Мастер - классы

Князева Нина Александровна

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Способы работы дошкольников с синквейнами»

Подготовила: учитель – логопед

Н. А. Князева

2018 г.

Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Проблем существует много — это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.

И одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.

Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам возможность оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память, внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участником образовательного процесса.

При творческом использовании синквейна  на занятиях он воспринимается  дошкольниками  как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей.

Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

СИНКВЕЙН это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо).

  1. Коллективное составление синквейна по предметной картине и вопросам  учителя – логопеда.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю, 
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я …
(Осень)

- Какая осень?

- Что делает осень?

- Как ты относишься к осени?

- Подбери слово – ассоциацию к слову осень.

Осень

Весёлая, разноцветная.

Украшает, восхищает, танцует.

Красивое время года.

Красавица!

  1. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Синквейн-загадка

  1. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

(найти ошибки и исправить)

  • Белка.
  •  Рыжая, косолапая.
  •  Прыгает, скачет, воет.
  •  Мне нравится ловкая белка.
  •  Дикое животное

  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

- Я хочу рассказать об огурце. Огурец зеленого цвета, овальной формы. На ощупь он шероховатый, твердый, вкусный. Огурец растет в огороде на грядке. Это овощ.

5. Составление синквейна по прослушанному

рассказу или сказке.

Сказка «Кот, петух и лиса». Педагоги сами составляют синквейны для героев сказок по предложенным схемам.

Педагоги самостоятельно составляют синквейны героям:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: