Песочная терапия

Киреева Буляк Рашитовна

Предварительный просмотр:

Песочная терапия – уникальный метод познания детской души

   Песочная терапия - это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

   Песочница - это маленькая модель окружающего мира. Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания. С помощью игры его легче услышать и понять взрослым. Решая спорные вопросы во время игры у ребенка исчезает необходимость проявлять их в повседневной жизни. Разыгрывая разные сюжеты известных сказок в песочнице, ребенок символически решает свои проблемы, лишается комплексов, страхов и переживаний.

Песочная терапия (сенд плей)

   Еще в начале 19 века, Герберт Уэллс заметил, что его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, пытаются найти решение своих проблем. Чуть позже, через 20 лет, детский психолог Маргарет Ловенфельд предложила детям во время сеанса использовать ящик с песком, воду и небольшие игрушки. Этот метод был назван «техникой построения мира», он помогает детям без слов выразить свои чувства, эмоции, переживания - то есть то, что для них выразить бывает сложно. Эта психологическая методика называется Sand play (Сендплей), игра с песком, а также юнгианская песочная терапия.

   Согласно Юнгу, человеческая психика имеет свою глубокую мудрость и потенциал к исцелению и трансформации, собственной системой самосохранения, некоторым психическим иммунитетом. Однако, чтобы этот иммунитет появился, нужны определенные условия. Одно из таких условий - это создание надежного и безопасного пространства, в котором ребенок может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Сендплей-игра с песком

   В наше время родители из-за чрезмерной занятости, к сожалению, позволяют детям много времени проводить перед телевизором и компьютером, что негативно сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Это побуждает психологов и педагогов искать новые формы работы. Такой инновацией стала технология сендплей - игра с песком.

   Песок - самый любимый материал для игр и занятий детей. Первые игрушки, которые родители покупают своему ребенку - это ведерко, совок и формочки. Игры поднимают настроение у детей, вызывают эмоции радости, побуждают к деятельности. Дети становятся более уверенными и способными преодолевать жизненные трудности, учатся понимать себя и других. В них формируются навыки позитивной коммуникации, развивается тактильная чувствительность и мелкая моторика рук.                 

Организация игр с песком требует создания специальной пространственной среды.

Для работы с песком в детском саду необходимо:

  • песочница размером 50*70 см, высота борта 8 см. Данный размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, позволяет ребенку охватить взглядом всю песочницу целиком. Внутри поверхность ящика окрашена в голубой цвет: дно символизирует воду, борта - небо.
  • чистый песок занимает небольшую часть в ящике, он может быть влажным или сухим. Он создает символическую линию горизонта.
  • набор миниатюрных фигурок: домашние и дикие животные, насекомые, птицы, люди, деревья, дома, сокровища и т.д. Это неполный перечень, дополнять его можно по необходимости.

   Первое занятие можно начать с беседы об ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу песка. Когда я двигаю руками, то мои пальчики и ладони чувствуют каждую песчинку». Расположив детей возле песочницы, нужно предложить им руками прикоснуться к песку: «Что вы чувствуете, касаясь песка?» Это упражнение стабилизирует эмоциональное состояние психики ребенка. Затем выбирается направление работы в рамках песочной терапии.

Во время проведения игр психолог предлагает детям:

  • поочередно делать отпечатки кисти рук внутренней и внешней стороной;
  • «походить» ладонями по песку, оставляя свои «следы»;
  • «поездить» ладошками и ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
  • отобразить следы птиц, зверей, животных;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки: солнышко, травка, цветы, деревья, дождь;
  • сдувать песок.

  Далее задача усложняется.

   Опыт показывает, что дети больше любят игры-сказки. Главное, чтобы они были интересными и близкими детям. Основным принципом работы является то, что они непосредственно, полно проживают процесс, являются настоящими героями той или иной сказки. Игры способствуют развитию инициативности, независимости в общении, развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. У детей формируются умение справедливо решать конфликтные ситуации, налаживать дружеские отношения.

   Играя с песком, дети лучше понимают свои желания, реально видят выход из сложной ситуации, творчески изменяют негативную ситуацию или состояние. Игра-сказка помогает формировать у детей навыки культуры общения: умение без крика и ссор мириться между собой; уступать и ждать, когда надо, делиться тем, что нужно самому и спокойно разговаривать, не нарушая игры неуместными вмешательствами.

   Инструкция психолога может быть свободной: «Вы - волшебники. Вы можете создать в песочнице все, что захотите. Постройте собственную страну. Каждый из вас может выбрать фигурки и подобрать к ним здания, камни, растения, животных, которые будут жить в вашей стране».

   Нет ничего доступнее и проще, чем игры с песком, и в то же время эти игры могут дать ребенку очень много. Податливость песка дает каждому возможность почувствовать себя творцом, проиграть, «прожить», решить индивидуальные проблемы и научить взаимодействию со сверстниками.



Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК В РУКАХ РЕБЕНКА»

  «Что посеешь, то и пожнешь» - гласит народная мудрость. К сожалению, очень часто родители подают нехороший пример своим детям, не заметная, как негативно сказывается на малыша внутрисемейные проблемы.  Остановиться хотя бы на миг, чтобы уловить тревожные знаки душевного состояния и поведения ребенка, мамам и папам помогут совместные с детьми игры с песком, так хорошо им знакомые с детства.

    Проблема психологического благополучия детей и психологического здоровья детей в условиях семьи и образовательного учреждения, эмоционально-личностное благополучие ребенка, забота о воспитании здорового ребенка и тема семьи и семейных взаимоотношений, проблемы детей, имеющих нарушения эмоциональной и поведенческой сферы, связанные с ними трудности, в настоящее время приобретает особую актуальность и являются приоритетным направлением в работе психолога с детьми, так как возрастает количество детей, с признаками психических, эмоциональных, поведенческих нарушений на почве семейных факторов: неблагоприятного эмоционального и дисгармоничного типа семейного воспитания, климата в семье, неграмотного разрешения семейных и детско-родительских конфликтных ситуаций, так как зачастую основные психологические проблемы детей берут начало в семье. На практике педагоги сталкиваются с подтверждением того, что дети – это зеркало имеющихся в семье проблем, поскольку ребенок – самый слабый и восприимчивый ее член.

   Негативные эмоции - серьезная проблема для современных детей и в настоящее время являются самыми распространенными, поэтому своевременная помощь психолога здесь необходима и значима, требуется своевременное обнаружение и коррекция, если не помочь ребенку с ними справиться, негативные эмоции не исчезнут с его взрослением, а будут накапливаться, уходить в глубины подсознания. Таким образом, появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у детей имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности и задачей психолога в этих условиях становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

   Игра для ребенка — это необходимая, естественная и любимая деятельность. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, если он плохо говорит  или не может рассказать взрослому о своих переживаниях, песок прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, играя в необыкновенно приятный на ощупь песок, ребенок сам того не замечая, может выразить или рассказать о волнующих его проблемах показать свои страхи и избавиться от них, дает возможность снять психоэмоциональное напряжение, расслабиться, снять стрессы,  уходят проблемы.

В  нашем учреждении используется интегративная песочная терапия — занятия проходят с применением различных методик арт-терапии, сказкотерапии и игровой терапии. На занятиях по песочной терапии  используются игры с песком,  рисование песком (метод Sand-art).  Используется не только обычный песок, для проигрывания сказок и рисования песком, но и не обычный – кинетический песок.  А это значит, что для каждого клиента будет подобран свой курс занятий, соответствующий его индивидуальным особенностям. В песочной терапии используется Центр воды и песка, стол для рисования песком, поднос стандартных размеров, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя всё, что встречается в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. В песочной терапии клиентам даётся возможность создать на песке картину, которая отражает его внутреннее состояние.

Задачи песочной терапии

  • агрессивное, тревожное поведение, вербальная агрессия (бранные слова из уст ребенка), конфликтность,
  • синдором дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ),
  • специфические трудности и особенности воспитания младшего, среднего, старшего или единственного ребенка в семье, конфликты и проблемы взаимодействия с родителями, братьями и сестрами, сверстниками,
  • упрямство, сопротивление или своенравие ребенка,негативизме, подавленность, обидчивость,
  • низкий самоконтроль,
  • частая плаксивость (без повода), истерики, непослушание, капризы,
  • логоневроз (заикание), задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
  • профилактика и коррекция расстройств невротического характера, психосоматических заболеваний, патологических привычек (грызение ногтей, сосание пальцев, закручивание волос, недержание мочи или кала (энурез, энкопрез), плохой сон, ночные кошмары, страхи, негативные эмоции, переживания,
  • адаптации к любым серьезным изменениям в жизни, новым условиям в (трудности адаптации в детском саду и школе, смена коллектива, рождения сестры или брата),
  • застенчивость, робость, неуверенность в себе, замкнутость, неуверенность, заниженная самооценка, несамостоятельность ребенка,
  • проблемы поведения различного характера,
  • дети с особыми потребностями — ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ, ранний детский аутизм (РДА), аутистическое расстройство,
  • развитие воображения, творческого потенциала, мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики,
  • формирование положительных черт характера,
  • изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе,
  • укрепление (или пробуждения) доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с миром,
  • проработка негативных последствия предшествующего болезненного опыта, отреагирование при переживании любых психотравмирующих ситуациях, стресса, утрата, развод родителей или семейные конфликт, гармонизация  эмоционального состояния, коррекция депрессивного состояния у детей,
  • песок, как и вода, развивает и корректирует эмоциональную и поведенческую сферу ребенка, способен «заземлять» и поглощать  отрицательную психическую энергию, снижает уровень нервно-психического напряжения, гармонизации внутреннего психоэмоционального  состояния.

  Песочница и «песочная терапия для детей» не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Занятия  песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов,  с братьями, сёстрами, сверстниками и родителями, страхов ипсихологических травм провести коррекцию. Работа с песком успокаивает - в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

  Работа с песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий.  Используя волшебные свойства песка, вдруг оживают сказки, ребенок становится сам непосредственным участником и режиссером собственных произведений, а затем видит результат собственного творчества — именно так действует песочная терапия на детей. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото.  Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов и еще много другого.

Такое множество  фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и  в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность, ребенок освобождается от напряжения.

Включение сказочной  истории с песком дает  возможность ввести ребенка в  мир чувств, переживаний и  эмоциональных открытий. Сказочные игры с песком снимают направленность, тревогу, страх перед окружающими, повышают самооценку, расширяют способности к общению. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и становится режиссёром песочной сказки. А самое главное, разыгрывая на песке сказочные сюжеты он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций: ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! В песочнице есть хозяйка – Фея Песочной страны. Она строго следит за тем, чтобы, играя гости не нарушали законы песочного королевства.

В зависимости от индивидуальной ситуации с родителями оговаривается предварительное  количество индивидуальных занятий с песком для реальной помощи, обычно от 5 до 10 сессий один-два раза по 40-45 минут. Эффективность данной формы арт-терапии значительно повышается в результате участия родителей, проведения коррекционных семейных «песочных» занятий.



Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ПЕСКОМ

Песок - уникальный природный материал. Если песчинки рассматривать под микроскопом, можно увидеть горсть драгоценных камней. Действительно, в практической работе песок - лучший материал. Когда ребенок касается песка, на пляже или в специальной песочнице, странный спектакль внутренней жизни начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

   Игра с песком как процесс самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен издавна. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые дворцы, соединяя их в настоящие укрепленные города. Ребенок создает из песка дворец, любуется им, а потом волна или он сам разрушают произведение. Один сюжет жизни завершается, уступая место другому. И так до бесконечности.

Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.

Игры с песком в детском саду проводятся в разных возрастных группах в течение дня. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей.

Подбор упражнений на песке:

  • «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;
  •  «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);
  • сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;
  • «просеять» песочек между пальцами;
  • сделать отпечатки различных предметов формочками;
  • сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и разгрести его,
  • «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;
  •  сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;
  • «погрузить» руки в песок;
  • создать рисунки на увлажненном песке;
  • спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.

Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.

Цветная песочная терапия

Для разнообразия занятий используем цветной песок. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и рассыпается по бутылкам.

Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить.

Развивающие математические игры в песочнице

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). Психолог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

 Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Игры по обучению грамоте с песком

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках ...»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Рифмовки для упражнений с песком по развитию мелкой моторики

Примеры.

Почтенный слон по джунглям идет

И слонят своих ведет.

Он хобот выше поднимает –

Семью на обед созывает.

По пустыне идет караван.

Там за барханом вновь бархан.

Верблюды день и ночь бредут

Поклажу на горбах везут.