Методическая тема

Маджара Юлия Сергеевна

"Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр при проведении образовательной деятельности по физическому развитию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rabota_08_01_3.doc926.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад д. Дюдьково

Методическая разработка

на тему: «Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр при проведении образовательной деятельности по физическому развитию»

Автор: Паклянова Юлия Сергеевна,

инструктор по физической культуре МДОУ детский сад д. Дюдьково

2016 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...  3

Основная часть……………………………………………………….......... 4  -  7

Заключение………………………………………………………………… .8 - 10

Список использованной литературы………………………………..................11

Приложение 1 «Картотека подвижных игр по воспитанию безопасности жизнедеятельности» …………….…………………………………............12 – 17

Приложение 2 «Требования безопасности во время проведения игр»............18

Приложение 3 «Анкета для родителей»..…………………………............19 – 20

Приложение 4 «Перспективное планирование физкультурных развлечений по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» ……………………………………………………………………….. 21

Введение

Я не боюсь ещё и ещё раз

                                                                                               повторять: забота о здоровье-это

                                                                                               важнейший труд воспитателя. От

                                                                                               жизнерадостности, бодрости

                                                                                               детей зависит их одухотворенная

                                                                                               жизнь, мировоззрение, умственное

                                                                                               развитие, прочность знаний, вера

                                                                                               в свои силы.

                                                                                                                В.А.Сухомлинский.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад                      д. Дюдьково расположен в сельской местности. Путь в детский сад для многих детей требует перехода через дорогу. Пока наши дети дошкольники, самостоятельно они этого не делают, но скоро в школу, там родители не смогут ежедневно отводить и забирать ребёнка, он должен будет без помощи взрослых переходить дорогу, находится один дома, общаться с незнакомыми людьми. Значит, необходимо научить его правилам безопасного поведения, и сделать это лучше заранее, чтобы к школе уже были сформированы навыки основ безопасной жизнедеятельности. Поэтому так важно, чтобы они знали правила и не подвергали свою жизнь опасности и берегли своё здоровье. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос.

Актуальность опыта.

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе. Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение предмета основ безопасности жизнедеятельности. В связи с этим у меня актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Я считаю, что данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

Противоречия.

Меняются ценностные ориентации и установки, проблема поддержания безопасной жизнедеятельности, устойчивого здоровья становится предметом научных исследований, появляются специальные практики и методики. Существуют различные подходы к данному вопросу, поэтому необходимо подобрать такие образовательные средства, которые позволят наиболее эффективно достичь максимального результата в дошкольном возрасте.

Основная часть 

Теоретическое обоснование опыта.

Накопление опыта безопасного поведения - это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, политической, правовой, экологической и других сферах жизни.

В современной науке опасностями принято называть явления, процессы или объекты, способные в определённых условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Причинить вред жизни или здоровью детей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха, погружение в воду, люди и многое другое.

Часто встречающаяся классификация представляет деление опасностей по возможности их возникновения, связанного с местом пребывания человека:

1) Опасности дома (или бытовые).

2) Опасности на природе.

3) Опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице).

В настоящее время образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» призвана готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.

   Т. Г. Хромцов, выделяет 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания. Такими компонентами являются:

1) предупреждение опасности; 2) уклонение от опасности; 3) преодоление опасности.

   Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.

Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

 Анализ исследования показал возможность использования подвижной игры при формировании у дошкольников знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях.

Целью моей работы является формирование и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через проведение подвижных игр на занятиях по физическому развитию.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы воспитания безопасного поведения детей дошкольного возраста;
  2. Отобрать материал, доступный детям, по содержанию знаний и умений безопасного поведения и установить последовательность его освоения;
  3. Применить поэтапную методику введения подвижной игры, обеспечивающую единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения, при активной позиции ребенка;
  4. Добиваться осознания педагогами и родителями необходимости совместной целенаправленной деятельности в данном направлении, и её осуществление при изменении характера взаимодействие с ребенком.

      Таким образом, в результате реализации комплекса педагогических задач можно ожидать динамики в освоении опыта безопасного поведения ребенком дошкольного возраста.

Для использования игр как средств формирования основ безопасного поведения детей, мною были созданы: картотека подвижных игр, наглядный материал, подобрано музыкальное оформление подвижных игр.

Реализуя образовательную область «Физическое развитие» в воспитании безопасного поведения у детей использую игры следующей направленности: «Дорожная грамота», «Мое здоровье», «Пожарная безопасность», а также я разработала правила безопасности во время проведения подвижных игр.

Характерная особенность подвижных игр – это движения. Игры по безопасности для дошкольников проводятся в большинстве своем в форме эстафет, как на физкультурных занятиях, так и во время спортивно-познавательных праздников.

Общение детей в играх, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей, воспитывать смелость, желание прийти на помощь, а также совершенствовать навыки основных видов движений. Например, в  ходе  проведения подвижных игр – эстафет во время спортивных  праздников по пожарной безопасности, стараюсь закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, а именно донести до сознания детей необходимости осторожного обращения с огнем; вспомнить первичные действия при обнаружении пожара (сообщить по телефону, привлечь внимание взрослых),  развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде, воспитывать чувство уважения к профессии пожарного. Для этого использую такие игры, как: «Тушим пожар», «Огонь в очаге», «Спасатели спешат на помощь», «Огненный дракон», «Огонь и вода», «Похитители огня», «Пожарные на учении»

В процессе игр по правилам дорожного движения детям прививаю умения и навыки правильного поведения на улице, закрепляю знания дорожных знаков, их назначение; совершенствую действия реагировать на неожиданные ситуации. Использую такие подвижные игры, как: «Светофор», «Передай жезл!», «К своим знакам».

Общей целью при проведении игр из раздела «Мое здоровье» является следующее: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Для достижения данной цели провожу следующие игры и эстафеты:

«Микробы» - Принц Апчхи кидает в детей «микробы» (мячики), в кого попадет, тот должен начать «чихать» и выбыть из игры,

«Иммунитет» - Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет» в виде чеснока, лимона и лука. По сигналу, «Вирус» начинает догонять и «заражать» детей. Те, кого «вирус» «заражает» останавливаются и стоят на месте. Те дети, у которых «Иммунитет» должны «вылечить» «зараженных», отдав им овощи или фрукты.

 «Найди на ощупь названную часть тела» - Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Поэтому общими усилиями педагогов, специалистов и семьи можно воспитать физически здоровых, крепких детей.

Игровое пространство оснащено элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Вследствие интеграции с другими образовательными областями, происходит формирование у детей интеллектуального потенциала, формируются такие важные качества как находчивость, самостоятельность, быстрота ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Принципы организации воспитательно-образовательной работы:

  1. Принцип системности. Работа проводится системно, в течение года.
  2. Принцип интеграции. Работа по формированию основ безопасного поведения ребенка проводится во всех видах детской деятельности.
  3. Принцип преемственности. Взаимодействие с ребенком в условиях дошкольного учреждения и с семьей.

В решении вопроса безопасности в семье и детском саду учитывался принцип единства требований. Я старалась создать у родителей понимание того, что их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. В рамках работы с родителями по данной теме проводились следующие мероприятия:

- анкетирование, тестирование, опросы;

- родительские собрания, беседы;

- игры – тренинги;

- выпуск буклетов;

- выставки рисунков на группах по впечатлениям после проведения игр;

- совместное пополнение развивающей предметно – пространственной среды физкультурного зала;

- показ открытых мероприятий;

- консультации для родителей «Шалость детей с огнем», «Основные причины возникновения пожаров и их предупреждение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Учим детей правилам дорожного движения»;

- выставки совместных творческих работ – плакатов: «Не шути с огнем», «Улица полна неожиданностей»;

- работа с родителями виртуально посредством общения на моем персональном сайте в сети Интернет;

- выпуск электронного диска по безопасности детей на улице и дома.

Заключение

Безопасности формула есть:  

надо видеть, предвидеть, учесть.

Но возможно - всё избежать, а где надо – на помощь позвать.

Т.Г. Хромцова

После проведенного анкетирования родителей был получен следующий результат:

100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме.  

90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей.

75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону.

90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей.    Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом.

85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома.

 Итоговое обследование знаний детей, проводившееся на начало и конец года. Показало:    

                                                           

Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей

о правилах перехода через улицу

 

                     Сентябрь                                                                     Май

                                                   

      

               

У детей повысился уровень знаний о домашних предметах, ситуациях, которые могут причинить вред жизни или здоровью людей (электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода и др.).

Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей

о безопасности в быту

                   Сентябрь                                                                      Май 

   

Расширились представления о пожароопасных предметах, причинах пожара.

Сравнительные результаты диагностики уровня знаний детей

о пожарной безопасности

                   Сентябрь                                                                      Май 

   

Так же, я отметила, что знания детей группы о валеологической культуре значительно расширились, ребята стали лучше понимать значение чистоты, опрятности, утренней гимнастики для собственного здоровья.

Из диаграммы видно, как изменился уровень знаний детей

Содержание знаний детей о валеологической культуре

                         

Содержание культурно-гигиенических знаний детей

Взаимодействие педагогов МДОУ, родителей позволило внести существенный вклад в накопление опыта безопасного поведения детей.

 Необходимыми условиями для этого являются: мотивационная и методическая готовность воспитателя к такой работе, активная поддержка со стороны семьи, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребёнку способов безопасного поведения, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду.

 Позиция взрослых в процессе обучения должна изменяться в зависимости от опыта и знаний ребёнка. Эти   изменения идут от обучающей позиции к позиции равного партнёра, а затем к созданию условий для применения ребёнком полученных знаний. Такая система обеспечивает активность ребёнка, осознание им своих возможностей и возрастания его самостоятельности.

 Планомерная и систематическая деятельность взрослых, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей, является важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, а не время от времени.

Раннее включение ребёнка в ситуации осознанного проживания опасных ситуаций, вооружение необходимыми знаниями по распознанию опасности и умениями выйти из неё с наименьшим вредом для себя и своего здоровья и в конечном результате помогут сберечь жизнь и здоровье маленьких граждан России.

                               

Список использованной литературы 

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.

4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.

5. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.

6. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.

7. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, изд-во: Детство – Пресс,Сфера, 2012.- 144с.

8. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9 . – С. 14-17

9. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2009. –    80 с.

10. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.

11. Бубнов В., Бубнова Н. Атлас по оказанию первой медицинской помощи // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №3. – С.32.

12. Бубнов В. Очевидец происшествия становится спасателем: Пути повышения эффективности по обучению первой медицинской помощи // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004. - №4. – С.33.

13. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1986. – С.101-104.

14. Валеологическое образование дошкольников. Содержание валеологических знаний / Сост. И. Л, Пасмон // Дошкольная педагогика. – 2004. - №1. – С.13.

15. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М., 1987.

16. Радзиевская Л.И.  «Ты и дорога» серия «Азбука безопасности», 2009

17. Радзиевская Л.И.  «Ты и лес» серия «Азбука безопасности», 2007

18. Радзиевская Л.И.  «Ты и огонь» серия «Азбука безопасности», 2009

19. Радзиевская Л.И.  «Ты и животные» серия «Азбука безопасности», 2009

20. Как обеспечить безопасность дошкольников – М.; Просвещение, 2001

21. 1. Былеева Л.В., Коротков И.М. – Подвижные игры, М: 1982 г.

Приложение 1

Картотека подвижных игр по воспитанию безопасности жизнедеятельности

Пожарная безопасность

«Огонь в очаге»

Цель. Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание; формировать чувство отваги, культуру поведения в быту.

Ход игры. Один из игроков изображает Огонь (в маске). Он выходит из своего жилища – очага и ходит вокруг остальных игроков.

ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь!

ИГРОКИ (в ответ)

Ты зачем ушел из очага,

Превратился в нашего врага?

ОГОНЬ: Я, Огонь – ваш друг и враг,

Со мной не справиться никак.

После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» (тех, кто нарушил покой его очага, то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.

«Огненный Дракон» 

Цели. Совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость.

Ход игры. Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят: «Огонь –дракон, уходи вон!» Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются. ДРАКОН: Язычки огня всё ближе, ближе Нагибайтесь ниже, ниже! Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел. Те, кого не задел, возвращаются в круг.

«Вода и огонь»

Цели. Развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы. 

Ход игры. На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой – мальчики (Огонь), ведущий между ними. По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар).

«Птички в беде»

 Цели. Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему. 

Ход игры. На площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми). Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все ленточки- искорки потушены.

«Хозяин озера»

 Цели. Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца. 

Ход игры. На расстоянии 10 – 15 метров от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими вёдрами. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте). Только когда хозяин спит можно зачерпнуть воды. Водящий считает до пяти. Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера). В этот момент неожиданно просыпается хозяин и ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.

Дорожная азбука

«Разные машины»

Цель. Объяснить значение жестов регулировщика; развивать сноровку и внимательность.

Ход игры. Дети делятся на две команды: «Грузовые машины» и «Легковые машины». Ведущий – регулировщик дорожного движения – восклицает: «грузовые машины!», и те быстро «едут» к своей черте. А легковые машины пускаются за ними, стараясь осалить. Наступает черед легковых машин ехать к своей черте, и так несколько раз подряд. Важно, чтобы число выездов у грузовых и легковых машин в конце игры вышло одинаково.

«К своим знакам»

Цель. Закреплять знание знаков дорожного движения.

Ход игры. Играющие делятся на две группы по пять-семь человек, берутся за руки, образуя круги. В середину каждого круга входит водящий с каким-нибудь дорожным знаком, объясняя его значение. Звучит музыка, дети расходятся по площадке. Водящие меняются местами и знаками. По сигналу играющие должны быстро найти свой знак и встать в круг. Водящие держат знак над головой.

"Сигналы светофора"

Цель. Закреплять знание сигналов светофора, умение работать в команде.

Ход игры. На площадке от старта до финиша расставлены стойки. Играющие встают в колонны друг за другом цепочкой у стойки старта и кладут руки на плечи впереди стоящему. В руках у ведущего мешочек с шариками (мячиками) красного, желтого, зеленого цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шарику. Если капитан достал красный или желтый шарик, команда стоит на месте; если зеленый – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придет к финишу, та и выиграла.

«Стоп»

Цель. Закреплять знание сигналов светофора. Развитие внимания и реакции.

На одном конце зала (площадки) проводится исходная линия. Около нее выстраиваются играющие дети. На другом конце зала (площадки) встает водящий (воспитатель). Водящий поднимает зеленый флажок и говорит:

БЫСТРО ШАГАЙ, СМОТРИ – НЕ ЗЕВАЙ

Играющие идут по направлению к водящему, но при этом следят, все ли еще поднят зеленый флажок. Если водящий поднимает красный флажок и говорит: «Стоп!», играющие останавливаются и замирают на месте. Если поднимается желтый флажок, можно двигаться, но при этом оставаться на месте. Когда поднимается снова зеленый флажок, играющие продвигаются вперед. Тот, кто вовремя не остановился или начал движение вперед по желтому сигналу флажка, возвращается к исходной линии. Побеждает тот, кто первым без ошибок пройдет весь путь. Красный, желтый, зеленый.

«Зебра»

Цель. Закреплять знание правил поведения на пешеходном переходе, умение играть в команде.

Ход игры. Всем участникам в каждой команде, кроме последнего, раздается по полоске белого картона. Первый кладет на пол полоску («зебра»), встает на нее и возвращается к команде. Второй шагает строго по полоске, кладет свою «ступеньку» и возвращается обратно. Последний участник шагает по полоскам, а возвращаясь, собирает их.

«Автобусы»

Цель. Закреплять знание правил дорожного движения; развивать умение взаимодействовать в команде.

Ход игры. Дети делятся на команды. Первый игрок – «водитель», остальные – «пассажиры». В 4-5 м от каждой команды ставят флажки. По сигналу «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок - «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

«Где мы были, мы не скажем, на чем ехали покажем»

Цель. закрепить знания о видах транспорта, учить детей изображать виды

транспорта в команде, с помощью рук, эмоциональной выразительности, звуков, развивать творчество, пластику, сообразительность, находчивость, воспитывать согласованность, сотрудничество.

Ход игры. Каждая команда решает, какое транспортное средство будет изображать (троллейбус, карету, теплоход, паровоз, вертолет). Представление транспортного средства должно проходить без комментария. Команда соперника отгадывает задуманное. Задание можно усложнить, предложив команде конкретный вид транспорта.

«Глазомер»

Цель. закрепить знания детей о дорожных знаках, количественный счет,

развивать логическое мышление, сообразительность, находчивость, глазомер, ориентировку в пространстве, воспитывать согласованность, сотрудничество.

Ход игры. В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном

расстоянии от команд. Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идет до этого знака. Если участник ошибся и не дошел до знака или перешел его, возвращается в свою команду. Знаки на поле расставляются по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков.

«Добеги до знака»

Цель. упражнять детей в запоминании дорожных знаков, развивать память,

сообразительность, быстроту реакции, скорость, ориентировку в пространстве.

Ход игры. По сигналу воспитателя ребенок бежит к дорожному знаку, который называет воспитатель. Если ребенок ошибается в выборе знака, то он возвращается в конец колонны.

«Веселые светофорики»

Цель. создание условий для формирования у воспитанников навыков игры в команде, развития коммуникативных качеств. Создать условия для развития у детей ловкости, быстроты, ориентировки в пространстве; расширять знания детей о правилах дорожного движения.

Ход игры. В корзине лежат разноцветные мячи.  Дети берут мячи нужного цвета (красные, зеленые, желтые). По сигналу, разбегаются по залу, пока звучит музыка, дети бегают в разных направлениях.  Музыка замолкает, педагог произносит слова: Раз, два, три – вернитесь огоньки. Дети «выстраивают» светофоры: зеленый сигнал – сидя на корточках, мяч перед грудью; желтый – стоя за зеленым, мяч на уровне груди; красный – стоя за желтым, руки с мячом подняты вверх. Выигрывает та команда, которая наиболее быстро и правильно соберёт «Светофор».

Усложнение:

При повторении игры дети должны поменяться мячами, и «построить светофор» уже с другими детьми.

Мое здоровье

«Эстафета»

Цель. Формировать представления о предметах личной гигиены.

Оборудование: разные игрушки, музыкальные инструменты, одежда, предметы гигиены.

На столах лежат разные предметы.

Ход игры. Дети делятся на две команды. Каждый участник подбегает к столу, выбирает предмет, необходимый для умывания, кладёт его на поднос, возвращается к своей команде и передаёт эстафету следующему игроку.

Приложение 2

Требования безопасности во время проведения игр

 ИГРЫ С ДОГОНЯЛКАМИ

Убегающий должен:

- смотреть в направлении своего движения;

- исключать резкие стопорящие остановки;

- во избежание столкновения с другими играющими замедлить скорость своего бега и остановиться;

- нельзя толкать в спину впереди бегущих.

ИГРЫ С ПЕРЕБЕЖКАМИ

Ребенок должен:

- пропустить вперёд бегущих быстрее;

- не изменять резко направление своего движения;

- не выбегать за пределы игровой площадки;

- не останавливаться, упираясь руками или ногой в стену;

ИГРЫ С МЯЧОМ

Ребенок должен:

- не бросать мяч в голову играющих;

- соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них;

- следить за перемещением игроков и мяча на площадке;

- не мешать овладеть мячом игроку, который находился ближе к нему;

- не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им;

- не падать и не ложиться на пол с целью увернуться от мяча;

- ловить мяч захватом двумя руками снизу.

ЭСТАФЕТЫ

Ребенок должен:

- не начинать эстафету без сигнала взрослого;

- выполнять задание по своей дорожке;

- если инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно забрать его, вернуться на свою полосу и продолжать выполнять задание;

- не выбегать преждевременно из строя, пока предыдущий игрок не закончил выполнять задание и не передал эстафету касанием руки;

- после передачи эстафеты встать в конец своей команды;

- во время эстафеты не выходить из строя, не садиться и не ложиться на пол;

Приложение 3

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Я провожу исследование по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности жизнедеятельности. Буду признательна, если Вы поможете мне, ответив на следующие вопросы.

Укажите пожалуйста Ваш возраст, количество детей в семье_______________

  1. Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасного поведения в быту? Если да, то с какого возраста_____________________
  2. Кто должен готовить детей к возможной встрече с опасностью? (укажите цифрами по степени значимости от 1 до 10)

-родители;

-воспитатели;

-школьные учителя;

-медицинские работники;

-преподаватели безопасности жизнедеятельности;

-другие (укажите)

           3. Укажите, какие опасные для дошкольника предметы встречаются у Вас в доме? _____________________________________________________________________________

           4. Какие правила безопасности жизни в быту должен знать ребенок дошкольного возраста?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

           5. Как Вы учите детей обращаться с опасными предметами дома?

           -прячем;

           -учим пользоваться (уточните чем)

           -запрещаем;

           -другое (укажите)

          6. Остается ли Ваш ребенок на некоторое время один? Если да, то, что Вы ему говорите, когда уходите:

          -не ешь грязные фрукты и овощи;

          -никому не открывай дверь;

          -не трогай лекарства;

          -не включай газ;

          -не играй спичками;

          -(укажите свой вариант)

          7. Знает ли Ваш ребенок свое имя, фамилию, домашний адрес и телефон?

          -да;

          -нет;

          -не знаю.

          8. Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? Если да, то укажите, какие и знает ли Ваш ребенок как вызывать (подчеркните)

          -скорую помощь – да, нет, не знаю

         -милицию – да, нет, не знаю

         -пожарных – да, нет, не знаю

         9. Известна ли Вам литература, где указано, как знакомить детей дошкольного возраста с правилами безопасности в быту? (если да, укажите автора и название)_____________________________________________________________________

         10. Используете ли Вы книги или телепередачи, чтобы поговорить с ребенком об опасностях? (укажите название)__________________________________________________

         11. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения в быту?________________________________________

        12. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями в быту? Если да, то удовлетворяет ли Вас существующая система педагогического просвещения?___________________________________________________

        13. Какого рода информацию о процессе формирования безопасного поведения детей в быту, и в каком виде Вы бы хотели получить от педагогов дошкольного учреждения?__________________________________________________________________

        14. Какие травмы получал ваш ребенок дома? Если получал, то какие (укажите)

_____________________________________________________________________________15. Ваши действия при порезах и ссадинах:

        -промыть рану проточной водой,

        -приложить холодный предмет,

        -прижать рану ватой, смоченной йодом или спиртом,

        -обработать края раны йодом,

        -наложить повязку

        16. Первая помощь при термических ожогах (выберите ответ)

        -подставить под струю холодной воды,

        -смазать рану маслом или вазелином,

        -обработать йодом или спиртом,

        -вскрыть пузыри

        17. Что Вы будете делать, если в комнате начался пожар?________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

       

Приложение 4

Перспективное планирование физкультурных развлечений по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Сентябрь

«Путешествие в страну здоровья» (Мое здоровье)

Октябрь

«Я б в пожарные пошел» (Пожарная безопасность)

Ноябрь

«Красный, желтый, зеленый!» (Дорожная Азбука)

Декабрь

«Будь здоров!» (Мое здоровье)

Январь

«Пожарные на учении» (Пожарная безопасность)

Февраль

«Безопасное колесо» (Дорожная Азбука)

Март

«Пожар в лесу» (Пожарная безопасность)

Апрель

«Сюрприз от Печкина» (Дорожная Азбука)

Май

«День здоровья» (Мое здоровье)