Ахмина Елена Юрьевна

сайт учителя физики

Наблюдать, изучать, работать.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: создание презентаций, видео.

Увлечения: автобусный туризм, фотография, стихи.

Регион: Московская область

Населенный пункт: пос.Подосинки, Дмитровский район Московская область

Место работы: моу Подосинковская сош

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/akhmina-elena-yurevna
"И мне, чем сгнивать на ветке, уж лучше сгореть на ветру"
Сергей Есенин.

 

 

О себе

    Закончила в 1981 году МОПИ им.Н.К.Крупской физический факультет. Работала до 2007 года учителем физики в школе Икшанской воспитательной колонии. В настоящее время преподаю в Подосинковской сош в 7-11 классах.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

С.Смирнов "Брестская крепость",  Д.Лондон "Маленькая хозяйка большого дома",  Толстой "Война и мир",  Е.Кюри  "Мария Кюри" , Сергей Есенин. 

Мой взгляд на мир

Хочешь сделать мир лучше - начни с самого себя.

Моё портфолио

За годы работы в Подосинковской школе, а до этого  в школе воспитанников, у меня сформировалась определенная педагогическая идея: воспитывает не педагог, а собственная деятельность ученика, которую педагог организует. А значит, система моей работы основанная на принципах развивающего обучения (научности, наглядности, доступности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой) направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения физике, поэтому в основе преподавания предмета лежит деятельностный подход с использованием информационно-коммуникационных технологий и проблемного обучения.

Для осуществления своей методической системы ставлю перед собой задачи:

1) создать условия для формирования и развития творческой активности учащихся с учетом индивидуальных особенностей;

2) систематизировать учебные знания учащихся для развития исследовательских умений в условиях адаптивной школы;

3) разработать и внедрить систему внеурочных занятий по предмету для формирования профессиональных интересов учащихся и развития практической направленности предмета;

4) создать систему работы с одаренными детьми;

5) повышать собственный научный уровень в области преподавания физики, продолжать работу по совершенствованию ведущих подходов к обучению физике, пополняя накопленный методический и дидактический материал.

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность на основе теоретического знания, их практическое значение и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными, приближающимися в старших классах к методам науки. Познавательная направленность ученика носит избирательный характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер.

В своей педагогической деятельности я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом:

 – от любопытства к удивлению;

– от удивления к активной любознательности и стремлению узнать;

– к прочному знанию и научному поиску.

При первой же встрече школьников с физикой, как учебной дисциплиной, стараюсь добиться максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственное становление личности учеников.

На первом этапе курса физики (7–8-й класс) зачастую выделяю на некоторых уроках время (5-7 мин.) для непродолжительных бесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На этих беседах можно говорить об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, причем беседу нужно проводить эмоционально. Для развития познавательной компетентности учащихся на своих уроках я часто использую художественную и научно-популярную литературу телевизионных научно-популярных передач (тележурнал «Галилео» - телеканал «СТС», передача «ACADEMIA» – телеканал «Культура» и т.д.), либо материалы на сайте ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). Это оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Например, при изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираю басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там».

            Анализируя программу физики за годы работы в школе, я заметила, что не любое содержание указанных в программе разделов привлекает интерес учащихся, но все темы содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов учащихся, нужна только соответствующая методика преподавания.

            Стараюсь привлечь внимание учащихся новизною учебного материала, неожиданностью многих выводов и законов, зачастую заинтриговываю моих учеников. Ведь новизна, как стимул интереса учащихся, стоит ближе всего к физиологической основе познавательного интереса. Так как физика заключает в себе большие возможности показать учащимся то новое, что может поразить и удивить их, то я стараюсь воспользоваться такой возможностью. Например, при прохождении темы «Первый закон термодинамики», как дополнение к уроку, беру  материал  «Вечный двигатель» из многократно переизданной  и много раз выручавшей «Занимательной физики» Перельмана. А при изучении таких тем, как «Сила тяжести», «Вес тела» учащихся поражает, что масса тела и вес, оказывается,  совершенно разные величины, имеют разные наименования, при этом масса тела на любой планете не изменяется, а вес непостоянен!

            Как дополнение к этой теме использую рассказ Г.Уэллса «Первые люди на Луне»: «…но прыжок Кейвора показался мне чересчур высоким. Он сразу очутился очень далеко, отлетел футов на двадцать или тридцать от меня. Теперь он стоял высоко на скале и махал мне рукой. Как он смог сделать такой гигантский прыжок? Это похоже на колдовство!» Задаю вопрос классу: «Как бы вы ответили на вопрос автора?»

            На своих уроках стараюсь физические факты не констатировать серо и буднично, а стремлюсь строить объяснения как исследование, как открытие. И это на большом подъеме и с заинтересованностью проходит на уроке в 11 классе при изучении темы «Явление электромагнитной индукции». Вот что лежит в основе урока: выставляю на кафедре приборы, с помощью которых можно наблюдать данное явление. добавляю к ним еще два-три лишних, и предлагаю учащимся (по желанию) самим получить электрический ток, памятуя запись в дневнике Майкла Фарадея «Превратить магнетизм и электричество».  Желающие попробовать себя в роли исследователя всегда находятся. Итог урока становится как бы озарением дл ребят: «А ведь электрический ток можно получить и «без розетки»»!

            Не менее познавателен урок по теме «Дисперсия света». Пока идет объяснение дисперсии как волнового свойства света (с привлечением выводов из трактата И.Ньютона «О природе света….»), большинство ребят относительно равнодушны. Но как только я начинаю объяснять,  почему небо голубое, трава зеленая, а заходящее солнце красного цвета у ребят резко возрастает интерес к теме, а иногда среди моих учеников появляются и такие, которые говорят, что этого не может быть. И вот тогда этим удивительным фактам даю научное объяснение, причем это объяснение стараюсь сделать это четким, обоснованным, но доступным для учащихся языком.

            Развивает познавательный интерес учащихся и изучение известного материала, но под новым углом зрения. Иногда у ребят создается кажущееся мнение о том, что «это все уже известно», что приводит к угасанию ориентировочного рефлекса, к исчезновению удивления. Вот здесь я и стараюсь показать, что «новое» можно узнать и о давно известных вещах.

            Например, еще из уроков природоведения учащиеся знают о том, что все тела состоят из мельчайших частиц. Понятия «молекула», «атом» для них не новы, но на уроках физики они должны узнать, что эти частицы обладают определенными свойствами. Чтобы доказать, что между частицами есть промежутки, т.е. тело не сплошное, наливаю в одну мензурку 50 мл воды, а в другую – 50 мл медного купороса. Спрашиваю у ребят: «Если жидкости объединить, то какой объем должен получиться?». Сразу уверенно дают ответ: «100 мл». Каково же их удивление, когда они видят 80 мл. И теперь они сами пытаются найти объяснение данному опыту.

            На своих уроках стараюсь дать ребятам возможность в прежних знаниях увидеть новое, но более глубоко, все это является стимулом развития интереса к учебному процессу.

            Тормозящую роль жизненного опыта пытаюсь снизить путем разнообразия тренировочных упражнений. Например, учащиеся, как правило, хорошо усваивают формулировку третьего закона Ньютона и иллюстрирующиеся его примеры. Однако решение задач, связанных с применением этого закона часто вызывают затруднения, т.к. житейские и научные представления учащихся не совпадают. Именно это происходит при решении такой задачи: «К пристани причаливают две одинаковые лодки. Лодочники подтягиваются к берегу с помощью веревок. Противоположный конец первой веревки привязан к столбу на пристани, за противоположный конец второй веревки тянет матрос, стоящий на пристани. Все трое прилагают одинаковые усилия. Какая из лодок причалит раньше?».

            Как правило,  в своих ответах, ребята разбиваются на два лагеря, каждая сторона приводит свои доказательства принятого решения. И был момент, когда один учащийся из всего класса сказал, что обе лодки придут одновременно. Когда я акцентировала его внимание  на то, что большинство думает по другому, учащийся ответил, что не согласен с мнением ребят и не будет изменять своего ответа. Я не только испытала момент высшего педагогического наслаждения, но и не упустила возможности использовать эту часть урока в воспитательных целях.

            При планировании уроков всегда помню, что познавательный интерес только тогда будет иметь прочную основу для развития, когда связь между содержанием учебного материала и его назначением в жизни найдет постоянное место в системе уроков. Например, при изучении в 10-м классе темы «Полупроводники» важно показать учащимся практическое применение темы (терморезисторы – пожарная сигнализация, фоторезисторы – солнечные батареи, освещение улиц и т.д.).

            Осознание жизненной значимости изучаемого материала ярко проявляется при решении качественных задач. Поэтому при повторении тем провожу 15-минутные «Почемучки»:

- почему роса обильнее всего после жаркого дня?

- почему у гоночных велосипедов руль опущен низко и т.д.

Особенно большую помощь в подборке таких задач оказывает сборник вопросов Тульчинского.

            Практически на каждом уроке стараюсь решить задачу о приобщении учащихся к научным достижениям, это особенно актуально в старших классах, где учащиеся проявляют большой интерес к современному состоянию науки. Остро возникает интерес к теме, если при обсуждении материала возникает связь с астрономией. Вот тогда вопросы сыплются как из «рога изобилия». Именно это происходит при рассмотрении тем «Искусственные спутники Земли», «Закон всемирного тяготения» и другие.

            Одним из важных факторов успешности урока, считаю, эмоциональный настрой учащихся. Дело в том, что физику, как и математику, принято относить к точным наукам. Из этого, однако, не следует, что литературе, искусству, поэзии не место на моих уроках. Очень часто звучат отрывки из художественной литературы, в которых есть описание физических явлений природы, интересные факты, по-новому раскрывающие уже известные физические понятия, изыскиваются (часто в фантастической форме) новые области применения физических законов. Таким образом, представляется еще одна возможность для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

            Например. При изучении инерции тел напоминаю один из эпизодов сказки Гаршина «Лягушка-путешественница»: «Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю, а так как утки летели очень быстро, то и упала она не прямо на землю, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, за околицей деревни, в болото». Спрашиваю ребят: «Что спасло лягушке жизнь?».

            Для урока в 8-х и 10-х классах об электризации тел интересным примером служит отрывок из книги Паустовского «Черное море»: «Воздух во время урагана так густо насытился электричеством, что я был свидетелем, как у негра искры сыпались из волос, как будто из трубы паровой машины».

            Произведения художественной литературы зачастую использую при рассказах об ученых-физиках. При изучении темы «радиоактивность» обязательно зачитываю отрывок из книги-дневника Евы Кюри «Мария Кюри». Впечатляют и запоминаются учащимся некоторые страницы из жизни Нильса Бора, особенно тот интересный факт, что Бор в Дании был известен больше как хороший футболист, а потом уж как физик.

            Бывает так, что не имею возможности провести эксперимент, подтверждающий действие данного закона. Тогда мне на выручку приходят яркие примеры из художественной литературы. Так один из героев повести Беляева «Звезда КЭЦ», попав на маленькую планету, обнаруживает действие третьего закона Ньютона в «чистом виде»: «Я начал раздеваться и вдруг почувствовал, что физический закон «сила действия равнее силе противодействия» обнаруживается здесь в чистом виде, не затемненный земным притяжением. Здесь все вещи и сам человек, говоря поземному, «вниз», а сам, оттолкнувшись от него, подпрыгнул вверх. Получилось: не то я сбросил костюм, не то он меня подбросил».

            Отрывки из художественных произведений использую и при решении задач. Предлагаю учащимся рассчитать, правильно ли названа Циолковским в повести «Вне Земли» скорость в конце десятой секунды, если «…они видели, как ракета сорвалась и устремилась в наклонном положении в пространство… Она быстро удалялась…Через 10 с она была от зрителей на расстоянии 5 км и двигалась со скорость 1000 ».

Или еще: «Чтобы вывезти уснувшего на маковом поле Льва, было решено запрячь в телегу мышей. «Трудно было запрячь в телегу такое множество мышей: пришлось привязать к передней оси целые тысячи ниток. Притом Дровосек и Страшила торопились, боясь, что Лев умрет в маковом поле. И нитки путались у них в руках. Да еще некоторые молодые шаловливые мышки перебегали с места на место и запутывали упряжку. Наконец каждая нитка была одним концом привязана к телеге, а другим к мышиному хвосту, и порядок установился». Какое количество мышей необходимо, чтобы вывезти Льва массой 200 кг, если коэффициент трения k=0,1? Силу тяги одной мыши принять равной 0,2Н? А при изучении темы «Воздухоплавание» предлагаю своим учащимся опровергнуть или подтвердить возможность поднятия продавца шаров из произведения «Три толстяка» Олеша с помощью 50 воздушных шаров.

            Особенно важное внимание уделяю дидактическому материалу на уроке, используя «Дидактический материал по физике 7-11» С.А.Тихомировой, в котором качественные задачи изложены в поэтической или прозаической форме. Так, вспоминая героя Э. Распе барона Мюнхгаузена, ребята с удовольствием объясняют, почему барон не мог вытащить себя и коня, крепко сжав его обеими ногами, как щипцами, вопреки его рассказу.

            «Он (Бетховен) пользовался деревянной палочкой, один конец которой он клал в корпус фортепиано, а другой держал в зубах. Он прибегал к этому приспособлению, чтобы лучше слышать сочиненное…» (Р.Роллан. Жизнь Бетховена). При ответе на этот вопрос заодно приобщаю ребят к миру прекрасного – музыки.       

            Выбирая тот или иной путь пробуждения интереса для данного урока, темы, я одновременно решаю задачи по формированию эстетического, нравственного, научного убеждения моих подопечных. Особенное внимание уделяю вопросам экологического характера. «Экология России» Миркина Б.М., Наумовой Л.Г. -  прекрасный помощник при решении этого вопроса.

            Я убеждена в том, что целесообразным и эффективным будет урок в том случае, если конкретные действия учителя определяются не жестким технологическим набором операций, а соотношением решаемых им задач и наличной совокупности обстоятельств. Это соотношение на моих уроках каждый раз уникально. Именно такое соотношение заставляет меня выбирать в каждый момент приоритеты для каждого фрагмента урока, логику и порядок действий, искать новые педагогические методы общения. Все это - составные части не педагогической технологии, а методики, используемой мною в каждодневной практике.

            В последние годы сложилось такое мнение (не только у меня, но и у большинства моих коллег),  что интерес к обучению заметно упал, поэтому в своей педагогической деятельности я ставлю перед собой основную цель – используя разнообразные формы и методы, из урока в урок повышать интерес к моему предмету. Я хочу, чтобы ребята осознали значимость физики, поняли, как необходимы знания, которые они получают на моих уроках для дальнейшей жизни. Я уверена, что использование игровых моментов, элементов фольклора, диспутов, необычных опытов помогают мне повысить К.П.Д. моих уроков, способствуют повышению активизации мыслительной деятельности учащихся и, конечно же, повышают интерес к физике, как к предмету. Подтверждением вышесказанного является тот факт, что из года в год для сдачи экзаменов по выбору выпускники нашей школы (и 9-ых и 11-ых классов) останавливают свое внимание на моем предмете. 

Добавить грамоту в портфолио