Самообразование

Верещагина Екатерина Александровна

Самообразование воспитателя 2016-2020уч.г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЗЛУЧИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

План по самообразованию

на 2018-2020 гг.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК АППЛИКАЦИИ

Верещагина Екатерина Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

пгт Излучинск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования важной задачей является «развитие творческих способностей детей, приобщение к изобразительному искусству, художественно-творческой компетентности детей».

В теории и практике дошкольного образования изобразительная деятельность представляется как наиболее доступное средство, дающее детям обширные возможности для полноценного и осмысленного выражения впечатлений, переживаний, проявления своей эмоциональности. Именно в изобразительной деятельности, направленной на создание детьми художественного образа, происходит развитие творческих способностей.

Творческие способности – это совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение изобразительной деятельности, направленной на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи, выходящие за пределы стандартного исполнительства (по Г.Г. Григорьевой). По мнению многих педагогов и психологов, развитие творческих способностей неразрывно связано с формированием воображения в дошкольном детстве, обеспечивающего как смысловую сторону, так и иные технические способы выражения собственного замысла.

В дошкольном учреждении изобразительная деятельность включает такие виды взаимодействия педагога с детьми как лепка, рисование, аппликация. Каждый из этих видов имеет свой потенциал в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Наиболее доступный способ создания художественных работ, отображающих окружающий мир, и при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения – это аппликация (вид изобразительной деятельности, который основан на вырезании, наложении разнообразных форм и закреплении их на отдельном материале, выполняющем роль фона). 

Аппликация эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение. В свою очередь, развитие этих психических процессов позволяет овладеть теми знаниями, на основе которых у дошкольников формируются художественно-творческие способности.

Аппликация способствует развитию колористического чувства и композиционных навыков у детей, так как у детей есть возможность перед наклеиванием по-разному расположить вырезанные фигуры и выбрать наилучший вариант их размещения. На занятиях аппликацией у детей развивается способность изображать предметы и явления окружающего мира, выражать свои мысли и впечатления. Для этого нужно, чтобы дети постепенно овладевали техникой складывания изображений из частей и наклеивания их, самостоятельного вырезания формы предметов.

Но наиболее интересными занятиями, которые стимулируют и максимально активизируют творческий потенциал детей, развивают их творческие способности, являются различные занятия с использованием нетрадиционных техник аппликации.

Нетрадиционные техники – это средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа и композиции, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Нетрадиционные художественные техники способствуют обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения, окружающем мире, развивают творческий потенциал, воображение, способствуют интеллектуальному развитию, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников, учат мыслить смело и свободно, дают возможность удивиться и порадоваться миру, а самое главное, самовыражаться.

Работа с различными материалами расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности, представляет возможность сотворчества между педагогом и ребенком.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Работа по теме самообразования ориентирована на получение ребенком положительных эмоций, которые дарит занятие творчеством, на развитие творческих способностей детей, формирование у них универсальных учебных умений и навыков, а также воспитание личностных качеств, что соответствует требованиям ФГОС.

Цель: Повышение уровня своей теоретической подготовленности, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации.

Задачи:

- содействовать освоению дошкольниками нетрадиционных техник аппликации, художественного конструирования;

- обогащать знания и представления детей о предметах, возможностях различных материалов, их свойствах и способах их применения;

- учить согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения индивидуальных и коллективных творческих работ;

- способствовать формированию изобразительных умений у старших дошкольников, развитию художественного восприятия, наглядно-образного мышления, творческого воображения и художественного вкуса, развитию мелкой моторики пальцев рук;

- воспитывать уверенность, самостоятельность, инициативность в продуктивной художественной деятельности;

- привлекать детей к творческому экспериментированию с материалами, применению  способов создания изображения по собственной инициативе;

- вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.

Условия профессионального развития и формирования личного вклада педагога:

Научно-исследовательские: определение психолого-педагогического воздействия нетрадиционных техник аппликации на развитие творчества в трудах известных психологов и педагогов, в изданиях периодической печати, а также в интернет-ресурсах.

Методические: изучение опыта работы коллег-воспитателей, педагогов, специалистов; участие в вебинарах, семинарах, конференциях, посвященных теме самообразования; выбор форм работы, методов и приемов; составление перспективного планирования.

Организационно-педагогические: участие в методических объединениях и педсоветах, в работе проблемно-творческой группы с целью представления опыта работы, реализация и зашита педагогических проектов, организация мастер-классов для родителей и коллег, выставка детских творческих работ.

Этапы работы:

1.Подготовительный этап 

- анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей дошкольников;

- обогащение развивающей среды необходимыми материалами для творческой изобразительной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно-творческое развитие;

- разработка диагностического инструментария, позволяющего получить информацию об уровнях творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

- проведение педагогической диагностики по выявлению исходного уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и анализ её результатов;

- подбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов, способствующих  развитию творческих способностей детей;

- разработка перспективного плана по развитию творческих способностей дошкольников;

- составление плана взаимодействия с родителями, педагогами и социальными партнерами ОУ.

2.Основной этап

- реализация намеченных мероприятий с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей);

- осуществление взаимодействия с родителями, педагогами и социальными партнерами ОУ.

3.Заключительный этап 

- итоговая диагностика, оформление выставок, участие в конкурсах;

- определение результативности профессиональной педагогической деятельности и прогнозирование дальнейшей работы.

Формы и методы работы:

- подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;

- составление перспективного плана, разработка конспектов ООД, разработка творческих проектов совместно с родителями и детьми;

- проведение НОД, экскурсий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных), просмотр творческих презентаций;

- реализация творческих проектов совместно с родителями и детьми; проведение открытых мероприятий для родителей, совместные походы в культурные учреждения поселения (музеи, выставочные залы), анкетирование родителей;

- организация консультаций, мастер-классов для педагогов и родителей;

- выставки детских работ.

Оснащение центра изобразительного творчества:

- цветная и белая бумага, картон, обои, бумага разных тонов и фактуры;

- цветной мел; пластилин, наборы красок, фломастеров, карандашей;

- наборы с трафаретами для аппликации и рисования;

- ткани; самоклеящаяся плёнка; листы мягкого фетра различной толщины и цвета (в зависимости от идеи), фетра на клеевой основе;

- доска, мольберт, магнитная доска;

- нестандартное оборудование (макароны, пуговицы, бусины и бисер, ватные палочки и диски, вата, нитки, шнурки, салфетки, ленты, стразы, декоративная тесьма и нитки мулине, игла, линейка и т.п.);

- природный материал (шишки, желуди, разные виды листьев, семена);

- клей ПВА, клей-карандаш, горячий клеевой пистолет, клеевой стержень, ножницы;

- пластилин, стеки, доски для работы пластилином;

- фартуки детские, нарукавники.

Предполагаемый результат

Дети:

- сформирован устойчивый интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности на занятиях и в самостоятельной деятельности;

- знает художественные особенности и конструктивные возможности различных материалов;

- умеет согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения творческой работы;

- развито художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение и художественный вкус, мелкая моторика пальцев рук.

Родители:

- проявляют интерес к совместной творческой продуктивной деятельности;

- интересуются жизнью детей в группе, оказывают посильную помощь в оформлении выставок;

- повысился уровень компетентности в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;

Сформировалась потребность участвовать в совместных проектах.

Педагоги:

Обогатили предметно-развивающую среду в группах, пополнили центры изодеятельности различными художественными материалами для детского творчества;

- систематизировали собственные знания по применению нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в работе с дошкольниками;

-применяют разнообразные формы работы с родителями по развитию творческих способностей детей.

Перспективный план мероприятий по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

 на 2018-2019гг

Модули

Нетрадиционная техника

Вид деятельности

1 модуль Бумагопластика

Торцевание

Оригами

Объёмная аппликации с гофрированной бумагой

Лэпбук

Работа с бумагой

2 модуль

Аппликация из ткани

Фетр

Аппликация из шерстяных ниток

Работа с текстильными изделиями, фетром

1 модуль.  Бумагопластика

периоды

2018-2019 уч год

2019-2020 уч год

Форма отчётности

Старшая группа

Подготовительная группа

Торцевание

«Осеннее дерево»

Выставка

сентябрь

«Снегири»

«Елочка»

ноябрь

Выставка

декабрь

Оригами

«Корзина цветов из газет»

«Цветик-семецветик»

Выставка

август

ноябрь

Лэпбук

Лэпбук

Лэпбук

Презентация родителями Лэпбука

сентябрь

по ноябрь 2020г

Объёмная аппликации с гофрированной бумагой

«Букетик цветов для мамы»

«Корзина цветов для мамы»

Выставка

ноябрь

март

«Алёнушка»

январь

2 модуль. Аппликация из ткани

Фетр

«Цветы»

«Цветочная поляна»

Выставка

сентябрь

ноябрь

Дидактическая игра «Весёлая математика»

«Наряди ёлочку»

Выставка

октябрь

декабрь

Аппликация из шерстяных ниток

«Портрет папы»

Выставка

февраль

«Портрет мамы»

Выставка

март

Мастер-классы Спектр

«Эбру»

«Цветы для мамы из фоамирана»

Выставка

Проект «Творческая мастерская»

совместно с детьми

2018-2019гг

1

«Родной Югре признание»

август

Парный проект

2

«Лукошко с клюквой»

сентябрь

Групповой проект

3

«Совушки»

октябрь

Групповой проект

4

«Матрёшка»

ноябрь

Фронтальный проект

5

«Варежки»

декабрь

Фронтальный проект

6

«С 23 февраля» коллективная работа

февраль

Фронтальный проект

7

«С 8 марта!»

Коллективная работа

март

Фронтальный проект

8

«С Пасхой»

«Пасхальное яйцо»

апрель

Парный проект

9

«Космос»

апрель

Парный проект

Проект «Творческая мастерская»

совместно с детьми

2019-2020гг

1

«Баночка Варенья

сентябрь

Групповой проект

2

«Лебеди»

октябрь

Парный проект

3

«День народного единства»

ноябрь

Групповой проект

4

«Снегири прилетели»

декабрь

Фронтальный проект

5

«Елочка»

январь

Фронтальный проект

6

«С 8 марта!»

февраль

Групповой проект

7

«Матрешки»

март

Фронтальный проект

8

Перчаточный театр

Март-апрель

Фронтальный проект

9

«Ракета в космосе»

апрель

Групповой

10

«Одуванчики»

май

Индивидуальный

Перспективный план работы с родителями на 2018-2019 уч. год

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Анкетирование родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?»,

«Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье»

Стендовая информация: «Что такое творческие способности и как их развивать?»

Октябрь

Творческий проект с родителями «Для мамы любимой» (нетрадиционные техники аппликации»)

Ноябрь

Мастер-класс «Новогодние гномики»

Декабрь

«Новогодний аукцион» (совместная деятельность детей с родителями)

Январь

Консультация «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

Февраль

Творческий проект с родителями «23 + 8» (изготовление поделок к праздникам из нестандартных материалов + фетр)

Март

Консультация «Художественно-эстетическое воспитание в семье»

Апрель

Творческий проект совместно с родителями «Пасхальное чудо» (нестандартные материалы + фетр)

Май

Мастер-класс «Георгиевская ленточка»

Перспективный план работы с родителями на 2019-2020 уч год

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Анкетирование родителей: «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников», «Нетрадиционные техники аппликации»

Консультация «Игра – как средство развития творческих способностей детей»

Октябрь

Творческий проект совместно с родителями «Краски осени»

Ноябрь

Мастер-класс «Розы из фетра»

Декабрь

Творческий проект совместно с родителями «Зимушка-зима»

Январь

Стендовая информация «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников»

Февраль

Консультация «Творим, изменяем, преобразуем»

Март

Творческий проект совместно с родителями «Изготовление перчаточного театра»

Апрель

Мастер-класс «Открытка к Пасхе»

Май

Совместная выставка творческих работ «В мире сказок» (нетрадиционные техники аппликации»)

План работы с педагогами

Формы работы

Содержание работы

Консультация

«Развитие творческих способностей в разных возрастных группах»

«Игра – как средство развития творческих способностей детей»

«Виды аппликации. И ее влияние на всестороннее развитие, и воспитание дошкольников»

«Творчество детей старшего возраста как образное познание мира»

Мастер-класс

«Изготовление новогодней игрушки»

Игольница «Щенок»

Брошь «Цветы»

Семинар-практикум

Деловая игра «Нетрадиционные техники аппликации»

Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников»

Список литературы

  1. Богатеева З.А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. - М.: Просвещение, 1982.
  2.  Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение,1987.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. - М.: Скрипторий, 2003.
  4.  Дронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке. Аппликации в игре. - М.: ГНЦ, 2004.
  5. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. - М.: издательство «ТЦ Сфера», 2002.
  6. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996.
  7. Зайцева А. Войлок и фетр. - М.: Эксмо, 2011.
  8. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.:  Просвещение, 1985.
  9. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  10. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  11. Новикова Н.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2010.
  12. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  13. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: МОДЭК, 2014. – 640 с.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург:
  15. Ажур, 2017.
  16. Соколова О. Этот удивительный фетр. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.fun4child.ru/4752-podelki-iz-fetra.html,
  2. http://www.arshobby.ru/ideas/articles/597/31355/,
  3. http://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-fetra/1802-razvivayuschie-knigi-dlya-detishek-iz-fetra.html
  4. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/04/11/metodicheskaya-razrabotka-izdeliya-iz-fetra
  5. http://www.liveinternet.ru/users/4731212/post381157592/


Предварительный просмотр: