Работы учеников

Ганеева Лариса Михайловна

Здесь представлены самые интересные работы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Школа № 7»

Поселок Боровой

Экскурсионный маршрут

  Фамилия, имя, отчество автора: Никитина Мария Алексеевна, 9А класс

                                                                                                                                                                             89308042520, larisa-ganeeva0@rambler.ru                                                                                                                                

                                                                                                                       Фамилия, имя, отчество консультантов: Ганеева Лариса Михайловна

Учитель истории МБОУ СОШ № 7

                                                                                                                                                                               Романова Галина Степановна

                                                                                                                                                                                      Шелестова Татьяна Григорьевна

                                                                                                                                                                          Ганеев Варис Харисович

Саров

2016 г.

Цель экскурсии: Способствовать гражданско- патриотическому и эстетическому воспитанию через знакомство с историческим прошлым города, достопримечательностями, памятниками и его знаменитыми горожанами.

Задачи экскурсии:

  1. познакомить с основными историческими этапами развития микрорайона,
  2. познакомить с биографиями жителей, проживавших на улице;
  3. дать представление о наиболее интересных архитектурных и скульптурных объектах;
  4. выявить выразительные средства, стилистические особенности архитектурного ансамбля;

Целевая аудитория: учащиеся 5-11 классов

Вид экскурсии:

 а) по содержанию – обзорная- тематическая.

б) по способу передвижения –пешеходная

в) по форме проведения: экскурсия – прогулка

Маршрут: улицы   Гагарина, Пушкина, Чапаева

  1. Остановка: Художественная галерея.
  2. Остановка: Здание Департамента образования.
  3. Остановка: перекресток улиц Чапаева и Гагарина
  4. Остановка: Бани Боровые.
  5. Остановка: Детская школа искусств.
  6. Остановка: Сосна
  7. Остановка: Дворики.
  8. Остановка: ул. Пушкина, лестница МИРУ –МИР, скверик.
  9. Остановка: Художественная галерея.

Продолжительность: 1 час30 минут

Вступление

 Здравствуйте, дорогие друзья. Позвольте представиться: экскурсовод школьного музея «С русским воином через века» школы № 7 города Саров Никитина Мария Алексеевна.  Сегодня предлагаю Вам совершить путешествие во времени.

 «Средь могучих, тенистых лесов
Вырос город любимый – Саров.
Я любуюсь его красотой
Ранним утром, вечерней порой.


Здесь живут садоводы и физики.

Здесь живут математики- лирики,
В своих песнях, стихах вновь и вновь
Воспевают любимый Саров.


Ты, мой город, легендой овеян,
В родниках здесь – святая вода,
И нас всех от беды охраняет
Серафим преподобный всегда».

Город наш особенный, уникальный, неповторимый, удивительный. Город появился как секретный объект для создания атомного оружия.  А много ли мы знаем об улицах нашего города, на которых   живем, по которым проходим каждый день, направляясь в школу или в институт, на работу, прогуливаемся вечером, встречаясь с друзьями, знаем ли мы их историю, происхождение их названий, и много ли знаем о домах и памятниках, расположенных на этих улицах? Приглашаю Вас в поселок Боровой, старейший район нашего города. Давайте не торопясь, прогуляемся по   уютным, красивым улочкам, где нет суеты современного города, здесь кажется, жизнь застыла где-то примерно в 1950 году.

Основная часть

Остановка

Тема

Объекты

Рассказ

Остановка 1

площадь перед Художественной галереей

История создания города, тесно связанная с атомным советским проектом. Особенности Сталинского классицизма Архитектурные особенности района

Проспект Мира

Здание Художественной галереи

Сквер, фонтан.

Площадь Ленина

Здание Дома культуры

Мы отправляемся на прогулку по району Боровое.

 Можете вы сказать, почему район так называют?

До середины 20 века в этом месте, где мы стоим находилось кладбище, где сейчас находится Дворец культуры проходил вал. А на месте улиц Гагарина, Чапаева, Фрунзе рос темный, густой, древний сосновый лес – бор.

Люди пришли сюда в начале 50 гг.  20 века. Пришли и начали вырубать просеки, строить дома, прокладывать дороги. Строились дома для молодых специалистов, которые присылались сюда для выполнения важного государственного задания, поэтому первоначально это были общежития.  Эти улицы представляет собой уникальный гармоничный архитектурный ансамбль, построенный в стиле неоклассицизма или сталинского классицизма.

Что вы знаете о стиле классицизм?

Обратите внимание на здание Художественной галереи, изначально это был кинотеатр «Октябрь». Строительство кинотеатра "Октябрь" началось примерно в 1953 году. По проекту он должен был быть стереоскопическим. Но в этот период выходит постановление ЦК КПСС о борьбе с излишествами, и многое в проекте пришлось изменить. Возведение кинотеатра было ударной стройкой. Специально с ленинградского завода доставляли оборудование и оптику. Один зал был широкоформатным со стереозвуком, другой - обычным. Первый пробный сеанс состоялся 6 ноября 1957 года к 40-летию Октябрьской революции. Рассчитан кинотеатр был   на 642 зрителя. На примере этого здания выделите яркие черты, признаки классицизма.

Советский монументальный классицизм — или, как его иногда называют — «сталинский ампир» — лидирующее направление в  архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1930-х годов. Получил распространение в годы, когда страной руководил И. В. Сталин, особенно — в послевоенное время.

Признаки стиля:

  • ансамблевая застройка улиц и площадей;
  • синтез архитектуры, скульптуры и живописи;
  • разработка традиций русского классицизма;
  • использование архитектурных ордеров;
  • барельефы с геральдическими композициями и изображениями трудящихся;
  • оптимистический настрой всего произведения;
  • использование мрамора, бронзы, ценных пород дерева и лепнины в оформлении общественных интерьеров.

Действительно, посмотрите улицы прямые, широкие, пересекаются под прямыми углами, везде царит гармония, здания украшены барельефами, видим колонны, налицо ансамблевая застройка.

Остановка 2

здание Департамента образования

История создания и существования улицы Гагарина, этапы ее переименования. История здания ДО и системы образования Сарове.

 История СЮТ

Здание ДО, здание СЮТ.

Жилые дома

Мы находимся на улице Гагарина, она является центральной в этом районе от нее расходятся под прямыми углами улицы Чапаева, Фрунзе.  Посмотрите какие уютные малой этажности дома, двух подъездные и одно подъездные. Улица получила имя Берии. Вы знаете, что это за личность? Почему улицу так назвали? Советский государственный и политический деятель ,генеральный комиссар госбезопасности маршал Советского СоюзаГерой Социалистического Труда, лишённый этих званий в 1953 году. Один из главных организаторов «сталинских» репрессий. 11 февраля 1943 года И. В. Сталин подписал решение Государственного Комитета Обороны о программе работ для создания атомной бомбы под  руководством В. М. Молотова.  Но уже в постановлении ГКО СССР о лаборатории № 2 И. В. Курчатова, принятом 3 декабря 1944 года, именно Л. П. Берии поручалось «наблюдение за развитием работ по урану», то есть примерно через год и десять месяцев после их предполагаемого начала, которое было затруднено в условиях войны. Но в 1953 году улицу переименовали в Боровая. Как вы думаете почему? Имя Гагарина улица получила…… Синхронно с жилым фондом

строились нежилые здания, создавалась инфраструктура. Мы подошли к зданию ДО.  А в далеком 1950 году - средней школе № 48 (№ 2) поселка Боровое. Новые жители были сплошь молодые люди, создавались семьи, росли дети, и школа № 47 не справлялась с потоком учеников.  В 1966 году школа переехала на улицу Духова.  За зданием ДО находится очень уютная, ухоженная территория  СЮТ. Городская станция юных натуралистов была открыта 1968 году. 5 педагогов вели 6 кружков, в которых занимались 100 юннатов. В 1970 году станцию возглавил Л.В. Назаринов, агроном по образованию. Под его руководством создан дендрарий и заложен плодовый сад на 90 фруктовых деревьев: яблони 12 сортов, сливы, вишни.

Остановка 3

перекресток улиц Чапаева и Гагарина

История создания и существования улицы Чапаева

Жилые дома

Перекресток улицы Чапаева и Гагарина.

Ручей

Улица Чапаева построена в районе древнего вала, старого кладбища. В древности здесь протекал ручей, который впадал в р. Саровку.

Хочется обратиться к архитектуре жилых построек: они двух видов: одноподъездные и двухподъездный. Но не высокие,   в два этажа. И опять вы видите элементы сталинского классицизма. Какие?. Первоначально это были общежития, сюда селили бессемейных молодых специалистов. Дома имели центральное отопление, но на кухнях стояли дровяные печи. 

Остановка 4

Бани Боровые

История создания и существования бань, магазина Маяк. Отношение к истории, к архитектурным памятникам.

Бани Боровые, магазин Маяк

Очень серьезно относились к инфраструктуре. Сразу же рядом с жилыми домами строили социальные объекты. Мы подошли к Баням Боровые. Напротив, там, где идет бурное

строительство гостиничного комплекса находился магазин Маяк. Посмотрите на фотографии так он выглядел: маленький уютный, вписанный в  архитектурный ансамбль, а сейчас, вы видите строят современное здание, совершенно даже не стилизованно под улицу. Каково Ваше отношение к этому?

Остановка 5

Детская художественная школа

История здания школы и школы № 10, ДШИ

Здание ДШИ

Особое отношение у руководителей объекта было к школам рабочей молодежи. К середине 1953 года существовала всего одна такая школа. В ней обучались 780 человек. Вместо 20 человек по норме в классах размещалось по 50 человек. Многие ученики, проучившись 10–15 дней, оставляли школу. В школе не хватало учителей. Для устранения существующих недостатков 25 сентября 1953 года был издан приказ начальника объекта: «…открыть вторую среднюю школу рабочей молодежи в пос. Боровое. Сейчас мы стоим перед этим зданием. С 1956 года это –

 средняя школа № 10 (директор Т.М. Михалкина)

В 2008 году школу № 10 объединили с школой № 6. Сюда после ремонта переехала ДШИ № 2

Вы видите школы построены коридорного типа, классы располагались с двух сторон, все дети выпархивали после уроков в один длинный коридор. Кабинеты были небольшие, но уютные. Как и положено в стиле классицизма по всей улице были статуи: по одной перед каждой школой, чаще - пионеры.

Остановка 6

Сосна

Бережное отношение к истории. Гражданская ответственность

Активная жизненная позиция

Сосна, липовая аллея

Так почему район именуется Боровым? Сейчас мы подошли к очень старому дереву. Эта сосна сохранилась со времен бора. Посмотрите, какая она старая, величественная. Хорошо, что ее никто не трогает, ведь сейчас модно убирать все старое. А вокруг аллея липовая. Как ароматно на улице летом, когда цветут эти деревья. Воздух буквально насыщен сладким, медовым ароматом. Сажали их первые жильцы улицы. Молодые задорные они с удовольствием украшали свою жизнь и жизнь будущих поколений.

Район Боровой отличается квартальной застройкой и усадебной застройкой. Дворы были большие, зеленые. Это позволяло внутри двора разместить много полезных вещей. Обязательно были детские площадки для малышей: качели, песочницы. Не забывали и о подростках, в каждом дворе были хоккейные коробки, где детвора гоняла мяч, играла в хоккей. Территория под окнами отводилась под

цветники. Никаких машин во дворах, это запрещалось. Молодые родители   когда стало можно выписывали в город своих родителей. Бабушки и дедушки много времени проводили с внуками во дворе.  Так же во дворах  располагались гаражи, там, где было удобно даже огороды, ведь многие приехали из деревень

.

Остановка 8

улица Пушкина

История создания и особенность улицы Пушкина. Археологические раскопки 1991-2000 гг.

Улица Пушкина.

Гора МИРУ - МИР

Место памятника В. Маяковского.

Место археологических раскопок

Через двор мы вышли на улицу Пушкина. В отличии от улицы Гагарина, Чапаева, Фрунзе, улица Пушкина не прямая. Посмотрите, мы подошли к горе МИРУ-МИР. Это холм над рекой Саровкой, созданное природой возвышенное место. И улица тянется вдоль этого холма, плавно его огибает, она вписана гармонично в природу.  Лестница МИРУ – МИР гармоничное архитектурное сооружение полностью в стиле эпохи. На холмах по бокам лестницы гордо высились гипсовые олени в натуральную величину, несчетное количество раз оседланные  

местным детским населением, а желающих спуститься по ступеням приветливо встречала гипсовая женщина в шароварах с киркой, символизирующая популярную тогда профессию геолога. 
Обратите внимание мы находимся на очень древнем месте. Здесь жили люди в
середине II тыс. до н.э.  Поселение располагалось на берегу небольшого ручья, впадающего в реку Саровку. Именно вдоль него была построена улица Чапаева. Во время археологических раскопок были обнаружены следы культуры «боевых топоров», — балановская. Она объединяет памятники Средней Волги. Во время раскопок обнаружена могила девочки из знатного рода (саровская принцесса), остатки мастерских, жилищ, могильников.

На месте клумбы стоял памятник В.В. Маяковскому. Говорят, скульптуры чтобы часто не мыть красили синей масляной краской

Остановка 9

Художественная галерея

История проспекта Мира. Сохранение  исторической памяти

Проспект мира

Вот так не заметно мы приближаемся к началу нашего пути. Сейчас выходим на проспект Мира, и вы можете видеть здание Художественной галереи, бывшего когда-то кинотеатром «Октябрь».

Мы прогулялись по первым улицам нашего города. Его строили молодые люди, приехавшие выполнять важное задание партии. Строили с любовью. Здесь все удобно, доступно, здесь красиво,  светло  и уютно. Район потерял статусность, но по-прежнему здесь приятно жить.

Хотя многое меняется: сломали магазин Маяк, строят гостиничный комплекс, изменили фасад кинотеатра Октябрь. Нарушен архитектурный ансамбль улиц.

Каково Ваше мнение ?



Предварительный просмотр:

                                               

НАПРАВЛЕНИЕ

«ДУХОВНЫЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ»

ТЕМА

«СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

                                        РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:

                                Ученица 9а класса

                                  МБОУ «Школа№7»

                                             Машкина Ирина Сергеевна

                                    РУКОВОДИТЕЛЬ:

                                                          Ганеева Лариса Михайловна

                                                         Учитель истории и обществознания

Содержание

1. Введение                                                                                                   

1.1.Актуальность, цели, задачи

1.2. Описание документов

2. Основная часть

2.1. Семейные ценности

2.2.   История семьи

3.Заключение

4.Список источников и литературы

5. Приложения

   1.  Введение.

1.1. Актуальность, цели, задача

   Мы порою даже и не задумываемся, как много нам могут рассказать семейные фотографии, письма, удивительные истории хранят старинные вещи.    Моя семья с трепетом относится к семейным реликвиям. Прадедушка Руфин Виктор Философович и пробабушка Руфина Евдокия Николаевна собирали и бережно хранили семейный архив, для них это было святое и важное дело. В доме, был большой комод, ящики которого запирались на ключики. Там хранились папки с документами, письма с фронта, альбомы с фотографиями. В отдельной сумочке лежали ордена и медали. На стене всегда висели портреты  прапрадеда Руфина Философа Философовича и прапрабабушки Руфиной Зинаиды Семеновны- первых хозяев дома.          Главных «хранителей» семейного архива Виктора Философовича и Евдокии Николаевны уже нет в живых, но документы, фотографии, награды остались. Жизнь разбросала  нас в разные города, у каждого свои проблемы, заботы. Но несмотря ни на что  каждый год мы собираемся в доме наших бабушек и дедушек, вместе встречаем праздники, помогаем друг другу в трудные минуты. Это очень приятно осознавать, заставляет гордится  такими отношениями. Я , моя сестра Юля , мои родители должны все это сохранить. Как удалось нашим далеким бабушкам и дедушкам  создать такие прочные узы?

 Этот конкурс заставил задуматься над семейными ценностями, которые были главными в нашей семье.  Для этого необходимо решить несколько задач:

  1.  Через изучение и  анализ  документов  семейного  архива узнать историю семьи.
  2. Определить  какие ценности лежали в основе семейных взаимоотношений.

Считаю эту тему очень важной в современном мире:

  1.  Дети, которые знают историю своей семьи, лучше будут знать историю  страны, родного края.  
  2. Семья играет большую роль  в социализации личности. Очень важно что бы семья давала правильное воспитание.

1.2. Описание источников из семейного арпхива

Фотографии:

 Фотография 1 Снимок  сделан в 1915-1916 годы. На  нем изображена молодая пара. Мужчина в одежде священника и молодая женщина  Это Руфины Философ  Философович  и Зинаида Семеновна. Совсем недавно они обвенчались.

Фотография 2 Снимок сделан в тридцатые годы двадцатого века. Снимок запечатлел детей  Философа  Философович  и Зинаиды Семеновны: Виктор, Николай, Нина, Маргарита, Галина. На нас смотрят обычные ребята из небольшой деревеньки, в это время жила семья в селе Семенов. Одеты очень  скромно. Взгляд у всех серьезный, спокойный. Дети трудные времена переживали, репрессии, арест отца.

Фотография 3 Коллективное фото, сделанное в конце тридцатых годов двадцатого года. С фотографии на нас смотрят красноармейцы. Среди них  Руфин Виктор Философович. Вскоре  он окажется на фронтах Финской войны.

Фоторафия  4 Небольшая портретная фотография, на нас внимательно, серьезно смотрят два молодых человека. Один из них в военной форме, другой в гражданской  одежде.

Фотография 5  Небольшая фотография, очень интересный сюжет:лето, сад. Под кустом запечатлены молодые люди, одетые  вероятно в больничные одежды, в петлицах цветы, гармошка в руках. Это Виктор Философович лечится в госпитале после тяжелого ранения в Финской войне.

Фоторафия 6  Групповой портрет. Сфотографированы два военных человека

Фотография 7 Совсем маленький снимок, на нем три женщины

Фотография 8 Групповая фотография. Изображена группа студентов — комбайнеров Уренской школы механизаторов, где учился после окончания школы Руфин  Николай Философович. Студенты изображены в классной комнате, в окружении наглядных пособий.

        Документы:

        Документ 1 С видетельство об окончании Неполной средней школы         Руфиным Николаем Философовичем в 1936 году

                  Документ 2 Акт о передаче Руфину Н.Ф. Комбайна. Документ         составлен 15 июня 1940 года, сразу  после окончания  Школы         механизаторов.

         Документ 3 Письмо от 12 .01.1942. Его написал родным Николай         Философович из города Котельнич Кировской области, где проходил           краткосрочные курсы  на лейтенанта.

        Документ 4 Анкета-запрос о розыске, установлении судьбы, места         захоронения военослужащего от 1 октября 1997 года. Текст напечатан         на пишущей машине, составлен Военным комиссариатом         Краснобаковского района

        Документ 5  Справка Центрального архива Министерства обороны  от         12.12.1997 года. Документ составлен от руки на специальных бланках.         Имеется информация о судьбе пропавшего без вести Руфина Николая         Философовича.

Изученные документы позволили восстановить историю семьи, узнать судьбу  следующих членов семьи: Руфина Философа Философовича, Руфиной Зинаиды Семеновны,  Руфина Николая Философовича, Руфина Виктора Философовича.  И самое главное я поняла те жизненные принципы по которым  жили мои родные. Они создали крепкий фундамент для нашего семейного дома.

   

  2. Основная часть

2.1. Семейные ценности

У моих родственников не было ювелирных украшений, но для них главной ценностью была семья.  У Философа Философовича и Зинаиды Семеновны была настоящая патриархальная, православная семья. Семья была большая, в ней было шестеро детей. В этой семье царила любовь, Дети воспитывались в строгости. Они с почтением относились к семейным ценностям, дорожили этим, пронесли их через всю свою жизнь, передали детям и внукам. Это помогало им достойно себя вести в нечеловеческих условиях. К этим ценностям относятся: трудолюбие, честность, смелость,верность, добро,правда,совесть,любовь,вера.

  1. «Трудолюбие подразумевает, что труд – это не только орудие удовлетворения материальных потребностей человека, но и глубинная внутренняя потребность человека, заложенная в саму его природу и ведущая его к духовному развитию.»
  2. «Честность – прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства, надежность в исполнении обещаний». Честный человек – это тот, кто не кривит душой, и в действиях которого нет корыстных мотивов.
  3. Смелость. Она помогает преодолеть страх, взять на себя ответственность и двигаться по намеченному пути. Из смелости проистекает готовность защищать интересы своих близких, своего дела и своей Родины.
  4. Верность позволяет создать крепкую и счастливую семью, основанную на доверии и готовности быть друг с другом и в горе и в радости. Верность закаляет силу духа, помогает противостоять всем искушениям и соблазнам, служит залогом доверия, обеспечивает опору в жизни и любви. Это одно из лучших качеств, характеризующих мужчину-воина и женщину-хранительницу очага.
  5. Добро-поступок, который делает мир лучше, помогает обществу выходить на путь  развития. Человеку следует соизмерять каждый свой поступок с тем, какой эффект он оказывает на окружающих и какие влечёт последствия.
  6. Правда – лучший фундамент для строительства семейной жизни, только честные доверительные отношения сделают семейные узы прочными как сталь, которым будут не страшны любые трудности.
  7. Совесть – одно из самых важных понятий, лежащее в основе духовной стороны жизни человека. Совесть называют внутренним компасом человека, указывающим ему направление, в котором он должен идти
  8. Любовь это проявление тепла души и сердца
  9. Вера – Даль  «уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных».

Предлагаю познакомиться с историей семьи Руфиных.

2.2. История семьи

Руфины Философ и Мария

 В 1889 году в селе Покров-Валы Юрьевского уезда Ивановской  губернии в  семье  священника - Руфина Философа Философовича родился  мальчик, его назвали Философом.  В семье было еще два сына: Василий и Михаил.   Философ Философович и Василий Философович  пошли по стопам отца. Оба они закончили Костромскую духовную гимназию. Философ Философович был направлен в деревню Носовая, а брат Василий был священником на станции Сейма. Младший брат Павел Философович выучился и работал инженером на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде до выхода на пенсию.

Руфин Философий Философович и Зинаида Семеновна

Молодой священник Филосов  Философович приехал в Носовую  в 1916 году с юной женой Зинаидой Семеновной и дочкой Ниной, которой было 7 месяцев. Зинаида Семеновна до замужества училась. Она мечтала стать учительницей. Но родители (отец тоже был священником) уговорили девушку выйти замуж. Очень уж им нравился Философ Философович- видный, скромный, из семьи священника и сам будущий священник.  С 1910 года в деревне Носовая стали строить церковь. До этого была часовенка. Церковь стала форпостом православия.  Первым и единственным священником был мой прапрадед  Руфин Философ Философович. Когда он приехал в Носовую, церковь еще строилась. Ему самому пришлось достраивать храм, а также оборудовать всю церковь внутри. Храм был деревянный, очень красивый, похож на сказочный дворец. Носовской приход был большой, люди приезжали из окрестных деревень, работать приходилось много:проводили венчание, крещение и другие таинства. Очень красиво проходили службы в праздничные и выходные дни, особенно на Престольные праздники- Троица и Никола-зимний. Хлопотно было перед праздниками. Храм готовили к службе очень тщательно. Прихожане с удовольствием помогали обряжать храм - начищали медную церковную утварь, оклады икон, украшали церковь в соответствии с временем года. На праздничные службы съезжались священники из других храмов. Чувствовалась особенная  торжественность. По словам Галины Философовны (умерла в 2014 г.) навсегда остался в памяти отец, облаченный в праздничную ризу. Тогда он был особенно красив.   Филосов Философович был человек очень деятельный и работящий: достроил сельский храм, параллельно строился дом для семьи.   Филосов Философович был удивительный человек. Прихожане его уважали и любили. К нему приходили за советом и помощью. Семья  росла быстро. Вслед за старшей дочерью Ниной появились сыновья Виктор и Николай.  Затем дочери Маргарита и Галина. Затем был ещё мальчик Шуронька.      Отец очень любил детей. Добрый, ласковый, снисходительный - именно таким его запомнила Галина Философовна. Все было хорошо. Любимая работа, замечательная семья: жена и дети…  

 Очень страшно и тревожно жилось в 30-е годы. Прапрадед понимал, что его могут арестовать. Это случилось в сентябре 1937 года. Галина Философовна  рассказывала, как ночью за отцом пришли чужие люди, как плакали мать и дети. Отца забрали. Мать с сестрой Маргаритой побежали вслед за отцом. Возле сельсовета стоял «черный воронок». В тот день  арестовали также «кулаков» - носовских мужиков. Зинаида Семеновна одна из всей деревни смогла проститься со своим мужем.    Философ Философович Руфин  «… был осужден Тройкой УНКВД по Горьковской области от 26.09.37 года по политическим мотивам. За то, что являлся руководителем и организатором восстания против Советской власти к ВМН - расстрелу.  Приговор приведен в исполнение 13.10.37 года».  Родственники узнали об этом спустя многие годы. Семья надеялась, что отец жив. Матушка, беременная, поехала в Горький в надежде увидеть мужа, но тщетно.  Через неделю  у семьи забрали все имущество : кормилицу – корову, одежду в сундуке, остались без ложек и посуды. Все запасы хлеба выгребли, оставили одни стены. Трудно передать словами, сколько пришлось пережить моим родственникам. Семью «врага народа» грозились выгнать на улицу. Приходили, стучали в двери, угрожали, пугали. Зинаида Семеновна с детьми сидели дома, боялись, но двери не открывали. Через месяц после ареста прапрадеда, родился младший сын Шуронька.  Пришлось очень туго. Есть нечего, одевать было нечего. Моя прабабка думая и заботясь о детях, пересилив стыд и страх, ходила « по людям», собирала милостыню. Чтобы сохранить детей,  нанималась ткать рогожку. Работа эта была очень тяжелая.  Приходилось работать и детям. Маленькая Галина, закончив два класса, жила в няньках у директора школы. За это они полностью снарядили девочку в школу. Старшая Маргарита работала в лесничестве на заготовке леса.Пережить страшное время семье помогла и помощь сына Виктора. Еще до ареста, предвидя бедственное положение своих домочадцев, Философий Философович отправляет своего старшего сына Виктора, который к тому времени закончил 8 классов, на заработки в богатый колхоз за Тонкиным. Работящий подросток два года помогал семье хлебом.  Жестоко обошлись с семьей люди, которые раньше приходили к Философу Философовичу за советом и помощью. Но мир не без добрых людей. Уважительно, с сочувствием к семье относились в соседних деревнях – на Высоковке и Лопатине.   Из воспоминаний Галины Философьевны « Все имущество, которое забрали у нас и в других семьях отнесли в сельсовет, где ночью его расторговывали.Одна женщина взяла наш стол с «перевитыми ножками».Когда она тащила его на себе, случайно встретила брата Николая. Она сказала ему, чтобы он забрал свой стол. Вот так наш стол «вернулся» домой.    Добрый человек Григорий Варламович Щербаков написал письмо в Москву, где описал бедственное положение семьи. Из Москвы пришла телеграмма. Дети  не отпускали  матушку, боялись остаться одни, сиротами. Работник почты пришел домой и рассказал, что сказано в телеграмме : Имущество семье вернуть…»  Вернули только старый ларь и корову. Но корову пришлось продать за бесценок. Люди, которым досталась корова, оказались жалостливые, иногда приносили семье молоко.  Голод, страх, унижение. В 2-х летнем возрасте умирает Шуронька. Да, сколько всего пережили мои родственники?!   Реабилитировали моего прапрадеда -  Руфина Философа Философовича  23 декабря 1998 года на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»

Руфин Николай Философович

 Николай Философович Руфин родился  в 1921 году. Обучался в неполной средней школе в с.Семенове Уренского района Горьковской области и окончил полный курс этой школы в 1936 году. Далее он продолжил обучение в Уренской школе механизации, которую закончил в 1940 году.  «15-го дня июня месяца 1940 года он принял по акту приемки-передачи комбайн»  ,о чем свидетельствует сохраненный документ «Акт»  Он был очень хорошим комбайнером, его ценили и уважали.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Николая хотели оставить в колхозе на бронь, но его призывают на обучение в город Котельнич Кировской области на лейтенанта. Вот что он пишет домой в письме «Добрый день, здравствуйте дорогая мама, Витя, Рита и Галя! Шлю я вам всем по пламенному красноармейскому привету. В настоящее время нахожусь на старом месте, т.е. в взводе связи… Надоело учить азбуку Морзе. …» (письмо Николая от 12 января 1942 года.) А вот письмо по дороге на фронт из Ярославля. «Нахожусь в вагоне 8 дней и неизвестно ещё сколько времени проедем. Наступает масленка.»   Потом он попал на фронт. И связь с ним была до сентября 1942 года, он постоянно писал, потому что понимал, что родные волнуются и ждут. С сентября 1942 года прервалась связь, хотя родные верили, что он вернется, что кончится война, мало ли что в жизни бывает, вдруг откликнется. В архиве  у Виктора Философовича  хранится справка от 24.11.1997 г. Из центрального архива Министерства обороны г.Подольска Московской области на имя Руфина Виктора Философовича  о разыскиваемом Руфине Николае Философовиче.     « По учетным данным отдела в числе боевых потерь сержантов и солдат Советской Армии за период Великой Отечественной Войны не числится. Во время войны командовал  взводом 85 мм пушек в 19 Гвардейской стрелковой дивизии»

Руфин Виктор Философович

Мой прадед Руфин Виктор Философович родился 28 февраля 1919 года. Учавствовал в Финской войне, где был ранен и обморожен. У него удалены были пальцы на ногах и раны всю жизнь не заживали. С19-ти лет он был инвалидом, поэтому его не взяли на фронт в 1941 году.  Его направили счетоводом в колхоз. Жили они с прабабушкой в д. Высоковка.  Прабабушка, Евдокия Николаевна (24.02.1924 г.р.) , была учителем начальных классов, закончила Семеновское педагогическое училище. Жили на Высоковке 2 года. Родились дети первым мой дедушка Николай Викторович Руфин  (02 .1.1944 г.)  Вскоре Виктор  Философович перевелся в лесничество, которое было  в лесу на берегу лесного озера. Там стояло 3 дома, в конторе жил лесничий Новосельцев Николай Яковлевич с семьей:женой Валентиной Ивановной и детьми Сережей и Ниной.  В одном доме жили семья Руфиных, с ними жила Зинаида Семеновна  и младшая сестра прадеда Галина Философовна .В Лесничестве имелось 2-3 лошади, в виде транспорта, был конюх и техник. Прадед был бухгалтером.  В озере было много рыбы. Прадедушке приходилось добывать дичь в лесу и рыбу в озере . Так и питались. Вскоре родилась дочь Зинаида Викторовна (01.10.1945г.) Сестра Галина помогала по хозяйству и водилась с Николаем и маленькой Зиной. Прабабушка каждый день добиралась до школы в с.Носовая и обратно по бездорожью пешком, иногда попутно на лошади. Порой приходилось разуваться, идти босой, т.к. жалела обувь. Было трудное время. Зинаида Семеновна часто болела и умерла 28 февраля 1950 года.  Схоронена на Носовском  кладбище. В доме священника жили Нина Философьевна и Маргарита Философьевна. Потом дома с озера определили : контору лесничества в Шеманиху, дом в Красные Баки, Из конюшни сделали контору в Носовой.Переехали в дом священника. Со временем построили пристрой к дому. В семье Руфиных родилась младшая дочь Валентини Викторовна (15.04.1952г).  Мой дедушка Николай Викторович учился в Носовской школе до 7 класса, потом в Красных Баках до окончания 10 класса., учился в ГПТУ Речное  в Борском районе, был во флоте 3 навигации по реке Волге и Оке. Затем окончил Краснобаковский лесной техникум и работал в Носовском лесничестве начиная с техника до лесничего. Был почетным работником лесного хозяйства, его портрет висел на доске почета в Управлении лесного хозяйства Нижегородской области.. Его сестры Валентина и Зинаида – педагоги.    Моя мама вспоминает, что дед Виктор  был интересный человек, не имел вредных привычек. Так как был инвалид (больные ноги)  летом ездил на велосипеде, а зимой на лыжах. Хорошо знал окрестности леса. Дома имел уникальный сад, где на яблоне росли яблоки разных сортов , было много кустов и была пасека с пчелами.

В семье у них был четкий  распорядок дня. Бабушка Дуся была строгая . Вставала рано, топила печь , управлялась со скотиной и готовила завтрак. А дед всегда помогал бабушке и занимался с внуками, когда они были в гостях: делал зарядку, следил как умываемся и чистим зубы. И в 7часов завтракали все за столом, а потом в школу.

В нашей семье есть хорошая традиция знакомить детей и внуков с историей семьи, показывать семейные реликвии. Это  настоящее воспитание духовности, уважения к семейным ценностям.  

3. Заключение

Какой же вывод  я сделала для себя? На первом месте  должна быть духовная жизнь семьи. В доме должен царить порядок,  всегда должно быть тепло, уютно, пахнуть пирогами. В семье каждый должен найти поддержку, помощь. Семья это радость но и большой труд. Это главное в благополучии семьи.  Спасибо моим далеким предкам за эту великую науку.

4. Список литературы

  1. Зеньковский В.В.На пороге зрелости. – М., 1991.

  1. Культура семьи:Учебное пособие. / Сост. Н.Г. Храмова, Г.Г. Алексеева, А.А. Сараева. – Кострома, 2005.

  1. Кураев А.В.Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010

  1. Лихачев Д.С.Письма о добром и прекрасном. – М.: Изд-во «Детская литература», 1989
  2. Латышина Д.И.Традиции воспитания детей у русского народа. М.: «Школа Пресса», 2004.
  3. Сильвестр «Домострой»
  4. Семья России, журнал 2005-2006 годов

  1. Шугаев Илья,священник.Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Изд. 5-е. – М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2007

                                               

«Если разрушится семья, то низвергнутся государства и извратятся народы».

Прп. Серафим Саровский


 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                               

В оргкомитет Серафимовских детских чтений

НАПРАВЛЕНИЕ

«ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

ТЕМА

«КАТАКОМБНЫЕ ХРАМЫ ПЕРВЫХ ХРИСТИАН»

                                        РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:

                                Ученик 5а класса

                                  МБОУ «Школа№7»

                                Шаров Евгений

                                    РУКОВОДИТЕЛИ:

                                                    Шарова Татьяна Владимировна

                               Библиотекарь

                                                          Ганеева Лариса Михайловна

                                                         Учитель истории и обществознания

Саров

2017-2018

Содержание

1. Введение                                                                                                   

1.1.Актуальность, цели, задачи

2. Основная часть

2.1. История христианства

2.2. История катакомбных храмов

2.3. Описание катакомбных храмов

3.Заключение

4.Список источников и литературы

5. Приложения

   1.  Введение.

1.1. Актуальность, цели, задача

Тема моей работы Катакомбные храмы  первых христиан.

В Христианском  искусстве  не сразу  появились храмы с иконостасами, иконами, фресками, скульптурами. Первые христиане  не имели возможности строить храмы, потому что три века христианство было гонимым. Богослужения совершались  в домах, в отдельных горницах, и в катакомбах, в местах захоронений, которые особенно хорошо сохранились в Риме. Они есть в Риме, в Неаполе, в Греции. Меня заинтересовала история  первых христиан, катакомб, как они повлияли на развитие христианского искусства.

 Цель работы:  создание макета катакомбной церкви первых христиан.  Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить историю христианства
  2. изучить историю создания катакомбных церквей
  3. рассмотреть особенности их устройства

Методы работы, которые я применял:

  1. работа с литературой
  2. работа с иллюстративным материалом
  3. работа с интернет источниками
  4. консультации с педагогами

  2. Основная часть

2.1. История Христианства

Палестина – родина еврейских племен. В 6 в. до н. э. Палестина была захвачена вавилонянами, и евреи были переселены в Вавилон. Персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Палестину. После завоеваний Александра Македонского евреи расселились по всей территории античного мира. От остального населения эллинского мира евреев отличало нежелание поклоняться языческим богам. Они поклонялись единому богу-творцу Яхве. Евреев преследовали за их веру, но находились люди, которые становились последователями единобожия. В  I веке до нашей эры небольшое государство Иудея стало провинцией Рима. Правил в ней царь Ирод. После смерти Ирода провинция была разделена на две части: Галилея отошла под власть сына Ирода Антипы, а Иудеей стали править римские наместники – прокураторы. Внутренними делами Иудеи занимался синедрион – совет старейшин и священников. В этот период среди евреев распространяется учением фарисеев, которые неукоснительно соблюдали ветхозаветные заповеди, постоянно соблюдали посты и молились.

В это время по свидетельству четырех евангелистов – Матфея, Марка, Луки и Иоанна – в Галилее родился Иисус Христос. По преданию римские власти объявили перепись населения, Мария – мать Иисуса – и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем, но не найдя места ни в одной гостинице, были вынуждены заночевать в вертепе (пещере, куда на ночь пастухи загоняли скот). Здесь и родился Спаситель мира Иисус Христос. Чудесное событие произошло в момент Его рождения – на небе появилась яркая звезда, указавшая путь трем пастухам и трем волхвам, пришедшим поклониться младенцу. До 30 лет Иисус помогал Иосифу в плотницком ремесле, а после принятия крещения от Иоанна Крестителя отправился проповедовать новое учение. Иисус учил делать добро, не отвечать злом на зло, не творить обиды. Всюду, где он проповедовал и творил чудеса, у него появлялись последователи, а двенадцать его ближайших учеников стали называть апостолами. За неделю до празднования еврейского праздника Пасхи Христос с учениками пришел в Иерусалим. Народ приветствовал его как царя. Однако не все были рады принять новое учение. Фарисеи, заседавшие в синедрионе, подкупили одного из учеников Христа Иуду, который за тридцать серебряников предал своего учителя. По распоряжению Синедриона, утвержденного римским прокуратором Понтием Пилатом, Иисус Христос был распят на горе Голгофа. После того, как он в страшных мучениях умер на кресте, его тело отдали ученикам. На третий день после казни сопровождавшие Христа женщины пришли ко гробу и увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а на месте, где лежало тело Спасителя, сидит Ангел. Ангел возвестил ученикам Христа о его воскрешении. В течение сорока дней Иисус являлся своим ученикам, а на сороковой день вознесся на небо.  Ученики Христа, получившие особую благодать, стали распространять христианское вероучение по всему миру. В I веке н. э. христианство распространилось на территории Римской империи. Христиане за свои проповеди о Едином Боге подвергались жестоким преследованиям. При императоре Нероне их травили дикими животными, при императоре Диоклетиане были казнены тысячи последователей Христа.

2.2. История катакомбных храмов

Что же такое катакомбы?  Термин «катакомбы» происходит от греческого слова  katakymbos, что означает  углубление.  Они были обнаружены  в 1578 году. Рабочие, разрывавшие землю близ Рима для добывания строительных материалов, неожиданно наткнулись на каменные плиты, покрытые древними надписями и изображениями. Находка возбудила большой интерес, и слух о ней скоро разнесся в Риме и его окрестностях, привлекая, как и всегда, к месту раскопок толпы любопытных.  Есть несколько точек зрения на их происхождение.

 1. Катакомбы - древнеримские каменоломни, откуда извлекали строительный материал (туф). На этот  камень был большой спрос  и каменоломни расширялись. Со временем каменоломни были заброшены.

2. Образовались  эти  подземелья из обычая древних народов прокладывать в гористых местностях подземные пути для удобнейшего сообщения. Но первоначальное назначение катакомб было забыто и следы их существования затеряны.  Христиане заняли эти забытые подземелья, потому что никто ими не владел и никому они не были нужны.

3. Эти подземелья — дело рук христианских и им одним обязаны как своим происхождением, так и обработкой.

Сейчас все придерживаются третьей теории, Тоесть катакомбы – это места захоронения первых христиан. Некоторое количество катакомб действительно  являются заброшенными карьерами, но основная часть явялются постройками первых христиан. Гонения  и преследования на христиан заставляли их искать тайные  места  для собраний и богослужений. Так появляются римские катакомбы. Первоначально катакомбы были местами захоронения христианами своих умерших, но вместе с этим они использовались и как места молений. Катакомбы построены в первые века нашей эры. После императора Константина, когда христианство стало государственной религией  они стали не нужны.

 2.3. Устройство  катакомб

Катакомбы представляют собой разветвленную, запутанную сеть подземных ходов, которые проделаны прямо в туфе. Катакомбы имели множество ответвлений, образовывающих сложную сеть галерей, идущих друг над другом. Протяженность римских катакомб составляет более 100 км. Кроме галерей в катакомбах встречаются просторные помещения.  Они были трех видов: кубикулы, крипты, капеллы.

Кубикулы – помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Крипты – использовались не только для захоронений, но и служили для оправления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек. Крипты состояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе. Капеллы – храмовые помещения вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений. Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллы имели несколько помещений. Кроме того, в капеллах были отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин.

Подземные  христианские  храмы положили начало  принципам строительства храмов в последующие времена,  вплоть до нашего времени. Рассмотрим подробнее.

1.    Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, которые  употребляются  в храмоздательстве Византийского времени.

2.  Интересна такая деталь архитектурная как  люминарии. Это вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

3. Трехчастное деление храма.   Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абсидой (полукруглой нишей), отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма. Эта ниша выполняла функции современного алтаря, а решетка в процессе дальнейшего развития была заменена иконостасом. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престолом. В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой – солея, представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря площадку, затем следовала средняя часть храма, далее – его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору. В центре солеи устраивался полукруглый амвон, с которого обычно произносились проповеди.

 Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части: алтарь, средняя часть и притвор.

4. Катакомбные храмы сохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Богородица, мученики и исповедники  раннехристианской эпохи. Основные символические изображения, существовавшие в катакомбах, следующие:

  • якорь – знак или образ христианской надежды,  дающей душе опору в житейском плавании;
  • голубь – символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души; феникс – мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения;
  • павлин – символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению;
  • петух – также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью;
  • агнец – символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя;
  • лев – символ силы, могущества, власти;
  • оливковая ветвь – символ мира, возрождающейся жизни;
  • лилия – символ чистоты;
  • рыба – глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» – «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель;
  • виноградная лоза и корзина с хлебом – символизируют Таинство Причащения.
  • Языческий поэт Орфей с лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей – так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников.

Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти дев и Доброго Пастыря; библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Ной с голубем, занимающийся построением ковчега, который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Иона в отдельные моменты своей истории; пророк Даниил между львами; получение скрижалей пророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаря и другие.

Период, начавшийся после принятия христианства в Римской империи как государственной религии, положил начало новой эпохе в истории храмоздательства. Основой храмовой архитектуры в Западной Церкви осталась базилика, в Восточной Церкви в V–VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль. Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения.

3. Заключение

Таким образом, я пришел к следующим выводам. Первые христиане находились под властью Древнего Рима. Главной религией в это время было язычество (вера в множество богов, одухотворение сил природы, использование магии и колдовства). Римские власти не разрешали христианам открыто совершать свои обряды, так как боялись потерять власть над обществом и миром. Поэтому первые христиане уходили в катакомбы - подземные сооружения, которые первоначально они  использовали как места захоронения умерших. Больше всего их сохранилось в Риме. Элементы катакомб в дальнейшем начали активно использовать при строительстве христианских храмов.

На основе изученного я решил сделать макет катакомбного храма. Его можно использовать  на уроках истории и ОПК при изучении тем История  христианства, История первых христиан, Культура.  

Список литературы

  1. Евграф Смирнов История христианской церкви
  2. Евгения Тур  Катакомбы: Повесть о первых христианах, Русский Хронографъ,2013
  3. Фрикен А. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства.
  4. Попов И. В. О почитания святых мощей / / Журнал Московской Патриархии. № 1. 1997.
  5. Николай Покровский Очерки памятников христианского искусства. Санкт-Петербург, Лига-плюс, 2000.

                                               

 



Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий

Нижегородской области»

Областной  исторический  исследовательский  конкурс  краеведческих работ «Моя семья в истории страны»

Номинация: История малой Родины

ИТР

экскурсионный маршрут

  Фамилия, имя, отчество авторов: Иошкина Виталина, Субботина Арина

                                                                                                                                         89308042520, larisa-ganeeva0@rambler.ru                                                                                                                                

                                                                                    Фамилия, имя, отчество консультантов: Ганеева Лариса Михайловна

Учитель истории МБОУ Школа № 7

Федорова Ираида Васильевна – старейший житель города

Саров

2018 г.

Цель экскурсии: Способствовать гражданско- патриотическому и эстетическому воспитанию через знакомство с историческим прошлым города, достопримечательностями, памятниками и его знаменитыми горожанами.

Задачи экскурсии:

  1. познакомить с основными историческими этапами развития микрорайона,
  2. познакомить с биографиями жителей, проживавших на улице;
  3. дать представление о наиболее интересных архитектурных и скульптурных объектах;
  4. выявить выразительные средства, стилистические особенности архитектурного ансамбля;

Целевая  аудитория: учащиеся 9-11 классов

Вид экскурсии:

 а) по содержанию – обзорная - тематическая.

б) по способу передвижения – пешеходная

в) по форме проведения: экскурсия – прогулка

Маршрут: улицы   Победы,    Октябрьский проспект,  Академика Сахарова (бывшая Жданова), Набережная, Зелёная, Пионерская, Александровича.

Остановка 1:  Октябрьский проспект Смотровая площадка на новом мосту

Остановка 2:  Дом №    2     по улице Победы        

Остановка 3:  Двигаемся  вдоль улицы Победы. Останавливаемся у здания школы № 1

Остановка 4: Идем к улице Сахарова, подходим к  Авангарду. Идем по улице Зеленой, Набережная

Остановка 5: Сквер на улице Харитона

Продолжительность: 1 час30 минут

Вступление

 Здравствуйте, дорогие друзья. Позвольте представиться: экскурсоводы  школьного музея «С русским воином через века» школы № 7 города Саров Иошкина Виталина, Субботина Арина.  Сегодня предлагаем Вам совершить путешествие во времени.

 «Средь могучих, тенистых лесов
Вырос город любимый – Саров.
Я любуюсь его красотой
Ранним утром, вечерней порой.

Здесь живут садоводы и физики.

Здесь живут математики- лирики,
В своих песнях, стихах вновь и вновь
Воспевают любимый Саров.

Ты, мой город, легендой овеян,
В родниках здесь – святая вода,
И нас всех от беды охраняет
Серафим преподобный всегда».

Город наш особенный, уникальный, неповторимый, удивительный. Город появился как секретный объект для создания атомного оружия.  А много ли мы знаем об улицах нашего города, на которых   живем, по которым проходим каждый день, направляясь в школу или в институт, на работу, прогуливаемся вечером, встречаясь с друзьями, знаем ли мы их историю, происхождение их названий, и много ли знаем о домах и памятниках, расположенных на этих улицах? Приглашаем  Вас в поселок ИТР, старейший район нашего города. Давайте не торопясь, прогуляемся по   уютным, красивым улочкам, где нет суеты современного города, здесь кажется, жизнь застыла где-то примерно в 1946 году.

Основная часть

Остановка

Тема

Объекты

Рассказ

Остановка 1

Октябрьский проспект Смотровая площадка на новом мосту

История создания города, тесно связанная с атомным советским проектом. Особенности Сталинского классицизма Архитектурные особенности района

Октябрьский проспект

Прибывшие в конце апреля 1946 г. строители "объекта" и его работники увидели давно не ремонтированные неказистые каменные здания монастыря.  Первоначально город (тогда посёлок) Саров обходился зданиями, доставшимися в наследство от Саровского монастыря. Развит был частный сектор: жилые дома окружали монастырский комплекс с запада, севера и востока. С переносом в Саров работ по созданию ядерного оружия возникла потребность в увеличении жилого фонда. Посёлок стал развиваться по плану, в конце 1940-х — начале 1950-х стали строиться новые микрорайоны, которые получали в согласии с обычаями того времени наименование «посёлков». Их было несколько- посёлки Финский, Боровой, Рабочий, Дикий (район индивидуальной застройки), Итээровский. Между поселками располагались леса, пустыри.

Итээровский (посёлок ИТР — сокращённо от «инженерно-технические работники») является первым спланированным жилым микрорайоном в Сарове.  За исключением некоторых общественных зданий посёлок ИТР является деревянным. Кроме одного (Александровича 17а) деревянные дома двухэтажные.

Центральной улицей посёлка является Октябрьский проспект.

Организуется беседа:

 - Что такое проспект?

- Да  это широкая прямая улица. А что Вы видите?

 Местные жители не задумываются, а человек посторонний может удивиться: почему узкая и одна из самых кривых улиц города носит гордое название проспекта? Даже современный изготовитель табличек посчитал, что проспекту больше подходит именоваться переулком, потом, правда, исправился. А ведь это была одна из первых улиц города (тогда — объекта) и первостроителям хотелось обозначить её как-то позначительнее. Интересно первый адрес был у всех один адрес: ул. Октябрьское поле, дом 1.

Знаете, это такое романтичное место - здесь живут соловьи и летом они оглашают окрестности своим пением.

Остановка 2

Дом №    2     по улице Победы

Остановка № 3

Двигаемся  вдоль улицы Победы. Останавливаемся у здания школы № 1

Двигаемся по улице Победа

Остановка 4 

Выходим на улицу Сахарова

Останавливаемся у Авангарда

Идем на улицу Набережная, Зеленая

Выходим к Дому ученых

Клуб Авангард, стадион,  Дом-Музей Харитона,  Дом ученых, Генеральская

Остановка 5  

Подходим к скверу  на улице Харитона

История появления данных домов в городе. Архитектурные особенности  домов

Рассказ об инфраструктуре поселка

Рассказ о

Культурной  и спортивной  жизнь

Подведение итогов

Дома, Дворы

Школа № 1

 Детский сад № 1

 Аптека № 1

ЗАГС

Клуб Авангард

Стадион Авангард

Дом – музей  Харитона

Дом ученых

«Генеральская столовая»

Жилые деревянные дома делятся на многоквартирные и коттеджи. Многоквартирные дома одно, двух и трехподъездные, всего их 46. Было на один больше, но дом по Октябрьскому проспекту 25 был признан аварийным и его снесли, так ничего на его месте не построив. Квартиры в этих домах двукомнатные. Все полностью сделано из дерева. Это дома сборно-каркасные. Поступили они из Финляндии в качестве репараций.

Организуется беседа

- Что такое репарации

- Какие страны и почему нам их выплачивали

Характерной чертой городского быта в это время  было наличие огородиков и подсобного хозяйства. Свежие фрукты и ранние овощи в госторговлю в те годы практически не поступали, привозного рынка в закрытом городе не было, поэтому выручали либо окрестные деревни, либо свои участки. Сейчас огородов здесь практически нет. Более актуальны в наше время автомобильные стоянки. Под размещение таких стоянок и пошли бывшие огороды — где организованно, а где и просто по инициативе самих жильцов. При каждом доме были сараи, некоторые даже с сеновалами. Кое-где эти сараи сохранились и доживают свой деревянный век в различной степени сохранности и использования. Повезло домам, в которых сараи были признаны аварийными ещё при советской власти. Эти сараи снесли, и жителям были выстроены новые — каменные с погребами. В сараях обитала разная живность, в основном, куры. Плотность петушиного пения по утрам на Итээровском была выше, чем в иных деревнях. Кроме кур в сараях держали коз, кроликов. В 1970-х через Горсовет  попытались было провести постановление, запрещающее держать кур в посёлке ИТР, но жители воспротивились, и  постановление принято не было. А сейчас на Итээровском по утрам слышен только рёв автомобильных моторов.  В 1969 году в городе появились первые 9-этажные дома. Дом на улице Победы стал первым в городе домом с лифтом, и дети со всего Сарова бегали туда на нём кататься.

Когда-то по по этим улочкам ходил городской автобус: «тройка», потом — «единичка». Маршруты давно перенесены на более оживлённые улицы, но карманы остановок кое-где ещё остались.

В Итээровском посёлке помимо жилых домов были построены и, как сейчас выражаются, объекты инфраструктуры. Школа № 1 — старейшая школа в городе, расположена на Октябрьском проспекте. В 1950-е годы в эту школу ходили дети учёной элиты. Сейчас в этом здании находится Православная гимназия имени Серафима Саровского. Здание построено в классическом стиле (сталинский ампир)

Организуется беседа:

- Какие признаки ампира вы видите .

Рядом со школой находилось другое важное учреждение — городской ЗАГС. В 1980-х помещение сочли  тесноватым для развивающегося  города, и ЗАГС перенесли в новый район. В 1990-е годы в здании бывшего ЗАГСа  расположилась редакция газеты «Саров» — одной из первых в закрытом городе. Всё бы ничего, но в XXI веке газета стала в резкую оппозицию городской    власти, редакцию два раза поджигали. С тех пор и стоит бывший ЗАГС  обгоревший и всеми заброшенный.

По другую сторону 1-й школы — старая аптека, тоже № 1.

За углом по ул. Пионерской — детский садик, даже не стоит и говорить какой номер. Садик был открыт в 1948 году, но теперь он садиком не работает, его переоборудовали под управление детских дошкольных учреждений

В 1950-1960-х годах на Итээровском находился городской рынок. Рынок был небольшой, деревянный, с крытыми прилавками. Потом для рынка было выстроено каменное здание, но средоточие городской жизни к тому времени уже переместилось с Итээровского во вновь построенные более густонаселённые районы. Рынок захирел естественным путём, сейчас его помещения занимают местные предприниматели. А на месте деревянного рынка сейчас построено кафе «Рябинушка».

Сохранился на Итээровском магазин.    Раньше таких типовых деревянных продовольственных магазинов в городе было несколько: на Финском (у Висячего моста), на Рабочем (здание сохранилось, но там теперь не магазин). По своему устройству магазин на Итээровском отличался от большинства продовольственных в городе. В те времена считалось, что всё должно продаваться отдельно: хлеб — в хлебных магазинах, овощи — в овощных, остальное — в гастрономах. В деревянных магазинах,  как в сельских, продавалось всё сразу — и хлеб, и овощи, и  

гастрономия с бакалеей. Одно время деревянный магазин переделывали под самообслуживание, тогда вход с середины фасада перенесли в торец, где он расположен и сейчас. Собственно магазин остался сегодня только в половине здания, но зато он сохранил историческое народное название — «Деревяшка».

 Мы продолжаем прогулку по Итээровскому посёлку. Сейчас мы спускаемся на улицу Сахарова

Организуется беседа

- Что Вы знаете об этом человеке

- Чем еще он известен

- Как связан с Нижнем Новгородом

Ну вот мы подходим к  клубу Авангард. Сюда приехали работать молодые, активные творческие и талантливые люди. Жили и работали они в строгих условиях: нельзя было выезжать, посещать театры, концерты. Поэтому строятся клубы, где можно было проявлять себя творчески. Перед нами клуб Авангард. Здание построено в классическом стиле. Чуть позже в этом стиле будет построен новый район – Боровой, а пока в деревянном районе это второе каменное здание. За клубом сейчас устроен стадион, но  первоначально он был построен,  летом 1947 г.,  на улице Зеленой  и все началось с большого тенниса:  построены три теннисных корта, где в настоящее время находится Дом ученых. Очень хорошими и темпераментными теннисистами были в те годы научный руководитель объекта Ю. Б. Харитон, физики И. Е. Тамм и Я. Б. Зельдович.. Вскоре была построена лыжная база и большой стадион Икар.   Итээровский  посёлок  подкупает хорошей экологической обстановкой, обилием зелени, тишиной. Именно здесь работали и жили великие люди- физики ядерщики.  Коттеджи для руководителей и приехавших на объект учёных строились двух видов: одноквартирные (таких было построено 14)  и двухквартирные (16). Рассказывают, что проектировала эти коттеджи Ольга Ширяева - член Союза архитекторов с 1940 г. Проектировала курорты, институты, больницы, стадионы, бассейны.  Автор интерьеров ресторана «Арагви» в Москве, театра им. А. Навои в Ташкенте, Концертного зала им. П. И. Чайковского

Мы подходим к дому где жил Харитон Ю.Б.

Организуется беседа

-Что Вам известно о Харитоне Б.Ю.

Мы подходим к Дому ученых.  Открытие Дома ученых состоялось 2 февраля 1973 года. Идея создать во ВНИИЭФ Дом ученых принадлежит группе ученых во главе с профессором В. А. Цукерманом и секретарем парткома Г. С. Прохоровым. Именно они в 1967 году предложили организовать на общественных началах "Клуб интересных встреч" (КИВ), творческая деятельность которого явилась предпосылкой к созданию ДУ, а реализацию этой идеи осуществил Б. Г. Музруков- в то время директор ВНИИЭФ.

А вот перед Вами здание Генеральской столовой («Генераловку» — Октябрьский 36). Генеральская столовая нынче не используется, а ведь когда-то попасть туда мечтали многие. В помещении Генеральской столовой в 1960-е годы проводил свои заседания КИВ — Клуб интересных встреч — зародыш будущего Дома учёных. Одноквартирные дома — коттеджи у наследников учёных и руководителей атомного проекта, из которых кто умер, а кто уехал из города, выкупают в последнее время «новые саровские».  И тут же их перестраивают. Кто ограничивается сайдингом, а кто и затевает более радикальные переделки. При этом, конечно, исторический облик Итээровского исчезает.

Вот так незаметно мы подошли к границе района ИТР. Мы вышли на улицу Харитона. Здесь заканчивается поселок с которого когда то начался город.

Сейчас строят, конечно, по-другому. И дома побольше, и квартиры попросторнее. Но Посёлок ИТР не стал окраиной. Скорее, это такой «тихий центр», напоминающий о быте первых жителей города, создававших ядерное оружие.

Согласитесь здесь много тепла, уюта, он очень интеллигентен.

Список  литературы

  1. Агапов А.А. Саров: прошлое, настоящее, будущее.- Саранск, 1999
  2. Куличков Г.Д. Исторический очерк/РФЯЦ-ВНИИЭФ. – Саров, 1998
  3. Куличков Г.Д. Саров: хроника событий. 1946-1995 годы: Справочник – Саров- Саранск, 2001
  4. Окутина Г.С. Люди «ОБЪЕКТА». – Саров Москва, 1996        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 7» города Сарова Нижегородской области Работу выполнил: ученик 10 класса МБОУ Школы № 7 Тюренков Андрей Алексеевич Руководитель: учитель истории МБОУ Школы №7 Ганеева Лариса Михайловна г.Саров 2017 г. Исследовательская работа «Судьба семьи в истории страны»

Слайд 2

«Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг-друга .» Ф.Тютчев У каждого человека есть свой дом, семья, родственники. В их окружении мы находим понимание, любовь, сопереживание. Самые близкие всегда придут на помощь, дадут нужный совет, мы можем доверить свою тайну, поговорить о сокровенном, о том, что нас волнует. Если мы знаем свое прошлое, то с большей внимательностью всматриваемся в настоящее. Мы не просто живем, мы продолжаем свой род и в то же время создаем свою историю.

Слайд 3

Цель работы: исследовать историю своей семьи. Для реализации поставленной цели надо решить следующие задачи : собрать информацию о родственниках; составить родословное древо; объединить и сплотить всех членов семьи; определить свое место в истории семьи. Актуальность - в семье закладываются основы нравственного воспитания человека, культурно-духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность.

Слайд 4

Авдеева ( Кочетова ) Лидия Фёдоровна (31.03.1926-15.11.2003) С 1953 году работала на ЭМЗ «Авангард» в должности светокопировщицы 5 разряда , в 1955 году назначают старшей светокопиров - щицей . У моей прабабушки были «золотые руки». Она хорошо шила и вязала, владела несколькими видами вышивок, любила шить мягкие игрушки и новогодние костюмы для внучек.

Слайд 5

Кочетов Борис Фёдорович (01.01.1923-18.05.1943) В 1941 был призван в ряды Советской армии. Во время Великой Отечественной войны служил в 346 стрелковой дивизии в звании сержанта. 18 мая 1943 года погиб от ран в Украинской ССР.

Слайд 6

Авдеев Павел Васильевич (06.03.1925-06.04.1995) В 16 лет прадед пошёл учиться в ремесленное училище. Во время Великой Отечественной войны принимал участие в строительстве оборонительного рубежа вокруг города Горького. Всю войну он работал в тылу и 20.09.1945 года мой прадед, Авдеев Павел Васильевич, был награждён медалью «ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг.» В 1952 году он въехал в город и стал работать в должности инженера на электромеханическом заводе (ЭМЗ) «Авангард». Позже он был назначен ведущим инженером. Много лет Павел Васильевич был председателем избирательной комиссии.

Слайд 7

Гринев Иван Кузьмич (13.09.1930-29.09.2009) В 18 лет деда Ваня отправился в Москву, где закончил ремесленное училище. По окончании училища он получил пятый разряд слесаря и как молодого специалиста его отправляют в Москву-центр 300 (сегодня Саров ). В город дед въехал в 1949 году и стал работать слесарем на заводе. За время работы ему неоднократно приходилось принимать участие в работах на полигонах. В 1963 году был избран в 6 созыв городского совета депутатов трудящихся. Помимо основной трудовой деятельности он работал преподавателем слесарного дела в Дворце пионеров.

Слайд 8

Изучая историю своей семьи, я пришел к выводу, что все мои предки были хорошими, трудолюбивыми людьми. Каждого коснулись события истории, но все их достойно пережили. Были в нашей семье и трагедии, и радости. Каждый мой предок заслуживает большого уважения, и я люблю их и горжусь ими, хоть некоторых никогда и не видел. Простые люди, но именно на таких всегда стояла земля Русская. Пока не поздно, пока есть кого расспросить, нельзя упускать эту возможность. Это наша общая память, наше семейное богатство. Заключение

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!