Рабочие программы

Верещагина Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Возрастные особенности психофизического развития детей шестого года жизни

6

1.3.

Планируемые результаты освоения Программы

9

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

12

2.1.

Содержательная основа программы

12

2.2.

Тематическое планирование образовательного процесса

15

2.3.

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности

16

2.4.

Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития

35

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

39

3.1.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

39

3.2.

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

43

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом концептуальных положений примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией, Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, программы духовно-нравственного развития детей в дошкольном образовании «Социокультурные истоки» под редакцией И.А. Кузьмина, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Национальная доктрина образования РФ на период 2000-2025 годов;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;
  • Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией 15.09.1990 года;  
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федерального государственного образовательного стандарта 2007 года;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  • Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03.12.2015 года;
  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.12.2015 № 130-03 «О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 года № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;
  • Распоряжение правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2014 года № 747-рп «О Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан ХантыМансийского автономного округа – Югры»
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13);
  • Устав МБОУ «Излучинская ОНШ».

Одна из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе – это достижение современного качества образования, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, развитие духовности и культуры личности.

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определенную систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребенка, а также коллективно – творческой деятельности.

Отбор духовно-нравственных и социокультурных категорий и ценностей, а также форм работы с детьми, осуществлён с учётом физических и психических особенностей дошкольников.

Программа для дошкольного образования основывается на культурно-исторической теории Л.С. Выготского и ведущей роли эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира ребенком-дошкольником.

Информация из окружающего мира для маленького ребёнка эмоционально окрашена, детская память связана с яркими впечатлениями. Это позволяет развивать у детей способность к глубоким душевным переживаниям, содействует зарождению чувства сопричастности к истории, культуре и традициям нашего народа.

Данные особенности восприятия мира ребенком-дошкольником создают благоприятную почву для формирования ценностных установок, образующих в будущем устойчивую индивидуальность человека.

Значительную часть программы «Истоки» составляют ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость. Данные ценности являются основой духовно-нравственного воспитания и становления старших дошкольников.

Цели и задачи Программы:

Цель: формирование целостной духовно-нравственной личности ребенка в ходе освоения основ духовно-нравственной культуры народов России; формирование социокультурной идентичности путем обогащения содержания образования на основе сочетания общероссийской и этнокультурной составляющей, активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну и народ; развитие познавательной активности и творческих способностей у обучающихся.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач: 

  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности  к культурному наследию своего народа;
  • формирование начал патриотизма и гражданственности и гуманного отношения к людям и окружающей природе;  
  • формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
  • способствовать формированию чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
  • воспитывать чувство уважения к традициям, обычаям и народному  творчеству  народов ХМАО-Югры;  
  • формирование положительных, доброжелательных, коллективных  взаимоотношений дошкольников;
  • воспитание уважительного отношения к труду;
  •  ориентировать семью на духовно–нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Основные принципы программы:

1. Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2. Культурологический принцип: принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

3. Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

4. Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание на местном материале с целью формирования уважения к своему дому, соседям, друзьям; бережного отношения к природе родного края; приобщение ребёнка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведением местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

5. Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребёнка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

6. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  • формирование духовности дошкольников через отношение к живой и неживой природе;
  • восприятие литературных произведений;
  • эстетическое развитие детей;
  • сотрудничество семьи и ДОУ;
  • обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа и народам ХМАО-Югры.

1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей шестого года жизни

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Качественные изменения в этом возрасте происходят в поведении дошкольников – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем. Эти представления пока существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.д.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, оценки и мнение товарищей становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть» и т.п.) или его положительными качествами («она хорошая», «он не дерется» и пр.).

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и по содержанию, и по интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций различных видах деятельности взрослых. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны старших. Именно поэтому взрослый постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество.  Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.

Это возраст наиболее активного рисования. В течении года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения. Изображения человека становится более детализированным и пропорциональным.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться по схеме, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу; 2) от художественного образа к природному материалу.

 Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируется представления детей. Они называют не только основные цвета, но и их оттенки; форму прямоугольников, треугольников, овалов. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают их в ряд – по возрастанию или по убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы или их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершать преобразования объекта, указать в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д., если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений: представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представление о развитии и т.д. Кроме того, продолжает совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться. Начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов (при группировке могут учитывать 2 признака: цвет и форму (материал) и т.д.).

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут произносить правильно шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, также и активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавать не только главное, но и детали.

В игровой деятельности происходит самостоятельное распределение ролей; структурирование игрового пространства; дальнейшее развитие изобразительной деятельности; применение в конструировании обобщенного способа обследование образца; усвоение обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умения обобщать, причинные мышления, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».


1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Применение программы в практической деятельности позволит обеспечить постепенное воспитание у ребёнка ясного понимания вещей окружающего мира, возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды.

В соответствии с ФГОС ДО («п. 4.6., раздел  IV. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования), разработаны целевые ориентиры дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;  проявляет в деятельности сформированность способностей принять общую цель и условия согласованных действий, умение управлять собой, своим поведением,  поступками и взаимодействием со сверстниками; -Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; уважительно относится к результатам труда других людей, осознаёт общественную значимость труда взрослых; способен делать выбор и принимать решение на основе социокультурных и нравственных ценностей; проявляет сформированность умений оценивать свои и чужие поступки с морально-нравственной позиции;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен предложить собственный замысел, отразить свои знания, чувства и социокультурный опыт в игре, художественно – творческой деятельности и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; - Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; овладел средствами вербального и невербального общения со взрослыми и сверстниками; проявляет сформированность интеллектуально-речевых предпосылок для начала систематического школьного обучения;

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; физически, психически и нравственно (в соответствии с возрастными особенностями) развитый, сознательно относящийся к сохранению и укреплению здоровья;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; способен опираться на главные жизненные ценности, решать социальные, интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; проявляет сформированность гуманистической направленности в поведении;

Ребенок проявляет любознательность (в том числе к темам нравственного содержания), задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; проявляет доброе и бережное  отношение к природе и  окружающему миру адекватно оценивает свои возможности осуществить то или иное задание, выбранное дело; имеет представление о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему. Ребёнок приобщён к базовым социокультурным ценностям Российской цивилизации, знает и уважает традиции своего народа. Проявляет чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье, сверстникам и соотечественникам.

Содержательный аспект (когнитивные показатели развития) формирования основ духовно-нравственного развития ребенка 5 – 6 лет

  1. Ребенок ознакомлен и на первоначальном уровне освоил духовно-нравственные категории Вера, Надежда, Любовь, София.
  1. Имеет представление об образе былинного богатыря как защитника земли Русской.
  2. Имеет представление о качествах характера собирательного образа былинного богатыря. Рассказывает об известных русских богатырях.
  3. Знает о необходимости послушания старшим людям. Знание правил жизни в среде сверстников.
  4. Имеет представление о реальности чуда в праздник Рождества, Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нем нуждается.
  5. Имеет представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни.
  6. Имеет представления о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств. Рассказывает о своих друзьях.
  7. Имеет представление о добрых делах, их значении. Рассказывает о своих добрых делах.
  8. Знает о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах, сказках, былинах, сказах, к «месту» употребляет в речи мудрые слова.
  9. Имеет представление о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них. Рассказывает о мудрых людях, которые находятся рядом.

Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития личности ребенка)

Имеет представление:

  • о себе (имя, возраст, пол, прошлое, настоящее, будущее);
  • о родственных отношениях в своей семье, ее история, семейных праздниках;
  • о значении труда в обществе и жизни каждого человека;
  • о родном городе, крае, его истории и культуре, традициях;
  • о русских богатырях и героях-защитниках Отечества;
  • о традициях детского сада;
  • о родной культуре и изделиях народных мастеров;
  • о праздниках (День знаний, Новый Год, Рождество, Пасха, Троица, Именины, День защитника Отечества, День Победы, День народного единства и др. государственные праздники);
  • об устном народном творчестве;
  • о родной природе, бережном и заботливом отношении к ней человека;
  • о значении устного народного творчества;
  • об отечественном культурном наследии (знания о родных сказках, сказах, былинах, малых фольклорных формах, родной поэзии, играх, песнях, танцах, музыке и живописи).

Проявляет в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьей, группой сверстников, обществом.

Проявляет готовность помочь другому, представителям мира природы; сочувствие, сопереживание, сорадование.

Участвует в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным, традиционным народным и православным праздникам.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержательная основа программы

Программа «Истоки» имеет устойчивую тенденцию к развитию ценностных ориентаций детей, основанных на лучших духовных и культурных традициях многонационального  народа России, дает подрастающему поколению питательную, из которой можно почерпнуть главное – любовь и уважение  к своим родителям, родной земле, стране, богатому духовному и культурному наследию.

Также, дети осваивают систему жизненно-важных ценностей.

Высшая общечеловеческая ценность личность человека, его неповторимость, индивидуальность. Систему духовно-нравственных ценностей педагог должен ориентировать на человека – на жертвенную и деятельную любовь к людям, на добро, мир, свободу, истину, совесть, на семью, труд.

Все группы ценностей осваиваются взрослыми и детьми через призму духовных, духовное начало высвечивает их высший смысл.

Система ценностей:

Ценности родной культуры: Для маленького ребенка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому в программу заложено широкое знакомство детей с изустной литературой. Дошедший до нас фольклор родного народа, является хранителем Отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность. Мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка, помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Ценности культуры, вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение, обеспечивают устойчивость цивилизации и преемственность культуры прошлого-настоящего-будущего.

Ценности деятельности человека: Дети начинают осваивать значение праведного труда на земле, верного служения людям и Отечеству, мастерство добрых рук и таланты человека. Мы доносим до детей ценность труда как первооснову жизни и благосостояния человека: «Терпение и труд все перетрут», «Дело учит, и мучит, и кормит», «Доброму делу Бог помогает». Именно эти ценности, возможно, обогатят мотивацию будущей деятельности воспитанников.

Социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества: семья, род. Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике. Присоединение детей к данной группе ценностей помогает ребенку приобрести первичный социокультурный опыт, воспринять традиции своего народа, обрести память рода, обращенную к потомкам, и, в конечном итоге, получить базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно - нравственные основы личности. Эти ценности весьма важны для строительства гражданского общества и гражданского воспитания ребенка-дошкольника.

Ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России: сюда входят священные смыслы природы: просторы (поля-нивы), сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря-океаны, деревни и города. В ценностном подходе окружающий мир перестает быть просто набором предметов и объектов, ребенок воспринимает его, как живой. Сохранить и развивать у детей способность целостного восприятия мира, сформировать такие качества, как понимание, сочувствие и сопереживание миру природы – одна из важнейших задач дошкольного образования.

 Для детей шестого года жизни предложена система духовно-нравственных и социокультурных ценностей, основу которых составляют ценности внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость). Данные ценности являются основой духовно - нравственного воспитания и становления старших дошкольников. Путь духовного становления - это сугубо личностный путь каждого, путь поисков и сомнений. Наша задача здесь - пробудить интерес детей к познанию истины. Нужно помнить, что вера является важнейшей духовной ценностью человека. Человек без веры – «отпетый» человек, духовно мертвый, как говорили наши предки.  И здесь не столько важно, говорим ли мы о религиозной вере или о вере в идеалы, правду, совесть, Главное, чтобы эта вера, важно, чтобы ребенок и его родители сознавали, что без веры их жизнь будет неполной и убогой.

Ценности красоты: Истоки показывают ребенку, что есть красота не только внешняя, броская, рекламно-голливудская, но еще и красота внутренняя, теплая, к которой тянется человек. Такая красота кроется в мерности и гармонии, в почитании родителей, в привязанности к родному очагу, в любви к ближнему, в послушании и сострадании.

Нравственные ценности, такие как такие как способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости раскрывают для ребенка - дошкольника особенности национального характера, лицо народа. Постигая нравственные ценности своего народа, ребенок выходит и на овладение основами гражданской культуры.

Ценности сохранения и укрепления родных православных традиций (Слова, образа, Дела, Праздника) являются важнейшим механизмом передачи от поколения к поколению базовых социокультурных и духовно-нравственных ценностей российской цивилизации.

Организованная образовательная деятельность с детьми 5-6 года жизни проводится с начала сентября один раз в неделю, длительностью 25 минут и проходит через все виды детской деятельности:

  • игровая деятельность,
  • познавательно-исследовательская,
  • коммуникативная деятельность,
  • музыкально-художественная деятельность,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • двигательная деятельность,
  • изобразительная деятельность,
  • конструировано-модельная и ручной труд,
  • Самообслуживание и элементы бытового труда

Существенной особенностью данной Программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении совместной образовательной деятельности. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.

Особое место в рамках программы отводится активным формам обучения: работа в паре; работа в микрогруппе; ресурсный круг. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком в совместной деятельности, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии данные формы работы позволяют преодолеть опасную тенденцию интеллектуализации дошкольного образования, ведущего к подавлению творчества.

Содержание программы включает в себя 4 модуля: 

Модуль «Я, моя семья и мои друзья» (формирование отношения к семье как к одной из высших ценностей человеческой жизни).

Содержание модуля учит дошкольника жить и эффективно общаться в «малой группе»: моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия различных социальных групп на человека и делать личностные выводы относительно собственной роли в «малой группе»; понимать роль дружбы и товарищества в жизни человека как важнейших ценностей; анализировать и регулировать собственные взаимоотношения с другими членами «малой группы».

Модуль «Я и мой народ» (формирование культурной идентичности, так как ощущение принадлежности к истории и культуре своего народа в единстве с культурами других народов многонациональной страны является неотъемлемой частью общей социальной идентичности человека, наряду с гражданской идентичностью.

Модуль «Социокультурные истоки» (подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации).

Модуль «Я житель Югры» (формирование первичных представлений у детей о природном разнообразии и культурных ценностях народов Югорского края, воспитание любви и уважения к своей малой родине, родной природе на основе познания её ценности).

2.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Модули и темы

Кол-во часов

(1 час в неделю)

Модули и темы

Кол-во часов

(1 час в неделю)

Модуль «Я, моя семья и мои друзья»

9

Модуль «Социокультурные истоки»

9

Тема 1. «Семья вместе – душа на месте»

1

Тема 1. «Добрые друзья»

1

Тема 2. «Домом жить – обо всем тужить»

1

Тема 2. «Добрые дела»

1

Тема 3. «Материнская молитва со дна моря вынимает»

1

Тема 3. «Верность родной земле» (I часть)

1

Тема 4. «Валенки, да валенки»

1

Тема 4. «Светлая Надежда»

1

Тема 5. «Милости просим чайку откушать, песенку послушать»

1

Тема 5. «Доброе согласие»

1

Тема 6. «Друга нет - так ищи, а нашел – так береги»

1

Тема 6. «Верность родной земле» (II часть)

1

Тема 7. «При солнышке тепло, при матери добро»

1

Тема 7. «Радость послушания»

1

Тема 8. «Кладовая сказок»

1

Тема 8. «Мудрое слово»

1

Тема 9. «Салют победы»

1

Тема 9. «Мудрые люди»

1

Модуль «Я и мой народ»

9

Модуль «Я – житель Югры»

9

Тема 1. «Зеленей, стебелек, наливайся, колосок»

1

Тема 1. «Путешествие по Югре»

1

Тема 2. «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»

1

Тема 2. «Священные животные коренных народов Югры»

1

Тема 3. «Труд человека кормит, а лень портит»

1

Тема 3. «Культура и быт народов ханты и манси»

1

Тема 4. «Россия - матушка»

1

Тема 4. «Мороз не велик, да стоять не велит»

1

Тема 5. «Святки»

1

Тема 5. «Хантыйская кукла Акань»

1

Тема 6. «Как на масляной неделе»

1

Тема 6. «Охота-рыбалка, оленеводство в жизни ханты»

1

Тема 7. «Детям на потеху»

1

Тема 7. «Зима не даром злится»

1

Тема 8. «Пасхальные радости»

1

Тема 8. «Развлечение «Вороний день» («Вурна Хатл»)

1

Тема 9. «Семик да Троица – у нас праздник водится»

1

Тема 9. «Что мы знаем о крае, в котором живем»

1

Всего:

36 ч

2.3. ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Месяц,

неделя

Тема, цель, итоговое мероприятие

Вид взросло-детской партнерской деятельности с учетом интеграции обр. областей

Формы организации детско-взрослой (партнерской) деятельности

Предполагаемая самостоятельная деятельность

Материал и оборудование

Сентябрь

1.«Семья вместе – душа на месте»

Цель: Обогащать представления детей о семье, родственных отношениях, роли семьи в жизни человека; воспитывать доброе отношение к близким, умение активно выражать его в поступках и действиях.

(И.А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 50)

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Коммуникативная

Игровая

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной литературы

Игровая

Беседа «Моя семья»

Чтение потешки, беседа

Объяснение смысла пословиц

Реч/упр «Подбери родственные слова»

Обыгрывание потешки «Как у нас семья большая»

Литературная викторина «В мире много сказок»

Хоровод «Пошла млада за водой»

Чтение и беседа по содержанию басни Л. Толстого «Отец и сыновья»

Игра «Бабушка Маланья»

Разучивание рус нар потешек,

Чтение и объяснение пословиц о дружбе

Заучивание стих-й о семье

Чтение сказок «Сестрица Аленушка и братей Иванушка», «Хаврошечка»

Аппликация «Подарок другу»

Иллюстрации к рус нар сказкам

Иллюстрации отгадки по сказкам к викторине

2. «Добрые друзья» (часть первая)

Цель: первоначальное знакомство с духовно-нравственной категорией «Любовь»; развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу; развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.

(«Истоковедение» под редакцией И.А. Кузьмина, Том 5, стр. 128, 184)

Коммуникативная

Восприятие художественной литературы

Игровая

Коммуникативная

Коммуникативная

Изобразительная

Беседа с детьми о дружбе и друзьях на основе русских народных сказок «Сивка-Бурка» (стр. 5-10), «Зимовье зверей» (стр. 12-14), пословиц (стр. 4) и личного опыта детей

Игра «Дом дружбы». Педагог задает детям вопрос: «Что необходимо добрым друзьям?» (стр. 10)

Ситуация общения «Кого можно назвать настоящим другом?»

Выполнение творческого задания (стр. 11)

Чтение сказок «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Два Ивана – солдатских         сына», «Скатерть, баранчик и сума» П/игры «Третий лишний», «Ручейки», «Охотник и сторож», «Кружева»

Слушание «Настоящий друг» муз. Б.И.Савельева,

«Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского

Занятие проводится на основе книги 4 для развития детей 5- 6 лет «Добрые друзья» (часть первая)

3. «Путешествие по Югре»

Цель: формировать представления о природе родного края; познакомить с понятием «тайга», с растительным миром нашего поселка и округа (хвойные и смешенные леса); закреплять знания о правилах поведения в природе, воспитывать бережное отношение к ней.

(Конспект педагога)

Коммуникативная,

познавательно- исследовательская,

Игровая

Коммуникативная

познавательно- исследовательская

Восприятие художественной литературы

Игровая

Беседа «Моя малая родина»

Загадывание загадок о деревьях, грибах, лесных ягодах

Рассматривание иллюстрации с изображением тайги (растения, грибы, ягоды)

Д/игра «С какого дерева листок»

Ситуация общения «Зачем нужен лес?»

Рассказ педагога как ханты относятся к лесу

Чтение и беседа по загадкам и сказкам коренных народов о тайге

Народные игры ханты

Рассматривание фотоальбомов «Растительный мир Югры», «Красная книга Югры»

Чтение стих-й

П. Воронько «Лучше нет родного края»

Чтение сказок и загадок народов Севера

Разучивание народных игр ханты

Поделки из природного материала «Осенние фантазии»

Пластилинография «Деревья»

Мультимедийная презентация «Растительный мир Югры»

Иллюстрации с изображением тайги (растения, грибы, ягоды)

4. «Зеленей, стебелек, наливайся, колосок»

Цель. Знакомство с крестьянским трудом в старой русской деревне. Учить уважительному отношению к хлеборобам. Повторение закличек, отгадывание загадок. Знакомство со сказкой «Золотые серпы»

(В.В. Малова. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». стр. 187)

Коммуникативная,

познавательно- исследовательская,

Коммуникативная

двигательная,

Познавательно-исследовательская

восприятие художественной литературы

Проблемная мотивация «Как рождается хлеб»

Загадывание загадки о колоске, о сохе

Рассматривание макета или сюжетной картинки «Крестьянин с сохой»

Объяснение смысла пословицы «Поле пахать – не руками махать»

Обыгрывание закличек «Солнышко, солнышко»

Рассматривание картинки «Жатва. Уборка урожая»

Рассказывание сказки «Золотые серпы»

Рассматривание колосьев, демонстрационного материала «От куда берется хлеб?»

Чтение стих-й, пословиц о труде крестьянина

Рисование колосьев

Изготовление из пластилина угощенья для друзей (баранки, булочки, пряники и т.д.)

Сухие колосья или  картинки с изображением колосьев, процесса изготовления хлебной продукции

Макет «Крестьянин с сохой»

Макет «Жатва»

Октябрь

5. «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрядна»

Цель: развивать интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре; воспитывать интерес к труду взрослых, уважение к людям, создающим разнообразные предметы (прялка, пряжа); развивать интерес к ручному труду.

(И.А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 70)

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

восприятие художественной литературы

Музыкально-художественная

Познавательно-исследовательская

Игровая

Коммуникативная

Игровая

Загадывание загадок

Рассматривание картинок с изображением прялки, узора на ней

Рассказ педагога о процессе прядения (с применением ИКТ)

Слушание рус нар песни «Прялица»

Рассматривание и обследование шерсти, веретена, нити, вязанных изделий

Литер. Викторина «Прялка и веретено»

Игра «Прялица»

Чтение рус нар сказок, потешек и их обыгрывание

Слушание нар песни «Уж, ты Порушка-Паранья»

Игры «Ниточка-иголочка», «Колечко», «Веревочка»

Реч/упр «Скажи наоборот»

Рассматривание картинок с изображением прялки

Презентация «Прялка и веретено»

Картинки с изображение отгадок по сказкам к викторине

6. «Священные животные коренных народов Югры»

Цель: на примере народных традиций показать особое отношение ханты и манси к животным Севера; познакомить с духовной культурой ханты и манси; дать понимание того, что все традиции направлены на сохранение природы и почитаются коренными жителями;  развивать интерес к хантыйским сказкам.

(Конспект педагога)

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

восприятие художественной литературы

Коммуникативная

Игровая

Беседа о животных нашего края (уточнение названия их внешних признаков, повадок, способы передвижения, чем питаются, где живут)

Рассказ о заботливом отношении хантов к природе, «Медведь – священное животное»

Чтение и беседа по содержанию хантыйской сказки «Хозяин тайги»

Рассказ о традиции «Медвежий праздник»

П/игры «Волк и олени», «Охота на куропаток»

Рассматривание фотоальбомов «Животные Югры», «Красная книга Югры»

Рассматривание следов животных и птиц

Игра «Определи животного по следу»

Чтение хантыйских загадок и сказок о медведе

Игры народов ханты и манси: «Заячьи следы», «Ловля оленей»

Картинки с изображением лисы, медведя, волка, зайца, белки, ежа (отгадки)

7. «Добрые дела»

Цель: дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории «Любовь»; формирование потребности в социальном соответствии; дальнейшее развитие коммуникативных навыков; формирование мотивации на совершение добрых поступков.

(«Истоковедение» под редакцией И.А. Кузьмина, Том 5, стр. 129, 185)

Коммуникативная,

познавательно- исследовательская,

игровая,

двигательная,

восприятие художественной литературы

Изобразительная

Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32), пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей

Рус нар игра «Кто с нами?» (стр. 22-23) книги «Добрая забота»)

Работа в паре «Добрые дела» (стр. 34-35)

Оформление страницы Альбома «Добрые дела» (стр. 33)

Сюж/ролевые и режиссёрские игры

«Больница»

«Инспектор ГИБДД», «Служба спасения», «Кафе»

Русские народные игры: «Гуси и волк»,

«Муравьи»,

«Петух, цыплята и коршун»

Раскрашивание

рисунков        к сказке «Конек

- горбунок»

Занятие проводится на основе книги 4 для развития детей 5- 6 лет «Добрые друзья» (часть вторая)

8. «Домом жить – обо всем тужить»

Цель: Развитие интереса детей к жизни людей в старину, их обычаям, традициям, устоям; формирование понимания о том, сто старшие в семье нуждаются в помощи, в заботливом и внимательном отношении.

(И.А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством», стр. 281)

восприятие художественной литературы Коммуникативная,

познавательно- исследовательская, игровая,

восприятие художественной литературы

двигательная

Коммуникативная

Игровая

Чтение стих-я Л. Мей «В низенькой светёлке..»

Беседа «Домом жить – обо всем тужить»

Реч/упр «Русские красавицы, добрые молодцы»

Чтение и беседа по содержанию рассказа Л. Толстого «У бабки была внучка»

Реч/упр «Скажи наоборот»

Составление детьми рассказа «Помощники семьи»

Игра «Где мы были – мы не скажем..»

Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях о русском быте, изображений русской избы, домашней утвари

Чтение и рассматривание иллюстраций к рус нар сказкам

Рисование «Моя дружная семья»

Иллюстрации в книгах, энциклопедиях о русском быте, с изображением русской избы, домашней утвари

Иллюстрации к рус нар сказкам

МОНИТОРИНГ (ДИАГНОСТИКА) ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5 – 6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСТОКИ»

(Истоковедение. Том 15. – М.: Издательский дом «Истоки», 2013. – стр. 41, 68, 95)

Содержательный аспект (когнитивные показатели развития)  Модуль «Социокультурные истоки»

  1. Имеет представление об образе былинного богатыря как защитника земли Русской.
  2. Имеет представление о качествах характера собирательного образа  былинного богатыря. Рассказывает об известных русских богатырях.
  3. Знает о необходимости послушания старшим людям. Знание правил жизни в среде сверстников.
  4. Имеет представление о реальности чуда в праздник Рождества, Христова, о проявлении милосердия ко всем, кто в нем нуждается.
  5. Имеет представление о необходимости проявления доброго согласия в жизни.
  6. Имеет представления о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств. Рассказывает о своих друзьях.
  7. Имеет представление о добрых делах, их значении. Рассказывает о своих добрых делах.
  8. Знает о мудрых словах, о мудром опыте, сохраняемом в малых фольклорных формах, сказках, былинах, сказах, к «месту» употребляет в речи мудрые слова.
  9. Имеет представление о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них. Рассказывает о мудрых людях, которые находятся рядом.

Уровни:

3 балла – много знает, уверенно рассказывает, почти всегда проявляет осведомленность или рассуждает в ответ на вопрос взрослого; сам проявляет интерес к познанию; задает вопросы в процессе беседы; приводит примеры из собственного опыта; идентифицирует себя с защитниками Отечества; имеет знания о жизненных ценностях; верности родной земле, послушании старшим, милосердии, доброте, согласии, дружбе следовании мудрым советам и др.

2 балла – частично осведомлен, знает и размышляет о жизненных ценностях с помощью взрослого; проявляет заинтересованность и активность в разговоре.

1 балл – называть затрудняется, мало осведомлен отвечает только с помощью взрослого; нравственные образцы находит с трудом, интерес к беседе снижен

0 баллов – не знает, не осведомлен, не называет, тема не вызывает интереса. Не понимает своего места в мире, не знает нравственных образцов в жизни.

Социокультурный аспект (показатели социокультурного развития личности ребенка)

Модули «Я, моя семья и мои друзья»;  «Я и мой народ»

Имеет представление:

  • о себе (имя, возраст, пол, прошлое, настоящее, будущее);
  • о родственных отношениях в своей семье, ее история, семейных праздниках;
  • о значении труда в обществе и жизни каждого человека;
  • о родном городе, крае, его истории и культуре, традициях;
  • о русских богатырях и героях-защитниках Отечества;
  • о традициях детского сада;
  • о родной культуре и изделиях народных мастеров;
  • о праздниках (День знаний, Новый Год, Рождество, Пасха, Троица, Именины, День защитника Отечества, День Победы, День народного единства и др. государственные праздники);
  • об устном народном творчестве и его значении;
  • о родной природе, бережном и заботливом отношении к ней человека;
  • об отечественном культурном наследии (знания о родных сказках, сказах, былинах, малых фольклорных формах, родной поэзии, играх, песнях, танцах, музыке и живописи).

Проявляет в конкретных делах и поступках чувство ответственности перед людьми - семьей, группой сверстников, обществом.

Проявляет готовность помочь другому, представителям мира природы; сочувствие, сопереживание, сорадование.

Участвует в подготовке и изготовлении подарков близким людям к государственным, традиционным народным и православным праздникам.

Диагностика сформированности представлений детей дошкольного возраста

о культуре и традициях народов ХМАО по модулю «Я – житель Югры»

(по методике  Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой, Е.Г.Юдиной «Культура и традиции народов Севера»)

  • знание атмосферы национального быта ханты;
  • знание хантыйских верований и мифологических представлений;
  • знание произведений фольклора;

Задание 1. Беседа по вопросам (проводится индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень знаний и представлений  детей о бытовой культуре народа ханты.

Инструктаж к выполнению: педагог предлагает ребенку ответить на следующие вопросы:

  • Кто такие ханты?
  •  Где живут ханты?
  • Как называется жилище хантов?
  • Какими традиционными занятиями они, как и другие северные народы, занимаются?
  • Какая кухонная посуда есть у хантов?
  • Что они употребляют в пищу?
  • Какую одежду они носят?
  • Из чего изготовлена их одежда и обувь?
  • Что означают вышитые на одежде орнаменты?
  • Что символизируют рисунки на обуви?

Высокий уровень. Ребенок легко и правильно отвечает на задаваемые вопросы; самостоятельно и интересно рассказывает о том, чем занимаются ханты, чем питаются; при ответах на вопросы демонстрирует знания из истории о хантыйском народе, проявляет сообразительность в ответах,  касающихся одежды.

Средний уровень. Ребенок, в основном, отвечает на поставленные вопросы правильно, самостоятельно, но иногда отвечает с помощью педагога; старается продемонстрировать знания о том, где живут, что едят, как и во что одеваются ханты.

Низкий уровень. Ребенок допускает в ответах на вопросы ошибки; на некоторые вопросы не может дать ответ самостоятельно, без помощи педагога; испытывает затруднения при ответах на вопросы о роде занятий, об изготовлении одежды и обуви.

Задание 2. Знание хантыйских верований, мифологических представлений и обрядов (проводится так же,  как и первое, индивидуально с каждым ребенком).

Цель: определить уровень знаний детей о верованиях, мифологических представлениях и обрядах хантыйского народа.

Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши или фломастеры.

Инструктаж к проведению: ребенку нужно нарисовать на листе бумаги сценку из хантыйских мифов с животным, которого больше всех они почитают.

После того, как ребенок нарисует, педагог задает несколько вопросов:

  • Почему медведь занимает центральное место в хантыйских обрядах, верованиях, изобразительном искусстве?
  • Какое праздничное гуляние с песнями, танцами, переодеваниями длится у хантов целую неделю?
  • Что такое «культовое место»?
  • Каких животных ещё почитают ханты?
  • Какие национальные праздники они отмечают?

Данное задание оценивается  по трем уровням.

Высокий уровень. Ребенок быстро, без раздумий нарисовал сценку из хантыйского мифа, изобразив на ней животного (медведя), которого они больше всех почитают; смог точно рассказать содержание мифа; в процессе выполнения задания ребенок продемонстрировал свои творческие способности - умение рисовать; легко и с интересом отвечал на заданные вопросы.

Средний уровень. Ребенок с незначительной помощью педагога нарисовал сценку из хантыйского мифа, изобразив на ней самого почитаемого животного; при рисовании сценки частично смог передать особенности содержания мифа; при ответах на вопросы педагога испытывал некоторые затруднения, сомневался, хотя отвечал с интересом и большим желанием.

Низкий уровень. Ребенок не смог нарисовать сценку из мифологии хантов или нарисовал очень плохо; не в состоянии самостоятельно рассказать миф и проявить творческие способности при изображении героев сценки; даже с помощью педагога ребенок испытывает затруднения при ответах на вопросы, касающиеся верований.

Задание 3. Знание произведений хантыйского фольклора (сказок)

Цель: определить уровень знаний хантыйских сказок.

Оборудование: цветные иллюстрации к сказкам.

Инструктаж: ребятам необходимо по представленным иллюстрациям рассказать сказку о хозяине тундры (о мудрой росомахе, хитрой лисице).

Оценка результатов деятельности детей проводится также по уровням.

Высокий уровень. Ребята рассказывают сказку очень подробно, эмоционально описывая мелкие детали героев и самого действия; большое внимание уделяют описанию природы, месту, которое она занимает в сказке; говорят о содержании народной мудрости в сказке.

Средний уровень. Ребята рассказывают сказку не совсем подробно, иногда допускают ошибки при изложении сюжета; не всегда эмоционально и содержательно описывают героев, красоту природы; с помощью педагога делают вывод о морали сказки.

Низкий уровень. Ребята при рассказывании сказки сбиваются в передаче сюжетной линии, хотя педагог оказывает помощь в изложении содержания; допускают путаницу в описании героев, природы; даже с помощью педагога не могут сделать заключение о том, в чем кроется поучительный смысл хантыйской сказки.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Развивающая предметно-пространственной среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его целостного  развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта и успешного усвоения содержания программы.. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, среда без слов и назиданий формирует ценностные жизненные ориентации, способствует усвоению позитивного социокультурного опыта предыдущих поколений и распространению культурных ценностей современной цивилизации, усиливает партнёрские взаимоотношения взрослых и детей. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Структурные компоненты  содержания образовательного пространства по «Истокам» отражают специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Образовательная среда должна позволять ребёнку развиваться не только в сотрудничестве с педагогом и родителями, но и самостоятельно.  В ходе образования ребенок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия.          

Требования к развивающей предметно-пространственной среде образовательной организации (группы), включают соблюдение следующих принципов:

  • Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
  • Вариативности, определяющейся видом образовательного учреждения, содержанием воспитания, приоритетными видами

деятельности образовательной организации;

  • Культуросообразности, предусматривающей соответствие среды национально-культурным и художественным традициям,

климатогеографическим особенностям региона;

  • Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметнопространственной среды;
  • Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметнопространственной среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-пространственной  среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;  
  • Учета полоролевой специфики и обеспечение развивающей предметно-пространственной среды как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков;
  • Интеграции, где познавательная функция предметов и объектов соединяется с нравственной сущностью вещей.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах должна ежемесячно меняться в зависимости от темы итогового занятия. Грамотно смоделированная предметно-пространственная среда помогает ребёнку более глубоко осмыслить систему категорий и ценностей Истоков, позволяет ему через разные виды деятельности прожить и прочувствовать осваиваемую тему месяца, получить положительный социокультурный опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, расширить границы картины мира. Предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль учителя и воспитателя. Задача  педагогов заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Иными словами, речь идет об «образовании культурой».  

В групповых помещениях целесообразно (по выбору) создание следующих центров развития ребенка:

  • Мини-музеи родного края;
  • Галереи художников;
  • «Семь - Я»;
  • «Родная книга»;
  • «Театр сказок»;
  • Краеведения «Люби и знай свой край»;
  • «Традиционной игры и игрушки»;
  • Выставочный центр «Золотые руки»;
  • «Я живу в России»;
  • «Играйка» (все виды игр) и др.  

 

Принципами отбора произведений искусства выступают:

Принцип ценностный, заключающийся в раскрытии ценностей родной культуры специфическим для каждого искусства способом, в понимании значимости мира природы, людей, предметов, передаваемого в произведениях, для ребенка; определяющий отбор произведений искусства, содержащих в себе эстетическую ценность, и ориентирующем развитие эстетических эмоций как самоценности личности ребенка;

  • Принцип эмоциональной насыщенности, определяющий яркую образность и выразительность знаков и символов искусства в предлагаемых живописных, музыкальных, литературных произведениях, отображающих палитру чувств, вызывающих различные эмоциональные переживания;
  • Принцип региональности, обуславливающий подбор произведений искусства, отображающих колорит родной природы, музыкальнопоэтического фольклора, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов региона, представляющих для ребенка особую эмоционально-жизненную ценность;
  • Принцип активности, обуславливающий проявление ярких эстетических эмоций в процессе восприятия произведений искусства, и ставящий ребенка в активную позицию познания;
  • Принцип многомерности, определяющий содержательность взаимодействия видов искусств на основе ценностного единства, заключенных в литературных, живописных и музыкальных произведениях, и позволяющий осуществлять разнообразные виды творческой деятельности, предполагающие различные способы выражения собственного эмоционального состояния;
  • Принцип сотрудничества с родителями обуславливает создание среды взаимодействия детей и взрослых с целью освоения системы категорий-ценностей «Истоков».

 

Рекомендации моделирования развивающей предметно-пространственной  среды  

  • Произведения изобразительного искусства. Репродукции картин известных русских художников-классиков по темам итоговых занятий по программе «Социокультурные истоки»по теме:«Детские забавы»; «Мать и дитя»; «Доброе слово сказки»; «Образ Солнца - образ Добра и Света»; «Добрый мир»; «Любимая книга»; «Дружная семья»; «Родные просторы»; «Братья меньшие»; «Труд земной»; «Маленькие помощники»; «Былинные богатыри»; «Добрые друзья»; «Мудрые уроки»; «Бабушки (дедушки) и внуки»; «Сказки А.С. Пушкина»;  

«Мастера и рукодельницы»; «Православные праздники года», «Художники-оформители русской сказки»  и т.д.;

  • Наборы сюжетных открыток, комплекты тематических альбомов, иллюстраций по теме: «Семья», «Дом», «Русские богатыри», «Откуда пошла Земля Русская» и др.; тематические проспекты по категориям Истоков.    
  • Эстетические предметы быта: семейные фотоальбомы детей группы; художественные альбомы с разными видами декоративноприкладного искусства, образами защитников Отечества и др.; образцы предметов декоративно-прикладного искусства; образцы народной куклы и народной игрушки; образцы предметов культуры и быта народа и др.;
  • Игрушки и игровые атрибуты для организации всех видов игр:сюжетно-ролевые; режиссёрские; театрализованные; подвижные, включая народные; строительно-конструктивные; и др., по темам итоговых занятий, в зависимости от возраста детей;
  • Игры:кубики-сказки; разрезные картинки по темам итоговых занятий; домино «Сказки», «Былины», «Наш дом» и др.; пазлы по темам известных народных сказок, сказов и былин; настольно-печатные игры типа «Путешествие по сказкам», «Путешествие в историю родного

города, края, России» и др.;

  • Детская литература: комплекты книг для развития детей (в зависимости от возрастной группы); книги с народным фольклором и яркими образами; подборки книг нравственной направленности; поэтического слова русских писателей-поэтов классиков; познавательноисторическая литература; разнообразные тематические календари с крупными иллюстрациями; книги с народными и авторскими сказками; книги писателей-земляков; портреты отечественных писателейклассиков и поэтов-писателей своего региона, музыкантов, художников и др.  
  • Образцы этнических, культурных, конфессиональных особенностей региона: документы, ксерокопии (например, письма защитников Отечества, фотографии  и др.); древние книги; семейные реликвии; макеты («Добрый мир»; «Дружная семья»; «Бабушкин двор»; «Богатырская застава»; «Город чудный, город древний»; «Святыни нашего края»; «Ярмарка»; по темам сказок; по темам православных праздников; и др.); экспонаты традиционного быта, художественных ремёсел, народной игрушки, природы и культуры родного края; карты России и родного края и др.
  • Изобразительные материалы: альбомы для развития и рисования детей для каждой возрастной группы по программе «Истоки»; все виды изобразительных материалов; природный и бросовый материал для творчества.

 Предметно-пространственная среда развития должна стать общим фоном жизнедеятельности детей. Она способствует диалогу культур прошлого и настоящего, позволяет ребёнку прикоснуться к родным культурным ценностям; обогащает духовно-нравственное, эмоционально-образное, познавательное, социальное и эстетическое начало личности в их единстве.

3.2. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

  1. Бойчук И.А.Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. – Спб.: ООО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  2. Добрые друзья. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) / под ред. И.А. Кузьмина.- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
  3. Истоковедение. Том 5 / под ред. И.А. Кузьмина.- М.: Издательский дом «Истоки», 2014.
  4. Истоковедение. Том 11 / под ред. И.А. Кузьмина.- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
  5. Истоковедение. Том 15 / под ред. И.А. Кузьмина.- М.: Издательский дом «Истоки», 2013.
  6. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) / под ред. И.А. Кузьмина.- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
  7. Радость послушания. Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) / под ред. И.А. Кузьмина.- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
  8. Радость послушания. Альбом для развития детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) / под ред. И.А. Кузьмина.- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
  9. Светлая Надежда. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) / под ред. И.А. Кузьмина.- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
  10. Мудрое слово. Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (5 – 6 лет) / под ред. И.А. Кузьмина.- М.: Издательский дом «Истоки», 2015.
  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков В.А. Тишков. Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 г. – М.: - « Просвещение», 2009.
  12. Малова В.В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В.В. Малова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
  13. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  14. Соломеникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
  16. Я познаю мир. Игрушки: энциклопедия. – М.: АСТ, 1999.
  17. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008.
  18. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.


Предварительный просмотр: