Конкурс "Учитель года - 2019"

Посыпкина Елена Юрьевна
Уважаемые посетители сайта! В данном разделе вы можете познакомиться с материалами в рамках конкурса педагогического мастерства "Учитель года - 2019" (здесь представлены мои размышления о профессии учителя). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе_Я учитель23 КБ

Предварительный просмотр:

Посыпкина Е.Ю., учитель русского языка и литературы

МОУ Чёлсменской ООШ

Эссе «Я – учитель»

        «Мама! Мама! Где ты? Забери меня!..» - со слезами на глазах кричала во весь голос маленькая девочка, стоя в воротах школы. И ничто не могло привести ее в чувство: ни праздник в честь начала новой школьной жизни, ни ласковое сентябрьское солнышко, ни мама одноклассника, которая бережно пыталась успокоить ее и отвести обратно в класс. Кто бы мог подумать, что спустя всего лишь 11 лет этот ребенок, для которого школа была совсем чуждым миром, сам станет учителем, а школа – вторым домом!

…Так начиналась моя история школьной жизни. Скромная, тихая, от природы очень застенчивая, я шла в тот день в школу с пониманием того, что первый школьный день станет для меня последним. Как ни странно, я вовсе не собиралась учиться и отрываться от мамы, которая для меня была всем…

        С тех прошло много-много лет, и я с улыбкой погружаюсь в эти воспоминания своего детства. Так действительно было. Я помню, что меня посадили за седьмую (!) парту в первом ряду (нас, учеников из первого «б» класса школы № 1 г. Галича, было 42 человека!). Тогда меня охватили страх и ужас перед таким огромным количеством незнакомых мне людей. Мне казалось, что это не то место, где я хочу находиться. В перерыве я подняла руку и попросилась выйти, но моим единственным желанием тогда было незаметно исчезнуть.

        Свою первую учительницу я очень хорошо помню. Она немало сил приложила к тому, чтобы достучаться до меня и дать понять, что школьная жизнь может быть интересной, увлекательной и познавательной. Я отчетливо помню ее необыкновенно добрые и внимательные глаза, милую улыбку, седину на висках (к тому времени она была уже пенсионного возраста), теплоту в голосе. Капитолина Николаевна Акатова… Как жаль, что ее давно уже нет на этом свете!… И я не могу сказать ей «спасибо» за то, кто я есть. Неужели первый учитель определил выбор моего жизненного пути? Вряд ли, но первый кирпичик, безусловно, заложила именно она, Капитолина Николаевна. Ее честность, открытость, прямолинейность и умение правильно подобрать нужные слова в определенный момент, я думаю, повлияли на формирование моего характера и стиль преподавания.

        Жизнь сложилась так, что моя семья переехала из Галича в Челсму, и я вынуждена была поменять место учебы. Конечно, сельская школа очень сильно отличалась от городской: маленький класс, другие учителя, но обстановка стала более близкой и понятной мне. Маленькая скромная девочка, всегда стеснявшаяся выходить к доске и тем более отвечать на виду у всех, стала понемногу раскрываться. Моим классным руководителем стала Алевтина Александровна Чербунина, учитель русского языка и литературы, которая сразу после нашего выпуска ушла на пенсию. Вот она-то и сумела привить мне любовь к родному языку. На ее уроках всегда было интересно, и мы, несмышленые девчонки и мальчишки, жадно впитывали каждое слово, зачастую смеялись над ее шутками, и самый сложный учебный предмет стал для меня любимым. К счастью, мне всегда везло с учителями-филологами: и в школе, и в педучилище, и в университете. Каждый из них внес большой вклад в становление меня как учителя русского языка и литературы, однако не они определили выбор профессии. В детстве я никогда не мечтала быть учителем, и по окончании школы была очень далека от мысли связать свою жизнь с этой профессией.

Лет десять назад мои ученики, обсуждая на уроке тему выбора профессии для написания сочинения, спросили меня: «Елена Юрьевна, Вы хотя бы раз пожалели о том, что стали учителем?» Не задумавшись ни на секунду, я уверенно ответила: «Конечно, нет!» И сейчас, проработав в школе двадцать пять лет, могу сказать то же самое! Я горжусь тем, что ношу это высокое звание – учитель, в отличие от многих своих сверстников, которые педагогическое образование получили, но в школе или не работали ни дня, или не задержались надолго. Для меня учитель – это уже не просто профессия, это особый образ жизни, это отличное от многих мировосприятие, мышление, это уникальная возможность напрямую воздействовать на умы и сердца детей. Мне нравится каждый день входить в класс и снова вглядываться в лица ребят, которые так же пристально смотрят на меня, пытаясь понять секреты русского языка и силу родного слова, я люблю разговаривать с ними на важнейшие для понимания жизни темы и проникать в самые отдаленные уголки детской души. Но всего этого могло и не быть, если бы не моя мама… Именно она своим волевым решением определила мою судьбу, когда, будучи 15-летним подростком, я не понимала, чему я хотела бы посвятить свою жизнь.

Став студенткой педучилища, я стала изучать педагогику и психологию подростков и поняла, что буду работать только со школьниками основного и среднего звена. Для меня всегда было важно говорить с учениками на одном языке, быть с ними «на одной волне».

Так и случилось. Уже в 18 лет я с головой погрузилась в работу. Что было самым сложным для меня? В первые пять лет мне приходилось часами корпеть при подготовке к урокам, а затем, пытаясь не краснеть у доски, рассказывать ученикам о чем-то важном и интересном. И, как говорила Надя в любимом с детства кинофильме «Ирония судьбы, или С легким паром!»: «Я учу детей, а они – меня. Так и живем!».

        С тех пор прошло уже (а, может, и еще) двадцать пять лет. За эти годы накопилось много опыта, и профессионального, и человеческого. Подобно артистам театра, которые каждый раз выходят на сцену, как в первый раз, я тоже с волнением вхожу в класс в ожидании новых эмоций, открытий и впечатлений. Что ждет меня с новыми детьми? Смогут ли они понять меня и полюбить русский язык так, так люблю его я? Никогда не знаю ответы на эти вопросы, но с каждым новым классом всё по-новому, всё сначала.

Что для меня является принципиально важным в профессии учителя? Во-первых, искренность и настоящие эмоции и чувства. Если в классе читаю на уроке детям какое-либо произведение, в котором речь идет о жизни и смерти, любви и предательстве, то я не стесняюсь заплакать или голосом показать свое отношение к персонажу, могу разозлиться, закричать или читать настолько тихо, что становится слышно, как шелестит за окном трава. Уроки литературы для меня – это всегда разговор по душам, поэтому, будучи сама эмоциональным человеком, стараюсь пробудить и в детях настоящие человеческие чувства; хочу, чтобы они научились искренне сопереживать людям, радоваться их победам и плакать от счастья или постигшего горя. Когда вижу отклик на лицах детей, то понимаю, что всё не зря, что всё делаю правильно.

Во-вторых, честность и объективность. Я считаю, что детей в любом возрасте нельзя обманывать ни в чем, они всегда почувствуют фальшь. Не боюсь признаться, что не знаю, как пишутся все слова в русском языке, но знаю, где и как узнать. Кроме того, стараюсь доказывать детям, что всё невозможное может стать возможным, если захотеть. Например, не так давно на уроке русского языка ученикам был предложен ряд слов, среди которых были  только союзы, предлоги и частицы (более 20!). Детям предложила составить предложение, взяв как можно больше данных слов, а лучше со всеми этими словами, и показала, что это легко, на собственном примере. Дети были удивлены (если не сказать больше!)! А объективность нужна прежде всего в выставлении оценок за любой вид работы. Каждый мой ученик знает, что может получить пятерку за сообразительность, за то, что дал правильный ответ первым, за прекрасно составленное предложение или написанное сочинение! И совсем не важно, какую оценку этот ребенок имеет за четверть, главное- желание сделать для себя новое открытие и стремление к познанию.

Конечно, быть учителем русского языка и литературы непросто, особенно в двадцать первом веке, когда книгу дети держат только на уроке, а дома для них существуют лишь электронные приложения. И всё-таки я люблю свою профессию, потому что убеждена, что нам дан во владение богатейший и красивейший язык в мире – русский, потому что мы имеем счастье говорить на языке Л. Толстого и А. Пушкина, писать письма и сообщения языком С.Есенина, объясняться в любви подобно М. Цветаевой. Чтобы донести эту мысль до детей, требуется, безусловно, высокий профессионализм и глубокое знание своего предмета. А еще, имея большой опыт работы, я жадно впитываю всё новое, прогрессивное, адаптирую к своим условиям, пополняя свою педагогическую копилку. Постоянно нахожусь в поиске новых методов, приемов обучения, развиваюсь сама. Один умный человек когда-то сказал: «Не давай детям то, чего не можешь сделать сама!» Эти слова стали для меня своеобразным девизом профессиональной деятельности.

В современном мире роль педагога гораздо выше, чем 2-3 десятилетия назад. На наших плечах лежит не только образование, но уровень воспитанности детей, я бы добавила – уровень человечности. Да, именно человечности, потому что сейчас всё решают деньги, поэтому очень важно сказать детям то, чего не хотят или не считают нужным сказать родители. А кто, как не филологи, это могут и должны сделать?! Готовясь к очередному уроку, стараюсь оперировать реалиями сегодняшнего дня, но на основе базовых культурных ценностей. Семья и любовь, дружба и взаимовыручка, честь и достоинство, доброта и милосердие – это лишь малая часть того, о чем мы говорим на каждом уроке, причем это касается не только учебных тем, но и простых человеческих взаимоотношений вне уроков.

Быстро проходят дни, недели, года… Оглядываясь назад, понимаю, как много всего пройдено, сколько учеников смогла выпустить в большую жизнь, как горжусь теми, кто стал успешной личностью! Но как много ещё предстоит сделать! Сегодня у меня другие дети. Они все так же смотрят на меня широко открытыми глазами и внимают каждому моему слову, шутят, смеются, учатся думать самостоятельно – одним словом, жить! Я верю в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день зажигают во мне огонь. В. А. Сухомлинский говорил: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь… И чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света».

Каждый урок учителя – это маленький ноктюрн, когда затрагиваются тонкие струны детских душ, и, если они звучат, как единая мелодия, значит, Учитель состоялся. И я верю, что лучший урок – впереди. И продолжать его будет сама жизнь…