Учитель в моей жизни (эссе)

Файзрахманова Наиля Райхановна

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. А.С. Макаренко

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_uchitel_v_moey_zhizni_nsportal.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе учителя начальных классов высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №139» Приволжского района г. Казани

 Файзрахмановой Наили Райхановны

«Учитель в моей жизни»

                                                                             Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но  прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.                                                                                                                                                            А.С.Макаренко

      Начиналось всё задолго до педучилища. Мысленно возвращаясь к прожитым дням, вспоминаю своё детство. Мы с сестрёнкой всегда чувствовали заботу и любовь со стороны мамы, папы и бабушки. Вместе с ясной улыбкой, словно по наследству, от них передалась и любовь к детям, и прирождённое педагогическое чутьё, и такт. Много хороших качеств  было заложено и развито благодаря воспитанию в семье.

      Всё детство летом нас отправляли в деревню в гости к дяде с тётей. Односельчане их уважительно называли Лукман абый и Венера апай, а мы –  «дэу ати» и «дэу ани». Помню их дом – светлый, просторный. А самое главное в доме – это шкафы с книгами. Их было так много! Там (в татарской деревне) я прочитала «Педагогическую поэму» А.С.Макаренко, «Письма к сыну» В.А. Сухомлинского. Тётя и дядя были уважаемые люди, учителя,  к которым приходили за советом. Вместе с дядей мне нравилось ходить в школу, обходить кабинеты, сидеть за партами. Подолгу я разглядывала белёную круглую печь, стенгазеты, фотографии. Всё было разрешено: мой дядя – директор школы! По его рассказам я понимала, что он – энтузиаст, патриот своей школы. Мне очень хотелось быть похожей на всегда подтянутого, умного, энергичного, с тонким чувством юмора дэу эти и на образованную, всегда аккуратную дэу эни. Помню, однажды дядя приехал меня проведать в педучилище. Красивый, высокий, с офицерской выправкой, в чёрной шляпе, чёрном плаще, в резиновых сапогах и с большим кожаным портфелем. Понимала ли я тогда, с каким человеком я так запросто разговаривала? …Да, понимала. Это уважение заложили во мне мои родители.

     Мне очень повезло. В моей жизни было много учителей, на которых хотелось равняться. Это моя первая учительница Анастасия Ивановна, классный руководитель Елена Григорьевна, куратор в педучилище Зинаида Игнатьевна Корнейчук… Помню, как моя любимая учительница Зинаида Игнатьевна доверила однажды проверить мне первой из группы несколько тетрадей по русскому языку. Для меня это было огромным счастьем! Я – учитель. Я проверяю тетради. А Мансур Залялович, завуч педучилища, пригласил в свой кабинет, поставил передо мной букет с сиренью и сказал: «Это для вдохновения. Ты должна сочинить сценарий для встречи с выпускниками». Вспоминаю, как с Владимиром Борисовичем, учителем по биологии, мы вели майскую демонстрацию в Арске. Все учителя для меня стали примером порядочности, честности, любви к своей профессии. А сколько мы изучили трудов выдающихся педагогов и психологов: И.Г.Песталоцци, Л.С. Выготского, В.А.Сухомлинского, А.Дистервега, Я.Корчака, Я.А.Коменского…

     Стремительно летит время. Кажется, совсем недавно я начала работать в школе. Мои первые ученики. Их так много! 48 человек! И я, 19-летняя девушка, начинаю свой первый урок. Сомнения…Чему я их научу? Та, у которой и своих-то детей ещё нет, та, которая вчера сидела за партой? Я осознаю, что это не преддипломная практика и не пробные уроки. Я –  учитель!

     …Сколько надо любви и огня,

      Чтобы слушали, чтобы верили,

      Чтобы помнили люди меня.

       Я благодарна судьбе, что она свела меня именно с этими ребятами в первый год работы в 22 школе, где начинала свою педагогическую деятельность. Вместе с детьми и их родителями я училась и учила. Мои первые ученики, озорные и тихие, смешные и серьёзные,  были моими маленькими учителями. Помните, как в песне А.Дольского: «Мне кажется – я их чему-то учу, а это они меня учат». А сколько уважения я чувствовала со стороны их родителей!

     Работала и училась в Казанском педагогическом институте. Вместе со мной трудились  замечательные опытные учителя, увлечённые, с огромной самоотдачей, помогали мне овладевать педагогическим мастерством. При каждой возможности я посещала их уроки. Некоторых уже нет с нами, но они навсегда останутся жить в моей памяти.

     Советская школа за годы своего существования подвергалась неоднократному реформированию. Сколько надежд мы связывали с «новой» школой! Вспоминаю, как пожилая учительница по телевизору проводила диктант. Это очень заинтересовало меня. То была знаменитая С. Н. Лысенкова. Нам посчастливилось побывать на её уроках в Москве вместе с моим   наставником З. К. Гилета. У Софьи Николаевны на уроке – работа. После слов: «Здравствуйте, дети!» урок начинается сразу, без разбега. Учитель играет на уроке, но игра присутствует лишь постольку, поскольку она необходима. Мы познакомились с технологией перспективно - опережающего обучения с использованием опорных схем при комментированном управлении. Её книга «Когда легко учиться» стала настольной. А вечером удалось попасть на методический семинар «Письмо с секретом» (формирование графического навыка) к В.А.Илюхиной. По приезде из Москвы из нулевой наждачной бумаги вместе с родителями вырезали трафареты букв… А сколько было проведено семинаров на базе нашей школы… Это был важнейший педагогический опыт!

      Действительно, учительство – благородное дело. Оно всецело поглощает педагога. Система образования не стоит на месте: новые образовательные технологии, введение новых стандартов… Задаёшь себе вопрос: «А соответствую ли я этим стандартам?» Не можешь найти точного ответа и бежишь дальше, чтобы не отстать. Иногда чувствуешь такую усталость после проведённых уроков, мероприятий, но эта усталость необычайно приятная. А всё потому, что видишь свой результат. Воспитывать в ученике человечность и доброту, развивать творческие способности, учить их самостоятельно добывать знания, договариваться, делать любую работу наилучшим образом, научить управлять своим внутренним миром, помочь успешно войти в социум – вот главные приоритеты моей профессии.                                                                                                                                                                                           Я ни разу не пожалела, что выбрала именно эту дорогу в жизни: «сеять разумное, доброе, вечное». Этот путь длится 35 лет. Я горжусь тем, что каждый из моих  выпусков смог оставить яркий след и в моей жизни, и в жизни школы.  

     Во все века учитель творит превращение ребёнка в  достойного гражданина своей республики, страны. Творит постепенно, терпеливо. Насколько крепким будет наше завтра, зависит, в первую очередь, от профессионализма и житейской мудрости учителя, который из маленьких, робких, смешных первоклашек создаёт людей с большой буквы. Значит,  не зря я пришла в этот мир детского счастья.