Методика

Елена Исаева

Педагог – человек, который обязан не только учить других, но и заниматься самообразованием, искать новые пути в профессии, всегда идти в ногу со временем.

Скачать:


Предварительный просмотр:



Рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия являетсяобязательным этапом урока. В ФГОСособый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

  • Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

  • "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и "чертовщина"

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.
  •  



Предварительный просмотр:

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫК

За письменные работы(контрольные работы, самостоятельные работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:

Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка«5»

Контрольные работы

От 50% до 69%

От 70% до 90%

От 91% до 100%

Самостоятельные работы,словарные диктанты

От 60% до 74%

От 75% до 94%

От 95% до 100%

 

Аудирование

Отметка «5»ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Отметка «4»ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли содержание иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на понимание содержания услышанного в целом.

Отметка «3»ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли только основной смысл иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Отметка «2»ставится в том случае, если обучающиеся не поняли смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям для каждого класса.

Говорение

Отметка «5»ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной, задаче и при этом их устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.

Отметка «4»ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от языковых норм, а в остальном их устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований для данного класса.

 

Отметка «3»ставится в том случае, если общение осуществилось, высказывания обучающихся соответствовали поставленной коммуникативной задаче и при этом обучающиеся выразили свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм, не мешающими, однако, понять содержание сказанного.

Отметка «2»ставится в том случае, если общение не осуществилось или высказывания обучающихся не соответствовали поставленной коммуникативной задаче, обучающиеся слабо усвоили пройденный материал и выразили свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые не позволяют понять содержание большей части сказанного.

Чтение

Отметка «5»ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса.

Отметка «4ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся полностью поняли и осмыслили содержание прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на понимание этого текста, в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программныv требованиям  для  данного  класса.

Отметка «3» ставится в том случае, если коммуникативная задача решена и при этом обучающиеся поняли, осмыслили главную идею прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся в основном соответствует программным требованиям для данного класса.

Отметка «2»  ставится в том случае, если коммуникативная задача не решена, обучающиеся не поняли прочитанного иноязычного текста в объёме, предусмотренном заданием, чтение обучающихся соответствовало программным требованиям для данного класса



Предварительный просмотр:

Методики, предлагаемые к использованию при составлении

психолого-педагогической характеристики личности учащегося.

1. Изучение мотивации учебной деятельности

Обычно мотивационная сфера личности изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки, и требуют высокой квалификации специалиста, который с ними работает.

Вместе с тем, в психолого-педагогической практике используются методики, которые предъявляют меньше требований к квалификации исследователя для их обработки. Здесь приведена подобная методика, которая включает в себя 3 раздела.

I. Изучение отношения к учебным предметам.

Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые...

1. Любимые

2. Нелюбимые

II. Отметь причины, которые характеризуют твое отношение к предмету.

Люблю предмет потому, что...

  1. Данный предмет интересен.
  2. Нравится, как его преподает учитель.
  3. Предмет нужно знать всем.
  4. Предмет нужен для будущей работы.
  5. Предмет легко усваивается.
  6. Предмет заставляет думать.
  7. Предмет считается выгодным.
  8. Требует наблюдательности, сообразительности.
  9. Требует терпения.
  10. Предмет занимательный.
  11. Одноклассники интересуются этим предметом.
  12. Интересны отдельные факты.
  13. Родители считают этот предмет важным.
  14. У меня хорошие отношения с учителем.
  15. Учитель часто хвалит.
  16. Учитель интересно объясняет.
  17. Знания по предмету необходимы для поступления в ВУЗ (училище, колледж).
  18. Предмет помогает развивать общую культуру.
  19. Знание предмета меняет представления об окружающем мире.
  20. Просто интересно.
  21. Другие причины        

Не люблю предмет потому, что...

  1. Данный предмет неинтересен.
  2. Не нравится, как преподает его учитель.
  3. Предмет не нужно знать всем.
  4. Предмет не нужен для будущей работы.
  5. Предмет трудно усваивается.
  6. Предмет не заставляет думать.
  7. Предмет не считается выгодным.
  8. Не требует наблюдательности, сообразительности.
  9. Не требует терпения.
  10. Предмет незанимательный.
  11. Одноклассники не интересуются этим предметом.
  12. Интересны только отдельные факты.
  13. Родители не считают этот предмет важным.
  14. У меня плохие отношения с учителем по этому предмету.
  15. Учитель редко хвалит.
  16. Учитель неинтересно объясняет.
  17. Знания по предмету не нужны для поступления в ВУЗ (училище, колледж).
  18. Предмет не способствует развитию общей культуры.
  19. Предмет не меняет представлений об окружающем мире.
  20. Просто неинтересно.
  21. Другие причины        

III. Почему ты вообще учишься? Отметь те ответы (не больше трех), которые тебе подходят больше всего или допиши свой вариант.

Я учусь потому, что...

  1. Это мой долг.
  2. Хочу стать грамотным.
  3. Не хочу подводить класс.
  4. Хочу быть умным  и сообразительным.
  5. Хочу добиться глубоких знаний.
  6. Хочу научиться самостоятельно работать.
  7. Все учатся, и я тоже.
  8. Родители заставляют.
  9. Нравится получать хорошие оценки.
  10. Хочу, чтобы хвалил учитель.
  11. Хочу, чтобы со мной дружили одноклассники.
  12. Это нужно для расширения кругозора.
  13. Классный руководитель заставляет.
  14. Просто хочу учиться.

2. Методика для изучения самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан.

1. Описание задания.  Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция.  Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п.. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице нарисовано семь таких линий. Они обозначают:  

1) здоровье,    2) ум, способности,    3) характер,    4) авторитет у сверстников,

5) умение многое делать своими руками, умелые руки,  6) внешность,  7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она обозначает.

На каждой линии отметьте черточкой (–) тот уровень, которым вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого отметьте крестиком (х), при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Итак: «–» – уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент;

«х» – такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, и, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой. Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности - от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового.

Задание. Далее изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина – едва заметной точкой.

2. Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу. Пройдя по классу, нужно посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, и ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимает обычно 10-12 мин.

В процессе выполнения задания целесообразно наблюдать за тем, как учащиеся выполняют задание. Сильное возбуждение, демонстративные высказывания о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнить задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (с разницей не менее 5 мин) – все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов выполненного задания.

3. Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается, а в случае необходимости  анализируется отдельно. Как уже отмечалось,  размеры каждой шкалы равны 100 мм, и в соответствии с этой величиной ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

I. По каждой из шести шкал («ум, способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются: а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки - от «0» до знака «–»; в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «–». В тех случаях,  когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

II. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Её характеризует среднее значение каждого из показателей по всем шести шкалам.

III.  Определяется степень дифференцированности  уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной дифференцированности,  когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает очень высоко, а другие – очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и может быть использован лишь для ориентировки.

IV. Особое внимание обращается на такие случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы пропускаются или заполняются не полностью (указывается только самооценка или только уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.п..

4.  Оценка и интерпретация отдельных параметров. Для оценки средние данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными значениями, которые приведены ниже. Отметим, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

1. Уровень притязаний. Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов («средние» и «высокие» притязания). При этом наилучшим является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат  от 90 до 100 баллов (очень высокий уровень притязаний)  обычно свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы (100 баллов). Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель. Как известно, основное психологическое содержание данного возраста составляет самоопределение, предъявляющее к реалистичности достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.

Результат менее 60 баллов («низкие» притязания) свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем больше он свидетельствует о неблагополучии.

Если отмечен очень высокий или очень низкий уровень притязаний на одной из шкал, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Следует отметить, что по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.

2. Величина самооценки. Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом, так же как и при оценке уровня притязаний, оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала - от 60 до 74 баллов («высокая» самооценка).

Количество баллов от 75 до 100 (и выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной самооценке (переоценке себя). Завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытость для опыта», нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, т.е. отношение к себе как  к ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному и «защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет» позволяет не прилагать никаких усилий, или, по меткому выражению В. Н.Мясищева, подменить деятельность отношением к ней.

3. Расхождение между уровнем притязаний и уровнем самооценки. За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22  баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь, Притязания в значительной части случаев основывается на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти показатели. Так, в верхней части шкалы (76-100 баллов) они свидетельствуют о завышенной самооценке. В средней части (46-75 баллов) – указывают на то, что отношение школьника к себе не носит конструктивного характера. И, наконец, оценка в нижней части (0-45 баллов) может являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае, если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики), свидетельствуя о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», и не надеется исправить положение. Если таким образом заполняется одна или две шкалы, это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 и более баллов характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней части шкалы, а притязания – в средней или высокой. При таком сильном расхождении уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное развитие.

Как уже отмечалось, характеристика описанных выше параметров может быть применена как при анализе результатов по отдельным шкалам, так и средних данных по методике в целом.

4. Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого, зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности. Поэтому мы остановимся на этом вопросе позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же только напомним, что дифференцированность определялась как графически, так и количественно.

5. Количественные характеристики параметров. Для удобства в табл. 1 и 2 приведены количественные характеристики всех параметров.

Таблица 1

Параметр

Количественная характеристика,

балл

Низкий

Норма

Средний

Высокий

Очень высокий

Уровень притязаний

менее                     60

60-74

75-89

90-100

Уровень само оценки

менее                     45

45-59

60-74

75-100

Таблица 2

Параметр

Количественная характеристика, балл

Слабая

Умеренная

Сильная

Степень расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки

0-7

8-22

более 22

Степень дифференцированности притязаний

0-8

9-21

более 21

Степень дифференцированности самооценки

0-14

15-29

более 29

6. Редкие ответы. К таким ответам относятся прежде всего случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило, указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей  личности или конфликтное отношение к себе в целом, Они свидетельствуют о неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области, которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или всем шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.

Пропуски отдельных шкал или их неполное заполнение (только самооценка или только уровень притязаний) могут свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких, часто скрытых, притязаниях. Переживания, связанные о таким отношением к себе столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться, дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной беседы, проводимой после эксперимента.

Многочисленные поправки, зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.

Комментарии, постановка дополнительных, не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!») обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и боязни проявить, прежде всего, для самого себя, собственную несостоятельность (такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже, чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся VII классов, у старших подростков.

7. Особенности поведения. Сильное возбуждение, демонстративные высказывании разного рода во время заполнения методики, отказ выполнять задание и другие проявления в значительной части случаев свидетельствуют о повышенной тревожности,  вызванной столкновением конфликтных тенденций, о которых говорилось выше. Слишком медленное выполнение работы может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым и в то же время очень значимым. Медленное выполнение и наличие многочисленных поправок (см. выше) указывают на значительные затруднения в оценке себя. Слишком быстрое выполнение задания обычно свидетельствует о формальном отношении к данной работе.



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА      
   
   (разработана профессором М.И. Рожковым) 
      
      Предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале: 
      4 - всегда 
      3 - почти всегда 
      2 - иногда 
      1 - очень редко 
      0 – никогда 
      
      ВОПРОСЫ: 
      
      1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и воспитателей. 
      2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. 
      3. За что бы я не взялся - добиваюсь успеха. 
      4. Я умею прощать людей. 
      5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 
      6. Мне хочется быть впереди других в любом деле. 
      7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав. 
      8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни. 
      9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие. 
      10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение. 
      11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю. 
      12. Мне нравится помогать другим. 
      13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили. 
      14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться. 
      15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать. 
      16. Переживаю неприятности других, как свои. 
      17. Стремлюсь не ссориться с товарищами. 
      18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие. 
      19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца. 
      20. Стараюсь защищать тех, кого обижают. 
      В данный бланк напротив номера суждений поставить оценку ответа на вопрос. 
      


1


5


9


13


17


2


6


10


14


18


3


7


11


15


19


4


8


12


16


20



      
^       ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ: 
      
      Среднюю оценку социальной адаптированности получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается аналогично по второй строчке. Оценка социальной активности - по третьей строчке. Оценка приверженности к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - по четвертой строчке. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка. Если он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент меньше двух, то это низкий уровень социальной адаптированности. 
      
      
^ ОПРОСНИК ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ 
     
 (подготовлен профессором В. Б. Успенским) 
      
      Прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами «да» или «нет». 
      
      ВОПРОСЫ: 
      
      1. Вы уже твердо выбрали будущую профессию. 
      2. Основной мотив выбора - материальные интересы. 
      3. В избранной профессии вас привлекает прежде всего сам процесс труда. 
      4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли учиться ваши друзья. 
      5. Вы выбираете место учебы потому, что оно недалеко от дома. 
      6. Если вам не удастся получить избираемую профессию, то у вас есть запасные варианты. 
      7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией. 
      8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии. 
      9. Не важно, кем работать, важно, как работать. 
      10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат. 
      11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности, вам не достает. 
      12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств. 
      13. Согласны ли вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии. 
      14. Учителя и воспитатели одобряют ваш выбор будущей профессии. 
      15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии. 
      16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии. 
      17. Вы консультировались о выборе профессии у врача. 
      18. Главное в выборе профессии - возможность поступить в профессиональное учебное заведение. 
      19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение. 
      20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии. 
      21. Вы уверены, что родственники помогут вам устроиться на работу. 
      22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии. 
      23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то вы будете пытаться еще раз. 
      24. Для правильного выбора профессии достаточно вашего «хочу». 
      
      
^       ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: 
      
      Подсчитайте в первом столбце сумму ответов «да», во втором - сумму ответов «нет». Сложите полученные суммы и определите уровень готовности к выбору профессии по следующей шкале: 
      0-6 баллов - неготовность, 
      7-12 баллов - низкая готовность, 
      13-18 баллов - средняя готовность, 
      19-24 балла - высокая готовность. 
      
     
^ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК 
      
      Участнику необходимо ответить на несколько предлагаемых вопросов, заполнив при этом таблицу ответов ДДО. 
      Как отвечать? Нужно спросить себя: нравится ли мне занятие, о котором говорится в первой части вопроса, или нет? Если скорее нравится, чем нет, — поставить в нужной клетке знак «+». Если определенно нравится - «++». Если очень нравится - «+++». Если скорее не нравится, чем нравится - «-» . Если определенно не нравится - «—». Если очень не нравится - «------». 
      Подобным же образом нужно спросить и про занятие, упомянутое во второй половине вопроса. При этом одну из половинок нужно обязательно предпочесть, в ней должно быть больше плюсов или хотя бы меньше минусов, чем в другой. 
      
      
^ Лист ответов ДДО      













 



 



 




 



 



 



 


10а


 


 


10б


 


11а


11б


12а


12б


13а


13б


14а


14б


15а


15б


16а


 


16б


 


17а


 


17б


18а


 


18б


 


19а


 


19б


 


20а


 


 


20б


 


      
      
^ Лист вопросов ДДО 
      
      Предположим, что после соответствующего обучения ты сможешь выполнять любую работу. Однако, если бы тебе пришлось выбирать только из двух возможных, что бы ты предпочел?      


la Ухаживать за животными


Или


1 б Обслуживать машины, приборы (регулировать, следить)


2а Помогать больным людям, лечить их


Или


2 б Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин


За Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, открыток


Или


3 б Следить за состоянием развития растений


4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу)


Или


4 б Доводить товары до потребителя (продавать, рекламировать)


5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи


Или


5 б Обсуждать художественные книги, пьесы, концерты


6а Выращивать молодняк ( животных какой-либо породы)


Или


6 б Тренировать товарищей или младших в выполнении каких-либо действий


7а Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты


Или


7 б Управлять каким-либо грузовым средством (тепловозом, подъемным краном и др.)


8а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения ( в справочном бюро, на экскурсии)


Или


8 б Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концерта)


9а Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)


Или


9 б Искать и исправлять ошибки (в текстах, таблицах, рисунках)


10а Лечить животных


Или


10 б Выполнять вычисления, расчеты


11а Выводить новые сорта растений


Или


11 б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)


12а Разбирать ссоры, споры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать


Или


12 б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)


13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности


Или


13 б Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов


14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты


Или


14 б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах


15а Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах


Или


15 б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или j представляемые)



16а Делать лабораторные анализы в больнице


Или


16 б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними


17а Красить или расписывать стены помещений, поверхности изделий


Или


17 б Осуществлять монтаж здания или сборку машин и т.д.


18а Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т.д.


Или


18 б Играть на сцене, принимать участие в концерте


19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания


Или


19 б Заниматься черчением, копированием чертежей


20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада


Или


20 б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и т.п.)


      
      Теперь нужно подсчитать количество плюсов и минусов в каждом столбце, записать результаты в собственных строках листа ответов (отдельно по плюсам и минусам). Наибольшее количество плюсов и наименьшее количество минусов - признак предпочтений, профессиональных склонностей. При этом в 1 столбце окажутся собранными вместе все плюсы и минусы, выражающие отношение к профессиям типа «Человек - природа», во 2 - «Человек - техника», в 3 - «Человек - человек», в 4 - «Человек - знаковая система», в 5 - «Человек - художественный образ» (обведите в овал ту букву, где вы набрали преимущество плюсов). 
      Графически в листе ответов отметьте так:      


П


Т


Ч


З


Х


«Человек -природа»


«Человек -техника»


«Человек -человек»


«Человек -знаковая система»


«Человек -художественный образ»



      
^ Таблица профессий 


Типы профессий


Требования профессии к человеку


«Человек - техника»


Точность, определенность действий работника, высокая исполнительская дисциплина, аккуратность. Практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты.


«Человек - человек»


Умение устанавливать и поддерживать контакты между людьми, способность понимать людей, разбираться в их особенностях. Устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать намерения, помыслы, настроение людей; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; хорошая память, позволяющая держать в уме знания о личных качествах большого числа людей; умение находить общий язык с разными людьми, терпение


«Человек - природа»


Любовь к природе, но не созерцательная, а деятельная, связанная с познаниями законов природы и применением их. Быть готовым к непредвиденным событиям. Способность держать в уме множество сведений. Дальновидность. Инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Творческое мышление.


«Человек -знаковая система»


Уметь абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, обозначенных теми или иными знаками Представлять и воспринимать характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Развитое абстрактное мышление и воссоздающее воображение. Сосредоточенность, устойчивость внимания, усидчивость.


«Человек -художественный образ»


Наличие способности к искусствам, творческое воображение, образное мышление. Трудолюбие. Реалистический уровень притязаний на общественное признание. Целеустремленность.



      
      
^ АНКЕТА САМООЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ 
      
      
ИНСТРУКЦИЯ 
      
      Перед вами набор вопросов. По каждому из них оцените себя по 10-балльной шкале. Если качество, предложенное в вопросе, выражено у вас ярко, то оцените ответ высшим баллом - 10. Если предложенного качества у вас вообще нет, то оцените ответ наименьшим баллом - 0. Средний балл «5» старайтесь брать реже, будьте максимально точны. 
      
      ВОПРОСЫ: 
      
      1. Вам присуща некоторая замкнутость, скованность, робость в поведении. 
      2. Вы наблюдательны и способны заметить малейшие изменения в развитии растений и животных. 
      3. Вы обладаете богатым воображением и фантазией. 
      4. Вы легко вступаете в контакты с разными людьми, любите совместную работу. 
      5. Вы хорошо справляетесь с работой, требующей аккуратности, точности, тщательности. 
      6. Вы будете способны работать терпеливо и настойчиво, несмотря на то, что результат вашей работы будет не скоро. 
      7. Вы способны тонко чувствовать и понимать красоту природы, произведений искусства. 
      8. Вы умеете сдерживаться и оставаться вежливым, даже если вы не согласны с мнением другого человека. 
      9. Вы способны: 
      9а. Не отвлекаясь, выполнять работу, требующую длительного сосредоточения внимания (писать, читать, считать, собирать, паять); 
      96. Одновременно хорошо выполнять сразу несколько разных дел (записывать, слушать, разговаривать, наблюдать и пр.); 
      9в. Быстро находить в тексте, заданиях ошибки, нужные слова, даты, символы и пр. 
      10. Вы умеете: 
      10а. Решать логические задачи, т.е. на основе анализа признаков, понятий, законов, цифр находить логическую связь между ними; 
      106. Поставить цель, продумать план, возглавить какое-нибудь дело, т.е. возглавить его выполнение; 
      10в. Придумывать новое, то, чего до вас еще никто не придумывал (способ решения задачи, игру, конструкцию, блюдо, занятие). 
      11. У вас хорошая память на: 
      11 а. Цифры, формулы, номера телефонов, даты; 
      11б. На слова, содержание прочитанного, стихи, названия; 
      11в. Размеры, формы, схемы, расположение улиц, предметов; 
      11г. Лица, имена, особенности мимики, речи; 
      11д. Образы музыкальных или художественных произведений. 
      12. Вам легко удается удержать в памяти на короткое время какую-нибудь информацию, не записывая ее на бумагу (промежуточный результат примера или задачи, номер телефона, имя и т.д.). 
      13. Вы умеете: 
      13а. Правильно оценивать на глаз размеры, расстояние, количество; 136. Представлять фигуру, предмет или их части в пространстве, изменять мысленно их положение; 
      14. Вы умело работаете на станках, печатной машинке, швейной машинке и других механизмах. 
      15. Вы смелы и решительны, не теряетесь даже в неожиданной ситуации. 
      16. Вас ранит (обижает) резкий оклик, грубое слово; вы стараетесь не смотреть «кровавые» (жестокие) сцены в фильмах. 
      17. Вам нравится работа спокойная, кропотливая (решать, подсчитывать, собирать, чинить, шить и пр.).
      18. Вы легко переключаетесь с одного занятия на другое (делая уроки, можете прерваться и посмотреть телепередачу, помочь товарищу, а затем продолжать делать уроки). Это разнообразие вам даже нравится. 
      19. Вы привыкли работать, ходить, говорить быстро. 
      20. Вам трудно оторваться от своего дела, чтобы выполнить какую-либо другую работу. Вы предпочитаете работу, в которой не надо делать частых отвлечений. 
      21. У вас физически сильные и выносливые руки, ноги, тело. 
      22. У вас чуткие, ловкие пальцы, поэтому вы хорошо выполняете работу, требующую мелких, точных движений (сборку, ручное шитье, лепку и т.д.). 
      23. Вам больше нравится работа, связанная с реальными, практическими действиями, движениями; с использованием рук, ног, своих физических возможностей. Вы предпочитаете эту работу умственной, аналитической. 

  24. Вам нравится работа: 
      24а. Ремонт, сборка, конструирование технических устройств и механизмов; обработка деталей на станке; управление техническими средствами; 
      246. Производство каких-либо изделий или продуктов (шить, готовить, чинить обувь, мебель, игрушки; печатать фотографии, строить, обрабатывать дерево и т. д.). 
      24в. Анализ и обработка информации (текстовой, цифровой, условно-символической, графической и пр.). 
      24г. Постоянное взаимодействие с миром живой природы (ухаживать за растениями или животными, изучать биологические процессы и микроорганизмы). 
      24д. Активное взаимодействие с людьми (оказывать помощь, услуги, руководить). 
      24е. Создание новых или изготовление по образцу художественных изделий, моделей, произведений, образцов. 
      24ж. Изучение свойств различных веществ, состояния окружающей среды (водной, почвы, атмосферы, полезных ископаемых). 
      25. Вы считаете основными жизненными ценностями (для вас главное): 
      25а. Высокое материальное обеспечение; 
      256. Семейная жизнь; 
      25в. Общественное признание; 
      25г. Веселое, необременительное времяпрепровождение; 
      25д. Постоянное соприкосновение с красотой природы и искусства; 
      25е, Возможность творчества; 
      25ж. Активная, деятельная жизнь; 
      25з. Самосовершенствование, образованность, культура: 
      25и. Возможность оказывать влияние на других людей. 
      
^       КЛЮЧ К ОБРАБОТКЕ: 
      
      Подсчитайте количество баллов по шкалам «З», «Т», «И», «Ч», «ХО», «МЖП», «МНП». Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессии, который получил максимальное количество баллов. 
      «З» - анализ и обработка информации: 
      5, 9а, 9в, 10а, 11а, 11б, 17, 24в, 1, 12, 16,20. 
      
      «Т» - работа с техникой и механизмами: 
      1, 11в, 13а, 136, 14, 21, 23, 24а, 16, 17, 19, 22. 
      
      «И» - производство продуктов, изделий, их ремонт: 
      5, 9а, 11в, 13а, 19, 21, 23, 24б, 4, 14, 17, 22. 
      
      «Ч» - взаимодействие с человеком: 
      4, 8, 96, 106, 11г, 16, 18, 24д, 10в, 12, 15, 19. 
      
      «ХО» - создание художественных произведений: 
      3,7, 10в, 11д, 13б, 16, 22, 24е, 9а, 17,21,23. 
      
      «МЖП» — работа с миром живой природы: 
      2, 6, Ив, 13а, 17, 21, 23, 24г, 1, 5, 10а, 22. 
      
      «МНП» - работа с неживой природой, изучение веществ: 
      5. 9а, 11а, 11в, 2, 3а, 17, 24ж, 10а, 16, 21, 22.

 
     

 АНКЕТА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 
      
      1. Выбрали ли Вы для себя профессию? 
      Да 
      Нет 
      Думаю 
      
      Если да, то какую? 
      
      2. Назовите, пожалуйста, 10 наиболее привлекательных для Вас профессий (расположите их по степени привлекательности): 
      


Номер


Профессия


1


 


2


 


3


 


4


 


5


 


6


 


7


 


8


 


9


 


10


 


      
      ^ ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ 
      
      ИНСТРУКЦИЯ: 
      
      Внимательно прочитайте вопросы. На них вы должны дать по три ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2). 
      1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем спрашивается в вопросе: 
      - делаю, как правило, хорошо -2 
      - делаю средне - 1 
      - делаю плохо - 0 
      2. Какие ощущения возникают у вас, когда вы это делали: 
      - положительные (приятно, интересно, легко) - 2 
      - нейтральные (все равно) - 1 
      - отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0 
      3. Хотели бы вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в вашу будущую работу: 
      -да - 2 
      - мне все равно - 1 
      - нет - 0 
      Свои оценки в баллах заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов нужно поставить баллы, соответствующие своим ответам на все три вопроса. В каждом вопросе вы оцениваете сначала свое «умение» (1), затем «отношение»(2), потом «желание»(3). В этой же последовательности вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы. Если вы никогда не делали того, о чем спрашивается в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах и попробуйте ответить только на третий. Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.д. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно это и оценивайте тремя оценками. 
      Работайте внимательно, не спешите. 
      
      ВОПРОСЫ: 
      
      1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку. 
      2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.). 
      3. Длительное время (более 1 года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать). 
      4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания. 
      5. Сдерживать себя, не выливать на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение. 
      6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст. 
      7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике. 
      8. Вести регулярные наблюдения за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник. 
      9. Мастерить красивые изделия своими руками из древесины, ткани, металла, засушенных растений, ниток. 
      10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз. 
      11. Легко находить ошибки в письменных работах по русскому языку, литературе. 
      12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии. 
      13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений. 
      14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры. 
      15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого. 
      16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и готовить рассказы по задаваемой теме. 
      17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник). 
      18. Свое свободное время преимущественно тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.
      19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых. 
      20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей. 
      21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами. 
      22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек). 
      23. Регулярно без напоминания взрослых выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животное и клетки), лечить, обучать. 
      24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу. 
      25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста. 
      26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы. 
      27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки. 
      28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц и рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки. 
      29. Четко отличать, что талантливо сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно. 
      30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия. 
      31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении. 
      32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей. 
      33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения. 
      34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера. 
      35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов с множеством разных людей. 
      36. Выполнять количественные расчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия. 
      37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно. 
      38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады. 
      39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструировать новинки. 
      40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, предотвращать споры. 
      41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи. 
      42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве. 
      43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в библиотечных кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках. 
      44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное. 
      45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь. 
      46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять. 
      47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технический, логический, математический. 
      48. При работе с растениями или животными переносить ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных. 
      49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества). 
      50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух. 
      
      ^ Бланк ответов      


1


2


3


4


5


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49


50


      
^       ОБРАБОТКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: 
      
      Верхние клетки пяти столбцов обозначены в соответствии с типами профессий слева направо: 1 - «Человек - знак», 2 - «Человек - техника», 3 - «Человек - природа», 4 - «Человек - художественный образ», 5 - «Человек - человек». 
      Приступая к обработке результатов, воспитатель сначала находит в таблице ответов те номера вопросов (клетки), которые оценены 0 баллов или - . При подобной оценке умений следующие две оценки на этот же вопрос (2 и 3) при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (их можно в таблице вычеркнуть). Затем по каждой профессиональной сфере подсчитывается общая сумма баллов, которую набрали (отдельно умения, отдельно отношения и отдельно профессиональные пожелания). В результате этого подсчета складывается наглядная картина соотношений оценок по трем шкалам: умений воспитанника, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий, предпочтений в каждой профессиональной сфере и по каждому конкретному вопросу. 
      Сравнение и выбор наиболее предпочтительной для данного ученика профессиональной сферы (или нескольких сфер) делаются на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных по разным профессиональным сферам отдельно по шкалам «умения», «эмоциональное отношение», «профессиональное предпочтение». Обращается внимание на одну или несколько профессиональных сфер, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2-3 шкалам количественно сочетаются с реальными умениями воспитанника, т.е. с первой оценкой. Например, соотношение трех оценок типа 10-12-11 благоприятнее, чем соотношение 3-18-12. Предпочтение в первом примере более обосновано наличием соответствующих умений. 
      Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые дана наибольшая оценка в баллах, т.е. 2-2-2 ( в первую очередь), а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней (2-2-1 или 1-2-2). Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Во-вторых, для того, чтобы выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами.
  
      
^       ИССЛЕДОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ИНТЕРЕСОВ 
      (по А.Е. Голомштоку) 
      
      Для определения ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ. Если вы убедились не раз, что вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, то в листе ответов в клетке под тем же номером поставьте «++», если просто нравится - «+», если не нравится - «-». Отвечайте на вопрос, не пропуская ни одного из них.
  
      ВОПРОСЫ: 
      Любите ли вы? Нравится ли вам? 
      
      1. Уроки по математике и физике. 
      2. Делать модели самолетов, планеров, кораблей и т. д. 
      3. Уроки географии. 
      4. Уроки русского языка и литературы. 
      5. Помогать отстающим в учебе товарищам, объяснять им содержание уроков и домашних заданий. 
      6. Уроки истории. 
      7. Наблюдать за живой природой, знакомиться с жизнью растений и животных. 
      8. Заботиться об уюте в помещении. 
      9. Заниматься в математическом или физическом кружке. 
      10. Собирать и разбирать различные приборы и механизмы (велосипед, швейная машина, часы и т.д.). 
      11. Узнавать о различных странах на уроках географии, по описаниям в учебниках и книгах, по географическим картам. 
      12. Читать художественную литературу. 
      13. Заботиться о младших детях, читать им книги, помогать им что-нибудь делать, рассказывать сказки. 
      14. Читать книги об истории различных стран. 
      15. Изучать ботанику и зоологию. 
      16. Помогать взрослым во время приготовления пищи (или готовить самостоятельно). 
      17. Самостоятельно решать задачи и примеры помимо заданных учителем на дом. 
      18. Ремонтировать различные приборы и механизмы. 
      19. Участвовать в географических экскурсиях и туристических походах. 
      20. Писать письма родственникам и друзьям. 
      21. Играть с друзьями в школу. 
      22. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками старины. 
      23. Заниматься в юннатском кружке. 
      24. Отвечать за питание товарищей во время походов и экскурсий. 
      25. Участвовать в математических и физических олимпиадах. 
      26. Мастерить дома и на уроках труда в мастерской. 
      27. Работать на географической площадке. 
      28. Изучать иностранный язык, пытаться пользоваться им в разговоре. 
      29. Оценивать знания и поведение одноклассников. 
      30. Знакомиться с древней культурой по раскопкам. 
      31. Ухаживать за растениями, животными, домашней птицей, работать на школьном участке. 
      32. Стирать, гладить для младших детей, причесывать их и ухаживать за ними. 
      33. Искать, где практически применяется математика в окружающей тебя жизни. 
      34. Наблюдать за работой различных машин, посещать цехи, мастерские, стройки. 
      35. Выполнять практические задания по географии (работать с контурной картой, решать географические викторины, учиться ориентироваться на местности). 
      36. Сочинять стихи, небольшие рассказы, вести дневник и записывать в него свои наблюдения. 
      37. Отвечать уроки у доски, выступать перед классом, школой. 
      38. Знакомиться с историческими событиями. 
      39. Проводить опыты с растениями. 
      40. Оказывать различные услуги взрослым. 
      
      Лист ответов 
      


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38


39


40


      
^       ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: 
      
      Подсчитать сумму плюсов в каждом вертикальном столбце, а затем полученные величины отложить в системе координат. Например, если в первом столбце результат +5, то на оси абцисс отсчитайте точку 1, а на оси координат +5 и нанесите точку (1,+5). Затем идет подсчет по всем вертикальным столбцам. Если во втором столбце результат +2, то второй точкой должна быть (2,+2). Затем все восемь точек соединяются кривой. Получается кривая распределения интересов по областям знаний и деятельности по направлениям:
      1 - математическое 
      2 - техника 
      3 - география 
      4 - литература и иностранный язык 
      5 - педагогика 
      6 - история 
      7 - биология и сельскохозяйственный труд 
      8 - труд в сфере обслуживания 
      
      Теперь можно наглядно сравнить интенсивность интересов в разных отраслях знаний и деятельности.
  
      
^       ЛИСТ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 
      
      Фамилия, имя____________________________________________________ 
      Пол__________________Год рождения___________________________ 
      Школа________________Класс ________________ 
      
      Как я учусь: 
      А) отлично (преимущественно получаю 5) 
      Б) хорошо (почти не получаю 2 и 3) 
      В) удовлетворительно (преимущественно получаю 3) 
      Г) плохо (часто получаю 2) 
      
      Мои любимые предметы__________________________________________ 
      
      Нелюбимые учебные предметы ______________________________________ 
      
      Мои любимые занятия на досуге: 
      Чтение, участие в творческих делах, занятия каким-либо видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование), спорт, техника, моделирование, коллекционирование, рукоделие, туризм, другое____________ 
      
      Куда я собираюсь пойти после окончания 9 класса: 
      А) учиться (в школе, техникуме, ПТУ) 
      Б) работать и учиться 
      В) работать 
      Г) не знаю 
      
      В какое учебное заведение я решил(а) поступить:_____________________ 
      
      Какую профессию я решил(а) выбрать, почему?_____________________ 
      
      Не выбрал, почему?______________________________________________ 
      
      Кто повлиял на твой выбор? 
      Родственники, друзья, учителя, воспитатели, знакомые, другое________
  
      
^       Диагностический тест «СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКА» 
      
      На разграфленных контрольных листах с номерами вопросов нужно вписать знак +, если ответ положительный, и знак - при отрицательном ответе. 
      
      ВОПРОСЫ: 
      
      Верно ли, что ты в детстве очень любил: 
      
      1. Подолгу играть в подвижные игры? 
      2. Придумывать игры и верховодить в них? 
      3. Играть в шашки, шахматы? 
      4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри? 
      5. Читать стихи или петь песни? 
      6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы? 
      7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее? 
      8. Рисовать сам или наблюдать, как рисуют другие? 
      9. Слушать или сочинять сказки или истории? 
      
      Нравится ли тебе сейчас: 
      
      10. Заниматься на уроках физкультуры? 
      11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела? 
      12. Помогать ребятам решать математические задачи? 
      13. Читать об известных открытиях и изобретениях? 
      14. Участвовать в художественной самодеятельности? 
      15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах? 
      16. Читать или узнавать что-то новое об искусстве? 
      17. Заниматься в изостудии, кружке? 
      18. Писать сочинения на свободную тему? 
      
      Получаешь ли ты особое удовольствие: 
      
      19. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях? 
      20. От своего умения расставить людей, распределить работу? 
      21. От решения трудных математических задач? 
      22. От исправления бытовых электро- и радиоприборов? 
      23. От игры на сцене? 
      24. От общения с людьми? 
      25. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями? 
      26. От посещения художественной выставки? 
      27. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного? 
      
      Часто ли тебя тянет: 
      
      28. К длительным физическим упражнениям? 
      29. К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости? 
      30. К разгадыванию математических шарад? 
      31. К изготовлению каких-нибудь изделий? 
      32. Участвовать в постановке спектакля? 
      33. Помочь людям, посочувствовать им? 
      34. Поиграть на музыкальном инструменте? 
      35. Порисовать красками или карандашами? 
      36. Писать стихи, прозу или просто вести дневник? 
      
      Любишь ли ты долгое время: 
      
      37. Заниматься спортом или физическим трудом? 
      38. Энергично работать вместе с другими? 
      39. Заниматься черчением или шахматной комбинацией? 
      40. Копаться в механизмах, приборах? 
      41. Заботиться о младших, слабых, больных? 
      42. Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг? 
      43. Исполнять музыкальные пьесы? 
      44. Рисовать, лепить, фантазировать? 
      45. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению? 
      
^       ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: 
      
      Каждый столбец по вертикали характеризует одно из направлений в развитии способностей личности: 
      1 - физические, спортивные (1, 10, 19, 28, 37) 
      2 - организаторские (2, 11, 20, 29, 38) 
      3 - математические (3, 12, 21, 30, 39) 
      4 - конструкторско-технические (4, 13, 22, 31, 40) 
      5 - эмоционально-изобразительные (артистические) (5 14 23 32,41) 
      6 - коммуникативные (6, 15, 24, 33, 42) 
      7 - музыкальные (7, 16, 25, 34, 43) 
      8 - художественно-изобразительные (8, 17, 26, 35, 44) 
      9 - филологические (9, 18, 27, 36, 45) 
      При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.
  
      
      АНКЕТА 
      
      1. Что Вы собираетесь делать после окончания школы: 
      а) учиться в училище, колледже, институте (написать полное название учебного заведения)______________________________________________ 
      
      б) работать (записать полное название предприятия, специальности) 
      
      2. Подчеркните требования к своей будущей профессии (что Вас в ней привлекает?): отсутствие чрезмерной физической нагрузки; конкретные результаты; возможность творчества; возможность развивать способности; высокая зарплата; возможность заниматься любимым делом; общение с интересными людьми, высокая общественная значимость; разнообразие в содержании работы; свободное время; возможность самому регулировать рабочее время. 
      
      3. Что советуют делать воспитатели после окончания школы? Согласны ли Вы с их мнением?_____________________________ 
      
      4. Какой учебный предмет является твоим любимым? Почему? 
      Люблю_________________________(предмет), потому что: он легко усваивается; он развивает ум и способности; нравится преподаватель этого предмета; знание этого предмета необходимо для поступления в институт; знание этого предмета пригодится для будущей профессии. 
      
      5. Есть ли у Вас дело, которым Вы любите заниматься в свободное время и от которого Вас трудно оторвать для чего-либо другого?_________ 
      
      6. Есть ли у Вас интересы, склонности, связанные с выбором профессии (чтение спец. литературы, беседы о профессии со специалистами, посещение учебных заведений)?____________________________________ 
      
      7. Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбирать профессию. Поэтому подчеркни те способности, которые проявляются у тебя в наибольшей мере: хорошая память; наблюдательность; сообразительность; тонкость и точность движений, действий; тонкое обоняние; умение различать цвета и их оттенки; рассудительность; здравый смысл; устойчивый интерес ко всем наукам; высокая умственная работоспособность; увлеченность техникой; умение конструировать, моделировать; интерес к экспериментам; любовь к детям; страсть к путешествиям; любовь к природе, к животным; интерес к кулинарии; постоянно испытываемое удовольствие от общения. 
      
      8. Какие способности человека развивает школа?__________________ 
      
      9. Развиваете ли Вы способности, связанные с выбором профессии (тренируете память, внимание, улучшаете физ. подготовку, углубляете знания по профессии и др.)?__________________________________________ 
      
      10. Как Вы оцениваете достигнутые успехи в учебной деятельности? 
      
      11. Считаете ли Вы, что сможете осуществить свои профессиональные намерения? Что может этому помешать?_________________________ 
      
      12. В случае не осуществления основных планов есть ли у Вас запасные, резервные варианты?_________________________________________ 
      
      13. Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках (противопоказания к профессии). Перечислите их: аллергия на пишу, запахи; плохое здоровье; повышенная нервная чувствительность; раздражительность, нетерпеливость; боязнь крови, человеческих страданий; вспыльчивость, неуравновешенность; быстрая утомляемость; быстрая утомляемость от общения с людьми; неаккуратность, неряшливость, небрежное отношение к работе и быту; отсутствие выдержки, конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми; нежелание переделывать плохо выполненную работу. 
      
      14. Подчеркни профессиональные черты человека, который для тебя является образцом: знание своего дела, вдумчивость, пытливость; цепкость в работе; творческий склад ума; нестандартность мышления; умение быть простым, доступным в общении с людьми; требовательность к себе и своей работе; высокая результативность труда, его качество; умение учитывать условия и обстоятельства; умение преодолевать трудности; уверенность в своих силах. 
      
      Фамилия______________________ Имя ____