Смирнова Алёна Владимировна

сайт учителя - логопеда

Вперёд, к правильной речи!

Профессия: учитель - логопед

Профессиональные интересы: возрастная психология

Увлечения: спорт

Регион: Москва

Населенный пункт: г. Москва

Место работы: ГБОУ детский сад компенсирующего вида № 2308

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/alonka
Терпение и труд всё перетрут.
русская пословица

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи.

Наиболее распространённое - дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форма языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье. Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка.

Некоторых родителей беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость). Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой вирусные заболевания в период беременности, контакт с вредными веществами и перенасыщение детского организма витамином А. В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят хирургическим методом.

Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте - заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносить сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые - причины, которые могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести «режим молчания». Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло - стоит обращаться за помощью к неврологу. После лечения надо развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не возобновилось.

Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу.

Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины. Главное - своевременно показаться врачу.


мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному

По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса. Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек - на предметы. Простой пример. Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать - «дай!», девочка попросит - «мячик».

Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые. Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое - за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот. Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила. Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам специалистов.


нужно создать ребёнку благоприятные условия для развития речи

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше - активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность.

Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.

Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит - повторять за ним, плачет - уделять внимание. Произнёс первый слог - обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи. Хвалить, когда он пытается повторять слова. Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки. Дети любят показывать «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки».

Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме - тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия.

.


 

 

О себе

Я, Смирнова Алёна Владимировна, учитель - логопед с девятнадцатилетним  стажем. Все эти годы успешно работаю в системе дошкольного образования. У меня двое детей - школьников и я прекрасно представляю все проблемы современных детей,  особенно если эти проблемы  связаны с речью.  

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения Тургенева, Чехова, Пикуля

Д. Гранин "Зубр".

В. Гроссман "Жизнь и судьба"

Моё портфолио

Мои ученики осваивают логопедическую игру: "Баба Яга учится читать". 

Описание: Компьютерная программа "Баба-Яга учится читать" представляет собой занимательную азбуку в стихах. Проказница Баба Яга припрятала в разных уголках сказочного леса буквы алфавита. И теперь маленьким игрокам придется пройти десять сказочных испытаний вместе с лесными обитателями, чтобы отыскать буквы и вернуть их в алфавит. А поможет им в этом мудрый Ворон, у которого есть волшебные книги - Букварик и Слогарик.

Дополнительная информация: Эта обучающая компьютерная программа уникальна: в ней впервые предложен подход к изучению азбуки в стихах и играх. Чудные рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита научат ребенка не только читать, но и составлять поэтические строчки.
Компьютерную программу отличают яркие и неповторимые характеры персонажей, живописная мультипликация и анимация. Игра озвучена известными актерами, веселые частушки и песни сопутствуют игроку в поиске букв.
Игровые задания и головоломки составлены с учетом методики опережающего обучения, которая позволяет заниматься по программе как малышам, начинающим учить буквы, так и тем, кто уже читает свои первые книжки.

"Лучший продукт 2004 года" в номинации "CD-ROM для детей" МИР ПК

Ключевые достоинства:
- методика опережающего обучения
- впервые на компьютере игры и азбука в стихах
- обучение навыкам чтения на базе занимательных игр
- красочная мультипликация и анимация
- игры озвучены известными актерами
- сказочные герои с яркими характерами
- 33 частушки про буквы «на бис»
- букварик, слогарик

Добавить грамоту в портфолио