Олимпиады (школьный этап)

Посыпкина Елена Юрьевна

Вы уверены, что знаете русский язык? Можете отличить архаизмы от историзмов? Что общего между словами КОРЬ и КОРЫТО? Если вы хотите узнать ответы на эти и многие другие вопросы, то этот раздел специально для вас. Выберите класс, предмет - и вперед, к знаниям! Надеюсь: у вас всё получится! Желаю удачи!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по литературе

2018-2019 учебный год

8 класс

Задание №1

Напишите три синквейна, посвященных:

1. Стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино».

2. Повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

3. Вашему любимому кинофильму.

Постарайтесь соблюсти правила организации и слоговую структуру синквейна!

Примечание.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием жанров японской поэзии хайку (хокку) и танка. Традиционный синквейн не имеет рифмы и стихотворного размера, состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Каждая строка имеет свои правила организации:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действие в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Поскольку в русском языке слова в целом длиннее, чем английском, русский синквейн (как и русские хайку и танка) не обязательно выдерживает строго определенное количество слогов. Вот пример синквейна на тему любви:

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Максимум: 15 баллов (по 5 б. за каждый)

Задание №2

Если бы вам предстояла длительная экспедиция на Марс и можно было бы взять с собой единственную книгу, какое бы это было литературное произведение? Почему? Напишите свой ответ и не забудьте о необходимости доказывать свою мысль ссылками на текст (объем не менее 100 слов).

Максимум: 30 баллов

Критерии оценивания:

1) понимание поставленных в задании вопросов и умение работать в предложенном направлении; цельность, стройность работы;

2) точность, тонкость и свежесть наблюдений и адекватность выбора средств для выражения собственной мысли; убедительность суждений;

3) умение приводить для доказательства текст произведения.

Задание № 3.

Прочитайте 3 басни Льва Толстого.

  1. Лев, медведь и лисица.

Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не отступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидала промеж них мясо, подхватила его и убежала.

  1. Обезьяна и горох.

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина, обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.

  1. Мышь под амбаром.

Жила одна мышь под амбаром. В полу амбара была дырочка, и хлеб сыпался в дырочку. Мыши житьё было хорошее, но она захотела похвастаться своим жильем. Прогрызла больше дыру и позвала других мышей к себе в гости.

«Идите, - говорит, - ко мне гулять. Я вас угощу. Корму на всех хватит». Когда она привела мышей, она увидала, что дыры совсем не было. Мужик приметил большую дыру в полу и заделал ее.

Автор оставил басни без традиционной морали. Придумайте к каждой басне мораль (1-2 строчки).

Критерии оценивания:

  1. точность попадания в смысл басни,
  2. соответствие придуманной морали исходному сюжету.

Максимум: 6 баллов (по 2 б. за каждую мораль)

ИТОГО: 51 балл



Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по литературе

2019-2019 учебный год

8 класс

Время выполнения – 3 астрономических часа.

Максимальный общий балл за оба задания – 45.

Задание №1

Максимальное количество баллов – 15.

Критерии оценивания:

за каждый синквейн участник получает по 5 баллов.

Задание №2

Максимальное количество баллов – 30 (по 10 баллов за каждый критерий).

Критерии оценивания:

1) понимание поставленных в задании вопросов и умение работать в предложенном направлении; цельность, стройность работы;

2) точность, тонкость и свежесть наблюдений и адекватность выбора средств для выражения собственной мысли; убедительность суждений;

3) умение приводить для доказательства текст произведения.

Задание № 3. 

Максимум: 6 баллов (по 2 б. за каждую мораль)

Критерии оценивания:

  1. точность попадания в смысл басни,
  2. соответствие придуманной морали исходному сюжету.

Итого: 51 балл.



Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

2018-2019 учебный год

 8 класс

Уважаемые участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей лингвистической эрудиции, языковую интуицию, умение рассуждать и выражать собственное мнение.  

        Работа включает десять заданий разного типа: лингвистические тесты, в которых вы, опираясь на школьные знания, указываете нужные термины или языковые примеры; лингвистические задачи, в которых вам нужно не только вспомнить какие-то сведения из уроков русского языка, но и провести анализ предложенного языкового материала, прийти к самостоятельным выводам; творческие задания, в которых вам нужно создать текст заданного жанра.

Выполняя задания, внимательно читайте формулировку. Не спешите отказываться от выполнения задания, если оно показалось вам сложным. Формулировка задания часто содержит подсказки, учитывая которые, вы сможете понять способ решения лингвистической задачи. Помните, что даже за частично выполненное задание вы можете получить баллы. Старайтесь рассуждать и грамотно, точно, полно выражать свои мысли.

На выполнение работы отводится полтора (1,5) астрономических часа.

Задания выполняются на отдельных листах, при этом переписывать формулировку задания не нужно.

Можно использовать черновик, его нужно будет сдать вместе с работой. Задания, выполненные на черновике, не проверяются. В черновике задания можно делать в любом порядке. В чистовике ответы на задания должны быть оформлены последовательно. Если вам не удалось выполнить какое-то из заданий, запишите его номер и оставьте пустое место.

Пишите аккуратно, оставляйте поля и небольшое расстояние между заданиями. Это поможет правильно посчитать все набранные вами баллы.

Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку работы.

Надеемся, что выполнение задания будет для вас увлекательным и полезным занятием.

Желаем успешной работы!


Задание 1. 

Заполните таблицу, поместив в нее сведения о значении терминов и языковые примеры.

Лексика пассивного употребления

Историзмы

[Впишите определение термина]

[Впишите примеры слов]

Архаизмы

[Впишите определение термина]

[Впишите примеры слов]

Список слов: кухарь, сокольничий, боярыня, всуе, одрина, кольчуга.

Объясните значение слов кухарь, всуе, одрина.

14 баллов

Задание 2. Определите, какой тип словарей представлен данной словарной статьей. Кратко укажите, какую информацию можно извлечь из этих источников.

АДВОКА'Т. Время: конец 18 в. Происхождение: нем. Advokat < лат. advokare – защищать, помогать словом.

6 баллов

Задание 3.

Распределите слова по группам в соответствии со способом словообразования. Ответ оформите в следующем виде: 1 – ?, ?…; 2 – ?, ?… и т.д.

Вместо знаков вопроса поставьте нужные буквы. (Не забудьте, что суффикс может быть нулевым). 1. Приставочный способ. 2. Приставочно-суффиксальный способ. 3. Суффиксальный способ. 4. Субстантивация. 5. Сложение с суффиксацией.

А. Застольный. Б. Послезавтра. В. Приозерье. Г. Больной. Д. Хлеборез. Е. Рябь. Ж. Однорукий. З. Мимоездом. И. Прапрадед. К. Мелочишка.

8 баллов

Задание 4.

Сравните два предложения: Бухгалтера ожидает ревизор. Бухгалтера ожидают неприятности.

В одном и том же значении употреблен здесь глагол ожидать или в разных? По одному ли синтаксическому образцу построены эти предложения или по разным? Как это доказать?

8 баллов

Задание 5. Проанализируйте приведенные ниже слова, которые были заимствованы финским языком (суоми) из старославянского. В той же последовательности запишите русские слова, которые соответствуют старославянским словам и перечисленным ниже заимствованиям в финском языке. Какое языковое явление отражено в данных примерах, которое является собственно русской чертой?

Karsta, palttina, talkoo, varpu

                                                                                                        13 баллов

Задание 6.

Перед вами отрывок из стихотворения В Набокова.

Какие средства языковой выразительности использует автор? Назовите их. С помощью каких приёмов в стихотворении создаётся атмосфера напряжённого диалога? Назовите эти приёмы, выпишите нужные фрагменты для иллюстрации.

***

О чём я думаю? О падающих звёздах…

Гляди, вон там одна, беззвучная, как дух,

Алмазною стезёй прорезывает воздух,

        и вот уж путь её потух…

Не спрашивай меня, куда звезда скатилась.

О, я тебя молю, безмолвствуй, не дыши!

Я чувствую – она лучисто раздробилась

на глубине моей души.

26 августа 1918

10 баллов

Задание 7. Определите род имен существительных, обозначающих людей. Результаты работы оформите в виде таблицы.

мсье, протеже, маэстро, визави, инкогнито, портье, мисс, пани, фрау, рефери.

Мужской род

Женский род

Средний род

Общий род

10 баллов

Задание 8.

А) Исправьте предложения, содержащие речевую ошибку. Кратко укажите причину этой ошибки. Назовите термин, который обозначает это явление.

  1. По улице быстро шёл взрослый мужчина.
  2. Судья вынес окончательный вердикт.
  3. Фехтовальщик сделал очень стремительный выпад.
  4. Работа проходила в наиболее оптимальном режиме.

Б) Правильно напишите словами числительное, в предложении представленное цифрой.

Касса магазина пополнилась 54 857 рублями

8 баллов

Задание 9. Какие фразеологизмы следует использовать в предложениях, чтобы не исказить их смысл, но добиться более яркого впечатления?

1. Он набедокурил, а нам теперь придётся с трудом улаживать, распутывать это сложное, неприятное дело.

2. Дорогой друг, не устанавливают в чужой, в незнакомой компании свои обычаи, порядки, правила!

3. За неимением лучшего и худшее может пригодиться.

4. У других мы подмечаем даже мелкие недостатки, а у себя не видим и значительные, большие.

5. Я всегда придавал чему-либо незначительному, ничтожному большое значение.

6. Он скрыл последствия неблаговидных, предосудительных поступков; утаил преступление, уничтожил улики.

7. Мы знаем, что в одиночку многие трудности, препятствия оказываются непреодолимыми; одному многое крайне трудно, невозможно совершить, преодолеть.

8 баллов

Задание 10. 

Многие правила, установки, определяющие главные жизненные ценности, содержат пословицы и поговорки (паремии), крылатые слова.

Составьте текст небольшого выступления для младших школьников, в котором вы хотите рассказать о паремиях и крылатых словах: об их особенностях, функциях, о том, для чего их следует использовать в своей речи. Используя 2-3 устойчивых оборота из списка, расскажите, какие жизненные правила в них содержатся. Можете описать какую-нибудь ситуацию из жизни или из известного вам произведения, которая поможет ярче проиллюстрировать ваши мысли.

Обратите внимание на то, чтобы в результате работы у вас получился текст с небольшим вступлением и заключением, который будет интересно и легко слушать. Попробуйте дать вашему тексту интересное, оригинальное название.

  1. На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
  2. Родина – мать, чужбина – мачеха.
  3. Дома и стены помогают.
  4. И дым отечества нам сладок и приятен
  5. Всякий кулик своё болото хвалит

                                                        Объем работы: от 0,5 до 1 стр.

15 баллов



Предварительный просмотр:

Школьный тур Всероссийской  олимпиады школьников по русскому языку

2018-2019 учебный год

9 класс

  1. Расставьте ударения в словах:

Иконопись, облегчить, красивее, торты, мизерный, газопровод, включим, камбала, обеспечение, феномен.

(максимум 5 баллов)

2. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница,  копеечная, коричневый.

Укажите, в каких   словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится  как:

А) [чн ]:

Б) [шн]:  

В) возможны два варианта произношения  [чн - шн]:

 (максимум 5 баллов)

3. Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.

Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

(Максимум  6 баллов)

4.  Прочитайте отрывок из стихотворения С.Стасова «Полдень. 1 октября». Выпишите однокоренные слова. Какие из них являются окказионализмами (авторскими словами)? Определите способ их образования. Какую роль однокоренные слова играют в данном тексте?

Этот город прозрачен, как сон,

Словно полдень осенний прозрачен,

Но над полднем предел обозначив,

Лист закружится невесом.

Листопляс, листоход, листопад –

Светлый праздник осеннего сада.

К тополям за чугунной оградой

Возвращает прохожих тропа.

Листопад, листодел, листоград.

(максимум 6 баллов)

5.  «Над пожарищем распалось небо, и видима стала  твердь стеклянная и престол... на престоле сидящий Господь, ошуюю и одесную - дважды по двунадесят старцев…,»… (А.Н.Толстой «Петр Первый»).

В этом тексте вы встретили слова, которые принято считать устаревшими. Понятно, что Господь сидит на престоле, а где расположились старцы? Используя свои познания в области этимологии, докажите правильность своего решения.

(Максимум 2 балла )

6.  Какие устойчивые обороты речи (фразеологизмы) изменены Н.В.Гоголем в следующих предложениях? С какой целью это сделано?

1) Хлестаков. Я могу от любви свихнуть с ума.

2) Анна Андреевна. Я вот ни от кого до сих пор толку не доберусь

3) Анна Андреевна. У тебя вечно какой-то сквозной ветер разгуливает в голове.

4) Артемий Филиппович. С тех пор, как я принял начальство, - может быть, вам покажется даже невероятным, все как мухи выздоравливают.

5) Аммос Фёдорович. Вот выкинет штуку, когда в самом деле сделается генералом! Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло! Ну, брат, нет, до этого ещё далека песня.

(максимум 6 баллов)

7.  Что общего между словами «корь» и «корыто»?

(Максимум 5 баллов)

8. Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и Седых. Все трое в составе сборной».

Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.

(Максимум 3 балла)

9.  Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно…  Но сверху снега не шло, и было не очень темно:  за облаками вставала луна.           ( Б.Зайцев)

(максимум 5 баллов)

10.  Определите, какими синтаксическими конструкциями (членами предложения)  являются выделенные единицы текста.

Оставаться в экипаже было опасно, и мы, (1)несмотря на грязь и дождь, должны были идти пешком.

 (2)Волга… Она вся превратилась в водяные бугры, которые ходили взад и вперёд, жёлтые и бурые около песчаных отмелей и чёрные посередине реки; она (3)билась, кипела, металась во все стороны и точно стонала, волны беспрестанно хлестали в берег, (4)взбегая на него более чем на сажень

  Невыразимый ужас  обнял мою душу, и одна мысль (5)плыть по этому страшному пути леденила мою кровь и почти лишала сознания.    (С.Т.Аксаков)

(Максимум 5 баллов )

11. Творческое задание. Напишите рассказ на одну из тем:

  • о честном жулике
  • о невежественном профессоре
  • о художнике-дальтонике (дальтоник – это человек, не различающий цвета)
  • о сентиментальном хирурге

(максимум 15 баллов)

Мини-сочинение оценивается следующим образом:

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста);
  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла);
  • оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла); 
  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения (максимально 3 балла);
  • соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» - 3 балла; «4» - 2 балла; «3» - 1 балл; «2» - 0 баллов).


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по русскому языку в 5 классе.

2018-2019 учебный год.

1. Расставьте ударения в следующих словах, укажите вариативные случаи.

Красивее, средства, договор, по средам, жалюзи, наголо, обеспечение, мастерски, йогурт, банты.

2. Прочитайте стихотворение Б. Ю. Нормана и выпишите существительные, употреблённые с нарушением формы рода. Укажите нормативный (правильный)  вариант.

Слыхали эту новость?                                   Он съел жилету кунью

У нас в шкафу живёт                                     И дедовский папах,

Тот, кто любую овощь,                                 Персолем и шампунью,

Любой продукт сжуёт.                                  Который весь пропах.

Он яблок, помидору                                      Так кто ж ту путь проделал

И всю картофель съест,                                 Из шкафа в антресоль?

Баранок без разбору                                       Мыш ненасытный, где он?

Умнёт в один присест,                                   Где он, огромный моль?

Прожорлив, как собака,                                 Вы скажите: не верим!

Тот, кто живёт в шкафу:                               Чтоб всё пустить в труху?

Пропала тюль и тапок                                   Но есть обжора – Время -

И туфель на меху.                                          Вот кто живёт в шкафу.

3.Вспомните и запишите фразеологизмы, которые своим происхождением обязаны мифам и  легендам народов.  

4.Определите морфемный состав слов:

перчик, избирательный, электромясорубка, дочурка, огурчик, переоценка.

5.Составьте словосочетания, в которых слова каменный, бархатный, сладкий будут употреблены в переносном смысле.

6.Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим и звонким). Первое означает животное, живущее под землёй, второе – пещеру, преимущественно искусственную.

7. Сколько здесь однокоренных слов? Запиши их.

Жало, жаль, жали, жалованье, жалюзи, жалоба.

8. Известно, что улыбка украшает человека. А какая у вас улыбка? Составьте небольшой словарик эпитетов (не менее 10).

9.Образуйте неопределённую форму глаголов, которые в 1 лице единственного числа настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.

10. В эпоху Интернета и телевидения можно совершенно спокойно обойтись без чтения книг. Согласны ли вы с этим высказыванием? Аргументируйте своё мнение, написав сочинение на данную тему.

(объем не менее 70 слов)


                   Ответы к школьной олимпиаде по русскому языку (5 класс)

2018- 2019 учебный год

1. КрасИвее, срЕдства, дОговор, по срЕдАм, жалюзИ, нАголО, обеспЕчение, мастерскИ, йОгУрт, бАнты.

Максимальное количество баллов – 6,5 (по 0, 5 за слово).

2. Овощ – м. р., яблоко – с. р., помидор – м. р., картофель – м. р., баранка – ж.р., тюль – м. р., тапка – ж. р., туфля – ж.р., жилет – м.р., папаха – ж.р., персоль – ж. р., шампунь – м.р., путь – м. р., мышь – ж.р., моль – ж.р., время – с. р.

Максимальное количество баллов – 8 б (по 0,5 за слово).

3.Танталовы муки, сизифов труд, прокрустово ложе, авгиевы конюшни, троянский конь, яблоко раздора, олимпийское спокойствие, панический страх и др.

Максимальное количество баллов  - не более 5 б.

4. Максимальное количество баллов – 3.

5. Каменное сердце, бархатный голос, сладкая жизнь.

   Максимальное количество баллов – 3.

6. Крот- грот

Максимальное количество баллов – 2.

7. Жаль и жалоба.

Максимальное количество баллов – 3.

8. Максимальное количество баллов – 3.

9..Заведую – заведовать, проповедую – проповедовать.

Максимальное количество баллов – 2.

10. Максимальное количество баллов – 15, из них 5 – орфография, 5 – пунктуация, 5 – речь и грамматика.

Максимальное количество баллов за работу – 50,5.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по русскому языку - 6 класс

2019 – 2020 уч.год

Фамилия, имя________________________________________________

1. ОРФОЭПИЯ. Расставьте ударение. В какой из пар рифмы нет? Выпишите эту пару (за каждое правильное поставленное ударение – 0,5 балла, за правильно выбранную пару – 1 балл, итого – 6 баллов).

Алфавит - позвонит

Повод - газопровод

Документ - инструмент

Завидно - обидно

Каталог - некролог

__________________________________________________________________

2. ФОНЕТИКА. Определите, сколько раз встречается указанный звук в следующих предложениях. Подчеркните эти буквы (за каждый правильный ответ – 1 балл, итого 3 балла).

   [ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит__________________

   [ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.________

   [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.___________________

3. ЛЕКСИКА. Объясните разницу в лексическом значении слов:

поступок – проступок, абонент - абонемент, конный - конский

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За каждое правильно объясненное слово – 1 балл, итого 6 баллов

4. Подберите по 2 определения к данным словам, укажите род существительных (за  определения по 0,5 б., за род – 1 б., итого – 7,5 б.) :

Тюль____________________________________________________________, рояль____________________________________________________________, фасоль___________________________________________________________, мозоль___________________________________________________________, кофе_____________________________________________________________.

5. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание –ей в следующих словах, и сгруппируйте их (за каждое правильно выделенное – 0,5 б., за правильное деление по группам – 2 балла, итого – 6 б.):

Дождей, сшей, сыновей, друзей,  воробей, красивей, змей, милей.

6. В каком русском корне наблюдается чередование а//о//ы? Приведите примеры слов  с этим корнем (3 балла).

__________________________________________________________________

7. Соотнесите фразеологизм и его значение (по 1 баллу за каждый, за исправление ошибки в толковании – 1 балл. итого – 5 баллов).

Ответ оформите в виде теста: А – ?, Б - ? и т.д. Вместо знака вопроса вставьте нужную цифру. К одному из фразеологизмов дано ошибочное толкование, исправьте ошибку.

А. Как в воду глядел                        1. разоблачить темные дела, уличить

во лжи

Б. Как в воду канул                        2. как будто знал заранее, предвидел,

точно предсказал события

В. Вывести на чистую воду                3. не промокнуть

Г. Выйти сухим из воды                4.пропал бесследно, без вести исчез

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. СИНТАКСИС. Определите синтаксическую роль слова «один» в каждом из данных предложений. Подумайте, стоит подчеркивать одно слово или целое словосочетание? За каждое правильно подчеркнутое слово или сочетание – 1 балл, итого – 4 балла.

1)  В одном из гостей я узнал своего одноклассника.

2)  Один друг рассказал мне интересную историю.

3)  Мы все живем в одной стране.

4)  Мой мир – это одна большая жизнь.

9. Орфография. Пунктуация. Текст.

Вставьте  пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

(за соблюдение орфографических норм – 2 б., пунктуационных – 2 б., за лексическое значение слова – 2 балла. Итого – 6 баллов)

Робин пов…рнулся и кинулся б…жать. Ему даже (не) когда было подумать что вот и настал такой м…мент когда отважному Робин Гуду пр…ходит…ся  сп…сат…ся бегством. У него просто (не) было иного выхода: на холме под дубом собралось больше дюжины* вооруженных людей.

Робин кинулся в сторону опушки  быстро нырнул под д…ревья рванул в глубь леса но аббат и сопр…в…ждавшие его стрелки были на л…шадях и еще с ними были собаки которые тут же взяли след. Пытаясь …бить с толку своих пр…следователей, уже наст…гавших его в лесной чащ.., Робин пове…рнулся назад. Он знал что собак со следа не соб…еш… но все же пытался выиграть хоть несколько м…нут.

В этот раз опас…ность действительно была вел…ка.

*Объясните значение слова «дюжина» __________________________________

______________________________________________________________________

.

10. Напишите сочинение – миниатюру на тему «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…».              

Максимальное количество – 10 баллов. Задание оценивается по следующим критериям: раскрытие темы, логичность, последовательность, аргументированность, стройность, выразительность.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ответы  к заданиям

1.  За каждое правильное поставленное ударение – 0,5 балла, за правильно выбранную пару – 1 балл, итого – 6 баллов

АлфавИт - позвонИт

ПОвод - газопровОд

ДокумЕнт - инструмЕнт

ЗавИдно - обИдно

КаталОг – некролОг

Нет рифмы: Пород –газопровод

2. За каждый правильный ответ – 1 балл, итого 3 балла.

   [ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит – 5 раз

   [ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.- 4 раза

   [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики._6 раз

3. Значения слов:

поступок –

проступок-

абонент –

абонемент-

 конный –

 конский –

4.Тюль (м.р.) , рояль (м.р.), фасоль (ж.р.), мозоль (ж.р.), кофе (м.р.).

5. Дождей, друзей,  сыновей,  - ей – окончание сущ. мн.ч.

Сшей – корень ШЕЙ (глагол)

воробей, змей (всё слово корень)

красивей, милей (ей – суффикс)

6. плав/плов/плыв

Плавает, пловец, плывуны.

7. Фразеологизмы:

А – 2, Б – 4, В – 1, Г – «остаться безнаказанным, не иметь отрицательных последствий»

8. Синтаксическая роль слова «один»:

1)  В одном из гостей я узнал своего одноклассника (в одном из гостей – дополнение).

2)  Один друг рассказал мне интересную историю. (один друг – подлежащее)

3)  Мы все живем в одной стране.( в одной стране – обстоятельство)

4)  Мой мир – это одна большая жизнь. (одна жизнь – сказуемое)

9. Дюжина – 12

Максимум – 6 б.

10.  максимум – 10 б.

ИТОГО: 56,5 баллов.



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по литературе - 6 класс

2019 – 2020 уч.год

Задание № 1. Соотнесите  жанровое определение с названиями произведений, приведенными  справа (ответ записать так: 1-а, 2-б и т.д.)

1

Летопись

 

А

«Лошадиная фамилия»

2

Басня

 

Б

«Кубок»

3

Баллада

 

В

«Повесть  временных  лет»

4

Сказка

 

Г

«Каша из  топора»

5

Рассказ

 

Д

«Мартышка и очки»

6

Стихотворение

 

Е

«Белая  береза»

Максимальное количество  баллов-6

Задание № 2. Определите писателя по биографическим фактам (напишите ФИО писателя).

 1.

Родился в Москве, его  дядя Василий Львович был  известным  поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил  ему свой портрет с надписью «Победителю  ученику от  побежденного  учителя»

2.

Воспитывала его  бабушка, учился в Московском университете, поступил  в школу гвардейских  подпрапорщиков и кавалерийских  юнкеров, за  одно  свое произведение был  сослан  на Кавказ, погиб  на дуэли.

3.

Большую часть  своей жизни  провел  в Ясной Поляне, участвовал  в Крымской войне, открыл  школу для крестьянских  ребятишек, про  него  говорят, что он «гордость  русского  народа»

 Максимальное количество баллов – 3

Задание № 3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В. А. Жуковского  называют  «солнцем русской поэзии».

б) Летописание на Руси началось  в XI веке.

в) Стихотворение, в основе которого  лежит  историческое событие, предание с острым  сюжетом называется балладой.

г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения.

д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

 Максимальное количество  баллов – 5

Задание № 4.  Назовите место, о котором идёт речь в данном отрывке, укажите автора и название произведения. (макс. 9 баллов)

а) И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

б) «… он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трёх ножках…»

в) «Все светлее и светлее становится вокруг. Красноватые отблески перебегают по снегу, по ветвям. И вдруг перед Падчерицей открывается …………., посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше...»

Задание № 5. Назовите тропы (средства языковой выразительности), выделенные в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень». (макс. 3 балла)

Полдень.

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет,

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

Задание № 6. Соотнесите термин и его определение. (ответ запишите так: 1 – а, 2 – б и т.д.)

1)  Описание природы в литературном произведении.                

а)  рифма

2)  Разговор двух и более лиц.                                                        

б) пейзаж

3)  Созвучие концов строк

в)диалог

4)  Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное.                                                                

г) басня

5) Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека.

д) загадка  

6) Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается с помощью конкретного образа.            

е) антитеза

7) Небольшое произведение  повествовательного характера с нравоучительным содержанием.                          

ж) аллегория    

8)Стилистическая фигура, основанная на противопоставлении понятий, образов

з) рассказ.                                    

По 1 баллу за факт (8 баллов).

                                                         

Задание № 7. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).


1) Как называется это описание?
2) Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3) Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?
По 1 баллу за факт, всего 3 балла.

Задание № 8. Укажите вид рифмовки.
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Максимальное количество  баллов-1


Ответы к олимпиаде по литературе

6класс

1. 1- В;

    2 –Д;

   3 –Б;

   4 – Г;

   5 – А;

   6 – Е.

Максимальное количество  баллов-6

2. А – Пушкин А.С.

    Б – Лермонтов М.Ю.

    В – Толстой Л.Н.

Максимальное количество  баллов-3

3. А) нет
    Б) да
    В) да
    Г) нет
   Д) да

Максимальное количество  баллов-5

4.) Бородино, М.Ю.Лермонтов «Бородино»

б) каморка Герасима, И.С.Тургенев «Муму»

в) поляна в лесу, С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»

Максимальное количество  баллов - 9

5. Дышит - метафора (олицетворение);

Мглистый - эпитет;

Как туман - сравнение

Общая сумма баллов – 3.

6. 1 –б

   2 –в

   3-а

   4 –д

   5 –з

   6 –ж

   7 –г

   8 –е

Максимальное количество  баллов-8

7. Анализ текста.

1) Пейзаж.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст»  и т.д.

3) Эпитет: «светлая тишина»; сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

 (По 1 баллу за факт)

макс-10 баллов

8. Рифма –парная

Максимальное количество  баллов-1