Публикации

Ганеева Лариса Михайловна

Здесь представлены выступления на конференциях, семинарах, публикации в профессиональных изданиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

4. Научно- исследовательская работа

После проведения любого мероприятия на базе музея мы предлагаем детям начать поиск реликвий в семейных архивах, это могут быть:  боевые и трудовые награды членов семьи,        иконы, драгоценные предметы: украшения, сувениры, серебряные ложечки,  обиходные предметы: посуда, хозяйственная утварь, одежда, вышитые полотенца, мебель, часы, ковры, игрушки, книги: подарочные с надписями, детские, открытки, фотографии и фотоальбомы,    картины, письма, привезённые как память камни, раковины, просто предметы быта.

 По результатам поиска семейных реликвий, дети пишут сначала сочинения, потом они перерастают в исследовательские работы,  ребята защищают их на конкурсах, научных конференциях.

Такая деятельность делает отношения между поколениями в семье более открытыми, сплачивает большие разветвлённые семьи на уровне младших поколений, укрепляя связи между дальними родственниками.

Так через историю собственной семьи ребёнок познаёт историю своей страны, своего города, народа. И тогда прописные истины начинают звучать не абстрактно, а конкретно, понятно, потому что затрагивают самое дорогое и близкое.

За годы существования музеев   написано много научных работ:

Боевой путь зенитно-артиллерийского полка

Тайны старого  сундука

Нам книги рассказали

Царский подарок

Ложка

Саров для Великой победы

Саровчане на фронтах Великой войны

Москва. Кремль. 1943

Старая фотография

У вечного огня

Дворянские гнезда

Работы принимали участие  в конкурсах «Отечество», «За други своя», в Харитоновских чтениях. Не все получали  большие призы, подарки, но это не главное, главное: « Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. …»



Предварительный просмотр:

Музейная педагогика и ее образовательные возможности в формирования предметных умений и   навыков в  рамках внедрения ФГОС

Л.М. Ганеева

МБОУ СОШ 7.  г. Саров

Я приглашаю Вас в школьный музей.  Школьный музей, это большой образовательный потенциал. Предлагаю вашему вниманию опыт работы с использованием  музейной педагогики.  Формы,  методы, приемы и особенности данной технологии отвечают полностью требованиям ФГОС и  позволят  повысить качество образовательного процесса и выполнить задачи воспитания подрастающего поколения. В музейной педагогике четко прослеживается и системно - деятельностный и личностно-ориентированный подход. 

Особенности  музейной педагогики  заключаются в том,  обучение  является  неформальным,  эмоциональным,  наглядным, образным, демократичным, методы интерактивные. Музейный  предмет, который можно потрогать, рассмотреть, узнать его историю способен  вызывать чувство сопричастности.

Суть музейной педагогики   заключается в стимулировании самостоятельной познавательной деятельности учащихся через работу с  музейным предметом, который, выступает  в качестве источника информации. Изучая экспонат, дети выступают  в  роли  исследователей истории, а  учитель в роли консультанта. В этих условиях меняется задача педагога:  учитель должен  создает условия, мотивирующие  детей к познавательной деятельности.   В методике музейной педагогики ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка. Музейная педагогика  направлена на повышение внимания  детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. Для успешной реализации музейной  технологии необходимо осуществить интеграцию учебной и внеурочной деятельности.

Учебная деятельность. На уроках, через работу с музейным предметом учащиеся получают прочные предметные знания. Музей позволяет конструировать разные модели уроков: урок-соревнование, урок-имитация деятельности, урок-фантазия, урок-экскурсия,  час подлинника.

Класс

Тема урока

Формы урока

Предметный ряд

6 класс «История России с древнейших времен до конца 16 века»

7 класс «История России 17-18 века»

Быт 15-16 веков  

 Сословный быт 17 века

Урок-экскурсия

Урок – имитация

Лабораторная работа

        

Музей культуры и быта народов России (Родная старина)

Утварь, прялки ручные, рубель, грабли, деревянные.

7 класс Краеведение

Хозяйственная жизнь Нижегородского края в 17 веке

Урок – минипроект  работа в группах

Крынки, предметы народных промыслов, монастырские цепи, фрагменты чугунного литья, текстиль, прялки, ткацкий станок

9 класс «История России 20 век»

Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.

Урок – реконструкция.  Час подлинника

Брошь, царский сувенир, который раздавали встречающих царскую семью во время Канонизации Серафима Саровского в 1903 году

9 класс «История России 20 век»

Россия в Первой мировой войне

Выставка одного предмета:Я смотрю на фотографию

Фотография 1914 года, солдаты перед отправкой на фронт

9 класс «История России 20 век»

Советский тыл в годы войны

Музейный урок Саров военный

Патефон, радио (тарелка), пионерский горн, швейная машинка Зингер

9 класс «История России 20 век»

Восстановление экономики после Великой Отечественной войны

Час подлинника

Телевизор КВН

Это небольшая часть возможных вариантов применения музейных предметов в образовательном процессе.

Экспонат может служить и просто фоном, оформлением урока, а может использоваться как  объект для исследования,  отталкиваясь от него можно поставить задачу, выявить проблему, смотивировать учащихся на рассуждения.  Музейная педагогика позволяет активно применять такие методы как: проблемный,  беседа,  метод демонстрации,  проектный,  игра,  исследовательский,  частично-поисковый и другие. Но их главная прелесть в следующим: они - активные методы, строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать, принимать участие в уроке, манипулировать музейными предметами. Для создания мотивации можно использовать следующие приёмы:  «удивление». С первых минут вводится какое-либо сообщение, факт, который удивляет и заинтересовывает ребёнка, заставляя его таким образом продолжить активную работу в ходе занятия; постановка цели в форме игровой задачи; формулировка эпиграфа занятия, постановка проблемной ситуации, для решения которой необходимо приложить определённые учебные усилия. Таким образом, дав возможность взаимодействовать с предметами старины — трогать их, манипулировать ими, можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к теме занятия, а это ведёт к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации.

Внеурочная деятельность. Формирование предметных результатов продолжается и во внеурочной деятельности. Здесь музейная педагогика дает огромные возможности.  В школе стали традиционными праздники «Масленица», «Праздник русской игры»; устные журналы: Подвиг любви бескорыстной, Люблю Отечество, люблю честь Родины, За землю русскую, Победный май.  На базе музеев организована большая научно-исследовательская работа. После проведения любого мероприятия на базе музея мы предлагаем детям начать поиск реликвий в семейных архивах.  По результатам поиска семейных реликвий, дети пишут сначала сочинения, потом они перерастают в исследовательские работы,  ребята защищают их на конкурсах, научных конференциях.  Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.  За годы существования музеев   написано много научных работ, основанных на изучении реальных семейных реликвий:

Не все работы  получали  признание, но это не главное.  Главное: - это крепкие прочные знания русской истории, но не менее важна  память « Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. …».

Название работы

Автор, конкурс, результат

Анотация

Боевой путь зенитно-артиллерийского полка

Буталова Анна, 9 класс, Харитоновские чтения, Отмечена

На основе материалов из домашнего архива семьи И.С. К  восстановлен боевой путь зенитного полка, который защищал в 1941-1944 годы Севастополь, Туапсе

Тайны старого  сундука

Крючко Оксана, 10 класс, Харитоновские чтения, 2 место

Изучена история рекламного дела в России и чайного дела Работа основана  на изучении рекламок чая  конца 19 начала 20 века.

Царский подарок

Зудина Виктория,  4 класс, Конкурс «Мое Отечество», Номинация «Семейная реликвия», 2 место по Нижегородской области

На основе изучения  брошки 1903 года выпуска реконструирована   Канонизация Серафима Саровского

Саров для Великой победы

 Жирнова Мария   8

 класс

Конкурс «Мое Отечество»

Через работу с литературой, интервьюирование старожилов города выяснена жизнь саровчан в годы  Великой Отечественной войны

Москва. Кремль. 1943

Жидкова Мария, 5 класс:  Конкурс «Мое Отечество», Номинация «Я смотрю на фотографию». 2 место по Нижегородской области, 10 класс: Харитоновские чтения. Отмечена в номинации «Самая важная тема»

Рассказана история семьи и военная биография Героя Советского Союза Жидова Г. Н.   через изучение семейного архива и особенно фотографии, сделанной в Москве во время награждения

Дворянские гнезда

Коллективная работа: Буталова Анна, Селезнева Яна, Сентюрина Наталья 7 класс

Через осмотр архитектурного памятника (усадьба князей Шахаевых, с. Осиновка, Дивеевский район, Нижегородской области ), интервьюирование местных жителей, работу в архивах (г. Арзамаса и Нижнего Новгорода) восстановлена история этой усадьбы

Школа РОСАТОМ

Открыто  о закрытом

Гамбалевский Ян, Ивин Александр 8 класс, Вики статья «Саров военный»

Школа РОСАТОМ

Никитина Мария, Чередник Андрей, Паксютов Кирилл, 6 класс,

Савосина Ксения, Сивачева Екатерина, Ванюшина Диана, 6 класс, Вики статья «Царский подарок»

Музей дает большой простор для организации дополнительного образования школьников  во второй половине дня. Работа в музее многообразна: это не только экскурсии, мероприятия, уроки.

Музей необходимо содержать в порядке.  Например, вести  документацию: инвентарные карточки, книги учета, акты приема/сдачи. Ухаживать за предметы: шифровать, регулярно проверять экспонаты, проветривать, протирать пыль.  Так же оформляются тематические выставки, проводится поисковая работа.  Весь этот фронт  музейной деятельности стал основой для создания кружка  музееведения (ГОУ ДПО НИРО экспертное заключение № 100 от 19 апреля 2011), где дети получают первичные профессиональные навыки  музейного работника. Кружок работает уже 15  лет.  Музейная педагогика имеет большие возможности для   интеграции  с другими  учебными предметами: биология, физика, ОБЖ, литература, география, обществознание, природоведение, экономика.



Предварительный просмотр:

Формирование гражданственности и патриотизма школьников с использованием ресурсов школьного музея и  музейной педагогики  на уроках истории и обществознания; в учебной, внеклассной и внеурочной работе школы.

 «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное малодушие».

А.С.Пушкин

В короткой и емкой этой строке — мудрость народная и верность своим корням, своему прошлому. Карамзин говорил: “Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному”. У нас такого “государственного правила” пока нет, но его необходимо прививать.  Иначе от забытых предков ниточка тянется к забытым памятникам культуры, оскверненным надгробным памятникам и доведенным до полного разорения некрополям. Сегодня как никогда остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания, потому что в России эпоха презрения к собственным традициям, к родному языку, к патриотическим чувствам. Выходить из этого тупика необходимо. И возвращение утерянных ценностей, конечно, нужно начинать в школе. Для успешного проявления личности необходимо осознание счастливой принадлежности к большой успешной и благополучной культуре, а панические настроения по отношению к собственной стране, ее истории и культуре не стимулируют человека, более того, подрывают веру в себя, заставляют ощущать свою «второсортность» и искать счастье на стороне. Конечно же, нельзя навязать патриотизм, но следует ограничить возможности влияния на только формирующиеся и не окрепшие еще души детей антипатриотических и антипросветительских идей. История является основной гуманитарной и обществоведческой дисциплиной в средней школе. Именно историческое образование играет важную роль в формировании гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым культурно-историческим традициям. В процессе обучения    учащиеся должны сформировать яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.  Должны - слово жесткое, может лучше помочь детям, влюбить их в историю. Может  просто показать детям Россию талантливую, сильную, красивую.

 Все началось в детстве. Натура романтическая и впечатлительная мне очень было интересно знать, как жили в глубокой древности. Исторические книги были моими настольными, исторические фильмы - посещаемыми, любимый предмет в школе – история. Но на уроках истории меня поражали две вещи - неинтерес моих товарищей к истории и почему преподают сухо, официально, ведь можно все преподнести ярко, интересно, эмоционально. Мне хотелось всех погрузить в мир истории. Как это сделать. Я стала учителем истории.

Теперь все в моих руках,  иди и твори, осуществляй свои мечты детства. Но мои эмоции, чувства, желания сделать интересно не всегда помогали: выкладываешься, стараешься, а видишь равнодушные, измученные, непонимающие глаза и лица. Почему? Причин несколько: неопытность, ведущая к однообразию методов,  изменившаяся общественная среда - ведь это «лихие девяностые», ломка ценностей, традиций, новая школа, где учились всякие дети. Но  я люблю детей и люблю историю, как же соединить их.  

Кто ищет, тот всегда найдет, жизнь порой  подталкивает нас к решению проблемы.  

Однажды на урок в 6 класс по  теме Культура стран арабского халифата, я принесла глазурированные кирпичики, привезенные из Самарканда: как зажглись глаза ребят, они долго не хотели выпускать из рук эти реликвии,  мальчишки и девчонки прикоснулись к самой истории. Как легко пошел урок, уже с интересом  следили ученики за моим рассказом, с удовольствием выполняли задания, делали верные выводы.

Или вот урок в 7 классе по теме: Франко-Прусская война. Очень «чужая, далекая тема», но она необходима для перехода к теме «Парижская Коммуна», и должна быть понята.

Принесла на урок модель-копию французской винтовки, выпускавшейся в то время, это вызвало интерес, обострило внимание, смотивировало на изучение темы.

Я нащупала решение мучившей меня проблемы: надо отталкиваться от предмета эпохи, от «живого» исторического источника.

У меня зародилась идея, почему бы не создать музей  в школе. Администрации поддержала мою идею. Сначала  организовали Музей истории вооруженных сил России. Его основой  стали реликвии, привезенные Ганеевым Н.В. из поисковых работ с мест боев Великой Отечественной войны: каски, котелки, модели – копии вооружения той эпохи. А потом всем миром начали расширять музейный фонд.  

  • На поиск, сбор экспонатов для будущей экспозиции их изучение и описание ушло 4 года с 1995 по 1999 год.
  • В  1999-2000 год- этап оформления экспозиции. Экспозиция располагалась первоначально на базе кабинета ОБЖ.
  • Официально музей открыт в 2000 году.
  • В 2006 году было выделено и  отремонтировано отдельное помещение. В оформление  большую  помощь оказали преподаватели и учащиеся детской художественной школ, филиал которой, работает на базе  нашей школы и где занимаются ученики нашей школы. Юные художники создали интерьер для размещения экспозиции.

19 мая 2004 года прошло торжественное открытие Музея культуры и быта народов России с приглашением работников Управления образования.  Музей  начал свою работу на основании приказа № 28 от 19. 05. 2004 года «Об открытии и организации работы школьного музея»

Таким образом, в школе два музея, это большой образовательный потенциал: так как сохраняются  и экспонируются подлинные исторические документы; музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.

С этого момента можно вести разговор  о такой форме педагогической деятельности как музейная педагогика

Направления деятельности школьного музея различны: активное использование в учебной деятельности, участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой: с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах,  учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения. Наши  школьные  музеи адресованы и интересны детям и подросткам, которые принимают непосредственное участие в их создании и работе. Наши музеи
 живые: здесь можно потрогать, подержать в руках оружие Великой войны, послушать настоящий патефон, посмотреть телевизор КВН, прочитать  сообщие в газете 1953 года о смерти Иосифа Виссарионовича Сталина.  Музеи интегрированы в учебно-образовательный процесс, в воспитательный процесс школы. Материалы  музеев разнообразны, обширны и позволяют использовать их  при проведении большого количества  уроков по самым разным темам.

Музейные уроки, театрализованные представления, игры имеют прекрасное и логическое  продолжение: получая на уроках такую интересную, живую информацию в виде артефакта, который можно подержать, рассмотреть, дети становятся    более  внимательны  к миру вещей, который их окружает и  более отзывчивы. И несут дорогие ребята учителю домашнюю реликвию и сами с радостью соглашаются поучаствовать в научно-исследовательской работе.  Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.  И получаются интересные работы: Царский подарок, Москва. Кремль. 1943., Тайны старого сундука, У вечного огня, У стен рейхстага,  Старая фотография,  и многие другие. Эти работы разные, в них не затронуты сложные  научные проблемы. В этих работах есть гораздо более ценное: они рассказывают об истории отдельной семьи, о судьбах родных людей, из которых складывается великая история Великой страны,  гордится которой «…не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», так сказал великий Пушкин.

И самое главное работы  это результат желания и решения самих  ребят. Вот так я считаю с прикосновения к живой реликвии начинается интерес, сопричастность, уважение, любовь, к Родине. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного гражданского самосознания, до осознанной и деятельной любви к своему Отечеству и своему народу, к его душе, выраженной в достояниях культуры, искусства, просвещения и образования.  

Такая отрасль педагогической науки как музейная педагогика хорошо вписывается в учебный процесс. Казалось бы это в первую очередь именно музейная сфера деятельности, играющая  коммуникативную работу с посетителями. Но формы, методы, приемы очень хорошо ложатся на нашу школьную деятельность.

Ее формы, методы как хорошо знакомы.   Если в школе существует  музей, то применение музейной педагогики становится логично и  системно.  Школьный музей гармонично интегрируется  в образовательный, воспитательный процесс и даже в систему дополнительного образования школы.

Особенности: 

  1. Обучения в музейной педагогике – неформально, эмоционально.
  2. Обучение отталкивается от музейного предмет.
  3. Ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка.

А теперь я расскажу, как применяю  музейную педагогику на практике. Для получения хорошего результата необходима система, т.е. ……должно проходить через учебный, воспитательный процесс :

  1. Учебный процесс

Музейная педагогика предлагает и позволяет многочисленные формы проведения уроков:

 -         урок-соревнование

-         урок-имитация деятельности (путешествие, репортаж, суд и др.)

-         урок-праздник

-         урок-концерт

-         урок-диспут

-         урок-фантазия

-         урок-сомнение

-         урок — исторический портрет

-         урок — работа с документами

-         урок — работа с музейными предметами.

-         урок-экскурсия

-         час подлинника

-         заочное путешествие по улицам города

Среди них наиболее привлекательны те, которые  позволяют организовать работу непосредственно с музейным предметом, историческим источником,  где дети получают возможность потрогать, изучить, описать источник, извлечь, таким образом, информацию.: час подлинника, работа с музейными предметами, урок-имитация деятельности.  Очень хорошо, результативно проходят такие уроки как:

 «Урок в гимназии» при изучении культуры России в конце 19 века.

«Как писали в старину» при изучении культуры Древней Руси

«Тыл в годы войны» при изучении  Великой Отечественной войны

Музейный предмет может использоваться и  отдельно, и в системе других предметов, например при изучении темы «Восстановление экономики после Великой Отечественной войны»  телевизор КВН может быть центром внимания  и началом серьезного разговора. Либо моделируя работу музейного работника, изучая подлинники, можно изучить  тему Тыл в годы войны.

Раскрывать перед детьми предметный мир помогут   методы также нам хорошо  знакомые, их  можно разделить на следующие группы:

Методы по преимущественному источнику получения знаний.

Словесные

Наглядные

Практические

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Репродуктивные

Объяснительно-иллюстративные

Проблемно-поисковые

Исследовательские

Но их главная прелесть в следующим:  они - активные методы, строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать, принимать участие в уроке, манипулировать музейными предметами

Для создания мотивации можно использовать следующие приёмы:

-         «удивление». С первых минут вводится какое-либо сообщение, факт, который удивляет и заинтересовывает ребёнка, заставляя его таким образом продолжить активную работу в ходе занятия;

-         постановка цели в форме игровой задачи;

-         формулировка эпиграфа занятия. Эпиграф занятия задевает эмоциональную сферу (создание определённой атмосферы при помощи музыки, стихотворений, определённого рода информации) и способствует более успешному решению поставленных целей;

-         постановка проблемной ситуации, для решения которой необходимо приложить определённые учебные усилия.

Дав возможность взаимодействовать с предметами старины — трогать их, манипулировать ими, можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к теме занятия, а это ведёт к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации

  1. Воспитательный процесс

Огромное место занимает школьный музей в воспитательной работе с детьми. Музей позволяет провести большое количество мероприятий,  осуществить многие формы работы.

-        экскурсия

-         праздник

-         концерт.

-         заочное путешествие по улицам города

-         экскурсия по городу

-         устные журналы

-         литературно-музыкальные композиции

-         спектакли

Классической, формой работы музея была и остается экскурсия. Именно экскурсия вводит посетителя в особую пространственно-предметную среду, оставляет наедине с подлинным музейным предметом, погружает в Реку Времени, делает понятным социо-культурный смысл вещи. И задача учителя — сделать понятными знаки и символы музейной экспозиции, помочь ощутить ценность предметно-образного мира культуры, вызвать душевный резонанс, дать почувствовать дух эпохи, воспринять духовно-эмоциональный опыт предыдущих поколений.

Для того чтобы разговор возникал естественно и по-настоящему заинтересовывал всех детей, он должен быть проблемным, очень конкретным, лишённым ложного пафоса. Необходимо, чтобы это был рассказ о реальных событиях. Пришедший сюда школьник должен слышать реальную историческую, а не «приукрашенную» правду. Конкретным и живым должен быть рассказ о судьбах людей, их творчестве. Вместе с тем акценты на позитивных проявлениях народного характера, конечно же, должны расставляться.

Особое чувство сопричастности к истории даёт метод перевоплощения. Каждому ребёнку можно надеть каску, посидеть на плащ-палатке, подержать в руках котелок и даже автомат. В заключение экскурсии можно дать задание узнать о своих родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, расспросить бабушек и дедушек об их военном и послевоенном детстве, собрать семейные реликвии того времени.

Возможен второй вариант, когда дети- экскурсоводы перевоплощаются  в того или иного героя: например, мастерица в русском народном костюме, используя большую коллекцию рушников и других изделий декоративно-прикладного искусства, рассказывает о развитии различных народных промыслов в крае. Широко можно использовать различные световые, звуковые эффекты и музыкальное оформление.

Метод театрализации, которой можно завершать каждую крупную тему. На основе изученного материала, учащиеся работают над созданием сценария, подготовкой костюмов, декораций, музыкального сопровождения, реквизита, соответствующих историческому контексту эпохи. Или второй вариант-кружковцы готовят театральное представление: Подвиг любви бескорыстной, Молодогвардейцы. Представление  показывается в актовом зале, в качестве антуража используются музейные экспонаты.

Метод игровой ситуации хорош при проведении экскурсий, например по теме «Великая Отечественная война» младшим школьникам можно предложить стать партизанами отряда «За Родину». Для проведения игры использовать следующие атрибуты: плащ-палатки, знамя, миноискатели, гранаты и др.

Прием живой беседы. Одно из правил – исключить монолог. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, часто обращаемся к гостям с вопросами, или сами отвечаем  на возникшие вопросы.

Прием ролевой игры. Есть экскурсии которые   ребята проводят в соответствующих костюмах. Они помогают не только зрителям, но и самим экскурсоводам, лучше понять и почувствовать ту эпоху.

Самый внимательный слушатель. В конце экскурсии устраиваем  блиц-опрос слушателей. Что они запомнили? Что узнали? Самый внимательный и активный слушатель получает в тематический подарок.

  1. Дополнительное образование

Музей дает большой простор для организации дополнительного образования школьников  во второй половине дня.

Работа в музее многообразна: это не только экскурсии, мероприятия, уроки.

Музей необходимо содержать в порядке.

Например, вести многочисленную  документации: инвентарные карточки, книги учета, акты приема/сдачи.

Ухаживать за предметы: шифровать, регулярно проверять экспонаты, проветривать, протирать пыль.

 Так же оформляются тематические выставки, проводится поисковая работа.

Весь этот фронт  музейной деятельности позволяет создать кружок музееведения, где дети получают первичные профессиональные навыки  музейного работника.

У нас составлена и сертифицирована программа кружка.

Кружок работает уже несколько лет. Дети – кружковцы собственно и есть Совет музея, экскурсоводы, первые помощники.

Занятия в кружке проходят в интерактивной форме, так же основой является предмет, источник.

Только теперь мы учимся на практике его описывать, превращать в музейный предмет, а поместив его в экспозицию – в музейный экспонат. Учимся за ним ухаживать.

А еще узнаем основы, секреты профессии экскурсовод.

Все полученные знания применяются на практике: члены кружка музееведения  летнюю практику отрабатывают в школьном музее

4. Научно- исследовательская работа

После проведения любого мероприятия на базе музея мы предлагаем детям начать поиск реликвий в семейных архивах, это могут быть:  боевые и трудовые награды членов семьи,        иконы, драгоценные предметы: украшения, сувениры, серебряные ложечки,  обиходные предметы: посуда, хозяйственная утварь, одежда, вышитые полотенца, мебель, часы, ковры, игрушки, книги: подарочные с надписями, детские, открытки, фотографии и фотоальбомы,    картины, письма, привезённые как память камни, раковины, просто предметы быта.

 По результатам поиска семейных реликвий, дети пишут сначала сочинения, потом они перерастают в исследовательские работы,  ребята защищают их на конкурсах, научных конференциях.

Такая деятельность делает отношения между поколениями в семье более открытыми, сплачивает большие разветвлённые семьи на уровне младших поколений, укрепляя связи между дальними родственниками.

Так через историю собственной семьи ребёнок познаёт историю своей страны, своего города, народа. И тогда прописные истины начинают звучать не абстрактно, а конкретно, понятно, потому что затрагивают самое дорогое и близкое.

За годы существования музеев   написано много научных работ:

Боевой путь зенитно-артиллерийского полка

Тайны старого  сундука

Нам книги рассказали

Царский подарок

Ложка

Саров для Великой победы

Саровчане на фронтах Великой войны

Москва. Кремль. 1943

Старая фотография

У вечного огня

Дворянские гнезда

Работы принимали участие  в конкурсах «Отечество», «За други своя», в Харитоновских чтениях. Не все получали  большие призы, подарки, но это не главное, главное: « Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. …»

Все начинается с детства…..

А закончить мне свое выступление хочется слова учащихся нашей школы о Сарове, Нижегородской области и о России.

Саров – это место, куда меня всегда тянет как магнит уникальная природа, памятники истории и просто чистые ухожены улочки.

Кода слышу – Нижегородская область мне становится обидно за то, что мы плетемся в конце по уровню жизни. Но уроки истории и обществознания   показали, что все ещё можно изменить и это в наших руках, руках молодого поколения.

Кода слышу, Россия возникает чувство гордости за то, что здесь живут самые талантливые, щедрые и открытые люди, за то, что мы, наконец,  встаем с калений и превращаемся в хозяев,  а еще на уроках истории  я поняла, что собственная жизнь и жизнь страны зависит от каждого из нас.

Убеждена, высказывания детей говорят о том, что воспитательный процесс в нашей школе имеет верное направление.

Существует    такая отрасль педагогической науки как музейная педагогика. Посмотрите на определения, из них видно, что это в первую очередь именно музейная сфера деятельности, играющая  коммуникативную работу с посетителями. Но формы, методы, приемы очень хорошо ложатся на нашу школьную деятельность.

 Вот,  посмотрите: формы, методы как хорошо знакомы.   Если в школе существует  музей, то применение музейной педагогики становится логично и  системно.  Школьный музей гармонично интегрируется  в образовательный, воспитательный процесс и даже в систему дополнительного образования школы.

Особенности: 

  1. Обучения в музейной педагогике – неформально, эмоционально.
  2. Обучение отталкивается от музейного предмет.
  3. Ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка.

А теперь я расскажу, как применяю  музейную педагогику на практике. Для получения хорошего результата необходима система, т.е. ……должно проходить через учебный, воспитательный процесс :

  1. Учебный процесс

Музейная педагогика предлагает и позволяет многочисленные формы проведения уроков:

 -         урок-соревнование

-         урок-имитация деятельности (путешествие, репортаж, суд и др.)

-         урок-праздник

-         урок-концерт

-         урок-диспут

-         урок-фантазия

-         урок-сомнение

-         урок — исторический портрет

-         урок — работа с документами

-         урок — работа с музейными предметами.

-         урок-экскурсия

-         час подлинника

-         заочное путешествие по улицам города

Среди них наиболее привлекательны те, которые  позволяют организовать работу непосредственно с музейным предметом, историческим источником,  где дети получают возможность потрогать, изучить, описать источник, извлечь, таким образом, информацию.: час подлинника, работа с музейными предметами, урок-имитация деятельности.  Очень хорошо, результативно проходят такие уроки как:

 «Урок в гимназии» при изучении культуры России в конце 19 века.

«Как писали в старину» при изучении культуры Древней Руси

«Тыл в годы войны» при изучении  Великой Отечественной войны

Музейный предмет может использоваться и  отдельно, и в системе других предметов, например при изучении темы «Восстановление экономики после Великой Отечественной войны»  телевизор КВН может быть центром внимания  и началом серьезного разговора. Либо моделируя работу музейного работника, изучая подлинники, можно изучить  тему Тыл в годы войны.

Раскрывать перед детьми предметный мир помогут   методы также нам хорошо  знакомые, их  можно разделить на следующие группы:

Методы по преимущественному источнику получения знаний.

Словесные

Наглядные

Практические

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Репродуктивные

Объяснительно-иллюстративные

Проблемно-поисковые

Исследовательские

Но их главная прелесть в следующим:  они - активные методы, строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать, принимать участие в уроке, манипулировать музейными предметами

Для создания мотивации можно использовать следующие приёмы:

-         «удивление». С первых минут вводится какое-либо сообщение, факт, который удивляет и заинтересовывает ребёнка, заставляя его таким образом продолжить активную работу в ходе занятия;

-         постановка цели в форме игровой задачи;

-         формулировка эпиграфа занятия. Эпиграф занятия задевает эмоциональную сферу (создание определённой атмосферы при помощи музыки, стихотворений, определённого рода информации) и способствует более успешному решению поставленных целей;

-         постановка проблемной ситуации, для решения которой необходимо приложить определённые учебные усилия.

Дав возможность взаимодействовать с предметами старины — трогать их, манипулировать ими, можно вызвать у учеников эмоциональное отношение к теме занятия, а это ведёт к глубокому усвоению и прочному запоминанию информации

  1. Воспитательный процесс

Огромное место занимает школьный музей в воспитательной работе с детьми. Музей позволяет провести большое количество мероприятий,  осуществить многие формы работы.

-        экскурсия

-         праздник

-         концерт.

-         заочное путешествие по улицам города

-         экскурсия по городу

-         устные журналы

-         литературно-музыкальные композиции

-         спектакли

Классической, формой работы музея была и остается экскурсия. Именно экскурсия вводит посетителя в особую пространственно-предметную среду, оставляет наедине с подлинным музейным предметом, погружает в Реку Времени, делает понятным социо-культурный смысл вещи. И задача учителя — сделать понятными знаки и символы музейной экспозиции, помочь ощутить ценность предметно-образного мира культуры, вызвать душевный резонанс, дать почувствовать дух эпохи, воспринять духовно-эмоциональный опыт предыдущих поколений.

Для того чтобы разговор возникал естественно и по-настоящему заинтересовывал всех детей, он должен быть проблемным, очень конкретным, лишённым ложного пафоса. Необходимо, чтобы это был рассказ о реальных событиях. Пришедший сюда школьник должен слышать реальную историческую, а не «приукрашенную» правду. Конкретным и живым должен быть рассказ о судьбах людей, их творчестве. Вместе с тем акценты на позитивных проявлениях народного характера, конечно же, должны расставляться.

Особое чувство сопричастности к истории даёт метод перевоплощения. Каждому ребёнку можно надеть каску, посидеть на плащ-палатке, подержать в руках котелок и даже автомат. В заключение экскурсии можно дать задание узнать о своих родственниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, расспросить бабушек и дедушек об их военном и послевоенном детстве, собрать семейные реликвии того времени.

Возможен второй вариант, когда дети- экскурсоводы перевоплощаются  в того или иного героя: например, мастерица в русском народном костюме, используя большую коллекцию рушников и других изделий декоративно-прикладного искусства, рассказывает о развитии различных народных промыслов в крае. Широко можно использовать различные световые, звуковые эффекты и музыкальное оформление.

Метод театрализации, которой можно завершать каждую крупную тему. На основе изученного материала, учащиеся работают над созданием сценария, подготовкой костюмов, декораций, музыкального сопровождения, реквизита, соответствующих историческому контексту эпохи. Или второй вариант-кружковцы готовят театральное представление: Подвиг любви бескорыстной, Молодогвардейцы. Представление  показывается в актовом зале, в качестве антуража используются музейные экспонаты.

Метод игровой ситуации хорош при проведении экскурсий, например по теме «Великая Отечественная война» младшим школьникам можно предложить стать партизанами отряда «За Родину». Для проведения игры использовать следующие атрибуты: плащ-палатки, знамя, миноискатели, гранаты и др.

Прием живой беседы. Одно из правил – исключить монолог. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, часто обращаемся к гостям с вопросами, или сами отвечаем  на возникшие вопросы.

Прием ролевой игры. Есть экскурсии которые   ребята проводят в соответствующих костюмах. Они помогают не только зрителям, но и самим экскурсоводам, лучше понять и почувствовать ту эпоху.

Самый внимательный слушатель. В конце экскурсии устраиваем  блиц-опрос слушателей. Что они запомнили? Что узнали? Самый внимательный и активный слушатель получает тематический подарок.

  1. Дополнительное образование

Музей дает большой простор для организации дополнительного образования школьников  во второй половине дня.

Работа в музее многообразна: это не только экскурсии, мероприятия, уроки.

Музей необходимо содержать в порядке.

Например, вести многочисленную  документации: инвентарные карточки, книги учета, акты приема/сдачи.

Ухаживать за предметы: шифровать, регулярно проверять экспонаты, проветривать, протирать пыль.

 Так же оформляются тематические выставки, проводится поисковая работа.

Весь этот фронт  музейной деятельности позволяет создать кружок музееведения, где дети получают первичные профессиональные навыки  музейного работника.

У нас составлена и сертифицирована программа кружка.

Кружок работает уже несколько лет. Дети – кружковцы собственно и есть Совет музея, экскурсоводы, первые помощники.

Занятия в кружке проходят в интерактивной форме, так же основой является предмет, источник.

Только теперь мы учимся на практике его описывать, превращать в музейный предмет, а поместив его в экспозицию – в музейный экспонат. Учимся за ним ухаживать.

А еще узнаем основы, секреты профессии экскурсовод.

Все полученные знания применяются на практике: члены кружка музееведения  летнюю практику отрабатывают в школьном музее

4. Научно- исследовательская работа

После проведения любого мероприятия на базе музея мы предлагаем детям начать поиск реликвий в семейных архивах, это могут быть:  боевые и трудовые награды членов семьи,        иконы, драгоценные предметы: украшения, сувениры, серебряные ложечки,  обиходные предметы: посуда, хозяйственная утварь, одежда, вышитые полотенца, мебель, часы, ковры, игрушки, книги: подарочные с надписями, детские, открытки, фотографии и фотоальбомы,    картины, письма, привезённые как память камни, раковины, просто предметы быта.

 По результатам поиска семейных реликвий, дети пишут сначала сочинения, потом они перерастают в исследовательские работы,  ребята защищают их на конкурсах, научных конференциях.

Такая деятельность делает отношения между поколениями в семье более открытыми, сплачивает большие разветвлённые семьи на уровне младших поколений, укрепляя связи между дальними родственниками.

Так через историю собственной семьи ребёнок познаёт историю своей страны, своего города, народа. И тогда прописные истины начинают звучать не абстрактно, а конкретно, понятно, потому что затрагивают самое дорогое и близкое.

За годы существования музеев   написано много научных работ:

Боевой путь зенитно-артиллерийского полка

Тайны старого  сундука

Нам книги рассказали

Царский подарок

Ложка

Саров для Великой победы

Саровчане на фронтах Великой войны

Москва. Кремль. 1943

Старая фотография

У вечного огня

Дворянские гнезда

Работы принимали участие  в конкурсах «Отечество», «За други своя», в Харитоновских чтениях. Не все получали  большие призы, подарки, но это не главное, главное: « Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. …»



Предварительный просмотр:

Формирование гражданственности и патриотизма школьников с использованием ресурсов школьного музея и  музейной педагогики  на уроках истории и обществознания; в учебной, внеклассной и внеурочной работе школы.

 «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;

не уважать оной есть постыдное малодушие».

А.С.Пушкин

В короткой и емкой этой строке — мудрость народная и верность своим корням, своему прошлому. Карамзин говорил: “Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному”. У нас такого “государственного правила” пока нет, но его необходимо прививать.  Иначе от забытых предков ниточка тянется к забытым памятникам культуры, оскверненным надгробным памятникам и доведенным до полного разорения некрополям. Сегодня как никогда остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания, потому что в России эпоха презрения к собственным традициям, к родному языку, к патриотическим чувствам. Выходить из этого тупика необходимо. И возвращение утерянных ценностей, конечно, нужно начинать в школе.

В нашей школе основой воспитания являются школьные музеи. Это большой образовательный потенциал: так как сохраняются  и экспонируются подлинные исторические документы; музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Направления деятельности школьного музея различны: активное использование в учебной деятельности, участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой: с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.

Школьный музей гармонично интегрируется  в образовательный, воспитательный процесс и  в систему дополнительного образования школы.

Такая отрасль педагогической науки как музейная педагогика хорошо вписывается в учебный процесс. Казалось бы это в первую очередь именно музейная сфера деятельности, играющая  коммуникативную работу с посетителями. Но формы, методы, приемы очень хорошо ложатся на нашу школьную деятельность.  На музейном уроке, ребята  получают интересную, живую информацию в виде артефакта, который можно подержать, рассмотреть, дети становятся    более  внимательны  к миру вещей, который их окружает и  более отзывчивы. Очень интересно проходят такие уроки как  час подлинника, работа с музейными предметами, урок-имитация деятельности. Ценность заключается в том , что методы ведения уроков активные, строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать, принимать участие в уроке, манипулировать музейными предметами

Огромное место занимает школьный музей в воспитательной работе с детьми. Музей позволяет провести большое количество мероприятий,  осуществить многие формы работы: экскурсия, праздник,   концерт,    заочное путешествие по улицам города, экскурсия по городу,  устные журналы,  литературно-музыкальные композиции, спектакли. Стали традиционными образовательные событияпроводящиеся на базе школьных музеев: проект Саров военный, Спектакль Во глубине сибирских руд, Праздник русской игры, Воено-патриотическая игра Зарница, Масленица,

Классической, формой работы музея была и остается экскурсия. Именно экскурсия вводит посетителя в особую пространственно-предметную среду, оставляет наедине с подлинным музейным предметом, погружает в Реку Времени, делает понятным социо-культурный смысл вещи.

Музей дает большой простор для организации дополнительного образования школьников  во второй половине дня. Работа в музее многообразна: это не только экскурсии, мероприятия, уроки. Музей необходимо содержать в порядке. Например, вести многочисленную  документации: инвентарные карточки, книги учета, акты приема/сдачи.

Ухаживать за предметы: шифровать, регулярно проверять экспонаты, проветривать, протирать пыль. Так же оформляются тематические выставки, проводится поисковая работа. Весь этот фронт  музейной деятельности позволяет создать кружок музееведения, где дети получают первичные профессиональные навыки  музейного работника.

У нас составлена и сертифицирована программа кружка. Кружок работает уже несколько лет. Дети – кружковцы собственно и есть Совет музея, экскурсоводы, первые помощники.

Занятия в кружке проходят в интерактивной форме, так же основой является предмет, источник.

Только теперь мы учимся на практике его описывать, превращать в музейный предмет, а поместив его в экспозицию – в музейный экспонат. Учимся за ним ухаживать.

А еще узнаем основы, секреты профессии экскурсовод.

Все полученные знания применяются на практике: члены кружка музееведения  летнюю практику отрабатывают в школьном музее

После проведения любого мероприятия на базе музея мы предлагаем детям начать поиск реликвий в семейных архивах, это могут быть:  боевые и трудовые награды членов семьи,        иконы, драгоценные предметы: украшения, сувениры, серебряные ложечки,  обиходные предметы: посуда, хозяйственная утварь, одежда, вышитые полотенца, мебель, часы, ковры, игрушки, книги: подарочные с надписями, детские, открытки, фотографии и фотоальбомы,    картины, письма, привезённые как память камни, раковины, просто предметы быта.

 По результатам поиска семейных реликвий, дети пишут сначала сочинения, потом они перерастают в исследовательские работы,  ребята защищают их на конкурсах, научных конференциях. Такая деятельность делает отношения между поколениями в семье более открытыми, сплачивает большие разветвлённые семьи на уровне младших поколений, укрепляя связи между дальними родственниками. Так через историю собственной семьи ребёнок познаёт историю своей страны, своего города, народа. И тогда прописные истины начинают звучать не абстрактно, а конкретно, понятно, потому что затрагивают самое дорогое и близкое.

За годы существования музеев   написано много научных работ:

Боевой путь зенитно-артиллерийского полка

Тайны старого  сундука

Нам книги рассказали

Царский подарок

Ложка

Саров для Великой победы

Саровчане на фронтах Великой войны

Москва. Кремль. 1943

Старая фотография

У вечного огня

Дворянские гнезда

Работы принимали участие  в конкурсах «Отечество», «За други своя», в Харитоновских чтениях. Не все получали  большие призы, подарки, но это не главное, главное: « Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. …»

А закончить мне свое выступление хочется слова учащихся нашей школы о Сарове, Нижегородской области и о России.

Саров – это место, куда меня всегда тянет как магнит уникальная природа, памятники истории и просто чистые ухожены улочки.

Кода слышу, Россия возникает чувство гордости за то, что здесь живут самые талантливые, щедрые и открытые люди, за то, что мы, наконец,  встаем с калений и превращаемся в хозяев,  а еще на уроках истории  я поняла, что собственная жизнь и жизнь страны зависит от каждого из нас.

Убеждена, высказывания детей говорят о том, что воспитательный процесс в нашей школе имеет верное направление.



Предварительный просмотр:

 Аналитическая справка

Научно- методическая работа

 Технологии и приемы обучения

Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом и др. С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:

  • развивающего обучения;
  • групповой способ обучения;
  • личностно – ориентированное обучение.

Сам урок стараюсь строить как систему задач, выделяя вместе с ребятами ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, реализую в работе системно-деятельностный подход. Роль учителя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главные  действующие лица – дети, которые заняты активной мыслительной деятельностью. Осуществляю систематический контроль  за уровнем развития знаний, умений и навыков каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий. Часто использую групповые технологии. Личностно ориентированное обучение позволяет опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивает условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений. С 2009 года работаю над темой «Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания, как способ достижения высокого качества образования». Эту методическую тему считаю наиболее актуальной в решении таких задач, как формирование людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных в информационной области. Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют более активной деятельности учащихся, помогают им ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле учащихся. Максим Горький когда-то сказал, что «школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические и обществоведческие документы, иллюстративный материал, средства наглядности и самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.

Особая роль в моей деятельности отводится музейной педагогике. Если в школе существует  музей, то применение музейной педагогики становится логично и  системно.  Школьный музей гармонично интегрируется  в образовательный, воспитательный процесс и даже в систему дополнительного образования школы.

Особенности: 

  1. Обучения в музейной педагогике – неформально, эмоционально.
  2. Обучение отталкивается от музейного предмет.
  3. Ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает не целью, а средством развития личности ребенка.

Музейная педагогика предлагает и позволяет многочисленные формы проведения уроков:

 -         урок-соревнование

-         урок-имитация деятельности (путешествие, репортаж, суд и др.)

-         урок-праздник

-         урок-концерт

-         урок-диспут

-         урок-фантазия

-         урок-сомнение

-         урок — исторический портрет

-         урок — работа с документами

-         урок — работа с музейными предметами.

-         урок-экскурсия

-         час подлинника

-         заочное путешествие по улицам города

Среди них наиболее привлекательны те, которые  позволяют организовать работу непосредственно с музейным предметом, историческим источником,  где дети получают возможность потрогать, изучить, описать источник, извлечь, таким образом, информацию.: час подлинника, работа с музейными предметами, урок-имитация деятельности.  Очень хорошо, результативно проходят такие уроки как:

 «Урок в гимназии» при изучении культуры России в конце 19 века.

«Как писали в старину» при изучении культуры Древней Руси

«Тыл в годы войны» при изучении  Великой Отечественной войны

Музейный предмет может использоваться и  отдельно, и в системе других предметов, например при изучении темы «Восстановление экономики после Великой Отечественной войны»  телевизор КВН может быть центром внимания  и началом серьезного разговора.

Педагогика сотрудничества

 Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп – правильное их комплектование. В одних случаях группы скомплектованы так, что между ее членами возникают отношения ответственной зависимости: один член группы не может выполнить свою часть общего задания, пока другой член группы не выполнит свою и т.д. И задания группам подбираю так под их состав, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. В других случаях формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, члены которого хорошо знают и понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку.

Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, дети учатся слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.

На уроках и внеклассных мероприятиях постоянно обращаю внимание на поведение обучающихся, их взаимоотношения со сверстниками, старшими, родителями. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю раскрывать ученикам свои внутренние возможности.

Таким образом, вся работа направлена на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету и формирование ключевых компетенций у обучающихся.

Стараюсь создать на  уроках  атмосферу  сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. Но я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками. 

Система оценивания обучающихся

Другим важным моментом в педагогической практике, на мой взгляд, является оценивание достижений учащихся. К оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я  ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более  конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов, использую накопительную систему оценивания. Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся, при своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не оставляю незамеченным. 

Учебный кабинет

Важную роль в обучении истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, созданием банка разноуровневых заданий по каждому классу, по каждой теме. Подготовлены папки для индивидуальной работы  учащихся по истории России с древнейших времен до современности, позволяющие организовать на уроке дифференцированное обучение. Для осуществления педагогической деятельности и реализации поставленной цели и задач обучения созданы необходимые условия: компьютер,  мультимедийный проектор, Интернет, пособия и задачники по истории.  Я достаточно хорошо владею компьютерными программами: Microsoft Power Point,  Microsoft Word,  Microsoft Excel, мною сформирован банк мультимедийных материалов, позволяющих разнообразить урок элементами аудиовизуального ряда: интерактивные игры в программе Microsoft Power Point , иллюстративные и контролирующие материалы, презентации.  Материалы банка используются обучающимися в ходе самоподготовки и самоконтроля знаний и умений по предмету. Помимо мультимедийного обеспечения в кабинете истории есть исторические карты, раздаточный и иллюстративный материал.

Обобщение педагогического опыта

Обобщение собственного педагогического опыта осуществляю на муниципальном, региональном, российском уровнях.  

Публикации

Название статьи

Год

Издание

Краткая аннотация

1

 «Крымская война»

2010

Фестиваль «Открытый урок», Издательский дом «Первое сентября» , 2010

http//:edu.1 september.ru

Методическая разработка урока для 8 класса

2

«Материал для разработки программы Предпрофильной подготовки «Управление карьерой: технология личностного и профессионального самоопределения »»

2013

Журнал «Практика административной работы в школе» № 4 (90), 2013

http//:www.praktika.direktor.ru

 

Программа Предпрофильной подготовки учащихся в 9 классе

3

Музейная педагогика

2013

Методические материалы победителей и участников городского конкурса педагогического мастерства «Учитель года», МЦ , Саров

Опыт применения музейной педагогики

4

Формирование гражданственности и патриотизма школьников с использованием ресурсов школьного музея и  музейной педагогики  на уроках истории и обществознания; в учебной, внеклассной и внеурочной работе школы.

2013

Сборник материалов 5 межрегиональной научно-практической конференции «Социально-психологические аспекты духовно-нравственного воспитания личности»

Выступления

Мероприятие

Год

Форма

Уровень

Результаты

Научно-практическая конференции «Земля Серафима Саровского. Опыт соработничества церкви, общества и государства»

Март  2011

Выступление с докладом

« Духовно-нравственное воспитание как основное направление деятельности школьного музея»

Областной

Благодарственное письмо

Научно-практическая конференции «Земля Серафима Саровского. Опыт соработничества церкви, общества и государства»

Март 2012

Выступление с докладом

« Музейная педагогика в системе духовно-нравственного воспитания культурообразующей среды современной школы»

Областной

Благодарственное письмо

Методическое объединение учителей  истории

Март 2013

Выступление с докладом «Музейная педагогика»

Муниципальный

Отзывы, благодарности

 

Помимо обобщения педагогического опыта через проведение открытых уроков на муни-ципальном уровне, личное участие в конференциях, публикации, размещение материалов на Интернет – порталах, одним из показателей профессионального роста и мастерства педагога является участие в профессиональных конкурсах различного уровня.

Участие в профессиональных конкурсах

Название конкурса, образовательного события

Год

Уровень

Степень поощрения

1

Конкурс «За нравственный подвиг учителя»

2011

региональный

Сертификат

2

Конкурс программ внеурочной деятельности

2011

областной

Диплом

3

Конкурс профессионального  педагогического мастерства  «Учитель года»

2012

муниципальный

Диплом, Свидетельство,  Грант главы алминистрации

Мною разработана  дополнительная  образовательная  программа

занятий кружка «Музееведение». Программа сертифицирована. Так же я являюсь   соавтором программы  Предпрофильной подготовки в 9 классе.

Выводы

За отчетный период проделана большая работа. Но можно выделить недочеты: недостаточно уделяю внимания распространению педагогического опыта, наработок много, но мало печатаюсь, неактивно участвую в жизни информационного сообщества. Таким образом, ставлю задачи:

1. Создать свой сайт

2. Активнее принимать участие в интернетпроектах.

3. Побольше печататься