Урок окружающего мира в ТДМ по теме: " Весна – природа пробуждается."

Куштина Ирина Николаевна

Познакомить  учащихся с сезонными явлениями  в природе. Продолжить формирование умения работать с инфор    мацией. Акцентировать внимание на признаках разного времени года.

 Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель (Ф.И.О.)

Куштина Ирина Николаевна

Предмет

Окружающий мир

Класс

1 класс

Тема:

Весна – природа пробуждается.

Целевые

установки:

Задачи урока:

Обучающие: Познакомить  учащихся с сезонными явлениями  в природе. Продолжить формирование умения работать с информацией. Акцентировать внимание на признаках разного времени года.

Развивающие: Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Формировать УУД:

Личностные: У учащегося будут сформированы: положительное отношение к школе, учебной и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности мира природы, охране природы, зоровьесберегающем поведении.

Регулятивные:  Учащийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные: Учащийся научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получит возможность научиться: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа живая – неживая, животные – растения и т. д.).

Коммуникативные: Учащийся научится: использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию.

Оснащение урока (материалы к уроку)

Учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 3» (А.А. Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан)  

карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2)

карточка с заданием для групповой работы (№ 3)

карточки для саморефлексии

компьютер

экран

мультимедиа

 презентация к уроку


Этапы урока

Содержание этапа  

Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

 

  - Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами  отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы   будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.  (Слайд 2)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

                                       внимательность,

 А поможет всё узнать

Наша любознательность.

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

  

 - Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

                        (С.Маршак)

- (Слайд 4)

Весна – природа пробуждается.

- Назовите весенние месяцы (Слайд 4) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

 (Слайд 5)

- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

 Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

(Слайд 6) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

- Что изображено? Как бы вы озаглавили?

- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6)

- Назовите объекты неживой природы.

- А теперь назовите объекты живой природы.

- Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование  учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель.

 Работа в парах.

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 7)

Карточка № 1.

Стало холоднее.                                     Стало теплее

Образовались проталины.                     Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                День увеличивается.

Река замерзает.                                    Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                        Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                       Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7)

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 8)

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

 - Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)

- Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?

Опыт.

- А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.

- Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в тёплом классе, а другие положили в холодильник)

- Что же произошло?

- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)

Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения 

 Объяснить смысл пословиц ( выбрать любую пословицу; обсудить  все варианты, предложенные учащимися; выбрать правильный вариант)

  •  Зима весну пугает, да сама тает.
  •  Кто много спит весной, у того зимой бессонница бывает.
  •  И в марте мороз на нос садится.
  •  В марте день с ночью меняется, равняется.
  •  Пришла весна, так уж не до сна.
  •  Увидел грача - весну встречай.
  •  Дождь в мае хлеба поднимает.
  •  Черёмуха расцвела - холода позвала.
  •  Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
  •  В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
  •  Весною день упустишь – годом не вернёшь.
  •  И в марте мороз на нос садится.
  •  Весенний дождь растит, осенний гноит.

Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

 Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите нижний рисунок. Что нарисовано?

 - Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него.

 - Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 10)

- Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)

-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

-Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает

                                 (подснежник) – «галантус»                    

                                               бывают синие и белые

-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)

Медуница - лекарственная  (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)

 - Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)

- Ветреница дубравная.  Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)

- Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем.

-  (Слайд 11) У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Охрана  растений. 

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

- Не только растения реагируют на появление тепла.

Снится ночью пауку

Чудо - юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это …(птица)

-  Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

Работа по учебнику.

 - Рассмотрите рисунок на стр. 49. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

 - Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

 Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

(Слайд 12)

- Прочитайте на стр.49 народную примету о граче.

 - Сообщение заранее подготовленного ученика о граче.

- А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)

(Слайд 12)

- Прочитайте народную примету про скворца.

- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.

- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)

 А вот синицы (Слайд 12)  в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки.  (Слайд 13)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)

       

- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

- Рассмотри рисунки на стр. 50-51. Как люди заботятся о птицах?

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

Физкультминутка.

Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки

- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 15)

- Можем ли мы на него сейчас ответить?

Работа в парах

- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 16)

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

- Проверка по слайду. (Слайд 17)

Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 5 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18)

 Карточка № 3.

  1. Весна приходит к нам сразу после ________.
  2. Весенние месяцы – это_______________.
  3. Весну можно узнать по таким признакам_______,
  4. Какие раннецветущие растения появляются весной?
  5. Какая особенность раннецветущих растений?
  6. Охрана раннецветущих растений.
  7. Какие птицы прилетают к нам весной?
  8. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
  9. Какую пользу приносят птицы?
  10. Забота о птицах весной.

- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

8.

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

9.

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

- человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

- человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

- человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весна – природа пробуждается . МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ

Слайд 2

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

Слайд 3

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Слайд 4

Стало холоднее Стало теплее Образовались проталины Земля покрылась снегом День уменьшается День увеличивается Река замерзает Лёд на реке тает Листья распускаются Листья желтеют Птицы улетают на юг Птицы прилетают с юга Тает снег и лёд

Слайд 5

Первые проталины

Слайд 6

Половодье И.Левитан. Весна. Большая вода

Слайд 7

Раннецветущие растения Мать-и-мачеха Подснежник Медуница Ландыш Ветреница дубравная Первоцвет весенний


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грач Скворец Жаворонок Синица

Слайд 2

Дрозд Зяблик Горихвостка

Слайд 3

Ласточка Стрижи

Слайд 4

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

Слайд 5

Восстанови последовательность Возвращаются из тёплых краёв птицы . Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света.

Слайд 6

Восстанови последовательность Возвращаются из тёплых краёв птицы . Зацветают растения. Тает снег. Появляются насекомые. Больше солнечного света.

Слайд 7

Составь рассказ по плану Весна приходит к нам сразу после ________. Весенние месяцы – это_______________. Весну можно узнать по таким признакам_______, Какие раннецветущие растения появляются весной? Какая особенность раннецветущих растений? Охрана раннецветущих растений. Какие птицы прилетают к нам весной? Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись? 9. Какую пользу приносят птицы? 10. Забота о птицах весной.