Такие разные уроки...

Файзрахманова Наиля Райхановна

Разработки уроков, материалов к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Невидимые нити в зимнем лесу»

                                                                                                              Файзрахманова Н.Р.

Цель: 1) продолжить формирование знаний о связях в природе;

2) научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу, приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках для индивидуального опроса, фотографии растений и животных ( ель, белка, дятел, мышь, заяц, сойка, осина, филин), аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева), Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

2. Индивидуальные задания

- Распределите животных по группам в зависимости от способа зимовки.

Кабан, белка, суслик, лягушка, горностай, бурундук.

Спят

Делают запасы

Находят пищу

Суслик, лягушка, еж, бурундук

Белка

Кабан, лось, горностай

Бурундук осенью может запасти в своем потайном амбаре до 4 кг мелких семян. Удивительно, что бурундук не пользуется этими запасами в холодное время года – он спит в своем гнездышке. Но с наступлением весны, когда в лесу трудно отыскать корм, запасы приходятся как нельзя кстати.

3. Фронтальный опрос

-Почему птицы собираются зимой в стайки?

- Чем питаются зимой разные твари? (объяснить значение слова «твари»)

- Прочитайте свои рассказы, покажите рисунки птиц, которые прилетают к вашей кормушке.

III. Самоопределение к деятельности

( Звучит аудиозапись песни «Расскажите, птицы» (муз. и сл. И. Николаева).)

-Догадались ли вы, какова будет тема урока? (ответы учащихся)

Сегодня мы будем говорить о связях между живой и неживой природой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа

(Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с. 36 учебника.)

- Какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой, между растениями и животными, между природой и человеком?

- Отгадайте загадку.

Зеленая тетка оделась в иголки

Стоит одиноко в лесу на пригорке.

Надела сережки себе для потехи,

Припрятав для белок в сережках орехи. (Ель.)

(Учитель вывешивает на доску фотографии-отгадки.)

- Для животных ель не только защитница, но и кормилица.

Давайте посмотрим, кто питается семенами ели.

(Учитель вывешивает фотографии животных.)

- Отгадайте загадку.

С ветки прыгает на ветку,

Но на землю сходит редко.

Тельце маленькое хрупко,

Постоянно носит шубку,

Коготки на лапах остры:

По стволу взбежать непросто!

По ветвям летит, как стрелка,

Эта рыженькая… (белка)

- Почему белка оказалась у ели? (Ответы учеников.)

- Отгадайте загадку.

Ходит в красной тюбетейке

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу

И почти что навесу.

Постучит – букашку схватит

Знаменитый «доктор»… (дятел).

- Почему дятел оказался у ели? Ведь он питается насекомыми и их личинками? (Зимой нет достаточного количества насекомых, поэтому дятел питается семенами.) За день дятел обрабатывает до 70 шишек.

- Отгадайте загадку.

Кривлен нос – зелен хвост. (Клест.)

- Почему клест оказался у ели? (Ответы учеников)

- Расскажите, что вы знаете о клесте.

- Отгадайте загадку.

Прогрызу я в доме щелку

И себе устрою норку;

Ну а лето на носу –

Я и в поле, и в лесу.

Хвостик длинный, а малышка

Эта серенькая… (мышка)

- Почему мышка оказалась у ели? (Ответы учеников)

- Расскажите, что вы знаете о зайце.

- Итак, что дает ель животным? ( Пищу и укрытие)

- Давайте представим, что вдруг ели исчезли. Что бы случилось? (Птицы и звери погибнут, так как некому будет уничтожать вредных насекомых. Без растений погибнут животные и люди, так как не будет корма и кислорода.)

- Важно помнить, что в природе все взаимосвязано и исчезновение одного звена разрушает всю цепь.

2. Работа по учебнику

- Откройте учебники на с. 37. Проследите по схеме, как ель помогает животным выжить в суровых зимних условиях.

(Работа в паре. Ученики рассказывают друг другу о взаимосвязях в природе.)

- На схеме связь односторонняя, но ведь и животные тоже помогают ели. А как?

- Приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу. (Например, осина: ее ветками, сережками и почками питаются лоси, зайцы, тетерева, глухари.)

- Прочитайте текст на с.38 учебника.

- Расскажите, как связаны между собой сойка и белка, белка и клест, клест и полевка.

(Учитель предлагает ученикам поиграть)

- Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных.

(Если учащиеся затрудняются в выполнении задания, учитель может предложить им разыграть сценки, представив себя в роли лесного жителя. См. приложение 1).

- Что нового вы узнали о жизни животных зимой из разыгранных сценок? (Ответы учеников.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

Задание 1 (с. 20)

Задание 2 (с. 21)

VII. Рефлексия

(Учитель показывает фотографии растений и животных, учащиеся рассказывают о связях между ними: осина, заяц, филин.)

VIII. Подведение итогов урока

- Какие невидимые нити есть в зимнем лесу?

- Как растения помогают животным?

- Как животные помогают растениям?

- Как животные помогают животным?

- Прочитаем вывод на с. 39 учебника.

IX. Домашнее задание

Прочитать текст в учебнике (с. 36-39), ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» (с.39).

Материал для учителя: См. приложение 1.



Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА. 2 КЛАСС.

УЧИТЕЛЬ: Файзрахманова Н.Р.

ТЕМА: СЕТИ ЛИНИЙ. ПУТИ.

ЦЕЛИ УРОКА: 1) СФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПЕРЕСЕЧЕНИИ ПРЯМЫХ И КРИВЫХ ЛИНИЙ. РАССМОТРЕТЬ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С ПЕРЕСЕКАЮЩИМИСЯ ЛИНИЯМИ.

2) ЗАКРЕПИТЬ НАВЫКИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ТРЁХЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД.

3) РАЗВИВАТЬ ИНТЕРЕС К МАТЕМАТИКЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, МАТЕМАТИЧЕСКУЮ РЕЧЬ.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: КОМПЬЮТЕР, ПЛАКАТ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КАЗАНСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МЕТРО.

ХОД УРОКА:

Этапы урока.

Требования к этапам.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

Включение детей в деятельность «хочу+могу».

Выделение содержательной области.

Учитель:

-Ребята, поздоровайтесь с гостями. Молодцы, садитесь.

Звучит тихая музыка.

Учитель:

-Закройте глаза, ребята, сядьте поудобнее.

Далее учитель говорит фразы, а дети хором повторяют.

Учитель:

-Настраиваемся на творческий, продуктивный урок.

«Я сегодня хорошо поработаю. Я молодец. У меня всё получается». Откройте глаза, сядьте ровно. Начинаем урок. Ребята, что было задано на дом?

Дети:

-Дома нужно было нарисовать две ломаные линии  – замкнутую и незамкнутую.

Учитель:

-На перемене я проверила ваши работы, все вы молодцы, все хорошо справились с заданием. Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Линии», понаблюдаем за их пересечением, увидим, где в жизни мы встречаем виды линий.

  1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

Актуализация представления о разных видах линий.

Фиксирование ситуации, демонстрирующей недостаточность знаний о пересечении кривых линий.

На доске висят карточки с высказываниями:

«Торопись, да не ошибись», «Повторение- мать учения».

На экране компьютера (изображение проецируется на экран) появляются цепочки примеров.

Этапы урока.

Требования к этапам.

Ход урока:

Учитель:

-А сейчас мыслительная гимнастика. Откройте тетради, посмотрите на экран. Какое задание вам нужно выполнить?

Дети:

-Нужно решить цепочки примеров.

Учитель:

-Что они собой представляют?

Дети:

-Эти цепочки представляют собой ломанные незамкнутые линии. (Учитель показывает указкой).

Учитель:

-Решаем в уме 1 цепочку, желаю вам успешно дойти до ответа. Записываем ответ. (На изображении появляется верный ответ).

Аналогично решается вторая.

-Проверяйте, ребята, если ответ верный, ставьте на полях плюс, если неверный – исправьте.

-Поднимите руки, у кого два верных ответа. Молодцы, похвалите себя. (Ребята похлопывают себя по груди).

Учитель:

-Ребята, а какие ещё виды линий вы знаете?

Дети:

-Прямые, кривые, ломаные, замкнутые и незамкнутые.

Учитель:

-Молодцы! Скажите, сколько точек пересечения имеют две прямые линии?

Дети:

-Две прямые линии имеют одну точку пересечения.

Учитель:

-А если прямые линии не пересекаются, то как они называются?

Дети:

-Если две прямые не пересекаются, то они называются параллельными.

(Одновременно с ответами детей на экране появляются соответствующие слайды).

Учитель:

-Молодцы, правильно!

На экране появляются 2 кривые линии.

Учитель:

-Ребята, а кто может мне сказать, сколько точек пересечения имеют 2 кривые линии?

Дети дают разные ответы, возникает затруднение

  1. Постановка проблемы.

Выявление и фиксирование в громкой речи:

а) где и почему возникло затруднение,

б) темы и цели урока.

Учитель:

-Вы уверены в своих мнениях? (Не совсем)

-Почему? (Это не изученная тема).

-Что нужно для того, чтобы дать точный ответ? (Разобраться, выяснить, доказать).

-Какую цель поставим перед собой?

Дети:

-Мы должны выяснить, сколько точек пересечения имеют кривые линии.

Этапы урока.

Требования к этапам.

Ход урока:

На экране появляется изображение сети линий.

Учитель:

Сейчас я вам показываю множество кривых пересекающихся линий. Скажите, что они обоазуют в совокупности? Как можно назвать эту картинку?

Дети:

-Эти линии в совокупности образуют сетку, сеть.

Учитель:

-Назовите тему урока.

Дети:

-Тема урока – сети линий.

Тема урока появляется на слайде.

Учитель:

-Назовите цель нашего урока.

Дети:

-Цель нашего урока – научиться перемещаться по сетям линий.

Учитель:

-Молодцы, ребята, правильно!

Физкультминутка.

Учитель:

-Сейчас, ребята, выполним упражнения для профилактики близорукости.

На экране выводится слайд с изображением соответствующих картинок.

Учитель:

- Обводим взглядом ломаную линию слева направо. Теперь справа налево. Закончили.

Теперь взгляд вниз-вверх 3 раза; налево-направо 3 раза. И еще 3 раза – эти движения вместе. Закончили.

Этапы урока.

Требования к этапам.

Ход урока:

  1. «Открытие» детьми нового знания.

Выбор метода Решения проблемной ситуации

Подведение детей к «открытию» с помощью диалога, модели.

Фиксирование полученного знания в языке и знаково.

На экране вновь появляется тема: «Сети линий» и наглядное изображение.

Учитель:

-Ребята, скажите, а где в жизни мы можем встретить подобную картинку?

Дети:

-Например, в автобусе. Это схема маршрута.

Учитель:

-Верно. А какой вид транспорта появился в Казани к 1000-летию города?

Дети:

-Метро.

Учитель:

-Поднимите руки, кто был в Казанском метро?

Интересно там?

Дети:

-Да, конечно!

Учитель:

-А для чего нам нужно метро?

Ответы детей.

Учитель:

-В России самое большое по протяженности метро находится в Москве.

На экране появляется слайд с изображением схемы Московского метро.

Учитель:

-Сейчас я покажу вам схему-проект Казанского метро. Как вы знаете, у нас пока функционирует только часть 1 линии (На схеме она обозначена красным цветом). Остальные линии пока в проекте, но лет через 10-15 заработают и они.

Итак, работаем со схемой Казанского метро.

На доске висит нарисованная схема.

-Ребята, приготовьте схемы, карандаши, работаем парами

(У детей на партах лежат маленькие схемы).

-К доске идут два помощника. Работаем все вместе.

1 задание: давайте совершим небольшое путешествие и проедем по действующей линии метро. На какой станции мы сядем?

Дети:

-Мы сядем на станции Горки.

Учитель:

-Найдите её на схеме и обозначьте красной точкой. До какой станции мы поедем?

Дети:

-До станции Кремлёвской. (Обозначаем на схеме).

Учитель:

-Итак, в путь. Называйте нам станции в порядке очередности, а ребята следят пальчиками.

Ребенок называет, дети следят.

Учитель:

-Сколько станций мы проехали? (5). Молодцы, ребята.

А сейчас 2 задание. Давайте представим себе, что все линии метро работают. Найдите на схеме станцию Азинская и станцию Суконная слобода. Каким путём мы проедем этот маршрут. Сколько есть способов проезда?

Ответы детей.

Этапы урока.

Требования к этапам.

Ход урока:

Учитель:

-Скажите, сколько точек пересечения имеют чёрно-красная и зеленая линии? (2); зелёная и синяя линии? (1)

-А можем ли мы сейчас сделать вывод, сколько точек пересечения имеют кривые линии?

Дети:

-Сколько угодно.

Учитель:

-Докажите свою точку зрения.

Дети:

-Кривые линии могут изгибаться в разные стороны, поэтому они могут пересекаться друг с другом сколько угодно.

Учитель:

-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. Скажите, чему мы сейчас научились?

Дети:

-Путешествовать по сети линий, находить разные пути перемещения.

Физкультминутка.

Учитель:

- К нам в гости сегодня зашёл светофор. Он хочет, чтобы вы всегда помнили правила перехода улицы.

К доске выходят 2 ребят. Они показывают движения детям.

Встало с краю улицы в длинном сапоге

(дети маршируют на месте)

Чучело трёхглазое на одной ноге.

(одна нога сгибается).

Где машины движутся,

(побежали на месте, работая локтями)

Где сошлись пути,

(хлопок в ладоши)

Помогает улицу людям перейти.

(Дети берутся за руки, поднимают и опускают их)

Вот горит у чудища изумрудный глаз-

(руки изображают «бинокль»)

Значит, можно улицу перейти сейчас.

(дети опять берутся за руки).

  1. Первичное закрепление.

Решение типовых заданий

Проговаривание в громкой речи

Учитель:

        -Спасибо, ребята, садитесь. Сели красиво, продолжаем урок.

Работа по учебнику – с.68. 1 задание. (Читаем вслух). Выполняем. Переходи к заданию №3. Читаем и выполняем. (В процессе выполнения учитель ходит по рядам).

Итог: Молодцы, хорошо справились. Кто отвечал – ставьте себе плюс.

Этапы урока.

Требования к этапам.

Ход урока:

  1. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Мотивация успеха каждого.

Учитель:

-Сейчас работаем самостоятельно. Выполняем задание №2. Работаем таким образом: читаем вопрос, рядом записываем ответ. (Хожу по рядам и помогаю).

Заканчиваем. Правильные ответы выведены на экране.

Сверяйте свои ответы. Если все задания выполнены верно, ставьте себе плюс.

Поднимете руки, у кого все задания выполнены верно.

Молодцы, ребята! Поднимите руки, у кого одна ошибка.

Вы тоже молодцы. Все остальные ребята тоже старались, я вас хвалю. Над всеми ошибками и недочётами мы будем работать в течение ближайших уроков.

  1. Решение задач на повторение.

Закрепление изученного ранее.

Учитель:

-Сели ровно, приготовили ладоши. Считаем через 7. (1 ученик к доске).

7 14 21 28 35 42 49 56 63 70

-А сейчас переходим к решению задачи №4. К доске выходит 1 ученик. (На доске заготовка схемы).

Учитель:

Начинаем «одевать» схему. Ты сам будешь проводить анализ задачи или тебя вести за ручку? Приступаем.

Ребёнок:

-В первый день магазин продал 236 м ткани. Записываем под римской цифрой 1. Во второй день  продал на 95 м больше, чем в первый день, значит, под римской цифрой 2 записываем: (236+95) м. в третий день он продал на 108 м меньше, чем во второй день. Так как нам известно, сколько он продал во 2 день, то под римской цифрой 3 мы запишем так: (2-108) м.

В ответе нам нужно найти целое. Записываем «?». Целое сразу узнать мы не можем, так как мы не знаем, сколько магазин продал метров ткани за 2 и 3 день. Поэтому вначале узнаем, сколько было продано за 2 день. 1 действие: 263+95.

После этого узнаем, сколько было продано за 3 день. Для этого из полученного числа вычтем 108 м.

А после этого, сложив число 236, результат 1 действия и результат 2 действия, узнаем целое.

Учитель:

-Молодец, приступаем к решению.

Вспомогательные вопросы: Сколько м ткани продал магазин в 1 день? Известно ли, сколько метров ткани магазин продал во 2 день? Как можно это узнать? Известно ли, сколько метров ткани продал магазин в 3 день? Как можно узнать? Куда запишем? Что нам нужно найти? Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Назовите 1 действие; 2 действие; 3 действие.

Этапы урока.

Требования к этапам.

Ход урока:

Решение:

  1. 236

+ 95

331 (м) – продал магазин во 2 день;

  1. 331

- 108

223 (м) – продал магазин в 3 день;

  1. 236

+ 331

+ 223

790 (м) – продал магазин за 3 дня.

Ответ: за три дня магазин продал 790 м ткани.

( ответ оцениваю)

8. Итог урока.

Рефлексия деятельности

Самооценка учениками работы на уроке

Домашнее задание (квазитворчество, элемент выбора)

Учитель:

-Подведём итог урока.

Скажите, ребята, где мы сегодня побывали?

Вам понравилось наше путешествие?

А чему мы сегодня научились?

Поднимите руки, у кого 3-5 плюсов. Молодцы, ставлю вам 5 за работу на уроке. Поднимите руки, у кого 1-2 плюса. Вам ставлю 4, вы очень хорошо поработали.

А теперь скажите мне, какой раздел мы сейчас проходим на уроке чтения? (Сказочные человечки).

Я вам предлагаю дома нарисовать схему метро Сказочного города, где живут маленькие человечки. Творите, я даю волю вашей фантазии.

Ещё одно задание – решить примеры из №7 на стр. 69 (по выбору 2 или 3 столбик).

И для тех, кто хочет - №9 на стр. 69.

Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Урок по внеклассному чтению в 3 классе по теме

«Работа над произведением К.Паустовского «Кот-ворюга»

Файзрахманова Н.Р.

Цель урока: I. Образовательная.

  1. На основе эмоционального восприятия произведения определение жанра произведения и его основной мысли, что «Добром можно исправить все».
  2. Формирование умения и навыка составления характеристики героя, работа над динамикой образа.
  3. Развитие литературного чутья и внимания к художественному слову.

II. Воспитательная.

  1. Воспитание чувства доброты, чуткости и сострадания.
  2. Воспитание любви к природе и ко всему живому.

Оборудование урока.

  1. Произведения Л.Бетховена в записи.
  2. Портрет К.Паустовского.
  3. Иллюстрации фрагментов из произведения К.Паустовского «Кот-ворюга».
  4. Выставка книг К.Паустовского.
  5. Миниатюра К.Паустовского «Кленовый лист».
  6. Учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «В одном счастливом детстве».
  7. Рабочая тетрадь обучающихся по русской литературе.

Ход урока.

Орг. момент. Приветствие

Обращение учителя к классу: «Мои хорошие, звонок прозвенел. Сядем прямо, красиво. Начнем наш урок».

  1. Введение
  1. К.Паустовский – глубокой души человек, докажите.

Учитель: «Начнем разговор с того, что один писатель, а кто, - вы узнаете позже, написал замечательную миниатюру «Кленовый лист».

Диана (подготовленная ученица) прочитает ее нам. А вы, прослушав, постарайтесь ответить на вопрос: Каким человеком был этот писатель? (Под музыку Л.Бетховена читается миниатюра. Дети слушают).

Миниатюра К.Паустовского.

Кленовый лист.

«Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мною увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл: там слишком крутая для него гранитная лестница, и к тому же это – учреждение. Должно быть, осенним листьям вход туда воспрещён. Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было».

- И так, какой это человек?

- О чем он мог писать в своих книгах?

- Вы сказали, что он любил природу, был добрым, был чутким, наблюдательным. У него было хорошее воображение. Лист клена показался ему маленьким щенком. Он любил животных. Все, что мы с вами сказали, относится к писателю Константину Георгиевичу Паустовскому и его произведениям. (Демонстрируется портрет писателя).

  1. Знакомство с выставкой книг К.Паустовского

- Какие произведения К.Паустовского Вы уже знаете?

(Учитель дополняет ответы детей, обращаясь к выставке книг писателя)

  1. Знакомство и работа над произведением К.Паустовского «Кот-ворюга»
  1. Работа над заглавием произведения. Создание проблемной ситуации.

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним замечательным произведением. Откроем стр. 74 учебника. Запишем в тетрадь название и кто автор.

- Как называется рассказ? – Кот-ворюга.

- Бывает воришка, бывает ворюга. В чем смысловая разница?

- По заглавию похоже, что кот – неисправимый вор. Необходимо проверить наше предположение.

- Возьмем простой карандаш и около заголовка поставим знак?

2. Работа над иллюстрацией произведения

- А теперь обратите внимание на иллюстрацию. Внимательно рассмотрите ее.

- Каким на ней изображен кот?

- А клыки какие?

- А взгляд какой?

- Кто изображен рядом с котом?

- Что делают куры?

- Ребята, почему же куры, а не кто-то другой. Тоже надо выяснить. Поставим около изображения кур знак?

Проблемная ситуация

- Наблюдая над иллюстрацией, заголовком, перед нами возникли два вопроса. (Учитель пишет их на доске.)

Кот-ворюга –  ?

Почему кот и именно куры – ?

- Ребята, какой вопрос мы задаем всегда, знакомясь с новым произведением?

Физминутка под музыку

 Дети изображают потягивающегося, умывающего, крадущего и т.д. кота.

  1. Работа над текстом произведения, озаглавливание частей текста, составление плана.

а) I часть. Дети читают по цепочке. Читают абзац, попутно объясняя содержание и отвечая на вопросы, которые даны в скобках по ходу содержания самого текста.

- Зачем нужно ловить кота?

- Почему кот так жалко выглядит? Ваши предположения.

- Куда торопился кот? Почему он приседал?

- Что значит «вздуть кота»?

- Почему кот грозно выл, вскарабкавшись на березу?

- Как бы Вы озаглавили эту часть рассказа?

(Самое удачное записывается в тетрадь, в план рассказа.)

б) II часть. Звучит музыка Л.Бетховена. Дети отдыхают, положив голову на парту, а учитель под музыку зачитывает целиком вторую часть рассказа.

- А теперь ребята, представьте, что вы прекрасные цветы из этого сада и тянетесь к солнышку.

- Озаглавьте II часть рассказа. (Заглавие записывается).

в) III часть. Вопросы, даваемые учителем по ходу чтения.

- Как это понять «вцепился мертвой хваткой»?

- Чего мог ждать от людей такой жалкий кот?

- А как поступили люди?

- Что и как долго ел кот?

- Боялся ли он теперь? Докажите свой ответ.

Озаглавливание и запись заголовка III части в план.

г) IV часть. Читается и озаглавливается детьми самостоятельно. Два-три заголовка зачитываются вслух.

Физминутка.

  1. Работа с картинками, иллюстрациями

Учитель открывает доску, на которой имеется заранее подготовленные крупные картинки-иллюстрации к тексту.

Задание. Упорядочить данные иллюстрации. Ответить на вопрос: Какой из пунктов нашего плана подойдёт к каждой из иллюстраций? Докажите свой выбор.

  1. Решение проблемной ситуации

а) Перед вами у каждого лист с напечатанным текстом.

В нём две колонки: I. Каким был кот? II. Каким он стал?

Даны ответы на вопросы. Сделайте выборку ответов, используя синий и простой карандаш.

(зачитываются ответы двумя учащимися.)

Теперь можно ответить на возникшие у вас вопросы.

- Кот ворюга?

- Почему же именно кот и именно куры?

Верно, это первый честный поступок кота. С этого времени он никогда не станет воровать.

б) - Подумай и подчеркни карандашом ответ.

Каким был кот?

(простым карандашом)

Каким он стал?

(синим карандашом)

Вредный, дисциплинированный,

упрямый, злой, бесстрашный, честный, любящий порядок

Гадкий, справедливый, жалкий, озлобленный, строгий

в) - А какова основная мысль рассказа? (выслушиваются ответы детей)

Какие поговорки и пословицы доказывают ваше утверждение?

III. Рефлексия 

IV. Домашнее задание. Пересказать текст по составленному плану. Записать в тетрадь 2-3 пословицы о добре и зле.

V. Итог урока

- Мои хорошие, запомните на всю жизнь. Самое главное для людей – творить добро. Ведь на то они и люди. Спасибо за урок.

 



Предварительный просмотр:

   

Урок литературного чтения в 3 классе

Файзрахманова Н.Р.

    Цели урока: 

    Образовательные:

-систематизация знаний учащихся о творчестве И.А.Крылова; выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;

-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения;

-обеспечить осмысление новых слов и понятий;

     Развивающие:

-развивать аналитические, творческие, исследовательские способности детей через серию заданий на уроке, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;

-пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным,  по ролям, про себя, вслух;

   Воспитывающие:

-способствовать формированию нравственных качеств у учащихся;

-воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам;

-воспитывать негативное отношение у учащихся к порокам людей;

   Оборудование: портрет И.А.Крылова, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация урока, музыкальное сопровождение урока, ватман, раздаточный материал.

 

Ход урока

   1.Организационный момент

- Мы начинаем наш урок, но прежде, хотелось бы узнать какое у вас настроение. Покажите ту полоску, которая соответствует  вашему настроению. (На партах  лежат  полоски  цветной  бумаги  двух  видов. Жёлтая - настроение радостное, весёлое. Красная- грустное, тревожное…)

Рада, что у вас хорошее настроение.

   2.Речевая разминка (Слайд 1)

- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте про себя четверостишие, а теперь повторяйте за мной громко и чётко:

   Кто хочет разговаривать,

  Тот должен выговаривать,

  Всё правильно и внятно,

  Чтоб было всем понятно.

   3.Актуализация знаний

-Ребята, послушайте отрывок из стихотворения П.А.Вяземского, подумайте и скажите, кому оно посвящено.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль,

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не  забудут этой  были,

Пока по-русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

- О ком пишет Вяземский?(Ответы детей)

-Трудно представить себе человека, который не знал бы этого имени.(Слайд 2)                 И. А.Крылов- великий русский писатель, который жил в 19 веке. В своих  произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их  недостатки. В те времена открыто об этом говорить было нельзя, поэтому автор высмеивал человеческие недостатки, пороки через образы животных.

- Вам знакомы произведения И.А.Крылова? (Ответы детей)

-Давайте вместе их вспомним. Я начинаю читать первые строки, а вы попробуйте   продолжить.

 - «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела…»(Слайд 3)(Ответы детей)

 - «Вороне где-то бог послал кусочек сыру…»(Слайд 4) (Ответы детей)

 -  «Однажды Лебедь, Рак да Щука…»(Слайд 5) (Ответы детей)

 -Молодцы!

4.Проблемный вопрос

-Ребята, как вы считаете, к какому литературному  жанру относятся эти произведения? (Правильно, басня) (Слайд 6)

-Вспомним, что такое басня? (Занимательный короткий рассказ) (Слайд 6)

-Кто является героем басен? (Герои- животные, иногда люди) (Слайд 6)

-Какова  цель басни? (Помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними) (Слайд 6)

-Что характерно для басни? (Мораль) (Слайд 6)  

-Что такое мораль басни? (Мораль- это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни) (Слайд 6)

5. Постановка проблемного вопроса

-Ребята, И.А.Крылов жил в 19 веке, а мы с вами живём в 21 веке. Почему мы до сих пор читаем его басни? Почему они актуальны в наши дни?  

6. Решение учебной проблемы

-Чтобы ответить на этот вопрос, я  предлагаю выполнить следующее задание.

(Слайд 7) Прочитайте  слова. Разбейте  их на две группы. Работа в парах.

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.

2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

(Ложь,  правдивость,  глупость,  доброта,  жадность,  хитрость,  храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие)

Итог.

- Посмотрев, ваши работы, со многими я согласна. Проверим, как вы разделили слова на 2 группы. (Слайд 8) (Высмеивает: ложь, глупость, жадность, хитрость, лесть, трусость, лень.  Одобряет: доброта, правдивость, храбрость, трудолюбие)

-Оцените свою работу.

-Так почему же басни Крылова  актуальны  в наши дни? (Высмеивают и одобряют качества и характеры людей)

-Мы с вами вспомнили, что героями басен являются животные. Черты характера человека переносятся на животного. Такой приём называется- иносказанием. (Слайд 9) Иносказание придумал Эзоп, живший около 3000 лет назад в древней Греции. Он был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью. Он придумывал истории, которые якобы случились с животными.

6.Физкультминутка

Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову, то хлопните в ладоши один раз( над головой), если вы услышите строки принадлежащему другому автору- присядьте на стул. Будьте внимательны.

7. Знакомство с басней «Слон и Моська»

- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней «Слон и Моська». (Слайд 10)

Прогнозирование содержания

- Ребята, посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете о чём эта басня? (Ответы детей)

- Кто из вас видел живого слона? Где? (Ответы детей)

(Слайд 11) (Рассказ ученика, который подготовил сообщение о слоне)

Чтение  мастером художественного слова. Грамзапись.

-А сейчас послушайте басню «Слон и Моська» в исполнении великого русского актёра Игоря Ильинского- мастера художественного слова.

Работа по учебнику

-Прочитайте басню вполголоса так, чтобы вы себя слышали, но не мешали соседу.

Словарная работа

-Ребята, вы уже знаете, что басня была написана в 19 веке, более 200 лет назад. В басне встретились устаревшие слова. Объясните значения данных слов (Слайд 12)

1. Зеваки – (Ответы детей) тот, кто слоняется по улицам без дела

2. Напоказ-(Ответы детей)  обратить внимание для вида

3.Забияка-(Ответы детей) человек, который любит затевать ссоры

4. Отколе- (Ответы детей) откуда

5.Шавка- (Ответы детей) непородистая собака, дворняжка

6. Диковинка-(Ответы детей) старинная, удивительная вещь или явление

Чтение басни вслух

Чтение басни по цепочке

Работа по иллюстрации в учебнике

-Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Какой момент запечатлён?

-Каким вы представляете Слона?

-А Моську? Как она себя ведёт?

-Как Слон отнёсся к нападению Моськи? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка?

Работа по карточкам

-Как вы думаете, какими качествами обладает каждый из главных героев басни «Слон и Моська».  Возьмите карточку и подчеркните слова, которые характеризуют Слона и Моську. (Разъярённый, большой, выдержанный, спокойный, глупый, умный, задиристый, маленький, злой, незначительный) Давайте  проверим. (Слайд 13)

 Выборочное чтение.

- Ребята, давайте сейчас с вами попробуем найти в тексте образные выражения, соответствующие словосочетаниям (Слайд 14)

1.Показывали на улице людям ( Водили напоказ)

2.Невидаль,редкость( В диковинку у нас)

3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам(Толпы зевак ходили)

4.Перестань себя позорить(Перестань срамиться)

5.Придаёт смелости(Вот то-то мне и духу придаёт)

6.Откуда-то внезапно, вдруг(Отколе ни возьмись)

Чтение по ролям

-А сейчас попробуем прочитать басню по ролям.

-Сколько человек нужно для чтения?(3)

-Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.

-Ребята, найдите в тексте и прочитайте, зачем Моська напала на Слона?

-Найдите слова, где Шавка осуждает Моську.

-Какой вы себе представляете Шавку?

-Что высмеивает И.А.Крылов в басне?

(Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она  понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других)

-В каких словах, ставших крылатыми, заключён смысл басни, мораль?

(-Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)

-Когда в жизни можно употребить слова: Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!

(-Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет)

8.Итог урока

-Как вы считаете, можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной  жизни? (Ответы детей)

-Действительно, в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие- с ленью, скромность- с хвастовством, талант- с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучение Крылова помогут вам стать лучше.

-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

9.Домашнее задание:

 1.Выучить басню наизусть.

2. Дополнительное  задание (по желанию).

10.Рефлексия

- У вас на столе лежит листок. Напишите одно слово, чему вас научила басня и прикрепите на ватман. Урок окончен.

 

 



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Живые» слова. Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

                                                                                 Файзрахманова Н.Р

Цели урока:

- образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о глаголе, закрепить умение писать безударные личные окончания глаголов, учить обосновывать написание этих окончаний, обобщить знания составе глагола, закрепить навыки грамотного построения предложений;

- развивающие: развивать орфографическую зоркость, расширять кругозор учащихся;

- воспитательные: прививать любовь к русскому языку, бережно относиться к природе, воспитывать эстетический вкус

Тип урока: урок-рефлексия

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, карточки с дифференцированными заданиями, раздаточный дидактический материал, картинки о весне, изображение аиста, картинки для проведения физминутки (флейта, пианино, скрипка, барабан, литавры), песня «Аист на крыше»

Виды работ: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ход урока:

1. Оргмомент. Приветствие.

-Здравствуйте! Ребята, поприветствуйте гостей.

2. Актуализация знаний

-Нам с вами предстоит очень интересная работа. Мы вновь отправляемся в страну «Лингвинию». (Слайд 1) «Лингва» – по-гречески «язык». В ней живут звуки, слова, предложения. Слова отличаются друг от друга. Но у слов есть и общие признаки, объединяющие их в группы, - части речи. Части речи стоят на «трёх китах» – трёх грамматических признаках:

- грамматическое значение;

- морфологический признак;

- синтаксический признак.

Начнём урок с этих строк. (См. на доске). Подготовим пальчики (массаж пальцев с одновременным проговариванием скороговорок).

Минутка чистописания

-Что это за сочетания букв? (Это личные окончания глаголов и суффиксы).

-Почему именно с этих строк мы начали урок? (Т.к. здесь мы чаще всего допускаем ошибки).

-Что могут рассказать о глаголе эти окончания? (Ответы детей).

(На доске опора).

-А что обозначает глагол? (Слайд 5 – 1-й кит). На какие вопросы отвечает? Как изменяется? На эти вопросы вы ответите в тесте. Это задание № 1. )См. Приложение 1). Обведите в кружочек правильный вариант ответа. (Взаимопроверка).

Дифференцированное задание

-Перед вами лежат карточки разных цветов. Выберите ту, которая вам по силам. /Дети работают самостоятельно по карточкам/.

-Кто выбрал зелёную карточку №1? Поднимите руки. Над какой орфограммой вы работали? (Окончания глаголов во 2 л., ед. ч.). Расскажите об этой орфограмме. Остальные работали по жёлтой карточке №2. А вы над какой орфограммой работали? (безударные личные окончания в 3 л., мн. ч.). Расскажите об этой орфограмме. (См. приложение 2).

Рефлексия

-Оцените свою работу: - если вы не допустили ни одной ошибки, поднимите обе руки;

- если есть одна ошибка, поднимите одну руку;

- если более одной ошибки, положите руки перед собой.

Молодцы! Как много знаете о глаголе! Нам надо привести свои знания в систему.

3. Тема урока – «Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол» (Слайд 6). 

-Образно я назвала тему «Живые слова» (Слайд 7 – цитата «Живое слово делает чудеса»).

Что значит «живые слова»? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.

Прочитайте строки из стихотворения А.С. Пушкина (Написано на доске).

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

                                                  (А.С. Пушкин)

-О каком времени года эти строки?

(О весне. Весна – это утро года, когда всё в природе просыпается, всё начинает улыбаться. Природа с радостью и улыбкой встречает весну).

Найдите глагол. Выпишите его. Выполните морфологический разбор. (Работа в тетрадях и на доске). (Слайд 8 – 2-й кит).

Встречает – (что делает?), н.ф. встречать, гл. I спр., наст. вр., 3 л., ед.ч., сказуемое. Встречает – глаг., наст. вр., 3 л., ед.ч. /выделяют окончание, основу, корень, суффикс/

У доски 2 ученика: один выполняет морфологический разбор, другой – морфемный.

Рефлексия. Оцените свою работу: если вы не допустили ни одной ошибки, поднимите обе руки; если 1 ошибка, поднимите 1 руку; если более одной ошибки – руки перед собой. Вывод учителя.

Игра «Собери словечко». (Слайд 9).

-Корень слова ты найдешь у родственников слов «красавица», «красный». Приставку в слове «вышел». Окончание – в 3 л., ед.ч., буд. времени.

Какое слово получилось? (Слайд 10). (Выкрасит).

-Выполните морфемный анализ этого слова. /Работают самостоятельно в тетрадях с последующей проверкой по опоре/.

Почему у слов «встречает» и «выкрасит» разные окончания? (Т.к. у них разные спряжения).

-Что такое спряжение? (Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам).

-Какие глаголы относятся к I спряжению? (Обратить внимание на опору – таблица). Какие глаголы относятся ко II спряжению? (Обратить внимание на опору – таблица).

Работа с сигнальными блокнотиками. (Слайд 11). На экране предложения:

Ты встреча…шь весну.

Прилета…т скворцы.

Лес дремл…т.

Снега та…т.

Травка зелене…т.

Мы забот…мся о птицах.

Ребята смотр…т вдаль.

-Прочитайте внимательно предложения. Какие окончания у глаголов: ударные или безударные? (Безударные).

-Как правильно написать безударное окончание? (Нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагольный суффикс не -и-, то это I спряжение, кроме глаголов-исключений. Можно определить по 3 лицу мн.ч.: бегут, летят).

-На какую тему эти предложения? (На весеннюю).

-Попробуйте составить свои предложения о весне. Запишите 1 предложение в тетради. Сделайте синтаксический разбор. (Слайд 12 – 2-й кит).

-Вернемся к строкам А.С. Пушкина.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

-В каком значении автор употребил слово «встречает»? (В переносном).

Используя глагол «встречает», автор рисует незабываемую картину весны, придает речи особый колорит. (Обратить внимание на картины). Рисовать картину можно красками, как художники, а можно и словами, как поэты и писатели. Наверное, это имел в виду Бурденко, говоря: «Живое слово делает чудеса».

-А еще почему слова можно назвать «живыми»? (Потому, что они обозначают  движение, а движение – это жизнь!).

-Давайте и мы немного подвигаемся! Физминутка «Оркестр» под музыку Вивальди «Времена. Весна». Дети изображают оркестр, которым управляет «дирижер» из числа детей, который показывает картинки с изображениями музыкальных инструментов (флейта, скрипка, пианино, барабан, литавры), а дети по рядам выполняют движения, имитирующие игру на этих инструментах.

-Спасибо музыкантам за ваше вдохновенное искусство. Садимся. Откройте ноты. Извините, учебники!

Работа с учебником. Страница 150, упр. 259 по вариантам: «луч солнца» - 1 вариант, «врач» - 2 вариант.

О слове «врач». Этимологическое происхождение слова. (Слайд 13).

Знаете ли вы, что слово «врач» произошло от слова «врать»? Казалось бы, что общего? А оказывается, слово «врать» в старину означало «говорить». Врачами целителей называли потому, что они в те времена сопровождали лечение словом, заклинаниями, заговорами.

А сейчас разгадайте загадки.

Инсценировка.Три загадки.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

– Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

 – Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать, а они на него напустились:

– Всё следишь! Наверное и спишь с открытыми глазами?!

А дежурный вдруг как крикнет:

– Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!

– Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.

– А вот такие, – сказал дежурный. – Слушайте! Откуда произошли выражения: где раки зимуют, из кожи вон лезет, спит с открытыми глазами?

Н. Сладков.

(слайд 14):

Где раки зимуют.

Из кожи вон лезет.

Спит с открытыми глазами.

Подготовленная ученица рассказывает о происхождении фразеологизмов.

-Выражение «я покажу тебе, где раки зимуют» связано с историей. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют!». Два других оборота – «лезть вон из кожи» и «спать с открытыми глазами» - связаны с животным миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.

-Для чего используют в речи устойчивые сочетания? (Они делают речь богаче, выразительнее, делают язык метким, а ум острым).

Задание №2 – соедините стрелками.

Замените устойчивые сочетания возвратными глаголами в неопределенной форме. Что такое возвратный глагол?

(Слайд 15)

Совать нос

Надуть губы

Распускать руки

Повесить голову

Бежать со всех ног

Слова для справок: мчаться, драться, огорчаться, вмешиваться, обидеться.

/выполняют самостоятельно на листочках с последующей проверкой –  Слайд 16/.

-Какие ещё фразеологизмы знаете?

Домашнее задание: с любым фразеологизмом напишите мини-сочинение, красиво оформите его, проявите творчество. Это будет вклад в ваш портфолио.

-На уроке мы много говорили о весне. А кто же является вестником весны?

Долгожданным гостем? (Птицы). Почему птицу можно сравнить с долгожданным гостем? (Т.к. они прилетают, потом улетают. Действительно как гости – то придут, то уйдут).

Самостоятельная работа с текстом. Задание № 3 – вставить пропущенную букву, определить спряжение глаголов в 3 абзаце). На партах – листочки с текстом. Один ученик читает вслух.

Аист прилетел.

Щурясь от яркого солнца, мы смотрим в синее небо. В воздухе кружатся птицы. Они почти не шевелят большими крыльями. Вот птицы стали тихо опускаться.

Самый сильный аист подлетает к дереву. На верхушке чернеют остатки старого гнезда. На другой день аист начнет чинить гнездо. Он принесет ветки, траву, мох.

Наступ…т вечер. Аист сяд…т у гнезда, закин…т голову назад, громко застуч…т длинным клювом. А мы буд…м слушать его весеннюю песню.

/Листочки сдают учителю/.

Рефлексия

-Трудно было работать над текстом? Почему?

         /На экране появляется изображение аистов/.

Белый аист хорошо известен и любим во многих местах. Поверья гласят, что аист в селе – к счастью. Вот почему убить эту величественную птицу ни у кого рука не поднимется. Наоборот, об аистах заботятся и даже помогают устроить гнездо. Иногда прибивают на крыше дома колесо от телеги, а ветки птиц ы приносят сами. Сколько бывает радости, когда по деревенской улице вышагивает, не пугаясь людей, выводок подросших аистят во главе с родителями!

4. Подведение итогов урока.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Ребята своими руками сделали этих красивых птиц (В руках учителя – коробка с бумажными аистами). Мир вашему дому!

Дети дарят бумажных аистов, сделанных в технике оригами.

Звучит песня в исполнении С. Ротару «Аист на крыше».

Приложение 1.

Задание №1.

Тест по теме «Глагол».

1. а) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос что делать? что сделать?

     б) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? что сделать?

2. а) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делает? что сделает?

     б) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?

3. а) В предложении глагол чаще является подлежащим.

    б) В предложении глагол чаще является сказуемым

4. а) У глаголов II спряжения 2 лица – окончания -ишь, -ете.

    б) У глаголов II спряжения 2 лица – окончания -ишь, -ите.

5. а) К I спряжению относятся глаголы, имеющие окончания -ат, -ят.

    б) Ко II спряжению относятся глаголы, имеющие окончания -ат, -ят.

Задание №2.

Соедини стрелками

Совать нос

Мчаться

Надуть губы

Драться

Распускать руки

Огорчаться

Повесить голову

Вмешиваться

Бежать со всех ног

Обидеться

Задание №3.

Вставь пропущенные буквы и определи спряжение глаголов в 3 абзаце.

Аист прилетел

Щурясь от яркого солнца, мы смотрим в синее небо. В воздухе кружатся птицы. Они почти не шевелят большими крыльями. Вот птицы стали тихо опускаться.

Самый сильный аист подлетает к дереву. На верхушке чернеют остатки старого гнезда. На другой день аист начнет чинить гнездо. Он принесет ветки, траву, мох.

Наступ…т вечер. Аист сяд…т у гнезда, закин…т голову назад, громко застуч…т длинным клювом. А мы буд…м слушать его весеннюю песню.

Приложение 2 /дифференцированные задания/.

Карточка №1.

Поставь данные глаголы во 2 л., ед.ч.

Бежать –

Ставить –

Дышать –

Добывать –

Делать –

Плавать –

Строить –

Красить –

Стелить –

Карточка №2.

Вставь пропущенные буквы:

Он став…т, она скаж…т, он добыва…т, они осуша…т, он вар…т, они увид…т, он терп…т, она молв…т, он зева…т, он бре…тся.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по теме

«Безударные окончания глаголов I, II спряжения»

                                                                Файзрахманова Н.Р.

Цель:   - учить правильно определять спряжение глаголов;

           - упражнять в написании безударных личных окончаний глаголов;

           - развивать речь учащихся;

           - повышать уровень языкового развития школьников;

           - воспитывать познавательные интересы учащихся;

           - проводить профилактику близорукости

Оборудование: - (глагол; н/ф глагола; I, II спряжение глагола);

           - карточки для физминуток;

           - опорные карточки по глаголу (для каждого учащегося);

           - картина слона;

           - книги Б.Житкова, его портреты;

           - серия энциклопедий.

1. Письмо числа и дня недели глазами.

2. Рассказ учителя о том, что произошло во время его дежурства в перемену.

   – Какие фразеологизмы вы услышали?

      (1. Я покажу тебе, где раки зимуют!

       2. Из кожи лезет вон.

       3. Спит с открытыми глазами).

3. Учащиеся списывают с доски эти устойчивые выражения и определяют лицо, число и спряжение глаголов.

    (Даётся историческая справка к каждому фразеологизму).

4.Определение лучшего знатока пословиц.

   – Пользуясь ключом к шифру, зашифруйте пословицы:

0 – один отрежь

5 – цыплят по осени

1 – что посеешь

6 – пока горячо

2 – считают

7 – то и пожнёшь

3 – не всё то золото

8 – что блестит

4 – куй железо

9 – семь раз отмерь

– Запишите шифр в виде двузначных чисел. Время выполнения – 2 минуты!

– Запишите пословицы под шифром 90 и 17.

– Найдите глаголы, которые словно сердятся на что-то, шипят. Определить их лицо, число и спряжение.

– О чём должны помнить при  написании глаголов во 2 лице, ед. числе?

5. Работа по пособию – с. 46, № 7 (авт. Лакаева С.И. Рус. язык. Тетрадь № 2 с печатной основой. 3 класс. – Саратов: «Лицей», 1998).

6. Физминутка.

7. Минутка чистописания.

8. Работа по учебнику – с. 80, упр. 180

а) чтение упражнения про себя учащимися

– Кто автор? Что о нём знаете? (Учитель даёт справку о писателе. Перед учащимися – выставка книг Б. Житкова).

б) чтение учителем отрывка из книги Б. Житкова «Избранное» из рассказа «Про слона» – с. 152

в) выборочное письмо – предложения о слоне + указать спряжение глаголов

г) проверка написанного (обратить внимание на спряжение гл. – исключение смотреть) + правило в стихотворной форме

д) связь с уроком математики

– Что узнали о слоне на предыдущем уроке математики?

+ справку о слоне даёт учитель

9. Физминутка.

10. Дополнительное задание по пособию (см. выше) с. 60, №11.

11. Рефлексия.

12. Проверка дом. задания.

13. Задание на дом – упр. 178 + вопросы из упр. 184, с. 81.

 

                     


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДЕНЬ ЗНАНИЙ В 4Б КЛАССЕ

Учитель:

(Класс поделен на 4 группы)

- Дорогие ребята, папы и мамы, гости нашего праздника!

Сегодня мы собрались на первый общий праздник – День знаний - начало учебного года!. Интересно, все ли собрались на наш праздник? Давайте проверим.

-Старательные милые девочки здесь?

-Умные красивые мальчики здесь?

-Заботливые мамы?

-Умелые папы?

-Многочисленные родственники здесь?

-А уважаемые гости?

Учитель:

Все, кто хотел прийти на наш праздник – в сборе. Можно начинать его.

- Ребята, вам нужно встать и послушать  ваши обещания, и если вы с ними согласны, произнести фразу «Обещаем!»

Всегда приходить в класс на первый урок

Еще до того, как проснется школьный звонок – обещаете?

Учебники, книги, пенал и тетрадки

Всегда содержать в идеальном порядке – обещаете?

Друзьями хорошими, верными стать,

Товарищам всюду своим помогать – обещаете?

А лень, неопрятность, подсказки, вранье

Не пустите в класс никогда, ни за что – обещаете?

- Ребята, дать обещания хотят и родители.

 (Раздать родителям полоски с текстом. Вытягивают и читают начало, а затем концовку. На месте многоточия делается длительная пауза). ПРИЛОЖЕНИЕ №1 

1.Обещаю никогда не заходить в школу…

1.больше 10 раз в неделю.

2.Обещаю никогда не смотреть дневник своего ребенка…

2. в плохом настроении

3. Обещаю никогда не ходить на родительские собрания…

3. без мужа (жены).

4. Обещаю ругать своего ребенка…

4. лишь в самых крайних случаях.

5. Делать за детей домашнее задание…

5. не будем.

1конкурс-разминка: Игра «Наоборот».

Ведущий читает, а дети хором должны ответить «да» или «нет» независимо от рифмы.

  • В школе дружно мы всегда скажем двойкам только …(нет).
  • А «пятеркам», не секрет, говорим всегда мы … (да).
  • Маме за кулек конфет мы «спасибо» скажем? …   (да)
  • Мы пойдем сейчас в буфет, растолкаем вокруг всех?... (нет)
  • Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе? …(нет)
  • Мимо урны без труда бросим фантики мы? … (нет)
  • Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы … (нет)
  • Будем старшим мы в ответ говорить неправду …(нет)
  • С нами рядом едет дед, мы уступим место? … (да)
  • Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно, ... (да)

2конкурс: ЗАГАДКИ(каждой группе по 2 загадки, которые дети вытягивают сами):

  1. Буквы напечатанные, очень аккуратные.
    Буквы для письма я пишу сама. (Ручка)
  2. Я - умейка.
    Прямота - главная моя черта. (Линейка)
  3. Я нужна вам для порядка.
    Зря страницы не листай!
    Где я, там читай. (Закладка)
  4. Я - чумазенькая спинка.
    Но совесть у меня чиста:
    Помарку стерла я с листа. (Ластик)
  5. Карандаш во мне так мается,
    Но зато он не сломается.
    Ручка в темноте находится,
    Но зато легко находится. (Пенал)
  6. Написал я сто бумажек.
    А когда я начинал,
    То с трудом влезал в пенал. (Карандаш)
  7. Над бумажным, над листом
    Машет все она хвостом.
    И не просто машет, а бумажку мажет.
    Красит в разные цвета.
    Ух, какая красота! (Кисточка)
  8. Учитель у меня в портфеле.
    Кто? Быть не может! Неужели?
    Взгляни, пожалуйста, он - тут.
    Все знают, как его зовут. (Учебник)

3 конкурс: «Птицы и насекомые». Работа в группах.

Найди в таблице названия птиц или насекомых, слова  начинай с заглавных букв. ПРИЛОЖЕНИЕ №2 

4 конкурс: «Важные кирпичики». Работа в группах. (Стук в дверь) Заходит почтальон. Приносит в класс конверт. Что это? Это нам? Читаем письмо: 

Дорогие ребята 4Б класса гимназии №139! Из этих символических кирпичиков  необходимо построить дом, в котором будут складываться ваши отношения. А если возникнут трудности,  просите помощь у родителей и у вашей учительницы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Телеграмма

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 Слова-кирпичики

Достаем слова-кирпичики и определяем все вместе, какие мы возьмём, а от каких откажемся.

5 конкурс-викторина между детьми и родителями: Условно разделимся на две команды: дети и родители. У меня в коробочке находятся листочки, на которых записаны вопросы. Кто-то один из команды достает листочек, читает вопрос вслух. Я считаю до десяти, вы быстро обсуждаете в команде и отвечаете. Если вы не знаете ответ, отвечает другая группа.
1.Как называется плюс без палочки? (Минус)
2.Кукла в кукле что это? (матрёшка)
3.У одного мужчины спросили, сколько у него детей. Он ответил:» У меня четыре сына, и у каждого есть сестра». Сколько же у него детей? (5 детей:4 сына и 1 дочь)
4.Двое мальчиков играли в шашки 2 часа. Сколько часов играл в шашки каждый мальчик?(2часа)
5.Где у кузнечика ухо? (На ноге)
6.Какие птицы не летают? (Пингвины, страусы)
7.Приносят ли пользу божьи коровки? (да, они поедают тлю)
8.Когда об воду можно порезать руку?(Когда она превратиться в лёд)
9.Чего на клумбе больше – цветов или тюльпанов? (Цветов)
10. Назови имя самого высокого мальчика, если известно, что Саша выше Коли, а Коля с Денисом одинакового роста. (Саша)
11.Кто автор произведения «Кошкин дом»? (С.Я. Маршак)
12.Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
13. Зайчик, который может появиться лишь в ясный солнечный день. (Солнечный зайчик)
14.Он поймал золотую рыбку. (Старик)
15.Какую ноту кладут в суп? (Соль)
16.Заяц, ведущий популярной детской передачи. (Степашка)
17.Кого в школе больше – детей или мальчиков? (Детей)
18.Любимая валюта пиратов. (Золото)
19.Плоская геометрическая фигура с тремя углами. (Треугольник)
20.Какую фигуру образует колесо? (Круг)
21.На каком инструменте играл былинный герой Садко? (Гусли)
22.Когда Золушка должна была возвратиться с бала? (Ровно в 12 часов ночи)

Учитель: Молодцы, мы справились со всеми заданиями, показали, какие мы дружные и сплоченные: и дети, и родители!

В заключение праздника обращаюсь к вам, ребята! Мир - это то, что нас окружает. Трава, солнце, небо, деревья, птицы, жучки, паучки, люди. Он так прекрасен этот мир! Будьте внимательны и откройте удивительный, загадочный, волшебный мир, который окружает нас каждый день. Будьте внимательны друг к другу! Учитесь радоваться первым лучам солнца, пению птиц, удивительным звукам природы! Уважайте и цените друг друга!

Обращаюсь к вам, уважаемые родители! Благодарю вас за то, что вы воспитываете своих детей добрыми, отзывчивыми, жизнерадостными и добросовестными. Успех человека напрямую зависит и от окружающих его людей.  Мой успех – это ваше доверие  мне и ваша поддержка. Это улыбки и знания наших детей. Ведь так много в нашей профессии значит, когда родители учеников проявляют  в школьной жизни участие!  Всем спасибо за сотрудничество! Желаю всем хороших успехов в новом учебном году!

Учитель:

Мне бы хотелось, чтобы мы всегда жили дружно и весело, чтобы в нашем классе было тепло и солнечно. Я предлагаю вам на буклете из смайликов найти своё место в классе и обвести круг красным или желтым или синим цветом.  (Красный цвет – всё понравилось, работал с удовольствием,  желтый цвет – не всё понравилось, синий цвет – не было настроения весь урок).

С

о

М

а

в

О

с

Г

о

л

Б

к

у

р

е

Г

а

ь

б

у

а

о

л

Л

й

р

и

ф

с

и

б

к

а

а

С

и

а

х

и

б

о

ч

т

с

а

н

М

у

н

а

П

а

о

ч

к

и

ц

а

о

а

С

у

к

р

ь

л

о

о

р

ц

н

е

г

и

С

о

в

В

р

и

Ч

в

я

р

ё

й

е

К

у

н

е

р

к

ь

л

с

Л

р

а

у

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

№1.Обещаю никогда не заходить в школу…

№2.Обещаю никогда не смотреть дневник своего ребенка…

№3. Обещаю никогда не ходить на родительские собрания…

№4. Обещаю ругать своего ребенка…

№5. Делать за детей домашнее задание…

1.больше 10 раз в неделю.

2. в плохом настроении

3. без мужа (жены).

4. лишь в самых крайних случаях.

5. не будем.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Дорогие ребята, 4Б класса гимназии №139!

        Из этих символических кирпичиков  необходимо построить дом, на котором будут складываться ваши отношения.

        А если возникнут трудности,  просите помощь у родителей и у вашей учительницы.

               

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

доброта

честность

злость

внимание

 зависть

скука

дружба

гнев

обида

тревога

забота

старание

усидчивость

терпение

трудолюбие

доброта

ПРИЛОЖЕНИЕ №5