открытые занятия

Хасанова Разиля Шайхинуровна

Предварительный просмотр:

Тема занятия    « Юные биологи»».

Урок - деловая игра.

 Цель: 

усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия

Задачи:

Образовательные: отбор и обобщение знаний по разным  разделам биологии. Применение обобщенных знаний в знакомых и аналогичных ситуациях .

Развивающие: развитие умений учащихся  логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать; развитие навыков сотрудничества при работе в парах.

Воспитательные: воспитание диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе знаний об общности строения всех живых организмов, общебиологической культуры учащихся и этических норм поведения. 
 

 М. и М.пр.: словесный, наглядный, практический

 Оборудование:   презентация.                        

 Структура урока

  1. Орг. момент-1
  2.  Введение-5
  3.  Работа по теме.
  4.  Закрепление. Выводы-5

 Работа со слабоуспевающими: ликвидация пробелов в ЗУН

 Работа с одаренными:  усложнение заданий, применение ЗУН в нестандартной ситуации

Деловая игра. Класс делится на три команды — три фирмы  биологических экспертов. Каждая команда выбирает директора фирмы и предлагает свое название. Фирмы соревнуются в решении экологических  проблем , генетических задач. За правильные решения следуют вознаграждения в экошках-100эко за правильное решение.  (Игра идет в  15 туров (по количеству заданий). Все команды одновременно получают одно и то же задание и приступают к решению.

После каждого тура ведущий объясняет допущенные ошибки и верное решение задания. Побеждает фирма, набравшая больше экошек. В ходе игры школьники могут предложить неожиданное, не предусмотренное предложенным сценарием, но вполне разумное решение проблемы, которое, разумеется, нужно поощрять.  

Ход  занятия.                

                 Начинаем ровно в срок

                  Наше  необычное занятие

                  Дружно за руки возьмёмся

                  И друг другу улыбнёмся.

                  Пусть сегодня для нас всех

                  На урок придёт успех!

                  Поприветствуем гостей,

                  С ними нам вдвойне теплей!

                  Пожелайте нам удачи,

                  И успешности в придачу!

1.Поможем фермеру

   Фермер решил заняться разведением карпа, и взял в аренду пруд вблизи   пос. Березовая роща. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо,  чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску).

Фермер обращается к экспертам за подтверждением или опровержением своего предположения и за убедительное решение заплатит фирме 200  у. р. Каково решение экспертов?

Ответ:

 

Рассмотрим возможные решения:

а) Фермер совершенно прав! Смело вноси в озеро минеральные удобрения — и корма рыбе будет вдоволь. (Этот совет приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям  не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода, вода в озере станет токсичной, рыба погибнет и фермер разорится.)

 За совет фирма штрафуется — 50  у.р..)

Б) Без минеральных удобрений, хотя они и могут привести к опасным последствиям, тоже нельзя. Поэтому надо внести их очень незначительное количество. Этот совет не самый удачный и оценивается в 0  у.д

в)  Минеральные удобрения нельзя использовать, так как они могут вызвать бурный рост водорослей, что осенью или зимой приведет к замору рыбы. При необходимости рыбу надо подкармливать комбикормом. За этот совет фирма получит 200 у.р.

г) Минеральные удобрения вносить нельзя, но эксперты затрудняются объяснить причину. Фирма получит 50  у.р

2. Интерактивное задание: Кто лишний?

(кит, тигренок, акула, медуза)

- Правильно, все животные, кроме тигренка, обитают в водной среде. Условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение, особенности поведения существ.

Приспособления к водной среде обитания                                                                   обтекаемая форма тела                                                                                                                             наличие слизи на теле                                                                                              плавники,                                                                                                                       ласты                                                                                                                 подкожный слой жира

3. Заморочки из бочки

Найдены переходные формы. Признаки каких групп организмов они сочетают? О чем свидетельствуют эти переходные формы?

Растения -----------------------Эвглена зеленая----------------Животные

Беспозвоночные----------------------Ланцетник----------------Позвоночные

 Пресмыкающиеся  -------------------Ехидна, утконос--------Млекопитающие

Рыбы--------------------------------------Латимерия-------------Земноводные

4.Темная лошадка

Определите, о каком ученом идет речь?

  1. Трудолюбивый
  2. Путешествовал, наблюдал, анализировал
  3. Гений
  4. Выяснил причины эволюции

5. И один в поле воин—дать определение.

 

1. Мутуализм - это

2. Организмы обитающие в безкислородных условиях-

3. Совокупность всех видов животных-

4.Биологические катализаторы -

5. Наука о растениях-

6. Аа - это … гаметы

     7. Павлов, ученый, который…

          8. Корабельный червь относится к….

          9. За 1 секунду образуются… сперматозоидов

         10. Гемофилия, болезнь…..

6.Черный ящик.

Плод ягода, формула цветка- Ч(5), Л(5), Т5, П1., родина –Латинская Америка, в нашу страну привезены в 1850г. из Западной Европы. Много ядовитых родственников, из него делают сок, кетчуп, соус, салаты и др.

7. Определи по схеме

Интерфаза – Мейоз1-Интерфаза2- Мейоз2

8.Установите соответствие между приспособленностью организмов и

эволюционным процессом, в результате которого она сформировалась.

А)ласты кита и роющие конечности крота    д             1)дивергенция

Б)крылья птицы и крылья бабочки     к                          2)конвергенция

В)обтекаемая форма тела дельфина и акулы к

Г)разные формы клюва у вьюрков д

Д)крылья летучей мыши и крылья совы к

9.Укажите правильную последовательность (составьте сказку, склеить разрезанные строчки по порядку):

8)мужик сказал филину:  «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

   1) филин обиделся и улетел в другой лес;

   6) не стало филина — расплодились мыши;

   2) мыши стали поедать соты и разорили ульи;

   4) не стало пчел — не опыляются травы и их урожайность понизилась;

   7) мало стало травы — корова не стала давать молока;

   5) худо стало мужику без меда и без молока;

   3) пришлось мужику мириться с филином;

10. Известная фирма «ЖвачЧав» просит нас помочь руководству увидеть перспективы в тяжком и неблагодарном деле ликвидации отходов

  Фирма была вынуждена пойти на этот шаг, поскольку завалилась своими собственными отходами «по самые уши» и переплатила кучу штрафов по поводу и без повода местным контролирующим органам.

 Фирма заплатит 100у.р.

 Итак, от вас требуется анализ проблемы и разработка общих рекомендаций ее решения.

Очевидно, что вам, как эксперту, придется затронуть и проработать следующие аспекты:

  1. Выявление и контроль (по сути, ревизия отходов).
  2. Методы сокращения отходов (или полного их предотвращения)
  3. Методы регенерации и повторного использования отходов.
  4. Методы ликвидации отходов.

Дополнительная информация для экспертов:

Итак, на этапе контроля (ревизия отходов)  

- получить представление о характере и типах производственных процессов;

- установить используемые ресурсы (сырье);

- определить выходы производственных процессов (при производстве 1 тонны жевательной резины получается  100 кг нежевательной резины и несъедобного жира, 200 литров сладкой воды);

- установить точное количество сточных вод;

- рассмотреть варианты снижения отходов…   Вспомните еще раз про штрафы, которые фирма уже заплатила.

Направление- предотвращение и сокращение отходов:

-модифицировать или изменить состав

-отладить производственный процесс – машины, которые замешивают каучук и делают из него жевательную резинку, называются экструдерами, можно наладить их работу таким образом, чтобы получались потоньше;

- изменить конструкцию оборудования (выкинуть устаревший экструдер и нанять жевуна из Страны Жевунов, который будет работать медленнее, но с лучшим качеством, хотя ему придется платить за вредность).

Регенерация и повторное использование:

- Здесь море возможностей.

 

- Мы предлагаем принципиальное решение- все сжеванные жвачки сдаются на заводы или базу «Втор ЖвачРеза», где их сбрасывают, разогревают с добавлением скипидара и добавляют в экструдеры. Полученная таким образом продукция заслуживает право нести на своей импозантной упаковке «маркировку» «Зеленая»  

- Может быть предложена замкнутая производственно- потребительская система: любители пожевать приходят прямо на завод и жуют, непосредственно извлекая теплую еще массу из экструдеров, туда -же ее и выплевывают!

- Прекрасная идея – создать сеть кафе «зеленых жевунов», которые будут…

Если серьезно, то тонна рециркулируемого полиэтиленпарафлата- пластмассы, используемой для изготовления бутылок для безалкогольных напитков, может принести прибыль в размере около 1000 долларов США( что почти равно по стоимости тонне алюминия). Так что делайте выводы.

Создание безопасных методов ликвидации:

Не все, к сожалению, подвергается утилизации. Некоторые отходы человечества до сих пор (и еще долгое время) будет вынуждено уничтожать.  Разнообразие методов поражает (как и отраженный в некоторых из предложений человеческий авантюризм и вполне конкретное желание запихивать ненужное с глаз долой – лишь бы подальше, а куда неважно): это и закачка жидкого в подземные горизонты, это и закапывание сыпучего и ядовитого в глубокие шахты и…вплоть до засылки контейнеров с особо неприятными вещами на орбиту других планет.

- Для жвачек идеальным представляется использование в целях моделирования искусственного рельефа: можно, например, помочь голландцам, наклеив им новую дамбу, или японцам, нажевав и сложив из миллионов комков новый остров в океане.

11. Дальше, дальше, дальше- решение задач по генетике

1.Невнимательная медсестра в родильном отделении перепутала двух девочек.  Помогите определить принадлежность детей истинным родителям, если  известны группы крови родительских пар и девочек.

  1. у Ани – 1 группа крови;
  2. у Оли -  2 группа крови;
  3. у 1-й родительской пары – 1 и 2 группы крови;
  4. у 2-й родительской пары – 2 и 4 группы крови.

12. Дигибридное скрещивание

2.У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (н) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом.

1. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.

2.   Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гетерозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.

Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?

1.ВВНН  х ввнн  -  ВвНн

2. ВвНн    х ввнн --  ВвНн, Ввнн, ввНн, ввнн

13. ДАНО: Объект: человек                                                                                                              

А- близорукость

а- норма

В- норма

в- фенилкетонурия

?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.

СХЕМА БРАКА:

Р аа ВВ х  Аа вв

  ↓

???????

                          Ответ: Аа Вв  аа Вв

Справочный материал  

Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету (ребенка в течение 3х лет кормят особой пищей), лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания  (наиболее часто встречаемое генное  заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек). Всего на сегодня известно более 3000 наследственных болезней. Среди них генетики диагностируют около 700 наследственных болезней обмена веществ. Кроме того, исследование в дородовом периоде клеток хориона и аминотической жидкости позволяет диагностировать более 100 наследственных болезней.

14.Блок генетический код

В биосинтезе белка участвуют молекулы т РНК с антикодонами УАА, ГГГ, ЦУА, ЦАГ, ЦЦА, ААУ. Определите нуклеотидную последовательность участка цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде. Укажите строение данного полипептида. Ответ поясните. Для ответа используйте таблицу генетического кода. Стр.-26.

И рнк- Ауу ццц гау гуц ггу ууа

Белок- Иле-про- асп-вал-гли-лей

ДНК-   таа ггг цта цаг цца аат

15.У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом содержится у кроликов?

а) в одной яйцеклетке
б) в одном сперматозоиде
в) в одной зиготе
г) в одной соматической клетке детей
д) в одной соматической клетке внуков

 16. Это интересно

Самое прыгучее насекомое.  (Кошачья блоха. Блоха одним прыжком может преодолеть расстояние в 33 сантиметра. По сравнению с ее размерами это гигантское расстояние!)

 Самый "непотопляемый" среди сухопутных животных.  (Дикобраз)Он вообще не может утонуть: полости его многочисленных игл заполнены воздухом.

 Самый толстокожее животное. (Нильский бегемот. У него толщина кожи доходит до 2,5 сантиметра у слона - 1,8 сантиметра, у носорога - 2 сантиметра).

Самая крошечная птица. (Колибри-пчела, имеет размер не больше 6 сантиметров. Меньше нее птиц просто не бывает)

 Самый тяжелый из наземных животных. (Африканский слон. Длина тела достигает у них 6—7,5 метра, высота в плечах (наивысшая точка тела) — 2,4—3,5 метра. Средняя масса тела у самок 2,8 тонн, самцов — 5 тонн).

 Самая крупная птица. (Страус. Он очень высокий - до двух с половиной метров, а его вес составляет больше 130 килограммов).

 Самое зубастое животное на Земле. (Садовая улитка. Ведь у нее 25 тысяч зубов! Правда, как мы понимаем, зубы эти абсолютно безопасны и служат лишь для перетирания листьев. Но факт остается фактом, и садовая улитка по праву занимает место в Книге рекордов как самое зубастое существо планеты.

Самое высокое млекопитающее в мире. (Жираф. Уникальный экземпляр высотой 5,86 метров был зарегистрирован в Кении в 1930 году. Ученые утверждают, что во всей Африке невозможно найти двух жирафов, у которых будет совпадать рисунок на шее. Он так же неповторим, как и отпечатки пальцев человека

 

Использованная литература:

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке.



Предварительный просмотр:

 Открытое занятие

«Будь природе другом»

Объединение «Живой уголок»

младшее звено.

 

  Будь природе другом.

Цель: обобщить представление детей об экологии.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания   детей об экологических проблемах,  о свойствах воздуха и воды.

Развивающие: развивать умения учащихся  логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи,  расширять кругозор детей о природе; развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, желание поддерживать чистоту. 

 Оборудование: презентация, круги черного и белого цвета, плакат «Дерево», музыка-пение птиц, пакеты, соль, сахар, почва, вода в 2х стаканах, трубочка, зеленые листики.

1. Организационный момент. Дети под музыку   заходят в  кабинет и встают в круг:

Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (руками описать большой круг над головой)

Здравствуй, милая земля! (плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья! (взяться за руки и поднять их)

Я — твой друг (показать руками на себя) и ты — мой друг (показать на соседа)

Вместе за руки возьмемся (взяться за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбнуться)

А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями и согреем их своими улыбками. А теперь подарите свои улыбки мне.

Педагог: Ой, ребята, нам телеграмма (читает): «Приглашаем юных экологов на ученый совет, который состоится сегодня в 15 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет… Прошу вас зайти в зал заседаний. 

Я приветствую вас, мои юные друзья, в зале заседаний совета юных экологов. Сегодня мы выслушаем сообщения юных ученых, поговорим о живой и неживой природе, поиграем в умные экологические игры, узнаем, как растет растение, поставим опыт.

Ребята, вы сегодня будете юными экологами. А кто это — юный эколог? (ответы детей — «это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней»).

А как вы думаете — как можно стать юным экологом? (ответ детей — «делать добрые дела по отношению друг к другу и к природе»)

Юные экологи много знают о природе. Давайте проверим ваши знания.

- Ребята, как вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ? (Ответы детей)

Да, экология изучает сообщества живых организмов и неживую среду.

Карточки: Живая природа и неживая 

   Мир живой природы — это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). Все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа — это все, что растет, дышит, питается, развивается.

   Неживая природа — это все то, что нас окружает — звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки)

Экология - это наука о доме, о месте жительства. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих.

Воздух:

 Педагог: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку: 
Через нос проходит в грудь, 
И обратный держит путь. 
Он невидимый, но все же, 
Без него мы жить не сможем. 
Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
С нами рядом каждый час, 
Но невидим он для нас! 

Дети: Воздух!
ПедагогСкажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? 
Дети: Нет, не видим. 
Педагог: Раз мы его не видим, значит, какой воздух? 
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый! 
Педагог: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам,  Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? 
Дети: Да. 
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом). 
ПедагогВозьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 
Дети: Он пуст. 
Педагог: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? 
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким. 
Педагог: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? 
Дети: бесцветный 
Педагог: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т.е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный. 
Педагог: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке». 
Педагог: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? 
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха! 
Педагог: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но, чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку, и получаются пузырьки.  

Педагог: Воздух, которым мы дышим, может быть не очень чистым. Почему?

- А, что такое смог? (Это серая “пелена” из дыма и копоти. Таким загрязненным воздухом людям трудно дышать)

- Откуда взялся этот дым? (От фабрик и заводов, выхлопных газов машин)

- Что же делать, чтобы воздух был чище?

Ребята, представьте, что люди остановят все заводы, фабрики, ТЭЦ, но ведь они нам необходимы…

Предложения детей:

  1. На фабриках, заводах можно поставить фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.
  2. Надо изобрести новые машины.
  3. Люди должны посадить больше деревьев…

- Скажите, для чего нам в городе нужны растения? Ответы детей:

  1. Растения очищают воздух.
  2. Растения дают нам кислород.
  3. Растения приглушают шум на городских улицах.
  4. Растения – дома для насекомых и птиц, а птицы своими песнями украшают нашу жизнь).

Да, деревья называют легкими нашей планеты. Послушайте народные изречения о растениях:

— Растение — земли украшение                                                                                                            — Сломать дерево — недолго, вырастить – годы                                                                                  — Одно дерево погубил, посади сорок                                                                                                 — Старые деревья молодые охраняют  

Игра “Хорошо – плохо”

 

“Хорошо”

“Плохо”

1.

В нашем  поселке строят красивые, современные здания!

Много вырубают, уничтожают зеленых насаждений.

Из-за высоких построек город проветривается еще меньше.

2.

В нашем городе все больше и больше появляется новых, красивых машин!

Большое количество выхлопных газов, это загрязняет воздух.

Люди часто болеют.

3.

Все больше людей любят гулять в парках, скверах, выезжают на природу на водоемы.

Многие люди загрязняют город и его окрестности, оставляя много мусора.

Ломают деревья, рвут цветы, разоряют гнезда и муравейники, и т.д.

Вода

Игровой практикум. «Мама Тучка».

 Педагог: Давайте представим, что я мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

-Капельки, всем пора отправляться в путь. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали…(Дети прыгают). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись парами). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединились в одну цепочку). Плывут капельки, в большой реке путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (Дети перестраиваются в большой океан и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело, стали капельки легкими и потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме Тучке. (Дети разбегаются и  садятся за парту)

Опыт №3 «У воды нет запаха». 

Педагог: Чтобы определить запах воды  мы снова отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам) Чтобы  определить запах воды, его надо  понюхать.  

Дети: У воды нет запаха. 

Педагог:  Однако,  вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №4 « У воды нет вкуса».

Педагог:  Предлагаю определить вкус воды. (Дети пробуют через соломинку воду)

Педагог: Есть ли у нее вкус?

Дети: У воды нет запаха. 

Педагог:  Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная.   Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная.  Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Опыт №5 «Вода прозрачная, и в воде растворяются различные вещества».

Педагог:  Возьмите два стакана с водой, в один из них дети положите обычный песок, сахар, краситель и попробуйте размешать его ложкой. Что получается?

 Дети: Вода стала мутная.

Итог эксперимента: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем

 Педагог:  Посмотрите на воду, в которой мы провели опыт  и на чистую кипяченую воду. Хотели бы вы попробовать такую воду? (Ответы детей: она мутная, грязная, в ней что-то плавает)

Педагог:  Дети, что нужно сделать, чтобы водоемы стали чище? (Очищать их, собирать мусор, вывозить мусор)

Ребенок читает стихотворение:

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься 
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем, везде нужна вода! –

 

Игра «Составь сказку»

«Укажите правильную последовательность» - составьте сказку, склеив разрезанные строчки по порядку:

 1.Мыши стали поедать соты и разорили ульи;

2.Пришлось мужику мириться с филином;

3.Мало стало травы —     корова не стала давать молока;

 4.Не стало филина —     расплодились мыши;

5.Мужик сказал филину: «Нет от тебя в лесу никакой пользы!»

 6.Не стало пчел —  не   опыляются травы, и их урожайность понизилась;

7.Филин обиделся и улетел в другой лес;

8.Худо стало мужику без меда и без молока;

Задание «Продолжи предложение»

“Девочка в лесу” (по В. А. Сухомлинскому).

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть на траву и пообедать. После обеда Оля собрала остатки пищи в бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки, и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

Лида тихо ответила подруге…

- Что, по-вашему, ответила Лида? Кто поступил правильно?

Грязные воздух и вода, зараженная земля вызывают разные заболевания и даже гибель людей. Уничтожение животных ведет к исчезновению некоторых животных. Помните о том, что вы всегда должны бережно относиться ко всему, что вас окружает, чтобы наша земля не превратилась в пустыню.

 Педагог. Наша планета - общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. Дом, этот очень большой: вся Земля является домом для всех на ней живущих. И дом мы назовем природой.

 Педагог: А что такое  природа? (ответы детей)

 Педагог: Да, это реки, леса, поля, небо, солнце, животные - все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленькая букашка тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.  

 Ребенок читает стихотворение:

Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению. Паучок- терпению.                                                                                                 Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.                                                                                    И к тому же в их труде все по справедливости,                                                                          Отражение в воде учит нас правдивости.                                                                                               Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте                                                                                           И при всей огромности обучает скромности.

(проводится физкультминутка: «К нам жук влетел»).

К нам жук влетел,                        Плавные взмахи руками.

Зажужжал и запел:                      

« Ж – ж – ж».

Вот он вправо полетел,               Правую руку отвести в сторону.    

Каждый вправо посмотрел.        Плавный поворот головой в правую сторону.

Вот и влево полетел,                   Левую руку отвести в сторону.

Каждый влево посмотрел.          Плавный поворот головы в левую сторону.

Жук на нас хочет сесть,              Плавные взмахи руками.

Не дадим ему присесть.              Плавные отталкивающие движения.

Жук, вот правая ладошка,           Показать правую ладонь.  

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,             Показать левую ладонь.

Посиди и тут немножко.

Жук вверх полетел                      Взгляд устремлен вверх.

И на потолок присел.                   Плавный подъем рук.

На носочки мы привстали,           Подъем на носки.  

Но жука мы не достали.                Сожалеющий жест.

Хлопнем дружно:                          Хлопки в ладоши.

Хлоп – хлоп – хлоп.

Чтобы улететь он смог.                Плавные взмахи руками.

«Ж – ж – ж».

Игра “Что будет если…”

 . Скажите, пожалуйста, какие правила поведения в природе вам известны? Сейчас я, буду вам о них рассказывать, а вы будете отвечать, так ли вы себя ведете в природе.

- Ветки не ломаете, деревья не калечите, не травинку, ни лист зря не рвете…

- В лесу, парке играете: листьями бросаетесь, венки плетете, букеты рвете. Говорите: “Подумаешь, много зелени – еще вырастет!”

- На природе вы шумите, кричите, аукаете и, главное, вы никому не мешаете.

- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, мокрую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!

- А может быть, вы, говорите, что звери всякие нужны. Каждый делает в природе свое полезное дело.

 

Педагог: Молодцы ребята, за вас я спокойна. Я вижу, что вы любите природу и будете ее беречь. 

Работа с моделью «Сухое (несчастное) дерево».

  Педагог демонстрирует модель, объясняет, что на бумаге изображено сухое (несчастное) дерево, спрашивает: можно ли ему помочь? Педагог говорит, что можно: она принесла волшебные листочки; каждый, кто возьмет их в руки, сразу придумает хорошее дело. Педагог раздает детям по одному зеленому листочку, предлагает подумать, как можно помочь дереву. Подумав, дети начинают предлагать: полить, окопать, обрезать сухие ветки, замазать раны, еще раз полить и т. д. Педагог  берет листочек ребенка, пишет на нем имя и действие, которое он назвал, прикрепляет листочек к дереву (с помощью клея и пластилина). Когда все дети внесут свои предложения,  педагог обращает их внимание на дерево: оно зазеленело, на нем «выросло» много листочков от добрых пожеланий ребят – сухое дерево от заботы и доброты стало счастливым.

 Педагог: «Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, наши питомцы в уголке природы будут хорошо себя чувствовать, если мы будем проявлять доброту, заботиться о них, и порадуют нас красотой и здоровьем».

Педагог демонстрирует стенд «Панорама добрых дел»,   спрашивает: что же хорошего для растений и животных дети могут сделать в  Доме Детского творчества и дома? Выслушивает   ответы.

(«Хорошее отношение к растениям и животным дома»,                                                                «Интересные наблюдения в природе»                                                                                                 «Зеленая елочка – живая иголочка»:                                                                                            «Кормушки птицам» 

Игра. Раньше рифма помогала, а теперь кошмарной стала.

Ты, дружок не торопись, на крючок не попадись

1.В лес берем мы пять лукошек,

Чтоб собрать побольше (не кошек, а грибов)

2.Летит в снос летящий пух,

Весь июнь цветет (не лопух, а тополь)

3.Убедила нас всех Маша,

Раньше всех цветет (не ромашка, а подснежник)

4.На краю цветет обрыва,

В колких иглах, шишках(не ива, а сосна)

5.Крона от ягод вся уж красна,

Очень уж красною стала (не сосна, а рябина)

6.Вот прошумели майские грозы,

В пене лиловой куст нашей (не розы, а сирени)

7.В Новый год она красива,

 Вся в огнях, игрушках (не ива, елка)

8. Красные шляпки, белые точки,

Детки не рвите эти (Не цветочки, а мухоморы)

9.Пишут в каждой детской книжке,

Что растут на дубе(не шишки, а желуди)

10.Как горящий уголек,

Ярко красный(не василек, а мак)

11.Снег еще не стаял, по ночам морозы,

Но уже на проталинах, расцветают (не розы, а подснежники)

12Хоть трещат зимой морозы,

Зеленеют в парке (не розы, а ели, сосны)

 

Педагог: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе,  о загрязнении воды, воздуха, о добрых делах, провели опыт).

На этом наш ученый совет закончил свою работу. Спасибо всем. Я говорю вам — молодцы и спасибо.   До свидания, мои юные друзья!



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

биологии и русского языка

по теме «Я дышу, а значит - я живу»

Цели занятия:

I.Образовательные:

1.Дать понятие значения ЖЕЛ как процесса, необходимого для жизни.

2.Рассмотреть процесс изменения грудной клетки при вдохе и выдохе.

II.Развивающие:

Продолжить формирование умений анализировать,  аргументированно излагать свою точку зрения, вести дискуссию, развитие навыков культуры общения, проводить сравнения, делать обобщения, выводы.

III.Воспитательные:

1.Воспитать бережное отношение к органам дыхания и здоровью в целом.

2.Профилактика заболевания дыхательных путей.

Цели занятия  русского языка:

I. Обучающие:

1. Обобщить сведения об однородных членах предложения.

2. Формировать умения: 

опознавать однородные члены предложения;

правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения;

составлять схемы  предложения с однородными членами.

II. Развивающие:

Развивать:

логическое мышление детей;

речь учащихся путём включения в неё предложений с однородными членами предложения;

навыки самостоятельной и коллективной работы.

III. Воспитывающие:

Способствовать развитию:

любви к родному языку;

здорового образа жизни.

Демонстрационное оборудование:  презентация; жетоны, лист инструкция для проведения эксперимента, схемы однородных членов предложения, шарики, ролик о вреде курения.

Тип занятия: интегрированное занятие биологии и русского языка

Методы: работа с текстом, словарём, эксперименты, схемы, таблицы,  приём инсерта.

Эпиграф.

Ход занятия:

1.Эпиграф (читает учитель русского языка) Слайд1

Пока мы дышим – нам еще не поздно

Летать… любить… свой день встречать улыбкой,

Поверить в сказку… совершать ошибки

И на вопрос искать ответ по книжкам.

2.Объявление темы ( учитель биологии) Слайд 2

Роза-  «Я дышу, а значит - я живу…» строчка из известной песни автора и исполнителя Владимира Высоцкого станет темой нашего занятия.

Хорошо понятно, что с первого и до последнего дня своей жизни человек дышит.

3.Учитель русского языка: Слайд 3

- Ребята, как вы понимаете фразу «Это нам нужно как воздух!»?

( работа со словарём крылатых выражений)

4.Учитель биологии

Известная фраза «Это нам нужно как воздух!» выражает особую потребность организма в воздухе. Без воздуха человек гибнет через несколько минут.

- Как много в жизни и в состоянии человека связано с дыханием – и состав крови, и движение, и чувство, и ум! Дыхание – начало общения, речи, мелодии. Жизнь и дыхание не отделимы. 

5.Объявление целей занятия биологии.

В ходе занятия

Мы обсудим: значение жизненной емкости легких.

Вы узнаете: как изменяется объем грудной клетки при вдохе и выдохе.

Вы научитесь: самостоятельно проводить исследования.

6.Объявление целей занятия  русского языка. Слайд 4.

- Ну а мы с вами

Обобщим знания об O, O, O;

повторим правила о ... при O, O, O;

научимся находить O, O, O в предложении и составлять схемы предложений с O, O, O.

Занятие мы проведем в форме познавательно - конкурсной игры «Что? Где? Когда?». Слайд 5.

Участвуют две команды по шесть человек. Даётся время на обдумывание вопросов- 1-3 минуты. Кто быстрее ответит, получает 1 балл.

Задание 1. Слайд 6

- В задании № 1  назовите органы, относящиеся к системе дыхания.

-носовая полость – желудок

-сердце – гортань

-головной мозг – трахея

-бронхи – легкие

альвеолы – нейрон

плевра - печень

7.Учитель русского языка Слайд 7

Органы, относящиеся к системе дыхания,  - это носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие.

- Что вы можете сказать о строении этого предложения? Что интересного мы можем заметить в этих строчках, посмотрев на них с точки зрения построения предложения?

- Давайте вспомним, что такое однородные члены?

Задание 2. Блиц – вопрос.  Слайд 8

1. Однородные члены предложения – это слова, которые  

относятся к ……………

отвечают на …………..

соединяются между собой …..союзами

произносятся с интонацией …….

2. Сочинительные союзы делятся  на……..

3.Обобщающие слова являются теми же…….., что и однородные члены.

8. Работа по теме занятия. 

Учитель биологии

Эксперимент №1

ы знаем что, кислород поступает в организм человека и расходуется в процессе окислительно-восстановительных реакций. Для поддержания газового состава альвеол необходима вентиляция альвеольного воздуха. Она достигается благодаря дыхательным движениям: чередованию вдоха и выдоха.

- При вдохе и выдохе поднимается и опускается грудная клетка, а следовательно, меняется ее объем и обхват. Давайте это докажем экспериментальным путем, эксперимент №1.

-В этом задании вы должны правильно сделать измерения грудной клетки.

1.Измерительная лента накладывается так, чтобы она касалась углов лопаток.

2.Руки должны быть опущены.

3.Испытуемый делает спокойный вдох, вы измеряете, выдох снова измеряете, результаты заносите в таблицу.

4 Затем испытуемый делает глубокий вдох (это вдох с шумом).  Вы измеряете, он делает глубокий выдох, снова измеряете, результаты записываете в таблицу оценочного листа.

Приступаем. 

Результаты занесите в задание № 1 оценочного листа 

Дыхание

Вдох (см)

Выдох (см)

Спокойное

Глубокое

Изменение объема

- Есть ли разница в измерениях окружности грудной клетки при спокойном дыхании и при глубоком дыхании?

- Какой вывод можем сделать?

Вывод: Итак, при вдохе и выдохе изменяется окружность грудной клетки, и это изменение больше при глубоком дыхании, так как включаются дополнительные мышцы. Как правило, обхват грудной клетки у мужчин больше, чем у женщин.

В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400—500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом (ДО).

9.Учитель русского языка: Слайд 9

Задание 3.

- По итогам данного эксперимента запишите предложение с однородными членами, расставьте знаки препинания.

(При вдохе и выдохе грудная клетка и поднимается, и опускается, и меняется в обхвате.)

10. Учитель биологии

Движение воздуха в легкие и обратно обусловлено разницей давления внутри и снаружи тела. В легких нет мышц, поэтому активная роль в дыхании принадлежит дыхательным мышцам. Главной дыхательной мышцей является диафрагма. Ей помогают внешние и внутренние межреберные мышцы.

Важным показателем дыхания является ЖЕЛ.

Если человек сделает самый глубокий вдох, а затем максимально выдохнет, то объем выдыхаемого воздуха и составит ЖЕЛ.

Задание 4.

Работа с телефоном.

Как называется прибор для измерения ЖЕЛ?  Слайд 10

11.Задание 5.(Шары)

Эксперимент № 2. 

Давайте определим ЖЕЛ капитанов.

-У вас на столе лежит шарик, сделайте один глубокий вдох и максимально выдохните воздух в шарик, зафиксируйте шарик, чтобы он не сдулся. У кого получится наибольший объем шарика, тот и победит. Начали. Давайте посмотрим, у кого получился наибольший объем шарика. Молодцы!

Слайд 11

Теоретически можно рассчитать по формуле, в которой

ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5 х рост (м),

ЖЕЛ (л) женщин = 1,9 х рост (м),

где 2,5 и 1,9 – коэффициенты, найденные экспериментальным путем.

Вывод : ЖЕЛ зависит от многих факторов: возраста, пола, роста, степени тренированности человека.

У новорожденных жизненная емкость легких составляет 700-800 мл в 17 лет у девушек - 2760 мл, у ребят - 3520 мл.

12.Учитель русского языка: Слайд

Задание 6.Слайд 12

Обращаю ваше внимание на вывод, сделанный в ходе эксперимента 

( ЖЕЛ зависит от многих факторов: возраста, пола, роста, степени тренированности человека).

- Составьте схему предложения.

 Учитель русского языка:

13.Задание 7. Слайд 13

- Отгадайте ребус.

-Ребята, вы любите экскурсии? 

- А как вы понимаете значение слова «экскурсия»?

14.Учитель биологии: 

- А в биологии экскурсией еще называют и изменение обхвата грудной клетки

15. Учитель русского языка

Задание 8

-А как называются слова одинаковые по написанию, но различные по значению?

16.Учитель биологии: 

-Как вы думаете, изменяются ли ритм дыхания, сила вдоха и выдоха или нет?

- Давайте это проверим в ходе эксперимента.

Эксперимент №3

Для этого задания нам нужны часы с секундной стрелкой. Положите руку на грудную клетку и по моему сигналу с помощью часов подсчитайте число дыхательных движений за 1 минуту. Не забывайте, что вдох и выдох – это одно дыхательное движение.

-А теперь встаньте и по моему сигналу сделайте 10 энергичных приседаний.

Снова сосчитаем число дыхательных движений за 1 минуту, после физической нагрузки.

Задание 9

-Внимание вопрос: От  чего зависит число дыхательных движений?

Вывод: после физической нагрузки число дыхательных движений увеличилось, так как энергия расходуется на выполнение дополнительной работы.

[Взрослый человек делает 15—17 вдохов-выдохов в минуту, а новорождённый ребёнок делает 1 вдох в секунду

17.Учитель русского языка: Слайд 23

Задание 10.

- А теперь  в таблице соотнесите предложения со схемами. Слайд 14

1.Главная функция органов дыхания - удалять излишки углекислого газа и восполнять кислород. 2. В основе лежат процессы окисления углеводов, жиров и белков, в результате чего освобождается энергия, обеспечивающая жизнедеятельность. 3. При вдохе скелетные мышцы расширяют грудную полость, лёгкие.

18.Дыхательная гимнастика.

Учитель биологии: 

- В качестве разминки после работы с текстом мы предлагаем вам дыхательную гимнастику, необходимую для формирования навыков владения дыханием и голосом.

Задуйте свечу. (Все выстраиваются в ряд)

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что перед вами три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Задание 11.

19. Учитель русского языка

 Использование скороговорки (хором): Слайд 15 (по 1 участнику)

Как на горке, на пригорке

Стоят 33 Егорки

(глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка …

(и т.д. до полного выдоха). 

20 Учитель русского языка: Слайд 16-17

Задание 12.

Вы должны  составить предложение из данных слов и правильно расставить знаки препинания.

Дыхание – это ключ к множеству тайн: здоровья, продолжительности жизни , сверхъестественных способностей человека.

21.Черный ящик ( В этом ящике находится то, что  сокращается  жизнь на 15 мин)

22. Просмотр ролика о вреде курения.

23 Учитель русского языка

Задание  13. Слайд 18

Составить Даймонд по просмотренному ролику. (Здоровье - болезнь, жизнь  –смерть, дым- воздух, свет- тьма)

Даймонд

Даймонд – это своеобразное стихотворение, которое пишется по определенным правилам и  может состоять из семи и девяти строк.

Правила написания семистрочного даймонда

1 строка – первое существительное

2 строка – два прилагательных, описывающих первое существительное

3 строка – три наречия, относящиеся к первому существительному

4 строка – четыре глагола: два из них относятся к первому существительному, два последних относятся ко второму существительному

5 строка – три наречия, относящиеся ко второму существительному

6 строка – два прилагательные, описывающие второе существительное

7 строка – второе существительное – антоним первому.


Например:

Война

Страшная, длительная

Страшно, смертельно, оглушительно

Убивает, губит, созидает, строит

Радостно, счастливо, красиво

Спокойный, прекрасный

Мир

24. Учитель биологии Задание 12.Кроссворд. Слайд 19

25.Итог занятия.

Учитель биологии:

- Итак, скажите, какие основополагающие и проблемные вопросы мы с вами решили в ходе урока? 

Узнали, новые понятия ЖЕЛ, экскурсия.

Доказали, что при вдохе и выдохе грудная клетка меняется в обхвате.

Узнали, как называется прибор для измерения ЖЕЛ.

Учитель русского языка:

- Что сегодня мы повторили по теме «Однородные члены предложения»?

а) относятся к одному и тому же слову;

б) отвечают на один и тот же вопрос;

в) являются одинаковыми членами предложения;

г) равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью;

д) произносятся с интонацией перечисления.

26.Рефлексия.

1.Какие чувства Вы испытали в ходе занятия?

2.Как вы думаете , что нужно делать , чтобы сохранить здоровыми органы дыхательной системы.

27.Учитель биологии: Слайд 20

«Дышать – это огромное удовольствие», - говорит Л.Рошаль, врач – педиатр . Достаточно одного дыхания, чтобы всегда быть счастливым, наслаждаться жизнью. Дыхание - это жизнь.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Интерактивная игра

«Моё безопасное лето»

Вопросы безопасности детей в дни летнего отдыха

Цель: закрепление и расширение знаний по безопасности в летний период.
Задачи: 
- повторить и закрепить имеющиеся знания;
- сформировать знания по основам безопасности при укусах вредных насекомых;
- расширить кругозор учащихся по вопросам безопасности летом.
 Оборудование:  интерактивная доска,   раздаточный материал (карточки с заданиями), призы.
Предварительная подготовка:
- беседы по безопасности в летний период;
- подготовка эмблем команд с изображением цветов;
- подборка стихов о лете.

Ход  игры:

Оргмомент: Педагог объявляет начало мероприятия, тему, представляет жюри. Делит учащихся на 4 подгруппы, для чего ребята берут со стола перевёрнутые вниз карточки с изображением летних цветов, сделав случайный выбор, организуются в команды: «Васильки», «Ромашки», «Колокольчики», «Одуванчики». Педагог объясняет правила проведения  игры: каждой команде будут выдаваться в процессе игры карточки с заданиями, правильный ответ оценивается в 1 балл, учитывается скорость ответа. Если команда не отвечает на задание карточки, другая команда может дать ответ и получить балл.


Педагог: Ребята, вы все любите лето. Это самая прекрасная пора для отдыха, которую нам дарит природа после напряжённого учебного года.
- Что ты мне подаришь, лето? 
- Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
- Что ещё подаришь мне?
- Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
"Погадай мне поскорей!"
И она тебе в ответ
Нагадала много лет! 
(Владимир Орлов)
Наступает самое прекрасное время года –лето, и каникулы.. Однако иногда дети увлекаются игрой, забавой, или просто бывают невнимательны и совершают ошибки, которые могут привести к неприятностям. Чтобы избежать таких ситуаций, сегодня мы посоревнуемся в знании особенностей безопасного поведения летом. Не будем повторять общие правила: дорожного движения, поведения дома, на улице, с незнакомцами – они одинаково значимы в любое время года и соблюдать их нужно неукоснительно. Обратимся только к специфике летнего отдыха. Летом большую часть времени мы проводим на улице под палящим солнцем. Прямые солнечные лучи очень опасны для детей, можно быстро получить ожог или тепловой удар.
Среди двора стоит Жара,
Стоит и жарится с утра.
Залезешь в глубину двора -
И в глубине стоит Жара. 
Жаре давно уйти пора,
Но всем назло стоит Жара. 
Сегодня, завтра и вчера
Везде Жара, Жара, Жара... 
Ну неужели ей не лень
Стоять на солнце целый день? 
(Эмма Бицоева)

Наше первое конкурсное задание: «Солнышко красное, прекрасное!»
(Команды выбирают карточки с вопросами, выбирают правильный ответ, обосновывают его)

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/30/s_5b0e5d27a8572/909562_1.jpeg


(Ответ: с 10.00 до 15.00)

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/30/s_5b0e5d27a8572/909562_2.jpeg


(Ответ:30 минут)

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/30/s_5b0e5d27a8572/909562_3.jpeg


(Ответ: нанести на кожу защитный крем)

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/05/30/s_5b0e5d27a8572/909562_4.jpeg


(Ответ: из хлопковых лёгких тканей)


Педагог: А в дополнение к вашим правильным ответам, хочу напомнить вам, что обязательно надо иметь в запасе простую воду для питья, чередовать нахождение на солнце и в тени. Выходить на солнце без головного убора категорически запрещено во избежание не только солнечного или теплового удара, но и для защиты от вредных насекомых, ведь с наступлением тепла они появляются в большом количестве. 


Я лежу на лyгy. 
В небесах ни гyгy.
Вдаль плывут облака,
Как немая река.
А в траве, на земле,
На цветке, на стебле -
Всюду пенье и свист,
И живет всякий лист:
Тут и муха, и жук,
И зеленый паук.
Прилетела пчела
И в цветок уползла.
Тут кузнечик усы
Чистит ради красы,
И кряхтит мypавей
За работой своей.
Шмель мохнатый гудит
И сердито глядит,
Где цветок посочней,
Где медок повкyсней.
А комаp-людоед,
Будто дpyг иль сосед,
Будто в гости попав,
Полетел мне в pyкав.
Будет жалить и петь… 
(Сергей Городецкий)

Наше второе конкурсное задание: «Букашечки – «милашечки»
(
Команды отвечают на вопросы методом «кто быстрее», дополнения также оцениваются баллами)
Вопросы:
1. Назовите 4 безвредных летних насекомых 
(бабочки, муравьи, божьи коровки, кузнечики)
2. Назовите 4 насекомых, представляющих угрозу человеку 
(клещи, комары, мошки, слепни)
3. Какую опасность представляет для человека клещ?
(переносчик инфекционных заболеваний, самое опасное из которых энцефалит)
4. Как защититься от клещей? 
(если идёте в лес, обязательно надевать головной убор, штаны и кофту с длинными рукавами, а на ноги – закрытую обувь) 
5. Чем опасны комары и мошки для человека? (
слюна комара вызывает зуд, отёк, покраснение в месте укуса, а в некоторых случаях и тяжёлую аллергическую реакцию, с ней в тело человека могут попасть инфекции)
6. Как защититься от комаров и мошек? 
(в помещении можно использовать фумигатор, установить на окна специальную москитную сетку, носить в своей сумочке специальные салфетки-репелленты, запах которых будет отпугивать насекомых в течение нескольких часов)
7. Кто такие слепни, чем они опасны? 
(слепень - особая муха, которая живёт у водоёмов и переносит очень опасные заболевания, например, сибирскую язву и болезни крупного рогатого скота)
8. Как защититься от слепней? 
(вытирать тело после купания, одевать светлую одежду, пользоваться репеллентами, при укусе обработать ранку антисептиком)

Педагог:
Если вас всё-таки укусил клещ, ничего не предпринимайте самостоятельно, немедленно обратитесь за помощью к взрослым или в медпункт, т.к. клеща надо правильно вытащить.
Для справки: 
фумигатор - это специальный прибор для отпугивания комаров и мошек. В садах и на дачах помогают растения. К ним относятся: помидорная ботва, свежие листья грецкого ореха, цветы базилика, черёмуха, ветки бузины, пырей, анис, гвоздика, валериана, эвкалипт, лаванда, чабрец, герань, мята, кедровое масло, берестяной дёготь. Всё это отпугивает насекомых. Также отпугивает дым от костров.
Репелленты - это химические препараты, отпугивающие насекомых. Остерегайтесь также пчёл, ос и шмелей. Это безвредные и даже полезные насекомые-пчёлы, шмели, осы, но их укусы очень болезненны и могут вызвать аллергическую реакцию, надо очень осторожно и осмотрительно вести себя в местах, где они роятся. Как правило, эти насекомые просто так не нападают на людей. Привлечь их может что-то сладкое у вас в руках или то, что по неосторожности вы их как-то задели.
Итак, мы освежили и дополнили наши знания по безопасности, связанные с летними насекомыми. 
А теперь поговорим о самом любимом летнем занятии – купании в водоёмах.
Ясно утро. Тихо веет
Теплый ветерок;
Луг как бархат зеленеет,
В зареве восток.
Окаймленное кустами
Молодых ракит,
Разноцветными огнями
Озеро блестит.
Тишине и солнцу радо,
По равнине вод
Лебедей ручное стадо
Медленно плывет.
Вот один взмахнул лениво
Крыльями - и вдруг
Влага брызнула игриво
Жемчугом вокруг... 
(Иван Никитин)

Наше третье конкурсное задание: «Мы гуляли, загорали, возле озера играли…»
(Каждой команде, поочерёдно, предлагается сказать одно из известных правил поведения летом на водоёмах, ответ и дополнения оцениваются в 1 балл, когда дети закончили, педагог обобщает, дополняет и показывает на слайдах правила)


Педагог: Давайте обобщим имеющиеся у нас знания. Правила безопасности на водоемах летом заключаются в следующем:
1. Выходите на водоёмы только в сопровождении взрослых!
2. Перестрахуйтесь перед походом на пляж - обзаведитесь красивым надувным кругом или жилетом.
3. Для купания выбирайте предназначенные для этого места. Отдавайте предпочтение людным пляжам. Незнакомые места могут таить в себе сюрпризы в виде глубоких ям, воронок и различного мусора.
4. Вблизи пляжной зоны должны отсутствовать водозаборные станции, платины, причалы, пристани и другие гидротехнические сооружения.
5. Нырять в незнакомых местах категорически запрещено.
6. Обращайте внимание на цвет, запах и прозрачность воды.
7. Избегайте переохлаждения организма. Для этого увеличивайте время нахождения в воде постепенно, начиная с 5 минут. Совсем маленькие дети должны находиться в воде не более 15 минут, подростки – не более получаса.
8. Во время купания нельзя хватать друг друга за ноги или руки. В результате таких игр можно наглотаться воды.
9. Надувной матрац для плавания на реке запрещён. Быстрое течение реки может быстро унести маленького пловца. К тому же, острые камни и концы торчащих веток могут порвать матрац.
10. На море категорически запрещено купаться в штормовую погоду.
11. Нельзя играть в тех местах, откуда можно свалиться в воду.
12. Нельзя купаться у крутых берегов, в заболоченных местах.
13. Если с кем-то приключилась беда, надо немедленно звать на помощь спасателей!

Педагог: А теперь попросим жюри подвести итоги нашей викторины, а пока жюри работает, разгадаем загадки по безопасности летом.
Загадки в стихах (автор Олеся Емельянова):
Очень нравится Игнату
Вид сластены полосатой,
Но жужжит она: «Не тронь!
Жжется жало, как огонь!»
(оса)

Он живет в большущей куче,
Ты его не трогай лучше,
Хоть и маленький на вид,
За обиды больно мстит.
(муравей)

Если солнечно и жарко
Не забудь надеть панамку,
А иначе солнце – Хлоп! –
И засветит прямо в лоб.
(солнечный удар)

Миллионы их в лесу
Из прохожих кровь сосут,
Если хочешь быть здоров,
Мазь возьми от…
(комаров)

Не ходи по лесу летом
Необутым и раздетым,
Больше на тебе вещей,
Меньше кровопийц – …
(клещей)

Чтоб весь день играть на пляже,
Детям кожу кремом мажут.
Кто помазаться не смог,
Заработает…
(ожог)

Если хочется купаться,
В речке плавать и плескаться,
То не захлебнуться вдруг
Надувной поможет…
(круг)

А теперь несколько загадок по правилам безопасности, которые вам известны, но в  заданиях мы их не упоминали:

Хвост чешуйчатый ползет,
Смертоносный яд везет
И шипит нам строго:
«Укушу! Не трогай!»
(змея)

Шапки красные в горошек
У грибочков нехороших.
Говорят они: «Уйдите!
Нас в корзинку не кладите!»
(мухомор)

Яма, а на дне вода,
Не заглядывай туда.
Если близко подойдешь,
Бух! и в воду упадешь.
(колодец)

Много выросло на грядке
Овощей и ягод сладких,
Ваня, не помыв, их съел,
И животик…
(заболел)

В холодильнике вода
Летом не теплее льда.
Петя той воды напился
И ужасно…
(простудился)

На небе она сверкает,
Громом нас предупреждает:
«Прятаться в грозу, друзья,
Под деревьями нельзя!»
(молния)

Через ранку в коже сразу
Лезет в организм зараза.
Чтоб не лезла, у Аленки
Все царапины в…
(зеленке)

Просят звери, просят птички:
«Не носи к нам в гости спички!
Хоть в лесу и много дров,
Он не место для…»
(костров)

Пробираясь сквозь кусты,
Поотстань немного ты
И к тому, кто впереди,
Слишком близко не иди,
А иначе метко 
В глаз ударит…
(ветка)

Педагог: 
Предоставляем слово жюри.
(Подводятся итоги, по сумме набранных командами баллов, объявляется команда-победитель, вручаются призы участникам)
Спасибо всем за участие в нашей викторине. Давайте закончим нашу встречу стихотворением Валентина Берестова.

 Обучающийся: ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке 
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.
Кружат пчёлы,
Вьются птицы,
А Маринка
Веселится.

Увидала петуха: 
- Вот так чудо! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху - перья, снизу - пух!

Увидала поросёнка, 
Улыбается девчонка:
- Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок
Дырявый,
А крючок вертлявый?

А Барбос, 
Рыжий пёс,
Рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьётся,
В зубы не даётся.
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
"Не достал! Не достал!"

Лето, лето к нам пришло! 
Стало сухо и тепло.
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.


Педагог: Ребята, желаю, чтобы ваше лето было   весёлым, счастливым, интересным и безопасным!