Метафорические карты

Киреева Буляк Рашитовна

Метафорические ассоциативные карты  (МАК) — это экологичный и эффективный инструмент для работы с маленькими клиентами и для взаимодействия со своими детьми. Известно, что дети, зачастую, мыслят образами. Поэтому, их природе свойственно работать с картинкой - метафорическими картами. Дети погружаются в игру, волшебство, сказку, и не замечают, как проходит время. А мы взрослые, если будем внимательны, узнаем о них массу всего интересного

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА

Иногда бывает так сложно разобраться в себе. Мучает какой-то вопрос или проблема и не знаешь, как поступить, чего ты вообще хочешь, к чему тебе стремиться, в каком направлении прикладывать усилия. Или понятно что нужно, но совершенно не представляешь себе, как это реализовать, с чего начать и когда вообще начинать, сейчас или, может, подождать? Или уже начал что-то делать, но то одно не получается, то другое и снова берут сомнения – а то ли? а надо ли? а с той ли стороны захожу? А бывает, и вовсе гложет что-то тебя, вроде и хорошо все, а вот не отпускает какая-то тоска, и не поймешь даже, с чем это связано…

Метафорические карты – что это

Для решения всех этих и многих других проблем используются метафорические карты. Это психологический инструмент, они не имеют ничего общего с гаданиями, карточными играми и прочими подобными занятиями, так что совершенно не заслуживают подобного предвзятого отношения. Представляют собой набор картинок разной тематики, с текстами или без, с одной стороны одинаковая у всех рубашка, с другой – какой-то рисунок или фото. Все изображения, как правило, неоднозначны и, соответственно, не предполагают однозначной трактовки.

Методика работы с метафорическими картами основана на обращении к нашему подсознанию, в котором, как известно, и кроются ответы на все наши вопросы. Причем обращение это происходит не напрямую, а опосредовано, через карты. Когда мы высказываем ассоциации, которые возникают у нас в связи с ними, мы вроде бы говорим не о себе, а о карте, поэтому это не вызывает у нас сопротивления. Но при этом откуда берутся все наши ассоциации? Конечно, они все о нас и связаны с нашими мыслями, чувствами и настроениями. И так человек рассказывает вроде бы о картах и вдруг понимает, что говорит-то на самом деле о себе, причем именно о том, что в действительности его заботит, волнует и занимает.

Волшебство в каждой карте

Вот цитаты известных психологов, применяющих карты в своей работе: «Мы вытягиваем определенные карты не случайно. Мы смотрим на картинку, и слова и образы сами приходят на ум. И мы поражены, потому что они попадают сразу в самую суть, открывают самое сокровенное и запрятанное, проскальзывая сквозь все границы и защиты. Это чудо. Это удивительно!» – это слова Моритца Егетмейера, психотерапевта, издателя метафорических карт.
А так сказала о метафорических картах Офра Аялон, доктор психологии, всемирно известный эксперт по работе со стрессами, травмами и кризисными состояниями: «Удивительно то, что разные люди дают разные интерпретации карт. Каждый видит в них что-то свое, но это всегда именно то, что живет в нас, поэтому тут не может быть неправильных ответов. В вашем воображении есть все цвета, чтобы разукрасить свой мир. Мы маги, но не разрешаем верить себе в то, что волшебство живет внутри нас. Волшебство существует в любой момент времени. В детстве мы это помним, потом забываем, а потом вспоминаем снова. Карты это ключи для открытия двери внутри нас».

Метафорические карты не могут навредить

Потому, кстати, метафорические карты являются настолько экологичным инструментом для работы с собой – потому что они не могут навязать чего-то чуждого нам, что-то испортить, чем-то навредить своим вмешательством, ведь они только открывают и позволяют видеть то, что уже в нас есть. И по тем же причинам метафорические карты могут использовать как психологи, так и люди, не имеющие специальной подготовки, – просто для себя. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя. Каждая из них значит только то, что мы сами видим в ней.

Метафорические карты говорят нам именно о том, что мы должны услышать

А вот замечали вы иногда, как неожиданно приходят подсказки в жизни? Едешь ты, к примеру, думаешь о чем-то, что тебя заботит, ищешь что-то, что дало бы тебе уверенность и решимость… И тут вдруг попадается рекламный щит на глаза, и на нем что-то такое написано огромными буквами – вот прямо в точку, как будто для тебя! И это вдруг и веселит тебя, и вызывает прилив сил и бодрости, и прибавляет решимости в своем настрое.

Прелесть метафорических карт в том, что они позволяют более целенаправленно работать над своим состоянием – вот в чем большой их плюс. Не надо ездить по окрестностям в поисках подсказок, а можно спокойно сесть за столом и послушать, что творится у нас внутри, и решить, что с этим делать.



Предварительный просмотр:

МАК для работы с детьми

 «Роботы»

Автор Т.Ушакова

В комплект «Роботы» входят 
два идентичных набора метафорических карт (84 цветных и 84 черно-белых), каждый из которых включает в себя три вида изображений: головы (28 карт), туловища (28 карт) и ног (28 карт). 
    В методическом пособии описана специфика этого комплекта, основные принципы, цели и способы работы с картами, приведены случаи из практики. 
 Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, так что можно создать «робота» из любых карт, все равно получится целостная картинка. 
Возможность комбинировать разные детали интригует, позволяет придумывать, фантазировать. Карты предназначены прежде всего для психологической работы с детьми, подростками и родителями, однако они могут эффективно использоваться и в работе с любыми взрослыми. 
Проблематика может быть очень разной: внутренние конфликты, образ себя в целом и образ тела в частности, представления о близких и об отношениях с ними, изменения, адаптация к новым условиям и т.п. Комплект адресован практикующим психологам.

                                                                                                                                           Семейка Гномс.

Авторы: Е.Кирюшина, А.Махаматуллина
Художник И.Максимова
                                                                                                                                                          В набор входят:
40 карточек с линейками эмоций
20 дополнительных карточек с парными эмоциями
8 портретных карточек с изображением всей семейки
6 карт-подсказок
инструкция
  В набор игр для развития эмоциональной сферы входят карточки с изображениями основных чувств и эмоций и их оттенков (68 карточек), а также инструкция и 6 карт-подсказок. Иллюстрирует эмоции симпатичная семейка гномов: они и огорчаются, и радуются, и завидуют, и восхищаются.
 Игру можно использовать в индивидуальной и групповой психологической работе с детьми и взрослыми, а также в работе с семьей.В инструкции приводятся основные идеи и правила игр, в ходе которых дети и взрослые могут развивать умение выражать свои чувства словами и понимать эмоциональное состояние других людей.
 Игра расширяет эмоциональный словарь и создает ситуацию, в которой взрослые и дети могут разговаривать о том, что они чувствуют, когда и почему. Согласитесь - подобные ситуации сами по себе возникают в нашей жизни не так уж часто! 
Варианты упражнений для психологической работы.                                                                                                                                                      «Мне помогает, мне мешает…» 
     Для того чтобы помочь детям и взрослым понять, что каждое чувство может как помогать, так и мешать, предлагаем вам следующее упражнение. Возможно, в начале упражнения детям понадобится помощь. Для детей помладше мы советуем отобрать в колоду достаточно однозначные чувства: злость, радость, страх, обида. Для старших детей и взрослых подойдут карты с более сложными чувствами (отчаяние, стыд, горе). Лучше, когда участников больше трех, однако вполне можно сыграть и вдвоем. 
   Инструкция:
    Положите колоду с чувствами на середину стола. Каждый участник тянет карту и говорит, в каких ситуациях ему это чувство мешает, а в каких помогает. Обсудите с участниками, какие чувства могут стать для них ресурсами в преодолении трудностей. 
"Колесо чувств"
  С помощью этого упражнения участник сможет задуматься над причинами возникновения тех или иных эмоций, будет учиться различать оттенки чувств, анализировать чувства, возникающие у него в разных ситуациях и выражать их словами.
Инструкция:
 Попросите участника описать сложную для него ситуацию. Спросите у него, какое чувство он испытывает в ней Положите карточку с этим чувством в центр стола. После этого попросите его выбрать ещё несколько чувств, которые он испытывает в этой ситуации, и положить их вокруг основного чувства. В ходе обсуждения может выяснится, что основным чувством окажется не то, кторое лежит в центре.

Тотемные животные. 

Автор Л.Кузнецова
Художник Раннева А.А.
 
В набор  «Тотемные животные» входят: 
• 51 карта с изображениями реально-существующих и мифических животных, 
• 32 карточки со словами, обозначающими стратегии поведения животных, 
• Практическое руководство по работе с колодой с МАК "Тотемные животные", включающее сборник техник работы (как наших, так и других авторов, работающих с нашей колодой), 
• Мешочек для хранения карт, с кармашком для текстовых карточек и нашим логотипом на лицевой стороне.                                                                                                                                          
В основе метафорических ассоциативных карт «Тотемные животные»:                  1) идея образа животного как метафоры индивидуальности личности; 2) идея К. Г. Юнга об архетипах (в содержание которых входят и тотемные животные), как основном содержании коллективного бессознательного. 
МАК «Тотемные животные» - инструмент психолога в работе с проблемами: 
-преодоления отрицательных эмоций (обида, гнев, вина, стыд, зависть, ревность и пр.); 
-разрешение противоречий между различными подструктурами личности; 
-нахождения межличностных конфликтов; 
- повышения самооценки и уверенности в себе; 
-целеполагания и самомотивации; 
-осознания и актуализации потенциальных ресурсов и др. 
Карты могут использоваться в консультировании, психотерапии, коучинге, групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. 

Я и все-все-все. 

Автор К.Крюгер
Художник В.Кирдий

В состав набора входят:
Карты 50 штук
Руководство (48 с.)
Размер карт 134х930
Плотный глянцевый картон
Упаковка - пластиковый пакет.
  Карты предназначены и для профессионального использования и для использования в кругу семьи. Это второй комплект карт, иллюстрации для которого были представлены российской художницей Викторией Кирдий (первый комплект "Она" был нацелен на женскую аудиторию).
  Персонажи этого комплекта главным образом дети. Но это вовсе не значит, что карты можно использовать только в работе с детьми, они прекрасно работают и со взрослой аудиторией, в темах внутреннего ребёнка, детско-родительских отношений). 
  С помощью этого комплекта профессионалы могут решать широкий спектр задач, а родители - развивать своего ребёнка и разнообразить досуг семьи. 
Карты могут использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Можно использовать для домашних игр, для создания историй. 
   Варианты использования карт в работе психолога:
- индивидуальная консультативная работа с ребёнком
- консультирование в режиме ребёнок + родитель или братья/сестры
- групповая работа с детьми, детские тренинги
- индивидуальная консультативная работа со взрослыми
- групповая работа со взрослыми: взрослые тренинговые группы.
 
Варианты использования карт в деятельности педагога:
- на уроках
- на внеклассных мероприятиях.
 
Варианты использования кат родителями:
- игры для детской компании
- игры с ребёнком дома и в дороге.
   Изображения на картах позитивны, немного "мультяшны", среди них нет сюжетов, которые однозначно могли бы быть восприняты как негативные, пугающие, драматичные. Тем не менее, учитывая проективные механизмы психики, все эти карты при достаточной квалификации специалиста могут быть использованы и для работы с детскими переживаниями, травмами, страхами.
  В руководстве даны описания 34 вариантов работы с данной колодой.

Детство глазами художника.

Автор: Ирина Федорова
В набор входят: 120 карт 100x70 мм, инструкция с техниками работы, мешочек из полиэфирной ткани для хранения колоды.                                                                                                                                                                           Метафорические ассоциативные карты "Детство глазами художника" помогают исследовать детские переживания, в том числе травмы детства, взаимоотношения ребенка с окружающим миром.
    Карты нацелены на исследование чувств, эмоций и переживаний (в том числе проблемных) ребенка в процессе его взаимоотношений с окружающим миром. Для взрослых также можно исследовать события и переживания из детства, которые до сих пор оказывают влияние на их жизнь и самочувствие.
Данный набор можно использовать как под руководством психолога, так и самостоятельно, в группе или в ходе индивидуальных занятий. Колода ориентирована на работу как со взрослыми, так и с детьми.
Дополнительно можно использовать другие колоды из серии "Глазами художника" – Мужчина, Любовь, Детство. Это поможет исследовать взаимоотношения как межполовые, детско-родительские, так и семейные.

Emotion cards  (надписи на карточках на русском языке)

Автор Юлия Святенко
                                                                                                                                          Состав набора: 44 карточки (15 - кактусы с эмоциями, 19 - изображения горшков, 10 картинок погоды).
Надписи на карточках на русском языке.
Emotion cards – это проективная методика для экспресс - диагностики эмоционального состояния детей.
Emotion cards – это инструмент для родителей, педагогов, психологов и психотерапевтов, который поможет в:
• диагностике эмоционального состояния ребенка;
• выражении чувств и желаний;
• диагностике эмоциональной атмосферы в семье;
• диагностике тревожности и агрессии;
• развития эмоционального интеллекта ребенка.
Методика предназначена для работы с детьми в возрасте от 4 лет и старше.

Драконы, феи и чудеса.

Автор Ицик Шмулевич (Израиль)

  Драконы и феи встречаются с детьми на просторах фантазии и приключений, напоминают о заложенных в них силах, о ценностях, которыми они руководствуются, и о беспечных возможностях раскрыть чудеса, таящиеся в каждом.
 Они встречаются с детьми дома, в школе, на детской площадке. 
Карты сил - это способность быть вместе, любознательность, терпение, отвага - укрепят детей и расширят спектр способов их отношения к трудностям жизни. 
  В картах можно найти отражающие системы отношений, в которых драконы и феи учат детей разным навыкам и предлагают им выбор внутренних ценностей. 
 Слова отражают цели, ценности и внутренние силы. 
Примеры упражнений: 
1. Создать семью, дружеский круг. 
Подумайте о нескольких друзьях или о членах своей семьи и для каждого выберете карту, которая его представляет - и вас, в том числе. Покажите карты и расскажите, опираясь на них, о каждом человеке: что для него характерно и какими силами он обладает. Можно добавить к каждому образу карту с подходящим словом. 
2. Друг в беде - настоящий друг. 
Подумайте о проблеме, стоящей перед вами, и выберете карту, которая, как вам кажется, может помочь в ее решении. Теперь откройте одну за другой четыре карты со словами. Подумайте, как каждая карты влияет на ситуацию и какое сочетание картинки и слова поможет вам в решении проблемы.

Мастер сказок

Автор: Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна
Художник: Борозенец П.

В состав набора входят:
Карты 50 штук
Руководство (220 с.)
Размер карт 130х985 мм
Плотный глянцевый картон
Упаковка - картонная коробка

Архетипические карты "Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей" разработаны на основании концепции Универсальных Архетипов, принятой в Комплексной Сказкотерапии©. 

Знание архетипов оказывает человеку большую помощь. Он перестает быть в жизни "слепым котенком". Он знает закономерности развития жизненных событий, все ловушки, возможные испытания. Он предупрежден об искушениях и вооружен инструментами преодоления трудностей. Но главное - он понимает смысл текущих жизненных обстоятельств. Он освобождается от пустых душевных терзаний, причина которых кроется в ощущении бессмысленности происходящего.
Карты помогут разбудить интуицию и обрести ответы на многие жизненные вопросы - и взрослые, и дети найдут в них подсказки о том, как строить свою жизнь, и уроки, зашифрованные в проверенной веками мудрости сказочных сюжетов.
Колода устроена по следующему принципу: 
- все 50 карт разделены на две больших группы - созерцательные архетипы и драматические архетипы,
- каждая из этих двух групп разделена на пять блоков с названиями архетипов,
- каждый из этих десяти блоков разделен на пять конкретных сюжетов.
К "Созерцательным" Универсальным архетипам отнесены:
- Дорога 
- Творец
- Помощник
- Сезонность
К "Драматическим" Универсальным архетипам отнесены:
- Авгиевы конюшни
- Тело боли
- Доброе сердце - холодное сердце
- Распутье
- Божественное вымя
Описание каждой карты состоит из следующих частей:
- Общее значение карты для взрослых 
- Прогностический смысл и рекомендации
- Вопросы для размышления
- Задания для взрослых
- Как рассказать ребенку о значении карты 
- Задания для детей
- Тема для взрослых сказок. Начало сказки.Фабула 
- Афоризмы карты.