Сведения об инновациях

Лазарева Ольга Геннадьевна

Здесь представлены сведения об инновационных программах и проектах по работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

Директор ГБУ СО СРЦ  

"Возвращение"

___________ Н.В. Севастьянова

от «_____»_________2012 г.

Сведения о внедрении  передовых технологий работы с детьми,

с семьями, имеющими детей за период 1999 - 2011 г. г.

педагога-психолога Лазаревой О.Г.

Программа «Семья+Я».

Одно из направлений работы Центра - развитие семейных форм реабилитации, основанных на приоритетном праве ребенка жить и воспитываться в семье, закрепленном Конвенцией ООН «О правах ребенка», было поддержано Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ.

Реализация программы «Семья + Я» предусматривает организацию семейных воспитательных групп с целью сохранения для ребенка родной семьи с помощью комплекса реабилитационных мероприятий в сочетании с собственной активностью семьи и   предоставления ребенку возможности получить позитивный семейный опыт.

Программа реализуется в Центре с 1999 года. В течение 3 лет мы получали финансовую поддержку Фонда на реализацию программы «Семья + Я».

С 1999 года в Центре работали 79 семейных воспитательных групп, реабилитацию в них прошли 864 ребенка.

Лазарева О.Г. принимала непосредственное участие в реализации мероприятий. Она разработала систему психологического обследования кандидатов, разработала программу социально-психологического тренинга профессиональной подготовки «Повышение коммуникативной компетентности родителя-воспитателя», провела подготовку  30 кандидатов в воспитатели, организовала и провела обучающий семинар-тренинг для 35 специалистов учреждений помощи семье и детям Саратовской области «Коррекция детско-родительских установок в замещающих семьях».

Системный подход, сфокусированный на ребенке

Авторская программа педагога-психолога Лазаревой О.Г.

 «Ты выбираешь сам»

Работа в старшей возрастной группе отделения социальной реабилитации ставит перед педагогом-психологом ряд профессиональных задач.

Прежде всего, это психологическая помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые не могут преодолеть трудности самостоятельно либо с помощью семьи, детям, оставшимся без попечения родителей.

У данной категории несовершеннолетних помимо психологических проблем, связанных с переживанием жизненного кризиса, существует, как правило, еще ряд психологических проблем, связанных с кризисами возрастного развития и социальной адаптации. Педагог-психолог оказывает несовершеннолетнему помощь в решении этих проблем.

Системный подход, сфокусированный на ребенке - результат поиска педагогом-психологом Лазаревой О.Г. наиболее эффективных форм и методов социально-психологической реабилитации и адаптации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Он отвечает на вопрос о том, что такое социально-психологическая реабилитация применительно к ежедневной практике педагога-психолога и повседневной жизнедеятельности несовершеннолетнего (См. Схему   системного подхода, сфокусированного на ребенке).

Принципы системного подхода отразились в авторской программе индивидуальной реабилитации несовершеннолетних «Ты выбираешь сам». Программа успешно используется в работе педагогами—психологами стационарных отделений и семейных воспитательных групп центра с 2005 года. За этот период реабилитацию в стационарных отделениях центра прошли более 1500 несовершеннолетних. Данные мониторинга процесса реабилитации свидетельствуют об успешной компенсации выявленных психологических отклонений.

Системный подход, сфокусированный на ребенке, позволяет активизировать процесс самоисцеления несовершеннолетнего от душевных травм, причем несовершеннолетний может сам его контролировать и направлять, давая педагогу-психологу обратную связь о том, что с ним происходит.

Проект «Семейный калейдоскоп». Клуб выходного дня

Проект «Семейный калейдоскоп» стал победителем областного конкурса социальных проектов и получил финансовую поддержку Фонда «Саратовская губерния» 50 000 рублей.

Проект направлен на укрепление престижа института и роли семьи в обществе в русле решения социальных задач, поставленных на 2008 год, объявленный в России «Годом Семьи».

Проект реализуется в центре с 2008 года. Ежегодно в мероприятиях проекта принимают участие 30 детей и родителей из семей, нуждающихся в социальной и психолого-педагогической поддержке.

Проект «Семейный калейдоскоп» решает проблему создания условий для активного организованного семейного отдыха несовершеннолетних и их родителей из социально ослабленных семей.

Основная задача проекта – включить детей и родителей в комплекс организованных досуговых мероприятий познавательно-развивающей, культурно-эстетической, спортивно-оздоровительной, психопрофилактической направленности.

Клубная деятельность несет в себе огромный потенциал, использование которого, наряду с проблемой организации семейного досуга, позволит решить проблемы детско-родительских отношений, повысить личностную значимость семейных отношений, укрепить институт семьи.

Лазарева О.Г. является автором проекта. Она координировала его реализацию. Принимала участие в мероприятиях проекта, разработала буклеты для родителей, принимала участие в областном социальном форуме: подготовила выступление и презентацию.

Мероприятия в рамках Клуба выходного дня «Семейный калейдоскоп» вызывают большой интерес и у детей, и у родителей, позволяют установить тесный эмоциональный контакт между членами семей, разнообразить семейный досуг. Консультации, психологические тренинги  специалистов «мобильной бригады» способствуют повышению психосоциальной компетентности родителей.

Программа «Правовая азбука»

Служба правовой помощи молодой семье»

Программа «Правовая азбука» Служба правовой помощи молодой семье» получила 1 место и финансовую поддержку в Областном конкурсе на право государственной поддержки 15 000 рублей.

Ежегодно на социальном обслуживании центра состоит более 1 000 семей с детьми. В среднем 30% из них составляют молодые семьи (семьи, где имеются н/летние дети, а возраст родителей не достиг 30 лет).

 Лазарева О.Г. провела исследование проблем молодой семьи, результаты которого показали, что негативные тенденции в брачно-семейных отношениях молодежи связаны, в первую очередь, с низкой правовой культурой граждан. Гражданские браки становятся своего рода этапом жизненного цикла семьи, который непосредственно предшествует юридически оформленному союзу в случае позитивного развития. В противном же случае гражданские браки становятся источником социальных проблем: одинокое материнство, установление отцовства, регистрация ребенка по месту жительства и другие.

Молодая семья в период своего становления переживает различного рода трудности, которые впоследствии могут привести к социальной дезадаптации,  в связи с чем, молодая семья остро нуждается в социальной поддержке.

Программа реализуется с 2008 года. За этом период более 500 семей получили информационную и консультативную помощь, а также практическую помощь в решение правовых проблем. Распространено 1200 информационно-тематических буклетов.

Реализация мероприятий программы «Правовая азбука» обеспечивает раннюю профилактику семейного неблагополучия, социального сиротства несовершеннолетних, повышение социального статуса семьи, социальной привлекательности семейных отношений и родительского воспитания посредством повышения правовой культуры молодых родителей.

Программа включает молодых родителей в комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих необходимый минимум правовых знаний, а также практическую помощь молодой семье в решении правовых проблем.

Ольга Геннадьевна выступила инициатором разработки программы «Правовая азбука», оказывала методическую помощь юрисконсульту при ее создании, принимала участие в мероприятиях программы, проводила мониторинг эффективности мероприятий программы.

Проект «Центр постинтернатного сопровождения

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Журавушка»

Проект «Центр постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Журавушка» получил финансовую поддержку Фонда помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, 850 000 рублей.

Лазарева О.Г. является разработчиком проекта.

Целевая группа - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выпускники интернатных учреждений г. Саратова и Саратовской области.

Проект предусматривает организацию на базе ГУ СО СРЦН «Возвращение» отделения социальной помощи выпускниками интернатных учреждений и отработку модели службы постинтернатного социального сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет.

Модель службы строится на сочетании индивидуальной и групповой работы и включает индивидуальный план сопровождения в решении конкретных проблем выпускника, а также экспресс-программы социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни.    

Проект реализуется в центре с 2009 года. За период реализации в рамках мероприятий проекта 80 несовершеннолетних получили пакет социальных услуг – помощь в решении социальных, правовых, психологических проблем, а также материальную помощь.

Организована общественная приемная для выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при ГУ СО СРЦН «Возвращение».

Лазарева О.Г. принимала участие в плановых мероприятиях проекта, организации областной научно-практической конференции, подготовила методический сборник, выступление и презентацию по итогам проекта.

Проект «Доброе начало» 

Организация Службы помощи семье на дому по предотвращению изъятия детей и возрождению православных традиций воспитания»

Проект «Доброе начало» Организация Службы помощи семье на дому по предотвращению изъятия детей и возрождению православных традиций воспитания» получил финансовую поддержку благотворительного фонда Серафима Саровского в размере 275 000 рублей.

Лазарева О.Г. является разработчиком проекта.

Контингент воспитанников социозащитных учреждений за последние годы сильно изменился. Возросло количество детей 13 – 17 лет, поступающих из семей, где при всесторонней поддержке специалистов возможно восстановление потенциала семьи, а изъятие ребенка из семьи и жизнеустройство в государственное учреждение не целесообразно (можно предотвратить).

Понимая всю важность для ребенка жить и воспитываться в своей родной семье, мы рассматриваем возможность не изъятия ребенка из семьи, а проведение реабилитационных мероприятий на дому, учитывая ресурсы семьи, желание родителей и ребенка изменить ситуацию.

Помимо социальной поддержки, семья нуждается также  и в духовной - духовно-нравственных ценностях, которые дают веру в лучшее будущее, надежду на поддержку  и любовь к близким. А это возможно при совместной работе социальной службы, православной общественности и Церкви.

Цель проекта – отработка модели организации работы Службы помощи семье на дому по предотвращению изъятия детей с помощью возрождения православных традиций воспитания.

В результате реализации проекта в 10 семьях (35 человек) «группы риска» с проблемами отсутствия взаимопонимания между детьми и родителями, низкой школьной мотивацией у несовершеннолетних, риска самовольных уходов из дома, проживающих на территории Заводского района города Саратова, будет преодолена кризисная ситуация, предотвращен распад семей, изъятие ребенка из семьи, будут восстановлены традиции православной культуры.

Лазарева О.Г. координирует подготовительные мероприятия, оказывает методическую и консультативную помощь.

Лазарева О.Г. является автором-разработчиком коррекционно-развивающих программ:

  1. «Повышение коммуникативной компетентности родителей» (2000 г.).
  2. «Профилактика агрессии и жестокости в подростковой среде» (2002 г.).
  3. «Профилактика аддиктивного поведения подростков. Здоровый образ жизни».
  4. «Основы профессионального самоопределения подростков» (2005 г.).
  5. «Азбука настроения для младших школьников» (2007 г.).
  6. Программа развития профессиональных ресурсов «Приемная семья в руках профессионалов» (2010 г.) и другие (Таблица 1).



Предварительный просмотр:

Таблица 1.

Сведения о внедрении  передовых технологий работы с детьми,
с семьями, имеющими детей, за период 1999 - 2011 г. г.

педагога-психолога Лазаревой О.Г.

Наименование технологии

Кол-во клиен-тов (еже-годно)

Цель внедрения

Сроки

внед-рения

Вклад

педагога-психолога

Работа с детьми и подростками,

проходящими социальную реабилитацию в стационарных отделениях

1.

Программа «Азбука настроения для младших школьников»

130

Новые методики оказания адресной помощи детям

с 2007

Авторская разработка Лазаревой О.Г.

2.

Программа «Профилактика агрессии и жестокости в подростковой среде»

150

Новые формы решения проблем социальной адаптации

с 2002

Авторская разработка Лазаревой О.Г.

3.

Программа «Профилактика аддиктивного поведения подростков. Здоровый образ жизни»

150

Повышение эффективности профилактики социальной дезадаптации и нарушений поведения подростков

с 2002

Авторская разработка Лазаревой О.Г.

4.

Программа «Основы профессионального самоопределения»

120

Расширение спектра социальных услуг

с 2003

Авторская разработка Лазаревой О.Г.

5.

Индивидуальная программа социальной реабилитации «Ты выбираешь сам»

170

Внедрение системного подхода, сфокусирован-ного на ребенке

с 2005

Авторская разработка Лазаревой О.Г.

6.

Проект «Центр постинтернатного сопровождения

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Журавушка»

40

Расширение категории обслуживаемых граждан

с 2009

Лазаревой О.Г. разработчик проекта, принимает участие в мероприятиях проекта

7.

Программа «Летом – жаркая пора!» (дневной стационар для дошкольников в летний период)

30

Внедрение инновационных форм реабилитации

с 2010

Лазаревой О.Г. разработчик программы

Работа с родителями из семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

и социально опасном положении

8.

Социально-психологический тренинг «Повышение коммуникативной компетентности родителя»

30

Внедрение инновационных технологий работы с родителями

с 2002

Авторская программа Лазаревой О.Г.

9.

Проект «Семейный калейдоскоп». Клуб выходного дня

30

Повышение доступности социальных услуг населению

с 2008

Лазаревой О.Г. разработчик проекта, принимает участие в мероприятиях

10.

Программа «Правовая азбука»

Служба правовой помощи молодой семье»

150

Внедрение технологий адресной помощи целевой категории населения

с 2008

Лазаревой О.Г. разработчик программы, проводит мониторинг результативности

11.

Проект «Доброе начало»

Организация Службы помощи семье на дому по предотвращению изъятия детей и возрождению православных традиций воспитания»

30

Внедрение инновационной технологии преодоления социального неблагополучия

с 2010

Лазаревой О.Г. разработчик проекта, принимает участие в мероприятиях

Работа с воспитателями и узкими специалистами стационарных отделений

 

12.

Программа подготовки кандидатов в воспитатели семейных воспитательных групп

15

Внедрение семейных форм реабилитации детей

с 1999

Лазарева О.Г. подготовила психологический блок, ведет занятия.

13

Тренинг профессиональной подготовки родителя-воспитателя

15

Повышение эффективности оказания инновационных форм социальных услуг

с 2000

Лазарева О.Г. разработала тренинг, проводит тренинг

14

Программа «Основы конструктивного взаимодействия»

10

Формирование единого реабилитацион-ного пространства

с 2006

Авторская программа Лазаревой О.Г.

15.

Программа стажировки кандидатов в опекуны, усыновители и приемные родители в должности воспитателя семейных воспитательных групп

7

Внедрение инновационных технологий развития семейных форм реабилитации детей

с 2010

Лазарева О.Г. разработчик программы, проводит подготовку граждан к стажировке

Работа с сотрудниками центра

16.

Методическое объединение педагогов-психологов, заведующих отделениями

40

Трансляция перспективного опыта оказания социальных услуг населению

с 2000

Лазарева О.Г. руководит МО, готовит выступления, проводит тренинги

17.

Психологический всеобуч

100

Повышение психолого-педагогической культуры

с 2000

Лазарева О.Г. проводит тренинги и практические занятия

18.

Проведение супервизий, наставничество молодых специалистов

50

Повышение качества оказания социальных услуг населению

с 2006

Лазарева О.Г. супервизор, проводит методические консультации

Работа с руководителями и  специалистами учреждений

помощи семье и детям  Саратовской области

19.

Программа семинара-тренинга «Приемная семья в руках профессионалов»

30

Внедрение инновационных технологий социального сопровождения замещающих семей

с 2010

Лазарева О.Г. разработчик программы, проводит семинары-тренинги для специалистов

20.

Выездные семинары-тренинги на базе учреждений области

50

Повышение психолого-педагогической культуры

с 2011

Лазарева О.Г. проводит семинары-тренинги на базе учреждений области

21.

Организация стажировок.

70

Повышение качества оказания социальных услуг населению.

с 2009

Лазарева О.Г. планирует содержание стажировок, организует обмен опытом.

22.

Организация областных конференция, семинаров, круглых столов, мастер-классов.

300

Трансляция перспективного опыта оказания социальных услуг населению.

с 2000

Лазарева О.Г. разрабатывает программы, готовит методические материалы, проводит практикумы и мастер-классы.

23.

Очное и дистантное консультирование по вопросам организации и сопровождения замещающих семей

250

Повышение профессиональ-ного мастерства специалистов

с 2009

Лазарева О.Г. проводит консультации