УМК "Школа России"

Зарипова Виолетта Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon РП 2023-2024963.6 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики

Башкортостан

 МАОУ СОШ №1 г.Туймазы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

                                                                                                                       курс

духовно-нравственного направления для 1-4классов

«Краеведение»

                                                                                                   для   начального общего образования

                        Срок реализации:4 года

                                                                                                                                       

                                                                                                                             

                                                                                                           

                                                                                                               Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». второго) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры родного края.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий  для учащихся начальной школы. Отводится 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 - 4 класс - 34 часов в год.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, беседы, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

Планируемые результаты освоения курса обучения 

Личностными результатами изучения курса «Краеведения» является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи
  • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Предметными результатами изучения курса «Краеведения» кружка является формирование следующих умений:

  • Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
  • Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;
  • Оценивать правильность поведения людей в природе.

Содержание курса

Введение

Краеведение - наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»

Моя семья

Я и моё имя. Мои родные. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Обязанности в семье. Игры бабушек и дедушек. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

Наша школа

Здравствуй, школа! «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Наши обязанности. Адрес школы. Дорога в школу Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы.

Мой край на карте Родины

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Республика Башкортостан  – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Башкортостан. Работа с географической картой Республики Башкортостан. Моя малая Родина –на карте Башкортостана.

Природа нашего края

Климат. Сезонные изменения погоды в Башкортостане. Растительный мир Башкортостана. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир Башкортостана. Птицы  родного  края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Башкортостана. Заповедник «Шульган-Таш». Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга Республики Башкортостан. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек РБ.. Полезные ископаемые Республики Башкортостан. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Башкортостана». Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – мой Башкортостан». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного города.

Город, в котором я живу

Город, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с  историей возникновения города Туймазы. Работа с документами об истории родного города. Исторические места столицы Башкортостан.  Экскурсия по городу на тему «История города в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного города в годы Великой Отечественной войны.  Люди, прославившие город. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города.

Мой край родной – мой Башкортостан

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Столица Уфа. Башкортостан – сокровищница культурно – исторических памятников. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Современный Башкортостан. Географические названия населенных пунктов нашей местности.

Культура и быт родного края

Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Башкортостан. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов, проживающих в Башкортостане (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы Башкортостана.

Музей- хранилище истории

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Республики Башкортостан. Национальный музей Республики Башкортостан..  Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова.  Туймазинский краеведческий музей.

Итоговые занятия

Что узнали о Республике и родном городе? Проведение народного праздника «Сабантуй».

Календарно - тематическое планирование

1-й класс (33 часа)

Раздел и тема

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Введение

1

1

Краеведение- наука о родном крае.

1

2

Экскурсия «Природа – наш второй дом»

1

                                               Моя семья

3

Я и моё имя.

1

4

Мои родные

1

5

Моя родословная

1

6

Наша дружная семья

1

7

Традиции моей семьи

1

8

Игры бабушек, дедушек

1

9

Мои обязанности в семье

1

                                                Наша школа

10

Здравствуй, школа!

1

11

Адрес школы. Дорога в школу

1

12

Мой сосед по парте

1

13

Наши обязанности

1

14

Традиции школы

1

                                              Мой край на карте Родины

15

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

1

16

Республика Башкортостан – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Башкортостан. Работа с географической картой Республики Башкортостан.

1

17

Моя малая Родина.. Город Туймазы на карте Башкортостана.

1

18

Уфа- столица Башкортостана

1

                                      Природа нашего края

19-20

Климат. Сезонные изменения погоды в Башкортостане.

2

21-22

Растительный мир Башкортостана. Лиственные и хвойные деревья региона.

2

23-24

Лекарственные растения нашего края.

2

25-26

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

2

27-28

Животный мир Башкортостана.

2

29-30

Птицы  родного  края.

2

31-32

Охранять природу – значит охранять Родину.

Заповедники и заказники Башкортостана.

2

33

Красная книга Республики Башкортотан.

1

Календарно - тематическое планирование

2-й класс (34 часа)

Раздел и тема

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

                                   Введение

1

Краеведение- наука о родном крае.

1

2

Экскурсия «Природа – наш второй дом»

1

                                    Моя семья

3

Корни моей семьи.

1

4

Моя родословная.

1

5

Наша дружная семья.

1

6

Традиции моей семьи.

1

7

Профессии в моей семье.

1

8

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

1

                                 Наша школа

9

«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе.

1

10

Знакомство с историей возникновения школы.

1

11

Школьный архив. Судьбы выпускников.

1

12

Сбор интересного материала о выпускниках своей школы.

1

13

Гордость школы. Традиции школы.

1

                          Мой край на карте Родины

14

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

1

15

Республика Башкортостан – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Башкортостан. Работа с географической картой Республики Башкортостан.

1

16

Моя малая Родина..Город Туймазы на карте Башкортостана.

1

                       Природа нашего края

17

Климат. Сезонные изменения погоды в Башкортостане.

1

18

Растительный мир Башкортостан. Лиственные и хвойные деревья региона.

1

19

Лекарственные растения нашего края.

1

20

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

1

21

Животный мир Башкортостан.

1

22

Птицы  родного  края.

1

23

Охранять природу – значит охранять Родину.

Заповедники и заказники Башкортостана (виртуальная экскурсия)

1

24

Редкие и исчезающие  виды  растений. Красная книга Республики Башкортостан.

1

25

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

1

26

Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек РБ и Туймазинского  района.

1

27

Полезные ископаемые Республики Башкортостан.

1

28

Что дает наш край стране?

1

29

Экскурсия в краеведческий музей.

1

30

Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае?

1

31

Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – мой Башкортостан»

1

32

Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края»

1

33

Экскурсия на водоем родного города.

1

34

Проведение народного праздника «Сабантуй».

1

Календарно - тематическое планирование

3-й класс (34 часа)

Раздел и тема

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Моя семья 

1

Моя семья

1

2

У моих родителей (бабушек, дедушек) золотые руки

1

3

Герб моей семьи

1

4

Моя родословная

1

5

У семейного очага

1

6

Великая Отечественная война в истории моей семьи

1

7

Подвижные семейные игры

1

8

Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека

1

                                  Село, в котором я живу

9

Исторические места села

1

10

Посещение  школьного музея

1

11

Великая Отечественная война в истории моего села

1

12

Знаменитые земляки

1

13

Встреча с известными земляками

1

14

Знай, люби и гордись своим селом

1

                          Мой край родной – мой Башкортостан

15-16

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.

2

17-18

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

2

19-20

Столица Уфа

2

21-22

Башкортостан – сокровищница культурно – исторических памятников.

2

23-24

Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

25-26

Современный Башкортостан

2

27-28

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

2

                        Культура и быт родного края

29

Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор».

1

30

Культура и быт родного края

1

31

Народы родного края

1

32

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Башкортостан

1

33

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

1

34

Устное народное творчество народов, проживающих в Башкортостане (сказки, пословицы, поговорки)

1

Календарно - тематическое планирование

4-й класс (34 часа)

Раздел и тема

Кол-во часов

Планируемая дата

Фактическая дата

Село, в котором я живу

1

Город, в котором я живу.

1

2

Экскурсия в краеведческий музей . Знакомство с историей возникновения моего города.

1

3

Исторические места моего города .

1

4

Экскурсия по городу  на тему «История города в названиях улиц».

1

5

Беседа со старожилами об истории родного города

1

6

Мой город  в годы Великой Отечественной войны.  

1

7

Люди, прославившие родной город.

1

8

Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края.

1

                             Мой край родной – мой Башкортостан

9

Сквозь столетия. Исторические корни нашего края.

1

10

Легенды и предания.

1

11

Уфа-столица Башкортостана

1

12

Башкортостан – сокровищница культурно – исторических памятников.

1

16

Наш край в годы Великой Отечественной войны

1

17

Современный Башкортостан

1

18

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

1

                          Культура и быт родного края

19

Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор».

1

20

Культура и быт родного края

1

21

Народы родного края

1

22

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Башкортостан.

1

23

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

1

24

Устное народное творчество народов, проживающих в Башкортостане (сказки, пословицы, поговорки)

1

25

Устное народное творчество народов, проживающих в Башкортостане (сказки, пословицы, поговорки)

1

26

Народные промыслы Башкортостан.

1

                        Музей- хранилище истории.

27

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

1

28-29

Музеи Республики Башкортостан

2

30

Национальный музей Республики Башкортостана (виртуальная экскурсия)

1

31

Башкирский государственный художественный музей имени  М. В. Нестерова

1

32

Экскурсия в краеведческий музей.

1

                          Итоговые занятия

33

. Что узнали о родном крае и селе?

1

34

Проведение народного праздника «Сабантуй».

1

Литература:

  • Е.Кучеров «Природа Башкортостана», Уфа. Китап, 2004г.
  • Атлас Башкортостана «Люби и знай свой край», Уфа. Китап, 2000г.
  • Н.Т.Зарипов «Башкирское народное творчество» Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа Китап, 1997 г.
  • С.Н.Шитова «Башкирская народная одежда», Уфа, Китап, 1995 г.
  • Башкортостан Краткая энциклопедия, научное издательство «Башкирская энциклопедия», Уфа, 1996 г.
  • Библиотека школьника «Благословенный край», Уфа Кипат, 2009 г.
  • Красная книга Республики Башкортостан (объединенный том) / Под ред. А.А.Фаухутдинова. - Уфа: Полипак, 2007. - 528 с.
  • Красная книга Башкирской АССР. Редкие растения и животные. Проблемы их охраны. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. — 200 с.
  • Красная книга Республики Башкортостан. Т. 3. Животные / Под ред. М. Г. Баянова. — Уфа: Башкортостан, 2004. — 180 с; ил.