Консультации для родителей

Калошина Наталья Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Ивушка»

 

 

Консультация для родителей

«Музыкальные способности детей в детском саду"

 

Подготовила:

Музыкальный руководитель,

Калошина Наталья Николаевна

 

            Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

           Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых, сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Природа музыкальности.

            Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен. .. Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя ― писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула, которая определяет причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача - писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

             Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность ― природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства ― хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.

Памятка для родителей

          Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», ― считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

             Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому, не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» ― немузыкальный, если вы ничего не делали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Что же такое музыкальность?

Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: Эмоциональную отзывчивость на музыку; Ладо-высотное чувство; Чувство ритма.

Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои особенности.

             В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками, ― песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они-то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей.

Но в процессе музыкальной деятельности участвуют и многие психические процессы, которые тоже относят к музыкальным способностям: Музыкальная память; Музыкальное мышление; Музыкальное воображение, творчество.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».                                                                    

           Итак, постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Консультации для родителей\Музыкальжные фоны\Приглашение.jpg

ОРГАНИЗУЕМ  ДОСУГ  МАЛЫША

Ваш малыш хочет знать абсолютно обо всем. И задает массу вопросов, иногда очень неожиданных и сложных. Вот почему в этот период так важно правильно организовать досуг для малыша.

Сходите в детский театр. Четырехлетний ребенок уже вполне может посещать театр. Во-первых, посещение театра очень раздвинет рамки кругозора малыша; во-вторых, ощутимо разовьется интеллект; и, в-третьих, что тоже очень важно, вы приобщите своего ребенка к культуре посещения театра. У вас проверили билеты, вы прошли в гардероб и сдали одежду, получили взамен номерки, причесались возле зеркала, купили программку и изучили ее, прогулялись по сверкающему золотом и хрусталем холлу, полакомились воздушной кукурузой в буфете, поздоровались с кем-то из знакомых. А потом наступило самое главное — истинное волшебство. Посещение театра для ребенка — всегда праздник.

А цирковые представления?

Есть ли смысл говорить, что всякому ребенку очень нравится цирк и идет на пользу посещение цирковых программ? Может, только следует посоветовать, не стремиться взять для себя и четырехлетнего ребенка места непременно в первом ряду, потому что ребенок может испугаться — даже того же клоуна, который кричит слишком громко надо же, чтобы слышали и в последних рядах!

С появлением телевидения отошли на задний план диафильмы с фильмоскопом. Но это только на первый взгляд. Опыт показывает, что дети, вволю насмотревшись мультиков по телевизору, охотно смотрят диафильмы. Мультфильм по видику ребенок может посмотреть и один. А вот в сказочный мир диафильма малыша вводит мама (а чаще папа). Этот контакт очень важен и очень повышает авторитет родителя; обаяние диафильма проецируется на того, кто его показывает, кто читает текст.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира.

В. А. Сухомлинский.

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции»,— эти слова Н. А. Ветлугиной я всегда беру за основу в своей работе, так как музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в детском саду. А главное, это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка.

Не каждый взрослый может близко соприкасаться с миром детства, а лишь те, кому дана эта возможность,— воспитатели детского сада. Они вместе с детьми мечтают, фантазируют, уносятся в мир сказок, мир музыки. Вместе смеются и играют, рисуют и творят. Дети, чувствуя близость и расположение взрослого друга и товарища, доверяют ему свои тайны, мысли, чувства и эмоции.

Как это прекрасно — знакомить ребят с музыкой! Я начинаю работать с детьми в возрасте от полутора лет и провожаю их в школу на выпускном утреннике. На этом пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством.

Работа музыкального руководителя многогранна: мы учим детей петь, танцевать, слушать, играть, а значит, и сами должны быть эмоциональны, красивы, подтянуты, иметь приятный голос, уметь играть на инструментах, танцевать. Свои занятия с самыми маленькими (от 1,5 до 3 лет) я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького

сюрприза, сказки. Если в руках у меня зайчик, то обязательно читаю стихотворение о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы), затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо музыкальном инструменте (барабане, бубне,

погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки, ладушки-ладошки и т. д.

Эта структура занятия остается, когда я прихожу с куклой, мишкой, петрушкой, матрешкой. Стараюсь в своей речи использовать много детских стихов, небольших четверостиший, характеризующих игрушку:

Как приласкаешь кисоньку, погладишь по спине — глаза зажмурит кисонька и помурлычет мне.

Прыг! Скок! Прыг! Скок! На лужок, на лужок. Вы скачите, лапки, по зеленой травке.

Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка.

Я хороший скакунок, у меня две пары ног. Я скачу, куда хочу, будто птица, я лечу.

Дети в этом возрасте в основном слушают. Поэтому я часто пою им песни без музыкального сопровождения, чтобы малыши не только музыку слушали, но и понимали, о чем она, вслушивались в лирическое, напевное звучание слов и словосочетаний. Ведь не зря песенки для самых маленьких в основном написаны в стиле русских народных песен — протяжных, мелодичных, на двух-трех звуках с повторами, поэтому ребята легко их усваивают и подпевают. Чтобы песня звучала эмоциональнее, даю ей ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук («солнышко», «пирожки», «погрозить пальчиком», «постучать каблучком»).

Очень интересно проходят тематические занятия. Например, «Мы в лесок пойдем», где дети путешествуют по

лесу, встречаются с зайчиком, лисой, медведем, с ними играют,поют и пляшут.

Частые гости у малышей — их старшие товарищи. Дети старшей и подготовительной к школе групп с помощью воспитателей устраивают концерты, выступают с сюрпризами

на утренниках. Это пробуждает в детях 2—3 лет желание петь, подпевать и делать это дружно, эмоционально. Очень люблю придумывать для малышей интересные моменты - сюрпризы: на каждом занятии за ширмой или за домиком прячутся игрушки (кошка, собачка, птичка или веселый, озорной петрушка)

 Подключаю и воспитателей к игре: они выступают в роли Петрушки, бабушки, Зимушки. А теперь перейдем к разделу слушания музыки в старших группах. Я считаю, что это самый интересный, но и самый трудный раздел в музыкальном воспитании дошкольников.

В программу включены песни советских композиторов:  Ю. Чичкова, Д. Шостаковича. Д. Кабалевского — и пьесы выдающихся композиторов прошлого: М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана, Н. Римского-Корсакова.

Музыка, как и художественное слово или картина, должна стать для детей доступным средством выражения чувства, настроений, мыслей. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет кругозор, повышает музыкальную восприимчивость, зачатки музыкального вкуса. Систематическое слушание музыки в детском саду помогает детям в более старшем возрасте лучше понимать и любить ее.

 «Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие,— отмечал Д. Б. Кабалевский,— учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушиваться и вдумываться в нее».

Музыка по слушанию бывает вокальной и инструментальной и должна быть исполнена так, как ее написал композитор: искренне, эмоционально, выразительно.

Чтобы дети лучше поняли прослушанную пьесу (новую или знакомую), я предлагаю им создать свой музыкальный этюд. Так, например, слушая музыкальное произведение Р.Шумана «Смелый наездник», дети старались изобразить, как они скачут на лошади.

Для понимания детьми характера музыки хорошо давать ее в сравнении: «Мотылек» С. Майкапара и «Смелый наездник» Р. Шумана, «Колыбельная» Г. Свиридова и «Клоуны» Д. Кабалевского.

В своей работе по развитию творчества я часто использую наглядный материал: рисунки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры. Вот, например, в подготовительной к школе группе даю иногда обзорное занятие по слушанию. Вариант творческой игры такой: детям раздаются карточки с изображением животных(заяц, волк, лиса, медведь), я играю музыкальные пьесы, характеризующие этих животных, а дети поднимают карточку, вспоминают и называют пьесу и музыкальный инструмент, на котором она может исполняться. К каждому произведению стараюсь подобрать выразительное художественное слово.

«В условиях массового музыкального воспитания слово о музыке играет колоссальную роль. Сила умного и увлекательного слова заключается в том, что оно способно настроить любую аудиторию на нужную эмоциональную волну»,— говорил Д. Кабалевский.

В возрасте 3—4 лет начинаю знакомить детей с музыкально-дидактическими играми, направленными на развитие:

  • динамического восприятия «Тихие и громкие звоночки» Р. Рустамова;
  • звуковысотного восприятия «Где мои детки?», «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой;
  •  тембрового восприятия«Трубы и барабан», «Угадай, на чем играю» Е. Тиличеевой.
  • ритмического восприятия (используем музыкальные инструменты: деревянные ложки, музыкальные молоточки, барабаны, металлофон и др.)

В старших группах задания в играх усложняются. Дети определяют характер музыки, у них развивается гармоническое, ладовое восприятие. Вопросы к детям становятся сложнее: «Сколько звуков? Каких звуков? Покажи рукой, спой сам». Дети определяют

верхний и нижний звуки. Они учатся играть на музыкальных инструментах: металлофоне, ксилофоне, треугольнике, маракасах, деревянных ложках и др. Сначала они поют и играют маленькие напевки, затем исполняют на инструментах проигрыш или вступление к песне, целые песни, звучит детский оркестр.

Музыкальный инструмент, с которым мы знакомим детей на занятии, сразу вносится в музыкальный уголок. Дети очень любят играть здесь; сами сочиняют мелодии на одном, двух, трех звуках. На свою мелодию поют знакомые слова песен. У всех есть огромное желание научиться играть, хорошо петь, потому что со стороны воспитателей ребятам всегда оказывалась помощь, я проводила с ними индивидуальную работу по подгруппам.

Песни звучат в детском саду и вне музыкальных занятий, в группах, дома. Для родителей вместе с воспитателями мы оформили тетрадь «Пойте с нами», которая находится в  «Уголке для родителей», чтобы они знали наш репертуар.

Хочется сказать, что последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приемы — вот главное направление в нашей работе. И конечно, приятно, когда наши выпускники учатся в музыкальных школах, занимаются в танцевальных кружках.



Предварительный просмотр:

Зачем Вашему ребенку нужна музыка?

Уважаемые родители, сегодня мы вместе с вами попытаемся ответить на вопросы:

 1.Зачем нужна музыка Вашему ребенку?

 2.Почему музыка необходима детям в раннем возрасте?

 3.Зачем надо заниматься всем детям дошкольного возраста музыкой? Что это дает?!

 Исследования психологов и педагогов показывают, что занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития ребенка.

Речь, координация движений, концентрация внимания, способность к обучению, способность слушать и слышать, видеть, чувствовать - вот далеко не полный список того, что могут развить занятия музыкой.

 Занятия музыкой способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга, что повышает общий уровень интеллекта ребенка.

 В дальнейшем ему легче учиться в школе, проще воспринимать и запоминать новую информацию.

 Исследование, проведенное психологами, доказало, что в основе развития творческих и музыкальных способностей лежит высокий уровень развития всех видов памяти, пластичность сенсорных систем, скорость обработки информации.

Пение и музыка:

  • развивают воображение, и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами

  • приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);

  • обогащение словаря ребенка;

  • развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;

  • тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;

  • развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;

  • песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.

  • правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект

  • пение в группах развивает способность работы в команде.

Музыка дает ребенку ощущение счастья, а также музыка влияет на интенсивность обменных процессов, работу сердечнососудистой системы, на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

 Медики заметили, что пение способствует улучшению состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов. Практика именно группового пения активно внедряется в программу лечения и профилактики заболеваний.

Здоровье и развитие мозга.

 Игра на музыкальных инструментах   способствует развитию мозга  через мелкую моторику пальцев рук, так как на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания   всех внутренних органов организма.

 Учеными  биофизиками  отмечено  удивительное  влияние акустических волн  классической музыки на здоровье человека.

 Во всем мире с помощью хорового пения успешно лечат детей от заикания, болезней органов дыхания, укрепляют сердечную мышцу.

Хоровое пение является эффективным средством для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.

Что дети приобретают через занятия музыкой:

  • Воспитание характера без риска и травм;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие навыков общения;
  • Развитие структурного мышления;
  • Развитие эмоциональности и чувственности (только эмоциональные люди не способны на жестокие поступки);
  • Выявление новых черт характера;
  • Музыкальные занятия воспитывают маленьких «Цезарей», умеющих делать много дел сразу.

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.

Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка.

 Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции.

 А положительные эмоции – это внутреннее  благополучие  малыша, его душевное и физическое здоровье.

И наша цель: доставлять музыкальными занятиями удовольствие детям и занимаясь с ними музыкой, делать их жизнь лучше и счастливее!

85ed86249870.jpg



Предварительный просмотр:

Дети и музыка: слушать или нет?

 Вот в чем загвоздка!

Сегодня мы попробуем разобраться и ответить на крайне непростой, а порою и просто противоречивый вопрос - нужно ли слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Какой должна быть детская музыка?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Как знакомить детей с музыкой?

Есть несколько простых правил, следуя которым вы обязательно избежите проблем, а соответственно ваш малыш будет в полном порядке.

1. Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты  показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают!

2. Отбирайте музыкальные произведения с мелодичным и легким звучанием, без ярко выраженных ударных партий,  так как они способны зомбирующе действовать на психику.

3. Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

4. Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

5. Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросострясения. "Звуковой шок" может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

6. Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности, рейв, транс и клубную музыку - именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!!!

7. Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними.

8. При подборе музыкальный произведения для детей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

9. Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки. После 3-х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

10. Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Музыка в развитии детей

Часто родители задают вопрос о целесообразности своего решения "отдать" ребенка в музыкальную школу. Здесь все зависит, прежде всего, от конкретного ребенка. К сожалению, есть много случаев, когда малыш занимался музыкой не по своей воле, а лишь по настоянию родителей и по окончании музыкальной школы ни разу не подошел к инструменту. Но есть множество и совершенно обратных примеров.

Подчас в возрасте 6-7 лет малыш еще не знает точно, чем он хочет заниматься. Можно попробовать выяснить его предпочтения. Сходите вместе на концерт классической музыки. Дома или по дороге домой обсудите с ребенком, увиденное и услышанное, спросите его, какой инструмент понравился больше всего, на каком бы он хотел научиться играть?

Попробовать увлечь музыкой можно, но если вы увидите, что вашему сыну или дочери перестали приносить радость занятия в музыкальной школе, лучше что-то предпринять.

Еще хотелось бы напомнить всем родителям, что музыка окружает нас в самые разные моменты наши жизни.

Учите малыша слышать ее, обращайте внимание на эмоциональную окраску того или иного произведения, маршируйте с малышом под ритмичную музыку, кружитесь под звуки вальса.

 Научите сына или дочь слышать "музыку леса" - журчание ручья, шелест листьев, стрекотание кузнечиков.

Обращая внимание малыша на подобные "мелочи", вы учите его душевной чуткости и пониманию, наполняете его душу и сердце эмоциями.



Предварительный просмотр:

 

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее  развитие   малыша: формируется   эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Очень важно, чтобы  уже  в   раннем  возрасте  рядом  с  ребенком оказался взрослый, который  смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития воспитания ребенка раннего возраста,  в  том  числе  и  музыкального, создаются в семье. Это зависит от врожденных музыкальных задатков, образа жизни семьи, ее традиций,  отношения  к   музыке   и   музыкальной   деятельности,  от  общей культуры…

    Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Колыбельная песня матери — первое  знакомство с музыкой. Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка.

Младенец  рождается  с  практически неразвитым   зрительным  анализатором, но он уже способен различать многие звуки  и  необычайно  чутко  реагировать на них.  Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, моргание, плач, замирание. Постепенно развивается внимание к звуку, способность к локализации источника звука. Значительно медленнее развивается у детей звуковысотный слух.

Чувство ритма заложено в каждом ребенке, но чувству музыки  можно и обучить. Нужно слушать вместе с ребенком любую музыку, а также детские и колыбельные песенки. Следует поощрять в  нем желание танцевать, маршировать, прихлопывать в ладоши, поощрять также желание играть на музыкальных инструментах. Первым   инструментом  может   быть   один   из ударных, а таковым может  служить   все, начиная от сковородки и заканчивая бубном.

С.Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» призывает родителей: «Пойте!»   Если родители стесняются своего пения, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь детские песни, для того чтобы ребенок усвоил  серию простых мелодий и научился их воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.

Дети могут чувствовать музыку ничуть не хуже взрослых. Правда, им не будут понятны все слова. Но ведь взрослые, слушая иностранную музыку, тоже не понимают слов.

С.Лупан рекомендует родителям приобрести для двухлетнего ребенка - магнитофон или плеер.  Это даст возможность малышу самому слушать музыку.

 Нужно записывать на кассеты, диски  разную музыку (хорошего  качества), называть имена исполнителей, обращать внимание ребенка  на красоту человеческого голоса, его неповторимость.

Для музыкального развития в семье используют следующие педагогические методы:

  • Наглядно-слуховой метод основной.

Если ребенок растет в семье,  где звучит не только развлекательная, но и классическая и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

  • Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. Он предполагает показ детям книг с репродукциями картин, знакомство  малышей с народными традициями, обрядами.

  • Словесный метод тоже важен. Краткие беседы о музыке, реплики-взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить  внимание ребенка на смену настроений, на изменения  в  звучании. 
  • Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению  музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

1. Пусть в вашем доме царит дух любви и уважения к музыке.

2. Постигайте музыку вместе с ребенком, удивляйтесь, огорчайтесь, радуйтесь вместе с ним, когда музыка звучит.

3. Пусть музыка будет желанным и почетным гостем в вашем доме.

4. Пусть у ребенка будет много звучащих игрушек: барабанчиков, дудочек, металлофонов. Из них можно организовать семейные оркестры, поощрять «игру в музыку».

5. Приучайте детей к внимательному слушанию музыки, просто так  включенный телевизор – враг музыкального воспитания. Музыка воздействует только в том случае если ее слушать.

6. Отнеситесь к музыкальной стороне развития своего ребенка со всей серьезностью, и вы обнаружите, что добились очень многого во всем, что связано с его правильным воспитанием.

7. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.

8. Не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать. Или если и возникают подобные желания, то пение на ваш взгляд, кажется далеко от совершенства, а движения смешны и неуклюжи.

 Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

9. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение не желаемого тормоза.

10. Не прикрепляйте вашему ребенку ярлык «немузыкальный», если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №9 «Ивушка»

Консультация для родителей

«Музыкотерапия как стимул для развития»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Калошина Наталь Николаевна

             Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у людей, а точнее, детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение – музыкотерапия.

             Помните поговорку: “Терпение и труд все перетрут”? Вам нужно именно это, если у вас ребенок с ограниченными возможности (нарушение опорно-двигательного аппарата, нервные заболевания, олигофрения, проблемы со слухом или зрением). Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие на здоровье, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером – успокоиться и настроиться на отдых.

              Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Лечение музыкой

       

            Музыкотерапия – наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.

            Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, – одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;

помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;

музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;

косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

           Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам – зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство – подражательность, – которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

            Музыкальные занятия могут проводиться в любой форме: прослушивание музыки, подпевание. Помните лишь принципы работы в музыкотерапии: с целью успокоения необходимо прослушать тихую и спокойную музыку, а для активизации – веселую и громкую. Возможности музыкальных произведений, особенно классических, широко используется для передачи чувств, переживаний, настроений ребенка с целью изменения структуры его мироощущения. При активной музыкотерапии дети сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (пение), при этом применяются как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания). Основная цель музыкальных занятий – интеграция ребенка в социальную группу, так как в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, формируется выдержка и самоконтроль.

             Музыкально-двигательный показ хорошо влияет на развитие ребенка, что, во-первых, вызывает интерес и сосредоточивает внимание детей на том или ином предмете, во-вторых, обучает игровым приемам, выполнению движений в соответствии с текстом песни.

На заметку

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – Мазурка Шопен, Вальсы Штрауса, Мелодии Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – “Кантата № 2” Баха, “Лунная соната” Бетховена.

Для общего успокоения – “Симфония №6” Бетховена, часть 2, “Колыбельная” Брамса, “Аве Мария” Шуберта.

Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – “Концерт ре-минор” для скрипки Баха.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, – “Дон Жуан” Моцарт, “Венгерская рапсодия №1” Листа, “Сюита Маскарад” Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – “Шестая симфония”, Чайковского, 3 часть, “Увертюра Эдмонд” Бетховена.

Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – “Итальянский концерт” Баха, “Симфония” Гайдна.

Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – “Времена года” Чайковского, “Лунный свет” Дебюсси, “Симфония № 5” Мендельсона.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 на тему:

 «Значение пения в жизни ребенка»


Значение пения

Пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они активно выражают своп переживания, чувства и глубже воспринимают музыку.

Слова в песне помогают детям понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти.

Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов, если воспитатель следит за их произношением.

Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети приучаются к совместным действиям. Они слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. При соблюдении гигиенических условий, то есть при проведении занятия в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую, теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Систематические занятия пением в детских садах подготовляют детей к урокам пения в школе.

Обучать детей пению может не только специалист — музыкальный руководитель, но и каждый воспитатель группы с небольшой музыкальной подготовкой и музыкальными данными, достаточными для того, чтобы правильно и выразительно исполнять детские песни.

Особые качества детского голоса

Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два—три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Поэтому звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани, — очень слабый. Он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахей и бронхов). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, не сильный, но часто звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При неправильной постановке пения, например прифорсировании звука во время пения, голос у детей приобретает неприятное, несвойственное им низкое звучание.

Диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Наиболее легкие, естественные, ненапряженные звуки, так называемые «примерные», обнаруживаются у всех детей при тихом пении в среднем регистре в пределах фа1ля1. Нижний звук до1звучит напряженно, и надо избегать давать его детям.

Основные звуки, на которых построены мелодии большинства песен в данном сборнике, соответствуют указанному выше диапазону голоса у детей дошкольного возраста. Перед каждой песней дан диапазон, то есть объем звуков, на которых построена мелодия (белыми нотами отмечены устойчивые звуки лада, черными — неустойчивые) и тесситура (распределение звуков по высоте); цифры показывают, сколько раз повторяется звук в мелодии. В зависимости от этого распределения звуков тесситура может быть удобной и неудобной для данной группы детей при одном и том же диапазоне.

Если в некоторых песнях, помещенных в сборнике, и встречаются звуки, не соответствующие диапазону голоса у детей данного возраста, то они являются проходящими и на них не делается упора.

ВОКАЛЬНЫЕ (ПЕВЧЕСКИЕ) НАВЫКИ

Вокальные установки

При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот. Во время пения дети пяти-шести лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев, так как в таком положении у них лучше работают дыхательные мышцы. При слушании музыки дети могут прислоняться к спинкам стульев.

Дети двух, трех, четырех лет могут сидеть, опираясь на спинки стульев, ноги ставят прямо на пол, руки кладут на колени, ближе к туловищу. Голову держат прямо, не напрягая и не вытягивая шею. Рот надо открывать вертикально, а не в ширину во избежание крикливого, «белого» звука. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы— подвижны, упруги (не вялы). Разучивают песни дети всегда сидя. Разученные песни следует петь стоя, так как при этом дыхательные мышцы, даже у трехлетних детей, работают лучше и звучность пения заметно улучшается.

При пении стоя голова держится прямо, руки опущены.

Звукообразование

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.

Диапазон голоса у детей дошкольного возраста очень неустойчив. Часто дети с нормальным диапазоном, с естественным высоким звуком неожиданно начинают петь только на низких звуках, не вытягивая высоких, которые раньше им удавались. Такие случаи чаще всего наблюдаются у детей, которые по болезни некоторое время не посещали детский сад. Обычно через несколько занятий у них восстанавливается прежний диапазон. Иногда приходится с такими детьми один-два раза заняться дополнительно (индивидуально), чтобы помочь им скорее найти естественное звучание голоса и влиться в хоровой коллектив.

Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как слушая такое исполнение, дети начинают подражать ему и петь более высоким голосом.

С звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с первой, самой младшей группы, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в песне «Зай-чик» дети протяжно произносят первый слог в слове «Зайка», в песне «Корова» — последний слог «Му-у...».

Протяженность в- пении зависит от преобладания гласных в словах песни, что характерно для народных песен, например «Котя, котенька-коток», «Бай-качи» и др., а также от правильно взятого дыхания.

Развитию протяженности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен в замедленном темпе.

Дикция

Для хорошего звукообразования имеет большое значение правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.

Приведем основные правила вокальной дикции. В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание. Поют: снегами, корова, в лесу, в декабре, берегись, октябрь. Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласной «о», которая звучит, как «а». Петь надо «карова», а не «корова», «ак-тябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя».

Нельзя в пении произносить безударную гласную «е», как «и».

Безударную гласную «я» можно произносить светло, ярко, как «я», и менее ярко, как «е», но ни в коем случае не как «и».

Так можно петь «масляна» или «маслена», но не «маслина», в «октябре» или в «октебре», но не в «октибре».

Согласные выговариваются по возможности быстро и четко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Поэтому согласные, которые находятся в конце слога, произносятся в начале следующего. Напечатано: «Огоньки сверкают». Исполняется: о-го-нькисве-рка-ют. Если между словами есть знак препинания, то согласные нельзя «проглатывать», их надо произносить в конце слога, без переноса на другой слог.

Напечатано: В нашем саду листопад...

Исполняется: В на-ше-м са-ду ли-ста-пад («ли-ста-пат», а не «листопа»).

Или напечатано: В праздничный наряд.

Исполняется:  Впра-здни-чныйна-ряд  («на-рят», а не «наря»).

Остальные правила, которые применяются в речевом произношении, обычно употребляются и в певческой дикции.

Например, поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег», «аччего», а не «отчего», «рыпка», а .не «рыбка».

Существуют разные приемы обучения детей правильному произношению в пении:

1.   Выразительное  чтение  текста   песни    воспитателем     (музыкальным руководителем) в процессе разучивания песни. Этот прием применяется во всех группах.

2.  При разучивании песни, начиная со второй младшей группы, можно пользоваться приемом произношения текста коллективно нараспев,  негромко,  на  высоком  звучании,  в  умеренном  темпе,  так, чтобы все слова звучали ясно, выразительно.

В старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется еще прием коллективной читки шепотом на высоком звучании в ритме песни. Этот прием полезно применять для песен, исполняемых в быстром темпе.

3.  Во всех группах, кроме первой младшей группы, применяется прием выразительного чтения текста отдельными детьми по одному куплету на высоком звучании.

Этим приемом пользуются как в процессе разучивания, так и при повторении уже разученных песен.

Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.

4.  Дети во всех группах часто неправильно произносят окончания слов, приставки. В таких случаях уместно применять прием правильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и всей группой.

Все вышеуказанные приемы применяются осторожно, умело, с тем чтобы уточнение и усвоение текста усиливало эмоциональное восприятие песни и углубляло музыкальный образ, а не превращалось в сухую, формальную тренировку.

Дыхание

В пении большое значение имеет дыхание. Никаких специальных дыхательных упражнений с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях не проводится. Такие упражнения проводятся с детьми на ежедневной утренней гимнастике. На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется и углубляется при помощи пения; музыкальный руководитель следит за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не посередине слова. Некоторые дети дышат прерывисто не потому, что у них короткое дыхание, а оттого, что не умеют управлять своим дыханием. Достаточно воспитателю (музыкальному руководителю) показать, как надо петь, не прерывая дыхания, и где надо передыхать, и ребенок легло справляется с этим.

Чтобы помочь детям научиться правильно брать дыхание, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами.

В старших и подготовительной к школе группах очень помогает детям правильно брать дыхание пение песни по фразам (цепочкой)

Чистота интонации

В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие неправильно, фальшиво. Причины фальшивого пения различны: у одних— больной голосовой аппарат, другие плохо слышат после перенесенных инфекционных заболеваний. Для таких детей нужно вмешательство врача-ларинголога. Часто у детей бывает слабо развит музыкальный слух, голос (маленький диапазон). Они не умеют правильно извлечь слышимый звук, придать соответствующее движение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. На чистоту интонации влияют такие качества у детей, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Внимание в большой степени влияет на успешность занятий пением.

Некоторым детям мешают недостатки в артикуляционном аппарате (в органах произношения—в нижней челюсти, в губах, языке, мягком нёбе, в глотке). Из-за плохой работы этого аппарата дети неправильно произносят отдельные звуки, слоги, слова и фальшиво поют.

Чистота интонаций зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, имеется радио, — дети стараются подпевать, их вокально-музыкальные данные развиваются и улучшается чистота интонации.

Если условия не благоприятствуют музыкальному развитию ребенка, его музыкально-вокальные данные временно не развиваются и могут проявиться позже, но только в результате планомерной музыкально-педагогической работы.

Для развития чистоты интонации прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию для данной группы детей. Чистота интонации достигается также применением различных приемов. Очень полезно давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в хорошем, выразительном исполнении их на музыкальном инструменте, без пения.

Необходимо систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения.

Желательно петь песни не только со всей группой, но и с небольшой подгруппой и по одному; при таком пении дети лучше слышат себя.

Большое значение для развития чистоты интонации имеет осознание детьми своего исполнения (см. основные принципы обучения детей пению).

Нечисто поющим детям надо уделять особое внимание. Для этого их лучше размещать на музыкальных занятиях так, чтобы они сидели ближе к воспитателю (музыкальному руководителю), лучше слышали его исполнение, видели его артикуляцию. Сидя впереди, они слышат чистое пение воспитателя (музыкального руководителя) и правильное пение хорошо поющих детей, сидящих-позади.

Очень полезно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение неправильно поющих детей. В работе с такими детьми необходимо проявлять большую выдержку и терпение.

В каждой группе встречаются отдельные дети, которые хотя и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести эти звуки не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем остальные дети, так как имеют очень небольшой объем голоса, и у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппарата. Иногда дети монотонно гудят на одном-двух низких звуках.

Если такое звучание держится у детей стойко, то с ними проводятся дополнительные индивидуальные занятия. Самое важное — научить таких детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. На этих занятиях дети поют песни, которые разучиваются со всей группой, только на удобных для них, более низких звуках, чтобы они слышали правильноеисполнение мелодии. Для расширения диапазона эти песни постепенно транспонируются в более высокие тональности. Для получения более высокого звучания, кроме общих песен, можно давать этим детям короткие упражнения на небольших интервалах (прима, секунда, терция, кварта) в виде подражания пению кукушки («ку-ку»), крику гусей («га-га»), кудахтанию кур («ко-ко»), игре на дудке («ду-ду»), на барабане («трам-там»), на балалайке («ля-ля») и т. д., а также помещенные в сборнике специальные песни с небольшим диапазоном. Длительность таких занятий 5—7 минут.

Проводя индивидуальные занятия, музыкальный руководитель учитывает особенности каждого ребенка. Одному он показывает, как надо протянуть звук «потоньше», «повыше», другому — какое положение придать рту, губам, третьему предлагает спеть погромче, посмелее или, наоборот, мягче, тише и т. д.

Одной из причин стойкого низкого звучания является низкий разговорный голос ребенка. Чем скорее удается с помощью некоторых приемов повысить разговорный голос ребенка, тем скорее он овладеет высоким звучанием в пении.

Для музыкального развития детей, для поднятия у них интереса к пению и для правильной передачи мелодии большое значение имеет исполнение детьми песен на детских, чисто настроенных металлофонах или струнных цитрах.

Стройное, слитное пение (ансамбль)

Стройность, слитность пения достигаются постепенно. В первой, младшей группе в начале года дети включаются в пение лишь после того, как начнет петь воспитатель (музыкальный руководитель), а уже в конце года они начинают песню после музыкального вступления.

Для того чтобы научить детей стройному, слитному пению, можно пользоваться следующими приемами. Прежде всего перед началом пения надо собрать внимание детей. Если в песне есть фортепианное вступление, воспитатель (музыкальный руководитель) дает знак — взмах рукой или движение головой, чтобы дети начали песню одновременно, тотчас же после сыгранного вступления. Если такого вступления нет, то рекомендуется проиграть начало песни (запев, первую музыкальную фразу), а иногда и всю песню.

Иногда можно собрать внимание детей, проиграв первый интервал песни или первый ее звук. Дети поют его тихо на слог «ту» или закрытым ртом, а затем начинают петь по знаку воспитателя (музыкального руководителя). При тихом пении детям легче сосредоточить свое внимание на звуках. Иногда воспитатель (музыкальный руководитель) дирижирует детским хором.

Дирижирование помогает стройности детского пения. К дирижированию прибегают в тех случаях, если пение производится без инструментального сопровождения или если дети во время пения находятся поодаль от инструмента, как часто бывает на праздничных утренниках.

Дирижирование уместно, если в общем пении принимают участие несколько групп детей. Формальное дирижирование, то есть отсчитывание руками метра, не окажет детям помощи в пении.

С помощью дирижерских жестов можно указать детям точное начало вступления и окончание песни, усиление и ослабление звука, задержку его, высоту звука, изменение темпа, ритмический рисунок. Однако дирижированием не следует злоупотреблять. Надо научить детей чувствовать музыку и делать оттенки без помощи дирижера.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно. Навыки развиваются постепенно, главным образом при помощи хорошего выразительного исполнения песни голосом и на фортепиано воспитателем (музыкальным руководителем), а также некоторых других методических приемов (см. указания к отдельным песням).

Выбор песен

При выборе песен преследуются прежде всего воспитательные и образовательные задачи. Педагог так подбирает песни, чтобы вызвать у детей любовь к родине, к природе, к родителям, детскому саду и т. д.

Песнями другого характера можно создать у детей бодрое или веселое настроение, развеселить их, посмешить.

Одновременно воспитатель (музыкальный руководитель) учитывает вокальные навыки, которые можно привить при помощи той или иной песни, например легкое звучание или развитие напевности и т. д.

Выбирая песню, надо исходить не только из одного литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, доступность ее для данной группы детей.

При выборе песен надо учитывать не только возраст детей, но и их вокальные возможности, и общее музыкальное развитие. Так, если в подготовительной к школе группе окажется много детей, не бывших ранее в детском саду и не умеющих петь, надо начинать с более легких песен из репертуара старшей, а иногда и средней группы и постепенно переходить к песням подготовительной к школе группы.

В старшей группе в таких случаях приходится начинать с песен для детей средней группы.

В смешанной по возрасту группе песни даются выборочно из репертуара для разных возрастных групп.

В сборнике помещено большое количество песен для того, чтобы воспитатель (музыкальный руководитель) имел возможность выбрать именно ту песню, которая отвечала бы всем его требованиям.

В сборнике одни песни приурочены к временам года и определенным датам, другие — не связаны с этой тематикой.

При выборе воспитатель (музыкальный руководитель) включает на квартал (три месяца) в репертуар детей каждой возрастной группы несколько песен (одну-две) из помещенных в первом разделе, то есть песни, приуроченные к определенному времени года и празднику, и две-одну песню из другого раздела песен, не связанных с временами года, примерно по одной новой песне в месяц для исполнения всей группой детей.

Приходится учитывать и то обстоятельство, что песня выбирается иногда для индивидуального исполнения или для небольшой группы детей, например для исполнения на праздничном утреннике, в день развлечений или в других случаях.

Практика показывает, что в массе дети двух-трех лет могут усвоить за год примерно 8—10 новых песен, дети четырех лет— 10— 12, дети пяти лет — 12—14 и дети шести лет — 12—16 песен, включая песни для игр; при этом нужно систематически повторять песни, выученные в предыдущих группах.Песня дается в тональности, удобной для данной группы детей.

Для получения лучших результатов в пении у детей желательно, чтобы каждая последующая песня представляла собой некоторое усложнение по сравнению с предыдущей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Ивушка»

Консультация для родителей

«Музыкальные способности детей в детском саду»

Подготовила:

Музыкальный руководитель,

Калошина Наталья Николаевна

Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.

Эмоциональное воздействие гармоничных звуковых, сочетаний усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обостренное слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Природа музыкальности

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен. .. Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя ― писателем?

Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула, которая определяет причины отсутствия способностей сына или дочери.

Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача - писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность ― природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства ― хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее.

Памятка для родителей

Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», ― считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому, не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» ― немузыкальный, если вы ничего не делали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Что же такое музыкальность?

Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: Эмоциональную отзывчивость на музыку; Ладо-высотное чувство; Чувство ритма.

Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои особенности.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками, ― песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они-то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей.

Но в процессе музыкальной деятельности участвуют и многие психические процессы, которые тоже относят к музыкальным способностям: Музыкальная память; Музыкальное мышление; Музыкальное воображение, творчество.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность». Итак, постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.


Предварительный просмотр: