Да – 100%; лечебная гимнастика? Да – 100%; настольный теннис? Да – 70%, нет 30%; степ – аэробика – 60%, нет – 40%.
Удобное время встреч? С 16.00 – 17.00, да -20%, нет – 80%; с 17.00 – 18.00, да – 80%, нет – 20%; с 18.00 – 19.00, да – 83%, нет – 17%
Вывод напрашивается сам собой: действительно, большинство семей готовы принять активное участие в физкультурно-оздоровительной работе вместе с детьми, объединить интересы семьи и потребности ребенка в двигательной активности.
По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи:
- оказание помощи родителям воспитанников и объединение интересов и потребностей в двигательной активности;
- увлечь родителей в проблему своих детей, подобрать упражнения, соответствующие возрасту и уровню развития;
- создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных возможностях;
- найти новых детей, вырастить здоровых детей.
- С объявления:
Уважаемые родители!
В детском саду начинает работу спортивный семейный клуб
«Здоровье и семья – лучшие друзья».
Мы уверены, что наш клуб поможет:
- объединить интересы семьи и потребности ребенка в двигательной активности
- подобрать каждому ребенку упражнения, соответствующие возрасту и уровню развития
- объединить по интересам семья разных возрастных групп детского сада
- найти новых друзей
- вырастить здоровых детей
Встречи нашего клуба будут проходить в спортивном зале детского сада вместе с вашими детьми.
Спортивный клуб вы можете посещать не только со своими детьми – воспитанниками, но и с более старшими детьми своей семьи.
Скучать не придется!
Первые занятия мы начали с родителями. На нем мы познакомили родителей с положением о «семейном спортивном клубе», решили организационные вопросы: выбор Совета клуба, определили время встреч, обсудили правила для членов клуба. Так же обсудили положение о конкурсе на лучшую эмблему клуба, значка, девиза. Родители выступали и со своими вопросами и предложениями: форма одежды родителей, какое будет первое занятие, можно ли показать свои семейные спортивные достижения и т.д.
Затем мы провели двигательные задания для родителей.
Вот и наконец, наступил день занятий детей и родителей. И вот, что у нас получилось. Видео
Но останавливаться и отчаиваться мы не стали, а просто продолжали работать. Фоторепортаж
Так мы проработали в течение 2 лет. Родители участвовали в спортивных мероприятиях детского сада, района, округа, где занимали призовые места.
В 2012 году работу семейного спортивного клуба мы продолжили с родителями и детьми раннего возраста. Цель клуба – адаптация ребенка к детскому саду. Это не только занятия физической культурой, но и взаимодействие родителей и детей с другими специалистами. Совместное интегрированное занятие инструктора по физической культуре и педагога-психолога мы предлагаем Вашему вниманию. Видео. Родители и дети продолжают посещать семейный спортивный клуб, консультироваться у специалистов. А наш клуб пополняется родителями и детьми от 1 года до 2 лет. Фрагменты занятий предлагаем Вам посмотреть.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья – первый социальный институт в жизни ребёнка
Формы работы с семьей по физическому воспитанию
Мы с мамой занимаемся в спортивном клубе!
Семьи - участники и победители районных и окружных спортивных соревнований
Спортивные проекты детского сада