Конспект урока" Вышивка крестом"5 класс

Лихонина Ольга Петровна

                                                                                      Конспект урока " Вышивка крестом"- технология  5 класс.

                                                                  Цель:научить выполнению вышивки крестом по канве.

                                                                 

                                            Задачи:

                                                                  1.Познакомить учащихся с видами декоративно- прикладного искусства- с вышивкой крестом, с технологией выполнения простейших                                                                                ручных швов, умения выполнять их.

                                                                  2.Развивать навыки работы в коллективе.Развивать познавательный интерес, внимание,усидчивость.

                                                                  3.Воспитывать трудолюбие,сознательное выполнение правил техники безопасности, правил санитарии и                                                                                                                                гигиены,самоконтроль,творческий подход,наглядно-образное мышление,соблюдение технологической дисциплины.

                                                                     План урока.  

                                                                    1.Организационный момент.

                                                                    2. Изложение нового материала.

                                                                   3.Вводный инструктаж и практическая работа.

                                                                   4.Уборка рабочих мест.

                                                                                         Урок комбинированный.

                                                                    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,( беседа, демонстрация, рассказ, инструктаж, самоконтроль,сравнительная                                                                                       характеристика) , репродуктивный,практическая дисциплина.

                                                                    Оборудование: канва, сетка, сантиметровая лента, линейка, утюг,каркндаш, инструкционные карты, модели с вышивками, схемы,                                                                                    журналы, мулине,ткань х\б канва.

                                                                                            Оборудование для учащихся ( на каждого):ткань х\б канва, тетрадь, игла,нитки мулине, ножницы, распарыватель, инструкционная карта,  карточка                                                                                                                              самоконтроля, утюг.

                                                                                                                     Ход урока.

                                                                                           1.Организационный момент . Приветствие,установка дисциплины, проверка отсутствующих, готовности к уроку.Тема и цели урока.

                                                                                                  Стежок стежок еще стежок...

                                                                                                  Что проще может быть,

                                                                                                   Когда в кресте наискосок

                                                                                                   Укладываешь нить.

                                                                                                    Но расцветают под иглой

                                                                                                    Волшебные цветы!

                                                                                                    Секрет у чуда есть.Какой?

                                                                                                    Сегодня и узнаем мы.

                                                                                                    Здесь секретов будто бы и нет,

                                                                                                    Ты делай все с душой,

                                                                                                     И вышитый тобой букет

                                                                                                     Задышит как живой.

                                                                                                      Росу и трепет лепестков

                                                                                                      Ты сможешь ощутить.

                                                                                                       А чудо у тебя в руках:

                                                                                                       Иголочка и нить!

                                                                                           2.Презентация."Вышивка крестом"( история вышивки, изделия вышитые крестом и тд).- 5 слайдов.

                                                                                           Вышивка- одно из самых интересных и распространенных видов декоративно- прикладного искусства.Вышивание - увлекательный, творческий  труд, который                                                                                                      может принести детям много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного, дети приобретут такие качества как усидчивость, внимательность,                                                                                                                        аккуратность.Это искусство относится к эпохепервобытной культуры.Вышивка тесно связана с появлением первого стежка.

                                                                                           Материалом для вышивки  в разные далекие времена служили жилы животных, нити льна, хлопка, шерсти, шелка, и даже применялся  натуральный волос. 

                                                                                           В России вышивка имеет древнюю историю.Ею украшали одежду, (показ мужской рубашки вышитой крестом к свадьбе),обувь ( пример царских туфель), конскую                                                                                               сбрую,жилище( показ рушников, полотенец, салфеток и тд ).Вышивка условно подразделялась на городскую и деревенскую.Городская вышивка испытывала на                                                                                                   себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.Народная была неразрывно связана  со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства..

                                                                                          Один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены и женщины и мужчины  по всему миру- вышивка крестом.И это не удивительно, ведь все что нужно для                                                                                                вышивания-это терпение, терпение  и еще раз терпение.Стремление создавать прекрасное своими руками было , есть и будет.

                                                                                           Вышивка крестом- это техника курашения изделий различными  стежками из ниток, Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных ниток                                                                                                   мулине. 

                                                                                                   Ты любишь вышивать? Постичь искусство это 

                                                                                                    Поможет красота, Взгляни скорей вокруг:

                                                                                                    Природа так свежа, залита морем света!

                                                                                                     Трудись и вышивай, не покладая рук!

                                                                                          4.  Показ слайдов выполнения техники вышивания крестом.

                                                                                           5. Необходимые инструменты и материалы для вышивания.( показ слайдов). 

                                                                                           6.Прежде , чем приступитьк выполнению вышивки, повторим правила ТБ:

                                                                                             Инструктаж по технике безопасности( показ слайдов).

                                                                                             Во время вышивания следует помнить  о правилах техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками.

                                                                                              -хранить иголки в специально отведенном месте:игольнице.

                                                                                              -не шить ржавой иглой.

                                                                                              -шить с наперстком, чтобы не пораниться.

                                                                                               -ножницы сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

                                                                                               - передавать ножницами кольцами вперед.

                                                                                               7.Самостоятельная работа учащихся.Оказание контроля и индивидуальной      помощи.

                                                                                               Запяливание -  заправка ткани в пяльцы.Положить  кольцо меньше н а стол, накрыть его канвой , прижать кольцом большим к меньшему, подтянуть винт,                                                                                                               натянуть канву.( девочки выполняют запяливание ткани в пяльцы). 

                                                                                               8.Раскрыть пас му, разрезать в том месте , где узелок. Длина нити должна быть 50-60 см длиной(показ длины нити- взять нить и перебросить ее через локоть,                                                                                                      снять и отрезать ножницами.Соединить нить , чтобы получилась петелька на конце и вдеть в иглу.В вышивке никогда не делают узелков.Изнаночная                                                                                                                     сторона   должна быть аккуратной и чистой. 

                                                                                               9.Нить закрепляется  на лицевой стороне ткани в том месте, где будет располагаться вышивка. Выполните  небольшой стежок в начале работы, протяните                                                                                                                     нить, оставляя на лицевой стороне  поверхности кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить.

                                                                                            Девочки закрепляют нить на канве.

                                                                                              10.Выполняют простой крест по горизонтали

                                                                                                     Сплетаются стежки, сливаются в цепочку,

                                                                                                      Иголочка ведет их строго за собой,

                                                                                                    Бежит, бежит она и не поставит точку,

                                                                                                     Пока не завершит рисунок непростой.

                                                                                                   Предупреждение о возможных ошибках: 

                                                                                                    - демонстрация приемов выполнения швов

                                                                                                    -выполнение девочками практической работы

                                                                                                    -.целевые обходы рабочих мест( контроль за соблюдениями)-правил по ТБ,правильностьвыполнения работ, сбор материала для заключительной части                                                                                                                  урока.

                                                                                                     Физминутка.

                                                                                                11.Практическая работа.  Все учащиеся получают карточки самоконтроля по выполнению  практической работе.  

 

                                                                                                     Карточка самоконтроля.

                                                                                                      1.Равномерность ширины шва.--------------------------------------------------------------------------1балл.

                                                                                                       2.Соблюдение наклонов верхних стежков.-----------------------------------------------------------1балл.

                                                                                                       3.Отсутствие длинных протяжек--------------------------------------------------------------------------2балла.

                                                                                                       4.Аккуранность и чистота работы.-----------------------------------------------------------------------1балл.

                                                                                                         Учителем проводится  текущий инструктаж, контроль за последовательностью выполнения практической работы,исправление ошибок, помощь в их                                                                                                                          устранении.

                                                                                                      12.Рефлексия.

                                                                                                           - чему мы научились на уроке?

                                                                                                           - что было трудно?

                                                                                                           - актуальна тема была на уроке?

                                                                                                             - что получилось?

                                                                                                             -что не получилось?

                                                                                                              - кто испытал радость успеха?

                                                                                                             - нужны ли такие уроки?

                                                                                                               Натянутый на пяльцах холст

                                                                                                                Манит сврею новизною,

                                                                                                                Как будто говорит со мною,

                                                                                                                Хоть с виду скромен он и прост.

                                                                                                                 Несет в своей он чистоте 

                                                                                                                 Цветы, иконы и картины,

                                                                                                                  Как в море, в нем живут глубины

                                                                                                                   И небеса на высоте.

                                                                                                                   Что буду я здесь вышивать?

                                                                                                                    Помилуй , Господи, направи

                                                                                                                    Меня, работу всю управи.

                                                                                                                    Чтоб радость ближним доставлять.

                                                                                                          13. Анализ проделанной работы, выставка работ и выступления по желанию. учащихся , допущение типичных ошибок и советы девочек по их устранению.,                                                                                                                    вопросы к учащимся, задание к следующему уроку.Общие выводы к уроку. Предложения учащихся на следующий урок.Выставление оценок.

                                                                                                           14. Уборка рабочих мест.

                                                                                                              

 

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

                                                                                         

                                                                                             

 

                                                                                                                   

                                                                                             

                                                                                          

  (