Урок русского языка в ТДМ 4 класс по теме :"Лексическое значение глагола"

Дрюпина Ирина Александровна

Представлена разработка урока по русскому языку  4 класс в технологии ТДМ по теме "Лексическое значение глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tdm_po_russkomu_yazyku_4_klass.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Дрюпина  Ирина Александровна

Предмет

русский язык

Класс

4

Тема:

« Глагол. Лексическое  значение глагола»

Целевые

установки:

  • Актуализировать и развивать представления учащихся о лексико-грамматических признаках глагола;
  • Формировать умения выделять глаголы в речи, правильно их  использовать; развивать орфографическую зоркость;
  • Формировать и развивать общеучебные навыки: уметь планировать , осуществлять целенаправленную  деятельность, осуществлять самостоятельную познавательную деятельность;
  • Развивать коммуникативные навыки (готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение)

     

Оснащение урока (материалы к уроку)

  доска, учебник  по русскому языку А.М.Зелениной, тетради на печатной основе  к учебнику , карточки с заданиями, презентация


Этапы урока

Содержание этапа  

Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

 -Каждый из вас  приходит в школу с какой- то целью.  Какой?

-Послушайте одну притчу.

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне:  «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что знаешь?

-Что по- вашему это значит?

(нужно учить новое, но и не забывать старое)

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

  Беседа учителя:

-Какие вам известны части речи?

-Выполните упр.  

 -Определите, какой частью речи являются данные слова.

- В чём вы сейчас упражнялись? (в умении определять части речи)

-Какие слова, по - вашему стали причиной спора между детьми и почему?

(светило – солнце, светило - действие,

белила – тип краски, белила – действие;

Жгут – тип верёвки, жгут – действие;

Стекло – предмет, стекло – действие)

- Что общего у этих слов? В чём различие?

-Как называются такие слова?

-На какие 2 группы можно разбить эти слова? (имена сущ, глаголы)

-Какую из названных частей речи мы уже изучали?

-О какой части  речи идёт речь ?

(Работа с смарт-доской)

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто что делает, расскажет.

Чертит, пишет иль поёт, вышивает иль забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам …

- Найдите в стихотворении главное слово ( Глагол).
- Чем является глагол в русском языке? (Частью речи)
- Что обозначают глаголы?( Обозначают действия предметов)

 «Открытие» новых знаний.

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно  формулировать правило о глаголе, умение делать общие выводы

-Проанализируйте текст и найдите все глаголы, запишите их в тетрадь

(дети включены в поисковую деятельность)

 (Проверка записанных глаголов, выявление ошибок)

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

-Какие были ваши действия? Как среди всех слов находили глаголы?

(Эти слова отвечают на вопросы – что делают? что сделает? Они обозначают действия предметов.

-Одинаковы ли эти глаголы по способу действия? (нет)

-На какие виды действия можно разбить выписанные глаголы?

(дети дают различные ответы)-

На смарт-доске:

действие физическое;   умственное ,мыслительное;   речевое

-Запишите глаголы по  видам  действия.

действие физическое – живет, делает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит
действие умственное, мыслительное – чертит, пишет, вышивает  

действие речевое -расскажет, поёт
- Как же сформулировать тему урока?
- Лексическое значение глаголов.

Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование  учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель.

- Что же вы будете делать, чтобы правильно определить глагол и его лексическое значение?

-По каким признакам отличаем глагол от других частей речи?

(обозначает действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делают?)

- Что еще могут обозначать глаголы? (состояния, чувства)

- Придумайте по 2 глагола, обозначающие состояние и чувства

Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения 

 -Давайте попробуем составить алгоритм определения глагола

(обсуждение различных вариантов)

Работа с смарт-доской

Составление алгоритма определения глагола: ПРОГОВАРИВАНИЕ ВСЛУХ

  1. Что обозначает.
  2. На какой вопрос отвечает.
  3. Лексическое значение
  4. Роль в предложении.

Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

- Игра «Выбери» (работа с смарт-доской)

Стемнеет                прелестный

Выкопает                угрожает

Ночами                   выдержал

Сбегут                      далеко

Варенье                   зашагают

- Найдите  и запишите глаголы.  Что общего в этих словах? 

 (обозначают действия предметов, отвечают на вопросы  что делает? что сделают? Имеют  безударный гласный в корне, у всех есть приставка)

Определите лексическое значение глаголов

Физкультминутка.

Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

 Двигательная  физминутка . А теперь немного отдохнем. Я буду называть глаголы, а вы действиями показывайте их

Махать, жмуриться, плыть, смеяться, бежать, стоять, гладить, прыгать, мычать, молчать, нагнуться, опереться, сесть

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки

Самостоятельная работа (работа по карточкам)

1.Спишите, подчеркните глаголы.

Плещут волны на стене,

Ходят рыбы в глубине,

 И качаются дельфины

 На высокой на волне.

2. Вставить  вместо вопроса подходящий по смыслу глагол

Что делать? Стирка, бельё. Игра, мяч. Чтение, книга.

3.Подобрать  1-2 синонима:

Есть -  (кушал, лопал, трескал,)

Говорить - ( болтал, разговаривать, вещать, толковать)

Плакать -  ( реветь, рыдать, обливался слезами)

-Проверка  правильности задания по эталону (правильные ответы на смарт-доске).

8.

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

- Чем похожи все части речи?

- По каким признакам отличим глагол от других частей речи?

-Работа с тетрадью на печатной основе- упр …

- Определение заданий для самоподготовки (домашнее задание )

9.

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

-Определите цель вашей деятельности на уроке

(учились находить глаголы, определять их лексическое значение)

- Какие трудности встречались?

- Для чего в нашей речи нужны глаголы?

(чтобы делать речь красивее, подвижной)

 -Молодцы! Вы сегодня очень хорошо, активно работали на уроке. Я хочу поставить отметки наиболее активным из вас.  

- А что запомнилось, понравилось на уроке?

- Сегодня домашнее задание будет иметь творческий характер.

- Я даю 2 задания на выбор:

1. Придумать грамматическую сказку о глаголе

2.Придумать по 3 глагола  с разным лексическим значением